Научная статья на тему 'Розничная торговля в системе потребительского рынка региона'

Розничная торговля в системе потребительского рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьяненко А. Е., Иванова О. И.

В статье рассматриваются вопросы сущности и структурных элементов потребительского рынка региона, разрабатывается методика его исследования. На материалах Ставропольского края анализируется розничная торговля, как доминирующий структурный элемент потребительского рынка, осуществляется их прогнозирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничная торговля в системе потребительского рынка региона»

Демьяненко А.Е., Иванова О.И.

Ессентукский институт управления, бизнеса и права

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы сущности и

структурных элементов потребительского рынка региона, разрабатывается методика его исследования. На материалах Ставропольского края анализируется розничная торговля, как доминирующий структурный элемент потребительского рынка, осуществляется их прогнозирование.

Ключевые слова: Потребительский рынок, розничная торговля, регион, региональная экономика, анализ, моделирование, прогнозирование.

Abstract: In the article the questions of of essence and of structural elements of of the consumer market of region, is being developed technique of its of the study. On the materials of of the Stavropol Territory is analyzed retail trade, as the dominant structural element of of consumer market, carried out by their forecasting.

Keywords: Consumer Products, Retail, region, regional economics, analysis, modeling, and forecasting.

На основе имеющихся ресурсов и возможностей в регионах функционируют отрасли и виды экономической деятельности, включающие: сферу производства товаров - аграрный сектор экономики, промышленность (в составе добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды), строительство; сферу услуг - прежде всего, транспорт и связь, а также функционирующий, на основе доходов и соответствующих расходов, потребительский рынок, структурными элементами которого являются розничная торговля, общественное питание и платные услуги населению.

Главной результативной характеристикой деятельности регионов является валовой региональный продукт, в составе которого выделяются, с одной стороны, валовое накопление основного капитала, идущее на затраты, связанные с улучшением материальных и нематериальных активов, а также на пополнение основных фондов, с другой стороны - конечное потребление домашних хозяйств в

виде расходов и социальных трансфертов в натуральной форме (служащее базисом дальнейшего развития потребительского рынка).

Алгоритм исследования локального потребительского рынка включает ряд этапов. На первом этапе осуществляется ситуационно-трансформационный анализ развития в регионорозничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, как порознь, так и в сумме, в виде потребительского рынка.

Логика второго этапа заключается в оценке сопоставимых объёмов товаров и услуг, необходимых для нивелирования наблюдающихся инфляционных процессов и расчётов в динамике физических объёмов экономической деятельности.

При анализе совокупности структурных элементов потребительского рынка, а также исследовании этого рынка в системе региональной экономики, с целью сравнимости разнокачественных экономических показателей (например, численности занятых в экономике, объёмов основных фондов, денежных доходов населения, площади земельных угодий и т.п.), осуществляется нормализация анализируемых характеристик, посредством сравнения исходных данных со средними в динамике или по совокупности регионов.

Диалектика третьего этапа исследования предполагает экономикоматематическое моделирование наблюдающихся закономерностей развития и характерных взаимосвязей результатов и факторов производства, на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Исходя из полученных характеристик, на четвёртом этапе осуществляется оценка эластичности региональной деятельности (в динамике по конкретному субъекту Федерации, или в статике по совокупности регионов), позволяющая выявить меру использования имеющихся объективных возможностей производства.

Специфическим, итоговым этапом является прогнозирование экономического развития региональной экономики, с учётом, как важнейшей экономической характеристики в виде валового регионального продукта, так и конкретных видов и отраслей экономической деятельности.

В рамках предложенного алгоритма осуществлён ситуационнотрансформационный анализ (ситуационный - с позиций сравнения различных характеристик за отдельные годы; трансформационный - в рамках сравнения той или иной характеристики в анализируемой динамике), проведены расчёты с экономико-математическим моделированием и прогнозированием развития Ставропольского края, включая потребительский рынок региона.

