Научная статья на тему 'Русины: страницы истории'

Русины: страницы истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУСИНЫ / КАРПАТСКАЯ РУСЬ / МОЛДАВИЯ / ДРЕВНЯЯ РУСЬ / ТИВЕРЦЫ / УЛИЧИ / ХОРВАТЫ / БЕССАРАБИЯ / ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суляк Сергей Георгиевич

История восточнославянского населения, сохранившего самоназвание насельников Древней Руси русин, и которое, несмотря на многовековое проживание в составе разных государств, не утратило свою историческую память, этнокультурную специфику, язык, в основе которого лежит древнерусский язык, заслуживает более глубокого изучения. Это поможет объяснить не только историю зарождения и формирования русинского этноса, но и феномен осознания им своей общности, сохранения этнокультурной специфики столь длительный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русины: страницы истории»

Сергей СУЛЯК

Русины: этапы истории

(часть 1)

Наука же должна базироваться не на личных мнениях и вкусах, а на непротиворечивой версии, которую следует отыскать.

Л. Н. Гумилев*

История восточнославянского населения, сохранившего самоназвание насельников Древней Руси - русин, и которое, несмотря на многовековое проживание в составе разных государств, не утратило свою историческую память, этнокультурную специфику, язык, в основе которого лежит древнерусский язык, заслуживает более глубокого изучения. Это поможет объяснить не только историю зарождения и формирования русинского этноса, но и феномен осознания им своей общности, сохранения этнокультурной специфики столь длительный исторический период.

История славян насчитывает более 3500 лет. Мнения о том, что отделение славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива произошло во второй половине II тысячелетия, сегодня придерживаются авторы большинства современных учебников по истории России1. Не отрицается и громадное влияние на восточных славян скифо-сарматского мира2. Введена в научный оборот трактовка слова «анты» как «жители окраин». То, что имя «анты» могло быть позаимствовано у аланов южнорусских степей, предположил видный российский языковед Ф.П. Филин в 1962 г.3 Именно таковыми были восточные славяне по отношению к ираноязычному скифо-сарматскому миру4. Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии восточных славян

* Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. Санкт-Петербург, 2002. С. 461.

настолько велики, что в науке поставлен вопрос о славяноиранском симбиозе. Название «анты» сохраняется с III по VII вв.5 Среди сарматов наиболее крупным племенным союзом были аланы (по-русски - ясы). Основная аланская орда обосновалась в конце IV в. в Пруто-Днестровском междуречье и на территории современной Румынской Молдовы. Река Прут была известна как «Аланская река». Возможно, к этому периоду, считал Г. Вернадский, можно отнести основание Ясы (Иаси), города «ас», т.е. аланов6. Он же полагал, что регион Нижнего Буга и Пруто-Днестровское междуречье были территориями ранней антской цивилизации7, а анты были славянами, управляемыми аланскими родами8.

В VI-IX вв. возникают восточнославянские племенные союзы. Летописный рассказ Нестора в «Повести временных лет» о расселении восточнославянских племен был подтвержден археологическими раскопками уже в XIX в. Названия перечисленных в летописи племенных объединений были связаны либо с местностью проживания (поляне жили в полях, древляне - в лесах и т.д.), либо с родом занятий (к примеру, слово «хорваты» - от древнеиранского «пастух, страж скота»). До сих пор, правда, не решен вопрос: были ли это самоназвания племенных союзов или так их называли соседи. В контексте исследуемой темы интерес представляет расшифровка племенного названия тиверцев, «яже суть толковины»9. Советские академики А.А. Шахматов и Б.А. Рыбаков трактовали слово «толковины» как союзники, помощники (считая, что слово «толока» подразумевает общественную помощь). Ранее это слово понималось как толмачи, переводчи-ки10. Восточнославянское население Пруто-Днестровского региона наряду с пахотным земледелием занималось скотоводством. В русинском языке слово «толока» означает пастбище. Поэтому, на наш взгляд, тиверцы, которых взял с собой князь Олег в 907 г. в поход на греков, были пастухами по роду занятий, о чем и свидетельствовал летописец.

