Научная статья на тему 'Рождение советской инновационной педагогики (к 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко)'

Рождение советской инновационной педагогики (к 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОПЫТ / EXPERIENCE / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / INNOVATIVE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Владимир Иванович

Возвращаясь к уникальному наследию А.С. Макаренко, автор убеждает читателя в том, что это был опыт создания советской инновационной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIRTH OF THE SOVIET PEDAGOGY INNOVATION (TO THE 125ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF A.S. MAKARENKO)

Returning to the unique heritage of A.S. Makarenko, the author convinces the reader that it was the Soviet experience innovative pedagogy.

Текст научной работы на тему «Рождение советской инновационной педагогики (к 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко)»

УДК 371.47.022 ББК 74.03

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ (К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С. МАКАРЕНКО)

Беляев Владимир Иванович,

доктор педагогических наук, профессор Московский областной педагогический университет

Аннотация. Возвращаясь к уникальному наследию A.C. Макаренко, автор убеждает читателя в том, что это был опыт создания советской инновационной педагогики.

Ключевые слова: воспитание, опыт, наследие, инновационная деятельность, инновационная педагогика.

THE BIRTH OF THE SOVIET PEDAGOGY INNOVATION (TO THE 125ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF A.S. MAKARENKO)

Belyayev V.I., doctor of pedagogical sciences, Professor Moscow Regional Pedagogical University

Abstract. Returning to the unique heritage of A.S. Makarenko, the author convinces the reader that it was the Soviet experience innovative pedagogy.

Key words: education, experience, heritage, innovation, innovative pedagogy.

Вокруг имени A.C. Макаренко кипели, кипят и будут кипеть страсти. Уникальные условия и фантастические результаты его работы не могут оставить человека равнодушным: он становится или приверженцем его педагогических идей или их противником. Есть, правда, исключения, примеры перебежчиков: от восторженности - к злобной критике его педагогики. Судьба таких людей для истории печально известна.

Сторонников педагога восхищают сам процесс, масштабы и результаты его новаторской деятельности: из малолетних правонарушителей были воспитаны не только полноценные граждане, а во многом образцы личности нового типа. Оппоненты утверждают: педагогика Макаренко - это «сталинская», «казарменная» педагогика, воспи-тытающая послушного исполнителя; коллектив нивелирует, подавляет личность, уничтожает её индивидуальность, воспитывает конформизм и т.д. В условиях демократизации общества его идеи неприемлемы (американцы, разрабатывая проект школы XXI-го века, использовали его идеи коллективного воспитания).

Спорным до сих пор остаётся вопрос о системном

применении опыта Макаренко в школе: мол, это педаго-

52

гика перевоспитания - для нарушителей, для колонии. Из его наследия можно взять только отдельные положения; условия, в которых работал педагог, совершенно не соответствуют современным и т.п. Сам педагог был убеждён в том, что он не «белая ворона» и что с ним «вместе более или менее одинаково думает всё наше советское учительство». Поэтому он «никогда не считал себя ни новатором в педагогической области, ни реформатором». Встречаясь с учителями, «я не помню, чтобы между мною и ими были какиенибудь принципиальные расхождения». (1, т. 4, с. 230).

Это был прорыв педагогического дела на принципиально новые позиции - рождение инновационной педагогики. Инновационные процессы являются локомотивом гуманистической педагогики. Инновационная педагогика -стратегический путь гуманизации образования, реализации идей свободы и неповторимости личности в воспитании и обучении.

Сущность понятия «инновация» связывается не только с созданием и распространением принципиальных новшеств, но с преобразованиями и изменениями в образе деятельности, стиле мышления педагога, который с этим

образом связан. Инновационная педагогика направлена на «создание человека будущего». Философское понимание ценностной сущности человеческой природы являет собой основополагающую методологическую основу для инновационной педагогики. Инновационные процессы в образовании требуют радикальных изменений, прежде всего, во взаимоотношениях педагога и учащихся - в переводе их на личностный уровень, в формировании творческой атмосферы сотрудничества, развитии диалога, открытости. (6, с. 140-141).

