Научная статья на тему 'Румынский вектор внешней политики США в 1960-1970-е гг'

Румынский вектор внешней политики США в 1960-1970-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / РУМЫНИЯ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ / INTERNATIONAL RELATIONS / US FOREIGN POLICY / ROMANIA / COLD WAR / THE POLICY OF THE DETENTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Росина М. А.

Статья посвящена анализу американо-румынских отношений в период ослабления биполярной конфронтации в 1960-1970-е гг. Автор приходит к выводу, что в Вашингтоне политика разрядки международной напряженности понималась как этап холодной войны. Конфронтация с Москвой и стремление ослабить позиции СССР на международной арене сохранились. Одним из возможных способов достижения главной стратегической цели США рассматривалось налаживание отношений с государствами Восточной Европы. Из всех социалистических стран Румыния демонстрировала наибольшую готовность к сближению. В статье исследуется позиция президентов и сотрудников государственного департамента США по вопросу о перспективах «особого курса» Румынии в социалистическом лагере. Анализируются приоритетные направления и основные принципы политики Соединенных Штатов в отношении Румынии, а также факторы, повлиявшие на формирование американского курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Romanian vector of US foreign policy in the 1960-1970s

The article is devoted to the analysis of American-Romanian relations in the period of weakening of bipolar confrontation in the 1960-1970s. The author concludes that in Washington the policy of the detente of was understood as a stage of the "cold war". Confrontation with Moscow and the desire to weaken the position of the USSR on the international arena remained. One of the possible ways to achieve the main strategic goal of the United States was to establish relations with the states of Eastern Europe. Of all the socialist countries, Romania showed the greatest readiness for rapprochement. The article explores the position of the presidents and diplomats of the US State Department on the prospects for Romania's "special course" in the socialist camp. The priority directions and main principles of US policy towards Romania are analyzed, as well as the factors that influenced the formation of the American course.

Текст научной работы на тему «Румынский вектор внешней политики США в 1960-1970-е гг»

УДК 94

Румынский вектор внешней политики США в 1960-1970-е гг.*

Росина М. А.

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и политических наук, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена анализу американо-румынских отношений в период ослабления биполярной конфронтации в 1960-1970-е гг. Автор приходит к выводу, что в Вашингтоне политика разрядки международной напряженности понималась как этап холодной войны. Конфронтация с Москвой и стремление ослабить позиции СССР на международной арене сохранились. Одним из возможных способов достижения главной стратегической цели США рассматривалось налаживание отношений с государствами Восточной Европы. Из всех социалистических стран Румыния демонстрировала наибольшую готовность к сближению. В статье исследуется позиция президентов и сотрудников государственного департамента США по вопросу о перспективах «особого курса» Румынии в социалистическом лагере. Анализируются приоритетные направления и основные принципы политики Соединенных Штатов в отношении Румынии, а также факторы, повлиявшие на формирование американского курса.

Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика США, Румыния, холодная война, политика разрядки.

Romanian vector of US foreign policy in the 1960-1970s.

Rosina M. A.

candidate of historical sciences, associate professor of the Department of general history and political science, Vyatka State University. 36 Moskovskaya str., 610000, Kirov. E-mail: [email protected]

Abstract: The article is devoted to the analysis of American-Romanian relations in the period of weakening of bipolar confrontation in the 1960-1970s. The author concludes that in Washington the policy of the detente of was understood as a stage of the "cold war". Confrontation with Moscow and the desire to weaken the position of the USSR on the international arena remained. One of the possible ways to achieve the main strategic goal of the United States was to establish relations with the states of Eastern Europe. Of all the socialist countries, Romania showed the greatest readiness for rapprochement. The article explores the position of the presidents and diplomats of the US State Department on the prospects for Romania's "special course" in the socialist camp. The priority directions and main principles of US policy towards Romania are analyzed, as well as the factors that influenced the formation of the American course.

Keywords: international relations, US foreign policy, Romania, the Cold War, the policy of the detente.

