Научная статья на тему 'Рост сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития пищевой промышленности и продовольственного рынка России'

Рост сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития пищевой промышленности и продовольственного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ СБОР / ВЫРАБОТКА ПРОДУКЦИИ / ГРАНТЫ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / САНКЦИИ / СУБСИДИИ / ТЕМП РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Ивановна, Серёгин Сергей Николаевич, Новосельцева Ангелина Владимировна

В статье подведены итоги развития основных направлений АПК растениеводства, животноводства, а также отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Достигнутые результаты являются следствием государственной поддержки основных звеньев агропромышленного производства. Благодаря мероприятиям Госпрограммы развития АПК до 2020 г. субъектам РФ перечислены субсидии на общую сумму 172,289 млрд руб. По многим показателям в растениеводстве отмечен рост производства. По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 104, 3 млн т, в том числе 61,8 млн т пшеницы. Повысилось производство кукурузы (на 53,8 %), риса (на 4,2 %) и гречихи (на 25,4 %). Отмечен значительный рост производства технических культур; так, валовой сбор сои составил 2,6 млн т, что на 54,1 % выше среднего уровня за последние 5 лет. Получен хороший урожай сахарной свеклы и подсолнечника. Возросло производство картофеля и овощей (в среднем за 5 лет больше на 15,9 и 12, 3 % соответственно). В животноводстве развитие отдельных отраслей идет неравномерно. Однако в свиноводстве и птицеводстве есть достижения. Рост производства мяса свинины и птицы составил 5 %. В этих отраслях наблюдается перепроизводство. В молочном скотоводстве ситуация за 10 лет осталась без изменений, прироста производства молока не наблюдается. Государство выстраивает определенную политику по поддержке молочного скотоводства: выделяет субсидии для привлечения инвестиций, гранты фермерам, регулирует рынки, поддерживает сбыт. Минсельхоз считает, для нормального баланса по молоку необходимо увеличить поголовье коров на 1 млн голов, что позволит к 2020 г. поднять его производство на 6 млн т. Такие меры потребуют вложить в сектор молочного животноводства соответствующие инвестиции. Господдержку молочной отрасли планируется увеличить вдвое. В статье также отмечены проблемы, решение которых позволяет преодолеть негативные тенденции развития макроэкономических параметров работы в формате ЕАЭС. Затронуты вопросы изменения денежно-кредитной политики в сторону снижения процентных ставок по кредитам, что позволит стимулировать рост производства в сельскохозяйственном секторе и пищевой промышленности. Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования. В текущем году предоставляются государственные гарантии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в области АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growth in Agricultural Production as a Factor of Sustainable Development of the Food Industry and Food Market of Russia

The article summarized the main directions of development of agrarian and industrial complex crop, livestock, food industry and processing industry. The achieved results are a consequence of state support for basic agricultural production units. Thanks to the activities of the state program of development of agrarian and industrial complex up to 2020 listed the subjects of the Russian Federation grants totaling 172.289 billion rubles. In many respects it marked increase in crop production. According to preliminary data from Rosstat, the gross yield of grain and leguminous crops totaled 104, 3 million tons, including 61.8 million tons of wheat. Increase the production of corn (53.8%), rice (4.2%) and buckwheat (25.4%). It showed a significant increase in the production of industrial crops; so gross harvest of soybeans reached 2.6 million tonnes, 54.1% higher than the average over the past 5 years. Get a good crop of sugar beet and sunflower. The production of potatoes and vegetables (on average 5 years longer at 15.9 and 12, 3%, respectively). In animal husbandry, development of individual sectors has been uneven. However, pork and poultry have achievements. The increase in production of pork and poultry by 5%. In these industries, there is overproduction. The situation in dairy farming for 10 years remained unchanged, growth in milk production is not observed. The state builds a specific policy to support dairy farming: provides grants for investments, grants to farmers, regulate markets, sales support. The Ministry of Agriculture considers the normal balance of the milk is necessary to increase the number of cows per 1 million head, which will allow by 2020 to raise its production by 6 million tonnes. These measures need to invest in the dairy farming sector related investments. State support dairy sector will be doubled. The article also noted problems whose solution allows to overcome the negative trends in the development of macroeconomic parameters of the EAEC format. The issues of changes in monetary policy towards the reduction of interest rates, which will stimulate the growth of production in the agricultural sector and food industry. There are additional budgetary allocations. In the current year provided state guarantees JSC «Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises»in the field of agriculture.

Текст научной работы на тему «Рост сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития пищевой промышленности и продовольственного рынка России»

УДК 631.1:338.43

Рост сельскохозяйственного производства

как фактор устойчивого развития пищевой промышленности и продовольственного рынка России

В. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С. Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор, А. В. Новосельцева, канд. экон. наук

Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г. Разумовского

В 2015 г. агропромышленному комплексу России, несмотря на неблагоприятные внешнеэкономические условия, связанные с введением санкций и негативных тенденций в проведении макроэкономической политики, удалось сохранить положительную динамику сельхозпроизводства и основных продовольственных товаров. Прошедший год стал новым этапом развития основных направлений АПК - растениеводства, животноводства, а также отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Достигнутые результаты стали возможны благодаря государственной поддержке основных звеньев агропромышленного производства. Так, в рамках мероприятий Госпрограммы развития АПК на период до 2020 г. в субъекты Российской Федерации перечислены субсидии на общую сумму 172,289 млрд руб., из которых на государственную поддержку сельского хозяйства направлено непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям 156,459 млрд руб., или 90,8% доведенных средств федерального бюджета.