Основой эволюции образовательной системы является её самоорганизация. Это возможно только при условии её открытости. Система эволюционирует, взаимодействуя с окружающей средой, организуя и позитивно влияя на системы, которые образуют её окружение. Коэволюци-онность (диалектическое единство взаимодействия, развития и позитивного взаимовлияния системы на окружающую действительность) является главным принципом инновационных систем, основой их самоорганизации, самосохранения и саморазвития. Важнейшим принципом инновационной системы является также принцип опережения. Макаренко своими идеями намного опередил своё время, т.к. прорыв в будущее является сущностной характеристикой и смыслом инноваций.

Макаренко родился 1 (13) марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии. Его отец работал маляром в железнодорожных мастерских, а мать занималась домом. Семья жила дружно. Родители не получили образования, но хорошо понимали его значение и сделали всё, чтобы их сын «вышел в люди». Провожая сына в школу, отец был немногословен: «Пятёрки, Антон, только пятёрки... Докажи им!». Любознательный мальчик был первым по учёбе, хорошо пел, обладал прекрасным слухом, играл на скрипке, неплохо рисовал, обладал уникальной памятью. (1, т. 4, с. 343).

В 1904 г. Антон «на отлично» окончил городское училище. Выбор учительской профессии был случайным: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно». Отец сказал: будешь учителем, и я стал учителем. При училище были педагогические курсы. Весной 1905 г. Антон сдал экзамены, а 1 -го сентября народный учитель Макаренко приступил к работе в железнодорожном начальном училище. Учились там, в основном, дети рабочих. В этой школе Макаренко проработал девять лет, и этот опыт имел для него «большое значение».(1, т. 4, с. 294, 343).

Уже тогда он выделяется своей увлечённостью педагогической работой, заботливым отношением к детям. Его интересовали их настроения, бытовые условия, взаимоотношения с родителями. Макаренко разворачивает внеклассную и внешкольную работу с учащимися и их семьями. Он вспоминал: «Ученики жили в семьях. Я организовал бригады учащихся по территориальному признаку». Бригадиры каждое утро отдавали рапорт о том, что делается во дворах, как ведут себя ученики». С членами бригады «обходил квартиры, где жили ученики моей школы. Вот такие бригады, ... отдающие отчёт на общих собраниях, -прекрасный метод воздействия на семью» (2, с. 30-31; 1, т. 4, с. 375).

Этот фрагмент характеризует Макаренко как педагога творческого, ищущего новые пути в решении воспитательных задач. Уже тогда он понимал, что ограничиться только классной работой с детьми нельзя, что естественным помощником и союзником школы является семья, что родителям требуется педагогическая помощь со стороны школы. На уровне интуиции он уже тогда понимал, что педагогический процесс непрерывен во времени и пространстве, что его субъекты и объекты должны быть организованы и хорошо взаимодействовать. (3, с. 8).

Самое главное педагогическое достижение Макаренко в тот период - он стал хорошим учителем: «Когда он читал, замирал весь класс, и даже отъявленные сорванцы старались не проронить ни одного слова». Можно уверенно констатировать: если педагог плохой учитель, то он никогда не станет хорошим воспитателем. Фундамент будущих успехов Макаренко во многом был заложен именно в эти годы: он стремился не только учить детей, а и воспитывать их; пытался нащупать нетрадиционные пути взаимодействия с их семьями; стремился построить с ними доверительные, дружеские и содержательно богатые отношения. (2, с. 32; 3, с. 8-9).

Вскоре Макаренко уходит в другое училище, где был интернат, на должность «надзиратель». Антон понимал, что ему одному не под силу организовать жизнь шестидесяти детей. Поэтому он привлекает к себе в помощники школьников - дежурных по интернату. Он водит детей в походы и экскурсии: они разбивали лагерь, выставляли часовых, раскладывали костёр, готовили обед. (2, с. 43).

