Научная статья на тему 'Розничный малый бизнес: выживание через оценку'

Розничный малый бизнес: выживание через оценку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СИНЕРГИЯ / СИНЕРГЕТИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / BUSINESS APPRAISAL / THE INCOME APPROACH / SHOP / WHOLESALE AND RETAIL BUSINESS / SMALL BUSINESS / SUPPORT SMALL BUSINESSES / SYNERGY / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырев Семен Юрьевич

Раскрываются способы применения основных подходов к оценке розничных малых предприятий, в условиях неучтенного наличного оборота, отсутствия бухгалтерского и управленческого учёта, адекватного программного обеспечения учёта товародвижения. Учет фактора диверсификации и синергетического эффекта в розничном малом бизнесе. Предлагаются способы удешевления оценочных услуг для розничных предприятий малого бизнеса. Библиогр. 11 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retail small business: a survival through appraisal

Discloses a method of applying the basic appraisal approaches to the retail small businesses, in such circumstances as unreported cash flow, lack of financial and managerial accounting, accounting software adequate to goods movement. Integration of the diversification and synergies in the retail small business. Suggests ways to reduce the cost of valuation services for retail small businesses. Bibliogr. 11 names.

Текст научной работы на тему «Розничный малый бизнес: выживание через оценку»

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

УДК 658.1 Богатырев С.Ю.

РОЗНИЧНЫЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС: ВЫЖИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ

1. Роль малого бизнеса в экономике, проблемы развития в России

Малый бизнес в экономике страны, и в частности розничный малый бизнес, имеет большое стабилизирующее значение в экономике как в масштабе большой страны, так и в региональной экономике. В связи с этим, в большинстве экономически развитых государств, получающих за счёт этого сектора экономики более половины доходов на содержание, ему оказывается соответствующее внимание.

В Российской Федерации хотя на законодательном уровне провозглашаются инициативы по развитию малого бизнеса, разработаны и применены налоговые схемы, поощряющие его развитие, в практической плоскости ситуация развивается неблагоприятным для малого бизнеса образом. Эти неблагоприятные тенденции укладываются в следующие три направления:

1. Ограниченное практическое применение законодательных и традиционных бизнес норм по малому бизнесу как государственными структурами, так и предприятиями, обслуживающими бизнес: юридическими, консалтинговыми и оценочными компаниями.

2. Хищническое разорение малого бизнеса крупным капиталом, особенно в самом рентабельном и ликвидном секторе - в сфере реализации продовольственных товаров и одежды. При попустительстве ФАС применяются классические средства, ограничивающие конкуренцию.

3. Волюнтаристическое чиновничье попрание законодательно закреплённых местными органами власти правил, действующих разрешений на локальную торговлю, причём как в провинциальных малых городах, так и в столице государства.

В условиях нарождающегося гражданского общества бизнесмены, занятые в малом розничном бизнесе, для отстаивания своих прав и возможностей могут рассчитывать только на себя. Это - фиксация фактов разорения, оценка потерянного бизнеса, составление искового заявления и требование о соответствующей компенсации через суд. Но, как показывает практика, из-за неразработанности многих основополагающих экономических концепций, применительно к малому бизнесу, их закрепления в регулирующих документах, правоприменительной практике, традиционных обычаях делового оборота, они не могут обойтись без помощи экономической науки.

Первый и главный отправной шаг для развёртывания спирали требований бизнесмена, лишённого своей торговой точки, - экономическая оценка ущерба,

полученного от действия или бездействия властей, или из-за ограничения конкуренции федеральной торговой сетью при её выходе на местный рынок. То есть это - оценка малого предприятия, оценка малого бизнеса.

