Научная статья на тему '«Ручное управление» в особых условиях: понятие, характеризующие признаки'

«Ручное управление» в особых условиях: понятие, характеризующие признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КООРДИНАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЕДИНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / MANUAL CONTROL / OPERATIONAL MANAGEMENT / COORDINATION MANAGEMENT / UNIFIED MANAGEMENT / GENERAL MANAGEMENT AS THE CONTROL ACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громов М.А.

В статье рассматривается один из видов социального управления в особых условиях, автор выводит и раскрывает понятие «ручное управление», рассматривая его характеризующие признаки, сравнение с такими видами управления, как оперативное управление, координационное управление, единое управление, общее руководство как управляющее воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Manual control» in special conditions: the concept characterizing features

This article discusses one kind of social management in special conditions, given the author's concept of "manual control", discusses its characterizing features, value species such as operational management control, coordination management, unified management, general management as the control action.

Текст научной работы на тему ««Ручное управление» в особых условиях: понятие, характеризующие признаки»

I_

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

М.А. ГРОМОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

M.A. GROMOV,

professor of department of management bodies of internal affairs in the special conditions,

doctor of law, professor

(Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 316

«Ручное управление» в особых условиях: понятие, характеризующие признаки

«Manual control» in special conditions: the concept characterizing features

В статье рассматривается один из видов социального управления в особых условиях, автор выводит и раскрывает понятие «ручное управление», рассматривая его характеризующие признаки, сравнение с такими видами управления, как оперативное управление, координационное управление, единое управление, общее руководство как управляющее воздействие.

Ручное управление, оперативное управление, координационное управление, единое управление, общее руководство как управляющее воздействие.

This article discusses one kind of social management in special conditions, given the author's concept of "manual control", discusses its characterizing features, value species such as operational management control, coordination management, unified management, general management as the control action.

Manual control, operational management, coordination management, unified management, general management as the control action.

О «ручном управлении» в особых условиях как способе эффективного управляющего воздействия на чрезвычайную обстановку в целях ее стабилизации и ликвидации негативных последствий исследователи стали дискутировать несколько лет назад, однако в науке управления социальными системами понятия «ручное управление» не существовало.

В многочисленных научных трудах, посвященных исследованию данной сферы, исследуются функции управления, предлагаются различные его определения, определяется специфика таких видов управления, как оперативное,

координационное, единое, а также — общее руководство в качестве управляющего воздействия в различных условиях оперативной обстановки.

Результативность «ручного управления», осуществленного главой российского государства, ярко проявилась в период ликвидации катастрофического наводнения с тяжкими последствиями, случившегося в июле 2012 г. в г. Крымске Краснодарского края [1]. Обстановка в этом регионе была дестабилизирована в результате масштабного выпадения осадков, резкого подъема уровня воды в реках, затопления г. Крымска и ряда других населенных пунктов Краснодар-

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

ского края. По официальным данным, в этой природной катастрофе погибло примерно 200 человек, был нанесен урон жилым домам и другим строениям, парализовано движение транспорта, вышла из строя система электроснабжения, ощущалась нехватка продовольствия и других товаров первой необходимости, среди населения возникали панические настроения. Президент Российской Федерации трижды лично приезжал в Крымск, заслушивал мнения специалистов о причинах трагедии, проводил оперативные совещания с местными и региональными руководителями, получал отчеты о предпринимаемых мерах, настаивая на немедленных упреждающих действиях. Принимались оперативные решения по вопросам направления финансовых и материальных ресурсов, выделения жилья пострадавшим, привлечения дополнительных сил и средств к процессу ликвидации последствий наводнения, налаживалась процедура компенсационных выплат пострадавшим, осуществлялась координация действий различных министерств и ведомств, организовывалось необходимое межведомственное взаимодействие.

Аналогичные действия проводились в 2013 г. в условиях масштабного наводнения в Приморском, Хабаровском краях и Еврейской автономной области [2]. Проводились селекторное совещание с оценкой обстановки и постановкой задач руководителям субъектов РФ и федеральных министров, оперативные совещания. Также были произведены кадровые перестановки.

Ранее способ «ручного управления» применялся главой государства при разрешении споров между хозяйствующими субъектами и населением г. Пикалево (Ленинградская область).

Террористические акты, случившиеся в декабре 2013 г. на железнодорожном вокзале и в автобусе в г. Волгограде, потребовали личного участия руководителя государства в организации противодействия терроризму. Президент РФ лично заслушивал отчеты губернатора, руководителей МВД и ФСБ России по данным фактам и принимаемым мерам по их расследованию, давал необходимые указания о незамедлительном оказании помощи пострадавшим. Руководители федеральных министерств и Следственного комитета РФ по указанию Президента РФ были направлены на место совершения терактов. По распоряжению главы государства руководитель Национального анти-террористическго комитета РФ провел в г. Волгограде экстренное заседание Антитеррористической комиссии и регионального оперативного штаба Волгоградской области с определением комплекса необходимых экстренных мероприятий. Было организовано проведение спецоперации «Вихрь-Антитеррор», осуществлялась проверка автотранспорта, различных городских

объектов в условиях усиления регистрационного режима. Сотрудники правоохранительных органов и силовых структур были переведены на усиленный вариант несения службы. В мероприятиях приняли участие около 5 тыс. сотрудников. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности осуществляли сотрудники органов внутренних дел, ФСБ, МЧС, миграционной службы, военнослужащие внутренних войск, казаки, члены ДНД, волонтеры.

