руководитель организации в условиях социалистического хозяйствования
THE HEAD OF THE ORGANisATION IN THE
conditions of socialist managing
УДК 331.1
В.Л. МИХАЙЛИКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
V.L. MIHAJLIKOV,
the candidate of jurisprudence the senior teacher of chair of civil-law disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia
Аннотация: Законодательство о труде закрепляет два основных критерия, характеризующих правовое положение руководителя организации. С одной стороны, руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях и выполняющим особую трудовую функцию. С другой стороны, руководитель выполняет функции органа юридического лица, и трудовая функция руководителя организации есть реализация прав и обязанностей юридического лица в гражданском обороте. Сложность правового статуса, а также слабая определенность трудовой функции руководителя и, как следствие, высокая степень организационной самостоятельности его труда являются причинами многих неразрешенных вопросов в современной правовой доктрине.
Ключевые слова: труд, руководитель, организация, деятельность.
Abstract: The legislation on work fixes two basic criteria characterising a legal status of the head of the organisation. On the one hand, the head of the organisation is the worker who is consisting in labour relations and carrying out special labour function. On the other hand, the head carries out functions of body of the legal entity, and the labour function of the head of the organisation is realisation of the rights and obligations of the legal entity in civil turnover. Complexity of the legal status, and also weak definiteness of the labour function of the head and, as consequence, high degree of organizational independence of his/her work are the reasons of many not solved questions in the modern legal doctrine.
Key words: work, the head, the organisation, activity.
Рынок труда руководителей является специфическим рынком, схожим по своей природе с рынками высокоинтеллектуального и научного труда. Товар этих рынков сильно индивидуализированный, привязанный к конкретной личности. Спрос на таких рынках, как правило, гораздо выше предложения.
Особое внимание следует уделить рассмотрению особенностей правового регу-
лирования труда руководителя в период зарождения и развития административной системы управления экономикой, а также в период НЭПа.
Изменения, произошедшие в период с 1918 по 1921 гг., можно охарактеризовать как первый опыт создания административной системы управления экономикой. Большое количество нормативных правовых актов, принятых в это время, было направ-
лено на регулирование трудовых отношений. Тем не менее, в них практически не нашли отражения особенности регулирования труда руководителя [3]. Первый Кодекс законов о труде РСФСР от 10 декабря 1918 года, с момента принятия которого принято вести отсчет существования трудового права как самостоятельной отрасли, фигуру руководителя не выделял вовсе.
Тем не менее, необходимо отметить существенное ужесточение ответственности руководящих работников предприятий и введение самых строгих санкций практически за любое нарушение ими дисциплины труда и «небрежное отношение к делу». В частности, Декрет от 14 ноября 1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах» указывал, что «в виду особо тяжелого военного продовольственного и топливного положения Советской Республики, а также в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда до наивысших пределов и целесообразного использования всех производительных сил, имеющихся в стране ... административно-технический персонал органов заводоуправлений, учреждений и предприятий (заведующие как предприятиями, так и его отделениями, заведующие отделами или отделениями учреждения и т.п.) за нарушение тарифной дисциплины, а равно за небрежное отношение к делу, нераспорядительность и недостаточное использование наличного состава и производительных сил предприятий и учреждений подвергается взысканию вплоть до ареста и передачи виновных для заключения в концентрационные лагери».
Рассматривая историю регулирования труда руководителя после принятия Кодекса Законов о Труде 9 ноября 1922 г., следует принимать во внимание существующую в рассматриваемое время необходимость изменения экономического курса путем перехода к новой экономической политике как возможности определенной стабилизации в сфере торговли и насыщения рынка продуктами первой необходимости. Возросла значимость фигуры руководителя и, соответственно, в законодательстве нашли закрепление некоторые особенности регулирования его труда, уже не ограничивающиеся, как прежде, исключительно установлением повышенных пределов ответственности1.
