УДК 94(470)
М.В. Егошина
канд. ист. наук, доцент, кафедра экономики и управления в машиностроении, Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
РУКОВОДСТВО КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы управления Коммунистической партией предприятиями оборонно-промышленного комплекса в послевоенные годы как на уровне страны в целом, так и на примере Нижегородской (Горь-ковской) области. Выявлены ведущие элементы системы управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также охарактеризованы новые формы общественно-партийной деятельности по организации и управлению производством: совещания партийно-хозяйственных активов, научно-технические, партийно-технические конференции.
Ключевые слова: коммунистическая партия Советского Союза, оборонно-промышленный комплекс, система управления, Горьковская область, формы общественно-партийной деятельности.
M.V. Egoshina, Nizhni Novgorod State Technical University (Arzamas Branch)
TITLE OF THE ARTICLE.MANAGEMENT OF COMMUNIST PARTY DEFENSE INDUSTRY COMPLEX OF THE
USSR IN POST-WAR YEARS
Abstract. In article questions of management by communist party the defense industry complex enterprises in postwar years both at the level of the country as a whole, and on the example of Nizhny Novgorod (Gorky) area are considered. Leading elements of a control system are revealed by the defense industry complex enterprises, and also new forms of public and party activity on the organization and production management are characterized: meetings of party and economic assets, scientific and technical, party and technical conferences.
Keywords: communist party of the Soviet Union, defense industry complex, control system, Gorky area, forms of public and party activity.
В рассматриваемый промежуток времени практически вся реальная власть в стране принадлежала партийно-государственному аппарату, то есть, по сути дела, ЦК КПСС и ее региональным структурам. Областные, городские комитеты партии выполняли директивы и постановления общесоюзных съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, спускали соответствующие директивы первичным парторганизациям, которых на крупных предприятиях (особенно машиностроения и металлургии, работавших на оборонный комплекс страны) иногда насчитывалось до нескольких десятков. Первичные партийные организации, в свою очередь, обязаны были организовывать и налаживать работу трудовых коллективов, обеспечивая идеологическую работу на предприятиях. Многочисленные трудовые почины, повышенные обязательства к съездам и пленумам, внедрение достижений научно-технического прогресса, организация социалистического соревнования, социальное обеспечение работников, а также выявление негативных моментов в работе предприятий - вот те вопросы, решению которых уделяли внимание первичные парторганизации, о решении которых рапортовали горкомам и обкомам КПСС. Последние к тому же обладали и весьма реальными рычагами управления, контролируя хозяйственных руководителей через ежегодные отчеты.
Однако не всегда было возможно в полном масштабе увидеть и оценить, как, каким образом партия руководила всеми сферами жизни возглавляемого ею огромного государства. В полной мере это отразилось на деятельности оборонно-промышленного комплекса - сферы, управление которой в силу важности решаемых ею задач полностью сконцентрировалось в руках партийно-государственных органов.
Сама структура комитетов КПСС (от районных до центрального) была хорошо приспособлена для государственного управления. В ней существовали промышленные отделы (в ряде случаев с разделением по отраслям индустрии), сельскохозяйственные отделы и т.д. Директивы соответствующих партийных инстанций имели по любому вопросы приоритет над решениями всех других органов власти. При назначении на сколь-нибудь важный или ответственный пост требовалась рекомендация (а чаще указание) партийных органов: в одних случаях на уровне Политбюро, в других - секретариата ЦК, в третьих - обкома или крайкома КПСС и т.д. Так формировалась пирамида всеохватывающей власти (законодательной, исполнительной, судебной), каждый представитель которой нес ответственность, прежде всего, перед КПСС [7, с. 183-184].
Ведущими элементами системы управления оборонно-промышленным комплексом страны со второй половины 40-х годов ХХ века являлись: Совет министров страны во главе с И.В. Сталиным, Госплан, а также министерства: вооружения, авиационной промышленности, судостроительной промышленности, тяжелого машиностроения, химической промышленности, промышленности средств связи, элек-
тропромышленности, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и т.д.
Постоянное политическое руководство ВПК КПСС осуществляла через Политбюро, Секретариат ЦК КПСС, а также ряд отделов ЦК. Важнейшим звеном в системе руководства военной отраслью длительное время являлась Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам [4, с. 94-97].
