Николаева С.И. ©
Ст. преподаватель кафедры Технология обработки драгоценных камней и металлов, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
РУЧНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ БЛЯШКИ МУЖСКОГО ПОЯСА ЯКУТОВ
Аннотация
Изготовление бляшка мужского пояса якутов требует от мастера умения и знания всех процессов работы над ювелирным изделием.
Ключевые слова: металл, пайка, элемент, изделие, бляха.
Keywords: metal, soldering, element, product, metal plate.
Общеизвестно, что конструкторская мысль, прежде чем воплотиться в материале, сначала реализуется на бумаге в эскизах. Для изготовления любого ювелирного изделия окончательный эскиз служит как наглядное пособие. В данном случае рассмотрим изготовление одного элемента металлического украшения мужского пояса якутов - бляху.
Перед тем как сделать изделие: нужно сперва прокатать пластину до 1,2мм, а потом отжигать для того чтобы устранить неоднородности кристаллического строения и внутренних напряжений, до изменения цвета и охлаждается до полного остывания при комнатной температуре.
Сначала прорисовывается рисунок эскиза в натуральную величину на бумаге, а затем переносится на кальке остро оточенным карандашом. На листовом прокате толщиной 1,2мм наносят небольшое количество пластилина. Кальку с рисунком (карандашными линиями вниз) укладывают на пластилинную поверхность, удерживая кальку в таком положении проглаживают ее каким-либо предметом с гладкой поверхностью или руками. После чего убирают - на пластилиновой пленке должен остаться рисунок. А потом чертилкой, следуя строго изображению, процарапывают рисунок на металле.
Бляху выпиливают по поцарапанному краю. При этом опирая, на финагель и одновременно удерживают левой рукой в горизонтальном положении, где лобзик должен находиться в вертикальном положении.
После выпиливания начинается гравирование. В правую руку берут штихель так, чтобы ручка тыльной стороной упиралось в ладонь, в левой руке держат приспособление с закрепленным в нем изделием. Прорезание линий начинают от вершины угла при легком нажатии на штихель равномерными движениями взад-вперед. Пальцы левой руки регулируют направление гравирования, меняя, когда необходимо, положения изделия. Срез должен быть зеркальным. Подрезку фона выполняют шпицштихелем, штриховую фоновую обработку -мессерштихелем.
Форма выпуклости осуществляется с применением пунзыря и деревянной подкладки, имеющая полушаровые углубления. Правка бляхи по внешнему контуру до ровности выполняется на шпераке деревянным молотком. Придается объем маленькой окружности внутреннего элемента изделия с применением пунзыря, молотка и деревянной подкладки.
Подготовить рисунок 2 одинаковых отдельных элементов. Затем прорисовывают на кальке и с помощью пластилина переносится на пластинку. После чего убирают кальку, а потом чертилкой процарапывают рисунок на металле. Пластилинную поверхность удаляют с помощью мягкой тканью или мягкой щеткой. Выпиливают лобзиком по поцарапанным краям, опирая на финагель. Приступают к гравированию.
Приклеиваем эти части «Момент» клеем, чтобы при сверление не сдвигала. Прежде чем начать сверление, необходимо провести тщательную подготовку: осмотреть и убедиться в исправности и готовности к работе бормашинки, подобрать сверла диаметром 1,0 мм, подготовить опорные подставки и изделия - произвести кернение мест сверления с двух краев по 3 отверстия. После этого сверление начинают и производят несильным, мягким нажимом.
© Николаева С.И., 2014 г.
Отверстие сверлят не за один проход, а в несколько приемов, периодически высвобождая сверло и смазывая его воском.
А потом выполняется операция штифтование. Штифты нарезают кусачками из провальной проволоки, диаметр которой соответствует внутреннему диаметру отверстия 1,0мм, но ни в коем случае не превышает его. Штифты нарезают длиной, больше общей толщины двух пластинок на 0,2 мм. Перед штифтованием отверстия деталей обрабатывают дополнительно, разверткой чуть увеличивают диаметр отверстия, чтобы штифт легко заклиниваться в них. После окончания концы штифта раскепываются с применением молотка, опорной плоской плиты до получения полусферической головки, для того чтобы плотностью состыковаться друг с другом.
Выпиливается замок для бляхи прямоугольная пластинка длиной 40мм, шириной 10мм и толщиной 1,3 мм и отжигать для изменения цвета, охлаждается до полного остывания при комнатной температуре. После этого сгибается с применением опорных плит и оправок заданной формы. Потом выпиливаем из пластинки два бруска 3мм*3мм длиной 65мм. Для того чтобы из этих брусков держится кожа. Тоже отжигаем до изменения цвета, охлаждается до полного остывания при комнатной температуре. Брусок делится на три части, так чтобы середина должно быть 38мм. Размеченные части выпиливать до половины толщины и согнуть на 900. Необходимо тщательно очистить соединяемые углы от загрязнений и оксидов - место пайки должно быть абсолютно чистым, с помощью напильника, надфиля, шабера, наждачной шкурки.
Штифтованную бляху, замок для бляхи и два бруска запаяем. Два бруска по краям бляхи, а замок по середине. В процессе пайки детали располагают на специальной подкладке -асбестовом листе. Флюс наносится с помощью кисточки смачиванием всей детали, при этом недостаточно покрывать флюсом только места пайки. Пайку начинают с осторожного подсушивания пламенем горелки флюса и припоя, чтобы не допустить вспучивания флюса и вытекания в результате этого припоя из стыка. Причем пламя нельзя направлять непосредственно на припой, так как это приведет не к растеканию припоя по стыку. После пайки изделия необходимо отбеливать, чтобы очистить их поверхность от оксидной пленки и расплавленного флюса. Запаянную бляху шлифуем до срезания с поверхности обрабатываемого изделия множества мельчайших частиц металла, с помощью шлифовальных инструментов, наждачной бумагой с применением бормашинок.
Полируется на шлифовальной машине до получения зеркально-гладкой поверхности. Процесс осуществляется, предварительно нанеся на инструмент полировальные пасты ГОИ.