Научная статья на тему 'РУМЫНЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ'

РУМЫНЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / РУМЫНЫ / МЕНТАЛИТЕТ / ГЕНДЕР / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оришев Александр Борисович

Настоящей статьей автор возобновляет цикл работ, посвященных менталитету народов Европы. Объект исследования - румыны. Предмет исследования - менталитет румын, гендерные отношения в Румынии, деловой этикет. Главный научный результат: изучив имеющиеся источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных наук, автор представил социокультурный портрет румын, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMANIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

With this article, the author resumes the cycle of works devoted to the mentality of the peoples of Europe. The object of the study is Romanians. The subject of the study is the mentality of Romanians, gender relations, business etiquette. The main scientific result: having studied the available sources and currently available Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of social sciences, the author presented a socio-cultural portrait of Romanians, destroying some stereotypes around this people.

Текст научной работы на тему «РУМЫНЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»

УДК 316.356.2

Оришев Александр Борисович,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71 @mail.ru

РУМЫНЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

Настоящей статьей автор возобновляет цикл работ, посвященных менталитету народов Европы. Объект исследования - румыны. Предмет исследования - менталитет румын, гендерные отношения в Румынии, деловой этикет. Главный научный результат: изучив имеющиеся источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных наук, автор представил социокультурный портрет румын, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа.

Ключевые слова: Румыния; румыны; менталитет; гендер; деловой этикет; стереотипы.

Orishev Alexandr Borisovich,

doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,

e-mail: Orishev71 @mail.ru

ROMANIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

With this article, the author resumes the cycle of works devoted to the mentality of the peoples of Europe. The object of the study is Romanians. The subject of the study is the mentality of Romanians, gender relations, business etiquette. The main scientific result: having studied the available sources and currently available Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of social sciences, the author presented a socio-cultural portrait of Romanians, destroying some stereotypes around this people.

Keywords: Romania; Romanians; mentality; gender; business etiquette; stereotypes.

Введение

В результате событий, произошедших весной 2022 г., одной из стран Евросоюза, вошедших в список «недружественных» для России, стала Румыния. Российско-румынские отношения, которые и во времена СССР были непростыми, стали еще более напряженными. Местные СМИ активно

формируют образ врага в лице России, используя все возможные для этого технологии [4, с. 156].

Румынские власти выслали из страны десять российских дипломатов, распустили парламентскую группу дружбы с Россией, начали саботировать ранее достигнутые соглашения в сфере образования, науки и культуры.

Однако следует заметить, что это реакция Румынии сегодняшнего дня. Не секрет, что ее безопасность на протяжении столетий во многом зависела от отношений с Россией, и будет зависеть в дальнейшем. Не пропадет интерес и России к Румынии. Специальная военная операция завершится и рано или поздно встанет вопрос о восстановлении разрушенных связей. И результат этого восстановления во многом будет зависеть от знания сторонами менталитета партнера, от умения идти на компромиссы и понимать друг друга.

В российской историографии тема румынского менталитета практически не изучена. Нами не обнаружено ни одной публикации, в которой бы данная тема стала бы предметом исследования. Исключением является работа автора настоящей статьи, в которой менталитет румын рассматривается в контексте менталитета других народов Европы [5].

Однако имеются публикации, в которой национальный характер румынского народа затрагивается при рассмотрении других вопросов. В связи с этим назовем исследования, посвященные месту и роли Румынии во Второй мировой войне [1, с. 125-134; 2, с. 31-33; 6, с. 181-187; 7, с. 139-148].

Что же касается трудов иностранных авторов по теме нашего исследования, то следует назвать работы по гендерному вопросу в Румынии [8, рр. 271-287], по исторической памяти - тому, как румыны преодолевают коммунистическое прошлое [9; 10, р. 578-586]. Среди работ собственно румынских авторов следует назвать работу А. Олтяну, посвященную обычаям и традициям румын, давшую эмпирический материал для настоящей статьи [3, с. 39-42].

Цель исследования: налаживание взаимопонимания между народами России и Румынии, преодоление стереотипов и опровержение ложных представлений, восстановление взаимовыгодных отношений и бизнес-контактов.

Методы исследования

В процессе работы над данной статьей были использованы методы общественных наук: контент-анализ туристских сайтов, интервьюирование, социологический опрос, описание, сравнение и экстраполирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Происхождение румын. Румыны - народ романской языковой группы индоевропейской семьи, основное население Румынии. Их общая численность - 23 млн человек.

Румыны - потомки даков и гетов, населявших римскую провинцию Дакию. Во времена диктатуры Н. Чаушеску в этой стране сняли немало фильмов, в которых красной нитью проходила мысль о том, что Румыния -наследница Римской империи. Согласно одной из версий даже название страны «Румыния» происходит от слова «римский». В Средневековье население, проживавшее на ее тогдашней территории, называли «валахами». Якобы этот термин тоже имеет римские корни. Кроме того, при Н. Чаушеску активно пропагандировался тезис о том, что румынский язык из всех ныне существующих, как никто другой близок к латыни.