По существу, Макаренко создавал отряд российских скаутов (скаутизм в России организуется в 1910 г. и его «шефом» становится царь - Николай, 11-й). В советское время отношение к скаутам было резко отрицательное изобретение «буржуазной» педагогики, хотя советские пионеры многое позаимствовали у них. Но говорить об этом было нельзя, и рядом с именем Макаренко термин «скауты» не упоминался.

Но сейчас для нас важно другое: Макаренко уже тогда шёл в русле педагогической логики выдающихся педагогов прошлого. Так, например, И. Песталоцци, будучи один в Станцевском приюте, без помощников, с 80-ю деть-мисиротами в возрасте от 5 до 10 лет развернул воспитательную работу, опираясь на самих же детей. Обучение и воспитание органично сливались в единый педагогический процесс, который строился на естественном стремлении ребёнка к деятельности. (5, т. 1, с. 16-18).

Эти же черты видны и у Макаренко: организуется кружок «Берегите птиц»; готовятся праздники и спектакли; создаётся духовой оркестр, хор; педагог практически не разделяет свою личную жизнь и жизнь детей; основной акцент он ставит на воспитательной работе и на сплочении детей. Семья становится главным помощником во всех делах и начинаниях: даже те, у которых не было детей, приходили на школьную площадку «и восхищались человеком, который сумел так хорошо организовать десятки и сотни детей». (2, с. 44).

Эта разнообразная деятельность требовала больших знаний, культуры, осмысления. Макаренко много читает,

53

круг его интересов очень широкий. Он изучает произведения Коменского, Руссо, Ушинского. Макаренко в 1914 г. поступает в Полтавский Учительский институт, который давал хорошую теоретическую и практическую подготовку: при нём была образцовая школа, где студенты проходили практику. Здесь педагог приобщается к научноисследо-вательской работе: он представляет сочинение «Кризис современной педагогики», активно участвует в различных конференциях. Его особенно интересуют педагогика и гуманитарные науки. Название сочинения даёт основание утверждать: Макаренко не удовлетворяло современное состояние педагогики; его интересуют не отдельные проблемы, а педагогика в целом; чтобы браться за такую работу, нужна подготовленность, уверенность в себе, критичный ум; масштабность замысла выдаёт стремление и предрасположенность педагога к научноисследовательской работе (за неё он получил первую премию). (3, с. 9-10).

Отметим, что любознательность и ненасытное стремление к знаниям является одной из основных черт богато одарённой натуры. Работоспособность Макаренко поражала преподавателей. Он был организованным человеком: на лекции не опаздывал, его конспекты стали пособиями для многих студентов; он не допускал неряшливости в одежде; постепенно он становился центром студенческой жизни; к нему прислушивались и даже называли по имени и отчеству. Таким образом, есть всё, чтобы состоялся талант - одарённость, работоспособность, целеустремлённость, организованность. В характеристике, составленной педагогическим советом института, записано: «Выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию ... Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку». В июле 1917 г. Макаренко с золотой медалью закончил институт.

Он хотел продолжить учёбу в университете, но сложившиеся обстоятельства не позволяли этого, и он остаётся преподавать в образцовом высшем училище при институте. Этот небольшой отрезок педагогической деятельности также имел особое значение для Макаренко: он остаётся в родных стенах и периода адаптации практически не было; он работает с коллегами - профессионалами высокого класса; институт и училище представляли собой как бы учебный научный комплекс, где апробировались идеи, рождались новации и т.д. Это также характерно для многих педагоговноваторов: своеобразные учебные научные комплексы были созданы Платоном, Коменским, Песта-лоцци, Дистервегом, Ломоносовым, Ушинским, Шацким. (4, с. 167-181) .

