Научная статья на тему 'Русины карпатского региона и русская цивилизация'

Русины карпатского региона и русская цивилизация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русины карпатского региона и русская цивилизация»

Сергей СУЛЯК

РУСИНЫ КАРПАТСКОГО РЕГИОНА И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Русская цивилизация - целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание*.

Мне приятно принимать участие в заседании нашего круглого стола, проходящего в Санкт-Петербурге, в стенах Санкт-Петербургского университета, чьим первым ректором был выходец из Угорской Руси, русин Михаил Андреевич Балугьянский (Балудянский) (1769-1847). В 1916 г. Галицко-русское общество в Петрограде издало первый том уникального исследования Ф.Ф. Аристова «Карпаторусские писатели». В Кронштадте похоронен один из активных деятелей Первого русинского Возрождения Михаил Алексеевич Качковский (1802-1872).

Население Карпатской Руси оказалось в составе других государств: Подкарпатская (Угорская) Русь в составе Венгрии к XIII в., Галицкая Русь в составе Польши с конца XIV в. До начала XX в. русины как этническая группа сохранялись в Семиградье (Трансильвании).

Русины Буковины вместе с волохами и русинами из Марамороша (Марамуреша) создали православное Молдавское княжество (1359). Его становление приходится в период обострения борьбы Польши, Венгрии и Великого княжества Литовского и Русского за Галицкое наследство. Княжество было создано по древнерусским образцам, русский язык был официальным языком княжества до начала XVIII в. Долгое время русские (русины) составляли значительную часть жителей княжества (в середине XIV в. их численность доходила до 40% населения). Долгое время Молдавское княжество оказывало поддержку в сохранении православия в Галичине и Подкарпатской Руси.

Несмотря на то, что Карпатская Русь оказалась в составе католических Венгрии и Польши, православного Молдавского княжества, местное русское население много веков продолжало осознавать себя

* Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель О.А. Платонов. М.: Православное издательство «Энциклопедия Русской цивилизации», 2000.

частью единой русской цивилизации. Его представители внесли значительный вклад в становление русского православия, государственности, науки, культуры, литературного русского языка. Приведу ряд примеров. Угорские русины Георгий и Моисей (преподобный Моисей Уг-рин, Печерский) в начале XI в. поступили на службу к св. благоверному князю Борису. Мусины-Пушкины не без основания считали, что их предок Ратша (XII в.) - выходец из Семиградья (Семиградской Руси) [1. С.12]. Выходец из Молдавского княжества Памва (мирское имя Павел) Берында (между 1555-60-1632), педагог, писатель, филолог, печатник, гравер, «архитипограф Росския церкви» издал за свои средства «Лексшон славенороскш и именъ тлъковаше» (Киев, 1627) - один из первых печатных русских словарей, насчитывающий более 7 тыс. слов. Над его составлением он работал более 30 лет. Его брат Степан (Стефан, ? - ум. после 1634), печатник, гравер, поэт, работал вместе с Памвой в типографиях в Стрятине, Львове, а затем в типографии Киево-Печерской Лавры [2. С. 84-85].

Особенно ярко принадлежность русинов к русской цивилизации проявляется во второй половине XIX - начале XX в. К тому времени Галицкая, Буковинская, Подкарпатская Русь вошли в состав Австрийской (с 1867 г. Австро-Венгерской) империи.

В это время начинается Первое русинское Возрождение. Оно воспринималось как возвращение к общерусской истории, культуре и языку. Также в это время ширится «обрядовое движение», одним из лидеров которого стал священник Иоанн Наумович. Так как любые попытки вернуться в православие в Галичине пресекались властями, то это движение ставило целью очистить униатский обряд от католических искажений, т.е. восстановить православное богослужение. Ведь уния 1596 г. предусматривала полное сохранение православного богослужения при переходе под власть папы. Однако под давлением Рима движение вскоре было запрещено.

Переход жителей галицкого села Гнилички в конце 1881 г. в православие вызвал громкий судебный процесс. К суду привлекли двух крестьян и известных деятелей русинского Возрождения: А.И. Добрянс-кого, его дочь Ольгу Грабарь, о. Иоанна Наумовича, его сына Владимира и других. Четырех обвиняемых приговорили к различным срокам заключения, от трех до восьми месяцев. О. Иоанн Наумович был приговорен к восьми месяцам тюрьмы [3. С. 312-313].

В начале 1904 г. в Угорской Руси начался Первый Мараморош-Си-гетский процесс против жителей подкарпатского села Изы (недалеко от Хуста). Их обвинили в том, что они молятся за русского царя и подстрекают народ против униатской веры. 7 крестьян были приговорены к срокам заключения от девяти дней до 14 месяцев и крупным

денежным штрафам [4. С. 441]. 29 декабря 1913 г. начался Второй Мараморош-Сигетский процесс. Первоначально к суду привлекли 189 человек, преимущественно крестьян сел Изы (с. Изы в начале XX в. дало более 160 православных монахов и монахинь) и Великие Лучки (близ Мукачева). Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, в нарушении законов. 3 марта 1914 г. был вынесен приговор 32 обвиняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы [5. С. 35].

Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине (лемки - одна из этнографических групп русинов, проживающая в Западной Галиции), в Сокальщине и Коломыйщине (Восточная Галиция) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей. 17 марта 1911 г. были арестованы два православных священника - Игнатий Гудима и Максим Сандович, а также Семен Юрьевич Бендасюк и студент-юрист Василий Андреевич Колдра. Их держали в тюрьме два с половиной года, не предъявляя обвинений. Перед самой войной во Львове начался процесс о «государственной измене» и «шпионаже». Подсудимые были оправданы присяжными заседателями, несмотря на давление со стороны судьи [6. С. 104].

С началом Первой мировой войны были закрыты все русинские организации. Австро-венгерские власти создали для русинов первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин. Через Талергоф прошли не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Многие были казнены без суда и следствия. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. На скамье подсудимых были депутаты австрийского парламента, священники (9 - во втором процессе), интеллигенты, крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович, К. Богатырец, И. Цурканович) были приговорены к смерти. Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение, а весной 1917 г. заключенных амнистировали (подробнее о геноциде против русинов в годы Первой мировой войны см.:

[7, 8]).

В этом году исполняется 95 лет с начала геноцида русинов и создания первых в Европе концлагерей. Самый страшный из них был Талер-гоф. Первая партия заключенных была пригнана в лагерь 4 сентября 1914 г. К сожалению, до сих пор геноцид русинов в годы Первой мировой войны не получил должного освещения в историографии. Талер-гоф стал для русинов Русской Голгофой, священным местом мучени-

чества за русскую идею. Памятники жертвам Талергофа до сих пор сохранились во многих населенных пунктах Галичины.

Мы не должны забывать свое прошлое. Это и дань памяти нашим предкам, это и желание, чтобы наиболее трагические и кровавые страницы нашей истории никогда не повторились вновь. Мне кажется уместным проведение международной научной конференции, посвященной 95-летию начала Первой мировой войны, где была бы поднята и тема геноцида русинов в Австро-Венгрии. Неплохо было бы провести такую конференцию осенью на базе исторического факультета Санкт-Петербургского университета.

Если планируется проведение научных мероприятий, приуроченных к 240-летию со дня рождения первого ректора Санкт-Петербургского университета М.А. Балугьянского, то неплохо было бы осветить в рамках этих мероприятий вклад населения Карпатской Руси в развитие русской науки и культуры.

Много веков русины Карпатской Руси, оказавшиеся в составе Венгрии и Польши, боролись за сохранение своей этничности и православной веры. В средние века сопротивление русинов польско-католической агрессии помогло становлению новой русской государственности на северо-востоке Руси.

После прекращения существования Галицкого княжества русины вместе с волохами создали православное Молдавское княжество. Неоднократно предпринимались попытки создания русинской государственности после Первой мировой войны.

Со второй половины XIX в. до начала Второй мировой войны прошло два русинских Возрождения. Третье русинское Возрождение началось в конце XX в. Постепенно оно становится массовым движением, целью которого является возвращение потомкам русинов исторической памяти, сохранение этнокультурных особенностей.

Слова, сказанные Осипом Андреевичем Мончаловским (1858-1906), активным участником Первого русинского Возрождения, в его работе «Святая Русь», не потеряли актуальности и сегодня: «Нет, честный сын Руси, будь она Галицкая или Буковинская, не только не может быть врагом своей дорогой Матери, Святой Руси, но и должен всеми законными и благородными средствами победить разрушающих национальное и культурное единство русского народа... А для борьбы мы имеем непобедимое оружие: истину Христовой веры, проповедуемой святой церковью, и ее чудный обряд, с которыми веками сжился русский народ; историю Руси и русскую литературу с богатым русским книжным языком, которые составляют национальное и культурное и выражение всего русского народа, и результат его тысячелетнего труда; пробуждение, укрепление русского народного самосознания в массах народа при помощи народного языка» [9. С. 108-108].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории // Род и предки А.С. Пушкина. Сост. и предисловие О.В. Рыковой. М.: Васанта, 1995. - 448 с.

2. Суляк С. Ими гордится Молдавия // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. №9 3 (5). С. 81-148.

3. Свистун Ф.И. Прикарпатская Русь под владением Австрии // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Второе дополненное издание. Издатель П.С. Гардый. Trumbull, Connecticut 06611, 1970. С. 13-446.

4. Пронин Василий, архимандрит. История Православной Церкви на Закарпатье. Свято-Николаевский Мукачевский монастырь: ОРП ««ФЛокаХга»». -528 с.

5. Грабец М. К истории Мармарошского процесса (дело 94-х - 29/XII 1913 -3/III 1914). Ужгород: Издание Карпаторусской трудовой партии, 1934. - 56 с.

6. Пашаева Н.М. Очерки русского движения в Галичине XIX-XX вв. М.: Имперская традиция, 2007. - 192 с.

7 . Суляк С. Русины: уроки трагической истории // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2008. №9 3-4 (13-14). С. 7-34.

8 . Суляк С. Талергоф и Терезин: забытый геноцид // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2008. N° 3-4 (13-14). С. 69-75.

9. Мончаловский О.А. Святая Русь // Приложение к «Галичанину». Львов: Типография Ставропигийского института, 1903. - 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.