Общий объёмоборота этого рынка по Ставропольскому краю в 2010г. равен 363201 млн. руб. [1, 2]. Его структурными элементами являются розничная

торговля (274400 млн. руб.), общественное питание (16404 млн. руб.) и платные услуги населению (72397 млн. руб.), при явном доминировании розничной торговли (73,6%) и значительном удельном весе платных услуг населению (21,7%).

В динамике оборот розничной торговли региона, как видно из фактических данных в текущих ценах (табл. 1) увеличился за анализируемый период с 12705 млн. руб. в 1998г. до 274400 млн. руб. в 2010г., то есть, в 21,6 раз, что почти в 2 раза превышает соответствующие темпы роста валового регионального продукта края.

Следует также отметить, что в отличие от ВРП, по которому было отмечено существенное замедление в 2009г. (когда прирост, по сравнению с предыдущим годом, составил только 1,1%), по объёмам розничной торговли в крае очевидно последовательное и непрерывное увеличение (в том числе, в 2009г. к 2008г. на 12,5%).

Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли Ставропольского края

Г оды и периоды Фактические значения, млн. руб. Цепные индексы, % Сопоставимые значения, млн. руб.

Данные по годам

1998 12705 101,8 86723

1999 22570 89,8 77877

2000 30400 114,7 89325

2001 39461 109,8 98079

2002 49904 112,2 110045

2003 60500 108,1 118958

2004 79900 117,8 140133

2005 101400 114,4 160312

2006 123900 114,2 183076

2007 158700 118,2 216396

2008 203600 111,5 241282

2009 229000 101 243694

2010 274400 112,6 274400

Среднегодовые данные по периодам

1999-2002 35584 106,6 93831

2003-2006 91425 113,6 150620

2007-2010 216425 110,8 243943

Однако, по годам анализируемой динамики наблюдается значительное колебание индексов физических объёмов розничной торговли, в процентах к предыдущему году: при снижении на 10,2% в 1999г. (соответствующий индекс составил 89,8%) и приросте от 1-1,8% в 1998г. и 2009г. до 14,2-18,2% в 2000г., 2004-2007гг. С учётом фактического оборота розничной торговли в 2010г. на уровне 277400 млн. руб., а также его индексов физических объёмов за 1999-2010гг.,

по годам анализируемой динамики определены сопоставимые объёмы изучаемого показателя.

Проведенные расчёты показали, что итоговые сопоставимые характеристики розничной торговли края за 1998-2010гг. разнятся в 3,16 раз, от 86723 млн. руб. в 1998г. до 274400 млн. руб. в 2010г., а среднегодовой прирост составил 15640 млн. руб.

В отличие от валового регионального продукта, сопоставимый объём которого несколько снизился в 2009г., соответствующие характеристики розничной торговли возрастали во все годы анализируемой динамики. После некоторого замедления роста в 2009г., а в 2010г. наблюдается значительное увеличение (на 12,6%) изучаемого показателя.

Важная информация явствует из анализа индексной детерминирован-ной модели динамики розничной торговли региона, которая характеризует влияние индекса физического объёма (^) и индекса цен (^) на интегральный индекс фактического товарооборота (^):

V = ^%; 21,598 = 3,164*6,826

Как видно, наблюдающийся рост розничной торговли края в текущих ценах в 21,598 раз за 1998-2010гг. определяется, прежде всего, ростом цен в 6,826 раз, на фоне меньшего (3,164 раза) увеличения физических объёмов товарооборота. Несложно определить, что влияние роста цен в 2,157 раза больше влияния роста физических объёмов розничной торговли.

О динамической закономерности изменения сопоставимых объёмов розничной торговли Ставропольского края свидетельствуют среднегодовые четырёхлетние данные: 93831 млн. руб. в 1999-2002гг., 150620 млн. руб. в 20032006гг. и 243943 млн. руб. в 2007-2010гг.

Сравнительный анализ этих данных свидетельствует о том, что во втором периоде, по сравнению с первым, прирост оборота розничной тор-говли составил 56789 млн. руб., увеличившись в третьем, по сравнению со вторым периодом, на 93323 млн. руб.

