Научная статья на тему 'РУКОПИСЬ Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152 В ИСТОРИИ МАНДОРЫ'

РУКОПИСЬ Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152 В ИСТОРИИ МАНДОРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мандора / гитерна / тамбора / лютня / цистра / М. Преториус / М. Мерсенн / A. Кирхер / Ф. Мерлен / Ф. Шанси / mandore / guiterne / tambore / lute / cistre / M. Pretorius / M. Mersenne / A. Kircher / F. Merlin / F. Chancy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елена Владимировна Кравчик

В статье рассматриваются некоторые европейские письменные и одновременно иконографические источники по истории старинного струнно-щипкового инструмента мандоры. Новым среди них является старший. Статья содержит для сравнения между собой иллюстрации из музыкальных трактатов XVII в. с изображением мандоры, самое старшее в истории мандоры подписанное изображение мандоры с настройкой инструмента и обзор музыкальных инструментов французского двора второй половины XVI в., помещенные в рукописи, – это пока самый старший письменно-иконографический источник с полной информацией о музыкальных инструментах на французском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANUSCRIPT Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152 IN THE HISTORY OF MANDORE

The paper discusses some European written and at the same time iconographic sources on the history of the string-plucked instrument – mandore. New among of them is the oldest. The article contains, for comparisons, illustrations from musical treatises of the 17th century depicting the mandore, the oldest in the history of a mandore signed image of the mandore with the setting of an instrument, and an overview of musical instruments in the French court of the second half of the 16th century.

Текст научной работы на тему «РУКОПИСЬ Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152 В ИСТОРИИ МАНДОРЫ»

УДК 780.6

DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10002

Елена Владимировна Кравчик

аспирант кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 212-91-21 e-mail: elena.kravchik@bk.ru

РУКОПИСЬ Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152 В ИСТОРИИ МАНДОРЫ

Elena V. Kravchik

Postgraduate-Student of the Chair of Culturology, Musicology

and Musical Education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: elena.kravchik@bk.ru

MANUSCRIPT Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152 IN THE HISTORY OF MANDORE

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые европейские письменные и одновременно иконографические источники по истории старинного струнно-щипкового инструмента мандоры. Новым среди них является старший. Статья содержит для сравнения между собой иллюстрации из музыкальных трактатов XVII в. с изображением мандоры, самое старшее в истории мандоры подписанное изображение мандоры с настройкой инструмента и обзор музыкальных инструментов французского двора второй половины XVI в., помещенные в рукописи, - это пока самый старший письменно-иконографический источник с полной информацией о музыкальных инструментах на французском языке.

Ключевые слова: мандора, гитерна, тамбора, лютня, цистра, М. Преториус, М. Мерсенн, A. Кирхер, Ф. Мерлен, Ф. Шанси.

Abstract. The paper discusses some European written and at the same time iconographic sources on the history of the string-plucked instrument - mandore. New among of them is the oldest. The article contains, for comparisons, illustrations from musical treatises of the 17th century depicting the mandore, the oldest in the

© Кравчик Е.В., 2020

history of a mandore signed image of the mandore with the setting of an instrument, and an overview of musical instruments in the French court of the second half of the 16th century.

Key words: mandore, guiterne, tambore, lute, cistre, M. Pretorius, M. Mersenne, A. Kircher, F. Merlin, F. Chancy.

Введение

Мандора - небольшой струнно-щипковый инструмент, бытовавший в XVII в., называемый некоторыми исследователями «сопрановой лютней»1 [12]. О мандоре - малом инструменте семейства лютни2 - сейчас уже достаточно известно: в XX в. можно было узнать из иностранных источников следующее: «Мандора — малая лютня, очень популярный инструмент семейства цистр» [14]; «Инструмент с корпусом, как малая лютня, натянутыми жильными струнами, обычно называется мавританской мандорой»4 [3]; имеется классификация, кроме известной и пока общепринятой Хорнбостеля-Закса, по территориям бытования: испанские, арабские, греческого происхождения:

«Испания - bandolin, laud, laut, mandore, pandora, pandurina»,

«Арабия - mandore»,

«Pandora, pandoura, pandore (см. bandoura, bandore, mandore, lute, gitare, mandolin)»5 [4].

