А. Шадинова
РОСТОВ - ГЛАЗГО: ВРЕМЯ СВОДИТЬ МОСТЫ
«Город музыки» - столь почетное звание в августе 2008 года ЮНЕСКО присвоила шотландскому Глазго, включив его во Всемирную сеть городов творчества. Еженедельно в «зеленой долине» («Глазго» по-кельтски) проходит до 130 (!) музыкальных мероприятий, представляющих самые разные стили — от поп-музыки и рока до традиционной кельтской музыки и классической оперы.
Одна из таких музыкальных недель января 2009 года обещает быть особенной: те, кто придут в зал Королевской Шотландской оперы, услышат могучий русский бас студента Ростовской консервато
му солиста, поскольку исполнение партии на французском языке (далеком от более привычного итальянского) таит в себе немалые сложности.
А минувшей зимой в постановке «Евгения Онегина» П. Чайковского (режиссер У Керли) наши студенты Евгения Долгополова (в роли Няни) и Геворг Григорян (Гремин) срывали бурные аплодисменты в прославленных оперных залах Глазго и Эдинбурга. На вопрос, трудно ли было найти общий язык с партнерами, отвечает Е. Долгополова:
Геворк Григорян - Гремин
рии, солиста нашего Музыкального театра, в опере великого русского композитора XX века. Юрий Алехин - вот имя избранного Короля в «Любви к трем апельсинам» С. Прокофьева. Совсем скоро, в первых числах ноября, Юрий отправляется в Глазго на совместные репетиции с коллективом Королевской Шотландской академии музыки и драмы. Следует отдать должное настойчивости и профессионализ-
Евгения Долгополова - Няня
- Несмотря на языковой барьер, мы очень хорошо понимали друг друга. Шотландцы - открытый и дружелюбный народ. Так, за два месяца, проведенные в Глазго, Шарлотта Тэтли стала для меня не только прекрасным партнером в ансамбле, но и подругой. Я очень признательна всем тем, кто подарил уникальную возможность петь на знаменитой шотландской сцене - это, несомненно, получение богатейшего опыта.
Действительно, опыт, приобретенный на проекте «Европейская молодежная опера», бесценен: наши молодые певцы, помимо прочего, осваива-
ют европейские традиции интерпретации камерных опер эпохи Барокко и опер современных композиторов.
Ответный визит шотландцев не заставит себя долго ждать. В апреле 2009 года ростовчане услышат в концертном варианте оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса и «Федра» Б. Бриттена, где вместе с нашими солистами будут петь воспитанники академии, а оркестр Ростовской консерватории возглавит дирижер из Шотландии. Немногим ранее эти спектакли пройдут в Глазго, не без участия ростовских студентов.
Кэтрин Роджерс (Catarine Rogers)
Ростов-на-Дону и Глазго побратались более 20 лет назад, в 1986 году. Трудные 90-е затормозили развитие совместных проектов. И вот, наконец, словно после долгих лет засухи, пролился благодатный дождь: в феврале 2007 года по инициативе ректора Ростовской консерватории, народного артиста РФ, профессора А. С. Данилова два вуза приняли меморандум о сотрудничестве. А в нынешнем году был выигран грант Европейского Союза (Комиссии «Поддержка инициатив в области культурного сотрудничества между ЕС и Россией). Ждем богатого урожая на плантациях оперы, джаза, фольклора, композиции...
Том Полсен (Тот Ро1веп)
Кстати, о композиторской части проекта. Вам когда-либо приходилось слушать оперу 15 минут? Нет, речь идет совсем не о том случае, когда вы, уважаемый читатель, сладко зевая, засыпаете уже через четверть часа. Напротив, бурное развитие-событий сюжета 15-минутной мини-оперы скорее вызовет ваш неподдельный интерес. Оценив все прелести этого жанра на собственном опыте, Шотландская академия объявила конкурс среди студентов и аспирантов музыкальных вузов на сочинение подобной оперы. Имена двух воспитанников нашей консерватории, принимающих участие в этом творческом состязании, пока не разглашаются. Известно лишь, что будет представлена опера «Русская рулетка» Алексея Хевелева, выпускника консерватории, лауреата международного и всероссийского конкурсов, ныне педагога кафедры теории музыки и композиции. Подобный конкурс по композиции пройдет и в ростовском вузе, с привлечением шотландских студентов, и в рамках «Ростовских премьер» 2010 года будут исполнены две оперы-победительницы.
Кристофер Андервуд в Ростове дает мас-теркласс Хачатуру Бадаляну
2S4
Не останутся без внимания и студенты других специальностей. Так, Королевская академия рассматривает возможность приглашения студентов-струнников нашей консерватории для участия в различных проектах. Наши шотландские друзья Кэтрин Роджерс (сопрано) и Том Полсен (труба) стали участниками юбилейного гала-концерта, посвященного 40-летию консерватории в декабре 2007 года, несколько студентов-оркест-рантов влились в состав симфонического оркестра РГК. А шотландские профессора вечера поделились опытом в мастер-классах по вокалу и тубе. Сложнее обстоит дело с такими направлениями как
музыковедение и народная музыка (из-за существенной разницы в самом содержании дисциплин в обоих вузах). Эти экзотические плоды, думается, не скоропоспеют... Но, будем надеяться, что и они придутся по вкусу как в Глазго, так и в Ростове.
А пока дозревает урожай в зеленой долине, ректор Ростовской консерватории А. С. Данилов, не теряя времени, распахивает новые земли - в дремучих лесах Белоруссии и неприступных горах Армении. Если оставить метафорический стиль, это значит, что заключены договоры о сотрудничестве с консерваториями Минска и Еревана.