Научная статья на тему 'Роуминг как необходимое свойство ad hoc сетей транспортных средств'

Роуминг как необходимое свойство ad hoc сетей транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
328
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОУМИНГ / СИСТЕМЫ СВЯЗИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / МАРШРУТИЗАЦИЯ / OSI/ISO / VANET / AODV / SMTP / DNS / POP3 / ROAMING / TELECOMMUNICATIONS / VEHICLE / ROUTING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кручинин Сергей Владимирович

В статье рассмотрена проблема реализации роуминга в мобильных сетях транспортных средств, примером которой является сеть связи ЕСУ ТЗ. В статье показано, что использование ad hoc маршрутизации без решения вопросов доступности пользователей на уровне DNS-служб еще не делает систему связи самоорганизующейся, в тоже время, одним из необходимых условий (но не достаточных) для построения самоорганизующейся сети является наличие услуги роуминга. В статье рассмотрены методы построения роуминга в сетях связи транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roaming as VANET required property1«Journal of scientific and research publications»

This article examines the problem of roaming implementation in the vehicular networks. The article reveals that the use of ad hoc routing with no matters of user availability at the DNS-services level being solved still fails to provide for self-organization of the communication system, but at the same time available roaming service is one of the essential (but not sufficient) conditions to form a self-organizing network. The article features methods of roaming organization in the networks.

Текст научной работы на тему «Роуминг как необходимое свойство ad hoc сетей транспортных средств»

УДК 004.72

ROAMING AS VANET REQUIRED PROPERTY

Kruchinin Sergey, Ph.D. in politics, chief editor, «Journal of scientific and research publications», siblis@yandex.ru

This article examines the problem of roaming implementation in the vehicular networks. The article reveals that the use of ad hoc routing with no matters of user availability at the DNS-services level being solved still fails to provide for self-organization of the communication system, but at the same time available roaming service is one of the essential (but not sufficient) conditions to form a self-organizing network. The article features methods of roaming organization in the networks.

Keywords: roaming, telecommunications, vehicle, VANET, routing, AODV, SMTP, DNS, POP3, OSI/ISO

РОУМИНГ КАК НЕОБХОДИМОЕ СВОЙСТВО AD HOC СЕТЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, главный редактор журнала «Научно-исследовательские публикации», siblis@yandex.ru

В статье рассмотрена проблема реализации роуминга в мобильных сетях транспортных средств, примером которой является сеть связи ЕСУ ТЗ. В статье показано, что использование ad hoc маршрутизации без решения вопросов доступности пользователей на уровне DNS-служб еще не делает систему связи самоорганизующейся, в тоже время, одним из необходимых условий (но не достаточных) для построения самоорганизующейся сети является наличие услуги роуминга. В статье рассмотрены методы построения роуминга в сетях связи транспортных средств.

Ключевые слова: роуминг, системы связи, транспортные средства, VANET, маршрутизация, AODV, SMTP, DNS, POP3, OSI/ISO

Рассмотрим ситуацию, когда большое количество транспортных средств (англ. Vehicle) объединено в сеть связи, соединя-

ющую вычислительные мощности, установленные в программнотехнических комплексах (ПТК), построенных на базе данных транспортных средств. (См. рис. 1). Также отметим, что данная сеть автономна, то есть не использует ресурс внешних провайдеров связи: внешние базовые станции, точки доступа и прочее оборудование не используется. Само расположение транспортных средств не фиксированное, они могут располагаться друг относительно друга на плоскости в разных комбинациях.

Рис. 1. Сеть связи транспортных средств

Каждый программно-технический комплекс является и потребителем услуг связи и точкой доступа, обладаю передающим и принимающим радиооборудованием. В статье [1] автор обозначил подобные сети как мобильные сети транспортных средств, являющийся аналогом англоязычного термина vehicular ad-hoc network (VANET).

