Научная статья на тему 'РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
РУМИНАЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Змушко А.А.

В данной статье автор исследует связь между руминацией и аддиктивным поведением у подростков. В статье подчеркивается необходимость индивидуализированных подходов к помощи подросткам в управлении руминацией и развитии здоровых способов справляться с эмоциями и стрессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Змушко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUMINATION AS A PSYCHOLOGICAL MECHANISM FOR THE FORMATION AND MAINTENANCE OF ADDICTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

In this article, the author explores the relationship between rumination and addictive behavior in adolescents. The article emphasizes the need for individualized approaches to helping adolescents manage rumination and develop healthy ways to cope with emotions and stress

Текст научной работы на тему «РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

психология (рзусиотау)

УДК 159.99

Змушко А.А.

аспирант

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

(г. Гомель, Республика Беларусь)

РУМИНАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в данной статье автор исследует связь между руминацией и аддиктивным поведением у подростков. В статье подчеркивается необходимость индивидуализированных подходов к помощи подросткам в управлении руминацией и развитии здоровых способов справляться с эмоциями и стрессом.

Ключевые слова: руминация, аддиктивное поведение, подростки.

Постановка проблемы. Проблема состоит в том, что руминация, т.е. повторяющиеся и навязчивые размышления о проблемах, негативных эмоциях и событиях, может играть роль в формировании и поддержании аддиктивного поведения у подростков. Руминация может усиливать эмоциональный дискомфорт, препятствовать развитию эффективных стратегий справления и принятия решений, а также способствовать использованию аддиктивного поведения в качестве утечки от неприятных состояний. Необходимо разрабатывать индивидуализированные подходы для помощи подросткам в управлении руминацией и развитии здоровых способов справляться с эмоциями и стрессом, чтобы предотвратить или преодолеть аддиктивное поведение.

Основная часть. Руминация — это процесс навязчивого и повторяющегося размышления или фокусировки на проблеме, событии или

негативных эмоциях [4, а8]. Это состояние, когда мы зацикливаемся на своих проблемах, тревогах или неудачах, анализируя их снова и снова без конкретного решения или прогресса. Руминация обычно сопровождается переживаниями, тревогой, чувством беспомощности и может приводить к ухудшению настроения и психическому благополучию.

Руминация может быть связана с различными проблемами, такими как депрессия, тревожные расстройства, посттравматический стрессовый синдром или общий стресс. Она может препятствовать конструктивному решению проблем и вместо этого поддерживать негативные мысли и эмоции.

Эффективные стратегии для борьбы с руминацией включают осознанность, перенаправление внимания, активности, которые вызывают положительные эмоции, и поиск поддержки у близких или профессиональных лиц, таких как психолог или психотерапевт.

В исследовании определена следующая классификация мотивов аддиктивного поведения у несовершеннолетних:

1) биологические мотивы, обеспечивающие физиологические потребности;

2) общие «гуманные» мотивы, удовлетворяющие личные нужды родных и близких;

3) корыстные мотивы с целью материального обогащения;

4) инфантильные мотивы, где доминируют гедонистические цели с романтическим и приключенческим оттенком

5) мотивы самоутверждения в рамках реакции подражания референтной группе;

6) агрессивные мотивы, приводящие к хулиганству, актам вандализма, мести, убийствам;

7) мотив страха, возможен в двух вариантах: подчинение в силу психологической зависимости от членов группы или ее лидера; принуждение в силу физической зависимости и прямых угроз расправы.

Именно здесь ярко оказывается борьба мотивов, когда субъект осознает противоправность деяния, но не может управлять своими действиями в полной мере.

Отмечается неосознаваемая мотивация поведения некоторых несовершеннолетних. Причин неосознаваемых мотивов аддиктивного поведения много. Это в основном зависит от особенностей личностного развития. Неосознаваемые мотивы были связаны с неадекватной самооценкой личности несовершеннолетнего и, зачастую, с дисгармоничной структурой его личности.

В некоторых случаях неосознаваемая мотивация поведения носит компенсаторный характер, нередко связана с развитием у подростка комплекса неполноценности, наблюдается связь неосознаваемых мотивов поведения с отсроченным во времени действием, закрепленным у подростка с детства психотравмирующего опыта. Незаслуженно жестокое отношение к ребенку, эмоциональная изоляция, неблагоприятный психологический климат семьи, постоянные негативные оценки деятельности и поведения могут оставить свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и по определенным условиям порождать соответствующие формы поведения. В психологической литературе встречаются утверждения, что аддиктивное и делинквентное поведение наблюдается при стремлении к удовлетворению искаженных и деформированных потребностей [6, ^110].

