Научная статья на тему 'РОТАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ'

РОТАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
149
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — E.С. Акопян, H Г. Тер-Маргарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As known, all movements in the vertebral column are effected in the perpendicular planes and its training is required in all directions. Rotational movements make it possible to activate fixed spinal (thoracic, sacral) mobility, to improve their trophism and innervation and aid to interact all the spinal segments as an integral train. That is the reason why studying the rotational mobility of the vertebral column in children of school age is critically important. The algorithm developed and tested in practice was used to evaluate rotational mobility of the vertebral column (its movement about its axis) in the cervical and lumbar portions. The results of examining the rotational mobility of the cervical portion, which are fixed in all age groups, suggest that it is this spinal portion that is the most vulnerable, sensitive link that is rapidly responsive to its inadequate movements. All the above lends support to the necessity of making the special training of the cervical spine. The results of a pedagogical experiment have allowed the authors to be the first in physical educational practice to develop regional standard scales used to evaluate spinal rotational mobility in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РОТАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

¡ена и санитария 1/2009

обмена, уменьшением жизненной емкости легких, повышенной умственной и физической утомляемостью [5—7].

В нашем исследовании при всех ростовесовых значениях величина кардиогемодинамических показателей соответствовала принятым нормативам, однако в рамках физиологических границ как у юношей, так и у девушек САД находилось в прямой зависимости от ИМТ; в группе юношей наблюдалась обратная взаимосвязь между ИМТ и ЧСС (см. таблицу). Подобные корреляционные отношения указывают на скрытое напряжение вегетативной регуляции кардиогемодинамики по типу симпатического преобладания. Это подтверждается и фактом выявления у половины студентов обоих полов повышенного напряжения в системе регуляции сердечного ритма, определяемого с помощью метода вариационной кардиоинтерваломет-рии, который характеризует не только состояние вегетативного равновесия, но и степень централизации управления синусового узла.

Выводы. 1. У студентов II курса, обучающихся в медицинском вузе, показатели Р соответствуют нормативным значениям, однако треть юношей и пятая часть девушек имеют пониженную МТ.

2. Имеется прямая зависимость САД (у юношей и девушек) и обратная зависимость ЧСС (только у юношей) от ИМТ.

3. Хотя обследованные студенты относятся к категории практически здоровых лиц, по данным вариационной кардиоинтервалометрии у половины из них выявляется напряжение регуляторной системы синусового узла.

Литература

1. Абросимова М. Ю. // Здоровье и образование в XXI веке: Материалы 5-й Международной науч.-практ. конф. - М., 2004. - С. 506.

2. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. М. Математический анализ изменений ритма сердца при стрессе. — М., 1984.

3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М., 1995.

4. Мустаев Р 3. // Гиг. и сан. — 2002. — № 4. — С. 65-67.

5. Суханова М. Н. // Рос. педиатр, журн. — 1999. — № 2. - С. 36-41.

6. Шалимов П. М., Горбаченко А. В., Первовеч Е. В. // Воен.-мед. журн. - 2002. - Т. 323, № 7. - С. 31—34.

7. Шеплягина Л. А., Ильин А. Г., Звездина И. В. и др. // Рос. педиатр, журн. — 1999. - № 2. - С. 31—36.

8. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 2006. - № 1. — С. 3-6.

9. Das S. К., Sanyal К., Basu А. // Int. J. Med. Sci. - 2005.

- Vol. 2, N 2. - P. 70-78.

10. McCauley L. A., KempfA., Morgan J. et al. // W. M. J.

- 2005. - Vol. 104, N 5. - P. 26-31.

11. Nyaruhucha C. N.. Achen J. H., Msuya J. M. et al. // East Afr. Med. J. - 2003. - Vol. 80, N 2. - P. 68-72.

12. Ohrvall M., Berglund L., Vessby B. // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. - 2000. - Vol. 24, N 4. - P. 497-501.

