Научная статья на тему 'Russian National Workshop for young lexicographers and linguo-geographers: results and prospects'

Russian National Workshop for young lexicographers and linguo-geographers: results and prospects Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ильина Елена Николаевна, Крылова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Russian National Workshop for young lexicographers and linguo-geographers: results and prospects»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

© Ильина Е.Н., Крылова О.Н., 2017

Ильина Елена Николаевна

Доктор филологических наук, профессор, Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) E-mail: filfak@list.ru

Ilyina Elena Nikolaevna

Doctor of Science (Philology), professor, Vologda state university (Vologda, Russia) E-mail: filfak@list.ru

Институт лингвистических исследований РАН

(Москва, Россия)

E-mail: krylova_olga2004@mail.ru

Крылова Ольга Николаевна

Кандидат филологических наук, научный сотрудник,

Krylova Olga Nikolayevna

PhD (Philology), researcher, Institute for Linguistic Studies of Russian Academy of Sciences (St.Petersburg, Russia) E-mail: krylova_olga2004@mail.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР МОЛОДЫХ ЛЕКСИКОГРАФОВИ ЛИНГВОГЕОГРАФОВ:

RUSSIAN NATIONAL WORKSHOP FOR YOUNG LEXICOGRAPHERS AND LINGUO-GEOGRAPHERS: RESULTS AND PROSPECTS

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Обучение молодых российских исследователей практике составления словарей и лингвистических карт относится к числу актуальных задач повышения их исследовательской квалификации. Для решения этой проблемы, а также с целью обеспечения профессиональной интеграции специалистов в области лексикографии и лингвистической географии на базе Института лингвистических исследований РАН состоялась серия заседаний Школы-семинара молодых лексикографов и лингвогео-графов. История становления этого всероссийского проекта представлена в данной публикации.

Практика проведения тематических семинаров для молодых российских исследователей в Институте лингвистических исследований РАН началась десять лет назад. 30 октября - 2 ноября 2007 года в дни работы Международного научно-методического семинара «Диалектное словообразование, морфемика и мофоноло-гия» были прочитаны публичные лекции докторов филологических наук Ю.Д. Апресяна (Москва) и М.А. Кронгауза (Москва), состоялись доклады и обсуждения молодых российских ученых по проблемам создания лингвистических словарей и разноаспектной интерпретации словарных данных.

Первый регулярный семинар «Современная русская академическая лексикография», ориентированный на молодых ученых, состоялся 8-10 ноября 2010 года и собрал около сорока участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Волгограда, Вологды, Екатеринбурга, Костромы, Курска, Орла, Перми, Петрозаводска, Сыктывкара. Тематика лекций была связана с проблематикой создания толковых словарей: особенности использования в лексикографической работе новых изданий-памятников письменности комментировала доктор филол. наук И.А. Малышева (ИЛИ РАН), проблематику работы над «Словарем русского языка XIX века» представляла канд. филол. наук В.Н. Калиновская (ИЛИ РАН), возможности работы с электронным словником «новой части» Большой словарной картотеки ИЛИ РАН

демонстрировал д-р филол. наук В.М. Круглов (ИЛИ РАН). Проблематика докладов молодых исследователей была связана с практикой создания диалектных словарей (Р.В. Гайдамашко, К.В. Епифанова, П.Н. Задумина, А.Б. Крылова, Е.М. Матсапаева, А.Д. Назарова, Л.С. Нечаева, Е.А. Рогожникова), специфики лексикографического описания слов различных грамматических классов (А.С. Марина, Ю.В. Смутницкая), тематических сфер (А.Ю. Ключевская, Н.А. Румянцева, Е.Е. Севостьянова, Н.В. Скрябина), времени фиксации (В.И. Швайко) и стилистической маркированности (Т.Э. Поваляева, А. С. Поляков, С.В. Самойлова, Ли Чэнь), перспективам использования словарных данных в частных лингвистических исследованиях (М.И. Абрамова, А.В. Валентей, Д.В. Виноградов, Т.Д. Демидова, О.С. Ильина, Д.С. Соломеина, А.М. Четырина), в том числе в лингвистической географии (С.А. Ганичева). Молодые исследователи продемонстрировали высокий научный уровень докладов, проблематика которых позволила обратить внимание на актуальные проблемы лексикографической работы, которые нуждаются в серьезном аналитическом осмыслении. По итогам работы семинара состоялась публикация сборника статей «Современная русская лексикография» (СПб.: Наука, 2010).

