Э. Г. Задорожнюк (Москва)
Русская философия в славянском мыслительном поле
Характеризуется изданный на сербском языке дополнительный том энциклопедии по русской философии (второе издание). Подчеркиваются лидерские позиции сербских исследователей в изучении социальной мысли современной России. Ключевые слова: Россия, Сербия, социальная мысль, русская философия, отечественные слависты, зарубежные слависты, славистические исследования.
Интерес сербской общественности к российским научным книжным новинкам не иссякал никогда. Одним из подтверждений этого является выход в Белграде в 2009 г. в переводе на сербский язык первого издания «Энциклопедии русской философии», монографий российских ученых славистов: в 2014 г. - Е. Ю. Гуськовой1, в 2015 г. - К. В. Никифорова2.
В мае 2014 г. в Москве вышло второе издание энциклопедии по русской философии3 - доработанное и дополненное, на чем правомерно поставить особый акцент по следующей причине. Она заключается в том, что дополнительные статьи в этом же году выпущены отдельным томом на сербском языке4. Это надо подчеркнуть в связи со следующим: первое издание энциклопедии было впервые переведено именно на этот язык в 2009 г. (в 2010 г. - на французский). Тем самым читатели и исследователи Сербии имеют возможность получить более полное представление о векторе развития исследований по истории русской философии даже по сравнению с русскими.
В этом векторе особенно примечательно расширение списка персоналий за счет включения новых имен - таких отечественных представителей философской мысли, как Э. В. Ильенков, разработки которого по марксизму оказались востребованными сегодня, И. С. Тургенев, «гегелист», претендовавший в свое время на кафедру философии в Петербургском университете, художники в самом широком смысле этого слова - И. Н. Крамской, П. Н. Филонов и С. М. Эйзенштейн. Не менее важно включение в список персоналий отечественных специалистов по истории русской философии, а также зарубежных исследователей. Интерес вызовет группа статей по
философскому истолкованию отечественными аналитиками важных феноменов устоев России. В числе таких статей - «война», «демократия», «права человека», «революция», «сверхобщество» и др.
Еще один блок статей посвящен изучению русской философии в зарубежных странах: Италии, Польше, Сербии, Украине.
Обратимся к предпоследней из них. Небольшая по европейским количественным меркам страна может считаться в этом плане одним из лидеров: прекрасно оформленное первое издание энциклопедии на сербском языке и дополнительный том - этому свидетельство. Эти издания, помимо прочего, предоставили прекрасную возможность выяснить весомое место славистов (в расширительном истолковании данного слова) в исследовании русской философии. Среди отечественных ученых - это в первую очередь ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН - Г. Д. Гачев (1929-2008), портрет которого (на суперобложке) помещен среди таких столпов отечественной мысли, как В. И. Вернадский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский и А. С. Хомяков. Не случайно, что он - автор нескольких десятков монографий, в числе которых «Америка в сравнении с Россией и славянством» (М., 1997), «Образ Божества в культуре. Национальные варианты» (М., 2014), конечно, Г. Д. Гачев заслуживает самого пристального внимания. К славистам можно отнести такие персоналии, как А. Ф. Гильфердинг и А. И. Стронин. Еще важнее статьи о зарубежных славистах: И. Берлине и Дж. Биллингтоне, А. Валицком и Т. Г. Масарике, да и о самом издателе рассматриваемых работ и соавторе (вместе с Б. Пан-теличем) статьи «Исследования русской философии в Сербии» в энциклопедии - В. Меденице.
Несколько слов об этой статье. Ее авторы систематизированно описывают процессы рецепции русской философии в Сербии и ход анализа этого феномена сербскими мыслителями. Они справедливо отмечают, что здесь были свои приливы и отливы: рост интереса, связанный с прибытием в Сербию русских философов в 1920-е гг., и падение - во времена Тито. В статье отмечается, что в последней четверти ХХ в. появилось «новое поколение философов и богословов, для которых изучение русской философии стало предметом главного творческого интереса» (с. 240). Их деятельность сводится не только к выпуску трудов русских философов и работ о них, они организовывают публичные лекции и беседы, проводят семинары и конференции, важной задачей которых является «защита духовной и культурной идентичности славянских стран» (с. 241).