Отрасль экономической науки - Оценка предприятия (бизнеса) - начала развиваться в России сравнительно недавно, в конце девяностых годов двадцатого века. Сама профессия «оценщик» появилась в тарификационном справочнике только в конце предыдущего века. Тем не менее, силами учёных-экономистов

и, в первую очередь, основоположника оценки в нашей стране - заслуженного экономиста России, профессора, доктора экономических наук Федотовой Марины Алексеевны основные экономические принципы, причём специально разработанные и адаптированные для российских переходных условий, вошли в Федеральные стандарты оценки, утверждённые приказами Минэкономразвития. Таким образом, на широком уровне оценочных компаний, обслуживающих бизнес в современной экономике, появился действенный инструмент для практической работы.

К сожалению, оценочные компании крайне неохотно идут на контакт с предприятиями малого бизнеса и при оценке для кредитования, и тем более для оценки предприятия с целью компенсации ущерба при его незаконном закрытии или разорении, спровоцированным недобросовестными, запрещёнными законом действиями несопоставимых по размеру конкурентов.

Это происходит по ряду причин.

1. Ограниченность подходов к оценке предприятий малого бизнеса. В связи со спецификой бизнеса чаще всего Доходный подход становится основным при оценке.

2. Подавляющая доля в выручке наличного, причём часто «неучтенного» оборота.

3. В связи с этим, отсутствие или упрощённое ведение бухгалтерского и управленческого учёта. Отсутствие адекватного программного обеспечения по учёту товародвижения - основы построения доходной части для метода дисконтирования денежных потоков доходного подхода.

4. Дороговизна или низкая рентабельность оценочных услуг для розничных предприятий малого бизнеса в связи со значительными кадрововременными затратами для решения вышеуказанных проблем, возникающих в процессе оценки.

Для выживания розничный малый бизнес вынужден прибегать к неисследованным в экономической науке синергетическим приёмам. Когда в рамках объ-

единения предпринимателей или в составе единой структуры собственности происходит глобальная, в смысле объединения производственно-сбытовых межстрановых возможностей, вертикальная интеграция или диверсификация. При этом, процессы протекают в небольшом масштабе, что не выходит за общепризнанные рамки малого бизнеса. Этот синергетический эффект в малом бизнесе, его исследование и учёт при оценке - тема отдельного большого исследования. В настоящей статье приводятся его основные ориентиры и выводы, связанные с методологией оценки малого бизнеса.

2. Поддержка малого бизнеса на западе

Малый бизнес в странах с англо-саксонской правовой традицией, которой свойственно законодательное закрепление установившихся деловых традиций, показателен органичной интегрированностью малых предприятий в современную экономику.

В некоторых из них он развился настолько, что на равных конкурирует с крупными корпорациями. Как показало последнее исследование Кэти Полисото и Джэфри Ритчера, Федеральная торговая комиссия, основной орган США, регулирующий равные конкурентные возможности, и по могуществу равный полиции, как по возможностям оперативной работы, так и по строгости наказания, назначаемым в результате её расследований, одинаково подходит как к «хорошему парню» с малым бизнесом, так и к «голубым фишкам», получающим необъятное финансирование на фондовых рынках [1].

В США малому бизнесу уже и не надо отбивать свою долю рынка у корпораций-гигантов. За время существования Комитета по малому бизнесу США (United States House Committee on Small Business) [2] малый бизнес Америки получил инкубаторские условия и вырос настолько, что уже развивается на равных с крупными корпорациями-конкурентами. Ещё в 1995 году на заре глобализации во время существования пока только транснациональных корпораций -гигантов, предвидя острое соперничество с заокеанским малым бизнесом, правительство США издало акт [3] к антитрастовому закону в мировой экономике [4].

Аналогичные меры предпринимали другие государства англосаксонской традиции.

Учитывая большое влияние крупных зарубежных корпораций, с которыми на равных не могли бороться местные малые предприятия в Австралии в конце девяностых годов двадцатого века, был принят Законодательный акт о практике торговли, в котором детально, вплоть до географических наименований, были прописаны нормы по защите местного малого бизнеса на континенте [5].