Наличие ярко выраженной закономерности позитивного развития розничной торговли в регионе позволяет, на основе традиционного корреляционнорегрессионного анализа выявить характерные параметры лучших, среди ряда возможных, моделей зависимостей сопоставимых оборотов розничной торговли края (У, млн. руб.) от фактора времени (^ годы по порядку).

У = 65863,8exp(0,1114)t; D=0,977;F = 459

У = 96331 - 13978t + 3901,5^ - 137,1t3; D=0,994;F = 465

Поскольку коэффициенты корреляции близки к единице, очевидно наличие очень тесной связи оборота розничной торговли с фактором времени. Судя по коэффициентам детерминации приведенных лучших моделей, в первом случае временным фактором определяется 97,7% колебле-мости результативного признака, во втором случае 99,4%.

Расчётные данные свидетельствуют о том, что приведенные регрессионные модели адекватно описывают реальную действительность, особенно при использовании кубической функции, с минимальной ошибкой аппроксимации.

Экстраполяция расчётных данных, на основе использования лучших регрессионных моделей, позволяет оценить прогнозные характеристики оборота розничной торговли на 2011г.: в рамках позитивного сценария (по

экспоненциальной модели) 313309 млн. руб., 114,2% к факту 2010г.; нега-тивного сценария (по кубической модели) 289154 млн. руб., 105,4% к 2010г.; инерционнореалистического сценария 301232 млн. руб. (109,8% к 2010г.).

Сопоставимые объёмы потребительского рынка рассчитаны по годам как сумма его структурных элементов (розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению). Соотношение полученных значений позволило рассчитать индексы физических объёмов, по которым в анализируемой динамике наблюдаются существенные различия в процентах к предыдущему году: от снижения на 2,5% в 1999г. (соответствующий индекс составляет 97,5%) до прироста на 15,7-16,3% в 2004г. и 2007г. (с индексами 115,7 и 116,3%).

Как видно, после снижения в 1999г., далее сопоставимые параметры оборота потребительского рынка постепенно и существенно повышаются. В целом за 19982010гг. они возросли в 2,783 раза, при среднегодовом приросте за исследуемый период на 19390 млн. руб.

Сравнение сопоставимых объёмов розничной торговли и потреби-тельского рынка в целом позволило выявить, что в динамике доля важнейшего структурного элемента существенно возрастает: от 63,9% в среднем за 1999-2022гг. до 69,8% в 2003-2006гг. и 73,7% в 2007-2010гг.

Наряду с этим, исходя из полученных данных, можно сформировать индексную модель динамики оборота потребительского рынка, характеризующую влияние индекса физического объёма (^ и индекса цен (1р) на интегральный индекс оборота потребительского рынка в текущих ценах (1ф):

V = ^%; 20,62 = 2,783*7,409

Таким образом, наблюдающийся рост оборота потребительского рынка края в текущих ценах за 1998-2010гг. в 20,62 раза был обусловлен, с одной стороны, ростом цен в 7,409 раз, с другой стороны, увеличением физических объёмов в 2,783 раза. При этом, значимость роста цен в 2,662 раза выше значимости роста физических объёмов.

О трансформациях оборота потребительского рынка Ставропольского края свидетельствуют среднегодовые четырёхлетние данные, составляющие в сопоставимой оценке, соответственно, 146729 млн. руб. в 1999-2002гг., 215792 млн. руб. в 2003-2006гг. (с приростом на 69063 млн. руб.) и 331139 млн. руб. в 2007-2010гг. (с приростом на 115347 млн. руб.).

Корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить конкретные параметры зависимостей сопоставимых объёмов оборота потребительского рынка края (У, млн. руб.) от фактора времени (^ годы по порядку). Среди возможных моделей, лучшими оказались экспоненциальная и кубическая. Судя по коэффициентам детерминации, в зависимости от модели, временным фактором объясняется от 98,9 до 99,6% изменчивости результативного признака.

Подставляя в модели с абсолютными характеристиками временной параметр 2011 года ^ = 14), можно определить прогнозные характеристики оборота потребительского рынка на следующий, после последнего отчётного 2010г., год в размере: позитивный сценарий (по экспоненциальной модели) 409593 млн. руб., 112,8% к факту 2010г.; негативный сценарий (по кубической модели) 381119 млн. руб., 104,9% к 2010г.; инерционный сценарий 395356 млн. руб. (108,9% к 2010г.).