1 Говоря об ответственности, сразу отметим, что КЗоТ РСФСР при регламентации санкций к нарушителям трудовой дисциплины осуществлял разграничение дисциплинарного воздействия с дифференцированным подходом к простому работнику и руководителю.
Труд руководителей организаций различных форм собственности также регулировался в договорном порядке. Полномочия руководителей по управлению предприятиями существенно расширялись, усиливалась значимость фигуры руководителя в системе управления предприятиями. Так, ст. 31 Декрета «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» устанавливала, что «Председатель и члены правления при исполнении своих обязанностей должны проявлять предусмотрительность заботливого хозяина и несут дисциплинарную, уголовную и гражданскую ответственность как за целость вверенного им имущества, так и за хозяйственное ведение дела» [5] .
В Постановлении от 17 августа 1927 г. «Об утверждении положения об акционерных обществах» [6] устанавливалось, что вознаграждение членов правления, а также единоличного директора общества определяется собранием акционеров в соответствии с уставом общества.
Курс НЭПа требовал законодательного закрепления методов материального стимулирования труда руководителя, один из которых, в частности, нашел отражение в Правилах «О порядке выдачи тантьем в государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета» [7]. Тантьемы представляли собой денежные отчисления в пользу директора, а также других работников из административного состава предприятия.
Постановление от 13 февраля 1928 г. [8] устанавливало возможность применения ненормированного рабочего дня для руководителя организации и других лиц административного и управленческого персонала предприятия.
Важной особенностью, подчеркивающей значимость фигуры руководителя, требующей «имущественного, политического и личного доверия» и обладающей высокой квалификацией, была установленная Постановлением от 19 февраля 1923 г. возможность найма директоров, начальников, управляющих, заведующих, их заместителей и помощников учреждений и предприятий, а также других лиц административно-ответственных должностей помимо биржи труда [9].
Заканчивая рассмотрение основных особенностей правового регулирования труда руководителя в 1921-1929 гг., следует отметить ожидаемое сходство в тенденциях развития правового образа руководителя
организации в период НЭПа и экономических реформ 1990-х годов.
К середине 1920-х гг. в Советском Союзе фактически сложилась многоукладная экономика, которая хотя и позволяла решать текущие вопросы социального и политического характера, тем не менее, не отвечала главным постулатам коммунистической идеологии. Сворачивание курса НЭПа и переход частных предприятий в государственный сектор экономики обусловили необходимость регулирования труда руководителя, равно как и любого другого работника предприятия, уже не договорными, а императивными методами.
Формирование административно-командной системы началось в конце 1920-х - начале 1930-х годов. После свертывания НЭПа экономика страны стала действовать по принципу единой фабрики, централизованно управляемой. Труд утратил свой договорный характер, трудовое законодательство теряло характерные для частноправовых отношений диспозитивные нормы1. Жесткая централизация системы управления экономикой сохранялась до 1950-х годов.
Необходимо также отметить резкое укрепление института дисциплинарной ответственности. Процедура привлечения руководителей к дисциплинарной ответственности и основные виды взысканий были закреплены Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 20 марта 1932 г. «О дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности» [4]. Кроме того, была создана и функционировала система спроса с администрации предприятия за трудовую дисциплину подчиненных ей работников, поскольку добросовестное отношение к дисциплине труда не стимулировалось материально [10].
Т руд руководителя в условиях плановой экономики, характеризующейся предельной централизацией управления, практически ничем не отличался от труда других представителей администрации предприятия, да и рядовых работников также. Деятельность руководителя регулировалась чисто административными методами. Столь слабое внимание со стороны законодателя к фигуре руководителя способствовало поддержанию ореола «народности» советских предприятий.
Реформы трудового законодательства 1950-1960-х годов практически не коснулись
1 Диспозитивные нормы были широко представлены в первоначальной редакции Кодекса законов о труде 1922 г. // См.: Кодекс законов о труде 1922 года. - М., 1922.