В Канаде, сохраняя традиции по освоению необъятных территорий за счёт привлечений новых поселенцев, понимают, что самая эффективная форма самоорганизации - малый бизнес. Эта же форма -наиболее экономически эффективный путь разработки новых экономических пространств без значительных вложений в человеческий фактор. Поэтому в билле 2007 года, принятого с учётом проведённой в девяностые годы обширной иммигрантской программы, были закреплены привилегии малого бизнеса и

была отведена ему основная роль [6].

Неужели России с её необъятными неосвоенными просторами не нужен малый бизнес? Опыт успешного развития малого бизнеса на Западе, чёткое законодательное англо-саксонское регулирование - это идеальная модель для создания условий, поощряющих бизнес-процессы малых предприятий в России.

3. Обоснование подхода к оценке розничного малого бизнеса

До разработки информационно-методического материала для решения проблем оценки малых оптово-розничных предприятий с целью минимизации финансово-временных затрат оценщика следует сконцентрироваться на одном из существующих подходов к оценке применительно к малому бизнесу.

При применении сравнительного подхода оценщик может использовать один из трёх методов подхода. Пытаясь определить рыночную стоимость в рамках любого из методов, оценщик сталкивается с проблемой нехватки информации.

При применении метода сделок сравнительного подхода к оценке приходится внимательно анализировать данные как о цене аналога, так и о факторах, определивших эту цену. Трудности возникают и при согласовании общих характеристик. Чаще всего сравнение может быть сделано на основании информации, которая по большей части относится к специфическим мультипликаторам ритейла, а не общеэкономическим показателям. Причём, сравнение с западными аналогами не может применяться из-за различий в условиях работы.

Департамент оценки компании «Магазин готового бизнеса» (МТБ) провел статистическую обработку информации по сделкам, в подготовке которых компания принимала участие. В основном, это предприятия малого бизнеса. Участвующие в исследовании МТБ компании разбиты на три группы. Первая -компании, ведущие бизнес на арендованных площадях с договорами на срок менее года, вторая - с договорами от года до трех, третья - договоры сроком свыше трех лет. Для компаний первой группы мультипликатор «цена/чистая прибыль» оказался равным 1,21, для второй - 1,67. А в третьей группе этот показатель равен 2,33 для ресторанов и только 1,42 - для предприятий торговли (в то время как мультипликатор «цена/стоимость материальных активов» для торговли значительно выше, чем для ресторанов). Это показывает высокую волатильность результатов оценки по этому методу и большую долю субъективизма, привносимого оценщиком при выборе предприятия-аналога.

Как кажется на первый взгляд при применении метода отраслевых коэффициентов для оценки розничного малого предприятия, существует дефицит информационной базы и отсутствие системы оценок и показателей. Это происходит, в принципе, из-за слабой разработанности ритейла, как сложного экономического явления современности, в существующих российских условиях. Если обратиться к уже имеющимся работам, в основном, действующих консультантов в сфере розничной торговли [8] и практическим регламентам розничных предприятий, то

можно разработать и внедрить систему показателей розничного предприятия, на основе которой рассчитать специфические мультипликаторы. Эта работа была проделана. И вот её результаты.

Показатели разделяются по группам в зависимости от оцениваемых качеств бизнеса как товара особого рода [9]: экономика, технология торговли, менеджмент, трудовые ресурсы, маркетинг и использования этих показателей в процессе оценки непосредственно для расчёта специфических мультипликаторов или для подбора предприятия-аналога. Использование этих показателей простирается за рамки сравнительного подхода до применения в доходном подходе.

Для каждого показателя указаны: порядковый номер, название, формула расчёта, единицы измерения, источник данных, оцениваемый критерий.

Общие показатели прибыльности деятельности, используемые для расчёта мультипликаторов, в том числе специфических:

1. Прибыль магазина после прямых расходов магазина. Товарооборот в ценах реализации минус товарооборот в закупочных ценах минус фонд оплаты труда (ФОТ) магазина минус Аренда минус Транспортные расходы минус прочие расходы. В рублях. Товарооборот определяется по данным существующей системы товарного учёта. Затраты - из бухгалтерской программы. Обладает прозрачностью, понятностью, общеупотребительностью, преемственностью, наличием статистики и сопоставимости.