Вторая Академическая школа-семинар «Современная русская лексикография» состоялась 17-20 октября 2011 года. В ее работеприняли участие около 30 молодых исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Волгограда, Вологды, Екатеринбурга, Костромы, Курска, Нижнего Новгорода, Орла, Петрозаводска. Лекторы Школы: д-р филол. наук С.А. Мызников (ИЛИ РАН), доктор филол. наук Л.Л. Шестакова (Москва) и доктор филол. наук М.Н. Приемышева (ИЛИ РАН) -персонифицировали историю русской академической лексикографии, познакомив слушателей с принципами лексикографической работы Я.К. Грота, А.А. Шахматова и других выдающихся лингвистов. В докладах молодых исследователей были представлены проблемы интерпретации данных в топонимических словарях (К.А. Гейн, Т.В. Горлова), словарях русских говоров (М.И. Абрамова, Р.В. Гайдамашко, С.А. Ганичева, А.Б. Крылова, А.Д. Назарова, Е.М. Матсапаева, Е.В. Суравикина), словарях профессиональной (А.А. Егорова, А.С. Лорер, Е.А. Сотникова) и художественной (Т.В. Бердникова, А.С. Кулева, Е.А. Щеглова) речи, обращение к лексике различных структурных типов (Е.А. Жданова, М.В. Субботина, Ю.В. Смутницкая), проблемы привлечения к словарной работе различного типа источников (К.И. Коваленко, Н.С. Котяева, А.А. Малышев), а также возможности использования словарных дефиниций для получения лингвокультурологической информации (А.В. Валентей, Н.А. Воробьева, О.С. Ильина, Ю.В. Каменская, А.Ю. Ключевская, И.С. Маноцкова, Т.Э. Поваляева, А.С. Поляков, Н.А. Румянцева, Ю.А. Юсупова). По результатам школы-семинара был подготовлен и издан сборник статей «Современная русская лексикография. 2011» (СПб.: Наука, 2011).

В 2012 году в работе Школы-семинара произошли заметные изменения: руководство проектом «Лексический атлас русских народных говоров» посчитало необходимым включить в программу ее работы лингвогеографический семинар, целью которого стала подготовка молодых исследователей к работе над ЛАРНГ. К организации мероприятия присоединилась кафедра русского языка Вологодского государственного педагогического университета. Первая Школа-семинар молодых лексикографов и лингвогеографов состоялась 5-6 ноября 2012 года. Проблематика лекций Школы касалась создания академических словарей (д-р филол. наук А. С. Герд (ИЛИ РАН)) и использования для этого различных электронных ресурсов (д-р филол. наук А.А. Бурыкин (ИЛИ РАН)), а также основ работы над «Лексическим атласом русских народных говоров» (д-р филол. наук А.С. Мызников (ИЛИ РАН), д-р филол. наук Е. Н. Ильина (Вологда)). В первый день работы Школы состоялись доклады молодых