13. Pileggi C., Carbone V., Nobile C. G., Pavia M. //J. Pedi-atr. Child Hlth. - 2005. - Vol. 41, N 7. - P. 347-352.

14. Zhou В., Wu Y., Yang J. et al. // Obes. Rev. - 2002. -Vol. 3, N 3. - P. 147-156.

Поступила 02.11.07

Summary. Height-weight ratios were measured in 190 high medical students (98 youths and 92 girls at the age of 18 to 21 years). At the same time the growth rates were in agreement with the average statistical normal values, underweight was detected in 32% of the youths and in 21% of the girls. There was a direct relation of systolic blood pressure in both youths and girls and an inverse relation of heart rate to the body mass index. Although the examinees were apparently healthy individuals, half of them were found to have sinus nodal regulatory stress, as evidenced by analysis of variance for cardiac rhythms.

С Е. С. АКОПЯН, Н. г. ТЕР-МАРГАРЯН, 2009 УДК 613.955:612.75/.76

Е. С. Акопян, Н. Г. Тер-Маргарян

РОТАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Армянский государственный институт физической культуры, Ереван, Республика Армения

Функциональные возможности позвоночного столба являются одним из основных показателей оценки опорно-двигательного аппарата человека и, как известно, определяются состоянием межпозвоночных дисков, связочного аппарата и мышц туловища, которые в значительной мере влияют на подвижность этого важного многозвеньевого органа опоры.

Именно подвижность позвоночника может служить одним из критериев как состояния его здоровья, так и организма в целом, являясь в некоторой степени его индикатором.

Многочисленные исследования, посвященные состоянию опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста, свидетельствуют, что с годами эта проблема не теряет своей актуальности и значимости. Так, по данным Минздравмедпрома и

Госкомсанэпиднадзора России на 1995 г., лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют, что за период обучения в школе состояние детей ухудшается в 4—5 раз. Наиболее представительной является группа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [5]. По данным клинико-диагностического обследования, среди выпускников 9—11-х классов только 8% признаны здоровыми, 67% имеют различные функциональные нарушения и заболевания позвоночника [3]. К сожалению, данными о состоянии опорно-двигательного аппарата, в частности позвоночника, школьников Республики Армения мы не располагаем.

Согласно данным литературы, 96% всех отклонений от нормальной осанки у детей школьного возраста связано с дисфункцией и патологическими процессами, происходящими в скелетной мускулатуре, 4% приходится на долю врожденного сколиоза и кифоза [7].

Как уже было отмечено выше, формированию структурных деформаций позвоночника предшествуют функциональные изменения в паравертеб-ральных тканях (костная, соединительная и нервно-мышечная). Развившиеся деформации определяют ряд новых функциональных приспособлений, обусловливающих характер двигательных навыков. При этом двигательная функция позвоночника оказывает существенное влияние на косметические изменения в фигуре (осанке). В этом аспекте осанку следует рассматривать как динамический стереотип, приобретаемый в процессе индивидуального развития и воспитания [1].

В этой связи определенный интерес представляют исследования, посвященные изучению подвижности позвоночника. Как отмечает Л. Е. Лебедянская (4], обеспечение нормальной анатомической подвижности в суставах имеет значение для формирования правильной осанки.

Исследованиями Б. В. Сермеева [6] установлено, что подвижность позвоночного столба с возрастом увеличивается, однако неравномерно. Увеличение довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, когда средний ежегодный прирост подвижности позвоночного столба достигает 6,43" (по методике В. А. Гамбурцева). В 11 — 13 лет происходит задержка возрастного нарастания подвижности позвоночного столба. С 14 лет начинается более активный прирост, в 15 лет показатель подвижности позвоночника достигает наибольшей величины (121,2°). В 16—17 лет подвижность позвоночника ухудшается, уменьшаясь до уровня, который наблюдается у десятилетних.

Е. К. Агаянц и соавт. изучали объем движений позвоночника во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях у 998 девочек 8—16 лет и 291 мальчика 8—16 лет со сколиотической деформацией до 30° [1]. Подвижность позвоночника исследовали при разгибании, сгибании, наклонах и ротации в обе стороны. Результаты измерений классифицировали по трем степеням: А — гипомо-бильность до нормы, Б — гибкость в пределах нормы, В — повышенная гипермобильность (по методике К. Левит, И. Захсе, В. Янда). Выявлено, что общая подвижность позвоночника у детей и подростков в различные возрастные периоды значи-

Показателн ротационной подвижности позвоночника школьников

тельно варьировалась. Авторами отмечено, что среднестатистическая модель подвижности позвоночника в рассматриваемых возрастных периодах (8—11, 12—14 и 15—16 лет) у мальчиков отличается от девочек. В этом аспекте ими подчеркнуто, что выраженная сколиотическая деформация (сколиоз II степени) у мальчиков в процентном отношении к общему числу обследованных выявлялась реже, чем у девочек [1].