В это же время в Москве на экстренном заседании Национального антитеррористического комитета был определен комплекс неотложных мер по предотвращению террористических атак в масштабе Российской Федерации, введен режим повышенной готовности и установлено, что главы каждого субъекта РФ персонально несут ответственность за безопасность в своих районах.

Эффективным элементом «ручного управления» является инспектирование. Для проверки готовности олимпийских объектов, сил и средств, задействованных для обеспечения порядка и безопасности в период проведения зимней Олимпиады, Президент РФ лично неоднократно посещал г. Сочи. Результатом его инспектирования стал Указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских Зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи» от 19 августа 2013 г. № 686 [3].

Рассмотрим соотношение таких близких понятий, как «оперативное управление», «единое управление», «координационное управление», «общее руководство».

Так, например, понятие «ручное управление» и «общее руководство» как управляющее воздействие имеют определенные сходства и различия. Сходством можно назвать то, что «ручное управление» и «общее руководство» осуществляются руководителем, обладающим более высокими полномочиями по отношению к другим руководителям. Различие в том, что при «ручном управлении», в отличие от «общего руководства», руководителем совершаются оперативные действия, выезды на места чрезвычайных событий. При осуществлении «ручного управления» руководитель принимает на себя ответственность, использует целый арсенал энергичных приемов, способов, методов для решения возникающих проблем.

«Общее руководство» понимается как временные дополнительные полномочия вышестоящего руководителя ведомства, министерства по управлению действиями сил и средств, осуществляемые для эффективного выполнения возникающих задач в особых условиях.

Для осуществления «общего руководства» возможно использовать так называемый кабинетный стиль управления, т. е. осуществлять руководящие функции путем раздачи указаний по

37

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

38

телефону, или — передав часть своих полномочий заместителям, с контролем за их последующими докладами. Негативная сторона такого управления кроется в том, что зачастую оно построено лишь на доверии, контроль и проверка исполнения поручений фактически отсутствует. Это позволяет руководителю «списать» все допущенные ошибки управления на подчиненных. «Ручное управление» — иной стиль руководства, при котором от руководителя требуются решительные оперативные действия и личная ответственность.

Оперативное управление — это быстрое, незамедлительное, упреждающее управление задействованными силами и средствами в особых условиях, осуществляемое руководителем в целях решения возникающих задач в рамках комплексных специальных мероприятий (операций).

Оперативное управление в особых условиях характеризуется ускорением всего управленческого цикла, оперативным реагированием на динамичные процессы (своевременное получение и проверка оперативной и разведывательной информации, принятие оперативных решений при проведении специальных мероприятий, оперативное планирование, организация оперативного взаимодействия, формирование и применение необходимых функциональных групп в составе объединенной группировки). В содержании «ручного управления» присутствуют элементы «оперативного управления», что объединяет указанные понятия.

Вместе с тем есть и существенные отличия.

При «ручном управлении» руководитель свободен в привлечении необходимых сил и средств, тогда как руководитель, использующий «оперативное управление», руководит лишь выделенными силами и средствами группировки, специально предназначенной для решения задач в конкретной чрезвычайной обстановке. «Ручное управление» носит характер достаточно скоротечного управляющего воздействия, направленного на необходимую коррекцию общего, оперативного или единого управления. Под «единым управлением в особых условиях» понимается устойчивое, скоординированное по времени и месту управляющее воздействие на ведомственные си-

Список литературы

1. О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия — наводнения в Краснодарском крае: Указ Президента РФ от 17 июля 2012 г. № 1015.

2. О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной

лы и средства в процессе выполнения возникающих задач. «Единое управление» осуществляется уполномоченными должностными лицами в соответствии с действующим законодательством.

В «ручном управлении» присутствуют элементы координационного управления, его субъект принимает решения об объединении усилий независимых федеральных и региональных сил в процессе решения возникающих задач. В то же время для «координационного управления» характерно создание головного координационного органа, который обеспечивает организацию выполнения задач всеми участниками управленческого процесса.

На наш взгляд, «ручное управление» является самостоятельным видом социального управления. Данный вид управления особенно необходим в условиях чрезвычайной обстановки, грозящей дестабилизацией. «Ручное управление» осуществляется лицом, обладающим большими полномочиями, чем другие ответственные за решение проблемы лица. Добиться эффективности управления можно в случае, когда его субъект обладает государственным мышлением, волевыми качествами, целеустремленностью, ответственностью, гражданской позицией.

В отдельных случаях элементы «ручного управления» возможны и на нижестоящих уровнях государственного управления. Например, в случае, если вышестоящий руководитель берет на себя управление силами и средствами или установленный руководитель отсутствует либо не справляется с руководящими функциями в конкретный период, и его переназначение в силу скоротечности и чрезвычайности событий (явлений) не может привести к успеху.

Сформулируем следующее определение понятия «ручное управление». «Ручное управление» — это новый, самостоятельный вид социального управления, осуществляемого высшим должностным лицом, обладающим более значимыми полномочиями и свободой действий по отношению к другим ответственным должностным лицам, участвующим в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных событий и явлений.

области: Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693.

Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских игр 2014 года в г. Сочи»: Указ Президента РФ от 19 августа 2013 г. № 686.

Тел.: 8 (499) 745-81-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.