В ГХ-Х вв. восточнославянские племена входят в состав Древнерусского государства. В это время происходит консолидация восточных славян в русскую народность11. Самоназвание русского населения - русин - встречается во многих русских летописях12. Данный этноним сохранился до сих пор в

Западной Украине, Словакии, Польши, Сербии, Румынии, Молдавии и других странах, где проживают потомки насельников Древней Руси. Долгое время он сохранялся и в Великороссии. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (конец XV в.) упоминает, что он «не бесерме-нин, а русин»13.

В ХЬХП в. на землях, где проживали белые хорваты, уличи и тиверцы, возникло сильное Галицкое княжество14, первое государство, которое создали предки современных русинов. Рост влияния княжества связан с воспетым в «Слове о полку Игореве» Ярославом Осмомыслом (1153-1187). На рубеже ХП-ХШ столетий Роман Мстиславович Волынский объединяет Галицкую землю и Волынь (ее населяли потомки дулебов - волыняне, бужане)15 в одно большое государство, пережившее татаро-монгольское нашествие и просуществовавшее до конца XIV в. Княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между Днестром и Прутом. После того, как Роман захватил Киев, его владения оказались не меньше, чем Священная Римская империя Фридриха Барбароссы. Русские летописи называли его «самодержцем всея Руси». Короткое княжение Романа, считал Б.А. Рыбаков, упрочило положение западнорусских земель и подготовило их дальнейший расцвет16. Высшего политического и экономического расцвета княжество достигло при его сыне Данииле (1201-1264). Большую часть своей жизни он провел в борьбе с галицкими боярами и иноземными захватчиками. Лишь к 1249 г. князю Даниилу удается окончательно утвердить свою власть в Галиче. Крупными городами княжества были Галич, Перемышль, Ярослав, Холм, Владимир, Червен, Теребовль, Белз, Берестье, Луцк, Дрогочин, Львов.

Набеги печенегов и половцев вызвали отток населения из Северного Причерноморья. Потомки уличей и тиверцев в XI-

XII вв. вынуждены были отступить на север и запад, в основном в Карпатские горы. Они положили начало заселению Семиградской Руси (Трансильвании) и Северной Венгрии17. Татаро-монгольское нашествие вызвало еще больший отход населения с юга Руси. Часть его отошла в северные и западные пределы Галицкого княжества, в результате чего население княжества увеличилось, часть - в пределы соседних госу-

дарств, на Нижний Дунай и Северо-Восточную Русь. На присутствие русского населения в Юго-Восточной Польши (предков современных лемков) указывает наличие большого количества русских православных церквей близ Кракова и в других местностях в ХШ-ХГУ вв.18

После гибели прямых наследников Даниила Галицкого около 1324 г. Галицко-Волынское княжество становится ареной борьбы между Венгерским, Польским королевствами и Великим княжеством Литовским и Русским. Ее итогом становится экономическое разорение края. В 1389 г. Галицкая Русь была окончательно присоединена к Польше, Волынь досталась литовским князьям. В 30-е годы XIV столетия в состав татаро-монгольского государства Золотой Орды включена центральная лесостепная часть Пруто-Днестровского междуречья. Северный берег Черного моря попал под контроль монголов раньше - во второй половине XIII в.19 Таким образом, к концу XIV в. Галицко-Волынская Русь утратила свою государственность, а ее земли были присоединены к Польше, Литве и Золотой Орде. Другая область, населенная предками нынешних русинов, - Угорская Русь оказалась в

XIII в. в составе Венгерского королевства. Процесс вхождения вышеперечисленных территорий в состав других государств был весьма длительным, наталкивался на сильное сопротивление местного населения. В современной историографии борьба населения Западной Руси против иноземных захватчиков должного освещения до сих пор не получила. Труды дореволюционных историков после 1917 г. были преданы забвению20. Наработки советских историков, например,

В.Т. Пашуто с его классическими монографиями «Очерки по истории Галицко-Волынской Руси» (Москва, 1950) и «Героическая борьба русского народа за независимость (XШ век)» (Москва, 1956) и т.д., в силу политических причин тоже в целом оказались невостребованными.

