Научная статья на тему 'Рунет как фактор воздействия на межэтническое поведение молодежи'

Рунет как фактор воздействия на межэтническое поведение молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РУНЕТ / RUNET / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ETHNIC CONSCIOUSNESS / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ETHNIC TENSIONS / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ETHNOCENTRISM / "ПОКОЛЕНИЕ ЛАЙКОВ" / "GENERATION LIKE" CRITICAL THINKING / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / VIRTUAL COMMUNICATION / ETHNIC BEHAVIORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брезгина О.В., Василькова Е.В.

Статья посвящена проблеме влияния виртуальной коммуникации на межэтническое поведение человека. Авторы отмечают обеспокоенность специалистов из-за целенаправленного и управляемого процесса эскалации межэтнической напряженности в Интернете. В работе характеризуются такие категории, как «этническое сознание», «этническая идентичность» и «межэтническое поведение», рассматривается их взаимосвязь. Отмечается изменчивость этнического сознания, называются пути его формирования, выделяются функции. Авторы предлагают определение межэтнического поведения, выделяют его компоненты. В статье дается характеристика особенностям русскоязычного сегмента Паутины с точки зрения межэтнического взаимодействия, рассматривается проблема влияния интернет-технологий на степень критичности и адекватности восприятия информации и, как следствие, на межэтническое поведение пользователей виртуального пространства. В своей работе авторы использовали общетеоретические методы и методы изучения и обобщения опыта. В статье представлены результаты социологического опроса студентов, проживающих в полиэтническом регионе ХМАО Югра, предложены апробированные методы формирования критического мышления, позволяющего адекватно оценить интернет-информацию, распознать ложные стереотипы, избежать манипуляции. Предлагаемый материал адресован специалистам, работающим с подростками и молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Runet as a factor of influence on interethnic behavior of youth

This article is devoted to the problem of virtual communication influence on interethnic behavior of people. The authors underline the anxiety of specialists because of targeted and controllable process of interethnic tension escalation on the Internet. This work characterizes the categories as «ethnic mind», «ethnic identity» and «interethnic behavior» and considers their interconnection. The authors mark out a changeability of ethnic mind, name its forming ways and separate out the functions. They offer a definition of interethnic behavior and mark out its components. The article gives the peculiarities' characteristic of the Russian segment of the Internet from the viewpoint of interethnic interaction; also it considers the problem of internet technologies influence on the level of criticality and adequacy of information perception and, as a consequence of this, on interethnic behavior of users in the virtual space. In the article the authors have used general-theoretic methods, studying methods and methods of experience generalization. The article contains the results of sociological survey of the students who live in the poly-ethnic region KhMAD; the paper also offers the tested methods of critical thinking formation, what helps to evaluate internet information adequately, recognize fake stereotypes and avoid manipulation. The offered material is aimed at the specialists, who work with teenagers and youth.

Текст научной работы на тему «Рунет как фактор воздействия на межэтническое поведение молодежи»

О.В. Брезгина, канд. пед. наук, доцент,

Е.В. Василькова, канд. культурологии, доцент,

кафедра иностранных языков и межкультурной

профессиональной коммуникации,

Нижневартовский экономико-правовой

институт—филиал Тюменского

государственного университета,

г. Нижневартовск, Россия,

belief59@mail.ru

evstraw@yandex.ru

РУНЕТ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена проблеме влияния виртуальной коммуникации на межэтническое поведение человека. Авторы отмечают обеспокоенность специалистов из-за целенаправленного и управляемого процесса эскалации межэтнической напряженности в Интернете. В работе характеризуются такие категории, как «этническое сознание», «этническая идентичность» и «межэтническое поведение», рассматривается их взаимосвязь. Отмечается изменчивость этнического сознания, называются пути его формирования, выделяются функции. Авторы предлагают определение межэтнического поведения, выделяют его компоненты. В статье дается характеристика особенностям русскоязычного сегмента Паутины с точки зрения межэтнического взаимодействия, рассматривается проблема влияния интернет-технологий на степень критичности и адекватности восприятия информации и, как следствие, на межэтническое поведение пользователей виртуального пространства. В своей работе авторы использовали общетеоретические методы и методы изучения и обобщения опыта. В статье представлены результаты социологического опроса студентов, проживающих в полиэтническом регионе ХМАО — Югра, предложены апробированные методы формирования критического мышления, позволяющего адекватно оценить интернет-информацию, распознать ложные стереотипы, избежать манипуляции. Предлагаемый материал адресован специалистам, работающим с подростками и молодежью.

