Научная статья на тему 'Рупповые технологии в обучении иностранному языку'

Рупповые технологии в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION TECHNOLOGY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LANGUAGE ENVIRONMENT / GROUP TECHNOLOGY / MODEL AND TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Евгения Евгеньевна, Есина Мария Геннадьевна

Данная статья посвящена проблеме внедрения групповых технологий на уроке иностранного языка в средней школе, как одной из наиболее эффективных форм организации деятельности учащихся в свете стремления к формированию коммуникативной компетенции как конечной цели образовательного процесса. В статье приведены данные исследований, подтверждающие необходимость вовлечения учащихся в различные формы работ в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Евгения Евгеньевна, Есина Мария Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

This article is devoted to the problem of implementation of group technology at the foreign language lesson at school as one of the most effective forms of organization of students' activities in the light of the commitment to the formation of the communicative competence as the ultimate objective of the educational process. In this article research data confirming the need of students involvement in various forms of work in group is presented.

Текст научной работы на тему «Рупповые технологии в обучении иностранному языку»

Е. Е. Скворцова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

М. Г. Есина

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Данная статья посвящена проблеме внедрения групповых технологий на уроке иностранного языка в средней школе, как одной из наиболее эффективных форм организации деятельности учащихся в свете стремления к формированию коммуникативной компетенции как конечной цели образовательного процесса. В статье приведены данные исследований, подтверждающие необходимость вовлечения учащихся в различные формы работ в группе.

Ключевые слова: технология обучения, коммуникативная компетенция учащегося, языковая среда, групповые технологии, модель и метод обучения

E. E. Skvortsova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

M. G. Esina

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

GROUP TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

This article is devoted to the problem of implementation of group technology at the foreign language lesson at school as one of the most effective forms of organization of students' activities in the light of the commitment to the formation of the communicative competence as the ultimate objective of the educational process. In this article research data confirming the need of students involvement in various forms of work in group is presented.

Keywords: education technology, communicative competence, the language environment, group technology, model and teaching method

В современном мире подвержены преобразованиям абсолютно все сферы жизни и деятельности общества: информационная, профессиональная, производственная, коммуникационная и другие. Данные изменения служат причиной корректировки технологических процессов и внедрения новых технологий, их использования на практике. Глобальные изменения, происходящие в образовательной сфере, в свою очередь требуют изменений содержательных, методических и технологических аспектов образования, а также переоценки сложившихся целевых установок, приоритетов и педагогических средств.

На протяжении многих столетий технология классно-урочной системы считалась одной из самых эффективных для передачи знаний, умений и

навыков ученикам. Внедрение новшеств в устоявшуюся структуру урока является поощрительным. В наше время акцент переносится на воспитание свободной личности, важно не только научить ребенка предметам, умениям и навыкам, но и развить в нем способность самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания. Не менее важно научить ребенка анализировать ситуацию, принимать обдуманные решения и эффективно сотрудничать в различных по профилю и составу группах.

В последние 10-15 лет метод группового обучения стал одним из наиболее популярных. Основная цель работы в группах развитие мышления учащихся. Выполняя различные задания в группах, ученики приобретают навыки организаторской работы. Происходит формирование рефлексивных способностей и создание благоприятных условий для учебного самоопределения.

В результате ряда исследований отечественными учеными было выявлено, что среднестатистический ученик разговаривает на уроке по заданной теме около 5-7 минут, при условии, что урок длится 45 минут [2, с. 9]. Для урока иностранного языка такой показатель является довольно низким, поскольку конечной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащегося, иными словами способность ребенка понимать иностранную речь и реагировать на нее при погружении в языковую среду.

Проблема формирования коммуникативной компетенции действительно имеет место в школах на уроках иностранного языка. Учителя объясняют это явление нехваткой времени для практики речи. Они вынуждены выбирать между закреплением пройденного материала или более тщательным объяснением нового, чтобы все ученики поняли тему и были способны выполнять задания по ней, и практикой речи на иностранном языке.