В XIV в. началась волошская колонизация (которую правильнее было бы назвать волошско-русинской) восточных и северных склонов Карпат. В ней приняли участие и русины Семиградской Руси. Вместе с волохами и семиградскими русинами русины Пруто-Днестровского междуречья создают православное Молдавское княжество (1359). Его образова-

Польское государство во второй половине XIV в.

1 - общая граница земель Польской короны около 1370 г.; 2 - границы вассальных княжеств и временно зависимых земель; 3 - границы польских земель, находившихся к 1370 г. под властью Священной Римской империи и Тевтонского ордена; 4 - границы земель; 5 - собственно польские земли в составе Польского королевства; 6 - вассальное княжество Мазовия; 7 - польские земли, захваченные Священной Римской империей и Тевтонским орденом в первой половине XIV в.

8 - земли Галицко-Волынской Руси, захваченные Казимиром III в 1340-1349 гг.;

9 - дата присоединения к Польше; 10 - дата утраты Польшей.

Источник: История Польши. Т.1. Под ред. В.Д. Королюка, И.С. Миллера,

П.Н. Третьякова. Москва, 1954.

нию предшествовали победы литовско-русских князей над татарами и распространение власти литовских князей до Черного моря и правого берега Днестра. Образование Молдавского княжества произошло в период усиления агрессии против Западной Руси, что позволило местному населению избежать прессинга католицизма. Воеводы начального периода молдавской истории Богдан I Основатель (1359-1365), Лац-ко (1365-1374) были русинами по происхождению21. Русины присутствовали в составе правящих кругов на протяжении всей истории княжества, русский язык того времени до конца XVII в. был официальным языком. В XIV в. русины составляли 40% населения Молдавского княжества и оказали огромное влияние на основы молдавской государственности, материальную и духовную культуру молдаван. Многие города Карпато-Днестровских земель конца XIV - начала XV в., вошедшие в состав Молдавского княжества, перечислены в Новгородской и Воскресенской летописях как русские. Среди них Белгород, Сочява, Серет, Баня, Ясский торг, Романов торг, Хотин и т.д.22 Современный румынский город Галац на Нижнем Дунае - в прошлом русский Галич23. В средние века в Молдавском княжестве русины проживали компактно, населяя в основном его северные и северо-восточные земли. Значительная часть из них так и не была ассимилирована. Таким образом, Молдавское княжество с самого начала было волошско-русинским государством. Его создание - первая после раздела Галицкой Руси удавшаяся попытка образования государственности у русинов.

В конце XIV в. началась инкорпорация Великого княжества Литовского и Русского в Польское королевство, которая завершилась объединением Польши и Литвы в Речь Посполитую (Люблинская уния 1569 г.) и принятием религиозной унии в Бресте (1596). Стремясь укрепить свою власть в русских землях, польские и венгерские короли добивались ослабления православной церкви. Молдавское государство оказывало помощь русинам, находившимся под властью католических государств. Она проявлялась не только в совместных действиях против мадьяров и поляков24. Молдавия помогала сохранять православие на землях, вошедших в состав католических держав25. В конце XVI в., после введения Брес-

тской унии, сохраняется духовно-каноническая связь галицкого и закарпатского духовенства с Молдавской православной церковью26. Многие православные иерархи Галицкой православной кафедры и Мукачевской епархии отправлялись на посвящение в Молдавию. Последним православным архиереем всей Карпатской Руси (Мукачева и Марамороша) был епископ Досифей, принявший хиротонию в 1717 г. в Молдавской церкви. Подписи на сохранившихся письмах владыки свидетельствуют о его местопребывании и юрисдикции: «Милостию Божию Архиепископ православный Дософей