Национальный характер. Чувства национальной идентичности стали формироваться у румын в годы Первой мировой войны, когда образованный класс румынского общества стал смотреть на принадлежность к румынской нации с точки зрения респектабельности [11, р. 1-222].

В основе румынского менталитета лежат две составляющих. С одной стороны, это православный консерватизм, а с другой - ориентация на западный модернизм. Румыны религиозны, консервативны в своем внешнем облике, в одежде любят наряжаться в национальные костюмы. А с другой стороны, пытаются стать частью «единой Европы». И это все сочетается с экспансионизмом, с претензиями на территории сопредельных государств. Отсутствие твердых принципов - еще одна черта румынского менталитета. Нарушение союзнических договоренностей, смена курса не должны вызывать удивление, когда речь идет о румынах.

На бытовом уровне румыны очень гостеприимны, особенно в сельской местности. Они с удовольствием приглашают гостей на свои посиделки, угощая знаменитой сливовицей. Здесь часто можно услышать песни и увидеть местные танцы. Румыны не конфликтны и в быту поразительно находчивы.

Румыны не воинственны. Хороших солдат из них сделать практически невозможно. В годы Великой Отечественной войны участки советско-германского фронта, на которых стояли румынские войска, были самыми слабыми местами обороны нашего противника. Характерный пример: во время обороны Одессы советское командование пошло на хитрость, обшив гусеничные трактора броней, включив фонари и сирены, двинуло их на позиции румынских войск. Среди румын началась паника и они, бросив оружие, покинули линию обороны.

Гендер, семья и брак. В Румынии сильны традиции православного патриархата, когда муж - глава (голова) семьи, а женщина играет роль шеи. При этом у румын хозяин будет общаться с гостями мужского пола, хозяйка - соответственно с женщинами.

Традиционно в румынских семьях от двух до четырех детей. Потомство заводят независимо от способности обеспечить им достойное существование. Правда в последние годы наметилась тенденция к сокращению рождаемости.

Так, по данным социологов, население Румынии по итогам 2022 г. уменьшится на 150 тыс. человек1.

В румынских семьях принято, чтобы все дети проживали в доме у родителей до той поры, пока не вступят в брак. В родительском доме часто проживает младший ребенок со своей семьей для того, чтобы присматривать и ухаживать за престарелыми родителями. Остальные дети живут отдельно в собственных домах, приобретенных ими самостоятельно или с помощью небольшой родительской помощи. При этом существует традиция во время религиозных праздников собираться всей семьей в родительском доме. Поэтому дети, как правило, селятся вблизи от своих родителей.

Румыны темпераментны, контактны и легко заводят знакомства. Румынские мужчины вежливы, обходительны, внимательны и щедры, умеют красиво ухаживать, обладая навыками обращения с женщиной. Женщин в Румынии почти невозможно увидеть в баре или пьющих алкоголь.

В деловой среде. При встрече и прощаясь, румыны используют рукопожатие, женщинам часто целуют руки. В деловых кругах принята официальность в обращениях, поэтому румыны часто обращаются друг к другу на «вы» в присутствии посторонних. Для румын важным фактором является ученая степень, которую следует упоминать как устно, так и в письменном обращении.

На переговоры румыны приходят всегда хорошо подготовленными, чего ожидают и от партнеров. В деловом общении с румынами лучше всего подробно излагать информацию и четко формулировать конкурентоспособные предложения, не забывая об открытости и честности в любых вопросах. Для того, чтобы достичь успеха следует быть тактичными и запастись терпением. Иногда с первой попытки достичь результата не удается, но тем, кто проявит мудрость, успех гарантирован.

Пунктуальность развита у румын до педантичности, поэтому они редко

1 Население Румынии. ЦКЬ: https://countrymeters.info/ru/Romania (дата обращения 26.08.2022).

опаздывают. На деловые обеды румыны обычно приглашают партнеров в ресторан, иногда к себе домой. Если вас пригласили в гости, то можно захватить небольшой сувенир для хозяина дома и букет или сладости для хозяйки. Ценные подарки могут быть расценены как взятка.

Вступая в коммуникацию с румынскими бизнесменами, следует помнить о том, что в местных фирмах преобладает авторитарный стиль управления. Поэтому учитывать иерархию будет очень полезным.

В стране 90% населения говорит на румынском языке, который очень похож на молдавский, 7% - на венгерском и 2% - на немецком. Эти языки, наряду с английским, можно использовать в деловом общении.

Выводы. Мифы и стереотипы о румынах.

В качестве выводов по настоящей статье приведем несколько мифов и стереотипов о румынах. Румыны склонны к воровству и другим проделкам. Эта нация - очаг распространения преступности в Евросоюзе. Это не совсем так. Румыния - страна достаточно безопасная. Настороже надо быть, общаясь с цыганами, которых опасаются и сами румыны. Интересный факт: после вступления Румынии в Евросоюз большая часть местных цыган, получив паспорта, отправилась искать счастья в другие страны.