Активность учащихся на уроке принято учитывать по поднятым рукам и выступлениям перед всем классом. Однако, в силу психологических особенностей некоторые учащиеся предпочитают не отвечать вообще, т.к. для них выступление на публике кажется сложным. У учеников появляется страх говорить, сделать ошибку, получить за это плохую оценку и быть осмеянным, но это не означает отсутствие знаний. Такое поведение может быть вызвано неуверенностью в себе. Таким образом, учителю довольно сложно судить о знаниях по предмету по активности ученика.

Существуют различные пути решения данной проблемы. Одно из них работа в группе. Групповая работа - это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование различных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

Вернемся к исследованию, приведенному в пример в начале статьи. В атмосфере, характерной для групповой деятельности цифра, обозначающая количество минут активности ученика на уроке существенно меняется. В малых группах активность учащихся возрастает, потому что они чувствуют себя комфортнее. Если ученик еще не может выступать перед классом в силу

своих страхов или неуверенности, боится выражать свои мысли и мнение вслух, работая в группе, он может занимать активную позицию и участвовать в обсуждениях со своими одноклассниками. На данном этапе обучения работа в группе позволяет обрести уверенность в себе, что является необходимым условием.

Существует множество методов обучения, применяемых на уроках иностранного языка в средней школе, способствующих усвоению знаний учащимися. Эта цель действительно является главной, но достичь ее бывает нелегко. Именно поэтому существуют различные модели и методы обучения. Модели обучения подразделяются на пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить у В. В. Гузеева: экстраактивная, интраактивная и интерактивная.

Пассивная или экстраактивная модель обучения является традиционной, она широко используется учителями, хотя современные требования к структуре урока призывают к использованию активных методов. В пассивной модели предполагается, что ученики усваивают материал из текста учебника и из слов учителя. При этом они не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Активные методы обучения способствуют стимулированию познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Особенностью активной модели является наличие обязательных творческих заданий. Интерактивная модель обучения предусматривает непосредственное активное взаимодействие учеников между собой, таким образом, в интерактивной модели обучения используются групповые технологии [3, с. 157].

Групповые технологии могут применяться как в развивающей, так и в традиционной системе обучения. В развивающем образовании работа в группе позволяет ученикам ставить цели и находить подходящие для них формы работы. В традиционном обучении групповые формы работы способствуют поддержанию заинтересованности на уроке и непосредственной включенности в процесс. Работая в группе, ученики приобретают определенные роли и участвуют в процессе обучения [5, с. 4]. Групповые технологии имеют широкое применение в различных видах деятельности:

Решение задач

Обучение способам организации

Обучение рефлексии

Проектирование

Анализ ситуации [4, с. 23]

По мнению А. Б. Воронцова «Модель совместной учебной деятельности в группе включает в себя 5 основных элементов» [1, с. 117]:

1. Позитивная взаимозависимость

Данный термин означает понимание учеником, что для того, чтобы достичь успеха, выполняя какое-либо задание, необходимо осознавать, что между ним и остальными участниками группы существует связь, которая не позволяет достичь успеха одному, если остальные участники успеха не достигнут.

2. Личное взаимодействие

При работе в группе учащиеся должны общаться между собой и оказывать взаимопомощь, вместе искать пути решения поставленных задач и обсуждать новые идеи.

3. Индивидуальная ответственность

Несмотря на работу в группе, ученик должен осознавать ответственность за свои действия, понимать, что оценивается не только коллективный результат, но и личный вклад в работу.

4. Навыки общения

Групповые технологии помогают ученикам приобрести необходимые навыки в общении с людьми. Учащиеся вынуждены искать компромисс и находить пути решения поставленных задач вместе, чтобы успешно выполнить задание.

5. Совместная оценка хода работы

Группы учащихся должны анализировать ход работы и ее результаты, выявлять проблемы и подводить итоги, определяя каким образом можно добиться лучших результатов и действовать более эффективно.

Существует большое количество вариантов обучения в группе. Рассмотрим наиболее известные методы группового обучения, которые могут применяться в средней школе.