Ы/СЯА/г/ ЗРО/ЯТАМ£ £У СОЮМгАЮ 'С/е1СП£#Г£ £ГМС£ А£Ов£Л/£ М

висо*/лгА (зес.хт-х/х)

*¥ ШеШл ЗиВЗТЯАТ АС/ТОНТОН

и/£ еиХОи//НД, *699 СО й£М£ 'КАС/£АГ?>

5 5 0 10 2с 90

1 | 1

^ ^ 2 £

, & <е

* ® !а ^

§ § 1 ^

§ 3 ^ |

§ § ° ^

§ 2 3

Ж ®~ Л «2

^ я к

а й ^

§ ё |

^ ^

Ригз1&я$1 .Л

_ >о0}ф *

^Г&и&п№с1 , гУато

РипМа Мо/с/суе/ &зс/

11лЪ~Ж

МОЗДУЛ

Ше& ЩЬ%&>Т

Г,/-.рса '«в»1*

Шог а;®-*,

еа / Лое

*ЧЛГ-

Мр&

7?

»0Г/7£/ Г\

%

’ *ча%у«. -

,£?«*?

1£О£М0А

\Z6ZA ^ СППЙ Шет .ИНШ 5/а1'ос' ЕшЗ Ни^г Г:~’~’г1 го/от

1ЙЭЗЗ 'Чод/’ЮГ/

Й § ^ ^

§ 3^ °

* ^ Й в о Р з

3 .ЕЬ* о й ^ 8 § * * I

^ а ^ «

® к ,

« о 3 з X К ® ^

^ |1

I «-£ ^ .

3 § « о ^ « ! §

Марамороский. Администратор Метрополии Молдавс-кой...»27. Испытывая жесткий прессинг католических властей, православие в Галицкой и Угорской Руси постепенно угасало. Православных священников становилось все меньше, новых иереев некому было рукополагать, так как границы Молдавии для русинов были закрыты, чтобы никто из них не смог получить хиротонию у православного епископа в Сучаве или Яссах28.

В XVI вв. Молдавское княжество стало данником Оттоманской Порты. Под османское иго после Мохачской битвы (1526) попала большая часть Венгерского королевства. После австро-турецкой войны (1683-1699) и подавления восстания Ференца Ракоци II (1703-1711) вся Венгрия оказалась под властью Австрии.

После разделов Польши Австрия получила Восточную (1772) и Западную Галичину (1814-1815). Новое административное объединение было официально названо «Королевство Галиция и Лодомерия вместе с Великим княжеством Краковом и княжествами Освенцимом и Затором». В 1774 г. Австрия оккупировала северную часть Молдавского княжества (большую часть Буковины), а два года спустя по договору с Турцией присоединила эту территорию к своим владениям.

Русины в Австрии не имели своей административной единицы и жили в составе этнически смешанных территориальных единиц. Включение населенных русинами территорий в состав Австрийской империи поставило под угрозу этнокультурную идентичность русинов. Русинская народность стояла накануне полной потери своего национального обличья29. Русинское (русское, руськое, руское) население составляли «хлоп да поп». Большая часть духовенства находилось на низком культурном уровне и была ополячена, орумынена, омадья-рена. Дворянство в силу политических причин в массе своей отказалось от своей этнокультурной идентичности еще раньше. Австрийское правительство оказалось неспособным прийти на помощь местному населению, которого оно притом совершенно не знало, опасаясь только его родства с русским народом, отмечал российский дореволюционный исследователь К. Арабажин30.

Некоторые территории бывшего Галицко-Волынского княжества отошли к России. Часть Молдавского княжества -территория Пруто-Днестровского междуречья (Бессарабия) - вошла в состав Российской империи в 1812 г. в результате русско-турецких войн. В 1793-1795 гг. в составе Российской империи оказались Волынь и Восточное Подолье. Холмская (Забужная) Русь хотя тоже отошла к России, административно находилась в Царстве Польском, и местное население продолжало испытывать национально-религиозный гнет. Вопрос о выделении Холмско-Подляшского края (Люблинской и Седлецкой губерний) от собственно польских областей до первой мировой войны так и не решился.