Ключевые слова: Рунет, этническое сознание, межэтническое поведение, межэтническая напряженность, этноцентризм, «поколение лайков», критическое мышление, виртуальная коммуникация.

Россия — поликультурная страна, но, как свидетельствует история, богатый опыт совместного проживания большого количества этносов на одной территории не является гарантией стабильных межнациональных отношений. По оценкам ряда экспертов Центра изучения национальных конфликтов, межэтническая ситуация в отдельных регионах нашей страны имеет тенденцию к ухудшению1. Среди причин выделяют высокую неконтролируемую миграцию, распространение радикального ислама, жесткую экономическую конкуренцию. Кроме того, некоторые специалисты отмечают рост интернет-экстремизма, усиление

этноцентризма, появление оскорблений по этническому признаку среди пользователей Паутины, что является показателем целенаправленного и управляемого процесса наращивания межэтнической напряженности в Интернете.

В специальной литературе ведутся дискуссии об интернет-влиянии на общественные процессы в российском социуме, исследуются различные аспекты данного явления: концептуальные вопросы медийных технологий и их роль в функционировании политики (М. Вершинин, М. Лукина, М. Павлютенкова, А. Чугунова), соотношение интернет-пространства и политичес-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ких процессов (М. Грачева, И. Мелюхин, воздействие, например в экстремистских

И. Кравченко), воздействие Интернета текстах. В настоящее время на межэтниче-

на электорат с точки зрения использования ское поведение человека влияет множество

его во время выборов (И. Кузнецов, Н. Со- факторов, среди которых, пожалуй, самым

ленникова) и т. д., однако методика изучения этого влияния в нашей стране еще только формируется.

Объективный процесс социально-экономического развития российского общества характеризуется всплеском осознания многими людьми своей этнической идентичности, которая, являясь частью социальной идентичности, определяет принадлежность индивида к определенному этносу2. Этническая идентичность развивается в рамках этнического сознания, представляющего собой совокупность знаний индивида о своей и других этнических общностях. Данный вид сознания изменчив, так как каждый человек воспринимает информацию по-своему. Этническое сознание выполняет две функции: с одной стороны, способствует адаптации человека во внешнем мире, с другой — помогает приспособить к своим потребностям внешние реалии3. Как правило, оно ограничено рамками повседневной жизни, скрыто в тех или иных интересах и потребностях, но в ситуации социальных изменений способно обостряться, усиливать свой конфликтогенный потенциал.

Этническое сознание человека определяет его межэтническое поведение, под которым понимается определенный сложившийся образ взаимодействия личности с представителями иной этнической общности. Единицей межэтнического поведения является поступок, проявляющийся не только в действии, но и в позиции, высказанной в словах, и даже

Межэтническая ситуация в отдельных регионах нашей страны имеет тенденцию к ухудшению. Среди причин выделяют высокую неконтролируемую миграцию, распространение радикального ислама, жесткую экономическую конкуренцию.

Интернет является идеальной средой для провоцирования конфликтных ситуаций с этнической составляющей. Виртуальные столкновения не всегда переходят в стадию эскалации, но всегда оставляют негативный эмоциональный осадок, , что поддерживает националистические настроения, неизбежно ведет к этноцентризму, обостряет межэтническую напряженность.

влиятельным в силу оперативности предоставления информации и широкого охвата аудитории является Интернет. Среди методов воздействия на поведение пользователя Сети можно выделить преобразование информации: = искажение, ложь, утаивание; коммуникативное воздействие с элементами манипулирования; распространение слухов и домыслов; использование симулякров; эмоциональное воздействие и т. д. Виртуальное пространство, с одной стороны, формирует и преобразует этническое сознание и этническую идентичность человека, с другой стороны, как лакмусовая бумажка демонстрирует его межэтническое поведение. Интернет является идеальной средой для провоцирования конфликтных ситуаций с этнической составляющей. Виртуальные столкновения не всегда переходят в стадию эскалации, но всегда оставляют негативный эмоциональный осадок, что поддерживает националистические настроения, неизбежно ведет к этноцентризму, абсолютизирует оппозицию «Мы» и «Они», обостряет межэтническую напряженность, нарушает баланс на всех уровнях межкультурного общения.

