УДК 82.0(470)
ББК 82.3(2=Рус)-443 Л 72
Лозовой И. В. Русская эпическая традиция Аннотация:
Одним из богатых и самобытных жанров русского фольклора является героический эпос. В данной статье сделана попытка показать общую картину русской эпической традиции, которая во многом определяется природой эпического творчества носителей русского эпоса.
Ключевые слова:
Фольклор, былина, сказитель, традиция, эпос, образ, репертуар, песня, сюжет, содержание.
Lozovoy I.V. Russian epic tradition
Abstract:
One of the rich and original genres of Russian folklore is the heroic epos. In the paper, an attempt is undertaken to show an overall picture of Russian epic tradition, which is in many respects defined by the nature of epic creativity of carriers of the Russian epos.
Keywords:
Folklore, the bylina, the storyteller, tradition, the epos, an image, repertoire, a song, a plot, the contents.
Русская эпическая традиция - это цикл поэм о подвигах богатырей за свободу, независимость, благополучие народа. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение типических свойств и истории их жизни, подвигов, стремлений, чувств и мыслей. Каждая из былин повествует о жизни определенного богатыря и получается ряд песен, группирующихся вокруг главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается еще вследствие того, что имеются варианты, более или менее различных, одной и той же былины, это зависит от многих факторов, таких как - место жительства сказителя, каноническая школа, к которой он относится, ну и, разумеется, от таланта эпического певца. Все былины проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и независимости. Именно независимый дух русского былевого эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохраненной, в основном, свободными олонецкими крестьянами. Исполнители и слушатели былин гордились подвигами богатырей. Пусть эпические герои выше, сильнее нас, обыкновенных людей, но эти герои наши, святорусские. Славу в веках богатыри заслужили тем, что результаты их деятельности имели значение не только для эпических «современников» их подвигов, но и для всех последующих поколений.
В фольклоре традиционны идеи, образы - часто сюжеты и целые репертуары произведений. На творчество большинства носителей фольклора отражаются традиции предшественников, например передатчиков, импровизаторов и тех, кто сохраняет «общий остов» сюжета. Фольклорная традиция зависит от творческого отношения носителей к тексту, по чему можно определить их принадлежность к той или иной канонической школе. При этом надо заметить, что информаторы в основном талантливо используют традиционный художественный фонд (средства изображения, приемы). Традиции устной народной поэзии, таким образом, складываются из творчества разных типов исполнителей.
Носители фольклора не только передают усвоенные у предшественников или современников произведения, но и могут интерпретировать традиционное представление изображаемого, это может быть существенным дополнением даже в области традиции художественного мира.
Певцы и сказители не всегда стремятся передать весь фольклорный репертуар, а ограничиваются лишь некоторыми циклами сюжетов, которые востребованы, например, собирателями народной поэзии. Между тем, встречаются информанты, которые стараются воспроизводить «свои любимые произведения» в любой аудитории, хотя его эпическое знание было шире его традиционного.(1) При этом отдельные сказители, хотя и знают, но не поют или не сказывают тексты, которые не любят. Например, сказитель А. Сорокин не любил сюжеты комического плана, а Н. С. Богданова предпочитала былины «О Добрыне Никитиче». Многие сказители соблюдали ритуальные установки. Не полагалось петь героические песни в присутствии людей в нетрезвом состоянии, при соблюдении поста, поэтому допускалось использовать произведения легкого жанра. Если ситуация позволяла быть независимым от аудитории, певец или сказитель использует что-либо из своего репертуара по выбору, самые любимые произведения.
Былинщики перед исполнением своих произведений учитывают запросы аудитории, ее состав, а так же возрастные особенности: дети, взрослые или пол - мужчины, женщины. Были и такие знатоки былин, которые допускали импровизацию, хотя в целом относились к передатчикам эпоса.
