Научная статья на тему 'РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА: РАЗВИТИЕ ОТ НАЧАЛА ПРОШЛОГО К НЫНЕШНЕМУ СТОЛЕТИЮ'

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА: РАЗВИТИЕ ОТ НАЧАЛА ПРОШЛОГО К НЫНЕШНЕМУ СТОЛЕТИЮ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
602
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ И ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ / КОМПОЗИТОР / СОВЕТСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыплакова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, которые возникли в русской духовной музыкальной культуре в начале XX века. Их высказывал в своих публикациях священнослужитель и композитор протоиерей Георгий Извеков и Г.А. Гумай. Через сто лет эти вопросы являются актуальными и в современной социокультурной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА: РАЗВИТИЕ ОТ НАЧАЛА ПРОШЛОГО К НЫНЕШНЕМУ СТОЛЕТИЮ»

Светлана Михайловна Цыплакова

Кандидат культурологии, доцент Новосибирского государственного педагогического университета, доцент кафедры церковного богословия новосибирской православной духовной семинарии

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА: РАЗВИТИЕ ОТ НАЧАЛА ПРОШЛОГО К НЫНЕШНЕМУ СТОЛЕТИЮ

В статье рассматриваются вопросы, которые возникли в русской духовной музыкальной культуре в начале XX века. Их высказывал в своих публикациях священнослужитель и композитор протоиерей Георгий Извеков и Г.А. Гумай. Через сто лет эти вопросы являются актуальными и в современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: церковная и оркестровая музыка, священнослужитель, композитор, советское и современное время.

Вопросы по дальнейшему развитию православной духовной музыки которые ставились в среде русских церковных композиторов, критиков, специалистов культуры, церковных людей также как и ответы на них были различны. Мнения и идеи на перспективы развития духовной музыкальной культуры печатались в журналах. На эти мнения отвечали другими мнениями, соглашаясь или оспаривая их. Эти дискуссии можно сравнить с обменом мнений в современных социальных сетях, с одной лишь разницей, что стиль обращения к оппонентам был предельно корректен, литературный язык на высоте, а высказывания аргументированы.

Как пример к вышесказанному, обратимся к взглядам на новые задачи развития православной музыки Г.Я. Извекова, которые он высказал в своей статье в журнале «Хоровое и регентское дело в 1913 году. Но сначала надо обратить внимание на личность Г.Я. Извекова.

Георгий Яковлевич Извеков, протоиерей, духовный композитор, единственный канонизированный новомученик среди композиторов духовной музыки. Родился в семье известного священника Иакова Федоровича Извекова, окончил Калужскую духовную семинарии в 1894 году и Киевскую Духовную академию в 1898 году.

До революции с 1899 года Извеков служил в посольских церквах в Праге и с 1905 года в Гааге псаломщиком. В 1906 году Извеков рукоположен в иерея и назначен в Петербургский Александровский женский институт законоучителем и настоятелем храма св. блгв. кн. Александра Невского. Одновременно преподавал в гимназии принцессы Е. М. Ольденбург-ской, с 1913 в Свято-владимирской женской церковно-учительской школе. С 1910 года преподавал в Регентском училище. В составе этнографических экспедиций Географического общества ездил по России и собирал русские народные песни.

Первое его издание церковных песнопений относится к 1904 году. Это «Мелодии знаменного, киевского, греческого и болгарского роспевов в систематизации и обработке Ю. Извекова для смешанного хора». В 1910 годах вышли песнопения Литургии для малого смешанного хора и песнопения Всенощного бдения. Отец Георгий аранжировал для трех мужских голосов песнопения Литургии в 1915 году.

Песнопения Георгия Яковлевича в целом доступны для простых хоров, но есть среди духовных сочинений такие, которые демонстрируют достаточно зрелый композиторский стиль. Один из них «Хотех слезами омыти» (покаянная стихира из Октоиха). Это песнопение написано в полифоническом стиле.

Из сочинений Извекова назовем еще «На реках Вавилонских», «Благообразный Иосиф», «Христос раждается», «Да исправится», «Пасхальный концерт», «Не умолчим никогда», «Свете тихий», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть», «Богородице Дево радуйся», «Благослови душе моя Господа».

В Первую мировую войну отец Георгий Извеков служил в санитарном поезде, потом в госпитале.

После 1917 года отец Георгий продолжал сочинение церковных песнопений до конца своей кончины, до 1937 года. Среди них Херувимские, Милость мира, Свете Тихий, догматики, стихиры, «Се жених» «Великое славословие», « На реках Вавилонских». Всего около 80 песнопений.