В отличие от стандартных стационарных сетей в подобных сетях существует проблема: если пользователь или транспортное средство переместится одно относительно другого, он потеряет доступность без дополнительной и трудоемкой перенастройки сети. Кажется очевидным, что если внедрить средства маршрутизацию,

оборудовав программно-технические комплексы маршрутизаторами, работающими по современным ad hoc алгоритмам маршрутизации, то проблема будет решена. Действительно, на уровне IP-протокола все узлы связи будут доступны. Но пользовательская доступность останется нерешенной в случае перехода пользователя из одного транспортного средства в другое, и мы поясним почему.

Примером сведения задачи к решению на уровне маршрутизаторов можно рассмотреть на примере разрабатываемых в ОАО «Концерн «Созвездие» маршрутизаторах из состава Аппаратуры внутренней связи, коммутации и управления (АВСКУ)[2][3], применяющей ad hoc алгоритм маршрутизации AODV[4].

Рис. 2. Аппаратура АВСКУ

Соответственно, маршрутизаторы автоматически перестраивают свои маршруты под изменяющуюся топологию при необходимости передачи данных, чем обеспечивается непрерывное движение трафика. В тоже время задача динамического реагирования системы связи не ограничивается сетевым уровнем, и необходима перестройка системы и на сеансовом, и на прикладном уровнях

стека протоколов эталонной модели взаимодействия OSI/ISO[5][6]. Это обусловлено тем, что при переходе пользователя из одного транспортного средства в другое запись о его привязке к серверу (например, к серверу электронной почты или SMPP-серверу) становится не актуальной, и это требует также решения.

В тоже время, когда речь идет о самоорганизации систем связи, часто внимание уделяется только обеспечению самоорганизации на сетевом уровне, т.е. реализации ad hoc маршрутизации. Но для обеспечения полноценной самоорганизации необходимо обеспечение этого процесса на всех уровнях стека протоколов эталонной модели взаимодействия OSI/ISO. В настоящей статье мы посвятим наше исследование самоорганизации системы на транспортном и сеансовом уровнях, рассмотрев применимость такого понятия как роуминг к мобильным сетям транспортных средств связи.

Рассмотрим существующее положение дел в мобильных сетях транспортных средств[1], к числу которых ввиду своей специфики относятся известная из отечественной научно-технической практики система связи ЕСУ ТЗ.

Следует отметить, что система связи ЕСУ ТЗ является самоорганизующейся относительно IP-адресов, благодаря использованию алгоритмов маршрутизации, потому перемещения транспортных средств (далее ТС) с их сетевым оборудованием относительно маршрутизаторов не влияет на доступность/недоступность узлов и таким образом происходит «прозрачно» для прикладных служб, использующих систему связи. Автором в статье [7] было показано, что помимо перемещений технических средств точно также в рассматриваемых условиях происходят перемещения пользователей, что должно быть отражено при исследовании ad hoc сетей. Таким

образом, помимо динамической маршрутизации, связывающей сетевые устройства по IP-адресам необходима и услуга роуминга, обеспечивающая постоянную сетевую доступность профилей пользователей, что так же по смыслу является составной частью ad hoc сети в общем случае. Проблема же организации ad hoc сети, связывающей пользователей - должностных лиц, не рассмотрена столь широко. В тоже время, очевидно, что для успешного функционирования ad hoc сети, обслуживающей не просто технические автономные устройства, но и пользователей - должностных лиц необходимо не просто доведение сообщения от IP-адреса к IP-адресу, но доведение сообщения от профиля пользователя к профилю пользователя, с сохранением связи при всевозможных конфигурациях, то есть необходимо обеспечение системой связи услуги роуминга -отслеживания учетных записей (пользовательских идентификаторов) при их перемещении. То же самое верно вообще для любых мобильных сетей транспортных средств.

