Научная статья на тему 'Русская деревянная скульптура'

Русская деревянная скульптура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1419
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская деревянная скульптура»

АНАЛИТИКА,

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ Виктор Михайлович

Главный специалист - эксперт Министерства туризма

Тверской области (Тверь, РФ); Член Союза журналистов России; gribkovcom@mail.ru

Русская деревянная скульптура

Русская деревянная скульптура - это тот вид национального творчества, который и сегодня ещё остаётся малоизученной областью русского искусства.

В первую очередь это объясняется тем, что русскую скульптуру и по своему значению и распространению несравнима, например, с иконописью, где русским мастерам удалось достичь максимальных высот. Определённую роль сыграло и то, что само занятие изготовлением деревянной скульптуры часто понималось, как подражанием широко распространённой подобной традиции в католичестве.

Был и ещё один сдерживающий фактор распространения деревянной скульптуры в России - это Указ Священного Синода от 1722 года, который требовал изымать из церквей деревянные скульптуры, которая в основном была культовой, и направлять их в Синод или Синодальные конторы для уничтожения.

К сожалению, Указ Синода был не единственным официальным документом, направленным против скульптуры, как таковой. Спустя сто десять лет последовал особый Указ императора Николая I № 11599 от 30 ноября 1832 года предписывающий, чтобы нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов.

Однако сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что русская деревянная скульптура - это самостоятельное, своеобразное и оригинальное направление в нацио-

нальном искусстве, которое, несмотря на колоссальные утраты, сохранило многочисленные и самые разнообразные образцы.

Собрания русской деревянной скульптуры имеются практически во всех наших музеях. К сожалению, они не всегда попадают в постоянные экспозиции, а потому остаются до сих пор малоизвестными и малоизученными.

И это при том, что, по словам известного исследователя данного вида творчества, А.К. Чекалова: «Народную деревянную скульптуру, в частности северную, можно считать прямой и единственной наследницей древнерусской пластики».

В собрании Московского Кремля хранится один из самых древних памятников русской деревянной пластики - скульптура святого Георгия-воина, вырезанная из цельного ствола липы в XIV веке. Здесь представлены произведения в основном XV-XVШ вв., разнообразные по видам и технике резьбы, дающие широкое представление о своеобразии развития этого вида древнерусского творчества в разных культурных центрах Древней Руси -Москве, Новгороде, Ростове Великом, на русском Севере.

Говоря о скульптурных изображениях святого Георгия, можно отметить то, что популярным было изображать его не в виде деревянной скульптуры, а в виде горельефа. («Чудо Георгия о Змее»). Известно несколько таких скульптурных работ из Вологодской области.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. 11, N0. 6 (76)

2017

Особенной же любовью пользовалось изображение Николая Чудотворца («Никола Можайский с мечом и градом»), которые можно встретить, практически, повсеместно, как на севере, так и в центре России.

Иногда такие скульптуры достигали человеческого роста, как Николай Можайский из Пскова (1540 года), который был в высоту имеет более 1 метра 70 см.

Удивительная по красоте деревянная скульптура Николы Можайского с мечом и градом из Николо-Столпенского монастыря, датируемая XVII веком, хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, хотя есть сведения, что изначально это было крайне редкий сюжет - «Никола Можайский с крестом и градом».

Ещё одним довольно распространённым сюжетом является изображение святой Параскевы Пятницы, а самым редким в тиражируемой скульптуре было изображение головы Иоанна Предтечи, получившие распространение в течение 150 лет с середины XVII в.

На Севере возникла и получила распространение традиция изображения, которое иногда называют «Христос в темницы», «Бичуемый Христос» или «Сидящий Христос».

Обширное собрание такой скульптуры имеется в Пермском музее, куда вскоре после революции было свезено множество деревянных статуй. Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») - храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII-XIX веках. По воспоминаниям Н.Н. Серебренникова - первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева.

Коллекции пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее. В 1965 году по словам того же Серебрянникова, она состояла почти из 300 скульптур XVII-XIX веков.

Есть настоящий шедевр русской скульптуры «Христос в темнице», датируемый XVII

веком, и в собрании русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы Пере-славльского музея.

Рис. 1 - Скульптура «Христос в темнице» (XVII в.)

Но один из самых любопытных экспонатов Переславльского музея - фигура «Мужичок» из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Это редкий образец гражданской скульптуры.

Своя богатая коллекция деревянной скульптуры есть в Иркутском областном художественном музее. В основном, это распятия с предстоящими - также очень распространённый сюжет в русской деревянной скульптуре.

Но, все же, самыми распространёнными были скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского из Нило-Столобенской пустыни (Осташковский район). Наиболее старые датируются концом XVIII века, а расцвет промысла по их изготовлению приходится на XIX - нач. XX вв. В это время из-

СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

готовлением скульптурок занимались не только монахи Нило-Столобенской пустыни, но и жители Осташковского, Ржевского и Зуб-цовского уездов.

В монастырском музее хранится деревянная скульптура Нила Столобенского, выполненная в человеческий рост. Высказывается предположение, что это первое скульптурное изображение Преподобного, которое было изготовлено в 1770-1780 гг. Но нельзя не заметить, что это изображение существенно отличается от сложившейся в последствие традиции изображать святого. Скорее всего, скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге и, вполне возможно, иностранцем или русским мастером, знакомым с западноевропейским искусством резьбы по дереву.