После долгого перерыва интерес к инструменту возник вновь: в 1981 году появилась статья Джеймса Тайлера «Мандора в XVI и XVII вв.»6 [17], благодаря которой наступил современный ренессанс мандоры. За последние сорок лет эта работа стала основой всех статей, книг и музыкальных словарей о малых струнно-щипковых инструментах (мандолине, квинтерне, гиттерне, тамборе, бандуррии и др.), материал содержал все музыкальные трактаты и другие письменные источники XVII-XVIII вв. Рассмотренные в данной статье трактаты впервые были собраны воедино именно в этом материале. Там же мы узнаем и о первой изданной в 1585 г. школе игры на мандоре, ныне утраченной [6]. Статья Д. Тайлера сформировала историю инструмента, поставила его около лютни как производный от лютни инструмент и утвердила предком мандолины, что позволило принять и то, что мандолина - потомок лютни [16].

В современном инструментоведении [17], хотя после выхода статьи Д. Тайлера уже прошло сорок лет, мандора рассматривается также, как и сто

1 Schirmer G. The Musical Quarterly, Tom 25, 1939, p. 32; Mandolin [mandola, mandoline, mandolino] The Groves Dictionary of Musical Instruments (2 ed.), 2015, Tyler J., Sparks P. Режим доступа: www.oxfordreferency.com (дата обращения: 28.04.2020).

2 По классификации Хорнбостеля-Закса.

3 The Archaeological Journal, Tom 72, Royal Archaeological Institute., London 1915.

4 Densmore F. Handbook of the collection of musical instruments in the United States National Museum. U.S. Govt. Print. Off., 1927. P. 80.

5 Edgerly B. From the hunter's bow: the history and romance of musical instruments. G.P. Putnam's Sons. P. 465, 466, 471. (Очень актуальный с современной точки зрения подход без влияния авторитетов последних десятилетий. -Коммент. Е.В. Кравчик).

6 Tyler James. The Mandore in the 16th and 17th Centuries // Early Music (published January 1981) 9(1): pp. 22-31.

7 Там же.

8

лет назад, в составе семейства лютни и строго с конца XVI века до второй половины XVII века. Более поздние письменные источники XVIII в., ставшие доступными в век Интернета, это опровергают: «Mandoline, Mandore - малая лютня с четырьмя струнами»9 [1]; «Mandolin - mandoline, mandore, mandola' (из итальянского языка)»10 [10], что говорит о том, что и в последующее время о мандоре помнили.

Для музыковедения очень важны не только упоминания инструмента в письменных источниках, их описания, изображения на картинах - фактами, на которые можно опираться, являются исключительно изображения инструмента с подписью, которая идентифицирует это изображение. Ценность источника повышается, когда кроме подписанного изображения исследователь находит настройку и музыкальный пример оригинального репертуара. Наивысшей ценностью в инструментоведении обладают школы игры на данном инструменте с прилагаемым репертуаром.

В отношении мандоры ситуация плачевна: первый изданный сборник

11 12 1578 г. был утерян [2], первая школа игры 1585 г. [2] - утеряна, сведения

13

сохранились лишь из описания оценщика инструментов [15], жившего во второй половине XVII в. К счастью, остался достаточно обширный репертуар XVII в., к которому принадлежит первое в истории музыки последование в инструментальных сюитах французских танцев, основа «барочной» сюиты: аллеманда - куранта - сарабанда14.

Если хотя бы по приведенным выше упоминаниям косвенно известно, что в XVI в. мандора была, то само существование инструмента до XVI в. осложняется отсутствием каких бы то ни было письменно-иконографических источников, позволяющих безапелляционно отнести инструмент к эпохе. В этом - огромная проблема и главная задача для исследователя: восстановление «доброго имени» инструмента, незаслуженно забытого, его истории, реконструирование репертуара,

8 По классификации Хорнбостеля-Закса.

9 Bounink J.A. Verhandling over di Muziek. Haaga 1772, s. 317. Режим доступа: http://objects.library.uu.nl/ reader/index.php?obj=1874-22744&lan=en#page//47/76/27/47762768310445205550369618122604210619.jpg/mode/1up (дата обращения: 25.04.2020).