Под роумингом (англ. roaming, от roam - блуждать, странствовать) понимается услуга, ставшая стандартной для сетей сотовой связи, обеспечивающая доступность абонента по одному и тому же телефонному номеру вне зависимости от его местонахождения, т.е. при регистрации не только в «домашней» сети, но и в «гостевых» сетях[8], где под «домашней» сетью понимается та сеть, в которой абонент зарегистрирован первоначально, а под «гостевой» любая из сетей, в которой пользователь может работать, отличная от «домашней».

Роумингом в мобильных сетях транспортных средств (и соответственно, роумингом в ЕСУ ТЗ) мы будем называть услугу, обеспечивающую доступность должностного лица по его фиксированному уникальному идентификатору вне зависимости от его поло-

жения в системе связи, в том числе и при работе в подразделениях и транспортных средствах (ТС), отличных от тех, за которыми он закреплен. Таким образом, пользователь, уходя из одних ТС и регистрируясь в других, остается на связи.

Задача обеспечения роуминга в подобных специфичных условиях не достаточно проработана в отечественной науке.

В тоже время, при исследовании ad hoc сетей пристальное внимание уделяется механизмам маршрутизации и физическим аспектам построения беспроводных сетей, в тоже время упускается из виду иные аспекты связи, помимо обеспечения постоянной доступности на уровне IP-адресов. Роуминг же обычно упоминается всего лишь как одна из услуг операторов сотовой связи и ей не уделяется достаточного внимания (см. например [9-11]). Задача обеспечения роуминга в мобильных сетях транспортных средств, в частности в системе связи ЕСУ ТЗ, на данный момент не решена. По настоящее время использовалась предварительная настройка, подразумевающая заранее проведенное планирование привязки пользователей к мобильным транспортным средствам. В частности, для этих целей в 2005-2007 гг. автором было разработано соответствующее программное обеспечение, в частности ПО «Генератор настроечной информации» (свидетельство о регистрации №2007613777)[ 12].

Предоставление роуминга подразумевает не только возможность выполнения команд ping и traceroute, сигнализирующих о доступности узла связи, для любого IP-адреса сети связи (технологический режим работы), но и возможность отправки сообщения от одних пользователей другим, с доведением сообщений до получателей, независимо от их местоположения. Возможность осуществления роуминга в ЕСУ ТЗ, в частности, может быть проверена «Программой тестирования связи ЕСУ ТЗ путем моделирования

работы пользователя» (свидетельство о регистрации № 2011612245)[13] которая позволяет заранее разработать конфигурационные файлы, задающие модель работы пользователей на сеансовом уровне, включающую операции выбора абонентов, установку соединений, отправку сообщений и получение квитанций, точно также как будто в сети производится реальная работа пользователей.

Таким образом, положительные результаты тестирования системы связи программой ping (протокол ICMP) при перемещениях транспортных средств относительно друг друга в различных конфигурациях при отсутствии аналогичного эффекта при тестировании «Программой тестирования связи ЕСУ ТЗ» в процессе перемещения пользователей показывают, что система не способна подстраиваться под ситуацию, т.е. в общем случае не является ad hoc.

Стоит отметить принципиальную сложность реализации роуминга в мобильных сетях транспортных средств. В подобных сетях отсутствует стационарный компонент, и реализация роуминга принципиально отличается от организации роуминга в GSM-сетях, имеющих стационарные сервера и опорную сеть. В мобильных сетях транспортных средств нет стационарных компонентов, что создает принципиальные трудности при организации роуминга.

Рассмотрим основные принципы и возможные решения при построении системы роуминга в мобильных системах транспортных средств.

Прежде всего, возникает вопрос идентификации пользователей таким образом, чтобы роуминг происходил прозрачно для прикладного программного обеспечения. Автором в статье [7] предложена концепция «абонентских доменных имен», позволяющих закрепить за пользователем уникальный идентификатор и получать

по этому идентификатору по протоколу DNS актуальный 1Р-адрес сервера (ЭВМ), за которым пользователь работает в момент запроса. Формат такого адреса может иметь вид либо «username», либо «usemame@usemame», где «username» - уникальная последовательность символов латинского алфавита и цифр для одних случаев. Второй вариант предпочтителен для SMTP-служб, VOIP-телефонии и т.д., где необходимо не только довести сообщение до пользователя, но и обеспечить хранение сообщений в почтовом ящике (или голосовом почтовом ящике) для того, чтобы пользователь мог забрать сообщение после перехода в другое транспортное средство.