В России многие считают, что румыны способны только на то, чтобы качественно делать мебель. Однако в этой стране добывают нефть, и достаточно хорошо развито сельское хозяйство.

В румынских городах царит антисанитария. Отчасти это так, до сих пор есть риск подхватить какую-либо инфекцию. Однако в последнее время ситуация исправляется. Современные румынские мегаполисы мало отличаются от аналогов в других странах.

Список литературы

1. Малютина Т.П. «Застенчивые» румыны в боях под Одессой (август-октябрь 1941 г.) // История: факты и символы. - 2018. - № 4 (17). - С. 131142.

2. Новожеев Р.В., Барынкин В.П., Иванчогло И.С. Межнациональные отношения между немцами и их союзниками в годы второй мировой войны и в советском плену. К вопросу о «Единой Европе» // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 9-4 (18). - С. 31-33.

3. Олтяну А. Жертвоприношения усопшим у румын // Живая старина. -2010. - № 4. - С. 39-42.

4. Оришев А.Б. Конструирование врага как политическая технология // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. -С. 156.

5. Оришев А.Б. Эти странные европейцы: путеводитель делового человека. - М.: Проспект, 2022. - 208 с.

6. Скорик А.П. Фашизм с румынским лицом на земле донских казаков в оккупационный период 1942 года // Россия в глобальном мире. - 2016. - № 8 (31). - С. 181-187.

7. Филоненко С.И. Румыны под Сталинградом. Разгром советскими войсками 7-го армейского корпуса // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4 (277). - С. 139-148.

8. Felecan O. Feminine Names in Current Romanian Hodonymy // Onomastica. - 2021. - Vol. 65. - N 1. - pp. 271-287.

9. Sageata Radu, Damian Nicoleta, Mitrica Bianca. Communism and anti-communist dissent in romania as reflected in contemporary textbooks // Societies. - 2021. - Vol. 11. - N 4. - DOI 10.3390/soc11040140

10. Bora Iuliana, Voiculescu Mircea. Resettlement, intergenerational memory, place attachment, and place identity in Rosia Jiu coal mine - Gorj County, Romania // Journal of Rural Studies. - 2021. - Vol. 86. - pp. 578-586. DOI 10.1016/j.jrurstud.2021.07.008

11. Hiemstra Paul A. Alexandru D. Xenopol and the development of Romanian historiography // Routledge Library Editions: Historiography. - 2021. - Vol. 33-35. - pp. 1-222. DOI 10.4324/9781315629230

References

1. Malyutina T.P. «Zastenchivye» rumyny v boyah pod Odessoj (avgust-oktyabr 1941 g.), Istoriya: fakty i simvoly. - 2018. - №№ 4 (17). - pp. 131-142.

2. Novozheev R.V., Barynkin V.P., Ivanchoglo I.S. Mezhnacional'nye otnosheniya mezhdu nemcami i ih soyuznikami v gody vtoroj mirovoj vojny i v sovetskom plenu. K voprosu o «Edinoj Evrope», Evrazijskij soyuz uchenyh. - 2015. - № 9-4 (18). - pp. 3133.

3. Oltyanu A. Zhertvoprinosheniya usopshim u rumyn, Zhivaya starina. - 2010. -№ 4. - pp. 39-42.

4. Orishev A.B. Konstruirovanie vraga kak politicheskaya tekhnologiya, Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - №2 3-2. - p. 156.

5. Orishev A.B. Eti strannye evropejcy: putevoditel' delovogo cheloveka. M.: Prospekt, 2022. - 208 p.

6. Skorik A.P. Fashizm s rumynskim licom na zemle donskih kazakov v okkupacionnyj period 1942 goda, Rossiya v global'nom mire. - 2016. - № 8 (31). - pp. 181-187.

7. Filonenko S.I. Rumyny pod Stalingradom. Razgrom sovetskimi vojskami 7-go armejskogo korpusa, Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - №№ 4 (277). - pp. 139-148.

8. Felecan O. Feminine Names in Current Romanian Hodonymy, Onomastica. -2021. - Vol. 65. - N 1. - pp. 271-287.

9. Sägeatä Radu, Damian Nicoleta, Mitricä Bianca. Communism and anti-communist dissent in romania as reflected in contemporary textbooks, Societies. - 2021. -Vol. 11. - N 4. - DOI 10.3390/soc11040140

10. Bora Iuliana, Voiculescu Mircea. Resettlement, intergenerational memory, place attachment, and place identity in Rosia Jiu coal mine - Goij County, Romania, Journal of Rural Studies. - 2021. - Vol. 86. - pp. 578-586. DOI 10.1016/j.jrurstud.2021.07.008

11. Hiemstra Paul A. Alexandru D. Xenopol and the development of Romanian historiography, Routledge Library Editions: Historiography. - 2021. - Vol. 33-35. - pp. 1222. DOI 10.4324/9781315629230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.