В конце 1917 г. Макаренко возвращается в Крюково руководителем школы, которая была преобразована в высшее начальное училище. Занятия проходят в две смены, и педагог пропадает в ней с утра до вечера. Идёт гражданская война: одна власть сменяет другую, наступает голод, встаёт проблема выживания. И здесь Макаренко выдвигает и реализует оригинальную идею: он достаёт ордер на разработку заброшенного сада и огорода. Организуются бригады садоводов, огородников, цветоводов, отряд охраны, приглашается агроном, налажен учёт. (3, с. 12).

Подчиняясь диктату критического момента, Макаренко организует педагогическую работу в русле жизненной логики, но сохраняет при этом все её необходимые атрибуты: соединение игры и учёбы с общественно полезным делом; совместный производительный труд; привнесение радостного настроения и подъёма в работу; равноправие, открытость, самоуправление, педагогическое руководство. Осенью был собран хороший урожай и распределён пропорционально труду каждого. В школе создаётся хор, оркестр, открывается театр. Вновь создаются бригады по месту жительства: каждое утро бригадиры сдают рапорт. Усиливается взаимодействие школы с семьями учащихся, создаётся родительский комитет!.

Представляется, что именно здесь образуется исток его будущих педагогических новаций: небольшой по времени опыт совместной деятельности детей и взрослых давал такие воспитательные результаты, что Макаренко не мог потом его не вспомнить. Город занимают деникинцы, и педагог уезжает в Полтаву, где ведёт активную работу, участвует в педагогических дискуссиях, организует учительский профсоюз, открывает детский дворец - клуб.

В советское время дореволюционный период деятельности педагога не подвергался особо внимательному изучению по многим причинам. Однако его дальнейшие успехи были развиты на том, что он приобрёл в это время. Уже тогда он имел солидную теоретическую и практическую подготовку: с отличием закончил педагогическое училище, а затем и институт; за его плечами было несколько лет успешной работы в школе; им были предприняты опыты организации детского самоуправления, был осуществлён первый опыт совместного трудового воспитания; широко развита внеклассная и внешкольная работа.

Налицо были все основные предпосылки для создания нетрадиционной педагогической концепции. И когда он приступил к работе в колонии, ему было предельно ясно, что работать с колонистами традиционно, так, как это делали в прошлом или с обыкновенными детьми, нельзя, что в новых условиях необходимо искать иные подходы, что уже является началом инновационного подхода. Макаренко отмечал, что дореволюционная работа «дала некоторый опыт», так как ему «посчастливилось» работать в рабочей школе и всё время более или менее успешно. «За это время, представьте себе, сколько я передумал, перепробовал, сколько видел чужих опытов, сколько приобрёл навыков почти механических. За это время я научился очень многому, и сейчас я отдаю это до конца искренне и воодушевлённо». (1, т. 1, с. 122).

В сентябре 1920 г. Макаренко предложили организовать колонию для малолетних правонарушителей. На территории бывшего приюта для малолетних преступников, в шести километрах от Полтавы, создаётся особый тип учреждения: никаких ограждений и проволоки, нет охранников и прочих атрибутов тюрьмы; не произносится слово «преступник», «воля» рядом, и ты всегда можешь уйти из колонии.

Анализируя ситуацию, Макаренко утвердился во мнении, что преступниками не рождаются, что ими их делают обстоятельства: все они стали беспризорниками и

54

правонарушителями в условиях войны и разрухи. Перед ними встала проблема выживания: просить милостыню, или воровать и грабить. Педагог писал: «если бы в детстве попал в такое же положение, я тоже был бы таким, как они. И всякий нормальный ребёнок, оказавшийся на улице без помощи, . без перспективы, - . будет себя вести, как они». (1, т. 4, с. 323).

Эта идея становится базисной для макаренковской педагогики, для всей его «педагогической логики». Если преступность не передаётся по наследству, если она формируется под влиянием окружающей среды и жизненных обстоятельств, следовательно, чтобы вернуть этих детей к нормальным образам, необходимо создать им нормальные человеческие условия. Поэтому он изначально вытребовал несколько фантастических условий: никаких часовых, собак, колючей проволоки; он сам будет подбирать помощников и расходовать; позднее он высказал совсем еретическое - в колонии будут не только «пацаны», а и девочки!