Анализ научно-методической литературы показал, что проблема исследования подвижности позвоночника находится в центре внимания различных специалистов: врачей, гигиенистов, преподавателей физического воспитания. Исследования охватывали либо детей с нарушениями осанки, либо оценка подвижности позвоночника ограничивалась измерением ее в одной плоскости (в основном сагиттальной, при помощи общепринятого теста наклон вперед) [6].

Мы не встретили исследований по комплексной оценке подвижности позвоночника детей школьного возраста.

Как известно, движения в позвоночнике осуществляются во взаимоперпендикулярных плоскостях, разработка его необходима во всех направлениях. Ротационные движения позволяют активизировать фиксированные отделы позвоночника (грудной, крестцовый), улучшить их трофику, иннервацию, способствуют взаимодействию всех сегментов позвоночника как целостной кинематической цепи. Именно поэтому изучение ротационной подвижности позвоночника детей школьного возраста весьма важно.

Для оценки ротационной подвижности позвоночника (движения его вокруг своей оси) в шейном и поясничном отделах использовали разработанный и апробированный на практике тест [2].

Суть его заключается в следующем: исследуемый в положении сидя на градуированном круге с согнутыми под прямым углом коленями и с фиксацией таза совершает повороты туловища вправо и влево. Роль стрелки выполняет гимнастическая палка, зафиксированная строго на поясе. Измеряется градус отклонения. Предусмотрен градуированный воротник для определения подвижности шейного отдела позвоночника с использованием того же принципа. Нулевая отметка устанавливается на уровне средней линии подбородка. Исследуемый совершает поворот головы вправо, фиксируется градус отклонения. То же выполняется в левую сторону.

Таблица 1

Число Ротация шеи, в град. Ротация поясницы, в град.

Класс Пол обследованных вправо (Х± т) шах пйп влево (Х± т) гпах пйп вправо (Х± т) гпах пйп влево (X ± т) тах тш

Начальные Мальчики 42 73,14 ± 2,12 90 60 72,45 ± 2,07 90 60 15,24 ± 0,78 20 10 14,87 ± 0,76 20 10

(2-3-й) Девочки 44 73,66 ± 1,91 85 60 72,33 ± 1,84 80 60 12,49 ± 0,64 20 5 11,84 ± 0,67 20 5

Средние Мальчики 63 76,19 ± 1,02 90 55 74,89 ± 0,97 90 60 20,40 ± 0,86 35 5 20,63 ± 0,86 35 5

(5-7-й) Девочки 70 73,79 ± 0,98 90 55 72,64 ± 0,96 90 60 19,57 ± 0,87 35 5 19,67 ± 0,99 35 5

Старшие Мальчики 34 67,79 ± 1,06 80 55 66,76 ± 0,99 80 60 18,82 ± 1,12 30 5 18,68 ± 1,12 30 5

(9-10-й) Девочки 45 67,67 ± 0,93 80 60 67,22 ± 0,8 80 55 15,89 ± 0,73 30 10 15,78 ± 0,78 30 10

}|[игиена и санитария 1/2009

Таблица 2

Нормативные шкалы ротационной подвижности позвоночника мальчиков школьного возраста

Ротационная подвижность позвоночника, град.