Показательным в определении роли КПСС в системе народного хозяйства страны является интервью А. Гарримана, взятое у А.Н. Косыгина в 1959 году. На вопрос Гарримана о том, какую роль при подготовке экономических планов развития районов страны играют партийные организации, Косыгин отвечает, что «это вопросы рассматриваются в ряде организаций, причем... руководящая роль принадлежит партийным организациям» [8, с. 60]. Партийные организации принимали участие в выработке народнохозяйственных планов на всех этапах. Это утверждение Косыгина вызывает вопрос у Гарримана о том, «имеют ли руководящие партийные органы своих специалистов - плановиков для квалифицированного обсуждения народнохозяйственных планов». Косыгин считает, что при сложившейся системе хозяйствования у партийных органов «нет необходимости в содержании такого аппарата - они полностью доверяют Советам народного хозяйства и Госплану» [8, с. 62]. По утверждению Косыгина при решении вопросов руководящие органы руководствуются общей целью - разработать наиболее удачные и приемлемые планы развития народного хозяйства. К тому же к составлению планов привлекаются профсоюзные организации, и планы обсуждают рабочие на своих собраниях. Это, по мнению Косыгина, дает стимул не только для выполнения, но и для перевыполнения планов пятилеток под руководством партийного аппарата всех уровней [8, с. 63].
Неудивительно, что выбор путей преодоления последствий Великой Отечественной войны был в руках высшего партийного руководства страны и, прежде всего, И.В. Сталина. В своей речи, произнесенной на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года, он не только изложил свои взгляды на итоги только что закончившейся войны, но и наметил путь дальнейшего развития страны. Среди причин победы в войне советский лидер отметил высокий уровень промышленного развития СССР, достигнутый в годы первых пятилеток, что стало следствием проводимой партией и правительством политики форсированной индустриализации с первоочередным развитием отраслей тяжелой промышленности. В своей речи Сталин прямо указывал на возможность нового международного конфликта, в связи с чем вся политика партии была подчинена одной главной задаче: развивать, даже в ущерб остальным отраслям народного хозяйства, отрасли промышленности, работающие на оборону. Речь Сталина не только на долгие годы определила направление развития советской экономики, но и в очередной раз продемонстрировала установившуюся монополию партии решать самые насущные вопросы в жизни страны в соответствии со своими целями и задачами.
После окончания Великой Отечественной войны Горьковской партийной организацией наряду с конкретными планами экономического развития различных предприятий, отраслей промышленности, особенно оборонной, хозяйственного руководства ими, осуществлялось также и «партийное обеспечение» идеологической работы. При этом в качестве догматической аксиомы был принят тезис, что без деятельного участия партии все планы будут неминуемо обречены на неудачу.
В годы четвертой пятилетки возникают новые формы общественно-партийной деятельности по организации и управлению производством: совещания партийно-хозяйственных активов, научно-технические, партийно-технические конференции. Роль КПСС как руководителя подобных мероприятий наглядно видна на примере работы партийной организации завода «Красное Сормово», которая, осуществляя контроль над хозяйственной деятельностью, главное внимание сосредоточила на расширении производства, на изыскании новых резервов. Одним из важнейших направлений в партийной работе на заводе стала борьба за неуклонное повышение экономических показателей. Выступавшие на экономических конференциях делились опытом экономии сырья и материалов, внедрении новой техники и прогрессивных методов труда. Ценной формой передачи опыта были так называемые Дни новатора, участники которых демонстрировали новые методы работы [5, с. 42-48].
Данный период характеризуется также постоянными всплесками трудовой и политической активности масс, которые обычно совпадали с выборами в ту или иную государственную структуру. Инициирующую роль в поддержании этой активности играли также областные, городские организации ВКП(б).
В октябре 1945 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о проведении выборов в Верховный Совет. Областная партийная организация, рассмотрев вопросы подготовки к выборам, предложила партийным и профсоюзным организациям возглавить социалистическое соревнование рабочих, колхозников и интеллигенции. В горьковской промышленности инициаторами соревнования стали кузнецы автозавода Е.В. Куратов, А.П. Загорный, сормович прокатчик А.П. Калмыков [3]. Парткомитеты разворачивали массовую политическую пропаганду среди рабочих. Так, на ГАЗе проводились политсоб-рания в цехах с использованием различных стендов и транспарантов. Проводились также встречи стаха-
новцев с трудовым коллективом, ежедневно выступали перед рабочими агитаторы и докладчики, был организован личный контроль над руководящими работниками и руководителями среднего звена по их деятельности в изучении и претворении партийно-хозяйственных планов в жизнь [1].