Творчество Извекова пронизано его убеждением по поводу духовного музыкального творчества. Он писал: «...необходимо поставить первую задачею... обработку обиходных мелодий, а затем уже самостоятельное творчество» [1, с. 393]. Этой идеи он оставался верен до конца. Особенно в своих осмогласных циклах, которые содержат современные приемы трактовки традиционных распевов, развивающих их структуру, ладовость, унисонную природу.

В 1918-1920 годах Извеков работал в Московском областном союзе кооперативных объединений. В 1921-26 годах служил в храме Донской иконы Божией Матери на станция Пер-ловская под Москвой, возведен в сан протоиерея. Под его грамотным руководством долгое время не могли закрыть храм. Видимо это обстоятельство послужило к арестам.

В 1926-30 годах состоял в секции духовных композиторов Московского отделения Общества драматических писателей и композиторов (Драмсоюз). Был арестован 14 апреля 1931 года, заключен в Бутырскую тюрьму.

За организацию братств и сестричеств и помощь ссыльному духовенству приговорен 30 апреля 1931 года к 3 годам ссылки. Отбывал ссылку на Севере.

После заключения вернулся на станцию Перловская, снова занимался сочинением и обработкой церковных мелодий по заказам храмов, обработкой русских народных песен, переписывал ноты, тем и кормился с семьей.

Отец Георгий сочинял для многих церквей Москвы и для церковных хоров известных регентов, таких как Н.С. Данилов, С.В. Кривобоков и других.

Извеков как композитор духовной музыки примыкал к новой русской духовной школе. Он разделяет взгляды по гармонизации церковных песнопений с Кастальским, Чесноковым, Гречаниновым.

«Церковные композиторы уже в конце XVIII в. начали поиски путей синтеза знаменного и партесного пения, которые завершились созданием в XIX в. оригинальной русской школы церковной музыки [2, с. 207]. Это видно и из произведений Извекова, таких как «Херувимская», «Благообразный Иосиф», «Достойно есть». Церковные произведения отца Георгия передают музыкальными красками глубоко молитвенное настроение. Они, несомненно, обладают художественными достоинствами [1].

Церковные сочинения: «Ирмосы Рождества Христова», Пасхальный концерт «Снизшел еси», «Да исправится молитва моя» отличает современная гармония: ходы секстами, полные аккорды, но в них в тоже время сохранен дух старинного пения: унисоны, двухголосие, окончание на квинте.

Церковные песнопения «Хвалите имя Господня», «Многая множества», «Хотех слезами омы-ти» Извеков пишет в еще более современной манере церковного творчества начала XX века. Это более сложная гармония и драматизм. Прослеживается даже экпрессия. Но опять же, все песнопения отличает благородство стиля, звучания, доступность исполнения, богословский и художественный вкус автора.

Священник Георгий Извеков пробует в сочинении церковных песнопений разные стили. Однако в первую очередь отдает предпочтение знаменному стилю. Композитор к каждому сочиняемому песнопению подходит очень индивидуально, можно сказать трепетно. Он всегда исходит от богословского текста, от молитвенного настроения, который несет церковный текст. Так у него несколько осмогласных циклов, в которых не только для каждого цикла ирмосов одного гласа, но и для каждой песни канона композитор ищет и находит оригинальное по гармонии, фактуре и мелодике решение.

Извеков сочинял как в сложном, так и в аскетичном стилях, исходя из задач церковных песнопений и церковных хоров, для которых он писал в непростые годы для России.

Для примера можно привести четыре песнопения Великой Пятницы 1937 года, незадолго до расстрела. Два песнопения написаны на знаменную тему, с вплетением подголосков в хоровых партиях. А два последующих песнопения в музыкальной фактуре народного причитания. Сам автор привел дополнительный комментарий: «Не громко. Это не вопль, а скорбный плач» [1, с. 390]. Красиво и выразительно звучало чередование знаменной мелодии и причета в службе отпевания Плащаницы.

Георгий Яковлевич для лучшего понимания и исполнения своих сочинений оставлял в партитурах детальные ремарки. Например, «Се Жених» — унисон: «раздается зов громкий дружек, идущих впереди Жениха»; «грядет» — появляются мотивы шага в нижних голосах: «шаги некоего таинственного шествия» [1, с. 390].

