УДК 33 Залюбовин В.С., Гришин В.Н.
Залюбовин В.С.
магистрант Государственный университет управления (г. Москва, Россия)
Гришин В.Н.
канд. эконом. наук., доцент кафедры управления инновациями Государственный университет управления (г. Москва, Россия)
РУКОВОДИТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В РОССИИ
Аннотация: в данной статье исследуется роль и задачи руководителей цифровой трансформации в государственном управлении в России. Авторы рассматривают актуальные вызовы и возможности, с которыми сталкиваются руководители в процессе цифровизации государственных структур. Особое внимание уделяется стратегическому планированию, управлению персоналом и внедрению инноваций в рамках государственного управления. Результаты исследования имеют целью предложить рекомендации по повышению эффективности цифровой трансформации в государственном управлении в России.
Ключевые слова: руководители, цифровая трансформация, государственное управление, Россия, эффективность.
Цифровая трансформация российской экономики идет быстрыми темпами и охватывает широкий пул направлений: от внедрения искусственного интеллекта до импортозамещения промышленного ПО. Сейчас едва ли можно найти государственный орган, которого не коснулись цифровые преобразования. Процессы цифровизации комплексные и требуют широкого технологического кругозора и полного погружения в цифровую тематику [1].
Чтобы процессы цифровой трансформации оказывали наибольший эффект на российскую экономику, необходимо грамотное управление. Руководитель цифровой трансформации как в органах власти, так и в субъектах, станет именно тем «проводником» в новые цифровые реалии.
Одним из первых решений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина было создание в каждом ведомстве подразделения, ответственного за цифровую повестку. На уровне заместителя руководителя каждого ведомства определены руководители цифровой трансформации (далее -РЦТ), ответственные за цифровую трансформацию в своем ведомстве (аналог CDTO - Chief Digital Transformation Officer).
В конце года проводится полная оценка кадров (ассессмент), по результату которой происходит ротация 10-15% РЦТ федеральных органов исполнительной власти. Позднее (в октябре 2020 года) Президент поддержал данный подход и дал поручение определить заместителей высших должностных лиц субъектов России и заместителей региональных ведомств, ответственных за цифровую трансформацию в своем регионе.
Таким образом, во всех субъектах Российской Федерации назначены региональные РЦТ - 89 человек.
Сегодня лучшие решения в области цифровой трансформации масштабируются и внедряются по всей стране. На всех уровнях выстраивается единая архитектура информационных систем и такая же схема управления [2].
Одной из задач, поставленной Президентом Российской Федерации стал перевод до 2030 года массовых социально значимых услуг (МСЗУ) в электронный формат, всего было отобрано 204 услуг (111 федеральных и 93 региональных).
Каждый РЦТ должен подготовить описание целевого состояния своей услуги, утвердить макет на президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности и перевести решение на Единый портал госуслуг.
Другой значимый результат слаженной работы РЦТ — запуск на территории всей страны службы 122. Сначала служба была запущена под решение задач в период пандемии COVID-19, а потом - частичной мобилизации
[3].
В 2020 году проделана большая работа - увеличили число каналов практически во всех регионах, доукомплектовали call-центры операторами, Минцифры России и Минздрав России совместно разработали методические рекомендации по работе службы и начали внедрение искусственного интеллекта.
В рамках горячей линии по вопросам частичной мобилизации было размещено 735 пар вопрос-ответ по вопросам мобилизации и семей мобилизованных. Всего на горячую линию 122 поступило 2 млн звонков по данным вопросам. Благодаря внедрению в работу линий новых технологий количество недозвонов сократилось до 0.
На ЕПГУ были запущены сервисы по приему жалоб на действия военкоматов, по записи в добровольцы [4]. За весь период поступило 123 тыс. уникальных заявлений добровольцев. На действия военкоматов же поступило 26 212 жалоб, 99,6% обработано в установленные сроки.
Эту работу в ручном режиме в формате 24/7 Дмитрий Николаевич Чернышенко организовал и настроил совместно со всеми региональными РЦТ.
Еще один немаловажный результат работы РЦТ - федеральный проект «Искусственный интеллект». Большая часть его мероприятий была предложена в рамках совместных совещаний с представителями экспертного сообщества.
Кроме того, благодаря вовлечению РЦТ, в 2022 году состоялось присоединение федеральный органов власти к Кодексу этики в сфере ИИ. На сегодняшний день положениям Кодекса следует 32 ведомства.
При активном участии РЦТ разработано более 60 ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ). В целом проведена работа по совершенствованию методологии их подготовки и исполнения.
ВПЦТ рассматривает и согласовывает Минцифры России в соответствии с нормами Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» [5].
Ведомства предоставляют ВПЦТ посредством информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ).
ВПЦТ — это основной инструмент цифровой трансформации, руководство к действию. Предусмотренные ВПЦТ мероприятия направлены на поэтапную реализацию цифровой трансформации посредством достижения показателей результативности.
На ежемесячной основе осуществляется консолидированный сбор данных в электронной форме по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения ведомств, а также их подведомственных учреждений и территориальных органов.
Включение подведомственных учреждений обосновано необходимостью получения более достоверной информации об уровне импортозамещения в связи с высокими показателями на уровне центральных аппаратов ФОИВ.
Показатели уровня импортозамещения:
• доля отечественных справочно-правовых систем,
• доля отечественных средств антивирусной защиты,
• доля систем документооборота отечественной разработки,
• доля применения средств проведения видео-конференц-связи,
• доля применения отечественных интернет-браузеров,
• доля почтовых приложений отечественной разработки и т. п.
Важную роль в цифровой трансформации играют компании из
индустриальных центров компетенций (ИЦК) и центра компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного
обеспечения (ЦКР), где формируются прикладные решения для цифровой экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванова Марина Вячеславовна Системы оценки цифровой трансформации государственного управления: сравнительный анализ российской и зарубежной практики // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-otsenki-tsifrovoy-transformatsii-gosudarstvennogo-upravleniya-sravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-ргаМкЦдата обращения: 26.02.2024);
2. Гусарова Мирослава Сергеевна ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ // Вопросы инновационной экономики. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-innovatsionnogo-razvitiya-rossii-analiz-faktorov-i-institutsionalnye-resheniya (дата обращения: 26.02.2024);
3. Сидоренко Элина Леонидовна, Барциц Игорь Нязбеевич, Хисамова Зарина Илдузовна Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-tsifrovogo-gosudarstvennogo-upravleniya-teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty_(дата обращения: 26.02.2024);
4. Курушина Елена Викторовна, Петров Михаил Борисович ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ МАКРОРЕГИОНА // Журнал экономической теории. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya_(дата обращения: 26.02.2024);
5. Патрусова Алена Михайловна УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-personalom-v-usloviyah-razvitiya-1в1Ёгоуоу-екопош1к1_(дата обращения: 26.02.2024)
Zalyubovin V.S., Grishin V.N.
Zalyubovin V.S.
State University of Management (Moscow, Russia)
Grishin V.N.
State University of Management (Moscow, Russia)
LEADERS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA
Abstract: this article examines the role and tasks of digital transformation leaders in public administration in Russia. The authors examine current challenges and opportunities that managers face in the process of digitalization of government structures. Particular attention is paid to strategic planning, personnel management, and innovation within public administration. The results of the study are intended to offer recommendations for increasing the effectiveness of digital transformation in public administration in Russia.
Keywords: leaders, digital transformation, public administration, Russia, efficiency.