На протяжении всего периода холодной войны Соединенные Штаты преследовали цель ослабить позиции СССР на международной арене и стать единственным мировым лидером.

После советско-югославского раскола 1948 г., событий в ГДР 1953 г., Польше и Венгрии 1956 г. американский истеблишмент стал отходить от упрощенного восприятия стран Центральной и Юго-Восточной Европы как послушных сателлитов СССР. Постепенно формировался дифференцированный подход к социалистическим государствам, ориентированный на учет их национальной специфики. Предполагалось максимально возможное улучшение отношений с отдельными государствами Восточной Европы и выборочное «поощрение» той или иной страны в зависимости от того, насколько последняя демонстрировала тенденции к проведению политики, не совпадающей с внешнеполитической линией социалистического содружества. Поиск и налаживание отношений со «слабыми звеньями» социалистического лагеря вошли в число приоритетных направлений восточноевропейской политики США.

Особое внимание Государственного департамента привлекала Румыния, которая на протяжении практически всей холодной войн» находилась в соцблоке вынужденно. После вывода в 1958 г. советских войск с территории страны Бухарест стремился занять особую позицию в социалистическом лагере, по возможности уклоняясь от указаний Кремля и проводя самостоятельный внешнеполитический курс, ориентированный на дистанцирование от СССР и налажива-

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 17-01-00330. © Росина М. А., 2017

ние отношений с капиталистическими державами. В условиях советско-китайского раскола Бухарест занял нейтральную позицию и в определенной степени одобрил действия КПК. В октябре 1963 г. состоялась неофициальная встреча министра иностранных дел Социалистической Республики Румыния (СРР) К. Мэнеску с госсекретарем США Д. Раском. На ней было отмечено, что вплоть до начала Карибского кризиса румынская сторона ничего не знала о планах размещения советских ракет на Кубе и поэтому, хотя и является союзником СССР, не может вместе с ним нести ответственность за последствия этого шага. В случае возникновения аналогичной ситуации в будущем Мэнеску просил воспринимать Румынию как нейтральное государство [1].

С конца 1950-х гг. руководство страны во главе с Г. Георгиу-Дежем [2] стремилось, насколько возможно, сместить приоритеты с интересов всего соцблока на государственные, понимавшиеся в духе национальной модели коммунизма. В апреле 1964 г. в декларации «О позиции Румынской рабочей партии (РРП) [3] по вопросам международного коммунистического и рабочего движения» была отражена позиция Бухареста по ряду принципиальных вопросов внешней политики и отношений внутри соцблока. Особый акцент в декларации делался на равноправии стран, строящих социализм, и первостепенности национальных, а не интернациональных интересов [4]. С публикацией названного документа принято связывать начало так называемого «особого курса» Румынии в социалистическом сообществе, который окончательно сформировался и достиг расцвета при Н. Чаушеску, возглавившем страну в 1965 г.

В своей восточноевропейской политике администрация Л. Джонсона проявляла к Румынии повышенный интерес. Из посольства в Бухаресте в Вашингтон исправно поступала информация о намерениях румынского руководства, желавшего нормализовать отношения с США в первую очередь в экономической сфере [5]. Перед сотрудниками Государственного департамента и Совета национальной безопасности была поставлена задача выявить характеристики, отличающие Румынию от других социалистических стран, и оценить перспективы возможного американо-румынского сближения [6].

Аналитические материалы Госдепартамента подтверждали, что Чаушеску позиционировал себя последовательным сторонником румынской национальной независимости. Отношения Бухареста и Москвы были неоднозначны. Румыния, стремившаяся к поддержанию хороших экономических отношений с СССР и не выражавшая намерения покинуть ОВД и СЭВ, в то же время демонстрировала решимость противостоять советскому диктату во внешней и внутренней политике. Чаушеску подвергал критике существование военных блоков (в том числе и ОВД [7]. - М. Р.) как явления, «несовместимого с национальным суверенитетом» [8]. Такой курс Румынии препятствовал согласованности действий соцстран, что было выгодно для США.