Русская философия в славянском мыслительном поле
425
В этом направлении Сербия является несомненным лидером, причем не только среди славянских стран. В исследовательском ракурсе в чем-то не отстает от нее и Польша. Так, в соответствующей статье упоминается выпуск уже 8 томов лексикона «Идеи в России» (редактор А. де Лазари). Нельзя не отметить смелого подхода к подаче материала, осуществленного исследователями в Лодзи: каждая из статей располагается параллельно в трех колонках на польском, русском и английском языках, четвертую занимает библиография на этих и других языках. Для славистов и русистов это очень важно, поскольку позволяет сопоставлять выражение одной и той же мысли на разных языках и тем самым выявлять в ней дополнительные оттенки.
Думается, работа авторов и издателей энциклопедии по русской философии должна быть продолжена именно в этом направлении, чтобы нашлось место для анализа процессов рецепции русской философии во всех крупных странах - от Англии до Японии. Но в первую очередь в странах славянских. Польша, которой инкриминируется излишнее русофобство, и Сербия - соответственно русофильство -две крайние точки в этом континууме - в дополнительных статьях энциклопедии уже охвачены. Но как освещать процесс этой рецепции в Чехии и Словакии - вместе или раздельно, с учетом того, что Чехословакия долгое время была убежищем для множества русских философов? Чем объяснить подъемы и спады интереса к русской философии в Болгарии, в чем специфика рецепции этой философии в Белоруссии, по заключениям ее исследователей? И самый непростой вопрос об этом же - в странах-республиках бывшей Югославии, той же Хорватии, история рецепции русской философии, которая начиналась с контактов философа В. С. Соловьева и епископа Й. Штросс-майера еще в XIX в. Да и в той же крошечной Словении, ставшей местом рождения философа общеевропейской значимости С. Жижека, оригинально трактующего русскую философию.
Это - задача будущего. А в настоящем нельзя не отметить положительного прорыва в изучении русской философии, осуществленного как раз именно в Сербии. Выводы и оценки об академической значимости данного феномена, а также его последствий для многих сфер духовной жизни в Сербии и славянства в целом можно сделать самим славистам -как страноведам, так и представителям различных областей славяноведения. И поместить эти выводы в широкие контексты современной культурной и политической жизни Европы и мира в целом.
Таким образом, рассматриваемое издание весьма примечательно своим интересом к исследованиям в области истории и современно-
го состояния русской философии, которая, «переболев» марксизмом (причем это было тем, что Б. Пастернак называл «высокой болезнью» - творчество того же приверженца марксистского учения Э. Ильенкова вызывает и поныне интерес во всем философском мире), вновь привлекает к себе повышенное внимание. Сербия в этом плане - начальный его пункт; в настоящее время готовятся переводы труда и на другие языки, поскольку из него можно многое почерпнуть не только о русском, но и о славянском мире.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гускова J. Балкански путеви и сумануто беспуйе: мишдеБе ру-ског историчара. Београд: Catena Mundi, 2013.
2 Никифоров К. Србща на Балкану. ХХ век. Београд: Филип ВишаиЬ; ИГАМ, 2014.
3 Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд., доработанное и дополненное / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Книжный Клуб Книго-век, 2014.
4 Енциклопедща руске философще. Допунски том / У ред. М. Маслина. Београд: Логос Графичар, 2014.
E. G. Zadorozhnyuk Russian philosophy in the Slavic thought
Made a review of an additional volume of the Encyclopedia of Russian philosophy (second edition), published in Serbian language. It also highlights the leading position of Serbian researchers in the study of social thought of modern Russia.
Keywords: Russia, Serbia, social thought, Russian philosophy, Slavic domestic scholars, Slavic foreign scholars, Slavic studies.