Научная статья на тему 'РУКОВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОФЕЙНИ "TRAVELERS COFFEE"'

РУКОВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОФЕЙНИ "TRAVELERS COFFEE" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина С.А.

Статья посвящена анализу руководства как функция управления в компаниях. В данной статье рассмотрены основные виды, стили руководства как функции управления. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства. Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУКОВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОФЕЙНИ "TRAVELERS COFFEE"»

РУКОВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОФЕЙНИ «TRAVELERS COFFEE»

© Лукина С.А.1

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального института, г. Якутск

Статья посвящена анализу руководства как функция управления в компаниях. В данной статье рассмотрены основные виды, стили руководства как функции управления. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства. Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Ключевые слова: руководство, эффективность, управление, менеджмент.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что руководство является важной функцией управления и играет огромную роль в организации, компании. Без нужного руководителя производительность труда организации не будет повышаться, не будет эффективности работы и т.д. Поэтому руководство необходимо для управления.

«Менеджмент» - слово английского происхождения и означает «управлять». В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент -это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Менеджер - самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы достигались самими сотрудниками, касается только профессии менеджера, а все другие профессии выполняют специальные задачи, но не задачи руководителя.

Целью работы является совершенствование руководства как функции управления. Объект исследования - работники кофейни «Travelers coffee» в Якутске.

1 Студент 2 курса кафедры Социологии и управления персоналом Финансово-экономического института.

Методом исследования является анкетирование. Это основной инструмент опроса и с помощью нее мы собираем только нужную информацию.

Руководство как функция управления - это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач. Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом.

Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению. «В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это: выдача директив относительно того, что нужно сделать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели». В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы. Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону - она сломается. Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

Принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие,, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них - метод взысканий.

Анализируя авторитарный стиль руководства, автор Б.З. Зельдович особо отмечает, что авторитарный стиль характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель, как правило, привержен к преувеличению роли административных методов. Он самовластно решает большинство вопросов жизни коллектива без предварительного обсуждения с членами коллектива, сознательно ограничивает контакты с подчиненными.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегиро-

вание им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании. Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.

Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работающих в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, и вознаграждением для персонала является чувство причастности к достижению успеха.

Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.

Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны. В целом стиль руководителя опосредуется, прежде всего, индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностные отношения в коллективе.

Кофейня «Travelers Coffee» находится по адресу ул. Ленина проспект, 6/1 в г. Якутск. Это кофейня высокого класса, где подается элитный кофе и предлагается широкий выбор блюд и других напитков. Очень важное значение в кофейне имеет атмосфера, ведь кофейня это одновременно место для встречи с друзьями и место, где можно провести время наедине с книгой. Здесь можно подолгу сидеть с ноутбуком и чашкой кофе, а можно проводить быстрые деловые встречи. Создать неповторимую атмосферу уютной кофейни вам помогут специалисты «Travelers Coffee». В кофейне «Travelers Coffee» преобладает демократический тип руководства. Потому что там оценивается творческая активность, новаторство, коллегиальность и стремятся самореализоваться и самоутвердиться. Они важные решения, действия принимают коллегиально, и это все способствует росту авторитета руководителя, развивает самоконтроль, самоуправление.

Для выявления эффективности работы руководства в кофейне «Travelers coffee» мы провели исследование. Было опрошено 6 человек из 13. В каче-

стве руководителя мы взяли администратора данного заведения и составили анкету по его работе. Т.к. администратор «Travelers Coffee» выполняет роль менеджера по персоналу, менеджера по закупкам и т.д.

На первый вопрос «Знание специфики работы менеджера» один человек ответил, что высокое, 4 сотрудника ответили - среднее и 1 - низкое. Это означает, что администратор в этой кофейне в большей степени знает свои полномочия, обязанности и функции.

На второй вопрос: «способность принимать решения» 2 ответили, что высокое, 3 человека ответили, что среднее и один ответил, что низкое. Это означает, что менеджер в этой организации практически не принимает решения достаточно хорошо, скорее обращается кому-либо за помощью в трудных ситуациях.

На третий вопрос: «Способность брать на себя ответственность» два сотрудника ответили, что высокая, 4 сотрудника - средняя. Также это показывает профессиональные качества руководителя, менеджера. Они должны обладать такими качествами.

На четвертый вопрос: «Способность делегировать полномочия» тоже 1 человек ответил, что высокая такая способность, 3 человека - средняя и 2 -низкая. Это означает, что он практически не умеет профессионально делегировать полномочия, и, кажется, просто выполняет свои обязанности.

На пятый вопрос: «Особенности мотивационной сферы» половина ответили, что высокие, и половина - средние. Это, по нашему мнению, лучшее профессиональное качество. Потому что руководитель должен мотивировать себя, своих подчиненных, только тогда компания или организация достигнет наилучших результатов.

На шестой вопрос: «Ориентация на достижение результатов» 4 человека считают, что есть, 2 - нет. В принципе руководитель этого заведения ориентируется на достижение результатов. Если не будет на этом ориентироваться, то организация пойдет на убытки и т.д.

На седьмой вопрос: «Ориентация на сотрудничество» 2 человек ответил, что она есть, 4 человека - нет. Это показывает, что руководитель не пытается сотрудничать с другими похожими организациями, но, надеемся, что есть связи с другими организациями.

На восьмой вопрос: «Способность к анализу» 2 сотрудника считают, что она высокая и 4 сотрудника ответили, что средняя. В принципе это нормально. Менеджер по персоналу должен уметь анализировать определенные ситуации.

На вопрос: «Навыки планирования и контроля» 3 человека ответили, что они развитые, 3 ответили, что они есть, но слаборазвиты. Это тоже, в принципе, хороший показатель. Потому что их менеджер по персоналу имеет навыки планирования и контроля и работает над этим.

На десятый вопрос: «Отношение к подчиненным, коллегам» 2 человека ответили, что оно ровное, а 4 - справедливое. Руководители должны быть в контакте со своими работниками и должны относиться ко всем равно.

Данная организация имеет свои минусы и плюсы, преимущества и недостатки. Но как менеджеры по персоналу, так и руководители в каждой организации должны иметь равные качества и требования.

Таким образом, можно сделать вывод, что администратор ориентирован на достижение результата, он способен брать на себя ответственность, умеет мотивировать персонал и т.д. Но выяснили, что он, т.е. как менеджер по персоналу, не сотрудничает с другими. Ведь опыт играет важную роль в развитии организации. В результате проведенного исследования мы выявили, что администратор выполняет несколько обязанностей, но это не мешает ему выполнять свои обязанности, он точно выполняет функции и менеджера по персоналу, и руководителя, т.е. администратора.

Список литературы:

1. Вересов Н.Н. Работа менеджера над собой [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. - Режим доступа: http://www.I-U.ru (дата обращения: 17.05.2016).

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии: учеб. пособие. - М.: Дело, 2011. - С. 254.

3. Легенчук Г.Г. Основы менеджмента: учеб. пособие [Электронный ресурс] / xBook, версия II-2.1b. - SCO, 2010. - С. 192.

4. Кривогорницына В.К., Борисова УС. Производственная практика в ресторанном холдинге «Праздник жизни» // Экономика и социум. - 2013. -№ 3. - С. 361-363.

НОРМАТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1 2 © Хабибуллина Э.И. , Дарякин А.А.

Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского)

федерального университета, г. Казань

В данной статье рассматриваются нормативы надежности коммерческого банка. Обосновываются особенности мониторинга выполнения экономических нормативов разных видов в процессе реализации внутренней банковской политики.

1 Магистрант кафедры Банковского дела.

2 Доцент кафедры Банковского дела, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.