Научная статья на тему 'Рукопись "Антара" Н. А. Римского-Корсакова из библиотеки В. И. Сафонова'

Рукопись "Антара" Н. А. Римского-Корсакова из библиотеки В. И. Сафонова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В. И. САФОНОВ / Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ / "АНТАР" / ПАРТИТУРА / ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ / РУКОПИСЬ / VASILY I. SAFONOV / NIKOLAY A. RIMSKY-KORSAKOV / "ANTAR" / SCORE / THIRD VERSION / MANUSCRIPT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михеева Марина Владимировна

Представленный очерк содержит краткую характеристику рукописной партитуры симфонической сюиты «Антар» Н. А. Римского-Корсакова, хранящейся в Российской национальной библиотеке. Копия, выполненная В. И. Сафоновым, являлась частью нотной библиотеки дирижера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Manuscript of Nikolay Rimsky-Korsakov’s “Antar” from the Library of Vasily Safonov

This essay represents the manuscript of Nikolay Rimsky-Korsakov’s symphonic suite “Antar” which is now housed at the National Library of Russia. The copy made by conductor Vasily Safonov was earlier kept in his personal music library.

Текст научной работы на тему «Рукопись "Антара" Н. А. Римского-Корсакова из библиотеки В. И. Сафонова»

Михеева, Марина Владимировна ORCID: 0000-0002-6247-5058 SPIN-код: 8595-7059 e-mail: edition@conservatory.ru Кандидат искусствоведения, ведущий специалист по издательской деятельности Редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А

Marina V. Mikheeva

ORCID: 0000-0002-6247-5058 SPIN-code: 8595-7059 e-mail: edition@conservatory.ru PhD (Arts), Leading Specialist in Publishing of Editorial and Publishing Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.

2A, Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia

Рукопись «Антара»

Н. А. Римского-Корсакова

из библиотеки В. И. Сафонова

Представленный очерк содержит краткую характеристику рукописной партитуры симфонической сюиты «Антар» Н. А. Рим-ского-Корсакова, хранящейся в Российской национальной библиотеке. Копия, выполненная В. И. Сафоновым, являлась частью нотной библиотеки дирижера.

Ключевые слова: В. И. Сафонов, Н. А. Рим-ский-Корсаков, «Антар», партитура, третья редакция, рукопись.

УДК 78.06 ББК 85.315

The Manuscript of Nikolay Rimsky-Korsakov's "Antar" from the Library of Vasily Safonov

This essay represents the manuscript of Nikolay Rimsky-Korsakov's symphonic suite "Antar" which is now housed at the National Library of Russia. The copy made by conductor Vasily Safonov was earlier kept in his personal music library.

Keywords: Vasily I. Safonov, Nikolay A. Rim-sky-Korsakov, "Antar", score, third version, manuscript.

DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.006

Марина Михеева

Рукопись «Антара»

Н. А. Римского-Корсакова из библиотеки В. И. Сафонова

В 2001 году в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) поступила на хранение рукописная копия партитуры третьей редакции симфонической сюиты «Антар» Н. А. Римского-Корсакова, полностью записанная рукой В. И. Сафонова 1

Партитура представляет собой беловик, всего 117 авторских страниц, в картонном переплете темно-коричневого цвета (размер 38 х 25,2 см). На корешке имеется тиснение: «Н. Римский-Корсаков. Антаръ». Текст написан черной тушью; имеются также разного рода пометы простым и цветным (синим) карандашами. Работа над копированием велась в последний месяц 1898 года. Указание на это присутствует в конце каждой части, в нижнем правом углу или в центре листа. Так, I часть была переписана 18-го, II часть — 20-го, III часть — 25-го и IV часть — 27 декабря. На центральном нотоносце последнего листа рукописи — подпись В. И. Сафонова.

Титульный лист партитуры (ил. 1) оформлен немного иначе, чем у композитора — сняты посвящение и сведения о литературном первоисточнике, годы создания перенесены на первую страницу нотного текста :

1 ОР РНБ. Ф. 640. Н. А. Римский-Корсаков. № 1285. Л. 1-61 об.

2 См.: ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Л. 2.