Макаренко утверждал: «Само собой понятно, что одна перемена условий жизни подростка уже и значит, что он перестаёт быть преступником». Принципиально изменялось и отношение к нему со стороны педагогов, воспитанников: «нет ни ограждений, ни часовых ... Никто не принуждает: хочешь жить и работать в колонии - пожалуйста, нет - уходи». Ставилась «обыкновенная задача -воспитать человека, чтобы он был настоящим советским человеком». (1, т. 4, с. 323).

Макаренко и его сотрудники коекак привели в порядок одно из зданий бывшей колонии, а четвёртого декабря прибыли первые шесть воспитанников: четверым было по 18 лет, они обвинялись в вооружённом ограблении, а двое - в кражах. Они были прекрасно одеты, сыты, пострижены «по моде», «с вежливой небрежностью» выслушали приветствия и призывы Макаренко о «новой жизни» и начали жизнь по своим законам. Они никого не оскорбляли, а просто «вежливо» игнорировали все просьбы и предложения. Их воровская идеология была примитивно проста и примитивна: можно жить фартово, не работая. Днём они отсыпались, а к вечеру уходили в город «на дело». К утру возвращались, зачастую «под шафе», завтракали и ложились спать. Всякие попытки приобщить их к делу вызывающе вежливо ими игнорировались. (3, с. 14).

Как известно, макаренковская «педагогика» началась с воспитательного курьёза - срыва с «педагогического каната»: на предложение пойти нарубить дров для кухни колонист Задоров весело ответил: «Иди сам наруби, много вас тут!» В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами работы, Макаренко «размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, тот не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз». В состоянии аффекта педагог чувствовал: «скажи ктонибудь слово против меня - я брошусь на всех, я буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга». Я постучал кочергой по спинке кровати: «Или всем немедленно отправ-

ляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чёртовой матери!»

Воспитанники разобрали топоры, пилы и отправились в лес. Макаренко был в страшном напряжении: Задоров был «большой и сильный юноша», да ещё с друзьями, да ещё с топорами! К удивлению, всё прошло прекрасно: работали до обеда, в перерыве «смущённо закурили» из его запасов махорки. И вдруг Задоров разразился смехом: «А здорово! Хахахаха!» За обедом об утренней истории не вспоминали. Педагог не подавал смущения и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но За-доров сказал «с самой серьёзной рожей: «Мы не такие плохие, Антон Семёнович! Всё будет хорошо. Мы понимаем...» (1: т. 1, с. 15-16; т. 4, с. 235, 257, 345).

С этого эпизода начинается коренной перелом в их взаимоотношениях. Психоанализ показывает: для «братвы» главным авторитетом был авторитет силы, которую Макаренко продемонстрировал, и заслужил первоначальное «уважение». Он показал своё психофизическое превосходство над их лидером, который физически был сильнее педагога, но момент внезапности, сила гнева и напора ошеломили его и его друзей настолько, что привели их в состояние замешательства и шока. В дальнейшем этот авторитет силы был подкреплён сноровкой и умелостью, которую продемонстрировал педагог во время совместной работы.

Кроме того, они восприняли этот эмоциональный взрыв и возмущение Макаренко как справедливое возмездие: за ними ухаживали, их кормили с одного стола с воспитателями; его просьба была связана с их же благополучием и т.д. Педагог проявил мужество: он не дрогнул, когда нужно было выдать топоры и пилы тем, кого он побил и обидел; если бы это произошло, всё пришло бы не только на «круги своя», а и усугубилось бы: трус не может пользоваться авторитетом.

Макаренко понимал, что у них было нормальное детство. Однако, пройдя через ужасы личных и вселенских катастроф, дети обрели иную судьбу - отверженных и презираемых изгоев. Воспоминания детства обретали для них как бы нереальную самостоятельную жизнь: всё, что там когдато с ними происходило, - мираж, принадлежит другому. Ни во что хорошее они уже не верили, руководствовались звериными инстинктами. Человеческое начало было загнано далеко внутрь, а сверху всё было покрыто метастазами приобретённой животной грубости и жестокости.

Однако это едва дышащее человеческое начало у них мгновенно ожило под яростью эмоционального натиска педагога и точно сработало - откликнулось: память о прошлой жизни пробудилась, они и раньше мечтали о возврате к нормальной человеческой жизни, о чём и говорит последняя фраза Задорова. Они хотели бы вернуться в ту жизнь, куда их звал Макаренко, - быть людьми - частью трудового народа, но прошлое вцепилось в них и не отпускало, да и воровская солидарность не позволяла слушаться начальника«фрайера».

Удар был нанесён по лидеру, который, превосходя педагога физически, как оказалось, был наиболее уязвим

55

именно в этом - человеческом плане. Его фраза: «Простите, Антон Семёнович...» была сигналом не к агрессивному отпору, а к капитуляции для всех. Наконец, этот первоначальный успех был закреплён совместной дружной работой. Макаренко работал наравне со всеми, отдавал полезные распоряжения, брал «на себя» потяжелее... Его авторитет лидера был признан и закреплён. Все эти обстоятельства в совокупности и развернули их взаимоотношения с педагогом на 180 градусов.

Есть ещё один мощный педагогический факторсоюз-ник - природа: зимний лес, «мороз и солнце», совместный труд, его наглядные результаты, физические нагрузки и т.д. - всё это создавало особый подъём и окраску в отношениях и настроениях. Зимний лес, морозный день может стать и проклятием: холод так проймёт, что пропадипро-падом эта красота! Но они работали: игра и напряжение молодых физических сил создавали у ребят тот подъём и настрой, когда поневоле среди этой красоты вырывается: «А здорово! Хахаха!». «Пацаны» были хорошими философами и психологами: когда они потянулись к кисету, и педагог всем отсыпал табаку, они увидели - не злопамятный, т.е. жить с ним можно.

Самое главное, что произошло с подростками в тот момент, - физический труд, которым они длительное время не занимались, который они презирали и считали проклятием (недаром одним из главных требований при избрании «вора в законе» является полное отсутствие у него трудового стажа!), - этот труд придал им бодрость и создал хорошее настроение; наконец, он вселил в них надежду в возможность «новой жизни»: они почувствовали, если они могут работать, значит, они могут вернуться к нормальной жизни! (3, с. 1416).

Вот почему этот «педагогический взрыв» стал поворотным этапом во взаимоотношениях Макаренко с колонистами. Педагог сделал из этой ситуации решающий вывод: характер отношений изменяется в процессе коллективных, совместных дел; характер отношений между воспитанниками и педагогами формируется на деловой основе; именно отношения между участниками совместных дел, а не слова, влияют на личность, изменяют их участников, делают их единомышленниками, закладывают основы доверия и дружбы. (3, с. 17).

Из этих ребят сложится ядро будущего актива, вырастут самые надёжные его помощники и даже друзья. Это был «Господин случай»! Если бы педагог не написал о нём сам, наверное, колонисты о нём не рассказали бы. В этом эпизоде сконцентрировались основные подходы Макаренко в построении инновационной системы: требовательность, иногда доведенная до категоричности, равноправие, деловитость и уважительность, незлопамятность. В этом эпизоде предельно ярко сформулирован один из главных принципов педагогики Макаренко - «развёрнутое, без всяких скидок, требование», оно должно стать законом «правильной советской педагогики: непреклонное, ясное, прямое, категорическое требование», соединённое с уважением к личности воспитанника. (1, т. 4, с. 231).

Это был стихийный и неуправляемый «взрыв» эмоций, о чём педагог крайне сожалел: начал работу «с уго-

ловного преступления». Это было для него ударом, вызвавшим «очень тяжёлое переживание, ... во всех отношениях». Кошмарным казался для него очевидный вывод -существует «педагогический закон: не ударишь - не поедешь». Педагог «сорвался» не потому, что был убеждён в необходимости избить подростка, а сорвался как человек. И только через тричетыре года он понял, что удар, растерянность, и все мучения проистекали оттого, что в руках ничего не было: «ни знания, ни навыков, ни привычек, ни мастерства». (1, т. 4, с. 2, 9, 235, 257).