10 Royal Dictionary, English and French and French and English (ed. Flemming, Tibbins) Tom 1, Paris, 1854, p. 725. Интересно в этом ряду то, что „mandoline" - французское название мандолины неаполитанской («классической»), „mandore" - французское название «малой лютни», a „mandola" - оригинальное итальянское название более крупного инструмента семейства мандолин (альтовая его разновидность). Обобщая, можно сказать, что в одной словарной статье перечислено три разных инструмента, хотя и струнно-щипковых. -Коммент. Е.В. Кравчик.

11 Brunet Pierre. Tablatura per Mandorre, 1578 // Trichet P. Traîte des Instruments de Musique, F-P Sainte-Geneviève, ms. 1070, Fol. 96, De la Mandorre // Trichet Pierre. Traité des instruments de musique (1640), éd. (extraits et préface) par François Lesure, Neuilly-sur-Seine/ Société de musique d'autrefois, 1957, p. 151 (supplément publié dans 'le Galpin Society journal' XV-XVI, 1962-1963).

12 Там же. Автор - Adrian Le Roy (около 1520-1598), блестящий французский нотный издатель, лютнист, исполнитель на мандоре, гитарист, композитор и музыкальный просветитель. 1585 год издания. Режим доступа: http://le.luth.free.fr/mandore/articles/01 -Tyler mandore.pdf.(дата обращения: 25.04.2020).

13 Trichet Pierre (1586/1587-1644) - французский коллекционер, собирающий необычные вещи, в коллекции которого было более двадцати музыкальных инструментов; композитор, автор хоровых сочинений, опубликованных Пьером Баллардом. Написал записки: Traîte des Instruments de Musique. F-P Sainte-Geneviève, ms. 1070, Fol. 96.

14 Это уже рассматривавшийся в рамках статьи сборник сюит «Табулатура для мандоры» Франсуа Шанси, посвященный кардиналу де Ришелье.

сбор и накопление источников. Приходит время пересмотра места и значения этого инструмента в истории щипковых инструментов. Мандора в музыкальных трактатах XVII в.

Первое изданное изображение мандоры с подписью появляется в 1619 г. В трактате Михаэля Преториуса15 [8] среди других струнных инструментов и как № 5 Ма^о^еп помещается в таблице XVI (рис. 1) (по статье Д. Тайлера).

Рис. 1. Таблица XVI в трактате Михаэля Преториуса

На других изданных изображениях XVII в. мандора выглядит идентично: в трактате Марина Мерсенна16 [7] кроме настройки и ее вариантов (запись во французской табулатуре и расшифровка в современной нотации) автор трактата обозначает и объясняет в тексте части инструмента, подписывает на нем лады, размещает музыкальный пример - фрагмент второй части „Branles de Boccan" из сборника Франсуа Шанси 1629 г. (рис. 2).

Pretorius Michael 'Syntagma Musicum', Часть I, 1615 г., Часть II 'Organographia', 1619 г., с атласом инструментов "Theatrum instrumentorum", Часть Ш, 1619 г. Режим доступа: https://imslp.org/wiki/Syntagma Musicum (Praetorius%2C Michael (дата обращения: 06.04.2020).

16 Mersenne М. Harmonie universelle, Paris, 1636. Режим доступа: http://hz.imslp.info/files /imglnks/usimg/4/44/IMSLP77445-PMLPI56089-MersenneM HarmUniv Pt2 05.pdf (дата обращения: 25.04.2020)

17

В трактате Афанасия Кирхера [5] автор подписывает инструмент

1 о

на латыни: 'Typus Testudinis com pendiatar que et Mandora dicitur' (рис. 3)

(по статье Д. Тайлера) [17].

Рис. 2. Мандора в трактате М. Мерсенна, 1636 г. Рис. 3. Мандора в трактате А. Кирхера, 1650 г.

В самом сборнике сюит французских танцев, посвященных кардиналу де Ришелье (Armand-Jean du Plessis de Richelieu) служащим у него композитором Франсуа Шанси, инструмент, на котором необходимо их исполнять, выглядит следующим образом (рис. 4), также приводится настройка, записанная с помощью французской табулатуры, на инструменте подписаны лады19 [6] (по статье Д. Тайлера). Настройки инструмента из трактата М. Мерсенна (1636 г.), сборника Ф. Шанси (1629 г.) повторяют настройку мандоры из трактата М. Преториуса (1619 г.).

