Вестник магистратуры. 2019. № 3-2(90)
ISSN 2223-4047
УДК 330
А.С. Кулыгина
РУКОВОДСТВО ОСЛО КАК ИСТОЧНИК «ИННОВАЦИОННОЙ» ТЕРМИНОЛОГИИ
В статье рассматриваются основные положения и определения инноваций и инновационной деятельности, изложенные в Руководстве Осло. Обозначен вклад в развитие инноваций с экономической точки зрения.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная экономика, Руководство Осло.
Руководство Осло представляет собой характеристику инновационной экономики в предпринимательском секторе, ориентированную на процессы исследования и производства. Данные рекомендации являются описанием инновационных процессов на уровне предприятия, а также связанных с ними феноменов.
В начале документа суть инноваций раскрывается через их значение, а именно: значение инноваций фундаментально для развития, роста и благосостояния народа. Здесь же приводится и классическое определение инноваций: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [3].
В Руководстве Осло рассматриваются 4 типа инноваций:
1) продуктовые инновации - существенные изменения в свойствах производимых товаров и услуг;
2) процессные инновации - существенные изменения в методах доставки и производства;
3) организационные инновации - изменения во внешних связях предприятия, в организации рабочих мест, в деловой практике;
4) маркетинговые инновации - реализация новых методов маркетинга.
В последнем издании документа исключен термин «технологические инновации». Это было сделано в связи с тем, что многие предприятия сектора услуг интерпретировали данный термин в плане использования «высокотехнологичных производств и оборудования» и считали, что такие нововведения невозможно применить к большинству их собственных процессных и продуктовых инноваций.
По степени новизны инновационного продукта выделяют следующие типы:
1) новый для предприятия;
2) новый для внутреннего рынка;
3) новый для мирового рынка.
Руководство Осло отмечает общий признак, который объединяет все инновации. Он состоит в том, что инновация должна быть внедрена в употребление. В свою очередь, новый продукт считается введенным в употребление после его появления на рынке, а инновационные методы после своего реального использования также используются в дальнейшем в процессе производства.
С экономической точки зрения вклад инноваций в региональное развитие значимый: растет производительность труда и объемов производства, снижаются издержки, происходит замещение импорта, растет налогооблагаемая база. Также наблюдается рост уровня жизни и заработной платы, но в то же время растет и безработица.
Несмотря на то, что предметным полем документа первоначально заявлено предприятие, системный подход приводит неизбежно к рассмотрению «национальной инновационной системы» со всеми вытекающими из нее определениями. Исходя из этого можно сказать, что Руководство Осло преобразуется в глобальную программу исследования устройства и функционирования национальных социально-экономических систем. Согласно Руководству, инновационное обследование является хорошим способом получения информации по основным позициям рынка в рамках глобальной конкуренции как на рынках товаров и услуг, так и на рынке рабочей силы, и в области нематериальных активов по особо важным направлениям развития конкуренции [2].
По причине того, что инновационный процесс протекает в разных условиях, международная сопоставимость в области инноваций достигается благодаря упорной работе. Эти сравнения очень важны и
© Кулыгина А.С., 2019.
Научный руководитель: Молчанова Светлана Маратовна - кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 3-2(90)
необходимы, так как документ представляет собой инструмент для проверки и расширения понимания того, что же такое инновация.
Мотив инновационного обследования, согласно Руководству, заключается в том, что нужно обеспечить информацией процесс принятия решений на государственном уровне и разработать стратегию развития бизнеса. Исходя из этого, определение инноваций можно расширить, включив в него не только создание, но и заимствование. Результатом будет продвижение новых продуктов на рынки развивающихся стран, а также поднятие их инновационности без технологических инноваций.
Таким образом, цель Руководства Осло заключается в адаптации эффективных примеров функционирования компаний в других странах и тем самым уменьшение неопределенности последствий политических решений. Неявной целью можно назвать сбор информации для оценки стоимости бизнеса.
Для соответствия целям бизнеса формулируются факторы, которые влияют на весь инновационный процесс и нацелены на получении информации о рынках. Для этого же разрабатываются домены - подмножества изучаемой совокупности [1].
Руководство Осло - успешно продвигаемый продукт с расчетом на оплату его обслуживания и получение важной информации о рынках.
Библиографический список
1. Беренс В., Хавранек В.П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. - М.: Инфра-М, 1995. - 528 с.
2. Костеев А.В., Сидорович А.В. Сборник кейсов: управление инновациями в российских компаниях. - Москва: НП «Клуб директоров по науке и инновациям» в соавторстве с АО «РВК», 2016.
3. Руководство Осло. - М.: ЦИНС, 2010. - 107 с.
КУЛЫГИНА АНА СТА СИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия.