Всеобщая история ^^^^^^^^ __^л
УДК 255
DOI 10.25688/20-76-9105.2021.41.1.06
А. А. Лысенкова
Рождение и смерть в судьбе бога Диониса
В основу статьи положены сюжеты, посвященные рождению, смерти и воскрешению одного из самых мистических древнегреческих богов — Диониса. Автор рассматривает версии о рождении бога, имеющиеся в источниках, а также версии современных исследователей.
Ключевые слова: Дионис; рождение, смерть, бессмертие; огонь.
Дионис — самый молодой и противоречивый бог греческого Олимпа. В источниках содержатся самые неоднозначные сведения о его происхождении. Так, Гомер лишь вскользь упоминает ряд эпизодов, связанных с Дионисом, хотя некоторые исследователи полагают, что Гомеру этот бог был хорошо известен [15: s. 52]. Однако у Гомера Дионис не фигурирует как бог виноделия; впервые в этой ипостаси он появляется у Ге-сиода (Hesiod. Theog.: 640). Диодор Сицилийский указывает на арабское происхождение бога (Diod. Sic.: III, 66), Геродот (Hdt.: II, 40), а вслед за ним Нонн Панополитанский (Nonn.: 4, 56) пишут о египетском рождении культа Диониса.
Основываясь на этих данных, исследователи пришли к двум предположениям о происхождении культа Диониса. Одни ученые придерживаются мнения, что культ Диониса негреческого происхождения. Другие (и их большинство) считают, что Дионис — исконно греческий бог, культ которого уходит своими корнями в глубокую древность [7: с. 45]. Первоначально это было хтоническое божество [13: с. 107], связанное с древнейшими обрядами плодородия [9: с.55], которому древние греки приносили человеческие жертвы.
Уже в древности существовало несколько версий мифа о рождении Диониса. Диодор Сицилийский указывал, что мифографы и поэты связывали с Дионисом несколько несовместимых между собой событий. Одни, повествуя о рождении и деяниях Диониса, утверждали, что был один Дионис, другие выделяли трех, третьи вообще предполагали, что бог никогда не существовал
© Лысенкова А. А., 2021
в человеческом облике, а под именем Дионис понимали выражение «дар вина» (греч. oinou dosis) (Diod. Sic.: III, 62).
Среди зарубежных исследователей встречается мнение, что Дионис — это не бог, а реальный человек, прославившийся своими путешествиями по Малой Азии и Индии [1: с. 71]. На эту гипотезу большее влияние оказало течение «евгемеризм», которое сформировалось в Греции в III в. до н. э. и свое название получило от сочинения Евгемера «Священная запись». Суть этого подхода к мифам сводилась к тому, что все боги будто бы были обычными людьми, которые удостоились религиозного поклонения потомков. Например, Дионис — это человек, который первым научил людей виноградарству. После смерти ему стали воздавать божественные почести и постепенно сложился культ бога Диониса [5: с. 18-19].
Большинство античных авторов и современных исследователей выделяют две основные версии рождения Диониса.
Согласно первой, Дионис — сын Зевса и Персефоны. Деметра прибыла по морю с острова Крит в Сицилию, на берегу она обнаружила пещеру, именно там она скрыла свою дочь Персефону. Около входа в пещеру Деметра поставила стражу из двух змей (до этого они были впряжены в ее колесницу), а сама уплыла. В пещере Персефона ткала шерстяное полотно (обычное занятие древнегреческой девушки), которое символизировало весь мир. Пока она занималась этой работой, к ней приходил Зевс в облике змея. После этих встреч она родила сына Диониса-Загрея [3: с. 86].
В орфических гимнах этот эпизод показан как рождение бога, преемника Зевса. Дионис, согласно данной версии, должен был стать четвертым правителем мира после Урана, Кроноса и Зевса. Персефона родила его в пещере и положила в кровать из слоновой кости. Как утверждали орфики, младенец родился с рожками — признак небесного быка, прямое доказательство его великого предназначения [8: с. 156]. Играл он со змеями, которые были няньками [6: с. 117]. В орфических гимнах также упоминаются игрушки, которые затем в их культе станут символами дионисийской религии: кости, шар, золотые яблоки, трещотка и шерсть [11: с. 95].
Когда ревнивая Гера узнала о рождении Диониса, она подговорила титанов убить его. Зевс решил спрятать Диониса, превратив его сначала в козла, затем в быка. Именно в образе быка титаны поймали Диониса и убили его. Мертвое тело они разорвали на части и съели, Афина смогла спасти лишь его сердце (по другой версии — фаллос) [4: с. 193]. В некоторых версиях данного мифа спасителем сердца выступают Деметра, Зевс [14: с. 103], также есть версия о спасении тела Диониса его бабкой Реей [3: с. 73].
Существует другая версия мифа, повествующая о том, что Дионис, спасаясь от титанов, сам без содействия Зевса приобретал облик животных и что титаны поймали его с помощью зеркала, золотых яблок и других игрушек [6: с. 117]. Зевс мстит за своего любимого сына, он бросает в титанов молнии, и они сгорают в огне.
Здесь необходимо отметить, что орфическая традиция видит происхождение людей от копоти и пепла титанов, которые употребили в пищу тело Диониса, поэтому каждый человек обладает дионисийской сущностью [5: с. 156].
По другой версии, Дионис был рожден от Семелы, которая была дочерью основателя и царя Фив Кадма и Гармонии, дочери Афродиты и Ареса. В нее влюбился Зевс и стал приходить к ней ночью в образе золотого дождя. Так он приходил каждую ночь. А когда узнал, что Семела ждет ребенка, обещал ей, что выполнит любую ее просьбу, поклявшись водами подземной реки Стикс. Гера, узнав о новой возлюбленной Зевса, решила погубить ее и неродившегося ребенка. Она приняла вид ее няни1. По Диодору Сицилийскому, Гера сама внушила эту мысль. Некоторые исследователи считают, что богиня явилась в образе старушки-соседки [12: с. 97] и уговорила Семелу попросить Зевса, чтобы он пришел к ней в божественном обличии. Следующей ночью она высказала богу свою просьбу, так как в их тайных встречах она испытывала чувство пренебрежения со стороны Зевса. Он, не в силах нарушить клятвы, предстал перед ней во всем своем божественном великолепии с громом и молнией. Семела сгорела в божественном огне, но Зевс успел спасти еще не родившегося младенца (Diod. Sic.: IV, 2, 3). Апполодор говорит, что после смерти Семелы остальные дочери Кадма пустили слух, будто сестра встречалась со смертным, и Зевс покарал ее за то, что она сказала всем, что это его ребенок (Apollod.: III, 4, 3).
Нередко в античной традиции можно встретить переход от одного мифа о рождении Диониса к другому. Он заключается в том, что Зевс перед тем как зачать Диониса, дал ей выпить эликсир из сердца Диониса-Загрея. Таким образом, в чреве Семелы переродился старший Дионис (Gigin.: 167). Многие исследователи, как отечественные (Ф. Ф. Зелинский), так и зарубежные (В. Дюрант), считают его поэтому дву- или дважды рожденным.
Диодор Сицилийский считает, что Дионисов было два, и ошибаются те люди, которые полагают, что был только один Дионис. Он пишет, что эти ошибки появились потому, что младший Дионис стал наследником деяний старшего. Диодор Сицилийский приводит доказательство этому: старшего изображали как бородатого мужчину, а младшего — нежным и прекрасным юношей. Правда, античный историк не отрицает того факта, что имеются легенды, которые говорят о двух рождениях Диониса, но в рамках мифа о Семеле (такой миф был распространен на острове Наксос) (Diod. Sic.: IV, 4, 1-7 и IV, 5, 1-4).
Тот же Диодор повествует о том, что некоторые древние мифографы утверждают, что существовало и третье рождение Диониса. Бог, рожденный от Зевса и Семелы, был растерзан сыновьями Геи, но Деметра собрала все его члены, и он родился вновь, столь же молодой и красивый. Таким образом, по их версии, Дионис становится сыном Зевса и Деметры, так как земля
1 Только у Гигина мы можем найти имя няни Бероя. У Нона Панополитанского говорится, что это была няня Кадма, но имени не указано.
и дожди выращивают виноград, из которого производят вино, извлеченное из ягод. Сыновья Геи символизируют сбор плодов крестьянами. По мнению Диодора, эта легенда связана с тем, как производят вино. Ведь каждый год виноград возрождается и умирает (Diod. Sic.: III, 62).
Павсаний в г. Брасии (Лаконика) записывает местную версию мифа о рождении Диониса от Семелы. Когда Кадм узнал о рождении Диониса от Зевса, он приказал заточить мать с младенцем в бочку и выбросить в море. Семела умерла, после того как волны вынесли бочку на берег, жители похоронили Семелу с почестями и взяли на воспитание Диониса. Далее в город пришла блуждавшая по земле Ино и стала кормилицей Диониса. В доказательство своих слов они показали Павсанию пещеру, где, по их мнению, жила Ино с младенцем (Pausan.: III, 24, 3). (Тот же самый вариант мифа пересказывал А. И. Неми-ровский, но у него Зевс заточил Семелу в бочку после рождения Диониса, заподозрив ее в измене, ребенка же он отдал ее сестре Ино [10: с. 112].)
Гесиод в своей «Теогонии» лишь упоминает рождение Диониса от Семелы. Никаких особых подробностей, кроме факта рождения, у него нет (Hesiod. Theog.: 140).
Представители современной орфической философии выделяют трех Дионисов: Дионис-Загрей — сын Персефоны и Зевса, Дионис-Вакх — сын Зевса и Семелы и Дионис-Иакх — сын Персефоны и Зевса, или Зевса и Демет-ры, или сын Диониса и нимфы Ауры. Именно Диониса-Иакха, который играл особую роль в Элевсинских мистериях, считают будущим царем мира [2: с. 18].
На наш взгляд, более реалистичной версией является рождение Диониса от двух матерей, т. е. он дважды рожденный. Перерожденный бог взял все атрибуты старшего, изменил лишь внешность. Возможно, это связано с тем, что между двумя рождениями прошел определенный промежуток времени, а греки, как известно, изображали богов, подобными себе, следовательно, изменился внешний облик людей и идеалы красоты, а вместе с ними и Дионис. Бородатый мужчина уступил место безбородому юноше.
Дионис уцелел в божественном пламени, поскольку Зевс зашил его себе в бедро и носил его там в течение трех месяцев до появления на свет. Скорее всего, Семелой пожертвовали для того, чтобы Дионис родился от бога, иначе бы он был героем, подобно другим сыновьям Зевса — Гераклу, Персею и другим, которые родились у смертных женщин.
В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на роль огня в перерождении Диониса. Согласно мифологической традиции, чтобы стать богом, необходимо было пламя. Ярким примером этого становится смерть Геракла, который, чтобы вознестись на Олимп и стать богом, не только совершает свои двенадцать подвигов, но и сжигает себя (Soph. Trachiniai: 1260-1280). Заслуживает внимания и рассказ о Деметре. Во время поисков своей дочери Коры богиня под видом странницы оказалась в Элевсине у царя Келея и так привязалась к его сыну Демофонту, что захотела даровать ему бессмертие. Она не только натирала его амврозией, но и ночью помещала ребенка в раскаленную печь.
Однако ритуал не удался, так как мать Демофонта Mетанейра увидела сына в огне и испугалась. Богиня разгневалась и прервала прокаливание (Hom. hymn.: V Eis Demetra, 235-260).
Исходя из сказанного, становится понятным, что Семеле с самого начала суждено умереть, чтобы из бедра отца вышел сильный могучий бог, будущий правитель мира людей.