Рис. 4. Изображение мандоры в сборнике Ф. Шанси

17 Kircher A. Musurgia Universalis, sive ars magna consoni et dissoni, том 1, 2, Rome, 1650. Режим доступа: https://imslp.org/wiki/Musurgia Universalis (Kircher, Athanasius) (дата обращения: 06.04.2020).

18 Дословно: «Тип черепахи (тестудо) с щипанием, который мандорой называется», что можно трактовать как «Щипковая разновидность малого тестудо, называемый мандорой». - Пер. Е.В. Кравчик.

19 Lambert J.C. Francois Chancy's Tablature de Mandore, Evaston 2006, pp. 9-10. Режим доступа: http ://www. j effguitar. com/dissertation.pdf (дата обращения: 04.04.2020).

20

Некоторыми авторами [6; 11] в последнее десятилетие как дополнение к трактатам XVII в. указывается еще один источник настройки мандоры - это французская рукопись 1587 г. Paris BNF (Mss.): Ms. fr. 9152. Автору данной статьи необходимо было ее найти, ознакомиться с ней, провести ее ревизию и дать экспертную оценку - как специалисту, владеющему этим инструментом и знакомому с репертуаром: действительно ли в этом документе, кроме данных настройки мандоры, больше никаких заслуживающих внимания фактов не содержится? Все ли было замечено предыдущими исследователями?

Работа с рукописью Paris BNF (Mss.): Ms. fr. 9152

После ознакомления с рукописью в фондах Национальной Библиотеки в Париже автор данной статьи обнаружил на 166-й странице рукописи 15831587 гг. кроме указанной предыдущими исследователями настройки самое

раннее на сегодняшний день в истории инструмента изображение с подписью

21

названия инструмента и его настройкой (рис. 5) [9].

Этим манускриптом является работа управляющего домом Франсуа Мерлена - каллиграфа и органиста кафедрального собора в Реймсе Жака Селье

99

(Jacques Cellier) . Об этой рукописи в профессиональной литературе, касающейся мандоры и мандолины - мандолины по причине рассмотрения в инструментоведении мандоры в качестве предка мандолины, - упоминаний нет.

Перед рассмотрением этой рукописи автор считает необходимым указать двойное авторство (Мерлена - Селье) этого манускрипта в связи с отсутствием первичного оригинального документа (Селье указал, что был только переписчиком) и невозможностью установления тех возможных корректур и добавлений, которые переписчик в процессе работы мог в него внести.

Манускрипт посвящен королю Франции Генриху III, Франсуа Мерлен -Жак Селье помещают разнообразную информацию из широчайшего спектра знаний, которая могла бы пригодиться королю: например, молитву «Отче наш» на двадцати девяти языках, алфавиты европейских и азиатских языков, точные изображения известных памятников, соборов, крепостей, зданий в важнейших городах Франции, астрономические приспособления и иные приборы (астролябия, микроскоп и другие, что удалось распознать автору статьи), музыкальные инструменты, придворные песни, каллиграммы, шарады и т. д. Можно было бы сравнить эту объемную рукопись с забавным рисованным

20

Lambert J.C. François Chancy's Tablature de Mandore, Evaston 2006, pp. 9-10. Режим доступа: http://www.jeffguitar.com/dissertation.pdf (дата обращения: 04.04.2020); Schlegel A., Ludtke J. 'Lute in Europe 2', Menziken, 2011. Режим доступа: http://www.accordsnouveaux.ch/en/BookLt/BookLt.html (дата обращения: 25.04.2020).

21 Recherches de plusieurs singularités, par Françoys MERLIN, controlleur général de la maison de feu madame Marie-Élizabeth, fille unique de feu roy Charles dernier, que dieu absolu. Portraictes et escrites par Jacques Cellier, demourant à Reims. Commencé le troisième jour de mars 1583, et achevé le 10 septembre mil Vc quatre-vingt et sept., находится в Национальной библиотеке в Париже MS fr. 9152, f. 166 (Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152). Режим доступа: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b9061149v/f3.item.r=Francoys+Merlin (дата обращения: 06.04.2020).