Метод учебного турнира

Суть данного метода состоит в том, что после изучения новой темы проводится турнир, в котором встречаются учащиеся из команд, сформированных по одинаковому уровню знаний.

Метод командной поддержки индивидуального обучения

Основная характеристика данного метода - предоставление группам возможности изучать учебную программу в индивидуальном темпе. Ученики работают над заданиями, выполняя которые они могут помогать друг другу, объяснять материал и давать советы, а также учащиеся могут исправлять ошибки своих партнеров по работе. Учитель наблюдает за работой групп и корректирует ошибки, если ученики не могут справиться с определенным заданием.

Метод группового взаимообучения

Учащиеся помогают и поддерживают друг друга на различных этапах обучения. Они совместно выполняют домашние задания, пересказывают учебный материал, готовятся к контрольным работам и тестам, проверяют самостоятельные работы друг друга и исправляют ошибки. При взаимообучении важным фактором является соблюдение основных правил работы в группе.

Метод группового исследования

Суть данного метода состоит в том, что группы, сформированные по неформальному признаку (ученики сидят за одной партой; по признаку симпатии и т.д.) изучают какую-либо тему с целью выступления с сообщением или докладом по этой теме перед всем классом. Внутри группы каждый учащийся исследует свой вопрос, а затем предоставляет информацию для всей

группы. Далее по такому же принципу, после презентации материала всех участников группы формируется общий доклад.

Поисковый метод

Особенность данного метода заключается в том, что формирование групп учащихся происходит для реализации проекта или решения практически направленной учебной задачи. Цель группы - провести исследование. Данное задание требует творческого, изобретательского подхода.

Существует большое количество упражнений, разработанных для совместной работы учеников в группах, главная задача учителя - правильно подобрать метод работы в группе и разработать комплекс упражнений, которые будут подходить к изучаемой теме, особенностям данного класса. Неотъемлемой частью является постановка задачи учителем при применении групповых технологий. Среди огромного многообразия упражнений необходимо выделять упражнения для развития определенных навыков и умений.

Таким образом, групповые технологии играют важную роль в учебной деятельности. Они способствуют развитию различных навыков учащихся, а также несут воспитательную функцию.

Литература

1. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения [Текст] / А. Б. Воронцов. М. : Педагогика, 1998. 360 с.

2. Гальскова, Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков [Текст] / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2009. № 7. 56 с.

3. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам [Текст] : методическое пособие / Н. Д. Гальскова. М. : Айрис-пресс, 2004. 240 с.

4. Павлова, Е. А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка [Текст] / Е. А. Павлова // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. 67 с.

5. Шамов, А. Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи [Текст] / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. 84 с.

Bibliography

1. Vorontsov, A. B. Praktika razvivayushchego obucheniya [The practice of developmental education] [Text] / A.B. Vorontsov. Moscow: Pedagogika, 1998. 360 p.

2. Gal'skova, N. D. Novyye tekhnologii obucheniya v kontekste sovremennoy kontseptsii obrazovaniya v oblasti inostrannykh yazykov [New learning technologies in the context of modern concepts in foreign language education] [Text] / N. D. Gal'skova // Inostrannyye yazyki v shkole. 2009. No 7. 56 p.

ryMaHurapHbie BegoMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro

№ 1(17), ^eBpanb 2016 r.

3. Gal'skova, N. D. Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam [Theory and practice of teaching foreign languages] [Text]: methodical manual / N.D. Gal'skova. Moscow: Ayris-press, 2004. 240 p.

4. Pavlova, Ye. A. Osobennosti organizatsii gruppovoy formy raboty na uroke inostrannogo yazyka [Peculiarities of organization of group work in the form of a foreign language lesson] [Text] / Ye. A. Pavlova // Inostrannyye yazyki v shkole. 2011. No 9. 67 p.

5. Shamov, A. N. Printsipy obucheniya leksicheskoy storone inoyazychnoy rechi [Principles of teaching lexical side of foreign speech] [Text] / A.N. Shamov // Inostrannyye yazyki v shkole. 2009. No 4. 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.