Научная статья на тему 'Рождество, христиане и евреи'

Рождество, христиане и евреи Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
10
2
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Рождество, христиане и евреи»

экстремистов, которые без труда расправляются со всеми несогласными, угрожая им обвинениями в расизме. Так что оппозиция смиренно идет на одну уступку за другой, ища прибежища в анонимности.

Недавно один журналист позвонил пяти ведущим профессорам-египтологам и спросил их, что они думают по поводу теории о негритянско-египетском происхождении западной цивилизации. Все они сказали, что это чушь. В то же время ни один из них не разрешил, чтобы его имя было названо в связи с такой рискованной, «политически некорректной» позицией.

Нет сомнений в том, что мультикультурализм затуманивает и дезориентирует умы десятков тысяч наших учащихся - в основном черных учащихся. Это не педагогическая реформа. Это педагогическая и американская трагедия.

1991

РОЖДЕСТВО, ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ1

В былые времена, задолго до появления понятия, да и самого выражения «учиться уважению к чувствам других», всевозможные религиозные общины в нашем многоликом обществе выработали стратегию того, как им сосуществовать друг с другом. Эта стратегия была основана на такте и осмотрительности. Поскольку в те времена американское общество было более провинциально, более ограниченно, чем сейчас, то и уважение и разумность были действенны только до определенного предела. Но я смею утверждать, что они были намного действеннее, чем стратегия наших дней, которая, призывая нас быть бесконечно «чуткими» к другим, -особенно «воинствующе» другим, - на самом деле побуждает самозванных представителей меньшинств становиться все более агрессивными, неразборчивыми и недальновидными. Хотя религиозная дискриминация, слава богу, резко ослабла за последние 50 лет, но это становится заметным только на индивидуальном уровне, бесспорно, самом важном. Что же касается, по выражению наших либералов, «межгрупповых» отношений, т.е. отношений на общественном уровне, то, похоже, они ухудшаются по мере того, как очередной вариант «плюрализма» постепенно сам пожирает

1 Christmas, christians, and jews: National review. - N.Y., 1988. - Dec. 30 -Р. 26-27.

себя. Возникают опасения, что в конце концов мы увидим печальные последствия и на индивидуальном уровне.

Еврейско-христианские отношения служат характерным примером, и нынешнее Рождество представляется подходящим временем для размышлений на эту тему. У меня сложилось твердое ощущение, что в то время как личные отношения между христианами и евреями сейчас намного лучше, чем когда бы то ни было, состояние напряженности между двумя религиозными общинами усиливается. И дело тут не в «возрождении антисемитизма», как утверждают некоторые еврейские организации. Свидетельства такого возрождения мы можем находить только среди негритянского населения, и, поскольку это явление столь же необъяснимо, сколь и иррационально, принимая во внимание огромный вклад евреев в дело борьбы за равенство и гражданские права, никто, по сути дела, не знает, что можно сделать по этому поводу. В любом случае христианство не имеет ничего общего с антисемитизмом черных, который представляется каким-то странным, доморощенным видом расизма, не вызывающим никакой симпатии среди белых христиан. Тот антисемитизм, что еще присутствует в обществе в целом, носит прежде всего социальный характер - нежелание ассимилировать евреев в общественные дела и общий досуг нееврейской части общества. Такая дискриминация порождает некоторые малоприятные побочные эффекты на служебном и профессиональном уровнях, хотя в целом американским евреям удавалось до сих пор избегать этих побочных эффектов. В любом случае, будучи евреем, который не очень-то и хочет принять участие в такой ассимиляции, я вполне могу ужиться с этим.

Но растущее сейчас состояние напряженности между евреями и христианами мало связано с традиционной дискриминацией, зато имеет прямое отношение к усилиям либералов, среди которых, к моему великому сожалению, евреи выделяются и числом и весом, воздвигнуть стену, разделяющую религию и общество под видом разделения между церковью и государством. Исходя из верной предпосылки, что с точки зрения закона и Конституции мы не являемся христианской нацией, ведущие еврейские организации приходят к абсурдному выводу, что мы ни в каком смысле не можем быть названы христианским обществом. Они, конечно, знают, что подавляющее большинство американцев - христиане, но настаивают на том, чтобы религия христиан была исключительно их частным делом, не имеющим прав на общественное проявление

или уважение. Настаивать на этом - значит проявлять прискорбное незнание истории, социологии и психологии.

Это незнание очевидно и в той двусмысленности, какой отличается отношение тех же самых еврейских организаций к положению в Израиле. Неужели они думали, что может существовать еврейское государство, населенное евреями, но с чисто светским обществом? Или что еврейское правительство в еврейском государстве могло бы решительно и беспристрастно игнорировать традиционные религиозные чувства евреев? Учитывая, что поначалу сионистское движение вдохновлялось безрелигиозными и националистическими идеями, многие жители Израиля, по существу, соглашались с таким ходом рассуждений. Однако со временем этот взгляд подвергся исправлению. Никто сегодня в Израиле не выражает протеста по поводу того, что вся пища в израильской армии - кошерная, хотя в первые годы становления государства этот вопрос и служил предметом споров. С течением времени произошли и другие перемены подобного рода. В Израиле, по-прежнему являющим собой странный гибрид - светское, но еврейское государство1, - уже не происходит дискуссий о разделении церкви и государства, а дебатируются только пределы вмешательства религии в жизнь общества и государства. В Израиле существует та же степень веротерпимости, что и в Соединенных Штатах, и христиане и мусульмане могут свободно и беспрепятственно исповедовать свою религию. Но израильское правительство прерывает свою работу на праздник Йом-Киппур, а не на Рождество.