Уровень Возрастная группа учащихся шейного отдела поясничного отдела

вправо влево вправо влево

Низкий (-1,5а и ниже) Начальные классы 63 и ниже 63 и ниже ниже 10 ниже 10

Средние классы 64 и ниже 63 и ниже ниже 10 ниже 10

Старшие классы 58 и ниже 58 и ниже ниже 9 ниже 9

Ниже среднего (от -0,67а до Начальные классы 63-69 63-69 10-12 10-12

-1,5а) Средние классы 64-70 64-70 10-15 10-15

Старшие классы 59-63 59-63 9-14 9-14

Средний (от -0,67а до 0,67а) Начальные классы 71-79 70-79 13-18 13-18

Средние классы 71-81 71-79 16-24 16-24

Старшие классы 64-71 64-70 15-22 15-22

Выше среднего (от 0,67а до 1,5а) Начальные классы 80-86 79-85 19-21 19-21

Средние классы 82-87 80-86 25-29 25-29

Старшие классы 72-76 71-75 23-27 23-27

Высокий (1,5а и выше) Начальные классы 87 и выше 86 и выше 22 и выше 22 и выше

Средние классы 88 и выше 87 и выше 30 и выше 30 и выше

Старшие классы 77 и выше 76 и выше 28 и выше 28 и выше

Анализ показателей ротационной подвижности школьников выявил неоднозначность динамики в шейном и поясничном отделах (табл. 1). У девочек наивысшие результаты в ротации шеи зарегистрированы в среднем школьном возрасте. С годами она имеет тенденцию к ухудшению, более выраженную в старшем школьном возрасте (р > 0,1). У мальчиков отмечается незначительное улучшение ротационной подвижности позвоночника в средних классах с заметным ухудшением к 9—10-у классу (р > 0,1). Ротационная подвижность поясничного отдела достоверно улучшается в пубертатном периоде с дальнейшим ухудшением в старших классах, более выраженным у девочек. Улучшение ротационной подвижности поясничного отдела позвоночника в 5—7-м классах может быть объяснено резким ростом продольных размеров тела, свойственным данному возрастному периоду, и некоторым отставанием развития мышечно-связоч-ного аппарата и связанными с этим его слабостью

и растяжимостью. Результаты ротационной подвижности шейного отдела, зафиксированные во всех возрастных группах, свидетельствуют, что именно этот отдел позвоночника является наиболее уязвимым, чувствительным звеном, быстро реагирующим на недостаточность движения в нем. Все вышеизложенное подтверждает необходимость специальной разработки шейного отдела позвоночника.

Результаты нашего исследования, а также анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствуют о необходимости иметь четкие критерии оценки ротационной подвижности позвоночника. Это позволит определить не только допустимую норму подвижности позвоночника школьников, необходимую для нормального его функционирования, но и нижнюю грань, подвижность ниже которой может привести к патологии.

На основании результатов педагогического эксперимента нами впервые в практике физического

Таблица 3

Нормативные шкалы ротационной подвижности позвоночника девочек школьного возраста

Ротационная подвижность позвоночника, град.

Уровень Возрастная группа учащихся шейного отдела поясничного отдела

вправо влево вправо влево

Низкий (-1,5а и ниже)

до — 1,5ст)

Средний (от —0,67а до 0,67а)

1,5а)

Высокий (1,5а и выше) 62_

Начальные классы 65 и ниже 65 и ниже 9 и ниже 9 и ниже

Средние классы 61 и ниже 60 и ниже 8 и ниже 8 и ниже

Старшие классы 58 и ниже 58 и ниже 8 и ниже 8 и ниже

Начальные классы 66-70 66-70 10-12 10-12

Средние классы 62-68 61-67 9-14 9-14

Старшие классы 59-63 59-63 9-12 9-12

Начальные классы 71-79 71-77 13-19 13-19

Средние классы 69-79 68-78 15-24 15-24

Старшие классы 64-71 64-71 13-19 13-19

Начальные классы 80-84 78-83 20-22 20-22

Средние классы 80-85 79-84 25-30 25-30

Старшие классы 72-77 72-75 20-23 20-23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начальные классы 85 и выше 84 и выше 23 и выше 23 и выше

Средние классы 86 и выше 85 и выше 31 и выше 31 и выше

Старшие классы 78 и выше 76 и выше 24 и выше 24 и выше

воспитания разработаны региональные нормативные шкалы для оценки подвижности позвоночника школьников начальных, средних и старших классов. В табл. 2, 3 представлены региональные нормативные шкалы ротационной подвижности позвоночника школьников отдельно для мальчиков и девочек, представляющие три возрастные группы: младший школьный возраст — 2—3-й классы (102 мальчика и 108 девочек);

средний школьный возраст — 6—7-е классы (106 мальчиков и 119 девочек);

старший школьный возраст — 9—10-е классы (84 мальчика и 101 девочка).