22 «Исследования множества мелочей Франсуа Мерлена (Francois Merlin) - бывшего мажордома Марии-Елизаветы, единственной дочери бывшего короля Карла, который подобен абсолютному богу, - переписаны и перерисованы Жаком Селье, проживающим в Реймсе. Начато 3 марта 1583 года и закончено 10 сентября 1587 года». - Пер. Е.В. Кравчик.

тушью учебником благодаря качеству и точности исполнения высочайшего уровня, который трудно представить даже сейчас, при доступности технических средств.

Рис. 52Ъ

Заслуживающим пристального внимания музыканта является альбом музыкальных инструментов, использовавшихся на французском дворе во второй половине XVI в. (в 1580-х гг.), которые было необходимо знать королю. Каждый инструмент занимает полную страницу, тщательно прорисован, подписан, имеет настройку, музыкально-нотный пример, описано использование инструмента, изображено его удержание. Находятся здесь также струнные инструменты: как смычковые, так и щипковые (см. рис. 7 на стр. 23).

Копия страницы рукописи со страницы интернет-библиотеки. Режим доступа: http://gaШca.bnf.fr/ark:/Ш48/btv1b9061149^172.^ (дата обращения: 04.04.2020).

20

Все инструменты размещены в рукописи в случайном порядке, без попытки классификации (например, после струнного - струнный), каждый из них -на отдельном листе только с правой стороны разворота.

Таблица 1 содержит названия инструментов согласно использующейся сейчас классификации Хорнбостеля-Закса с оригинальными названиями во избежание ошибок в трактовке современного названия того или иного инструмента.

Таблица 1

Названия музыкальных инструментов в классификации Хорнбостеля-Закса

№ Группа инструментов согласно современной классификации Названия инструментов на французском языке Перевод названия (адаптации) на русский язык Е.В. Кравчик

1 2 3 4

1 Клавишные regalles, manicordion, espinette регал, клавикорд, спинет

2 Духовые accord hautboes, accord fluttes 'dalleman', accord carnets, trompette, cornemuse хор гобоев, хор немецких флейт, хор корнетов, труба, корнамуза (волынка)

3 Ударные carillon, cymballe, verillion, sonettes, tabourin Francois, tabourin de Village, tabourin de Basque; tabourins dallemans, кузнечные инструменты (набор наковален и молотков) карильон, металлофон, стеклянная арфа, придворный мюзетт французский тамбурин, деревенский тамбурин, баскский тамбурин, немецкий тамбурин, кузнечные инструменты (набор наковален и молотков)

4 Струнные guiterne, tambora, mandore, cystre, lyth, 19-струнный psalterion, 24-струнная harpe, 9-струнная lire quasi comme la harpe, le violon laccorde a la quinte, la viola l'accord a la quarto, vielle a roue гитерна, тамбора, мандора, цистра, лютня, 19-струнные гусли, 24-струнная арфа, 9-струнная лира как арфа, скрипка с квинтовой настройкой альт с квартовой настройкой колесная лира

На отдельной странице размещается мандора с настройкой, записанной во французской табулатуре: 'par quinte, par quarte, par octave, par unisson', т. е. квинта-кварта-квинта (рис. 6) - точно такой же, какая встречается позднее в уже рассмотренных выше в рамках статьи источниках и трактатах XVII в. Звуковысотность не обозначена по причине более важного в то время

соотношения между открытыми струнами - интервалов, - поэтому вполне

1 12

вероятно это может быть настройка, указанная М. Преториусом, т. е. c - g - c

- g2 или g - d1 - g1 - d2 и т. д.

! .t__J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d : a

- л 1 _ 1

'/2/ .fnf ?T, a te 7> -

Рис. б24

Визуальный анализ страницы с изображением показывает, что инструмент был дорисован позднее на страницу с уже изображенной высокой башней, о чем говорит тот момент, что другие инструменты имеют свои страницы в альбоме, а достопримечательности - отдельно свои. По каким-то соображениям мандора не была включена в первоначальный переплет на отдельной странице, поэтому дорисована на уже заполненной (почему именно на этой, остается загадкой для автора статьи, вполне возможно, что для автора рукописи это не имело никакого смысла). Настройка инструмента записана при помощи французской табулатуры и содержит описку, которая затем была исправлена: вместо расположения последней высокой струны как соль "par octave" - «через октаву», была показана нота соль второй октавы, как на нотоносце при ключе соль, но линии обозначают струны, а не нотоносец. Поэтому последовало исправление. Запись настройки даже при условии французской табулатуры отличается от современного мышления: без указания высоты записаны открытые струны, а интервалы между ними подписаны словами. Сейчас настройка фиксируется по сравнению с прижатым ладом и звуком на предыдущей струне, который дает последующая открытая струна.