Таким образом, рассмотрев древнегреческую традицию и современные исследования, можно сделать вывод о том, что однозначных ответов на вопрос, сколько было Дионисов или сколько было перерождений бога, нет. Большинство исследователей склоняется к тому, что Дионис являлся дважды рожденным и пришел в этот мир, чтобы стать его царем. Посредством мифов авторы пытаются донести до читателя мысль о том, что только через смерть можно обрести бессмертие. В дальнейшем данная тенденция найдет свое выражение в христианской религии.
Литература
1. Вен П. Греки и мифология: вера или неверие. M.: Искусство, 2003. 221 с.
2. Головин Е. В. Mифомания. СПб.: Амфора, 2010. 313 с.
3. Грейвс Р. Mифы Древней Греции. M.: Прогресс, 1992. 634 с.
4. Дюрант В. Жизнь Греции. M.: Крон-Пресс, 1997. 703 с.
5. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. M.: Academia, 2005. 208 с.
6. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб.: Mарс, 1995. 380 с.
7. Иванов Вяч. В. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 2000. 343 с.
8. Кереньи К. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни. M.: Ладомир, 2007. 318 с.
9. Mень А. Дионис. Логос. Судьба. M.: Фонд им. Александра Mеня, 2002. 398 с.
10. Немировский А. И. Mифы древности: Эллада. M.: Лабиринт, 2000. 416 с.
11. Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 91-100.
12. Селиванова Л. Л. Сравнительная мифология: Mифы о возрождении в древнем мире. Ч. II. Античный мир. M.: ИВИ РАН, 2003. 260 с.
13. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. M.: АСТ; Фолио, 2002. 256 с.
14. Detienne M. Dionysos mis à mort. Paris: Éditions Gallimard, 1977. 234 p.
15. Otto W. Dionysos: Mythos und Kultus. Frankfurt am M.: Klostermann, 1933. 196 s.
Literatura
1. Ven P. Greki i mifologiya: vera ili neverie. M.: Iskusstvo, 2003. 221 s.
2. Golovin E. V. Mifomaniya. SPb.: Amfora, 2010. 313 s.
3. Grejvs R. Mify' Drevnej Grecii. M.: Progress, 1992. 634 s.
4. Dyurant V. Zhizn' Grecii. M.: Kron-Press, 1997. 703 s.
5. Zajcev A. I. Grecheskaya religiya i mifologiya. M.: Academia, 2005. 208 s.
6. Zelinskij F. F. Istoriya antichnoj kul'tury'. SPb.: Mars, 1995. 380 s.
7. Ivanov Vyach. V. Dionis i pradionisijstvo. SPb.: Aletejya, 2000. 343 s.
8. Keren'i K. Dionis: proobraz neissyakaemoj zhizni. M.: Ladomir, 2007. 318 s.
9. Men' A. Dionis. Logos. Sud'ba. M.: Fond im. Aleksandra Menya, 2002. 398 s.
10. Nemirovskij A. I. Mify drevnosti: Ellada. M.: Labirint, 2000. 416 s.
11. Rusyaeva A. S. Orfizm i kul't Dionisa v Olvii // Vestnik drevnej istorii. 1978. № 1. S.91-100.
12. Selivanova L. L. SravniteFnaya mifologiya: Mify' o vozrozhdenii v drevnem mire. Ch. II. Antichny'j mir. M.: IVI RAN, 2003. 260 s.
13. Taxo-Godi A. A. Grecheskaya mifologiya. M.: AST; Folio, 2002. 256 s.
14. Detienne M. Dionysos mis à mort. Paris: Éditions Gallimard, 1977. 234 p.
15. Otto W. Dionysos: Mythos und Kultus. Frankfurt am M.: Klostermann, 1933. 196 s.
A. A. Lisenkova
Birth and Death in the Fate of the God Dionysus
The article is based on stories about the birth, death and resurrection of one of the most mystical ancient Greek gods — Dionysus. The author examines the versions of the birth of God available in the sources, as well as the versions of modern researchers. Keywords: Dionysus; birth; death; immortality; fire.