(Продолжение в № 3)

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. Москва, 2005. С. 13; Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. Москва, 2005. С. 11; История России. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века. Под редакцией член.-корр. РАН А.Н. Сахарова. Москва, 2005. С. 23.

2. См.: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. С. 11-12; История России. Т. 1. С. 24-27.

3. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. Москва-Ленинград, 1962. С. 60.

4. История России. Т. 1. С. 33.

5. См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 19-35.

6. Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. Тверь-Моск-ва, 2000. С. 151.

7. Там же. С. 173.

8. Там же. С.171.

9. Повесть временных лет // Повести Древней Руси XI-XII века. Ленинград, 1983. С. 35.

10. Рыбаков Б.А. Уличи (Историко-географические заметки) // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Вып. XXXV. Москва-Ле-нинград, 1950. С. 4.

11. Автор сознательно избегает употребление термина «древнерусская народность», который был введен в оборот советскими

историками по идеологическим мотивам. Еще в 1950 г., «для того чтобы устранить возможность смешения понятий «народность» по отношению к великорусской, украинской и белорусской народностям XГV-XVI вв. и «народности» русской ГX-XГ вв., В. В. Мав-родин предлагает «признать правомерным вслед терминам «древнерусский язык», «древнерусская литература», «древнерусское искусство» и термин «древнерусская народность» (Советская историография Киевской Руси. Ленинград, 1978. С. 38.). Термин «Киевская Русь» был взят советскими историками «как условное обозначение Древнерусского государства вначале с реальной столицей Киевом, а в период феодальной раздробленности - с Киевом как символом «исторического и общерусского единства». Он рассматривался как эквивалент понятий «Древняя Русь», «Древнерусское государство» (Там же. С. 11). К сожалению, понятия «Русь», «Русская земля» до сих пор связывают только с Древнерусской государственностью. Как и прежде, не упоминается существование в других районах Европы территорий с именем «Русь». Исследователи продолжают отбрасывать все, что не вписывается в традиционную версию изложения исторических событий. «Забыто», что существовало четыре Руси в Прибалтике (остров Рюген и прилегающая часть континента, устье Немана, устье Западной Двины, западные области Эстонии - провинции Роталия и Вик), Дунайская Русь, королевство Ругиланд (по немецким источникам) на территории Нижней Австрии и Верхнего Норика. Позднее (в X-XIII вв.) на месте Ругиланда упоминается «Ругия» или «Русь», «Рутен-ская марка». Игнорируется, что на землях лужицких сербов в Тюрингии до 1920 г. существовало два русских княжества «Русь» и «Русская земля» (Reuss и Reussland) (Введение христианства на Руси. Москва, 1987. С. 43-45). В русских летописях писалось: «Сва-топлуг, моравский кроль... в то время держал Русские земли» (ПСРЛ. Т. 22. Ч.2. Петроград, 1914. С. 255). В состав Великой Моравии входили Паннония и Норик. Сопоставление накопленных сведений приблизили бы нас к разгадке многих «белых пятен» ранней истории славян, формирования русской народности и происхождения самого названия «Русь».

12. См.: Московский Летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. 25. Москва- Ленинград, 1949. С. 344-345; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Москва-Ленинград, 1950. С. 176.

13. Никитин Афанасий. Хождение за три моря // История отечества в романах, повестях, документах. Век XV-XVI. Москва, 1987.

С. 451. О древнем происхождении слова «русин» и его сохранении не только в Юго-Западной, но и в Северо-Восточной Руси писал

профессор Г. Геровский (1SS6-1959). См.: Геровский Г. О слове «русин» // Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 190-192.