2. Прибыль магазина после прямых расходов магазина, распределённых пропорционально ФОТ торгующих подразделений расходов коммерческого отдела, распределённых пропорционально ФОТ общехозяйственных расходов. В рублях. По данным существующей системы товарного учёта определяется товарооборот. Затраты - из бухгалтерской программы. Обладает прозрачностью, понятностью, общеупотребительностью, преемственностью, наличием статистики и сопоставимости.

3. Прибыль магазина после прямых расходов магазина и прямых рекламных расходов.

Общие показатели прибыльности деятельности, используемые для выбора предприятия-аналога.

4. Соответствие оборотного капитала установленному лимиту. Понятность для учредителя.

5. Рентабельность оборотного капитала. Понятность для учредителя. Теряет смысл при убытках.

6. Коэффициент ликвидности (в целом по холдингу, в случае распределения прав собственности между товаропроводящей сетью и снабжающей фирмой) Оборотные активы / Текущие обязательства. В долях единицы. Позволяет оперативно применять меры по предотвращению ситуации, когда кредиторы будут требовать оплаты за поставленный товар, а расплатиться будет нечем.

7. Задолженность/Оборотный капитал. В долях единицы.

Показатели оценки деятельности администрации торгующих подразделений используются для выбора предприятия-аналога.

8. Наличие концепции магазина, соответствие магазина концепции. Отвечает на вопрос: понимают ли руководители, ради чего работают они и что они

должны требовать от подчинённых.

9. Регулярный SWOT анализ и корректировка концепции, текущей деятельности. Анализируется ли на предприятии текущая деятельность в соответствии с поставленными целями, принимаются ли текущие управленческие решения для улучшения ситуации.

10. Эффективность работы с арендодателем. Средняя ставка аренды по торговым точкам разделить на среднюю ставку аренды магазина (выборка по заранее установленным критериям) в городе. В процентах. Определяется путём ежемесячного об-звона реальных предложений по аренде целевой торговой площади. Показывает, насколько качественно осуществляется работа с основной затратной статьёй.

11. Наличие отчётов по эффективности рекламы. Ведётся ли продавцами отчёт по данным по какой рекламе клиент зашёл в магазин. Позволяет оценить, насколько эффективна реклама, насколько правильно заказывается руководством предприятия реклама.

12. Наличие отчётов по сегментированию покупателей (потенциальный, новый, реальный, постоянный), листов посещений магазина.

13. Наличие способов привлечения и удержания покупателей, анализ их использования. Должно найти отражение в инструкции продавца и постоянно обновляющихся регламентов.

14. Контроль качества обслуживания покупателей. Контрольные закупки, опрос постоянных клиентов, выборочный опрос при посещении магазина. Оценивает, контролируется ли персонал.

15. Контроль финансовой дисциплины - проверка возвратов/обмена/заверение ежедневного кассового отчёта. Показывает, насколько данные текущих отчётов расходятся с давно закрытыми отчётами. Выявляет источник злоупотреблений на месте.

16. Коэффициент установочной площади. Площадь оборудования (заполненность товарной массой), делённая на общую плошадь торгового зала. В процентах. Показывает эффективность использования торговой площади. Выбирается значение коэффициента в соответствии с концепцией и сравнивается его выполнение.

17. Коэффициент установочной площади по прибыли. Доля товарной категории в реализованной наценке, делённая на долю занимаемой площади. В процентах. Показывает эффективность использования торговой площади в соответствии с принятой стратегией продаж.

18. Соответствие выкладки товара принятой политике продаж на каждый текущий момент времени (по категориям), соответствие выкладки ABC анализу товара. Оценивается в соответствии со стратегией продаж.