исследователей, посвященные проблемам диалектной лексикологии (М.И. Абрамова, Т.Е. Баженова, Е.Ю. Долгова, О.А. Починяева), лексикографии (Н.А. Агапова, Т.И. Воробьева, В.О. Ножнова, Ю.В. Данилова, Я.А. Эйсмонт, И.Ю. Малышева, О.В. Наумова) и региональной лингвистики (С.А. Ганичева), перспективам развития электронной лексикографии (Е.Н. Ильина, А.Б. Крылова, Д. С. Ипполитова, Т.В. Махрачева), словарей языка писателя (Л.А. Дмитрук) и различного рода тематических словарей (Р.В. Гайдамашко, Т.В. Горлова, Т.Г. Ермакова, А.А. Егорова), а также возможностям извлечения их этих словарей социо- (Н.В. Щапкова, Т.С. Филимонова, А.В. Валентей) и этнолингвистической (М.А. Зуева, З.В. Митчен-ко, И.С. Маноцкова) информации. В заключительный день семинара обсуждались подготовленные его участниками проекты карты «Голубика» по программе ЛАРНГ. По итогам работы был издан сборник научных статей «Современная русская лексикография. 2012» (СПб.: Наука, 2012).

Школа-семинар 2013 года была ориентирована на репрезентацию электронных форм хранения лексикографической информации. Эта проблематика была конкретизирована в лекциях д-ра филол. наук К.Р. Галиуллина (Казань) и канд. филол. наук И. Б. Качинской (Москва). Проекты электронных диалектных словарей и баз данных представляли М.А. Агапова, А.Б. Крылова, С.А. Ганичева, Е.А. Березовская, О.В. Климова, Е.В. Сухова, Н.А. Ситковская. Комплексные мультимедийные проекты в области лингвистического краеведения были описаны в докладах Е. Н. Ильиной, Н.Г. Миховой, Ю.А. Шкураток. Традиционно широко была представлена проблематика диалектной лексикологии (Н.Ю. Баженов, А.А. Белых, Т.Е. Гревцова, Е.Ю. Долгова), лексикографии (Ю.Н.. Драчева, Т.Г. Ермакова, Н.Н. Карачева, Л.С. Нечаева, М.Г. Соломатина, С.В. Шильниковская) и лингвогеографии (Т.Е. Баженова, О.А. Починяева). Рассматривались вопросы интерпретации данных в тематических (В.В. Волков, О.А. Тремина), исторических (А.Ю. Веколова), сопоставительных (Е.Ю. Шарихин) и фразеологических (А.В. Егоров) словарях, а также словарях национальных языков народов России (О.В. Титова, А.А. Шибанов). В заключительный день семинара состоялось обсуждение подготовленных его участниками проектов карты «Земляника» по программе ЛАРНГ. По итогам работы Школы был издан сборник научных статей «Современная русская лексикология, лексикография и лингвогеография. 2013» (СПб.: Нестор-История, 2013).

Тема Школы-семинара 2014 года: «Современная русская лексикография и лингвогеография в контексте динамики культурного пространства России». На семинаре продолжилось изучение электронных лексикографических ресурсов (лекция д-ра филол. наук А.А. Бурыкина (ИЛИ РАН), доклады А.В. Горушкиной, Ю.Н. Драче-вой, Н.А. Ситковской), а также представление ведущих словарных (лекция д-ра филол. наук М.Н. Приемышевой (ИЛИ РАН) и лексикографических проектов (лекции д-ра филол. наук С.А. Мызникова (ИЛИ РАН) и канд. филол. наук Т.В. Махрачевой (Тамбов)). Традиционно широко была представлена проблематика диалектной лексикологии (Н.Ю. Баженов, М.Г. Соломатина) и лексикографии (И.И. Бакланова, Т.Ю. Борисова, Т.Г. Ермакова, А.А. Лазаренко, Т.В. Лебешова, Ю.М. Романова), интерпретации словарных данных в сопоставительных (А. С. Лобанова), грамматических (И.Е. Колесова, А.Ю. Веколова, Е.Ю. Воропаева, М.А. Черных) и этнолингвистических (К.А. Гейн, Д.В. Виноградов, И.П. Кюльмоя, О.Н.Паликова) исследованиях, а также в работах по диалектной лингвоперсонологии (А.В. Демченко, Н.Н. Карачева, М.И. Черняева). В заключительный день семинара обсуждались подготовленные его участниками проекты карты «Кареньга» по программе ЛАРНГ.