В этом сверхкритическом, экстремальном эпизоде в концентрированном виде выражена новаторская сущность личности Макаренко: сколько веков взрослые (родители, педагоги и т.д.) традиционно били (и до сих пор бьют!) детей за непослушание, свято веруя и как бы видя воочию, что это даёт быстрый положительный результат. Даже великий Я.А. Коменский допускал применение физических наказаний за некоторые проступки! Эта многовековая практика воспитания сформулировала, казалось, фундаментальный педагогический закон: не ударишь - не воспитаешь! Макаренко освобождается от этой традиционной, но порочной методы. При этом он берёт уникальный механизм воздействия этого метода на личность, облекает его в новую форму, вкладывает иное содержание, определяет новые цели и задачи его применения. На основе диалектического взаимодействия традиций и новаторства был рождён невиданный ранее способ - метод «взрыва».

«Педагогическую поэму» он и решился написать, по его признанию, не столько для того, чтобы у него «учились работать с беспризорными», а более потому, чтобы доказать, что «эти дети, которые назывались беспризорными, - это такие же обыкновенные, хорошие дети, как и все». Одновременно эта книга и о том, как он сам становился педагогом: «Я сделался другим человеком, я приобрёл прямую линию, железную волю, настойчивость, смелость и, наконец, уверенность в себе. Что бы я ни сделал потом, начало всётаки нужно будет искать в колонии. ... Здесь мы производим опыт, который будет иметь большое значение не только для колонии малолетних преступников». (1, т. 4, с. 6, 28).

Совершенно неожиданно для многих колонистов процесс воспитания превращался в процесс коллективного самовоспитания. Они не понимали, что с ними происходит: «Не знаем почему, но через некоторое время пацаны становятся совсем другими», - говорили колонисты. Это было необычно и интересно. Колонист проходил школу трудового коллективного воспитания и превращался в сознательного гражданина страны Советов: он гордился своим коллективом и умел постоять за его честь; он не страшился никакой работы и умел её организовать; он обретал чувство собственного достоинства и становился патриотом своей Родины.

В педагогике не бывает чудес, не бывает мгновенных и волшебных удач и превращений: вчерашний воррециди-вист не может проснуться образцовым юношей, «паинькой»: нельзя думать, что уже только потому, что подросток попал в колонию, он сразу сделается иным. В колонии

56

будут кражи и драки, карты и поножовщина, впереди ещё множество испытаний и неудач, через которые пройдёт Макаренко и коллектив. Для создания новаторской педагогики потребуется несколько десятков лет (!), из них -16 лет в колониях, без выходных и отпусков, с 16-часовым рабочим днём. (1: т. 1, с. 122, 128, 167, 241, 355; т. 4, с. 230, 241, 257, 294, 341). Но его главное достижение состоится: в условиях строительства новой жизни рождалась новаторская педагогика, результатом которой было возвращение к человеческой жизни тысяч исковерканных судеб малолетних правонарушителей.

Если кратко сформулировать суть педагогического новаторства Макаренко, то её можно определить как борьба: за веру в человека, за обретение человеческого счастья, за утверждение альтруистской сущности, присутствующей в каждом ребёнке, борьба за гуманную педагогику, возвышающую человеческое достоинство. В итоге Макаренко доказывал, что воспитательная работа - лёгкая работа, что педагогическая деятельность даёт учителю необыкновенные и богатые возможности обретения счастливого бытия: «Уверяю вас, воспитание человека чрезвычайно лёгкое, очень хорошее, прекрасное дело», что он «достиг такого педагогического счастья». (1, т. 4, с. 59, 253, 293, 323).

