Научная статья на тему 'Ростово-нахичеванский народный университет в начале ХХ в'

Ростово-нахичеванский народный университет в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / PUBLIC UNIVERSITIES / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ / ADULT EDUCATION / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / DEMOCRATIZATION OF THE LEARNING PROCESS / ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ / THE GREAT DON ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подковырина Т.А.

Статья посвящена характеристике Ростово-Нахичеванского народного университета в начале ХХ столетия. Автор раскрывает предпосылки создания народных университетов в России и на Дону. В статье освещается процесс создания Ростово-Нахичеванского народного университета, его цель, система управления, преподавательский персонал, состав учащихся, отношение правительства Всевеликого войска Донского к народным университетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the characteristic of the Rostov-Nakhichevan Public University in the beginning of the XX century. The author reveals the prerequisites of the creation of public universities in Russia and Don. The article reveals the process of creation of Rostov-Nakhichevan Public University, its purpose, a control system, teaching staff, structure of pupils, attitude of the Great Don Army government to public universities.

Текст научной работы на тему «Ростово-нахичеванский народный университет в начале ХХ в»

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ИСТОРИИ

Т.А.Подковырина

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

РОСТОВО-НАХИЧЕВАНСКИЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В НАЧАЛЕ ХХ В.

Статья посвящена характеристике Ростово-Нахичеванского народного университета в начале ХХ столетия. Автор раскрывает предпосылки создания народных университетов в России и на Дону. В статье освещается процесс создания Ростово-Нахичеванского народного университета, его цель, система управления, преподавательский персонал, состав учащихся, отношение правительства Всевеликого войска Донского к народным университетам.

Ключевые слова: народное образование, народные университеты, образование взрослого населения, грамотность, демократизация процесса обучения, Всевеликое войско Донское.

Article is devoted to the characteristic of the Rostov-Nakhichevan Public University in the beginning of the XX century. The author reveals the prerequisites of the creation of public universities in Russia and Don. The article reveals the process of creation of Rostov-Nakhichevan Public University, its purpose, a control system, teaching staff, structure of pupils, attitude of the Great Don Army government to public universities.

Key words: public education, Public universities, adult education, literacy, democratization of the learning process, the Great Don Army.

В начале XXI в. в результате дискуссий о проблемах и путях модернизации российского общества значительное внимание уделяется истории становления народного образования в России в начале ХХ столетия.

Особое значение приобретает опыт развития народного образования в отдельных регионах России. В связи с этим важным является обращение к истории становления образования на Дону.

В начале ХХ столетия в связи с острой нехваткой квалифицированных специалистов в стране, вставшей на путь индустриального развития, на первый план выдвигалась необходимость поднятия образовательного уровня населения. Особое внимание обращалось на развитие общего образования взрослого населения.

Понятие «грамотность» на рубеже ХХХ-ХХ вв. сводилось лишь к одному вопросу: «Умеет ли читать?». Таким образом, под грамотностью во время переписи 1897 г. подразумевалось только умение читать. По данным переписи на 1897 г., грамотность населения Российской империи была очень низкой: всего 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин [4,5].

В начале ХХ в. в России было положено начало движению за создание народных университетов. Целью которых, являлось открытие общеобразовательных курсов, подготовка квалифицированных специалистов.

В России предшественниками народных университетов были курсы для взрослых, создававшиеся в 1880-1890-ых гг. С 1905-го года, под влиянием первой русской революции, в России начали создаваться народные университеты. [2, c. 41 ]

Используя дореволюционный опыт работы народных университетов, передовые деятели народного образования пришли к выводу о необходимости осуществления систематической общеобразовательной деятельности, обращая особое внимание на демократизацию процесса обучения.

На Дону народные университеты занимали особое место в системе внешкольного образования. Опыт организации научно-популярных лекций подсказал идею основания народного университета.

В 1913 г. возникло Ростово-Нахичеванское общество народных университетов. Газета «Приазовский край» систематически освещала его деятельность, задачи, финансовое положение, состав лекторов, отношение к нему правительства. Главной целью общества народных университетов являлось «устройство научно-просветительных учреждений [6, с.1]. Общество систематически открывало образовательные и профессиональные курсы, начальные, воскресные и вечерние школы, проводило образовательные экскурсии, устраивало народные университетские дома, научно-образовательные музеи, лаборатории, обсерватории, открывало библиотеки, читальни, книжные склады, устраивало выставки. Состав общества не ограничивался. В него могли входить правительственные и общественные учреждения, земства, города, общества, товарищества, а также отдельные лица обоего пола всех состояний, званий и вероисповеданий достигшие 21 года. В числе учредителей общества были П.Е.Парамонов и Л.А.Парамонова [6, с.1-2]. Деятельность общества находила поддержку и у городских властей. По свидетельству председателя правления общества Т.М.Романченко, градоначальник сочувственно относился к делу общества народных университетов и обещал ему заботу и покровительство. В связи с этим правление общества стремилось к еще более интенсивной деятельности по организации демократических масс вокруг народного университета.

После Февральской революции деятельность общества была направлена на «поднятие народного самосознания путем культурно-просветительной работы в широких массах населения», так как количество неграмотных в области Всевеликого войска Донского достигало 80% [1].