24 Изображения с интернет-страницы. Режим доступа: http://gaUica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b9061149v/f172.item. (дата обращения: 04.04.2020).

В записи фиксируется предыдущий прижатый лад. В остальном стиль изображения, письма и каллиграфия - авторские, такие же, как и во всем остальном документе. Уровень автора и переписчика (Мерлен - мажордом в королевской семье, Селье - органист собора в Реймсе, каллиграф, учитель), а также особы, для которой была выполнена эта работа (король Франции Генрих III в 1574-1589 гг.), не будят никаких сомнений в важности и правдивости всей информации, которая там помещена.

После рассмотрения рукописи можно сделать вывод, что в 1583-1587 гг. во Франции, когда эта рукопись была выполнена, т.е. за тридцать лет до немецкого трактата М. Преториуса, мандора была 4-струнным безладовым инструментом с квинто-кварто-квинтовой настройкой; подставка на ножках, к которой крепились струны, была приклеена к деке. Таким образом, изображение инструмента, помещенное в трактате М. Преториуса, только констатирует, что рукопись 1587 г. содержит верные данные, не изменившиеся не только до 1619 г., но и после - до второй половины XVII в.

Необходимо подчеркнуть, что предыдущими исследователями недостаточно внимательно был проработан этот документ, что подтверждает мысль автора статьи об обязательной совместной работе разных специалистов над проблемой, даже в таких вопросах, как определение вида музыкального инструмента. Рукопись содержит уникальный перечень инструментов французского двора, с которым еще предстоит детальная работа.

Уже предварительно можно сказать об особой ценности ряда струнно-щипковых инструментов (см. рис. 7 и табл. 2 с описаниями авторов рукописи и комментариями автора статьи) для культуры Европы конца XVI в. и редкости для современных исследователей, применяющих стереотипное представление о музыке Ренессанса.

Рис. 7. „Tambore", „Cistre", „Guiterne", „Lyth", „Lire quasi comme la harpe"

Рукопись представляет нам следующие струнно-щипковые инструменты: мандора, тамбора, цистра, гитерна, лютня, лира, что меняет наше представление о французской придворной музыке XVI века и значительно расширяет их. Мандора, тамбора, цистра, гитерна и лира являются высоко настроенными - сопрановыми - инструментами. Лютня - теноровый инструмент, звучащий октавой ниже сопрановых.

Таблица 2

Перечень инструментов французского двора

Название инструмента на фр. яз., перевод на рус. яз. Е.В. Кравчик Описание инструментов

№ Количество колков, струн, хоров, ладов, вид подставки, способы прикрепления струн к подставке Описания авторов рукописи (пер. с фр. Е.В. Кравчик) Комментарии Е.В. Кравчик

1 2 3 4

1 Tambora (тамбора) 8 колков, 7 струн, две нижние струны в хорах, остальные - в равных промежутках: 2-2-1-1-1 8 двойных ладов, навязанных в равных промежутках друг от друга. 2 подставки: прикрепленная к деке, подвижная К прикрепленной к деке подставке. Вторая подставка находится выше и служит для подстройки струн «Струнно-щипковый инструмент происхождением из Турции, используемый детьми и уличными музыкантами»

2 Cistre (цистра) 12 колков, 12 струн, 5-хорная: 1-3-3-3-2 20 ладов хроматических, 12 диатонических 1 подвижная подставка. Струны крепятся к корпусу инструмента, снаружи деки На трех высоких струнах располагаются стабильные хроматические лады, на низких - диатонические

3 Guiterne (гитерна) 7 колков, 7 ладов, 5-хорная: 1-1-2-2-1 7 двойных ладов, навязанных в равных промежутках 1 прикрепленная к деке подставка Струны крепятся к подставке Низкая струна гитерны строит со следующей в кварту, следующая - с третьей в терцию, третья - с четвертой в кварту