Если «наложить» характеристики инновационных систем на педагогическую концепцию Макаренко, то очевидно, что они «стыкуются» по всем основным параметрам: ребенок - цель, а не средство; демократизация взаимоотношений педагогов и детей, перевод их на личностный уровень; центрирование педагогического процесса на развитие самодеятельности и творчества; конечная цель -всесторонне развитая личность, решение которой и создаёт возможность творческого преодоления ею проблем и противоречий в «непредсказуемом будущем».

Инновационные концепции содержат в себе идеи непреходящего значения, вне времени и пространства. Так, например, идея диалога между педагогом и воспитанниками Конфуция и Сократа стала основополагающей для школы на все времена. Идея закаливания М. Монтеня и Д. Локка была принципиально развита П. Каптеревым. Идея соединения обучения и воспитания с общественно полезным производительным трудом, высказанная соци-алистамиутопистами и реализованная И. Песталоцци, является основой формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Идея школьного самоуправления С. Редди является основой для развития активности, деловитости и гражданственности у учащихся. Идея народности, высказанная М. Ломоносовым и системно развитая К. Ушинским, является основополагающей для национальной системы воспитания, сохранения исторических перспектив для народа, страны, нации.

Педагогика Макаренко по своей сущности и характеристикам относится к инновационному типу и, таким образом, имеет перспективу педагогического долгожи-

тельства: в ней присутствуют идеи и принципы, которые, совершенствуясь и модернизируясь в новых исторических условиях, позволяют эффективно решать коренные и «вечно зелёные» педагогические проблемы. Этим обстоятельством также объясняется феномен инновационнос-ти - всё более возрастающая её востребованность.

Макаренковская педагогика, по утверждению некоторых оппонентов, была применена в ГУПАГе. Даже если это так, то разве можно в этом винить самого педагога: «Он ставил перед собой прекрасную и благородную цель -вернуть обществу «отвергнутых людей», зараженных цинизмом и воровской психологией». Это осуждение равноценно «обвинению» нашего гениального оружейника М.Н. Калашникова в том, что он создал лучший в мире автомат, которым пользуются и террористы. Выполняя многомиллионные промфинпланы, учась в десятилетке, играя в театре, закаляясь в труде и спорте, отдыхая и путешествуя, преодолевая эгоизм и негативный опыт прошлого, как бы «нечаянно», из коммуны ежегодно выходили «десятки культурных, образованных людей», которые становились врачами, инженерами, рабочими, педагогами, колхозниками, летчиками, актерами...

Исследователи биографий его воспитанников отмечают высокое качество его педагогической «продукции»: отсутствие рецидивов правонарушений, никто не стал изменником родины в годы войны и т.д. Последователи А.С. Макаренко (В.А. Сухомлинский, Ф.Ф. Брю-ховецкий, А.А. Католиков и тысячи других), творчески преломляя его опыт, добивались выдающихся результатов. Идеи и принципы Макаренко продолжают эффективно работать в различных социальнопедагогических сферах (от семьи и школы до исправительной колонии) и в современных условиях, что свидетельствует об их инновационной сущности. Они запускают такие механизмы мотивационнопотребностной, интеллектуальной, волевой и других сфер личности, которые способны вырвать человека из капкана криминальных ценностей и власти «авторитетов».

Инновационная педагогика, как правило, имеет авторский характер, инновационная советская педагогика была создана в основном Макаренко. Наследие педагога-новатора следует рассматривать как наше бесценное национальное достояние.

Литература:

1. Макаренко, A.C. Педагогич. соч-я в 8-ми т. - М. 1983-1986.

2. Балабаноеич, Е. Макаренко: человек и писатель. - М., 1963.

3. Беляее, В.И. Педа-га А.С. Макаренко: традиции и новатво. - М., 2000.

4. Беляее, В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. - М., 1999.

5. Песталоцци, И.Г. Избр. педагогич. сочинения. В 2-х т. - М., 1981.

6. Сластенин, В.А., Подымоеа, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., Школа-Пресс, 1997.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.