Как показали расчёты, в ближайшей перспективе в общем обороте потребительского рынка доля розничной торговли будет возрастать от 75,6% в 2010г. до 76,2% в 2011г.

Итоговая характеристика динамики экономического развития Ставропольского края за 1998-2010гг. позволила выявить сопоставимые оценки (в нормализованном виде, в баллах, на основании сравнения исходных значений каждого показателя по годам с их среднегодовыми параметрами) валового регионального продукта, основных отраслей и ресурсного обеспечения региональной экономики.

Анализ полученных данных свидетельствует о корреляции важнейшего результативного показателя региональной экономики в виде сопоставимых объёмов валового регионального продукта, прежде всего, от сопоставимых объёмов продукции промышленности и сельского хозяйства, оборота потребительского рынка, а также сопоставимых характеристик живого и прошлого труда.

Об этом наглядно свидетельствуют, как парные, так и частные коэффициенты корреляции (с соответствующими коэффициентами детерминации), которые можно расположить в определённом ранжированном ряду.

В системе анализируемых факториальных признаков по характеристикам тесноты связей с валовым региональным продуктом приоритетно выделяются потребительский рынок и обеспеченность инвестиций в основной капитал кредитами, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Следующая, по значимости, группа факториальных признаков региональной экономики включает численность занятых в экономике, основные фонды, среднедушевые доходы населения (характеризующиеся, по существу, детерминированной связью с потребительским рынком).

Менее существенными или несущественными, в системе изучаемых факториальных признаков, показателями являются индекс потребительских цен, удельный вес розничной торговли в потребительском рынке, характеристики строительства и обеспеченности основных фондов инвестициями.

Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ позволил, с учётом выявления и сравнительной оценки различных (по составу факториальных признаков) функций, обосновать приведенную далее лучшую регрессионную модель:

У = -15,4 + 0,216X1 + 0,159Х2 + 0,262Х3 + 0,443Х4 + 7,484Е-02Х5; Я=0,999;

D=0,998;F = 736, где

У - валовой региональный продукт, баллы;

Х1 - оборот потребительского рынка, баллы;

Х2 - объём продукции промышленности, баллы;

Х3 - объём продукции сельского хозяйства, баллы;

Х4 - численность занятых в экономике, баллы;

Х5 - обеспеченность инвестиций в основной капитал кредитами, баллы.

Об адекватности полученной модели реальной действительности свидетельствует не только приближающиеся к единице коэффициенты тесноты связей и крайне высокий критерий Фишера, но также тот аспект, что фактические и расчётные значения валового регионального продукта (при подстановке в модель

исходных характеристик факториальных признаков) по годам анализируемой динамики по существу совпадают.

Важной информацией обладают частные коэффициенты детерминации, свидетельствующие о том, на сколько процентов колебание валового регионального продукта обусловлено влиянием соответствующих факториальных признаков.

В ранжированном ряду они располагаются в определённом порядке. Максимальной значимостью характеризуется потребительский рынок (30,7%), который более чем на 2/3 представлен розничной торговлей. Далее следуют: сельское хозяйство (20,1%), во многом обеспечивающее потребительский рынок региона; кредитное покрытие инвестиций в основной капитал (19,4%); промышленность (17%) и занятость населения в экономике (12,8%).

В итоге применения расчётно-конструктивного метода, на основе многофакторной регрессионной модели, предвидится в ближайшей перспективе среднегодовой рост валового регионального продукта Ставропольского края, в размере 111,1% по оптимистическому сценарию, 99,9% - по негативному и 106% -по инерционно-реалистическому (при 109,4% в среднем за 1998-2010гг.).

Литература

1. Статистический ежегодник. Ставропольский край, 2011. - Ставрополь: Ставропольстат. - 2011.

2. Финансы Ставропольского края (2000-2010гг.). - Ставрополь:

Ставропольстат. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.