4 Lire (лира) 9 колков, 9 струн Помещена мелодия, по которой можно определить диапазон инструмента d1-d2 и общую настройку в d-moll

5 Lyth (лютня) 11 колков, 16 струн, 8-хорная: 2-2-2-2-2-2-2-2 8 навязанных ладов с неодинаковыми промежутками 1 прикрепленная к деке подставка Струны крепятся к подставке Количество колков и струн различается, возможно, по причине выбранного ракурса рисунка

6 Mandore 4 колка, 4 струны, ладов нет 1 прикреплённая к деке подставка Струны крепятся к подставке Подобные безладовые нетемперированные инструменты описывались авторами трактатов Х^Х^ вв.

Автору работы видятся огромные информационные возможности этого еще не изученного полностью манускрипта, который, несомненно, является междисциплинарным и заслуживает рассмотрения его относящейся к музыке части как полноценного и первого в истории музыкального трактата на французском языке.

Если сравнивать изображения мандоры в музыкальных трактатах с середины XVI в. до второй половины XVII в., т.е. в течение почти ста лет, то заметно, что инструмент не претерпел явных изменений своей формы, за исключением его головки и корпуса. Головка с 1636 г. (трактат на французском языке М.Мерсенна) выполняется подобно лютневой, отогнутой назад, что закрепляется и в трактате на латыни А.Кирхера. Корпус (также по трактату М.Мерсенна, 1636 г.) становится составным, гриф вставляется в корпус, что видно по уголкам на верхней деке. До 1636 г., как можно заметить, инструмент выполнялся из одного единого куска дерева (рис. 8).

Рис. 8. Сопоставление изображений мандоры XVI-XVII вв. Слева направо: 1583-1587 гг.,

1629 г., 1636 г., 1650 г.

Подобным образом гриф крепится и к корпусу лютни, т.е. можно сделать вывод, что с 1636 г. мандора технологически выполняется как уменьшенная копия лютни. Но это не говорит о том, что мандора стала лютней!

Эволюция, которая произошла с лютней в течение XVI века (рост количества струн с шести хоров до восьми хоров или с одиннадцати струн до пятнадцати струн) и в течение XVII века (продолжение роста количества струн до четырнадцати хоров или двадцати четырех струн), не затронула мандору: в основном в течение столетия она была четырехструнной. Также и названия своего мандора, в отличие от лютни, не меняла (лютни с конца XVI века носят иные названия: арцилютня, теорба, киттароне) [11].

Кроме этого, мандора сохраняла в составе своей настройки сочетания кварт и квинт, чего у лютни не наблюдалось.

От цистры мандора отличается объемным корпусом, в отличие от плоского у цистры, отсутствием врезанных ладов (см. рис. 6), которые всегда были на грифе цистры (в нашем случае даже два их варианта: диатонические на нижних струнах и хроматические на высоких). Струны цистры, в отличие от жильных на мандоре, были всегда металлические, имели сильное натяжение,

поэтому крепление струн к корпусу этого инструмента, а не к подставке, приклеенной к деке - необходимость сохранения инструмента. Цистра, как и мандора, четырехструнная, но в хорах.

Тамбора с округлым корпусом близка мандоре. Но длинный гриф отличает тамбору от мандоры и свидетельствует о её металлических струнах. Общим является и настройка: тамбора обычно настраивалась по квартам, с унисоном в нижних струнах [13]. Подобным образом сейчас настраивается русская балалайка. Количество струн показывает, что струны звучали в хорах и, возможно, в октавном сопоставлении.

На металлических струнах обычно играли плектром - пером или палочкой. Жильные струны мандоры и короткий гриф свидетельствуют о мягких струнах и пальцевой технике правой руки.

Заключение

В статье рассмотрены упоминания о мандоре в некоторых западных письменных источниках и выявлено спорное явление отнесения инструмента к семейству лютни и семейству цистр. Перечислены важнейшие музыкальные трактаты XVII в. и выявлена необходимость поиска источников с перечнем необходимых условий для классификации инструмента и формирования его новой истории, которая должна быть направлена вглубь веков.

