Научная статья на тему 'Рубки и воспроизводство лесов Восточной Сибири'

Рубки и воспроизводство лесов Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
201
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бузыкин А.И., Евдокименко М.Д., Пшеничникова Л.С.

The intensive exploitation of forests of East Siberia has caused sharp reduction covered by a forest of the areas. For improvement of reproduction of forests it is necessary more full to use of selective and gradual cuttinqs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бузыкин А.И., Евдокименко М.Д., Пшеничникова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рубки и воспроизводство лесов Восточной Сибири»

РУБКИ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ*

Бузыкин А.И., Евдокименко М.Д., Пшеничникова Л.С.

(ИЛ СО РАН, г. Красноярск, РФ)

The intensive exploitation offorests of East Siberia has caused sharp reduction covered by a forest of the areas. For improvement of reproduction offorests it is necessary more full to use of selective and gradual cuttinqs.

Интенсивная эксплуатация лесов Восточной Сибири, начавшаяся с 1950 -х годов, крайне усложнила проблему их воспроизводства. Объемы заготовок древесины в тот период удваивались в среднем за каждые 5 лет, а суммарная площадь сплошнолесосечных рубок к моменту их кульминации (1980-е годы) составила около 400 тыс. га в год. Несовершенные в начале освоения лесов региона рубки сопровождались стремительным накоплением площадей невозоб-новившихся вырубок. Преобладали концентрированные рубки, проводимые на лесосеках размером до 1х2 км, располагаемых в шахматном порядке, что разрешалось правилами рубок главного пользования. В результате, при сроке примыкания лесосек в 3 года, лесозаготовители в течение непродолжительного времени полностью вырубали спелые насаждения крупных массивов леса. Пожары, возникавшие в районах подобных лесозаготовок, уничтожали оставшиеся после рубок молодые поколения хвойных древостоев, приводя в лучшем случае к смене коренных насаждений лиственными, а в худшем - к образованию травяных пустошей.

По данным учета лесного фонда РСФСР с 1956 по 1961 гг. покрытая лесом площадь в хвойном хозяйстве Восточной Сибири сократилась на 18,8 млн. га, в т.ч. по Красноярскому краю - 1,9, а по Иркутской области - 3,9 млн. га.

Проблему дальнейшего освоения и воспроизводства лесов Восточной Сибири нельзя было решить без согласованных действий на государственном уровне. Кроме снабжения лесозаготовителей специализированной техникой, необходимо было разработать и внедрить в производство прогрессивные технологии, которые при повышении производительности и безопасности труда лесозаготовителей должны быть приемлемыми и в экологическом отношении. Отдельные технологические разработки по сохранению подроста, появившиеся в 1950-х годах (Скородумский леспромхоз Свердловской области, Поназырев-ский леспромхоз Костромской области) оказались невостребованными на лесозаготовках в Восточной Сибири вследствие региональных особенностей насаждений и природных условий. Потребовались скоординированные усилия производства и науки непосредственно в данном регионе. К решению проблемы был привлечен и Институт леса, переведенный в 1959 г. в Красноярск.

С лесоводственной точки зрения восточносибирский опыт рубок интересен не только масштабностью техногенного воздействия на таежные массивы, но в большей степени - целенаправленным поиском, разработкой и внедрением эф-

* Работа выполнена по гранту РФФИ № 04-04-49279 и интеграционному проекту РАН № 5.21

фективных природосберегающих технологий и лесоводственных требований к ним, адекватных природе лесовозобновления и экологическим функциям эксплуатируемых лесов. За прошедшие полвека в регионе испытано несколько поколений лесозаготовительной техники. Разработаны и внедрены в производство новые для своего времени технологии, которые нашли применение и в других регионах. Нормативы рубок и лесоводственные требования к технологиям лесозаготовок были закреплены региональными Правилами рубок главного пользования (1968, 1994 гг.), которые сочетали технический прогресс в лесном комплексе с обеспечением экологической безопасности лесопользования.

