Научная статья на тему '«Русская античность»: опыт идентификации'

«Русская античность»: опыт идентификации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РУССКАЯ АНТИЧНОСТЬ" / ЯЗЫЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ИКОНОПИСЬ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ РАСЦВЕТ / "THE RUSSIAN ANTIQUITY" / PAGANISM / ORTHODOXY / ICONOGRAPHY / PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / CULTURAL BLOSSOMING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светличная Наталья Николаевна

В настоящей статье автор рассматривает понятие «русская античность», важность древней культуры для современного общества. Кроме того, автор представляет христианизацию Руси как одну из основных предпосылок, способствующих формированию морально-нравственных качеств русского человека и его культурной составляющей. Автор раскрывает близость идеологии христианства и традиционного сострадания русского человека. В статье делается акцент на душевной красоте, милосердии и самобытности, которыми наполнено всё древнерусское искусство. Обращаясь к истории и развитию культуры нашей страны, автор приходит к выводу о необходимости сохранения культурного наследия и обращения к нему, а также о важности возвращения общественной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ANTIQUITY": EXPERIENCE IN THE IDENTIFICATION

In the present article the author considers the concept “Russian antiquity”, importance of ancient culture for modern society. Besides, the author represents Christianization of Russia as one of the main prerequisites promoting formation of moral qualities of the Russian person and his cultural component. The author opens proximity of ideology of Christianity and traditional compassion of the Russian person. In article the emphasis is placed on sincere beauty, mercy and originality with which all Old Russian art is filled. Addressing to history and cultural development of our country, the author comes to a conclusion about need of preservation of cultural heritage and the address to him, and also about importance of return of public ideology.

Текст научной работы на тему ««Русская античность»: опыт идентификации»

interaction]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 3—9.

10. Pivovar E. I. Russkii iazyk i russkii mir kak faktory sotsiokul'turnogo dialoga na postsovetskom prostranstve [Russian and the Russian world as factors of sociocultural dialogue in the former Soviet Union]. Plenarnoe zasedanie "Dialog kul'tur i partnerstvo tsivilizatsii: stanovlenie global'noi kul'tury" (Sankt-Peterburg, 13 maya 2010 goda) [Plenary session "Dialogue of cultures and partnership of civilizations: formation of global culture" (St. Petersburg, on May 13, 2010)]. St. Petersburg, 2010.

11. Sverchok [Cricket], Paris. 1937. № 1.

12. Tikhonova V. A. Globalization and geopolitics: spiritual and value basis of contradictions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 45—50. (In Russian)

13. Tikhonova V. A. Globalization and problems of cultural and national identity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 22—26. (In Russian)

14. Tikhonova V. A. National cultural traditions and spiritual development of society. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 52—57. (In Russian)

15. Tikhonova V. A. Problemy kul'turnoy politiki v usloviyakh globalizatsii [Problems of cultural policy in the conditions of globalization]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 14—17.

16. Trunev S. I. Own and others in the structure of modern Russian everyday life. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 3 (18), pp. 38—41.

17. Flier A. Ya. Gibkost' i variativnost' kul'turnoi sotsiodinamiki [Flexibility and variability of a cultural sociody-namics]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 2 (17), pp. 16—26.

18. Flier A. Ya. Some regularities of historical sociocultural development. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 30—34. (In Russian)

19. Yaroshenko N. N. Potential of welfare activity in the course of formation of national identity of Russians. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 4 (60), pp. 70—78. (In Russian)

« /русская античность»: опыт идентификации

УДК 008(091)

Н. Н. Светличная

Московский государственный институт культуры

В настоящей статье автор рассматривает понятие «русская античность», важность древней культуры для современного общества. Кроме того, автор представляет христианизацию Руси как одну из основных предпосылок, способствующих формированию морально-нравственных качеств русского человека и его культурной составляющей. Автор раскрывает близость идеологии христианства и традиционного сострадания русского человека. В статье делается акцент на душевной красоте, милосердии и самобытности, которыми наполнено всё древнерусское искусство. Обращаясь к истории и развитию культуры нашей страны, автор приходит к выводу о необходимости сохранения культурного наследия и обращения к нему, а также о важности возвращения общественной идеологии.