руководителей и не изменили сущности административной системы. Тем не менее, некоторые изменения, связанные с незначительным повышением степени самостоятельности труда руководителей, все же стоит отметить. 1957 год ознаменовался одним из самых громких нововведений - созданием совнархозов. Страна была поделена на 105 экономических районов, управляемых Советами народного хозяйства. Масса проблем, созданных этой реформой, вынудила советское государство уже в 1965 г. вернуться к отраслевой системе управления предприятиями. Как ни странно, именно переходные состояния оказали благотворное воздействие на процесс формирования фигуры руководителя.
Определенное повышение степени организационной самостоятельности руководителей предприятия стало результатом реформы 1965 г., направленной на изменение существующего соотношения между административными и экономическими методами управления предприятиями. В постановлениях об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и о государственном производственном предприятии при социализме была существенно расширена автономия руководителей предприятий. Руководителям было предоставлено право самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижения себестоимости, устанавливать величину среднего заработка.
В 1968 г. законодательное закрепление получила такая особенность правового регулирования труда руководителя как аттестация2. Первоначально аттестация была введена в отношении работников проектных, конструкторских и тому подобных научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, однако постепенно она распространилась и на руководителей предприятий. 5 октября 1973 г. вышло Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи [11].
Конец 1980-х годов характеризуется усилением преобразований, направленных на децентрализацию системы управления предприятиями. Закон СССР от 30 июня 1987 г.
2 Аттестация представляет собой проверку квалификации работника, его деловых качеств и их оценку, осуществляемую в определенной организационно-правовой форме // Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. - М., 1989. С. 191.
№ 7285-Х1 «О государственном предприятии (объединении)» [2] устанавливал принцип полного хозяйственного расчета и самофинансирования деятельности предприятий. Статья 2 Закона указывала на то, что «производственная, социальная деятельность предприятия и оплата труда осуществляются за счет заработанных трудовым коллективом средств. Таким образом, трудовая функция руководителя стала приобретать современный характер. Руководители получали право самостоятельно планировать производственный процесс, устанавливать экономические нормативы и показатели, свободно выбирать контрагентов и заключать договоры, а также распоряжаться частью прибыли, которая шла в доход предприятия.
Указанные преобразования, направленные на децентрализацию системы управления предприятиями, сделали руководителя ключевым звеном в системе управления предприятиями и существенно повысили степень самостоятельности его труда.
На заседании Политбюро ЦК КПСС от 14 января 1988 г. отмечалось, что проведение выборов руководителей предприятий должно обеспечить привлечение к управлению производством работников, обладающих профессиональной компетентностью, высокими моральными качествами, способных
осуществить сочетание интересов общества, коллектива и каждого труженика.
Резюмируя проведенный анализ особенностей регулирования труда руководителя организации в условиях социалистического хозяйствования, следует отметить, что законодательное установление особенностей регулирования труда руководителя в период НЭПа носило кратковременный характер, не нашедшее дальнейшего развития, а труд руководителя в условиях плановой экономики практически ничем не отличался от труда других работников предприятия. Однако преобразования советского государства, направленные на децентрализацию системы управления предприятиями и расширение их хозяйственной самостоятельности, все же сформировали устойчивую законодательную тенденцию к расширению полномочий руководителя и к некоторому повышению степени организационной самостоятельности последнего, ограниченную, впрочем, усилением контроля за деятельностью администрации со стороны трудового коллектива предприятия и расширением самоуправления трудового коллектива. Что касается особенностей регулирования труда руководителя, то они ограничивались введением повышенной ответственности и специфическим порядком возникновения трудовых отношений с ним.
Литература:
1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Панина. - М.: МЦФЭР, 2011. С. 234.
2. О государственном предприятии (объединении) : Закон СССР от 30 июня 1987 г. №7285-Х1 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. С. 385.
