Научная статья на тему 'Рождественский бал для старшеклассников или как сделать развлекательное мероприятие воспитательным'

Рождественский бал для старшеклассников или как сделать развлекательное мероприятие воспитательным Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
496
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рождественский бал для старшеклассников или как сделать развлекательное мероприятие воспитательным»

Федотова Т. М.,

учитель начальных классов и основ православной культуры

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ38

МОБУ СОШ № 5 г. Таганрог

«Главная цель средней школы - воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание - это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере».

Д.С. Лихачев

Воспитание детей - очень давний процесс, оттого он кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности это не так. В древности воспитание считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Например, нам всем не нравится, когда нас учат жить. Если меня учат жить, значит, со мной что-то не в порядке? Личность моя задета, мы напрягаемся, мы злимся, мы повторяем вслед за Эллочкой «людоедочкой» из романа Ильфа и Петрова: "Не учите меня жить!" Или мы говорим: "Хватит меня воспитывать! Я не маленький!"

Но даже и маленькие, чуть ли не трехлетние, не любят, когда их воспитывают, и каждый ребенок неслышно кричит своей маме: "Я знаю сам! Сам умею!" А старшеклассник - тот прямо может сказать: "Не стой над душой!". Да ведь и все великие педагоги писали, что воспитание должно быть незаметным. Не стой над душой!

И вот, чтобы избежать морализаторства, можно подойти к делу с другой стороны. Так возникла идея проекта «Рождественский бал для старшеклассников или как сделать развлекательное мероприятие воспитательным».

Для начала мы объявили о желании провести бал самим ребятам. Предложение было встречено на «Ура!». Им уже все нравилось. Что-то незнакомое, ужасно интересное и красивое притягивало, как магнит. Они теребили нас рас-

38

Fedotova T. M. The Christmas ball for seniors or how to make the entertaining action educational.

спросами, сами предлагали идеи, строили планы. Конечно же, в голове у них были только танцы и костюмы. Мы не останавливали их, но понимали: если только танцы, тогда это, простите, дискотека XIX века, не больше. Нам хотелось другого: наполнить мероприятие нравственным содержанием. Чтобы по окончании бала, когда улягутся все эмоции, пройдет эйфория, в памяти возникли сюжеты, образы, впечатления, которые заставляют задуматься, заглянуть в себя, вспомнить, а что говорили по этому поводу их ровесники. Поэтому, разрабатывая сценарий, помимо танцев, мы попробовали еще ввести форму диалога самих участников бала, а для этого тщательно выбирали темы. Из истории: на самих балах также велись диалоги, устраивались диспуты, даже возникали споры. В России сезон балов начинался после Рождества, а Рождество, как известно, это время добрых дел. С этой фразы мы и начали наш первый бал в 2013 году. Помогая кому-то, ты делаешь жизнь другого человека радостнее, даришь ему тепло своего сердца. А что в этот момент происходит с тобой? С твоим сердцем? Когда человек может быть по-настоящему счастлив? Участников бала эта тема затронула. Сразу же вспомнились слова нашего земляка Антона Павловича Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». Кто-то добавил, что слова «Спешите делать добро» принадлежат и главному врачу московских тюремных больниц Федору Петровичу Гаазу. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте его памятника.

Нашлись такие, что возразили словами Василия Макаровича Шукшина: «Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро - это доброе дело, это трудно. Это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла». Диалог получился живым и интересным. Вспомнили многих людей, послуживших Родине и нашему народу. К концу бала задумались: оказывается, помогая другим, человек делает счастливым прежде всего себя. Выводы получились неожиданными. Когда же человек может быть по-настоящему счастлив? Привожу несколько ответов школьников:

- когда умеет уступать и прощать; - когда знает, что он не одинок; - когда любит свою семью и Родину; - когда радуется каждому дню и за все благодарит Бога.

Бал 2014 ждали все с нетерпением. Разговоры о нем начались еще летом. Получив положительный опыт, мы решили расширить рамки проекта. И если на первом балу было только 30 человек, то на следующий год приняли участие в

нашем проекте уже вдвое больше старшеклассников нашего города. Ребята уже знали, что бал - это не только танцы. Они приняли это, согласились, многие даже стали предлагать свое участие в литературной части праздника. Тему выбирали вместе, обсуждали. В итоге, решили поговорить о защитниках нашего Отечества, о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» ( Иоанн, 15.13).

Участников стало намного больше, а мы, по-прежнему, расчитывали на диалог, поэтому, чтобы задействованными оказалось как можно больше ребят, мы распределили задания по группам. Таким образом, обсуждение предлагалось по следующим направлениям:

• тема «Герои Отечества» в литературе

• тема «Герои Отечества» в музыке

• тема «Герои Отечества» в искусстве

• великие полководцы: Ф.Ф.Ушаков, А.В. Суворов, П.С. Нахимов Выступления ребят сопровождались видеорядом, музыкой. Каждый мог дополнить, поспорить или высказать свое мнение. Такое живое общение было очень ценно для нас. Резюмировала все услышанное одна из участниц бала. Она сказала следующее: «Ребята, вы знаете, а мне сейчас очень хорошо. Мне так гордо и радостно за нашу великую Родину, за наш удивительный русский народ! Народ, который в нужде, лишениях, потерях не растерял самое главное - душу.