Тем не менее, стремясь к налаживанию контактов с Вашингтоном, Бухарест не был намерен отказываться от поддержания хороших отношений с Китаем и Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ). Румыния была ориентирована на политику дружественных отношений со всеми странами «независимо от их политического устройства» [9]. Румынская сторона сама акцентировала внимание американских дипломатов на том, что Бухарест намерен следовать независимому курсу по реализации национальных интересов [10]. «Особый курс» фактически выражался в политике лавирования Румынии между СССР и капиталистическими державами с целью решить внутриполитические проблемы, освободиться от политического и экономического влияния Москвы и укрепить режим личной власти генерального секретаря РКП [11].

Судя по материалам Государственного департамента, президент Л. Джонсон и государственный секретарь Д. Раск считали допустимым и желательным налаживание экономических отношений с Бухарестом вплоть до предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле, что способствовало бы большему дистанцированию Румынии от СССР [12].

В феврале 1967 г. через американское посольство США информировали румынскую сторону о том, что Вашингтон стремится расширить свои контакты со странами Восточной Европы, включая Румынию, в экономической, культурной, туристической областях, в науке и образовании. При этом администрация выражала серьезные сомнения, что Конгресс в ближайшее время одобрит торговый законопроект, поскольку этому препятствовало расхождение Вашингтона и Бухареста во взглядах на вьетнамскую проблему [13].

Не меняя позиции по Вьетнаму, на западном направлении Чаушеску продолжил предпринимать действия, шедшие вразрез с общей линией соцлагеря и импонировавшие США. В 1967 г. Румыния установила дипломатические отношения с ФРГ [14], а после Шестидневной войны осталась единственной социалистической страной, сохранившей свое представительство в Израиле.

Соединенные Штаты стремились извлечь максимальную выгоду из складывавшейся ситуации, избегая при этом опрометчивых шагов. Г. Киссинджер, являвшийся в тот период уже из-

вестным политическим аналитиком и консультантом, отмечал, что не следует строить политику в отношении социалистических стран, исходя из иллюзий, которые могут появиться в связи с имеющимися у них некоторыми различиями в концепциях построения и совершенствования социализма [15]. Несмотря на дифференцированный подход к странам Центральной и Юго-Восточной Европы, необходимость действовать на данном направлении очень осторожно, избегая поспешных шагов, признавалась большинством конгрессменов, а также сотрудников Государственного департамента и администрации президента. Поэтому, демонстрируя Бухаресту высокую степень заинтересованности в налаживании двусторонних отношений, обсуждая конкретные области и формы возможного сотрудничества, США до конца 1968 г. старались не афишировать перед мировой общественностью интенсификацию своих контактов с Румынией [16].

Однако американская сторона сочла возможным продемонстрировать на весь мир свое одобрение избранного Румынией курса и тем самым укрепить надежду Бухареста на дальнейшее сближение. В сентябре 1967 г. на пост председателя 22-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН при активной поддержке США был избран министр иностранных дел СРР К. Мэнеску [17]. СССР был вынужден согласиться с этим выбором не из политических соображений, а ради поддержания собственной репутации и престижа социалистического содружества.

В 1968 г. Румыния приняла на своей земле Ш. де Голля - лидера капиталистической Франции. В том же году состоялся визит Чаушеску в Югославию, отношения которой с СССР хотя и были возобновлены, оставались весьма прохладными.

Переломным моментом в восприятии румынской политики стали события 1968 г. Чаушеску резко осудил действия ОВД против Чехословакии и заявил, что нет и не может быть оправдания военному вмешательству во внутренние дела братского социалистического государства, никто извне не имеет права указывать, каким должен быть путь социалистического строительства в каждой отдельной стране. Тем самым он открыто выразил неприятие Румынией «доктрины Брежнева» [18]. Такая позиция укрепляла уверенность США в последовательности и непреклонности внешнеполитического курса Бухареста. Румыния утвердилась в числе наиболее перспективных для сотрудничества стран восточноевропейского региона, позицию которой следовало максимально использовать для осложнения отношений внутри соцлагеря.