Разумеется, Соединенные Штаты - не Израиль. Ни в конституционном смысле, ни в смысле традиций США не являются христианским государством - только светским. Более того, Соединенные Штаты - плюралистическое общество, в отличие от Израиля, который таковым не является, не хочет и не может быть. («Закон о возвращении» гарантирует всем евреям - и только евреям -право приезжать и поселяться в Израиле.) Но тот факт, что Рождество признано официальным праздником по всей территории США, говорит о том, что светское правительство этой христиан-

1 Во всем мире, кроме ушедшего от нас СССР, понятия «еврей», «еврейский» носят вероисповедный смысл (как это было и в старой России - «вероисповедание: иудейское»). Только советская власть придала понятию «еврейство» сугубо светский, этнический характер, что вполне согласно с марксистским отношением к религии. - Прим. перев.

ской нации относится хотя бы с минимальной долей уважения к чувствам христиан.

Я не вижу в этом ничего плохого, так же как и в том, что государственные школы в Нью-Йорке закрыты в день Йом-Киппура. Простое здравомыслие и осмотрительность подсказывают нам, что светское правительство не должно без особой нужды поступать наперекор религиозным чувствам своих граждан. Тут нужны дипломатия и тактичность, а не бесцеремонное требование жертв, как на том постоянно настаивает Американский союз гражданских свобод1. К сожалению, многим евреям, видимо, кажется, что крайний секуляризм АСГС служит им лучшей гарантией религиозного, социального и политического равенства. Поскольку я убежден, что такой экстремальный секуляризм contra naturam2, - если только он не относится к нации атеистов или агностиков, а Соединенные Штаты не являются такой нацией - я также верю, что американская еврейская община пребывает в заблуждении, разделяя господствующее сейчас догматическое понятие о том, как должны складываться отношения между двумя религиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еврейская точка зрения насчет того, что религия должна быть исключительно частным делом, без какой-либо общественной функции, представляет собой вполне понятную реакцию небольшой религиозной общины, у которой сохраняются отчетливые воспоминания о долгих годах официального антисемитизма, дискриминации и преследований. Но неумолимая истина состоит в том, что евреям не удастся навязать эту точку зрения христианскому большинству в Соединенных Штатах. Она слишком радикальна - по существу, настолько радикальна, что даже сейчас главные еврейские организации не доходят до того, чтобы выступить против статуса Рождества как национального праздника, или Йом-Киппура как местного праздника в некоторых населенных пунктах, или множества других традиционных вторжений религиозных обычаев и ритуалов в общественную жизнь.

Одной из причин того, что американские евреи всерьез поверили в возможность почти полного отделения религии от общества, послужила позиция ведущих протестантских организаций, либерализм которых был больше направлен в сторону социальных реформ, чем религиозной веры. Евреи предпочитают сравнительно

1 Крайняя леволиберальная организация, борющаяся за всевозможные «права меньшинств». - Прим. перев.

2 Противоестествен (латин.) - Прим. ред.

«прохладные» разновидности христианства, которые, по их мнению, не способны привести к христианскому антисемитизму того типа, с каким наши еврейские предки сталкивались на протяжении столетий в Европе. Такой взгляд вполне понятен. Но это провинциальный взгляд, идущий вразрез с сегодняшней реальностью, и вот почему.

Во-первых, тот антисемитизм, что более всего угрожал евреям на протяжении нашего столетия и угрожает до сих пор, - не христианский антисемитизм. Это неоязыческий антисемитизм (нацистский и фашистский), или антисемитизм мусульманского фундаментализма, или марксистский антисемитизм, или просто - националистический, шовинистический антисемитизм, какой имеет место в Японии (как это ни нелепо!) или в Латинской Америке. Наши же главные еврейские организации почти гипнотически и уж, безусловно, атавистически ориентированы в сторону прошлого, а не настоящего и не будущего.

Во-вторых, совершенно неосновательно уповать на то, что либерально-модернистское христианство среди протестантов навсегда останется «движением будущего» и что христиане уже никогда не станут более набожными. Со времени окончания Второй мировой войны и Катастрофы1 многие американские евреи ощутили тягу к тому, чтобы так или иначе стать «более евреями». Но при этом американская еврейская община в целом - за неизменным исключением ультраортодоксальных евреев, которым в принципе безразлично христианство, - с изумлением, более того, с нескрываемой тревогой обнаружила, что происходит также и некое подобие христианского возрождения, в основном среди евангелического крыла протестантизма. И еврейские организации продолжают беспокойно искать признаки антисемитизма среди «заново рожденных» христиан, преувеличивать значение тех немногих подтверждений, какие им удается найти, и ждут, когда это явление исчезнет. Я верю, что эра атеизма находится на исходе, что евреи (те из них, во всяком случае, кто хочет остаться евреями) станут в большей степени евреями, христиане станут в большей степени христианами, мусульмане - в большей степени мусульманами, индуисты - большими индуистами и т. д.