Ключевые слова: «русская античность», язычество, православие, иконопись, сохранение культурного наследия, культурный расцвет.

СВЕТЛИЧНАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заведующая отделением «Эстрадное пение», преподаватель Тульского колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского

SVETLICHNAYA NATALIA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Head of Department of QQ Variety singing, the teacher of the Tula College of arts named after A. S. Dargomyzhsky

e-mail: koncertmaster@yandex.ru © Светличная Н. Н., 2015

N. N. Svetlichnaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

"russian antiquity": experience in the identification

In the present article the author considers the concept "Russian antiquity", importance of ancient culture for modern society. Besides, the author represents Christianization of Russia as one of the main prerequisites promoting formation of moral qualities of the Russian person and his cultural component. The author opens proximity of ideology of Christianity and traditional compassion of the Russian person. In article the emphasis is placed on sincere beauty, mercy and originality with which all Old Russian art is filled. Addressing to history and cultural development of our country, the author comes to a conclusion about need of preservation of cultural heritage and the address to him, and also about importance of return of public ideology.

Keywords: "the Russian antiquity", paganism, Orthodoxy, iconography, preservation of cultural heritage, cultural blossoming.

Информационное общество характеризуется отсутствием какой-либо идеологии. В результате книга как культурный феномен утрачивает своё значение, а морально-нравственные устои подвергаются существенному пересмотру. Поэтому крайне важно сохранять культурное наследие своего народа. Обращаться к нему, не забывать и воспевать. Народ без знания своей истории, культуры и традиций не может причислить себя к цивилизованным народам.

Культура Древней Руси, или «русская античность», является поистине уникальным и величайшим явлением всей мировой истории. Русским иконописцам и зодчим удалось не только перенять умение византийских мастеров, но и привнести своё видение мира, добавить истинно русскую душевность, доброту и красоту.

Принято рассматривать древнерусскую культуру начиная с объединения восточных славян, становления Киевской державы и Крещения Руси. Исторический период X— XI веков А. Аронов в своих научных работах именует как «первый рывок» в русской культуре [1]. Но мы не имеем права обойти стороной жизнь древних славян до христианизации. Невозможно начать изучение народной культуры без обращения к язычеству. Начиная с архаичных времён, многобожие являлось неотъемлемой составляющей крестьянского творчества, да и до сих пор

в русской культуре и бытовой жизни людей сохранились многие его черты. Б. А. Рыбаков пишет: «Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки на причелинах,"коники" у печи), утвари и одежды. Языческой магией пропитаны сложные многодневные свадебные обряды» [4, с. 638]. Языческое мировоззрение отражается также и в довольно значительной части песенного репертуара. Кроме того, термин «волшебная сказка» также включает в себя языческий смысл, «волшебник» — это жрец, волхв, занимающийся «волшвением» — гаданием и заклинанием добра и зла. Затрагивая тему сказок, мы можем говорить о выявлении архаичной мифологии в них, и в том числе первичных форм героического эпоса, хотя традиционные былины Киевской Руси появятся лишь через два тысячелетия. Народное мировосприятие в полной мере отражается в славянском язычестве, со временем это становится всё более очевидным. Особо основательно оно удерживалось в деревнях, являясь формой проявления крестьянских воззрений. По мнению Б. А. Рыбакова, славянское язычество объективно можно считать подосновой всех позднейших мировых религий.

Искусство Древней Руси следует рассматривать как искусство Киевской державы, географическое положение которой начиналось с Таманского полуострова и в верховьях Северной Двины, а на западе — в верховьях Вислы. Далее наступит период искусства мощного Владимирского княжества, а затем — Новгородской боярской республики. И только потом основополагающие силы искусства сосредоточатся в Москве, которая возглавит борьбу за объединение Руси после тяжких испытаний, выпавших на долю нашей страны. Значимый перелом в искусстве наступит лишь во время реформ Петра I.

«С высокой правдой в душе жил русский народ в бурное и жестокое время, именуемое средневековьем. И так как этот народ издавна любил красоту и воплощал её по-своему, он сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро» [3, с. 27].