3. Положение от 19 января 1918 г. «О нормах заработной платы рабочим металлической промышленности Петрограда и его окрестностей; Постановление от 21 января 1918 г. «Об упразднении в средних учебных заведениях должностей директоров ...»; Декрет от 31 января 1918 г. «О биржах труда»; Постановление от 22 февраля 1918 г. «О вознаграждении рабочих-инвалидов при закрытии предприятий»; Постановление от 8 марта 1918 г. «О ввозных рабочих»; Декрет от 28 марта 1918 г. «О выплате месячного жалованья служащим в государственных учреждениях в два срока»; Декрет от 18 мая 1918 г. «Об инспекции труда»; Постановление от 14 июня 1918 г. «Об отпусках».
4. О дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности : Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 20 марта 1932 г. // СУ РСФСР. 1932. № 74. Ст.332.
5. О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах): Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 апреля 1923 // СУ. 1923. № 23. Ст. 328.
6. Об утверждении положения об акционерных обществах: Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 17 августа 1927 // СУ. 1927. № 34. Ст. 451.
7. Правила о порядке выдачи тантьем в государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах). Утв. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 июля 1925 г. // СУ. 1925. № 118. Ст. 521.
8. О работниках с ненормированным рабочим днем : Постановление Народного Комиссариата Труда СССР от 13 февраля 1928 г. № 106 // СУ. 1928. № 26. Ст. 118.
9. О порядке найма работников высшей квалификации, а также требующих имущественного, политического и личного доверия : Постановление Народного Комиссариата Труда РСФСР от 19 февраля 1923 г. // СУ. 1923. № 131. Ст. 122.
10. Морозов, А. А. Развитие советского законодательства о дисциплине труда: историко-правовой аспект (1917 - 1945 гг.) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб. , 2001. С. 18.
11. Утв. Постановлением Госкомтруда от 5 октября 1973 г. № 267 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1974. № 1. С. 3.
References
1. The Labour code of the Russian Federation. - M: Prospect, Omega-L, 2010.
2. The comment to the Labour code of the Russian Federation / under the editorship of S.A. Panin. - M: MЦ<$ЭР, 2011. Page 234.
3. Sheets of the Supreme Board of the USSR. 1987. № 26. Page 385.
4. Act from January, 19th, 1918 «About rates of a salary to workers of the metal industry of Petrograd and its vicinities»; Resolution from January, 21st, 1918 «About abolition in average educational institutions of directors posts ...»; Decree from January, 31st, 1918 «About employment agencies»; Resolution from February, 22nd, 1918 «About compensation of workers-invalids at closing of the enterprises»; Resolution from March, 8th, 1918 «About import workers»; Decree from March, 28th, 1918 «About payment of the monthly salary to employees of state institutions in two terms»; Decree from May, 18th, 1918 «About work inspection»; Resolution from June, 14th, 1918 «About holidays».
5. Speaking about responsibility, at once we notice that the Labour Code of RSFSR at a regulation of sanctions to infringers of labour discipline, had differentiation of disciplinary influence with the differentiated approach to the simple worker and the head.
6. About the state industrial enterprises acting on the basis of commercial calculation (trusts): Decree of National
Commissioners Board of RSFSR from April, 10th 1923//the SOU. 1923. № 23. Item 328.
7. About the position statement about joint stock companies: the Resolution of Council of National Commissioners of the USSR from August, 17th 1927// Cy. 1927. № 34. Item 451.
8. Resolution of the National Commissariat of Labour of the USSR from February, 13th, 1928 № 106 «About workers with not standard weekdays»// Cy. 1928. № 26. Item 118.
9. Resolution of the National Commissariat of Labour of RSFSR from February, 19th, 1923 «About an order of hiring of workers of the top skills, and also demanding property, political and personal trust»// Cy. 1923. № 131. Item 122.
10. A.A. Morozov. The development of the Soviet legislation on discipline of work: historical legal aspect (1917 - 1945):
Dissertation author’s abstract of the candidate of jurisprudence. SPb., 2001. Page 18.