Показатели оценки деятельности продавцов, оценивают эффективность менеджмента, управление кадрами. Используются при выборе компании аналога, для оценки несистематического риска при доходном подходе.

19. Коэффициент обслуживания покупателей. Количество чеков разделить на количество посетителей. В процентах. Основывается на основном принципе маркетинга: если человек зашёл в магазин, то у него или было желание что-нибудь купить, либо он

может совершить «импульсную» покупку. Если продавец заинтересовал его купить, то он - продавец. Если покупатель вышел без покупки, без того, чтобы ему задали вопросы «что он хотел», «как он узнал о магазине», что нашло отражение в соответствующем отчёте продавца, то он встретил в магазине ещё один манекен.

20. Коэффициент интервьюирования покупателей. Количество анкет покупателей разделить на количество посетителей. В процентах. Характеризует исполнительность персонала по выполнению вышеописанных показателей.

21. Личные продажи-продажи сотрудника. В рублях. Менее важен, чем показатель, чем коэффициент обслуживания покупателей, так как может навредить при чрезмерном внимании к нему в ущерб общим продажам магазина.

22. Продажи магазина в составе сети. В рублях. Оценка работы всего коллектива.

23. Наличие постоянных покупателей/продажи постоянным покупателям. Отражение в отчётах продавцов, коммерческого департамента. Позволяет оценить, правильно ли ведётся коммерческая работа.

24. Размер чека. Данные по факту в рублях. Из интегрированной в кассу АСУП, например, «Су-пермаг» (наибольший процент по московским торговым точкам). Оценивает, насколько удалось «раскрутить» клиента.

25. Количество позиций в чеке. Если у клиента мало денег, то продавец обязан навязать ему хотя бы несколько дешёвых предметов.

Показатели оценки деятельности подразделения по закупке. Могут использоваться как для расчётов специфических мультипликаторов, так и для подбора предприятия-аналога.

26. Наличие удобного для работы, понятного при сопоставлении с внешним видом изделия и отнесения к товарной категории прайс-листа. Прайс-лист должен быть рабочим удобным инструментом. Ориентируясь по нему, сотрудник должен в течение не более 1 мин найти нужную позицию одного и того же товара и описать её по востребованности, ценовой нише, сбытовой политике по этой конкретной позиции etc.

27. Соответствие прайс-листа рыночным ценам аналогичных товаров целевого маркетингового сегмента. Оценивает, как цены предприятия соотносятся с аналогичной/близкой ему/любой другой в отсутствие их торгующей организацией, продающей аналогичные товары.

28. ABC анализ - в соответствии с общеупотребительной методикой.

29. XYZ анализ - в соответствии с общеупотребительной методикой.

30. Время обращения (оборачиваемость в

днях/месяцах). Средний товарный запас разделить на товарооборот в сопоставимых ценах.

31. Соответствие товаров целям магазина: привлечь покупателя/создать оборот/принести прибыль/удержать покупателя/увеличить объём покупки и средний чек/поддержать имидж / спровоцировать покупку.

32. Выполнение конкретных планов по распродажам определённых типов товаров.

33. Контроль качества товара - обратная связь с продавцами/покупателями (отзывы постоянных покупателей).

Показатели оценки деятельности администрации предприятия, стратегического менеджмента.

34. Наличие миссии компании / соответствие деятельности компании миссии.

Применение затратного подхода. При применении затратного подхода оценщик сталкивается с такой проблемой. В связи с закупкой оборудования, проведением ремонтов помещений за наличный расчёт из личных средств хозяина бизнеса бухгалтерская стоимость активов компании и их фактическая стоимость сильно различаются. Более того, значительная часть активов вообще не учитывается в бухгалтерском и управленческом учете. В связи с этим, оценщику необходимо проводить оценку по рыночной стоимости. Часто, это значительно повышает стоимость активов. В первую очередь - машин и оборудования. Значительная часть вполне работоспособного оборудования имеет нулевую остаточную стоимость, при этом рыночная стоимость этого оборудования может составлять весьма значительную величину.