После октябрьских событий 1917 г. общество почти прекратило свое существование, продолжали действовать только несколько вечерних школ для взрослых. Члены общества перестали платить взносы, ухудшилось его финансовое положение. К сентябрю 1918 г. общество вновь активизировало свою деятельность. Были открыты несколько вечерних школ для взрослых, а 14 октября 1918 г. произошло учредительное собрание общества народных университетов, был избран новый состав правления и возобновлена деятельность по открытию школ. При вечерних школах для взрослых открывались отделения с курсом средних учебных заведений. Однако в некоторых школах занятия вообще не посещались учащимися. Для усиления притока учащихся в вечерние школы правление общества значительно снизило плату за обучение, одновременно проводя активную агитационную работу по вовлечению в члены общества.

Деятельность Ростово-Нахичеванского общества народных университетов подготовила почву для создания новых народных университетов на Дону.

Инициатива создания в Ростове постоянно действующего и дающего законченное систематическое образование народного университета принадлежала профессиональному союзу преподавателей высших учебных заведений [3, 1918, 10 июля].

4 сентября 1918 г. отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского был утвержден проект устава народного университета. Согласно параграфу 1 «Устава», его целью являлось распространение высшего научного образования среди широких слоев населения и «развитие интереса народа к научным знаниям» [3, 1918, 21 ноября].

7 ноября 1918 г. на заседании попечительного совета Ростово-Нахичеванского университета был избран президиум, председателем которого стал К.В. Вейсбрем, казначеем - М.В. Харьковщенко и секретарем - Г.Р. Зайчик. Количество слушателей народного университета к ноябрю 1918 г. составляло 250 человек [3,1918, 22 ноября].

Торжественное открытие Ростово-Нахичеванского народного университета произошло 21 ноября 1918 г. На его открытии присутствовали: управляющий отделом народного просвещения В.Н. Светозаров, представители попечительного совета народного университета во главе с председателем К.В.Вейсбремом и директором университета И.А. Малиновским, а также профессора, общественные деятели, студенты и слушатели народного университета.

От имени правительства Всевеликого войска Донского выступил управляющий отделом народного просвещения В.Н. Светозаров, который приветствовал создание народного университета. [3, 1918, 23 ноября]. Ректор Донского университета С.И. Вехов выразил уверенность, что народный университет сыграет огромную роль в деле воссоздания России. Приветствовал создание народного университета и представитель совета профессиональных союзов Ростова и Нахичевани Г.Р. Зайчик [3, 1918, 23 ноября].

В университете действовали два отделения: естествознания и обществоведения с продолжительностью обучения два года и лекционной системой преподавания. Во главе народного университета стоял попечительный совет, в состав которого входили представители организаций, оказывавших материальную поддержку университету. Руководство учебной частью принадлежало академическому совету, состоявшему из всех преподавателей и двух членов попечительного совета.

В народном университете могли обучаться лица обоего пола не моложе 16 лет. Слушатели народного университета не имели прав, которыми пользовались учащиеся правительственных учебных заведений. При поступлении и при выходе из народного университета от них требовалась сдача экзаменов. Лица, сдавшие экзамен, при окончании курса получали удостоверение об окончании народного университета.

Подавляющее большинство слушателей народного университета составляли представители торгово-промышленных учреждений (70%), затем служащие правительственных учреждений, учителя и медицинские работники. Не смотря на то, что плата за обучение была низкой (40 рублей в год) и могли обучаться все желающие, процент поступавших в народный университет рабочих был незначительным.

Состав преподавателей народного университета отличался высоким профессиональным уровнем. Круг преподаваемых предметов постоянно расширялся. Так с 1919/1920

учебного года в Ростово-Нахичеванском народном университете вводилось преподавание истории культуры (профессор А.И.Яцемирский), введение в историю литературы (профессор И.И.Замотин) и эстетика (М.Шагинян) [3, 1919, 8 мая].

Содержание народного университета осуществлялось на средства, ежегодно ассигнуемые общественными учреждениями, плату за слушание лекций, пожертвования, доходы от предприятий университета (выставки, концерты, экскурсии). Значительные пожертвования народному университету предоставлялись органами городского самоуправления Ростова и Нахичевани, торгово-промышленным комитетом, кооперативными организациями, обществом народного дома, обществом народных университетов, союзом акционерных банков, обществом содействия высшему женскому образованию [3, 1919, 8 мая].

Осознавая ту роль, которую играли народные университеты в жизни населения Дона, войсковое правительство стремилось поддерживать их начинания, оказывая материальное содействие. Осенью 1919 г. войсковое правительство определило пособие для ростово-на-хичеванского народного университета в размере 100.000 рублей [3, 1919, 10 октября].

Обществом народных университетов проводились лекции по литературе, общественным и политическим вопросам. Однако уже в марте 1919 г. оно вынуждено было их отменить, так как в связи с военными действиями они не вызывали интереса населения. Тем не менее создание народных университетов на Дону способствовало повышению уровня грамотности взрослого населения, благодаря осуществлению ими систематической общеобразовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольный Дон. 1917, 1 июня.

2. Кукуев А.И. О становлении образования взрослых в России // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14.

3. Приазовский край. 1918, 1919.

4. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.

5. Статистический ежегодник России. 1913 г. Издание ЦСК МВД. СПб., 1914.

6. Устав Ростово-Нахичеванского на Дону общества народных университетов. Ростов-на-Дону, 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.