По обычаям того времени, опыт «передовиков» подлежал одобрению вышестоящими органами и обязательной рекомендации к внедрению. Итоги деятельности первичных партийных организаций по подготовке и проведению первых послевоенных выборов были обсуждены и одобрены Горьковским горкомом и обкомом ВКП(б) и получили рекомендации к дальнейшему применению.
Однако подобные всплески общественной активности были явлением единовременным, основным же направлением в работе парторганизации в области промышленности стала работа по механизации трудоемких процессов, внедрение в производство новейших технических достижений и форм организации труда. Связано это было с тем, что после короткого периода реконверсии большинство промышленных предприятий области вновь перешло на преимущественный выпуск военной продукции, которая стала совершенствоваться все более быстрыми темпами.
Интересен тот факт, что хотя в реальной жизни главную роль во внедрении новых методов работы играли, прежде всего, хозяйственная необходимость и хозяйственное руководство, партийные органы снова и снова неизменно выдвигали на первый план роль именно партийных организаций заводов. Это вполне можно объяснить, если принять во внимание поистине всеобъемлющую партийную структуру и желание представить Коммунистическую партию авангардом советского общества. В свете этого Горьков-ская областная парторганизация взяла на себя задачу внедрения прогрессивных начинаний, возникших на других предприятиях страны. В этих целях, в частности, постоянно проводились совещания по обмену опытом передовых рабочих, мастеров, технологов, инженерно-технических работников [6, с. 89].
В мае 1948 года по инициативе обкома партии проводится первая областная научно-техническая конференция по технологии машиностроения. Были рассмотрены вопросы о повышении уровня технической вооруженности предприятий, о путях совершенствования технологических процессов, о распространении новейших методов производства, таких, как поточное производство и метод конвейерной сборки деталей [2].
Таким образом, основными элементами системы управления оборонно-промышленным комплексом страны со второй половины 40-х годов ХХ века были Совет министров, Госплан, а также профильные министерства.
В структуре комитетов КПСС (от районных до центрального) существовали промышленные отделы, в том числе, и с разделением по отраслям индустрии. Директивы соответствующих партийных инстанций имели по любому вопросы приоритет над решениями всех других органов власти.
Постоянное политическое руководство оборонно-промышленным комплексом КПСС осуществляла через Политбюро, Секретариат ЦК КПСС, а также ряд отделов ЦК. Важнейшим звеном в системе руководства военной отраслью длительное время являлась Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.
В первую послевоенную пятилетку в деятельности по руководству народным хозяйством Горьков-ской области региональная организация ВКП(б) выступила инициатором многих нововведений. Под ее контролем развивалось и ширилось стахановское движение, организовывались социалистические соревнования и другие мероприятия, призванные повысить трудовой энтузиазм рабочих и обеспечить дальнейшее развитие промышленности. Конечный итог этого процесса был далеко не однозначным, так как объективные и субъективные причины во многом снижали имевшийся положительный эффект от проводимой в этом направлении политики партийного руководства.
Список литературы:
1. ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 5328. Л. 41-48.
2. ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 5654. Л. 445.
3. «Правда».1947 год. 31 августа
4. Безбородов, А.Б. Власть и ВПК в СССР середины 40-х - середины 70-х годов / А.Б. Безбородов // Советское общество: будни холодной войны: материалы «круглого стола». - М.: Арзамас, 2000.
5. Окороков, В.Н. Трудящиеся Горьковской области в борьбе за подъем экономики и культуры в послевоенный период (1946-1966) / В.Н. Окороков. - Горький, 1967.
6. Очерки истории Горьковской организации КПСС: [в 3 частях].- Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. - Часть 3: 1941-1972 / [И.М. Гурьев и др.; науч. ред. М.И. Бахтин]. - 448 с.
7. Сагателян, Г.Ш. Опыт и уроки организации соревнования промышленных рабочих в условиях экстенсивного развития советской экономики (1960-0-е гг.) / Г.Ш. Сагателян. - М., 1998.
8. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.) / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1996.