В случае использования в качестве username числового значения (например, телефонного номера в сети, или кода должностного лица) необходимо доменную часть адреса заканчивать точкой. Доменный адрес, заканчивающийся точкой является корректным, т.к. точка интерпретируется как корневой (root) домен, и такой подход позволяет избежать ошибочной трактовки численного домена как IP-адреса, с чем мы сталкивались в некоторых реализациях операционной системы Linux. Примером правильного адреса может быть, например адрес «666222@666222.», при этом «666222.» выступает в качестве идентификатора доменного имени, а 666222 - идентификатор пользователя, на базе которого построен его адрес.

Следующий вопрос - вопрос отслеживания абонентов в роуминге. В сетях сотовой связи для этого используется SIM-карта, при этом она позволяет идентифицировать абонента не только независимо от того, в какой сети он находится, но и вне зависимости от используемого абонентского оборудования, потому как технология SIM-карт была изначально разработана для возможности

самостоятельной смены пользователем мобильного телефона. В настоящее время в сотовых телефонах используются SIM-карты, являющиеся подмножеством SMART-карт, представляющих собой пластиковые карты со встроенной микросхемой и регламентированные стандартом ISO-7816 [13].

Для применения в МСТС устройство идентификации пользователя может быть выполнено в виде USB-носителя в форме брелока с энергонезависимой (flash) памятью, и помимо уникального идентификатора пользователя, истории перемещений может также хранить в зашифрованном виде персональные документы и ключевую информацию для средств криптозащиты информации, например ключи электронной цифровой подписи должностного лица.

Подобное устройство идентификации может иметь вариант реализации, хранящий только носитель информации, так и вариант реализации, содержащий микропроцессор со средствами предотвращения несанкционированного доступа, что на взгляд автора предпочтительнее и является разрешимой задачей для современного уровня техники.

Рис. 3. USB-носитель в форме брелока

Рассмотрим тривиальный пример, когда пользователь использует средство идентификации со встроенной энергонезависимой памятью в процессе его работы в МСТС с вариантом его перемещения из одного ПТК в другое и рассмотрим, как будет осу-

ществляться доставка сообщений ему в процессе перемещения и изменения серверного оборудования, на котором будет осуществляться регистрация пользователя.

1) Пользователь работает за ЭВМ №1 в ТС №1. Обозначим условно идентификатор пользователя как Username 1, тогда в соответствии с принципами построения мобильных сетей, изложенных автором в статье [7] он может поучать электронную корреспонденцию по протоколу SMTP или аналогичному на URL Username l@Usemamel. (см. Рис. 4)

2) Пользователь покидает ТС №1. Электронная корреспонденция продолжает поступать на ЦРЬ и8етате1@и8етате1, при этом она доставляется на сервер в ТС №1, но не может быть забрана клиентом, потому как пользователь находится вне какого либо из ТС. При этом полученные сообщения складываются в папку пользователя на носителе информации (жесткий диск или твердотельный накопитель) сервера в ТС №1. (см. Рис. 5)

Рис. 5. Пользователь покинул ТС №1 и переходит в ТС №3. В это время электронная корреспонденция накапливается в папке на сервере ТС №1

Рис. 6. После регистрации пользователя на ТС №3 корреспонденция будет доставляться уже на ТС №3, но по тому же адресу и8ег1@ивег1

3) Пользователь регистрируется на ЭВМ №2 в ТС №3. При этом последующая корреспонденция будет доставляться по URL usemame@usemame уже на сервер в ТС №2 вследствие срабатывания службы имен. Теперь в ответ на запрос IP-адреса для Userl будет выдаваться 1Р-адрес 10.0.0.3 а не 10.0.0.1 (см. Рис. 6)

4) Пользователь также может забрать корреспонденцию с сервера в ТС №1 по протоколу POP3 или аналогичному, обратившись по URL Username 1@IP1 - где IP1 - адрес сервера в ТС №1, записанный в энергонезависимой памяти средства идентификации (см. Рис. 7).