Ил. 1. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Антар», третья редакция. Рукописная копия партитуры; выполнена В. И. Сафоновым. ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Титульный лист

Fig. 1. N. A. Rimsky-Korsakov. Symphonic suite "Antar", 3rd version. Copy of the score; in hand of V. I. Safonov. National Library of Russia, Manuscript Department. Collection 640. № 1285. Title page

Н. А. Римский-Корсаков

Посвящается Цезарю Антоновичу Кюи

В. И. Сафонов Антаръ

«Антаръ» симфоническая сюита

для оркестра Н. Римскаго-Корсакова

Симфоническая сюита

для оркестра Н. Римскаго-Корсакова ор. 9

Оркестровая партитура

(сюжет изъ арабской сказки Сенковскаго)

ор. 9 1868-1897 г.

Первые две части записаны в более спокойной манере, нежели третья и четвертая, где наблюдается изменение каллиграфического почерка в сторону схематичности, а также большее количество исправлений и вставок. К моменту начала переписывания рукопись Римского-Корсако-ва находилась у Сафонова уже без малого три месяца. Еще 24 сентября он писал: «Дорогой Николай Андреевич, мне весьма хотелось бы исполнить Вашего „Антара" в новой редакции. Будьте добры снабдить меня партитурой и голосами, по которым Вы дирижировали в прошлом году в Пбге. Я собираюсь на днях к Вам, может быть буду в Пбге уже в субботу, и очень хотел бы в воскресенье забрать с собою материал Антара в Москву» [Сафонов 2011, 378].

Однако подготовка премьеры кантаты «Свитезянка», которая состоялась в Москве 7 ноября 1898 года, и ее второе исполнение в Петербурге 14 ноября отняли много времени у В. И. Сафонова, так что он смог приступить к работе над «Антаром» лишь в конце года.

О том, что В. И. Сафонов переписывал произведение с первоисточника, свидетельствуют и две его характерные записи на полях. В III части в партии литавр (ц. 50) 11-й и 12-й такты отделены скобкой и знаком «МБ», сопровождаемым пояснением: «в рукописи у литавр эти 2 такта зачеркнуты» 3. В IV части в партии кларнетов (ц. 65) в 9-м такте исправлены ноты в терции й 2-/ 2 с указанием на полях: «в оригинале у 2-го кларнета карандашом исправлено вместо й - с. (стр. 170)» 4. При изучении авторской партитуры сюиты «Антар», которая также хранится в Отделе

3 См.: ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Л. 46.

4 См.: ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Л. 58.

рукописей РНБ 5, в указанных Сафоновым местах действительно были обнаружены все отмеченные им исправления. Кроме того, при сличении других поправок была подтверждена их идентичность автографу Рим-ского-Корсакова. В основном это касается исправлений лиг и отдельных неверных нот, добавления пропущенных пауз, динамических оттенков, знаков повтора и исполнительских штрихов. Но встречаются и более крупные вставки. Так, в I части в группе деревянных духовых (ц. 16, т. 3-8) дописано несколько тактов в партиях кларнетов и фаготов 6:

Ил. 2. Н. А. Римский-Корсаков. «Антар». I часть. Вставка В. И. Сафонова Fig. 2. N. A. Rimsky-Korsakov. «Antar». 1st movement. Insert by V. I. Safonov

В III части в партии валторн (ц. 38, т. 7-8) исправлен ошибочный текст:

Ил. 3. Н. А. Римский-Корсаков. «Антар». III часть. Исправления В. И. Сафонова Fig. 3. N. A. Rimsky-Korsakov. «Antar». 3rd movement. Correction by V. I. Safonov

5 ОР РНБ. Ф. 640. № 232. Л. 1-90 об. Первоначально партитура принадлежала В. В. Ястреб-цеву, о чем свидетельствует дарственная надпись композитора на листе 73: «Сия рукопись дана на память дорогому Василью Васильевичу Ястребцеву и в вечное потомственное владение. Н. Римский-Корсаков. 19 Декабря 1899». Позднее она была передана владельцем на хранение в РНБ: «Приношу эту рукопись в дар „Публичной библиотеке". (4 Апр[еля] 1930 г.) В. Ястребцев».

6 Здесь и далее в нотных примерах вставки В. И. Сафонова пропущенных им фрагментов партитуры Римского-Корсакова обозначены более мелким размером нот, пауз, динамических указаний; лиги записаны пунктиром.