Безусловно, формирование морально-нравственных качеств русского человека, а также развитие его культурной составляющей во многом состоялось благодаря христианизации Руси и обращению народа в православие. Именно в IX—XI века происходили наиболее значимые процессы формирования и развития интеллектуального, социального и духовно-нравственного потенциала Руси, которые определят на многие столетия направления и особенности исторического пути развития Руси-России.

Таким образом, мы можем говорить о том, что русская средневековая культура, образование и воспитание развивались под воздействием двух факторов, а точнее, сосуществования язычества и христианства. Церковь, в свою очередь, стимулировала развитие определённых сфер культуры: письменности, архитектуры, живописи.

Обряды, ритуалы, обычаи и традиции являлись неотъемлемой частью древнерусской культуры, и мы не можем не акцентировать наше внимание на этих явлениях. Как известно, они помогали крестьянам отвлечься от будничной работы, с их помощью человек имел возможность общаться с окружающими,

чувствовать единение с природой, свою причастность к великим событиям. Кроме того, он воцарялся над трудностями, возможно, чувствовал, а может, даже и переходил в другой мир. Для древнерусского человека совершение определённого обряда или ритуала способствовало обновлению земного мира, а сам он ощущал себя более умудрённым.

Интересным фактом являются традиции, заключённые в названиях дней недели. Считается, что они не ограничивали свободу воли, а лишь указывали, в какой день недели чему лучше больше уделить внимания.

Также одним из значимых факторов формирования характера народа Древней Руси и его основных качеств, безусловно, является связь и обращение древних славян к природе. В верованиях наших предков обряд представлял собой имитацию событий окружающей среды, таких как восход и заход солнца, гроза, пробуждение силы плодородия (оттепель) и т.д.

Нельзя недооценивать обрядовое (магическое) действие, оно являлось способом мышления древних славян, способом древнего воздействия на природу и человека.

Кроме того, обряды выполняли функцию объединения духовной связи, образовывали единый и нерушимый уклад жизни. Во многом это происходило благодаря преемственности поколений, правил, обычаев и обрядов, что объединяло народ не только географически, но и исторически. По праву мы можем заявить, что именно традиции и ритуалы являются основой русской народной культуры.

Период IX—X веков можно охарактеризовать как время духовного переворота в общественном сознании восточнославянского общества, который выражается в кризисе язычества как идеологии родо-племенного строя.

Принятие христианства положительно отразилось не только на развитии письменности и литературы, в первую очередь следует отметить морально-нравственную сторону православия. Теперь на убийство и грабёж начали смотреть как на величайшие грехи, а

прежде они считались признаком доблести и храбрости. Кроме того, христианская мораль должна была приближать людей друг к другу вне зависимости от их социального положения, заставлять богатых видеть в простолюдинах, и даже в рабах, людей. Стоит также обратить внимание на то, что христианская картина мира определяла не только отношения Бога, человека и его души, но и обозначала положение людей в мире природы и их место в истории.

Вместе с духовным преображением древнерусского общества происходит и формирование менталитета человека, основанного на канонах православия. Православное мировоззрение начинает распространяться, что выражается в стремлении к пониманию смысла жизни не в материальном мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Такое качество, как сострадание, традиционное для русского народа, получило своё утверждение и могло раскрыться в полной мере именно в христианстве. Православие по праву можно именовать общественной идеологией народа. Именно эти качества всегда объединяли наших людей и определяли их как народ с русским православным мировоззрением. Для современного общества поиск духовных основ жизни человека и общества, поиск внутренней гармонии и общественной идеологии основан именно на православной традиции.

Справедливо будет отметить, что благодаря выбору Древней Руси Византийского православия в качестве государственной религии, российская цивилизация определила свой особый путь развития.

Душевной красотой, милосердием и самобытностью наполнено всё древнерусское искусство. В первую очередь следует обратиться к зодчеству и иконописи.

Великолепные мозаики Софийского и Михайловского собора в очередной раз обращают наше внимание на умение русских мастеров привносить своё видение в византийские каноны.