Стоит отметить, что пользователя можно идентифицировать и по уникальному идентификатору, который должностное лицо вводит при регистрации на ЭВМ в транспортном средстве (ТС). Но подобный метод обладает существенными недостатками. Во-первых, этот способ менее защищен от несанкционированного доступа, во-вторых, затрудняет отслеживание историю перемещений.

Рис. 7. Пользователь, работая в ТС №3 может забрать электронную корреспонденцию с сервера ТС №1, полученную во время его перехода из ТС №1 в ТС №3.

Подобная схема труднореализуема при отсутствии средства идентификации. Возможен вариант поиска предыдущего положения пользователя в сети, но из-за отсутствия централизованных серверов в мобильных системах транспортных средств и устаревания информации в службе имен такой вариант является затруднительным.

Теперь рассмотрим механизмы обеспечения роуминга с учетом предложенной системы идентификации и, считая, что используется средство идентификации пользователя.

Первый способ основывается на сопоставлении уникальным идентификаторам пользователя мобильных IP-адресов. Эквивалентность задач роуминга и маршрутизации математически обоснована автором в статье [7]. При этом сопоставления абонентских идентификаторов и мобильных IP-адресов сохраняется в локальных таблицах серверов транспортных средств и могут располагаться в стандартном формате файла /etc/hosts. Определение IP-адресов для доменных имен осуществляется локальным кэширующим DNS-сервером, входящим в состав операционной системы, основные же задачи обеспечения актуального доступа к транспортным средствам искомых пользователей решаются задачами маршрутизации. Стоит отметить, что вся нагрузка в данном методе ложится на реализацию алгоритма маршрутизации и полностью зависит от него.

В качестве другого способа, независимого от реализации маршрутизации, можно предложить построение системы роуминга на основе системы доменных имен. Экспериментально автором проверена возможность использования абонентских имен с применением стандартного программного обеспечения DNS.

При этом постулировались некоторые принципы. Те транс-

портные средства, которые являлись узлами связи и по определению ретранслировали трафик, выбирались как сервера имен, ответственные за соответствующие обслуживаемые ими транспортные средства. Авторитетные сервера имен данных узлов содержали перечень абонентских доменных имен и ГР-адресов серверов, за которыми закреплялись пользователи.

Уровень 1 щяШШ ¿м&шк в|3др Главный сервер имен

Уровень 2 Сервер имен 2 уровня Уровень 2 Сервер имен 2 уровня

Уровень 3

Сервер имен 3 уровня

Уровень 3

Сервер имен 3 уровня

Уровень 3

^ ^ ■ Сервер имен 3 уровня

Уровень 3

£ Ж''- СЄРВЄР ІШЄН ' 3 уровня

Рис. 8. Иерархическая организация службы имен

Помимо авторитарного сервера доменных имен необходимо использование кэширующего сервера доменных имен, позволяющего осуществлять рекурсивный поиск 1Р-адреса для доменного имени. В сетевых настройках серверов остальных транспортных средств, обсуживаемых узлом связи указывался 1Р-адрес кэширующего ОКБ-сервера, расположенный на узлах связи. Таким обра-

зом, между кэширующими серверами DNS могла образовываться определенная (двухуровневая, трехуровневая) организация.

На рисунке 8 приведена схема иерархической организации службы имен (службы DNS). Налицо определенное сходство с традиционной организацией DNS в сети Интернет. Присутствует главный сервер имен (соответствует корневым серверам имен DNS), присутствуют зоны и уровни имен. В тоже время в предложенной системе связи абонентское доменное имя не иерархическое и не меняется в процессе перехода пользователя из одной зоны обслуживания в другую.