Далее у фаготов (ц. 42, т. 6-8) дописан пропущенный фрагмент партии 2-го инструмента с динамическими указаниями:

Ил. 4. Н. А. Римский-Корсаков. «Антар». III часть. Вставка В. И. Сафонова Fig. 4. N. A. Rimsky-Korsakov. «Antar». 3rd movement. Insert by V. I. Safonov

Характер этих и других присутствующих в копии записей свидетельствует о том, что по завершении копирования Сафонов еще несколько раз внимательно сличал свою партитуру с рукописью, с целью полного устранения каких-либо неточностей.

В рукописи имеются и собственные вставки Сафонова, отсутствующие у Римского-Корсакова. Очевидно, что они были вписаны дирижером для удобства чтения партитуры: это дублирование знаков альтерации при перевороте страницы и буквенная запись нот в местах их неточного прочтения или ошибочной записи.

Появление копии третьей редакции «Антара» в нотной библиотеке В. И. Сафонова закономерно. По воспоминаниям, «русскую музыку он исполнял в большом количестве, жадно гоняясь за новинками» [Сафонов 2017, 268]. К этому времени (декабрь 1898) В. И. Сафонов уже имел в своем дирижерском репертуаре несколько сочинений Н. А. Римского-Корсакова. Под его управлением в симфонических концертах Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) впервые прозвучали увертюра «Светлый праздник» (2 ноября 1891), симфоническая картина «Садко» (23 октября 1893), а также состоялись московские премьеры «Шехеразады» (15 декабря 1890), сюиты из оперы «Млада» (28 октября 1895) и увертюры к «Майской ночи» (16 ноября 1896). Третья редакция «Антара», исполненная композитором в Петербурге осенью 1898 года 7, рассматривалась Сафоновым как очередная русская новинка концертного сезона ИРМО 1898/99 в Москве.

7 Премьера третьей редакции симфонической сюиты «Антар» под управлением Н. А. Римского-Корсакова прошла в зале Дворянского собрания 15 ноября 1897 года.

Московская премьера сюиты «Антар» состоялась 18 марта 1899 года в Большом зале Благородного собрания. «Русская музыкальная газета» сообщала: «Относительно новостей отличалось девятое симфоническое музыкальное общество. Шел „Антар" в новой обработке, эта дивная сюита Римского-Корсакова. Изменена инструментовка, по сравнению с прежней как-то более мягче, тускловатее звучащая, зато и более рельефно обозначающая скрытые в программе мысли» [Липаев 1899, 413]. Это исполнение оказалось единственным в дирижерской практике Сафонова 8, уступив место увертюре «Светлый праздник» и прежде всего симфонической сюите «Шехеразада», завоевавшей признание аудитории двух континентов именно в интерпретации В. И. Сафонова.

Литература

Липаев 1899 — Липаев Ив. Из Москвы // Русская музыкальная газета. 1899. № 13. Стб. 411-413.

Сафонов 2011 — Сафонов В. И. Избранное. «Давайте переписываться с американскою

быстротою...». Переписка 1880-1905 годов. СПб. : Петроглиф, 2011. 760 с. Сафонов 2017 — «Трудись и надейся.». Василий Сафонов: новые материалы и исследования / Ред.-сост. Л. Л. Тумаринсон. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2017. 703 с.

References

Lipaev Iv. (1899) Iz Moskvy [From Moscow] // Russkaya muzykal'naya gazeta [Russian

Musical Newspaper]. № 13. Col. 411-413. In Russian. Safonov V. I. (2011) Izbrannoe. «Davaite perepisyvat'sya s amerikanskoi bystrotoi...». Pere-piska 1880-1905 godov [Selected Works. «Let's write with American speed.». Correspondence of 1880-1905. St. Petersburg: Petroglif, 2011. 760 p. In Russian. Vasily Safonov (2011) «Trudis' i nadeisya...». Vasily Safonov: novye materialy i issledovaniya [«Work and hope.». Vasily Safonov: the New Materials and Research] / Red.-sost. L. L. Tumarinson. Moscow; St. Petersburg: The Centre of Humanitarian Initiatives. 703 p. In Russian.

8 Симфонической картиной «Садко», как и «Испанским каприччио», В. И. Сафонов также продирижировал один раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.