При анализе запасов их величина уменьшается на товарные неликвиды. У одёжных компаний, так называемая «мода», бывает, составляет до сорока процентов запасов. При этом, распродать их возможно при пятидесятипроцентной уценке от закупочной цены.

При оценке дебиторской задолженности оптоворозничного предприятия из активов вычитается безнадёжная дебиторская задолженность. Как показала послекризисная практика, она может составлять до трети всей «дебиторки».

Как видно из вышеизложенного, два основных оценочных подхода могут быть применены для оценки розничного малого бизнеса с очень большими допущениями, доработками. Это ухудшает качество оценки, привносит субъективный фактор.

Может ли третий основной оценочных подход -доходный решить проблемы более эффективной, а значит, точной и дешёвой оценки? Как показывает статистика, в послекризисные девяностые годы доля оценок бизнеса, произведённых с применением доходного подхода, в общем объеме оценок составляла около пятидесяти процентов. Применительно к изучаемому явлению существующая ситуация с розничным малым бизнесом напоминает ситуацию девяностых: недостаток информации по объекту оценки, слабая научно-методическая база оценки.

Действительно, при практическом применении доходного подхода к оценке малого розничного предприятия проявляются преимущества этого подхода. В условиях ограниченности информационной базы для затратного и сравнительного подходов оценка розничного предприятия сводится к прогнозированию его деятельности в будущем и определению величины доходов, приносимых капиталом хозяина - собственника бизнеса, то есть собственным капиталом в терминологии оценки. Исходная информация о текущих доходах - более проработана и учтена, по сравнению с другими показателями. Перспективы получения будущих доходов определяются на основе прогнозов, которые легко могут быть

подтверждены покупателями бизнеса, такими же бизнесменами, так как товарная специфика им хорошо известна. Часто для этого достаточно наличия одного только прайс-листа и данных о поставщике.

Основная сложность использования данного подхода заключается в том, что предприятия малого бизнеса применяют различные схемы минимизации налоговых обязательств, вследствие чего отчётность предприятия не отражает её действительного финансового положения. Поэтому оценщик обращается к управленческой отчётности «хозяина лавки». При анализе доходов предприятия, прежде всего, определяется реальная цена реализации товаров, не отражённая на счетах баланса, а при анализе расходов учитывается реальная стоимость приобретения товаров, а также реальная заработная плата. Также из-за того, что чаще всего и арендная плата делится на две части, необходимы корректировки и по этой основной затратной статье. Её величина может достигать от 70 до 100% реализованной наценки.

В данном случае точность оценки будет зависеть от того, насколько качественно будет проработан вопрос подготовки информации, нормализации бухгалтерской и управленческой отчётности. Поэтому владельцам предприятия будет выгодно предоставить оценщику дополнительную информацию, выходящую за рамки официальной. В противном случае стоимость компании будет существенно занижена.

4. Практические способы проведения оценки розничного малого предприятия

Как видно из краткого анализа применения подходов к оценке, в любом случае, речь идёт о восстановлении учёта, бухгалтерского или управленческого. Также в рамках работ по оценке проводится целое маркетинговое исследование того или иного канала сбыта. Понятно, что оценочная компания может предложить малому бизнесу свои услуги по оценке таких «запущенных» объектов по высокой цене, так как помимо чисто оценочной деятельности её сотрудникам приходится заниматься большой дополнительной работой. Как решить эту проблему?

Как это не парадоксально, но эта проблема может быть разрешена наличием другой проблемы малого бизнеса, а именно его недостаточным кредитованием.