Рассмотрена французская рукопись XVI века и определен перечень инструментов французского двора для сравнения с музыкальными трактатами XVII в. Подтверждена неизменность мандоры (рис. 8) как струнно-щипкового малого инструмента, настраивающегося по квинтам и квартам в отличие от лютни (кварты и терция), что, действительно, учитывая дополнительно такие параметры, как размер, форма, пропорциональность, количество струн, приближает мандору к цистре и тамборе.

Список литературы

1. Bounink, J.A. Verhandling over di Muziek, Haaga 1772, s. 317. URL : http://obiects.library.uu.nl/reader/index.php?obi=1874-

22744&lan=en#page//47/76/27/47762768310445205550369618122604210619.jpg/m ode/1up (дата обращения: 25.04.2020).

2. Brunet, P. Tablatura de Mandorre, 1578 год издания // Trichet P. Traîte des Instruments de Musique, F-P Sainte-Geneviève, ms. 1070, Fol. 96, De la Mandorre" // Trichet Pierre. Traité des instruments de musique (1640), éd. (extraits et préface) par François Lesure, Neuilly-sur-Seine/ Société de musique d'autrefois, 1957, p. 151 (supplément publié dans „le Galpin Society journal" XV-XVI, 1962-1963).

3. Densmore, F. Handbook of the collection of musical instruments in the United States National Museum U.S. Govt. Print. Off., 1927, p. 80.

4. Edgerly, B. From the hunter's bow: the history and romance of musical instruments G.P. Putnam's Sons, pp. 465, 466, 471.

5. Kircher, A. Musurgia Universalis, sive ars magna consoni et dissoni, Tom 1, 2, Rome, 1650. URL : https://imslp.org/wiki/Musurgia Universalis (Kircher, Athanasius) (дата обращения: 06.04.2020).

6. Lambert, J.C. Francois Chancy's Tablature de Mandore, Evaston 2006, pp. 9-10. URL: http://www.ieffguitar.com/dissertation.pdf (дата обращения: 04.04.2020).

7. Mersenne, М. Harmonie universelle, Paris, 1636. URL: http://hz.imslp.info/files/imglnks/usimg/4/44/IMSLP77445-PMLP156089-MersenneM_HarmUniv_Pt2_05.pdf (дата обращения: 25.04.2020).

8. Pretorius, M. Syntagma Musicum, [часть I, 1615 г., часть II „Organographia", 1619 г., с атласом инструментов "Theatrum instrumentorum", часть Ш, 1619 г.]. URL : https://imslp.org/wiki/Syntagma Musicum (Praetorius%2C Michael (дата обращения: 06.04.2020).

9. Recherches de plusieurs singularités, par Françoys MERLIN, controlleur général de la maison de feu madame Marie-Élizabeth, fille unique de feu roy Charles dernier, que dieu absolu. Portraictes et escrites par Jacques Cellier, demourant à Reims. Commencé le troisième jour de mars 1583, et achevé le 10 septembre mil Vc quatre-vingt et sept., (Paris BNF (Mss.): Ms.fr. 9152). URL : http://gallica.bnffr/ark:/12148/btv1b9061149v/f3.item.r=Francoys+Merlin (дата обращения: 06.04.2020).

10. Royal Dictionary, English and French and French and English (ed. Flemming, Tibbins), Tom 1, Paris, 1854, p. 725.

11. Schlegel, A., Lüdtke, J. Lute in Europe 2, Menziken, 2011. URL : http://www.accordsnouveaux.ch/en/BookLt/BookLt.html (дата обращения: 25.04.2020).

12. Schirmer, G. The Musical Quarterly, Tom 25, 1939, p. 32.

13. Tanbür // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. XXV (2nd

ed.). Scheherezade, Q.H.; Morris, R. Conway; edit. Baily, J.; During, J.

London: Macmillan, 2001. pp. 61-62.

14. The Archaeological Journal, Tom 72, Royal Archaeological Institute, London 1915.

15. Trichet, P. Traîte des Instruments de Musique F-P Sainte-Geneviève, ms. 1070, Fol. 96.

16. Tyler, J., Sparks, P. Mandolin [mandola, mandoline, mandolino] // The Groves Dictionary of Musical Instruments (2 ed.), 2015. URL: http://www.oxfordreferency.com. (дата обращения: 28.04.2020).

17. Tyler, J. The Mandore in the 16th and 17th Centuries // Early Music (published January 1981) 9(1): pp. 22-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.