Надо привести слова Н.И. Компанейского, когда в 1907 году в Петербурге, в концерте хора под управлением А.А. Архангельского исполнялись духовные сочинения Георгия Извекова: «...Извеков — настоящий музыкально образованный композитор и сразу должен быть поставлен в ряд с Гречаниновым, Кастальским, Лисицыным. Изложение его мысли контрапунктическое, а не гармоническое, причем замечается изящный музыкальный вкус, изобретательность и вдохновение» [1, с. 391].

Развитие и процветание церковной музыки не входило в планы советской власти. Георгий Извеков был священником и церковным композитором, поэтому 2 ноября 1937 года он был снова арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Причиной ареста стали сведения о его близких контактах с Патриаршим Местоблюстителем, митрополитом Сергием (Старогородским). Также обвиняли отца Георгия в контрреволюционной деятельности.

23 ноября 1937 года по обвинению в «контрреволюционной фашисткой агитации» священник Георгий Извеков был приговорен Особой тройкой УНКВД по Московской области к высшей мере наказания. Расстрелян на Бутовском полигоне. Канонизирован постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 года.

Надо отметить, что во время допроса при первом аресте отец Георгий сказал, « .я ожидал своего ареста, и даже хотел этого. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово» [1, с. 397].

Как мы видим из его жизни и мученической кончины это был очень умный, одаренный верующий священник и композитор.

В свое время, в своей статье священномученик Г.Я. Извеков говорил, что в России в среде церковных композиторов возник вопрос о создании православной церковной музыки в оркестровых формах. Под термином «оркестровая церковная музыка» подразумевалась музыка внебогослужебная, предназначенная для концертных залов, вне церкви.

Цель создания оркестровой церковной музыки состояла прежде всего в деле нравственно-религиозного воспитания общества. Задачи ставились такие как борьба с сектанством, неверием, индифферентизмом художественными средствами. Для нравственно-религиозного просвещения общество надо заинтересовать. И православная церковная музыка как православная поэзия и изобразительное искусство должна была прийти на помощь.

Область, которая называется православной духовной музыкой в начале XX века представляла собой хаос противоречивых взглядов, идей, наслоений. На практике смешение всевозможных распевов, стилей. Отсутствие единой школы и традиции. Пока не было создано, таких как в западной духовной музыке, крупных духовно-музыкальных произведений, не считая духовных сочинений Александра Тихоновича Гречанинова. «Всенощное бдение для солистов и смешанного хора» (1912).

Старинное русское знаменное пение уже тогда не всеми понималось и принималось. Поэтому Извеков видит в перспективах развития духовной музыки как музыки, которая будет использовать оркестровые формы. В таком виде церковные распевы в новой обработке подтолкнут слушателей к более высоким эстетическим переживаниям. Ведь эстетически красивые чувства близки к религиозным, особенно в музыке. В подтверждение этому можно привести слова Святителя Иоанна Златоуста. «Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилам ритма» [1, с. 604].

Духовные композиторы инстинктивно тянутся к оркестровым эффектам, считает Г. Я. Извеков. Тем более, что можно использовать то, что наработано западной церковной музыкой к нашим церковным формам, пока не выработали свои.

Чтобы церковные тексты сохранили православный облик, а это очень важный аспект, надо на первый план выдвинуть обработку обиходных мелодий, а потом уже авторское творчество композиторов. Тем более, что в православной церковной музыке за столетия развития собран богатый мелодический материал для фуг, имитаций, канонов, для создания крупных форм на церковные тексты, считает Г.Я. Извеков в своей статье.

Теперь приведем мнение другого автора статьи А.Г. Гумай в ответ на статью Г.Я. Извекова. Статья напечатана в журнале «Гусельки яровчаты» в том же 1913 году. Сведений о Гумай не сохранилась. Но вступив в диалог с Извековым видно, что он человек неравнодушный, глубоко понимающий духовную музыку.

Он излагает свои взгляды на определенные вопросы развития русской духовной музыки. Рассмотрим с чем он согласен. А.Г. Гумай солидарен с Извековым в том, что духовная музыка должна развиваться. Прогресс не только необходим, но он неизбежен.

Однако Гумай считает, что русской духовной музыке не следует равняться на духовную музыкальную культуру Западной Европы, потому что русская церковная музыка «владеет таким неисчерпаемым и богатым материалом, как ни одна из христианских церквей» [1, с. 608]. В своем содержании церковная музыка самодостаточна. Автор приходит к выводу, что для духовной музыки предназначенной для исполнения в концертных залах надо применять контрапунктическую музыкальную разработку, что по сути совпадает с мнением композиторов «нового направления».