Русскоязычный сегмент всемирной Паутины — Рунет — как зеркало отражает все социально-культурные процессы нашего общества, так как здесь можно почти безнаказанно позволить себе поведение, свободное от ограничений, принятых в реальной жизни. По результатам опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ),

в смысловом подтексте. Именно на подтек- проведенного в мае 2015 года, 70% населе-стовом уровне чаще всего осуществляется ния РФ от 18 лет и старше пользуются Ин-

тернетом*. Он навсегда вошел в нашу жизнь, это целый мир, и значит нужно научиться взаимодействовать в нем, чтобы выстроить правильную стратегию онлайн-коммуника-ции. Группа исследователей — Брюс Этлинг, Джон Келли и другие впервые исследовали блогосферы различных стран мира, и по их оценкам, самым раздробленным на идеологические группы является российское интернет-сообщество. Для анализа русскоязычного сегмента Интернета было изучено более 5 миллионов блогов. Исследователи условно выделили 4 основные сферы: политика и публичный дискурс, регионы, культура и инструментальная зона, в свою очередь, в каждой из сфер — несколько кластеров. Так, например, «Политика и публичный дискурс» включает в себя наряду с другими блоггеров националистического толка, для которых характерны осуждение Запада, критика современного российского правительства, пропаганда насилия по отношению к иммигрантам из Центральной Азии и Кавказа и т. п. В результате исследования были сделаны выводы, что русскоязычная блогосфера, несмотря на наличие контроля над Интернетом, в достаточной мере свободна от государственной цензуры; что большинство блоггеров предпочитают ссылаться не на правительственные, а на независимые источники новостей; что часть данного интернет-пространства «используется не только для обсуждения политики и критики правительства, но и для мобилизации политической и социальной деятель-ности»4.

В свою очередь, О.В. Яволова выделяет три группы сайтов с точки зрения отношения к национальному вопросу: сайты, призывающие к взаимопониманию и терпимости; сайты, игнорирующие национальную тематику, и сайты, пропагандирующие ксенофобию5. Для последних характерны достаточно высокий уровень агрессии и низкий уровень культуры. Некоторые идеологические течения,

Сознательно действующие манипуляторы стремятся вывести из состояния равновесия виртуального собеседника, которому бывает сложно прощать незаслуженные обиды, сдерживать справедливый гнев.

например националисты, представлены только в Рунете. Их сайты посещать небезопасно: можно получить психологическую травму. Сознательно действующие манипуляторы стремятся вывести из состояния равновесия виртуального собеседника, которому бывает сложно прощать незаслуженные обиды, сдерживать справедливый гнев. Широкое распространение в Рунете получило явление «троллинг», травля в социальных сетях, в том числе на национальной почве. Здесь также следует заметить, что юридически русскоязычный Интернет регулируется все еще недостаточно. В отличие от многих сайтов зарубежных стран, в российском сегменте нет возможности перевода сайта на национальные языки, а недостаточный уровень владения русским языком препятствует пониманию информации, интеграции мигрантов в российское общество.

За более чем 20 лет Рунет превратился в развитую систему с инструментами для поиска общения, заработка, самовыражения, однако вместе с этим он таит подводные камни. Заложенные в интернет-пространстве технологии приводят к тому, что люди перестают мыслить критически. Рунет, с точки зрения Е. Лапиной-Кратасюк, отражает индифферентность всего российского общества в целом, типичный пользователь воспринимает информацию некритично, легко поддается манипуляции6.

Человек вынужден справляться с огромным потоком информации, увеличивать скорость восприятия и реакции, что осложняет понимание и запоминание. Для объективного восприятия полученного контента нужны знания из различных сфер жизнедеятельности человека, дефицит которых зачастую замещается мнением другого пользователя, которое с легкостью и быстротой распространяется в Сети. Появился даже термин «поколение лайков», которым «удостаивают» представителей молодежи с поверхностным отношением ко всему, с отсутствием желания вникать в получен-

«ФОМнибус» — опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 24 мая 2015. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1 500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ную информацию, а ведь критичность ума возможна лишь тогда, когда человек мотивирован на получение и осмысление знаний.

В связи с тем, что самыми активными пользователями Рунета являются подростки и молодые люди в возрасте до 25 лет, нами была предпринята попытка изучить межэтническое поведение молодежи. В качестве объекта : исследования были выбраны студенты 1-3-го курсов очной и заочной форм обучения Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». Методом изучения было анкетирование, рассчитанное на самостоятельное заполнение студентами бланков анкеты. Опрос проводился в марте-апреле 2015 года, в нем приняли участие 356 респондентов из 17 студенческих групп.