По итогам работы был издан сборник научных статей «Современная русская лексикология, лексикография и лингвогеография. 2014» (СПб.: Нестор-История, 2014).

На заседании Школы-семинара 2015 г. обсуждались проблемы источников для лингвистических словарей, а также проблемы отражения в них особенностей материальной и духовной культуры русского народа. Этой проблематике были посвящены лекции известных российских лексикографов - д-ра филол. наук

A. С. Герда (ИЛИ РАН), д-ра филол. наук Л.Я. Костючук (Псков), д-ра филол. наук С.А. Мызникова (ИЛИ РАН), канд. истор. наук О.М. Фишман (Санкт-Петербург). Обсуждались такие виды источников, как масс-медиа (М.А. Гранова, Ю.Н. Драчева, Т.Г. Комиссарова), идиодискурс (А.В. Демченко, М.И. Черняева), рассматривались вопросы отражения в словаре терминологической лексики (А.А. Григорян, М.В. Ве-дешкин, М.Д. Королькова, Е.Н. Стрельчук, Н.А. Шамова, В.В. Шаповал, М.А. Якушина), специфики грамматической (С.А. Ганичева, С.В. Липницкая, А.А. Морозова) и словообразовательной структуры слов (Е.А. Воропаева, И.Е. Колесова), представление их культурных коннотаций (Е.В. Булина, М.А. Давыдова, Е.А. Ковригина,

B.В. Липатов, Н.В. Шеченко, С.Х. Липириди, А.И. Мацкевич, Р.В. Мурзабулатова,

C. Рагасова, М.Г. Соломатина, В.К. Щербин). В заключительный день состоялось обсуждение проектов карты ЛАРНГ «Петь (о петухе)». По итогам работы был издан сборник научных статей «Современная русская лексикология, лексикография и лин-гвогеография. 2015» (СПб.: Нестор-История, 2015).

Работа Школы-семинара 2016 года проходила в ракурсе научной проблемы «Словари и лингвистические карты как фактор развития междисциплинарных связей в языкознании». Эти вопросы звучали в лекциях канд. филол. наук Т.К. Ховриной (Ярославль) и канд. филол. наук С.А. Ганичевой (Вологда). Междисциплинарные связи актуализировались в докладах по проблемам комплексного изучения говоров (Ю.Н. Драчева, Е.Н. Ильина, Н.Г. Мельникова), сопоставительной лексикологии (Е.С. Шершнева), лингвистики текста (Р.Ю. Петрова), диалектной-лексикологии (Н.Ю. Баженов, Е.И. Рогожина) и лексикографии (А. С. Алейник, А.И. Медведева, С.В. Лыжин, М.А. Толстова), создания электронных словарей (Н.А. Агапова, М.А. Гранова). Участники картографического семинара обсуждали проект лексико-словообразовательной карты «Уменьшительно-ласкательное от ЗАЯЦ» по программе ЛАРНГ. По итогам работы Школы-семинара состоялась публикация сборника «Современная русская лексикология, лексикография и лингвогео-графия. 2016» (СПб.: Нестор-История, 2016).

В 2017 году проведение Всероссийской Школы-семинара молодых лексикографов и лингвогеографов традиционно планируется в первой декаде ноября. Работа пройдет в привычном формате, совмещая лекции ведущих российских специалистов в области создания словарей и лингвистических атласов, доклады молодых ученых, а также обсуждение проектов лингвистических карт. Организаторы проекта: Институт лингвистических исследований РАН и Вологодский государственный университет - будут рады видеть постоянных участников мероприятия и приглашают к сотрудничеству всех тех, кто заинтересован в изучении отечественной лексикографии и лингвистической географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.