Американские евреи полностью не готовы к этому новому миру, где христиане желают укрепиться в своем христианстве без

1 Холокост - гибель 6 млн. евреев во время Второй мировой войны. -Прим. перев.

особой нужды становиться антисемитами. Они вообще сомневаются в самой возможности такого оборота событий. Но мне хочется поразмыслить над этой возможностью. Посему я и отказываюсь возмущаться скульптурной сценой Рождества, поставленной у здания муниципалитета, или школьниками, поющими рождественские гимны в государственных школах и даже разыгрывающими на школьной сцене рождественское «действо»1. Там, где преобладают христиане, этого и следует ожидать, и евреи вполне могут быть способны с этим ужиться.

Собственно говоря, мы, евреи, всегда с этим уживались - в Америке моих школьных лет - до того, как суды стали воинствующими проводниками атеизма. Безусловно, наш душевный покой зависел тогда от того, насколько наши сограждане-американцы, которые были христианами, проявляли необходимую степень такта и осмотрительности. Директору школы, где я учился, приходилось иметь дело с ученическим составом, где половина или около того были евреями. Во время общих собраний он читал нам вслух Библию, но читал из Псалтири - наиболее межконфессиональной книги Писания.

Такт и осмотрительность - вот, по-видимому, две добродетели, которые должны стать и для евреев, и для христиан ключом к достойным отношениям между двумя религиозными группами. Я думаю, что для евреев будет верхом неразумия производить впечатление антихристиан, так же как и для христиан - выглядеть антисемитами. Тут потребуется немало доброжелательной дипломатии, но наши религиозные руководители должны быть способны на это.

На предстоящее Рождество в моем доме не окажется елки, как не было ее на этот праздник прежде и не будет впредь. Но я не антихристианин и не вижу ничего дурного в том, что христианское большинство устанавливает елки на Рождество в общественных местах. Более того, мне присуще то, что я расцениваю как теологически позитивный взгляд на христианство. Подобно величайшему богослову иудаизма в нашем столетии, Францу Розенцвейгу, я воспринимаю христианство как религиозную сестру иудаизма, как форму «иудаизма для неевреев». Я вполне понимаю, что многих

1 Все эти традиционно американские рождественские ритуалы были объявлены неконституционными Верховным судом США и фактически запрещены под влиянием атеистически-либерального лобби. Соответствует Конституции только Дед Мороз. - Прим. перев.

христиан подобные богословские взгляды не удовлетворят и покажутся им даже несколько высокомерными, - точно так же, как я нахожу несколько высокомерным христианский взгляд на иудаизм как на всего лишь необходимую прелюдию к христианству. Но каковы бы ни были реальные богословские различия, они не должны мешать способности мирному сосуществованию двух религий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1988

ХРИСТИАНСТВО, ИУДАИЗМ И СОЦИАЛИЗМ1

Во-первых, хочу сказать вам, какая это честь для меня: читать проповедь богословам - заслуженным, начинающим и шаидие82. Делаю я это не в первый раз. Могу припомнить три случая за последние пять лет, когда мне пришлось выступать перед большими группами «озабоченных священнослужителей» в разных американских городах. Я всегда говорю им одно и то же. Советую поменьше интересоваться политикой и вместо этого поинтересоваться религией. И не было еще случая, чтобы они выказали желание следовать моему совету.

Меня называют неоконсерватором, и что бы это ни означало, но термин предполагает общую идеологическую позицию, с какой я выступаю. Хочу еще, чтобы было ясно, что я выступаю и как неоортодоксальный еврей, - по своим взглядам, во всяком случае. Это значит, что я не соблюдаю всех религиозных предписаний, но в принципе весьма расположен к ортодоксальному иудаизму. Касаясь религии, я говорю о ней как посвященный; но там, где речь заходит о христианстве, совершенно ясно, что я чужак. Отметив это, я отнюдь не собираюсь вступать в полемику. Но мне кажется, что принадлежность к иудаизму или христианству влияет на наше отношение к капитализму.

Ортодоксальные евреи никогда не чурались бизнеса; у христиан - другое отношение. Коммерческая деятельность, существо-

1 Сокращенный перевод доклада (Christianity, judaism, and socialism // Capitalism and Socialism: A theological inquiry. - Wash., 1979), прочитанного 9 июля 1979 г. на богословской конференции, организованной Американским институтом предпринимательства (American Enterprise Institute). Институт придерживается консервативных позиций, хотя и не связан ни с одной политической партией США. - Прим. перев.

2 Несостоявшиеся (франц.). - Прим. ред.