Необходимо отметить, что все участники зарегистрированы в одной из самых массовых социальных сетей «ВКонтакте» и практически все в качестве основного источника информации назвали Интер-

Широкое распространение в Рунете получило явление «троллинг», травля в социальных сетях, в том числе на национальной почве.

нет, именно его русскоязычный сегмент. По критерию этнической принадлежности в выборке представлены: белорусы, башкиры, русские, татары, украинцы; предста-~ вители народов Кавказа и Средней Азии. Целью исследования было проведение социологического анализа этнического сознания и этнической идентичности студентов, что может характеризовать уровень межэтнической напряженности. Респондентам предлагалось выразить свое мнение относительно 26 утверждений, затрагивающих различные стороны межэтнического взаимодействия7.

Результаты опроса позволили выделить целый ряд положительных моментов. Несколько характерных ответов: 99% респондентов убеждены в том, что нет хороших или плохих народов, так как в любом народе есть и хорошие и плохие люди; 98% обучающихся считают, что нужно уважать чужие традиции, даже если они кажутся странными; 93% утверждают, что о людях нужно судить не по их национальности,

а по профессиональным и моральным характеристикам; 91% - все народы в РФ должны иметь равные возможности для сохранения своего языка, религии, традиций, обычаев; 88% — Россия — общий дом для всех ее народов и т. д. Можно предположить, что результаты исследования указывают на гармоничное развитие межнациональных отношений в студенческой среде института, что основная часть студентов с высокой степенью соблюдает поведенческие нормы в условиях межнационального общения. Однако некоторые ответы заставляют серьезно задуматься. 74% опрошенных студентов убеждены, что в России есть более развитые и менее развитые народы; 61% респондентов полагают, что каждый человек должен думать в первую очередь об интересах своего собственного народа, а потом уже о других народах; 48% — что некоторые народы, живущие в России, принесли ей больше вреда, чем пользы; 37% считают, что нужно ограничивать проживание в России представителей иных национальностей и т. п. Подобные ответы можно расценивать как признак этноцентризма, свидетельство национальной нетерпимости.

Анализ научной литературы и проведенное исследование позволяют сделать ряд выводов.

Наряду со всеми преимуществами, Рунет представляет собой источник межэтнической напряженности, следовательно, оказывает существенное воздействие на межэтническое поведение пользователя.

Этническое сознание, являясь базой для межэтнического поведения индивида, не статично, а способно развиваться и трансформироваться по мере овладения им новыми знаниями.

Для эффективного межэтнического взаимодействия необходимо научиться адекватно воспринимать информацию, критически мыслить. В арсенале преподавателя, нацеленного на развитие у обучаемых аналитического мышления, должен быть разнообразный набор стратегий, методов и заданий как для индивидуальной работы со студентами — например, прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать), таблица «Плюс-минус-интересно», таблица

«Верные/неверные утверждения», кластеры, «толстые» и «тонкие» вопросы, эссе и т. п., — так и для групповой работы, например, «Мышление под прямым углом», «Рамка» и т. п.8.

Только эффективное использование технологий формирования критического мышления сможет воспитать пользователя Рунета, способного объективно оценивать полученную информацию, вырабатывать и аргументировать свою точку зрения, правильно реагировать на критику

Литература

1. ЦИНК. Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России. Весна — осень 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http:// club-rf.ru/thegrapesofwrath/02 (дата обращения 04.08.2015).

2. Стефаненко ТГ. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. С. 197.

3. Шульга Е.П. Модель этнического сознания. М.: Директ-Медиа, 2013. С. 15.

4. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете. Брюс Этлинг, Карина Алексанян, Джон Келли, Роберт Фарис, Джон Палфри и Урс Гассер // Исследование Центра Беркманн № 2010-11 19 октября 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://cyber.law. harvard.edu/sites/cyber. law. harvard.edu/files/Public_ Discourse_in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf (дата обращения 04.08.2015).

5. Яволова О.В. Освещение межнациональных конфликтов в Рунете. [Электронный ресурс]. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_4/jav_naz.htm (дата обращения 16.08.2015).

6. Цит. по Панченко Е. Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля? [Электронный ресурс]. URL: http://www.digitalicons.org/issue05/ files/2011/05/Panchenko-5.6.pdf (дата обращения 05.08.2015).

