Научная статья на тему 'Ростовское духовенство и монгольские власти при епископе Игнатии'

Ростовское духовенство и монгольские власти при епископе Игнатии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ / ЕПИСКОП ИГНАТИЙ / МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ / ПЕТР ОРДЫНСКИЙ / ДУХОВЕНСТВО / HISTORY OF MEDIEVAL RUSSIA / THE HISTORY OF THE RUSSIAN CHURCH / BISHOP IGNATIUS / METROPOLITAN KIRILL / PETER ORDINSKY / CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Роман Александрович

В статье представлены результаты исследования политики ростовской епископии по отношению к Орде в 60-80-х годах XIII в. Автор приходит к выводу о том, что в период нахождения на кафедре Игнатия ростовское духовенство придерживалось в этой области острожного и взвешенного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rostov clergy and the Mongolian authorities with Bishop Ignatius

The article provides the results of the study carried out to investigate the policy of Rostov bishopric against the Horde in the 60's and 80's of the XIII century. The author concludes that during the stay at the Department of Ignatius the Rostov clergy adhered to this cautious and prudent course.

Текст научной работы на тему «Ростовское духовенство и монгольские власти при епископе Игнатии»

Р. А. Соколов

РОСТОВСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И МОНГОЛЬСКИЕ ВЛАСТИ ПРИ ЕПИСКОПЕ ИГНАТИИ1

Более полувека во главе Ростовской епархии стоял епископ Игнатий (1261-1288). Это было непростое время, когда Русь только привыкала к ордынской зависимости. В настоящей сообщении мы постараемся проследить, как в таких условиях Ростовский владыка нес свое служение.

Игнатий занял кафедру в 1261 г. еще при жизни предыдущего епископа Кирилла, который не мог по болезни исполнять свои обязанности [1, стб. 475-476; 2, с. 142]. Этот пост был чрезвычайно важным: ростовские епископы помогали митрополиту Кириллу, много путешествовавшему по Руси, управлять вакантной до 1274 г. Владимирской епархией [3, с. 3-4], фактически являвшейся северной митрополичьей резиденцией. Конечно, Игнатий должен был одобрять политические взгляды митрополита, который признавал обоснованной политику подчинения Орде Александра Невского [4, с. 89], и это должно было сказаться в период святительства епископа.

В 1262 г. умирает епископ Кирилл, и Игнатий уже официально занимает Ростовскую кафедру. Из скудных летописных известий мы можем все же почерпнуть сведения о служении Игнатия. В 1269 г. он венчал в Костроме Василия Ярославича, в 1269 г. постригал в схиму перед смертью Дмитрия Святославича; часто доводилось ему участвовать в похоронах князей и их жен [1, стб.476-477, 525; 2, с. 143, 145, 147, 150, 152, 153, 154, 156]. Все это обычные дела архиерея: объезды епархии, торжественные богослужения. Особняком стоит сообщение о возвращении Игнатия во второй раз из Орды, куда он ходил «за причет церковный» [5, стб. 405]. Возможно, владыка вернулся с какими-то дарами. Ведь в тот же год ростовская соборная церковь была покрыта оловом, а ее пол — красным мрамором [6, с. 77; 7, с. 152]. Помимо этого в одном из источников содержится весьма любопытное сообщение: «И прия престол святый владыка Игнатий, и нача крыти оловом и дно мостити мрамором храм святыя Богородица Ростовския; в Орду ходя, емля оброки царския (курсив наш. — Р. С.)» [8, с. 143]. Видимо, Игнатий смог установить нормальные отношения с ханской властью, а это должно было создать более благоприятные условия для проповеди в кочевой среде.

Такое положение Игнатия обусловливало переезд именно в ростовские пределы ордынских «иммигрантов» — принявших христианство татар. Действительно, из текста «Повести о Петре, царевиче Ордынском» можно сделать вывод о существовании в Ростове целой общины, состоявшей из бывших ордынцев, принявших православие [9, с. 121]. Конечно, такое положение, когда внутри городской общины, возможно, имелся целый анклав из переселенцев-завоевателей, требовало особой гибкости от епископа, который должен был сглаживать противоречия и сводить на нет возникавшие в такой ситуации недоразумения.

1 Статья подготовлена при поддержке проекта «Комплексные историко-региональные исследования» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4). Государственный контракт № 14.740.11.0993.

© Р. А. Соколов, 2011

Житие царевича Петра Ордынского показывает, как Ростовский владыка стремился привязать к новой Родине покинувшего родные степи Чингизида, облегчить его вхождение в структуру городской общины: Игнатий наставляет неофита в вере, благословляет на создание церкви (причем закладка храма происходит при большом стечении народа), поощряет дружбу с князем (братает их в церкви) (о братании на Руси см. [4, с. 68-70]), способствует свадьбе Петра с дочерью жившего в Ростове ордынца [8, с. 143, 145-146, 147]. Интересно, что правнука Петра, так активно проявившего себя во время Ахмыловой рати, звали Игнатием. Резонно предположить, что свое имя он получил именно в честь Ростовского владыки, с которым его прадеда связывали столь сердечные отношения.

Игнатий, чтобы не потерять своего влияния на паству, видимо, чутко прислушивался к мнению ростовской общины; именно ее давлением возможно объяснить эксгумацию тела князя Глеба Васильковича и перезахоронение его в Спасском Княгинином монастыре [4, с. 110-112]. Позже Игнатий понял ошибочность этого шага. Незадолго до смерти владыка благославляет строительство в Ростове церкви во имя свв. Бориса и Глеба [2, с. 167].

Не было ли это актом покаяния перед памятью князя Глеба? Авторитет среди народа должен был помочь епископу гасить конфликты переселенцев-татар с местными жителями. После его смерти положение изменилось, и уже в год смерти Игнатия в Ростове произошли волнения. Устюжская летопись по списку Мациевича так сообщает об этом: «Преставися Игнатеи епископ Ростовскии. Тогда бе множество татар в Ростове (курсив наш. — Р. С.), и изгнаша их, пограбя всех...» [10, с. 71]. Вероятно, возмущение татарским произволом, сдерживаемое до сих пор авторитетом Игнатия, вылилось наружу, и монгольские переселенцы (а именно о них, как мы предполагаем, идет речь в летописи) пострадали от народа. Новому епископу Тарасию предстояло урегулировать возникшие недоразумения в отношениях с ордынцами.

Источники и литература

1. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ.). Т. I. Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.

2. ПСРЛ. Т. X. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. (Продолжение.) М.: Языки русской культуры, 2000. 244 с.

3. Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб.: Типогр. Академии наук, 1888. 284 с.

4. Соколов Р. А. Русская Церковь во второй половине XIII — первой половине XIV в. СПб.: Изд. дом С.-Петербургского университета, 2000. 232 с.

5. ПСРЛ. Т. XV. Тверской сборник. М.: Языки русской культуры, 2000. 504 стб.

6. ПСРЛ. Т. XVIII. Симеоновская летопись. СПб.: Археографическая комиссия, 1913. 316 с.

7. ПСРЛ. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV в. М.; Л., 1949. 464 с.

8. Повесть о Петре, царевиче Ордынском // Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М.: Советская Россия, 1982. С. 142— 160, 352—353.

9. Кривошеев Ю. В. Ордынский царевич Петр и его род: некоторые бытовые и религиозные черты пребывания монголо-татар на Руси // Университетский историк. Альманах. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 118-125.

10. ПСРЛ. Т. XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи XVI — XVII вв. Л.: Наука, 1982. 228 с.

Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.