Склонность к разнообразным нарушениям поведения у подростков обусловливается следующими причинами:

1) акселерация физическая;

2) акселерация социальная;

3) психическая акселерация: стремительное развитие интеллекта и способностей, хотя нередко сохраняются почти детские интересы, чувство ответственности, большая податливость случайным воздействиям, эмоциональная неустойчивость.

Возникает диспропорция между акселерацией и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми формами психического созревания. Пубертатная дестабилизация нервно-психического состояния способствуют возникновению специфических поведенческих реакций:

1) реакция эмансипации;

2) реакция группирования - стремление к группированию со сверстниками;

3) реакция увлечения - может достигать степени нарушения поведения в силу чрезмерной интенсивности, или в силу необычности и даже асоциального содержания самых увлечений;

4) реакции, обусловленные сексуальными влечениями, которые формируются, - онанизм, ранние связи, промискуитет, преходящий гомосексуализм и др.

Важнейшую роль в жизни подростков играет коллектив. Ведущим мотивом их деятельности является стремление занять достойное положение среди сверстников, найти верного друга. На их самосознание, самооценку решающее влияние оказывает мнение товарищей, а не учителей и родителей.

Статус школьника в коллективе определяется, прежде всего, его личностными качествами. Наиболее авторитетным в общении школьникам присущие хорошие способности в сочетании с такими качествами, как коммуникативность, верность в дружбе, эмоциональная уравновешенность. К числу неблагоприятных качеств относится аффективность, что проявляется в драчливости, упрямстве. Нетрудно понять, почему в особо трудном положении находятся подростки, вовлеченные в замкнутую систему неблагоприятных обстоятельств, которую они самостоятельно порой не способны разорвать. Сложившееся отрицательное отношение к нормам коллективной жизни, негативные навыки и привычки поведения, сочетаются с недостатками коммуникативных качеств, затрудняющих их положение среди сверстников [3, с.24].

В таких условиях невозможность самоутверждения положительным путем толкает ребенка на негативное самоутверждение. Это, в свою очередь, вызывает соответствующие санкции со стороны педагогов (и нередко со стороны коллектива) и приводит к тому, что авторитет школьника, и без того неудовлетворительный, падает еще больше. Если младший школьник только переживает, но слабо осознает свое неблагоприятное положение в коллективе, то младшие подростки в определенной степени понимают неблагополучие своих отношений. Пытаясь заполнить вакуум общения, они вынуждены искать новые связи в сфере свободного общения. Опасность пребывания подростков в таких группах заключается в том, что здесь они имеют возможность удовлетворить примитивные потребности, сформированные ранее в результате неблагоприятных условий жизни.

Если доминанта отклонений у младших подростков заключается в искривлении представлений о социальных нормах жизни детского коллектива и в возникновении негативных привычек поведения, то у старших подростков возникают отклонения в представлениях о значимости общественных норм поведения.

Поступки старших подростков чаще всего достаточно глубоко осознаются с точки зрения последствий. Это еще не антисоциальное поведение, когда личность сознательно идет на конфликт с социально-правовыми нормами общества. Но это уже асоциальное поведение в том смысле, что старшие подростки могут нарушать нормы поведения общества, перенося на него свое негативное отношение к нормам жизни первичного воспитательного коллектива.

К числу доминирующих факторов относится психологическая изоляция в коллективе.

Для старших школьников характерен повышенный интерес к общению с преподавателями. Однако это не то стремление, которое свойственно подросткам.

Если младшему школьнику и младшему подростку общение с педагогами необходимо прежде всего ради познания самого себя, то старшим подросткам и старшим школьникам важно глубже проникнуть в мир человеческих отношений. Поэтому они стремятся найти контакты не со всеми преподавателями, а только с теми, кто действительно сможет удовлетворить их интеллектуальные запросы.

Определяющим здесь является соответствие мыслей, высказываний педагога его конкретным делам. Это и является для старших школьников главным критерием ценности полученной от учителя информации, в конечном итоге определяет отношение не только к педагогу, но и к старшим вообще, общественным нормам и правилам в целом. На этой стадии нельзя говорить о негативном отношении к общественным нормам поведения, к моральным ценностям общества. Здесь имеет место сомнение в их объективной значимости в личностном плане.

Старшие школьники, склонные к аддиктивности, четко понимают, что моральные нормы общества необходимы и важны.