7. Межэтнические отношения в Орловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://webanketa.com/ forms/6mv3ed1n5xh66sb1cnj3gsg/ru/ (дата обращения 04.03.2015).

8. Климова Т.В. Способы формирования критического мышления студента // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu. ru/2012_2/14.pdf (дата обращения 18.08.2015).

RUNET AS A FACTOR OF INFLUENCE ON INTERETHNIC BEHAVIOR OF YOUTH

O.V. Brezgina, Candidate of Pedagogy, Docent, E.V. Vasilkova, Candidate of Culturology, Docent, The department of foreign languages and intercultural professional communication, Nizhnevartovsk Institute of Economics and Law (branch) of Tyumen State University, Nizhnevartovsk, Russia, belief59@mail.ru, evstraw@yandex.ru

This article is devoted to the problem of virtual communication influence on interethnic behavior of people. The authors underline the anxiety of specialists because of targeted and controllable process of interethnic tension escalation on the Internet. This work characterizes the categories as «ethnic mind», «ethnic identity» and «interethnic behavior» and considers their interconnection. The authors mark out a changeability of ethnic mind, name its forming ways and separate out the functions. They offer a definition of interethnic behavior and mark out its components. The article gives the peculiarities' characteristic of the Russian segment of the Internet from the viewpoint of interethnic interaction; also it considers the problem of internet technologies influence on the level of criticality and adequacy of information perception and, as a consequence of this, on interethnic behavior of users in the virtual space. In the article the authors have used general-theoretic methods, studying methods and methods of experience generalization. The article contains the results of sociological survey of the students who live in the poly-ethnic region KhMAD; the paper also offers the tested methods of critical thinking formation, what helps to evaluate internet information adequately, recognize fake stereotypes and avoid manipulation. The offered material is aimed at the specialists, who work with teenagers and youth. Key words: Runet, ethnic consciousness, ethnic behaviors, ethnic tensions, ethnocentrism, «generation like» critical thinking, virtual communication.

References

1. TslNK. Grozd'ia gneva. Reiting mezhetnicheskoi napriazhennosti v regionakh Rossii. Vesna — osen' 2014 goda [ZINC. The grapes of wrath. The ranking of ethnic tensions in the regions of Russia. Spring — fall 2014]. Available at: http://club-rf.ru/thegrapesofWrath/02 (accessed 04.08.2015).

2. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiia [Ethnic psychology]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., «Akademicheskii proekt» Publ., 1999. 320 p.

3. Shul'ga E.P. Model' etnicheskogo soznaniia [The model of ethnic consciousness]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2013. 39 p.

4. Publichnyi diskurs v rossiiskoi blogosfere: analiz politiki i mobilizatsii v Runete. Brius Etling, Karina Aleksanian, Dzhon Kelli, Robert Faris, Dzhon Palfri i Urs Gasser [Public discourse in the Russian blogosphere: an analysis of policy and mobilization in the Russian Internet. Bruce Etling, Karina Alexanyan, John Kelly, Robert Faris, John Palfrey and Urs Gasser]. Issledovanie Tsentra Berkmann — Research Center Berkmann, no. 2010-11, October 19, 2010. Available at: https://cyber.law.harvard. edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_

in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf (accessed 04.08.2015).

5. Iavolova O.V. Osveshchenie mezhnatsional'nykh konfliktov v Runete [Coverage of interethnic conflicts in Runet]. Available at: http://psujourn.narod.ru/vestnik/ vyp_4/jav_naz.htm (accessed 16.08.2015).

6. Panchenko E. Integratsiia Internet-SMI i sotsial'nykh setei v Runete: Novaia publichnaia sfera ili prostranstvo kontrolia? [Integration of online media and social networks in Runet: the New public sphere or space of control?]. Available at: http://www.digitalicons.org/issue05/ files/2011/05/Panchenko-5.6.pdf (accessed 05.08.2015).

7. Mezhetnicheskie otnosheniia v Orlovskoi oblasti [Inter-ethnic relations in the Oryol region]. Available at: http:// webanketa.com/forms/6mv3ed1n5xh66sb1cnj3gsg/ru/ (accessed 04.03.2015).

8. Klimova TV. Sposoby formirovaniia kriticheskogo myshleniia studenta [Methods of forming critical thinking student]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of Orenburg state University, 2012, no. 2. Available at: http://vestnik.osu.ru/2012_2/14.pdf (accessed 18.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.