Рис. 2 - Деревянная скульптура Нила Столобенского в полный рост из Торопецкого музея

Ещё одна деревянная скульптура Нила Столобенского из села Метлино (кон. XVIII - нач. XIX вв.), вырезанная из мореного дуба также почти в человеческий рост, хранится в Торопец-ком краеведческом музее. Она существенно отличается по своему композиционному решению от скульптуры из монастырского музея и

полностью соответствует традиционному изображению преподобного в объёмной скульптуре, которое здесь со временем сложилось.

К сожалению, не смотря на всю очевидность уникальности данного явления, связанного с Нилом Столобенским, оно ещё не нашло должного отражения в отечественной искусствоведческой литературе. При этом довольно подробно описаны деревянные скульптурные изображения Николая Можайского с мечом и градом и Параскевы Пятницы, о так называемых «Пермских богах» написаны целые монографии.

Рис. 3 - «Параскева Пятница»

А жаль, ведь если скульптурные изображения Параскевы Пятницы - «образ матери-Родины» (Г.К. Вагнер) и Николы Можайского -«апофеоз русского крестьянина» (М.В. Алпатов) есть не что иное, как воплощение общенационального характера, то скульптурный образ Нила Столобенского звучит по-иному, может быть более сдержанно, но не менее внушительно, органически вписываясь в природу Селигерского края.

«<Наряду со светотеневой выразительностью рельефа, - считает Т.В. Николаева, -деревянная скульптура обладала ещё и теми же средствами художественного воздей-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. 11, N0. 6 (76)

2017

ствия, что и живопись, - была полихромной, раскрашенной темперой иногда по холсту и левкасу».

Ещё одно направление, о котором необходимо сказать - это скульптурный декор иконостасов, где можно встретить самые различные сюжеты от евангелистов до ангелов. На одном только иконостасе кладбищенской церкви в Кашине число скульптур достигало 138. Это уникальное произведение было уничтожено в 1933 г.

1

^^ШПй й

ХГУе '--'"г < ' С • - -1 ™ ^ 3 .».

I < >#111 1+яГ V т..» 1

- ¿Я 1) Ж

¿Г - V1" >•. 'к к 1

•щ НИН >111! *-

], 1 V >-г' ■» - г а (

( П- Л : | ,

Рис. 4 - Резные врата из Кашинского музея

Есть своё собрание деревянной скульптуры и в Тверской картинной галерее, которое все мы надеемся увидеть в постоянной экспозиции после реставрации Тверского Императорского дворца.

Сегодня наиболее изученной оказалась деревянная скульптура Русского Севера. Что касается центральных регионов России, то это направление в национальном искусстве ещё ждёт своего исследователя, который смог бы обобщить всю имеющуюся, и пока ещё раз-

розненную, информацию.

***

Русская деревянная скульптура в России развивалась по двум совершенно различным направлениям.

Н.Н. Соболев отмечает, что завоевание в 1654-1657 гг. ряда местностей и городов Польши и Литвы привело к более тесному общению с их культурой, а, именно, произошло знакомство с польской деревянной скульптурой и резьбой по дереву, что вызвало многочисленные подражания и в Московском государстве. Все это получило развитие в искусстве резьбы по дереву и в будущем, особенно в XVIII в.

Рис. 5 - «Распятие». Дерево, кон. XIX в.

Консервация В. Грибкова-Майского

Другое направление, которое мы с полным основанием можем назвать «русская народная резьба по дереву», кардинальным образом отличается от деревянной скульптуры католического Запада. По своему внутреннему содержанию эта скульптура более спокойна, сдержана и добра. Она способна про-

СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

буждать в душе самые светлые чувства, подкупает чистотой, непосредственностью и жизненной силой. Отсутствие лишних деталей и внутреннего драматизма - вот, наверное, главное отличие отечественной деревянной скульптуры от западных образцов, где порой драматизм возведён в абсолют.

Истоки этого направления нужно искать, очевидно, в древнерусской и древнеславян-ской мифологии, а том числе и дохристианской.

Остаётся надеяться, что русская деревянная скульптура все-таки займёт подобающее место в истории русского искусства. Справедливости ради надо сказать о том, что уже существуют монографии о русской деревянной скульптуре (Н. Померанцев), но все они ещё далеки от полномасштабного освещения данной темы.

Автор рядом со скульптурой Нила Столобенского в Торопецком музее

Список источников:

1. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.: Academia, 1934.

2. Русская народная скульптура из дерева. М.: Сов. художник, 1958.

3. Серебрянников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

4. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. М.: Искусство, 1974.

5. Крючкова Т.А. Деревянная скульптура в Иркутском областном художественном музее. Музей 5. М.: Сов. художник, 1984.

6. Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв. URL: http://museumpereslavl.ru/expoz/ rezba.htm

7. Мордвинова А.И. Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI - начала XX вв. Дисс. ... к-та искусствовед. М., 2004.

8. Очерки русской культуры XVI века. М.: МГУ, 1977.

9. Померанцев Н. Русская деревянная скульптура. М.: Сов. художник, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.