Многие певцы и сказители былин относились к собирателям фольклора с доверием; после записи репертуарных произведений давали комментарии к ним, пояснения, старались конкретно представить свое «эпическое знание». Знатоки былин считались передатчиками старины, так как только они обладали достоверными сведениями об историческом прошлом народа, поскольку именно в былинах народ выражал свои думы и чаяния. Потому-то из поколения в поколение люди относились к героико-эпической поэзии как к памятнику познавательного значения. Разумеется, былины создавались талантливыми людьми. Обладая поэтическим даром от природы, они хорошо усваивали весь словесный фонд художественной системы эпоса, а затем, соблюдая канонические правила «школ» сказителей, воспроизводили эпические песни.
В героических образах песен русского эпоса - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Микуле Селяниновиче, Святогоре в художественной форме правдиво отразились национальные особенности русского народа, который самоотверженно отстаивал честь и независимость Родины в борьбе с иноземными захватчиками. На протяжении столетий былины впитывали действительные черты духовного облика русского народа. В былинах народ утверждал свое бессмертие, нравственную красоту и стремление к свободе. Идея защиты Родины, любовь к ней - ведущая в героических былинах. В этой идее заключено все самое святое и великое. Патриотический пафос былин типичен мотиву эпических памятников мирового фольклора: индийской «Махабхараты», армянского «Давида Сасунского», «Гэсэра» монгольских народов, калмыцкого «Джангара», киргизского «Манаса», хакасского «Алтын - Арыга», «Нарты» кавказских народов, башкирского «Урал -Батыра», с греческими «Илиадой» и «Одиссеей».
К самым древним эпическим песням относились сюжеты мифологического содержания, о борьбе с враждебными человеку силами, явлениями природы. В русском эпосоведении уже конкретизировано, что к самым ранним сюжетам былин относятся «Волх Всеславьевич», и «Святогор». В более поздних произведениях русского эпоса воспевается величие Российского государства. Эпос выступает как средство сплочения народа, отражает национальное самосознание.
Тема Родины выразительно звучит в былине «Первые подвиги Ильи Муромца». В былине «Илья Муромец и Калин - царь» отражена борьба русского народа с татаро -монголами. Когда опасность нависла над русской землей, Владимир Красное Солнышко обращается к Илье с просьбой защитить Родину. Богатырь соглашается и прощает князю
свою обиду.
А извиняется тутъ князь да стольнё-к1евской
А старому казаку Илью Муромцу:
- А прости-тко ты меня да Илья Муромецъ!
- А посадилъ я тя во погребы глубошя,
- А хотелъ поморить смертью голодною,
- А еще ведь ты Ильюнюшка да живъ ведь есть.
- А не знаешь ты невзгодушки великгя:
- А ко славному ко городу ко К1еву
Наезжал-то тутъ поганыи воръ Калинъ царь,
- А собрана дружинушка много царей,
- А много царей-то собралъ, много королей,
- А подобрано силы у ихъ смету нетъ,
- А все сильнш могучш татарева.
- А не мошь ли постоять да ты за К1евъ градъ,
- А за матушку стоять да свято-Русь землю,
- А постоять ли-то за церквы за соборныя,
- А тыи за кресты животворящ1е,
- А спасти насъ теперь всехъ князей бояръ?
- А некому поехать супротиво царя Калина,
- А розсерделъ-то я теперь богатырей,
- А уехали оны здесь да три году.-
Ай говоритъ-то ему старый казакъ да Илья Муромецъ:
«Ай Владимир князъ ты стольне-кгевской!
«А гдъ же есте мой да конь добрый?»...(2:305)
Это отражение междоусобных распрей между князьями, что негативно сказывается на мир и благополучие Руси; трудно было, в таких ситуациях, защищать народ от нашествия иноземцев. Илья Муромец - настоящий патриот Родины. В других былинах о нем повествуется не только как о богатыре, горячо любящем Русь, но и как бесстрашном защитнике мирной жизни народа, носителе добра, справедливости и мудрости. Илья Муромец - символ русского народа.
Былины о Добрыне Никитиче, так же популярны и любимы народом. Добрыня Никитич - один из самых именитых героев русского эпоса. Как патриот Родины, он готов идти на самопожертвование, отважный и инициативный богатырь. Он не только герой -воин, но и дипломат. Былина «Добрыня и Змей» повествование о Добрыне - победителе змея. Образ змея - художественное воплощение врагов Руси. Добрыня побеждает этого грозного противника. Алеша Попович в былинах изображен не только защитником родной земли, он - и шутник, и весельчак.