К концу 1960-х гг. Советскому Союзу удалось достичь паритета с Соединенными Штатами в военно-технической и ядерной сферах, добиться колоссальных для того времени успехов в освоении космоса. Это не могло не пошатнуть позиции Вашингтона на международной арене. Внешне- и внутриполитическая ситуация для США усугублялась вьетнамской войной и подталкивала Вашингтон к ослаблению конфронтации с Советским Союзом.

Период 1969-1979 гг. известен как разрядка международной напряженности. Со стороны американского руководства предполагалось, что Советский Союз на международной арене будет выступать одновременно соперником (в идеологическом плане) и партнером, налаженный диалог с которым предотвратит переход идеологического конфликта в ядерную войну [19]. По сути, разрядка понималась не как прекращение биполярной конфронтации, а как перенос акцента в конкуренции за мировое господство с военной на дипломатическую, экономическую и культурную сферы. Как следствие, сменились и методы противостояния: гонка вооружений уступила место инструментам «мягкой силы».

Максимальное американо-румынское сближение совпало с периодом разрядки. Ярким знаком одобрения политики Чаушеску явился официальный визит Р. Никсона в Бухарест в августе 1969 г. [20] Румыния стала первой в истории социалистической страной, которая приняла на своей земле действующего президента США. И во время, и после этого визита Никсон неоднократно подчеркивал факт налаживания отношений между двумя странами, свидетельством чего являлся ряд важных договоренностей, достигнутых на тот момент [21]. Росли объемы торговли между странами, расширялись кредиты на закупку сельскохозяйственной продукции, уменьшался контроль над экспортом [22]. На протяжении 1970-х гг. США активно использовали Румынию в пропагандистских целях, стремясь показать, что они способны вести конструктивный диалог и иметь дружественные отношения со странами из зоны влияния СССР. Никсон систематически подчеркивал личную заслугу Чаушеску в улучшении отношений между двумя странами [23].

Следуя духу разрядки, Никсон заявлял, что Вашингтон не собирается использовать налаживание отношений со странами Восточной Европы для «подрыва безопасности Советского Союза» [24], однако никто не в праве запретить США налаживать отношения с этими странами. 18 февраля 1970 г. в докладе Конгрессу президент выразил стремление к налаживанию отношений с социалистическими странами Европы, отметив, что Вашингтон готов к развитию отношений «с любой коммунистической страной, которая к ним стремится» [25]. В качестве позитивного

примера приводилась Румыния. Таким способом США старались поощрить отход социалистических стран от заданной Кремлем линии.

Пиком американо-румынского сотрудничества стала ратификация 24 апреля 1975 г. торгового соглашения между Румынией и Соединенными Штатами, которое предусматривало предоставление СРР режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) - привилегии, которой не было ни у одной другой страны соцлагеря. Торговля с Румынией стала вестись на недискриминационной основе. Тем не менее данное соглашение действовало на условиях поправки Джексона-Вэника [26] и предполагало ежегодное подтверждение Конгрессом США режима НБ для Румынии [27]. Несмотря на это для Бухареста открылась возможность получать льготные займы и кредиты, существенно повысить свой престиж на международной арене.

Встречи Чаушеску с президентами США стали регулярными. В ходе взаимных визитов главами государств был достигнут ряд важных соглашений, касающихся укрепления дипломатических отношений, развития экономического, промышленного и технологического партнерства [28]. С точки зрения американских аналитиков, следуя «особым курсом», Румыния достигла в своей внешней политике максимально допустимых пределов независимости для государств -членов ОВД и по данному показателю заметно выделялась среди партнеров по блоку [29].

Летом 1975 г., возвращаясь с Хельсинского совещания, Румынию посетил президент Дж. Форд, который также одобрительно отзывался о сложившихся тенденциях румынской внешней политики и выражал желание наладить нормальные отношения с другими восточноевропейскими странами [30]. Он, как и его предшественник, заявлял о стремлении к доброжелательным отношениям с СССР. Вместе с тем Форд неоднократно подчеркивал, что США выступают за реальную независимость восточноевропейских стран в том числе и от внешнеполитического курса Советского Союза [31].