14. Нам кажется, что полемика по вопросам, все ли земли восточных славян входили в состав Древнерусского государства и на какой период, в данном случае не имеет принципиального значения и служит сиюминутным политическим задачам: жители окраинных территорий осознавали себя русскими, и их историческая, культурная, религиозная принадлежность к русскому миру не вызывает сомнений. Представители этих областей на протяжении всей истории, несмотря на проживание вне русской государственности, вносили свой вклад в общерусскую историю и культуру. К примеру, население легендарного Берладского княжества, находившегося на территории Добружи (ныне - юго-восток Румынии), активно участвовало в общерусских делах. Так называемые вы-гонцы галицкие сражались в битве на Калке (1223) (Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Приложения. Продолжение Суздальской летописи по академическому списку. Ленинград, 1928. С. 506).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Дулебов во второй половине VI в. «примучили» авары, вынудив часть племени присоединиться к ним и переселиться в верховья Тисы. См.: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С.39, 59.

16. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. Москва, 2004. С. 339.

17. Нидерле Л. Славянские древности. Москва, 2001. С. 172-173.

1S. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. Сочинения. Т. 1. Москва, 1956. С. 2S4.

19. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 52, 54.

20. Зубрицкий Д. История древнего Галицко-русского княжества. Львов, 1S52-1S55; Дашкевич Н. Княжение Даниила Галицкого. Киев, 1S73; Филевич И. Борьба Польши и Литвы-Руси за галицко-володимирское наследие. Санкт-Петербург, 1S90, и т.д.

21. Румынский историк Николае Иорга считал, что преждевременная смерть Лацко помешала основать русскую династию в Молдавии. См.: Iorga Nicolae. Histoire des relations russo-roumaines // Histoires des relationes roumaines. Anthologie et edition augmentee par Florin Rotaru. Bucarest, 1995. P. 35S.

22. См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 69-S1.

23. Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси // «Украинская» болезнь русской нации. Москва, 2004. С. 509.

24. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (Историко-этнографический очерк) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. 1S75. Июнь. С. 3S6-390.

25. О дарении Креста Соборной церкви Рождества Святого Иоанна Крестителя в Перемышле воеводой молдавским Алексан-

дром в 1557 г. см.: Добрянский А. Ведомость историческая о месте Перемышли // Лiрвак з-над Сяну. Перемисью друки середини XIX столггтя. Перемишль, 2001. С. 252. О немалых пожертвованиях молдавских государей галицким церквям см.: Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь. С. 391-392.

26. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь. С. 391-392; Гавриил (Кри-зина), игумен. Православная Церковь в Закарпатье (век XX). Киев, 1999. С.13.

27. Гавриил (Кризина), игумен. Православная Церковь в Закарпатье (век XX). С. 18.

28. Там же. С. 20.

29. Немного о терминологии. О том, что Галиция скорее немецкое или польское название, писал в 1916 г. профессор П.Е. Казанский. По-русски ее надо называть Галичина (Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси. С. 506). Как обоснованно заметила современная российская исследовательница Н. М. Па-шаева, термин Галичина с ударением на последнем слоге, а не Восточная Галиция принят в исторической литературе и наиболее полно отражает понятие. Им обозначаются земли Карпатского региона, которые ныне находятся в составе Западной Украины -Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области - а также Польши - Лемковщина с ее Перемышлем. Термины Западная Украина для обозначения Галиции и украинцы для галичан появились лишь со второй половины XIX в., когда в национальноосвободительном движении края произошел раскол, породивший антагонизм русских галичан и галичан украинцев. Термин украинец носил тогда не этнический, а скорее национально-политический характер (Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине Х1Х-ХХвв. Москва, 2002. С.5). Русин (нем. russinen) в единственном числе, во множественном - русский - самоназвание населения Галичины, Угорской Руси и Буковины. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Рутены - средневековое латинское название русских. Этот термин употреблялся преимущественно поляками и немцами (нем. гШпепеп) (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. Санкт-Петербург, 1899. С. 296-297).

30. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Москва, 1996. С.207.

31. Арабажин К. Галицко-русское литературно-общественное движение // Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. VII А. Санкт-Петербург, 1892. С. 914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.