Из десяти малых предприятий, обращающихся в банк за кредитом, деньги получает лишь одно. Банки боятся финансировать владельцев мелких магазинов и кустарных производств - риски их бизнеса слишком велики, а деятельность непрозрачна [10]. В то же время наблюдается рост предложения по кредитованию малого бизнеса со стороны частных финансовых контор, работающих без банковской лицензии, растёт сегмент банковского потребительского кредитования. То есть, с одной стороны, банки стремятся войти в потребительский сектор как к потребителю, так и в сбытовой сегменту. Существует понимание и реальное доказательство его эффективности. Но нерешённость вышеуказанных вопросов тормозит процесс. При этом в кредитных отделах накоплено уже достаточно информации о малом бизнесе, чтобы обобщить

опыт и создать свои методические инструменты для оценки рисков и определения лимитов. Но эта деятельность выходит за рамки жёстко зарегулированной банковской деятельности. Как в области оценки залога банки поручают эту работу своим «родственным» компаниям, так и здесь можно предложить аналогичный выход.

Это организация специализированных консалтинговых финансово-юридических компаний, основная деятельность которых будет состоять в следующем:

1. Восстановление и ведение бухгалтерского и управленческого учёта на розничных малых предприятиях.

2. Исследование рынка продукции и применение готовых шаблонов при прогнозировании доходов.

3. Подготовка блока нормализованной бухгалтерско-управленческой информации для передачи оценочной компании при оценке бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Исследование наличия синергетического эффекта и диверсификации и учёт их влияния при оценке малого предприятия.

Как показывает краткий анализ существующего положения дел в малом бизнесе, эта услуга востребована и подтверждена платежеспособным спросом. Более того, консалтинговые юридические компании, осуществляющие помощь малому бизнесу, имеют поддержку на местном властном уровне в некоторых регионах [11].

Список литературы

1. http://www.responsemagazine.com/drma/comparing-ftc-treatment-smaN-businesses-vs-large-corporatio-3829 DRMA Comparing FTC Treatment of Small Businesses vs. Large Corporations 4 Oct, 2011By: Cathy Polisoto, Jeffrey Richter

2. http://en.wikipedia.org/wiki/United_States_House_Committee_on_Small_ Business

3. http://www.ftc.gov/opp/global/berends.shtm

4. http://www.census.gov/econ/smallbus.html

5. http://epress.anu.edu.au/anzsog/critical/mobile_devices/ch08s02.html

6. http://www.leg.bc.ca/38th3rd/1st_read/m218-1.htm

7. Кашин С. Три цены бизнеса // Секрет фирмы. 2004. №12 (51).

8. Сысоева С., Крок Г. Большая книга директора магазина. СПб.: ПИТЕР, 2009.

9. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 1999.

10. Кредитование малого бизнеса. URL: http://www.pro-

credit.ru/press/analitika/article-item_1940

11. Малый бизнес /подред. В.Я. Горфинкеля. М.: КНОРУС, 2009.

Bibliografy

1. http://www.responsemagazine.com/drma/comparing-ftc-treatment-small-businesses-vs-large-corporatio-3829 DRMA Comparing FTC Treatment of Small Businesses vs. Large Corporations 4 Oct, 2011By: Cathy Poli-soto, Jeffrey Richter

2. http://en.wikipedia.org/wiki/United_States_House_Committee_on_Small_ Business

3. http://www.ftc.gov/opp/global/berends.shtm

4. http://www.census.gov/econ/smallbus.html

5. http://epress.anu.edu.au/anzsog/critical/mobile_devices/ch08s02.html

6. http://www.leg.bc.ca/38th3rd/1st_read/m218-1.htm

7. Sergey Kashin. Three rates of business. Magazine "The secret company" № 12 (51) 03.29.2004.

8. Sysoev, S., G. Croke Director of The Big Book Store - St. Petersburg: St. Petersburg, 2009.

9. Evaluation of business. Textbook /. Ed. AG Gryaznova, MA Fedotova. Moscow: Finances and Statistics, 1999.

10. Small business loans. http://www.pro-credit.ru/press/analitika/article-item_1940.

11. Small Business Ed. VJ Gorfinkel. M.: KnoRus, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.