В начале 1960-х годов был разработан "метод узких лент" на базе технологического комплекса, из серийно выпускаемых трелевочных тракторов с чокер-ной оснасткой типа ТДТ-55 (позже ТТ-4) и бензомоторных пил. Данная технология позволила в достаточной степени сохранять молодняк, подрост и почву (до 70% и более).

По мере совершенствования отечественной многооперационной техники, которая позволила практически полностью механизировать труд лесозаготовителей, разрабатывались новые технологии рубок леса (машинная валка, бесчо-керная трелевка деревьев-хлыстов) с сохранением подроста. Наиболее эффективным в условиях Восточной Сибири признан технологический комплекс на базе валочно-пакетирующей машины ЛП-19А и бесчокерных трелевочных тракторов ЛП-18А. Оставшиеся после работы агрегатной техники подрост и тонкомер располагается полосами шириной 8-10 м, т.е. занимает около половины площади пасек, а по своим водорегулирующим функциям такие вырубки приближаются к древостоям, остающимся после несплошных рубок.

Полосный характер размещения подроста наблюдается и на вырубках после разработки лесосек по скандинавской технологии. Благодаря уменьшенной до 4 м ширине волока и исключению процесса трелевки сохраняется 70-80% подроста.

Сохранение подроста - это лишь первый этап лесовосстановления. Его выживаемость и последующее развитие зависит от многих факторов. Не всякий подрост из под полога леса после рубки материнского поколения может стать основой для восстановления высокопродуктивных древостоев. По этому вопросу уместно привести следующие результаты специальных исследований.

Динамика численности подроста и его жизнедеятельность в значительной степени определяются особенностями структуры материнского древостоя. Наиболее успешно молодое поколение воспроизводится в редкостойных насаждениях и окнах; в высокополнотных древостоях жизнедеятельность молодых деревьев подавлена, прирост замедленный, хотя жизнеспособность в таком угнетенном состоянии может сохраняться десятилетиями. Эта способность переносить неизбежное затенение под пологом древостоев является биологической особенностью молодых хвойных растений, обычно утрачиваемая с возрастом у светолюбивых пород.

По нашим данным, 30-50% сохраненного в процессе работы многооперационных лесозаготовительных машин подроста в той или иной степени повреждается. Основные виды повреждений: ошмыг, вывал, частичный обрыв корне-

вых систем, поломка верхушечного и бокового побегов и др.. Из -за механических повреждений стволов, крон, корней, замены центрального побега боковыми у выжившего подроста происходит деформация стволиков. Такой подрост оказывается неконкурентоспособным не только с разрастающейся на вырубках древесно-кустарниковой растительностью, но и с травяным покровом.

Наши многолетние исследования показали, что послерубочная реакция сохраненного молодого поколения сосны и лиственницы зависит от степени его жизнеспособности, которая в основном определяется плотностью материнского древесного полога и пространственным размещением подроста под его пологом. Древостои с сомкнутостью крон 0,7 и ниже обусловливают относительно оптимальные условия для дальнейшего выживания подроста. Поэтому у слабо-и среднеугнетенных растений после удаления древесного полога прирост обычно начинает сразу же увеличиваться с тенденцией последующего повышения. Сильно угнетенные деревца, выросшие под высокосомкнутым древесным пологом, наиболее болезненно реагируют на изменившуюся обстановку: они либо погибают, либо заметно снижают прирост в 1-2-й год после рубки.

Наилучшие условия для роста молодых растений создаются в сомкнутых куртинах и биогруппах подроста, не затронутых рубкой, где сохраняется лесная среда. Хорошо приспосабливается к новым условиям произрастания подрост, находившийся до рубки в окнах и разреженных участках древостоя, отличающийся повышенной жизнеспособностью, а также подрост, сохранившийся под остатками древостоя и подлеска, которые нивелируют контрастность экологических изменений на вырубках. Такой подрост сосны сразу же после рубки увеличивает прирост в высоту и по диаметру и занимает устойчивое положение на вырубках. Важное значение имеет возраст подроста. Чем он моложе, тем более пластичен, устойчив и быстрее приспосабливается к новым экологическим условиям. Однако в микроэкологических условиях со значительным иссушением почвенного субстрата, особенно на микроповышениях, мелкий подрост погибает быстрее крупномерного. Неоднородность возрастно -высотной структуры подроста оказывает значительное влияние на выживаемость подроста и его приспособительные свойства.