В растениеводстве по многим показателям отмечен рост производства, при этом валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 г., по предварительным данным Росстата, составил 104,3 млн т зерна (в 2014 г. было собрано 105,3 млн т) при урожайности

23.6 ц/га (в 2014 г. - 24,1 ц/га), в том числе 61,8 млн т пшеницы (в 2014 г. -

59.7 млн т).

Хорошие результаты достигнуты в производстве кукурузы: валовой сбор кукурузы на зерно ставил 12,7 млн т, что на 53,8% больше, чем в среднем за последние пять лет (в 2014 г. -11,3 млн т). Положительные тенденции сохранились с производством риса и гречихи: риса собрано - 1,11 млн т (в 2014 г. - 1,05 млн т), гречихи - 860 тыс. т, что на 25,4% выше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. -662 тыс. т).

В числе достижений прошедшего года по растениеводству следует отметить значительный рост производства технических культур, так валовой сбор сои составил более 2,6 млн т, что на 58,3% выше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. - 2,4 млн т) и льна-кудряша - более 500 тыс. т, что на 54,1% выше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. - 385,6 тыс. т).

Получен хороший урожай сахарной свеклы - 37,6 млн т (в 2014 г. - 33,5 млн т) и подсолнечника - 9,2 млн т (в 2014 г. - 8,5 млн т).

Анализ производства основных технических культур за последние пять лет показывает устойчивый положительный тренд в этом секторе растениеводства, что обусловлено двумя важными факторами: первый - обеспечение пред-

Подсолнечник Соя Рапс Сахарная Кукуруза

свекла

Валовые сборы основных технических культур в 2010-2015 гг., млн т

приятий пищевой промышленности сельскохозяйственным сырьем для увеличения выработки продовольственной продукции для решения проблемы им-портозамещения, второй - расширение кормовой базы для животноводства. При этом следует отметить, что высокая доходность производства этих сельскохозяйственных культур привлекает представителей бизнеса инвестировать средства в развитие этих направлений. И если рост производства сахарной свеклы и подсолнечника начинался в начале десятилетия, то производство кукурузы и сои началось значительно позже, но результаты за последние пять лет впечатляют, о чем свидетельствуют показатели, представленные на рисунке.

Возросло производство картофеля и овощей. Во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 33,6 млн т, что на 15,9% больше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. - 31,5 млн т), урожай овощей - 16,1 млн т (в 2014 г. - 15,5 млн т), что на 12,3% выше среднего уровня за последние пять лет.

Валовой сбор плодов и ягод составил 2,9 млн т, что на 9% больше, чем в среднем за последние пять лет.

В животноводстве развитие отдельных отраслей идет неравномерно, и если в свиноводстве и птицеводстве мы видим зримые достижения, то в молочном скотоводстве ситуация остается за последние 10 лет практически без изменений, если говорить об объемах производства молока - основного показателя эффективности работы отрасли. Старение сельского населения, где производится практически половина объемов молока, вряд ли можно возместить его надоями в сельхозорганизациях, хотя нужно отметить рост производства молока в фермерских хозяйствах, но это не те масштабы, которые необходимы для внутренних потребностей страны.

В мясном животноводстве сохраняется положительная динамика на уровне 5% за счет роста производства мяса свинины и птицы.

По предварительным данным, в 2015 г. производство скота и птицы на убой (в живой массе) в хозяйствах всех категорий составило 13,5 тыс. т или 104,6% к 2014 г.; при этом производство свиней увеличится на 4,5%, птицы - на 8,0%, овец и коз - на 0,2%, производство крупного рогатого скота сократится на 1,0%.

Производство яиц увеличилось на 1,5% и достигло уровня 42,5 млрд шт.

Производство птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации приблизилось к отметке 5,0 млн т, что на 8,6% (396,3 тыс. т) выше уровня соответствующего периода прошлого года. Аналогичная ситуация наблюдается и в свиноводстве; производство свиней на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации увеличилось на 8,6% (220,7 тыс. т) относительно соответствующего периода 2014 г. и составило 2, 79 млн т.

В этих отраслях по оценке экспертов уже сегодня наблюдается перепроизводство продукции, и это происходит на фоне реализации новых инвестиционных проектов.

В этих условиях государству необходимо применять экономические меры, используемые уже давно в странах Евросоюза по квотированию производства, либо следует разрабатывать механизмы стимулирования экспорта готовой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Следует отметить, что на внешних рынках продукция и птицеводства и свиноводства обеспечивается национальными производителями, поэтому все страны стараются вводить определенные запреты на импорт этой продукции. Стимулирование экспорта - мера необходимая для роста производства, но она сопряжена с проведением большой работы как внутри страны, так и с международными организациями, работающими в этом направлении, тем более, что страны участницы ВТО официально отказались от государственного стимулирования экспорта. Поэтому назревшие проблемы нельзя откладывать на потом, в противном случае мы можем получить стагнацию в этих отраслях с потерей своей доли отечественного продовольственного рынка.