иконопись нигде не достигла такого раз-

вития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа. Этот факт также является подтверждением глубины русской души, обращённости людей на красоту внутреннего мира, в отличие от западного светского мировоззрения.

Так, например, новгородская школа иконописи XV века — одна из самых блестящих страниц в истории мировой живописи. Совокупность сохранившихся памятников доказывает это воистину неопровержимо. Новгородские живописцы данного периода обращали больше внимания на сияние красок, на сказочность, на занимательность отдельных эпизодов, нежели на устрашающее значение сюжета, на кару, ожидающую грешников.

Сами по себе драматические сюжеты вовсе не были чужды новгородским художникам. Но драма изображалась ими в тот момент, когда она представлялась истинно жизненной, реально ощутимой, а не всего лишь предрекаемой в назидание.

«Молодший брат» Новгорода Псков в своём искусстве очень ярко представляет непосредственное народное начало. В отличие от новгородских икон, не пламенные краски, а плотный, густонасыщенный зелёный цвет, воскрешавший безбрежную зелень необъятных лугов Псковской земли, был любимым цветом её живописцев. А напряжённость и беспокойство, которые должны были испытывать псковитяне перед лицом постоянной вражеской угрозы, явно проявляются в общем колорите и нервной подвижности отдельных фигур псковских икон.

На сегодняшний день исторический опыт обращения к «русской античности» свидетельствует о позитивном и продуктивном влиянии истории, культурных традиций и наследия на развитие современного российского общества. Поиск каких-то новых творческих идей, основанный не на заимствованиях из западной культуры, а на самобытном русском искусстве, сможет привести Россию к новому культурному расцвету.

Примечания

1. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 38—45.

2. Аронов А. А. Культурный ренессанс в России : учебное пособие для гуманитарных вузов / Московский государственный университет культуры и искусств, Международная педагогическая академи. Москва : Экон-Информ, 2006. 130 с.

3. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси : Книга для чтения / [предисл. И. Волкова]. 2-е изд. Москва : Просвещение, 1981. 336 с.

4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 2-е изд. Москва : Академический проект, 2014. 639 с.

5. Шафажинская Н. Е. Интерпретация и выражение эстетического в парадигме христианского миропонимания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 210—214

6. Шафажинская Н. Е. К вопросу о духовном просвещении в отечественной культуре и образовании // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). C. 48—52.

7. Флиер А. Я. Закономерности исторического развития социокультурных порядков // Культура и образование. 2014. № 2(13). С. 3—8.

References

1. Aronov A. A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 38—45. (In Russian)

2. Aronov A. A. The cultural Renaissance in Russia. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2006. 130 p.

3. Lyubimov L. D. Iskusstvo Drevnei Rusi: Kniga dlia chteniya [Art of Ancient Russia]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1981. 336.

4. Rybakov B. A. Yazychestvo drevnikh slavyan [Paganism of ancient Slavs]. 2nd edition. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2014. 639 p.

5. Shafazhiskaya N. E. Interpretation and expression of esthetic Christian outlook in paradigm. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 3 (59), pp. 210—214. (In Russian)

6. Shafazhiskaya N. E. To a question of spiritual education in domestic culture and education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 3 (53), pp. 48—52. (In Russian)

7. Flier A. Ya. Zakonomernosti istoricheskogo razvitiia sotsiokul'turnykh poriadkov [Regularities of historical development of sociocultural orders]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 3—8.

«луудожественныи мир» художественной культуры

УДК 1:80

Т. Н. Суминова

Московский государственный институт культуры

В статье раскрыта сущность концепта «художественный мир» художественной культуры. Автор утверждает, что художественный мир есть информационный ресурс текста произведения, а также творчества художника, который обрамляют потенциальные тексты-варианты; система «концептов», существующих в творчестве конкретного автора/художника или конкретного исторического времени/эпохи/реальности/контекста; некая целостная информационная макросистема и феномен художественной культуры. Применение системного подхода к феномену «художественный мир» художественной культуры позволяет достаточно детально и подробно освещать многогранную проблематику, связанную с художественной культурой как

СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА — доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of Management of social and cultural activity, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: tsuminova@yandex.ru © Суминова Т. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.