Дж. Картер, сменивший в 1977 г. Дж. Форда на посту президента, также отмечал, что США придают большое значение налаживанию отношений со странами Восточной Европы, и выражал заинтересованность в обеспечении прочной основы для создания более тесных экономических, культурных и политических отношений [32]. Однако в годы его президентства во главу угла внешней политики США была поставлена проблема защиты прав человека [33], что не могло не осложнить американо-румынских отношений.

В странах Восточной Европы и самом СССР после 1975 г. начало зарождаться правозащитное движение, активизировалась деятельность диссидентов, формировались «хельсинские группы». На этом фоне Румыния постепенно начала терять свою привлекательность для США.

Поступавшие в Вашингтон разведданные содержали информацию о том, что уровень жизни румынского населения был ниже, чем в других социалистических странах, полностью отсутствовало гражданское общество, культ личности Чаушеску доходил до абсурда. Несмотря на то что во всех слоях общества постепенно усиливалось недовольство национальным лидером, оно не находило своего идейного и организационного оформления, поскольку существовал тотальный контроль со стороны государства и широко применялись репрессивные меры [34].

Из США в адрес Румынии начали поступать претензии по осуществлению репрессивной политики и созданию препятствий в реализации хельсинских соглашений. Однако в тот период Вашингтон старался сохранить это в рамках американо-румынских отношений, не информируя о своем недовольстве мировую общественность [35]. Пока это было рационально, США на происходящее в Румынии смотрели сквозь пальцы, что в очередной раз свидетельствовало об их приверженности своей первостепенной стратегической цели - ослаблению СССР.

Анализ румынского вектора американской внешней политики в 1965-1979 гг. показал, что США внимательно следили за отношениями стран внутри социалистического лагеря и хотели не упустить шанс поспособствовать осложнению дружественных отношений Москвы с ее союзниками по блоку. Обозначенная тенденция не только сохранилась, но и усилилась в годы разрядки международной напряженности, которая воспринималась Вашингтоном как специфический этап холодной войны. Конфронтация с СССР сохранилась, но противостояние приняло более мирные формы. В своей внешнеполитической риторике США стремились предстать перед СССР в образе «партнера», а не «врага». При этом их главная стратегическая цель - ослабить советские позиции на международной арене - сохранилась. Перспективным способом достижения этой цели рассматривалось налаживание и укрепление отношений со странами Восточной Европы.

Наиболее успешной такая политика оказалась на румынском направлении. Бухарест демонстрировал наибольшую готовность к сотрудничеству с Вашингтоном на официальном уровне, а его стремление к утверждению национальных приоритетов во внешней политике вступало в противоречие с принципами социалистического интернационализма и подрывало единство

действий стран ОВД, что очень импонировало США. Пример Румынии широко использовался в пропагандистских целях. Соединенные Штаты стремились показать миру, что их влияние начинает проникать в советскую сферу, а странам ОВД - что они готовы к взаимовыгодным партнерским отношениям. Такая позиция преследовала цель подтолкнуть отдельные страны социалистического лагеря к более независимой политике.

Примечания и список литературы

1. Стыкалин А. С. Рец.: Негру Е., Негру Г. «Особый курс» Румынии и раздражение Москвы. Советско-румынский спор и антирумынские пропагандистские кампании в Молдавской ССР (1965-1975). Исследование и документы. Т. 1: (1965-1975). Кишинев, 2013. URL: http://istorex.ru/page/stikalin_as_rets_negru_ e_negru_g_osobiy_kurs_ruminii; Гладышева А. А. Формирование «особого курса» Румынии в социалистическом лагере (середина 1950-х - начало 1960-х гг.) // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 2. С. 32.

2. Стремясь добиться усиления личной власти, до конца 1950-х гг. Георгиу-Деж позиционировал себя как преданный сторонник Кремля.