На схеме отображены три уровня иерархии, показаны группы ответственности серверов имен и обычные транспортные средства. Каждое транспортное средство запрашивает соответствие актуального IP-адреса у своего сервера имен. Если абонент в данный момент не находится в зоне ответственности сервера, то сервер имен запрашивает IP-адрес у вышестоящего сервера. Процесс повторяется до нахождения IP адреса. Каждый из серверов имен помимо таблицы соответствий идентификатор - IP-адрес для абонентов, работающих в своей зоне ответственности, содержит таблицу, у какого из ближайших серверов имен в зоне ответственности находятся другие абоненты.

На рисунке 9 показаны два примера уведомлений серверов имен. В первом случае пользователь переходит из одной сети третьего уровня в другую, соответственно уведомляются не только сервера сетей Зего уровня, но и вышестоящий сервер 2 уровня, во втором случае перемещение происходит только внутри сети 3 уровня, соответственно уведомляется только сервер сети.

Уровень 1

Рис. 9. Примеры вариантов уведомлений о перемещениях

Можно отметить, что радиус распространения уведомлений пропорционален дальности перемещения. Число уведомлений равно числу ребер в графе, в котором вершинами являются сервера имен, связывающие путь поиска от сервера имен, бывшего ответственным для перешедшего абонента, до сервера имен, ставшим ответственным, плюс включает еще одно ребро от этого сервера до транспортного средства, в которое пользователь перешел. Стоит отметить, что поиск в рассмотренном примере будет осуществляться аналогично. Бели перешедший пользователь запросит адрес своего бывшего соседа, то в рассмотренном на рисунке 8 случае путь поиска будет тождественен пути уведомления.

Автором разработаны и иные варианты осуществления роуминга в мобильных сетях транспортных средств, которые будут

рассмотрены в дальнейшем.

Рассмотрим теперь существующие программные средства, которые необходимо использовать для программной реализации рассмотренных механизмов.

Отметим, что на наш взгляд, программная реализация должна выполняться в соответствии со следующими принципами:

1) использование преимущественно стандартных, описанных в документах RFC протоколов;

2) использование свободного программного обеспечния, зарекомендовавшего себя, как надежное и обладающее хорошей структурой исходных программных кодов;

3) написание компактного, предсказуемого и читаемого программного код;

4) разработка унифицированной и единообразной архитектуры без дублирования одних и тех же функций в разных модулях.

Такими качествами обладает программное обеспечение, написанное профессором Дэвидом Бернштейном и переданное им в общественное достояние (public domain).

Для использования можно рассмотреть следующее разработанное им программное обеспечение:

• DjbDNS (включая TinyDNS и DNSCache) - для реализации протоколов службы имен;

• Daemontools (включая Multilog) - для управления связанными приложениями серверной части ПТК и унифицированного ведения логов;

• UCSPI (включая tcpserver и tcpclient) - для организации tcp соединений;

• QMail - система электронной почты, унифицированная с остальными DJB-средствами и обладающая максимальносвободной лицензией (общественное достояние - public domain).

Нестандартный обмен NS-записями между серверами, алгоритмы которого в МСТС могут отличаться от используемых в сети Интернет, необходимо реализовывать с помощью UCSPI.

Кроме того, при необходимости возможно использование других средств:

• Сервер ХМРР, который позволяет обмениваться сообщениями, передавать файлы, осуществлять SIP-телефонию и может работать поверх разных протоколов (в том числе, поверх протоколов ПО СТ[15]).

• HTTP-сервер, РНР, и т.д. для реализации удаленных пользовательских интерфейсов (контроля и управления), но по принципу - лицензия общественное достояние (Public domain) или BSD, позволяющая модифицировать ПО и делать на его основе продукты без ограничений.

В случае включения в программное обеспечение иных модулей их доработки (из существующего разработанного в мировой практике ПО или собственноручно написанное), необходимо адаптировать их для использования Daemontools и Multilog, а также к особенностями использования доменных имен в МСТС. Стоит отметить, что при верном подходе такие изменения должны быть минимальны.