Обычно осветленному в результате рубки подросту необходимо определенное время для приспособления к условиям вырубок. Значительная часть сильно угнетенного и высоковозрастного подроста плохо адаптируется к резко трансформированной среде обитания и через некоторое время погибает. Поэтому существенную роль в лесовосстановлении вырубок играет послерубочная генерация хвойных.

После лесозаготовок вырубки представляют собой мозаичное множество типов микросреды, оказывающих как благоприятное, так и отрицательное влияние на естественное возобновление древесных пород. Исследования, проведенные в районах интенсивных лесозаготовок подзоны южной тайги Восточной Сибири, показали, что численность послерубочного самосева в улучшенных типах микросреды вырубок в 2-10 раз бывает больше, чем в ухудшенных лесосечными работами почвенно -экологических условиях. Значительная вариабельность последующего возобновления хвойных на вырубках обусловлена

разными типами леса, сезоном рубки, гранулометрическим составом почвы, обеспеченностью источниками семян и другими причинами [1, 3, 4].

Искусственное лесовосстановление в регионе, проводившееся в 1970-80-х гг., на больших площадях оказалось малоуспешным. Ограниченные финансовые и технические возможности лесхозов и низкий технологический уровень производства не дали ожидаемого эффекта. Из -за низкой приживаемости посадок лесных культур и массовой их гибели от пожаров и по другим причинам лесные культуры на 50-70% площадей оказались несостоявшимися.

Успешное лесовосстановление после рубок является главным критерием качества системы рубок и лесосечных работ. Это особенно актуально в период реформ, происходящих в лесном комплексе. Нарушения правил рубок, игнорирование лесоводственных требований к технологии лесозаготовок, непрофессионализм многочисленных стихийных лесозаготовителей породили опасную тенденцию технологического регресса к старым технологиям и даже архаичной (приисковой) системе рубок. Для этого используют неспециализированную технику и примитивные технологии, не считаясь с эколого -лесоводственными последствиями их применения.

Не покрытые лесной растительностью земли, нуждающиеся в лесовосста-новлении, занимают площадь 7,5 млн. га (данные учета лесного фонда по состоянию на 1998 г.). В Красноярском крае таких земель накопилось 1,4 млн. га, а в Иркутской области - 2,3 млн. га. На долю вырубок приходится 25% общей площади фонда лесовосстановления. Основной вклад в облесение Восточной Сибири вносят лесные пожары (68% от фонда лесовосстановления), поскольку уровень противопожарной охраны лесов за годы реформ резко снизился. Авиапатрулирование лесов сокращено до 10% от нормативной [2].

Для улучшения воспроизводства лесов необходимы кардинальные изменения в организации и проведении рубок главного пользования. С учетом нару-шенности лесных массивов бессистемными лесозаготовками последнего времени следует полнее использовать возможности лесосберегающих выборочных и постепенных рубок. Ныне их доля в объеме лесозаготовок не превышает 1,5 -2%. Между тем по расчетам оптимального лесопользования в Красноярском крае выборочные и постепенные рубки должны составлять от 20-30% в равнинных лесах и до 40-50% в горных от общего объема лесозаготовок.

Литература

1. Бабинцева Р.М., Бузыкин А.И., Пшеничникова Л.С. и др. Формирование лесных экосистем в условиях интенсивной лесоэксплуатации. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. 184 с.

2. Ващук Л.Н., Швиденко А.З. Динамика лесных пространств Иркутской области. -Иркутск: ОАО «Иркутская обл. типография № 1», 2006. 392 с.

3. Петров Н.Ф. Способ определения площадей, измененных в процессе менизирован-ных лесозаготовок // Возобновление в лесах Сибири. - Красноярск, 1965. С. 271-280.

4. Побединский А.В. Рубки главного пользования. - М.: Лесн. пром-сть, 1964. 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.