Такие мнения высказывались в начале XX столетия. Многие русские композиторы были воспитаны в традиции церковных песнопений, с детства участвовали в богослужениях. Они задумывались о дальнейшем развитии духовной музыкальной культуре, сознавая проблемы в церковной музыкальной области, предлагали пути решения этих проблем как понимали. Они не оставались равнодушно в стороне, дискутировали, печатали свои мнения по вопросу о дальнейшей перспективы развития духовной музыки. Читая их статьи понимаешь, что они обсуждают родную, близкую к сердцу тему.

Люди, жившие в России как и мы сейчас, не знали, что будет в ближайшем будущем. И конечно, большинство не предполагало, что тема дальнейшего развития духовной музыки будет под запретом как и все, что связано с православной верой в СССР. Задачей духовной музыки на семьдесят лет стало не развитие, а выживание. По сути она законсервировалась, потому что советскому обществу была не нужна. И только небольшой процент людей, которые не оставили свою веру, могли не афишируя практиковать и хранить традиции церковного пения.

Практически через сто лет, в начале XXI века вопросы, которые стояли перед духовной музыкой вновь стали актуальны. Но с одной оговоркой.

Если сто лет назад почти все русское общество жило в православной традиции. Люди понимали, знали, и с детства слышали церковные песнопения. Они были погружены в духовную музыкальную культуру. Вопросы, связанные с духовной музыкой волновали русское общество, то теперь, пройдя через советское воспитание, окунувшись в эпоху перестройки в американскую, западную, восточную культурные традиции, практически все российское общество оторвано от духовной музыкальной традиции. И вопросы развития духовной музыкальной культуры волнуют и интересуют только небольшое количество людей. В основном профессиональных музыкантов, хоровых дирижеров и регентов церковных хоров, которые по роду своей деятельности знают церковную музыку и размышляют над вопросами, которые ставит современная социокультурная обстановка к духовной музыкальной области.

В этом заключается различие между современным обществом начала XXI и российским обществом начала XX века. А вопросы, которые возникли в области возрожденной духовной музыки остаются прежними. Это наличие различных взглядов, идей, настроений. На практике смешение всевозможных распевов, стилей. Отсутствие единой школы и традиции.

Это естественно и нормально, после стольких лет консервации духовной музыкальной культуры. В современное время появляются научные труды, посвященные истории русской духовной музыки, проводятся конференции, переосмысляется опыт предыдущих поколений. На практике возрождаются знаменное пение, исполняются духовные концерты, в богослужении продолжаются развиваться традиции осьмогласного и обиходного пения. Появляются авторские духовные произведения. Получая профессиональное музыкальное образование будущие молодые специалисты имеют возможность изучать историю духовной музыки.

В репертуар учебных хоровых и профессиональных коллективов входят церковные сочинения композиторов и духовные концерты. То есть процесс инкультурации духовной музыкальной культуры в современном обществе постепенно возрождается, осваивается и развивается.

Надо отметить, что мысли, которые высказывал в свое время священномученик Г.Я. Извеков говоря, что в России в среде церковных композиторов возник вопрос о создании православной церковной музыки в оркестровых формах нашли свое практическое воплощение в музыкальном творчестве митрополита Волоколамского Илариона Алфеева, в его оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра (2006). Митрополит Илларион органично соединил в этом духовном произведении лучшие баховские приемы с православной традицией.

Очевидно, что невозможно точно предсказать перспективы развития церковной музыки в последующие годы. Но мы попытаемся выделить некоторые вероятные тенденции:

— Сохранение традиций церковного пения в богослужебной практике.

— Популяризация духовных произведений на концертных площадках.

— Включение изучения церковных сочинений в образовательную среду.

— Изучение духовной музыкальной культуры специалистами.

— Обработка церковного мелодического материала современными средствами музыки для популяризации в молодежной среде.

Возможны и другие перспективы развития духовной музыки и они будут вызваны религиозными и культурными потребностями общества. Но насколько церковная музыка будет востребована в современном обществе, которое воспитывается в секулярной культурной обстановке, слушает совершено другую музыку, это покажет время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918). М.: Языки славянской культуры, 2002.

2. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период. Кн. 1: 1920-1930-е годы. Ч. 1. М.: Языки славянской культуры, 2015.

3. Цыплакова С. М. Земное и небесное: этапы секуляризации русской духовной музыки // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5-4. С. 204-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.