Итак, мы рассмотрели проблему обеспечения роуминга как важное свойство самоорганизующихся систем, в особенности систем связи транспортных средств, рассмотрели некоторые аспекты и методы построения роуминга в мобильных сетях транспортных

средств. Внедрение системы роуминга в мобильных сетях транспортных средств, в частности в ЕСУ ТЗ, позволяет обеспечить гибкость управления системой, благодаря возможности перехода должностных лиц между транспортными средствами, становится возможной реализация таких задач, как обеспечение нормальной связи в случае изменения конфигурации абонентов, например в таких случаях, которые требуют моментального реагирования системы связи в случаях серьезных изменений обстановки, в которых эксплуатируется система, обслуживаемая системой связи.

Реализация роуминга также является одним из необходимых условий, реализация которых в дальнейшем позволит создать полноценную самоорганизующуюся мобильную систему связи транспортных средств.

Литература

1. Кручинин С.В. К вопросу о терминологии в области мобильных сетей транспортных средств / С.В. Кручинин // Теория и техника радиосвязи: науч.-техн. журнал / ОАО «Концерн «Созвездие». -Воронеж, 2011.- №1. - С. 117-120.

2. АВСК, аппаратура внутренней связи и коммутации [Электронный ресурс] http://www.amis-expo.rii/049051124053049049.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.arms-expo.ru/049057057052124053056051056.html

3. Нестеров Л.Ю., Маркин A.B., Дружинин A.B. и др. Патент на полезную модель №58834 «Аппаратура внутренней связи, коммутации и управления» 27.11.2006

4. Perkins C., Belding-Royer E., Das S. IETF RFC 3561: Ad hoc on-demand distance vector (AODV) routing / C. Perkins, E. Belding-Royer, S. Das, 2003 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://tools.ietf.org/html/rfc3561.

5. ISO/IEC standard 7498-1:1994 [Электронный ресурс] URL: http://standards.iso.org/ittf7PubliclyAvailable Standards/index.html.

6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99 [Текст] ИПК Издательство стандартов 1999, переиздан Стандартинформ 2006 [Электронный ресурс] Режим flocTyna:URL: http://www.gostedu.ru/4269.html.

7. Кручинин С.В. Особенности построения системы доменных имен (DNS) в мобильных Ad Нос сетях / С.В. Кручинин // Теория и техника радиосвязи: науч.-техн. журнал / ОАО «Концерн «Созвездие». - Воронеж, 2011. - №2. - С. 79-83.

8. Roos A., Hartma, М.., Dutna, S. Critical issues for roaming in 3G

// Wireless Communications, IEEE. Feb. 2003; Volume: 10, Issue: 1. p. 29. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:

http://ieeexplore.ieee.org/search/freesrchabstract.jsp?tp=&amumber=ll 82108.

9. Скрипов C.A. Математические модели и оптимизация передачи данных в беспроводных сетях со специальной топологией. Автореферат дисс... к.ф-м.н. Челябинск 2010. - С. 1-4.

10. Финстербуш Штефан Приоритетные дисциплины обслуживания мультисервисного трафика CAMEL-услуг. Автореферат дисс... кандидата технических наук, СПб 2009. - С. 1.

11. Кондратов А.Г. Разработка метода расчета и построения сетей подвижной связи. Автореферат дисс... кандидата технических наук, М.: 2009. - С. 3.

12. Кручинин С.В., Зотов С.В. и др. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2997613777, 5.09.2007.

13. Кручинин С.В., Зотов С.В. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011612245. 17.03.2011.

14. ISO 7816 Smart Card Standard [Электронный ресурс] URL: http://www.cardwerk.com/smartcards/smartcard_standard_IS07816-1 .aspx.

15. Обелъченко M.B., Пономарев М.П. Сервер системных телекоммуникаций // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2007613864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.