За основу разработки рекомендуемых нормативных шкал подвижности позвоночника детей школьного возраста взяты сигмальные отклонения в пределах 0,67—1,5 сигм. В связи с тем, что оценка ротационной подвижности позвоночника осуществляется в градусах с точностью до Г, нормативные шкалы представлены округленно до целых чисел.

Предложенные нормативные шкалы могут служить ориентиром для учителей физической культуры, кинезотерапевтов и других специалистов, работающих с детьми данного возраста.

Литература

1. Агаянц Е. К., Бердичевская Е. М., Демидова Е. В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. — Краснодар, 1999.

2. Акопян Е. С. Ц Научно-прикладной ежегодник по физической культуре и спорту. — Ереван, 2004. — Вып. 1. - С. 60-64.

3. Ахмерова С. Г. // Профилактика заболев, и укрепление здоровья. — 2001. — № 2. — С. 37—40.

4. Лебедянская Л. Е. Особенности методики развития подвижности в суставах (гибкости): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1952.

5. Осик В. И., Медников А. Б., Шестаков М. М. // Физ. культура. - 1999. - № 3-4. - С. 3—6.

6. Сермеев Б. В. Исследование возрастных изменений подвижности в суставах и ее развития у мальчиков школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1964.

7. Спирин В. К. И Физ. культура. — 2002. — № 2. — С. 48-52.

Поступила 02.11.07

Summary. As known, all movements in the vertebral column are effected in the perpendicular planes and its training is required in all directions. Rotational movements make it possible to activate fixed spinal (thoracic, sacral) mobility, to improve their trophism and innervation and aid to interact all the spinal segments as an integral train. That is the reason why studying the rotational mobility of the vertebral column in children of school age is critically important. The algorithm developed and tested in practice was used to evaluate rotational mobility of the vertebral column (its movement about its axis) in the cervical and lumbar portions. The results of examining the rotational mobility of the cervical portion, which are fixed in all age groups, suggest that it is this spinal portion that is the most vulnerable, sensitive link that is rapidly responsive to its inadequate movements. All the above lends support to the necessity of making the special training of the cervical spine. The results of a pedagogical experiment have allowed the authors to be the first in physical educational practice to develop regional standard scales used to evaluate spinal rotational mobility in schoolchildren.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.953:614.449.57

Б. Б. Дарижапов, Н. А. Самарская, Е. Г. Алексеева, Т. А. Золоедова

НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЗИНСЕКЦИОННЫХ ОБРАБОТОК В СЕЗОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области, Южно-Сахалинск

Одно из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора — обеспечение действенного государственного санитарно-эпидемиологического надзора за работой детских оздоровительных учреждений.

В данной работе предпринята попытка обобщить практический опыт проведения противоэпидемических мероприятий по ликвидации массовых заболеваний неинфекционного характера в летних оздоровительных учреждениях и выработки тактики действий специалистов Роспотребнадзора по предупреждению подобных ситуаций.

С новым явлением в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в летний оздоровительный период 2007 г. столкнулись специалисты Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области.

С июля по август 2007 г. в загородном оздоровительном лагере "Юный железнодорожник" филиала Сахалинской железной дороги Российского акционерного общества "Российские железные дороги" (РАО РЖД), расположенного в поселке Та-

ранай Анивского района регистрировались случаи контактного дерматита.

Всего заболело 146 человек, в том числе 131 ребенок, что составляет 45,2% от численности находящихся в учреждении.

Симптомы контактных дерматитов (сыпь, зуд) у ряда пострадавших отмечались с первого дня заезда. Обращения в медпункт начались, когда явление приобрело массовый характер. Во всех случаях заболевание протекало в легкой форме, поддавалось стандартному антиаллергическому лечению. Все дети проконсультированы врачами (инфекционист, аллерголог и дерматолог).

Все заболевшие находились в разных отрядах, были разных возрастов, прибыли из разных населенных пунктов. Аналогичные реакции отмечали в этот период рабочие филиала Сахалинской железной дороги РАО РЖД, привлеченные для монтажа и технического обслуживания оборудования. Рабочие не проживали в лагере и не пользовались пищеблоком и бытовыми помещениями. После выезда с территории лагеря у всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.