Представленные психологические портреты детей «группы риска», в будущем пополняют ряды правонарушителей и преступников, позволяют вовремя применить научно обоснованные формы коррекционной работы, тем самым обеспечивая профилактику аддиктивного поведения.

Можно сделать следующие выводы о аддиктивном поведении и выделить следующие особенности: аддиктивное поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Другими словами, это действия, которые не соответствуют действующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя аддиктивное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы меняются.

Руминация может играть определенную роль в формировании и поддержании аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Аддиктивное

поведение включает в себя такие привычки, как употребление наркотиков, алкоголь, курение, компьютерные игры или другие формы зависимости.

Подростки, склонные к руминации, могут испытывать трудности в регуляции эмоций и управлении стрессом. Они могут сильно сосредоточиться на своих проблемах, тревогах и неприятных эмоциях, не находя конструктивных способов их решения. Вместо этого, они впадают в цикл негативных мыслей и переживаний, которые могут усиливать их эмоциональное дискомфорт [6, а88].

Руминация также может быть связана с низким самоуважением, чувством беспомощности и безысходности, что может привести к поиску утечки от этих неприятных состояний через аддиктивное поведение. Например, подростки могут прибегать к употреблению наркотиков или алкоголя, чтобы временно снять свою тревогу или избежать неприятных мыслей.

Кроме того, руминация может препятствовать развитию эффективных стратегий справления и принятия решений. Подростки, склонные к руминации, могут упускать возможности поиска здоровых способов управления своими эмоциями и стрессом, таких как поиск поддержки у близких людей или профессионалов, занятие физической активностью, практика релаксации или осознанности [6, а88].

Важно отметить, что руминация не являются единственным фактором, влияющим на аддиктивное поведение подростков. Существует множество других социальных, психологических и биологических факторов, которые также могут играть роль в развитии зависимостей.

Однако, руминация может усиливать уязвимость к аддиктивному поведению, и поэтому их понимание и эффективное управление являются важными аспектами работы с подростками, страдающими от зависимостей [2, с.63].

Руминация может создавать в подростках ощущение временного облегчения или уклонения от проблем, поскольку они предоставляют возможность заняться мысленным «вращением вокруг» своих проблем, вместо

того чтобы активно и конструктивно их решать. Это может привести к созданию патологического круга, в котором подросток все больше втягивается в руминацию и укрепляет свое аддиктивное поведение [3, с.23].

Подростки, склонные к руминации, также могут испытывать большую трудность в управлении импульсами и принятии решений. Вместо того чтобы взвешивать последствия своих действий, они могут быть подвержены моментальным желаниям и уклоняться от неприятных мыслей и эмоций путем прибегания к аддиктивному поведению.

Для помощи подросткам, страдающим от аддиктивного поведения, важно работать над развитием их навыков эмоциональной регуляции, стратегий справления и позитивного самоощущения. Психологическая поддержка и терапия, включая когнитивно-поведенческую терапию, могут быть полезными инструментами для управления руминацией и аддиктивным поведением, помогая подросткам развивать здоровые способы справляться со своими эмоциями и стрессом [1, с.10].

Выводы. Каждый подросток уникален, и подход к работе с ним должен быть индивидуализированным. Следует обратиться за помощью к профессионалам в области психологии или психотерапии, чтобы получить поддержку и руководство в работе с аддиктивным поведением и руминацией в подростковом возрасте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бунас А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности. Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый. 2013. №3. С.10-16.

2. Дикова П.В. Психологические концепции риска и рискованного поведения. Актуальные проблемы психологии. 2008. №9. С.63-68.

3. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением. Воспитание школьников. 2006. № 1. С. 23-25.

4. Колпаков Я.В., Ялтонский В.М. Феномен руминации в структуре тревожнодепрессивных переживаний у лиц молодого возраста. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 3. С.8.

5. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 2015. 537 с.

6. Пуговкина О.Д., Сыроквашина А.Д., Истомин М.А., Холмогорова А.Б. Руминативное мышление как когнитивный фактор хронификации депрессии: определение понятия и валидность инструментария. Консультативная психология и психотерапия. 2021. № 3. С. 88-115.

Zmushko A.A.

Рostgraduate student Francysk Skaryna Gomel State University (Gomel, Republic of Belarus)

RUMINATION AS A PSYCHOLOGICAL MECHANISM FOR THE FORMATION AND MAINTENANCE OF ADDICTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

Abstract: in this article, the author explores the relationship between rumination and addictive behavior in adolescents. The article emphasizes the need for individualized approaches to helping adolescents manage rumination and develop healthy ways to cope with emotions and stress.

Keywords: rumination, addictive behavior, adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.