3. Такое название партия сохраняла в 1948-1965 гг., позднее она была переименована в Румынскую коммунистическую партию (РКП).

4. Подробнее см.: Покивайлова Т. А., Стыкалин А. С. Из истории советско-румынских отношений в эпоху социализма // Славянский альманах. 2016. № 3-4. С. 187.

5. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. P. 404- 405.

6. Ibid. P. 413-414.

7. Румыния, не выражая желания покинуть ОВД, позволяла себе не всегда и не в полной мере подчиняться решениям Организации. Наиболее ярко это проявилось в ходе чехословацкого кризиса августа 1968 г.

8. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. P. 420-422.

9. Ibid. P. 414-415.

10. Ibid. P. 420-422.

11. Васильев А. «Особый курс» Н. Чаушеску - внешняя политика в условиях лимитирующих факторов // Россия XXI. 2001. № 4 (июль - август). С. 80.

12. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. P. 420-422.

13. Ibid. P. 420-425; FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. P. 437-438.

14. Remarks of Welcome at the White House to Chancellor Kiesinger of Germany. August 15, 1967 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=28391&st=Romania&st1= Romania.

15. Kissinger Н. A. The Troubled Partnership. N. Y., 1966. P. 202.

16. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. P. 422-425.

17. Remarks Before the U.N. General Assembly Following Its Endorsement of the Nuclear Nonproliferation Treaty. June 12, 1968 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ in-dex.php?pid= 28925&st=Romania&st1=Romania.

18. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. P. 426-427; FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. P. 437-438.

19. Самуйлов С. М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы (1947-2008 гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2010. С. 25.

20. Remarks on Arrival at Bucharest, Romania. August 2, 1969 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=2172&st=Romania&st1=Romania.

21. Remarks on Arrival at Bucharest, Romania August, 2 1969.; First Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy for the 1970's. February 18, 1970. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ in-dex.php? pid=2835&st=Romania&st1=. К числу договоренностей, о которых идет речь, следует отнести соглашения по финансовому урегулированию (1960 г.), соглашение о принятии конкретных мер по улучшению торгово-экономических отношений (1964 г.), различные документы по расширению и активизации культурных, образовательных и научных обменов (1960-1968 гг.), совместное обязательство по расширению научного сотрудничества (1968 г.), договоренности о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии (1968 г.) См.: FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. P. 437-438.

22. Second Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy. February 25, 1971 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=2761&st=Romania&st1=.

23. FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. P. 2-7; Remarks of Welcome to President Nicolae Ceausescu of Romania. December 4, 1973 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=4059&st=Romania&st1=.

24. Radio Address About Second Annual Foreign Policy Report to the Congress. February 25, 1971 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=3322&st=Romania&st1=.

25. First Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy for the 1970's. February 18, 1970 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 2835&st= Roma-nia&st1= Romania.

26. Речь идет о поправке 1974 г. к «Закону о торговле США». В соответствии с ней предполагается ограничение торговли США со странами, препятствующими своим гражданам реализации их права на эмиграцию и нарушающими другие права человека.

27. Proclamation 4369-U.S.-Romanian Trade Agreement. April 24, 1975 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=58818&st=Romania&st1=; FRUS. 1969-1976. Vol. E-15. Part. 1. P. 1.

28. Joint Statement of Principles Following Discussions With President Ceausescu of Romania. December 5, 1973 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=4064&st= Romania&st1=; Joint Statement on Economic, Industrial, and Technological Cooperation Between the United States and Romania. December 5, 1973 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ index.php? pid=4065&st=Romania&st1=; Presidential Campaign Debate October 6, 1976. URL: http://www.presidency. ucsb.edu/ ws/index.php?pid=6414&st=Romania&st1=

29. Белевцева С. Н. Позиция Конгресса и президента США в отношении «особого курса» Румынии во второй половине 1980-х гг. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4 (5). С. 116.

30. FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. P. 1-4; Remarks on Arrival at Bucharest, Romania. August 2, 1975 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ index.php?pid=5140&st=Romania&st1=; Remarks and a Question-and-Answer Session With Representatives of Greater Milwaukee Ethnic Organizations. April 2, 1976. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 5781&st=Romania&st1=; Remarks and a Question-and-Answer Session With Members of the American Society of Newspaper Editors April 13, 1976. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=5843&st= John-son&st1= Romania.

31. Remarks and a Question-and-Answer Session at a Public Forum in Lubbock, Texas. April 30, 1976. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=5913&st=Kissinger&st1=Romania; Presidential Campaign Debate October 6, 1976. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 6414&st=Johnson&st1= Romania.

32. The State of the Union Annual Message to the Congress January 25, 1979. URL: http://www.presidency. ucsb.edu/ws/index.php?pid=32735&st=Vance&st1=Romania.

33. Digest of Other White House Announcements. October 14, 1977 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=6800&st=Romania&st1=.

34. FRUS. 1977-1980. Vol. XX. Eastern Europe. P. 542-546.

35. Ibid. P. 536-539, 711-712.

Notes and References

1. Stykalin A. S. Rec.: Negru E, Negru G. «Osobyj kurs» Rumynii i razdrazhenie Moskvy. Sovetsko-rumynskij spor i antirumynskie propagandistskie kampanii v Moldavskoj SSR (1965-1975). Issledovanie i dokumenty ["Special course on" Romania and the irritation of Moscow. Soviet-Romanian dispute and anti-romanian promoters of the company of Moldova SSR (1965-1975). Research and documents. Vol. 1: (1965-1975)]. Chisinau. 2013. Available at: http://istorex.ru/page/stikalin_as_rets_negru_ e_negru_g_osobiy_kurs_ruminii; Gladys A. A. [Formation of a "special course" of Romania in the socialist camp (middle 1950's - early 1960's.)] / / Humanities and legal studies. 2014, No., p. 32.

2. In attempts to gain personal power, to the end of the 1950's. Gheorghiu Dej positioned himself as a loyal supporter of the Kremlin.

3. The name of the party was kept during 1948-1965, later it was renamed the Romanian Communist party

(RCP).

4. See more: Pokivajlova T. A., Stykalin A. S. Iz istorii sovetsko-rumynskih otnoshenij v ehpohu socializma [From the history of Romanian Soviet relations in the era of socialism] // Slavyanskij al'manah - Slavic almanac. 2016, No. 3-4, p. 187.

5. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. Pp. 404- 405.

6. Ibid. Pp. 413-414.

7. Romania, without expressing a desire to leave the Police Department, allowed himself not always fully abide by the decisions of the Organization. This is most clearly manifested in the course of the Czechoslovak crisis in August 1968.

8. FRUS. 1964-1968. Tom. XVII. Eastern Europe. Pp. 420-422.

9. Ibid. Pp. 414-415.

10. Ibid. Pp. 420-422.

11. Vasil'ev A. «Osobyj kurs» N. CHaushesku - vneshnyaya politika v usloviyah limitiruyushchih faktorov ["Special course" of N. Ceausescu's foreign policy in terms of limiting factors] // Rossiya XXI - Russia XXI. 2001, No. 4 (July - August), p. 80.

12. FRUS. 1964-1968. Tom. XVII. Eastern Europe. Pp. 420-422.

13. Ibid. Pp. 420-425; FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. The Eastern Mediterranean. Pp. 437-438.

14. Remarks of Welcome at the White House to Chancellor Kiesinger of Germany. August 15, 1967 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 28391&st= Romania&st1= Romania.

15. Kissinger Н. A. The Troubled Partnership. N. Y., 1966. P. 202.

16. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. Pp. 422-425.

17. Remarks Before the U.N. General Assembly Following Its Endorsement of the Nuclear Nonproliferation Treaty. June 12, 1968 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ index.php?pid= 28925&st=Romania&st1=Romania.

18. FRUS. 1964-1968. Vol. XVII. Eastern Europe. Pp. 426-427; FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. Pp. 437-438.