Народ, который умеет сострадать, милосердствовать, прощать, любить. Народ, который дал нашей Родине великих полководцев, офицеров и просто героев -рядовых солдат. Чьи подвиги вдохновили на создание мировых шедевров наших же художников, поэтов, писателей, композиторов. И сегодня особенно я поняла, что и мы все являемся неразрывным звеном в вековой цепи поколений: кто-то вчера, кто-то сегодня, ну а мы - завтра.

В этом году мы не изменили традиции. Бал вновь состоялся. Более того, он уже стал нашей доброй традицией. Теперь нас стало еще больше: подросли юные участники (возрастной рубеж у нас от 14 лет), а те, которые стали студентами и разъехались, были счастливы к нам присоединиться, т.к. время проведения бала - это зимние каникулы.

До сих пор рассказывая о технологии проведения праздника, я ничего не говорила еще об одной важной составляющей - это музыкальные номера. Я думаю, их смело можно назвать изюминкой нашего проекта. Между диалогами и танцами ребята радовали нас вокальными выступлениями, музицировали, читали стихи.

В этом году мы решили поговорить о красоте, о понятии «красота». И к нашей радости, здесь у ребят открылось широкое поле деятельности. Теперь я даже затрудняюсь сказать, чего больше они ждали - бала или подготовки к нему. Во первых, они предложили снять фильм, такой видеорепортаж на улицах нашего города: как люди разных возрастов понимают значение слова «кра-

сота»; во вторых, они попытались письменно сами поразмышлять на эту тему; в третьих, мы организовали фотовыставку и выставку картин на тему «Красота нашего мира», авторами которой были участники бала, ну и, в четвертых, еженедельные репетиции бальных танцев так сблизили и подружили ребят, что уже трудно было понять, кто из какого клуба или школы.

На сам бал выходили одной большой командой единомышленников, где практически каждый вложил свою лепту в подготовку мероприятия. И, мне кажется, это оказалось нашей маленькой победой.

Ниже я предлагаю несколько высказываний старшеклассников нашего города.

• Красота - это умение любить. Любить все живое, что нас окружает, весь Божий мир.

• Слово «восхищать» характеризует то, что должна вызывать у человека красота. Восхищать, значит забирать откуда-то. Забирать из нашего мира суеты, забот и горя - в Горний мир неземной красоты и любви.

• Красота - это то, что мы перестали замечать. Это то, на что обычно не смотрят люди, бегущие по улицам.

• Лично я преклоняюсь перед душевной красотой. Только благодаря ей, люди остаются людьми.

• Для духовной красоты не имеют значения национальность, расовая принадлежность или временные рамки. В любой стране, в каждом народе всегда будут ценны доброта, честность, порядочность, верность.

• Быть красивым внутренне гораздо сложнее, чем внешне, потому, что это огромный труд над собой. Женщине помада и тушь здесь не помогут, а мужчине недостаточно иметь крепкие мускулы и рациональное мышление. Внутренней красоты можно не достичь и к старости, а можно не терять ее с детства.

• Красота души есть у каждого, только не всякий хочет ее раскрыть. Многие так и довольствуются всю жизнь только своей внешностью. Так и живут с замкнутым сердцем и озлобленной душой. А в них может таиться целый мир! Но, чтобы заметить душевную красоту в другом человеке, нужно, прежде всего, развить эту красоту в себе.

• Настоящая красота призвана спасти мир, потому что способна вдохновить на подвиг.

Ну и, конечно, не могу не сказать про игры, которые были обязательной составляющей бала. Игры той эпохи. Это явилось для ребят настоящим открытием. Было очень весело, интересно, увлекательно, и при этом никто не визжал, не толкался, не было безумного азарта. Вообще, должна сказать, правила этикета, красивые манеры, уважительное отношение к девушкам, умение держать осанку было, наверное, самым трудным. Ребятам приходилось постоянно следить за собой, правильно сидеть, говорить, двигаться. Многие признавались, что и дома продолжали репетировать, пока не начинало получаться. Один из участников бала, после его окончания признался: «Ну, все, закончилось счастье, теперь только лета ждать».

Хмыз А. С

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ39

ГБОУ СОШ №579Приморского района Санкт - Петербурга, anastasia. aquarius@yandex. ru

Лето проходит, а вместе с ним наступает осень и школьная пора. Вот оно - долгожданное 1 сентября. Все ученики с красивыми портфелями идут на свои первые уроки в учебном году, казалось бы, учись и радуйся, но с началом учебного года приходят и первые проблемы.

39

Khmyz A. S. Electronic textbooks as a way of students healthkeeping / School №579Primorsky district of St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.