Идейный смысл былин связан с эстетическими представлениями народа. Защита Родины - основной лейтмотив, измена ему - большой грех и преступление. В одной из былин Илья Муромец казнит сына - изменника. Данный мотив получил истолкование в некоторых произведениях писателей: Н. В. Гоголем в «Тарасе Бульбе», М. Ю. Лермонтовым в «Беглеце» и другими известными писателями. Сватовство в народном эпосе отражает патриархальные традиции, когда браки устанавливали родственные отношения между феодалами. Очень древним и международным является мотив «муж на свадьбе своей жены». Или. Образ Тугарина (см. былину «Алеша и Тугарин») отражает представление народа о набегах на Русь кочевников, фактически воспроизводит имя половецкого хана Тугорканя. Особенно хорошие комментарии элементам исторического характера в русских былинах дал в свое время академик В. М. Жирмунский.(З) Естественно, былины о татаро - монгольском нашествии, образы князей и бояр в них, былины о новгородском певце Садко отражают историческую судьбу русского народа.
Как известно XIII - XIV веках происходила централизация Русского государства.
Существует много былин, посвященных целостности Руси. Образ богатыря стал основным в русском устном этносе. Песни героического содержания посвящались времени княжения Владимира, а центром Русского государства был Киев. Идея сплочения народа, чтобы отстоять независимость, была лейтмотивом былин киевского цикла. Это самый крупный цикл русского народного эпоса.
С Новгородом связаны былины новгородского цикла. Это былины: «Садко», «Василий Буслаевич». Считается, что они возникли в XIII - XV веках. Новгород был вторым по величине крупным городом, торговым и культурным центром древней Руси. Сюжет былины «Садко» посвящен новгородскому певцу Садко, который искусно играл на гуслях. Желая построить корабли, чтобы начать торговые связи с заморскими странами в целях укрепления мощи Руси, он обращается за помощью к гостям из Киева. Получив отказ, он обращается к синему морю. Помогает золотая рыбка. Очевидно, художественная интерпретация представлений человека о природе имеет соответствие с исторической жизнью Новгорода того времени. Создание былины соотносится расцвету торговли Новгорода.
Велика роль памяти в устном творчестве любого народа. Фольклорный процесс - это не только сохранение памятников устной поэзии согласно каноническим правилам, но и реконструкция, развитие системы художественных образов на основе сложившегося
словесного фонда, традиционной поэтики, в чем ведущее значение имеет память.
Талантливые эпические певцы сознательно располагают произведения в такой
последовательности, что невольно эпические темы и сюжеты воспроизводятся по
хронологии событий, создается упорядоченная картина исторической действительности. Если стоит задача обрисовать подвиги одного и того же героя в разных произведениях, то выбор предоставляли аудитории. У исполнителя былин, так или иначе, стояла цель - показать борьбу героя за государственные, национальные, общечеловеческие идеалы, показать, какой ценой достается мир, свобода, независимость, утверждение добра, земного счастья.
Сопоставление типов сказителей, обладающих индивидуальными особенностями, каноническими приемами, приводит к выводу о том, что у них - своеобразные художественные задачи.
Примечание:
1. Гильфердинг А.Ф. Ожнежские былины. СПб., 1873. 1336 с.
2. Ухов П.Д. Атрибуции русских былин. М., 1970. 152 с.
3. Селиванов Ф.М. «Общие места» как средство паспортизации русских былин: автореф. дис. ... канд филол. наук.М., 1963. 20 с.
4. Кузьмина Е.Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири. Новосибирск, 2005. 1381 с.
5. Биткеев Н.Ц. Эпос «Джангар». Элиста, 2006. 350 с.
6. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958. 60 с.
7. Козин С.А. Эпос монгольских народов. М.; Л., 1948. 248 с.
8. Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. М., 1974. 264 с.