19. Samujlov S. M. Vneshnepoliticheskij mekhanizm SSHA: ehvolyuciya, reformirovanie, problemy (1947-2008gg.) : avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Nationality of the mechanism of the States: evolution, reform, problems (1947-2008: abstr. dis. dr. hist. sciences]. M. 2010. P.25.

20. Remarks on Arrival at Bucharest, Romania. August 2, 1969 / / The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=2172&st=Romania&st1=Romania.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Remarks on Arrival at Bucharest, Romania August, 2 1969.; First Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy for the 1970's. February 18, 1970. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ index.php? pid=2835&st=Romania&st1=.

21. Among the agreements, in question, we should include agreement on the financial settlement (1960) agreement concerning the adoption of specific measures to improve trade and economic relations (1964), various documents on the expansion and revitalization of cultural, educational and scientific exchanges (1960-1968.), a joint commitment to increase scientific collaboration (1968), agreement on cooperation in the peaceful uses of atomic energy (1968) See: FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Pp. 437-438.

22. Second Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy. February 25, 1971 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 2761&st=Romania&st1=.

23. FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. P. 2-7; Remarks of Welcome to President Nicolae Ceausescu of Romania. December 4, 1973 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=4059&st=Romania&st1=.

24. Radio Address About Second Annual Foreign Policy Report to the Congress. February 25, 1971 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=3322&st= Romania&st1=.

25. First Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy for the 1970's. February 18, 1970 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 2835&st=Romania&st1= Romania.

26. We are talking about review of 1974 to the "Law on trade of the United States". It is expected to limit U.S. trade with countries preventing their people to realize their right to emigration and violating other human rights.

27. Proclamation 4369-U.S.-Romanian Trade Agreement. April 24, 1975 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=58818&st=Romania&st1=; FRUS. 19691976. Vol. E-15. Part. 1. P. 1.

28. Joint Statement of Principles Following Discussions With President Ceausescu of Romania. December 5, 1973 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid= 4064&st= Romania&st1=; Joint Statement on Economic, Industrial, and Technological Cooperation Between the United States and Romania. December 5, 1973 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php? pid=4065&st=Romania&st1=; Presidential Campaign Debate October 6, 1976. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ ws/index.php?pid=6414&st=Romania&st1=

29. Belevceva S. N. Poziciya Kongressa i prezidenta SSHA v otnoshenii «osobogo kursa» Rumynii vo vtoroj polovine 1980-h gg. [The position of Congress and the President of the United States against the "special rate" of Romania in the second half of 1980s] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State Humanities University. 2012, No. 4 (5), p. 116.

30. FRUS. 1969-1976. Vol. XXIX. Eastern Europe. Eastern Mediterranean. Pp. 1-4; Remarks on Arrival at Bucharest, Romania. August 2, 1975 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency. ucsb.edu/ws/ index.php?pid=5140&st=Romania&st1=; Remarks and a Question-and-Answer Session With Representatives of Greater Milwaukee Ethnic Organizations. April 2, 1976. Available at: http://www.presidency. ucsb.edu/ws/index.php?pid= 5781&st=Romania&st1=; Remarks and a Question-and-Answer Session With Members of the American Society of Newspaper Editors April 13, 1976. Available at: http://www.presidency. ucsb.edu/ws/index.php?pid=5843&st= Johnson&st1= Romania.

31. Remarks and a Question-and-Answer Session at a Public Forum in Lubbock, Texas. April 30, 1976. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=5913&st=Kissinger&st1=Romania; Presidential Campaign Debate October 6, 1976. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=6414&st= Johnson&st1=Romania.

32. The State of the Union Annual Message to the Congress January 25, 1979. Available at: http://www.presidency. ucsb.edu/ws/index.php?pid=32735&st=Vance&st1=Romania.

33. Digest of Other White House Announcements. October 14, 1977 // The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=6800&st=Romania&st1=.

34. FRUS. 1977-1980. Vol. XX. Eastern Europe. Pp. 542-546.

35. Ibid. Pp. 536-539, 711-712.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.