В молочном скотоводстве негативные тенденции сохраняются, несмотря на прирост производства молока в сель-хозорганизациях на 2% и фермерских хозяйствах на 5%; в целом за счет сокращения производства в личных подсобных хозяйствах (3%) его прироста практически не наблюдается.

Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2015 г. осталось на уровне прошлого года и составило около 30,8 млн т.

Государство выстраивает определенную политику по поддержке развития молочного скотоводства, включающего в себя субсидии для привлечения инвестиций, гранты фермерам, регулирование рынка для формирования справедливой цены, поддержку сбыта.

Минсельхоз России считает, что для выстраивания нормального баланса по молоку необходимо увеличить поголовье коров на 1 млн голов, что позволит к 2020 г. поднять его производство на 6 млн т и довести общее производство до 36,6 млн т и тем самым покрыть существующий дефицит в объеме 8 млн т. Такое увеличение поголовья коров, как показывают экономические расчеты, потребует от представителей бизнеса вложить в сектор молочного животноводства около 650 млрд руб. инвестиций.

Разрабатываемая система мер государства по развитию молочного животноводства должна носить долгосрочный характер, с тем, чтобы бизнес имел четкие «правила игры» и мог активно привлекать средства для увеличения объемов производства молока, в противном случае снижение его производства в ЛПХ не сможет быть перекрыто ни фермерами, ни сельхозорганиза-циями.

Меры господдержки молочной отрасли в 2016 г. планируется увеличить практически вдвое - до 30 млрд руб., которые будут направлены на строительство новых молочных комплексов, поддержку развития семейных животноводческих ферм и повышение продуктивности молочного стада. На 25% увеличены субсидии по инвестиционным кредитам - до 5,9 млрд руб., субсидии по краткосрочным кредитам -до 1,5 млрд руб., возмещение прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм - до 6 млрд руб. На 62% увеличен объём субсидий на 1 кг молока, сохранен объем субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления.

Проблемы, которые необходимо будет решать в предстоящем периоде в молочной отрасли, связаны также с преодолением негативных тенденций развития макроэкономических параметров работы в формате ЕАЭС:

возросла себестоимость производства молока, в результате большинство производителей сырого молока находится на грани рентабельности;

сократился спрос на готовую продукцию в результате снижения покупательской способности населения;

снизилась доступность кредитных ресурсов и, как следствие, многие инвестиционные проекты были заморожены;

усилилось влияние на молочный рынок традиционного партнера Республики Беларусь - как с точки зрения объемов молока, так и цен.

К экономическим инструментам поддержки молочной отрасли отнесена грантовая поддержка и в этой связи Минсельхоз России намерен увеличить размер гранта начинающим фермерам на создание молочных ферм с 1,5 млн до 3 млн руб. В общей сложности в 2015 г. гранты получили порядка 4,5 тыс. фермерских хозяйств; в текущем году на поддержку фермеров планируется направить в общей сложности 14 млрд руб., из которых 8 млрд руб. -гранты.

Все принимаемые меры государства правильные, но они не решают проблему обеспечения молочной промышленности сырьем с тем, чтобы вырабатываемых молочных продуктов было достаточно для всех категорий граждан в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления. Если придерживаться рекомендуемых норм по нижней границе потребления (320 кг в год на одного человека), то дефицит молока сырья составит не 8, а 14 млн т, а это уже другие инвестиции и другие сроки достижения этих целевых установок. Указанные объемы молока в дореформенной России производились, поэтому и аграрная политика в этой сфере должна выстраиваться и решать эту важнейшую проблему для обеспечения уровня здоровья населения и сокращения импорта молочных продуктов.

Одно из ключевых направлений, с которым связан экономический рост агропромышленного производства, это привлечение инвестиций для перевода

отраслей на рельсы инновационного развития и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции.

Стоимость кредитных ресурсов - важное и необходимое условие для экономического роста: ведь кредиты необходимы не только для долгосрочного развития (как инвестиции в развитие и модернизацию предприятий), но они составляют около 80% оборотных средств предприятий, необходимых для текущей деятельности. Без нормального кредитования поднять производство на современный уровень невозможно, на это указывает опыт промышленно развитых стран, где ставки по кредитам либо нулевые, либо составляют 2-3%.

Кредитная и денежная политика государства в условиях санкций, неблагоприятной макроэкономической ситуации, низкой загрузки производственных мощностей должна стимулировать экономическое развитие путем снижения ключевой ставки Центробанка. В настоящее время ставка составляет 11%, возможно она и будет снижена до 10,5%. Но пока это происходит очень медленно и дорогие кредиты предприятия переносят на себестоимость вырабатываемой продукции, повышая тем самым цены и соответственно подстегивая инфляцию.

Изменение денежно-кредитной политики в сторону снижения процентных ставок по кредитам будет создавать условия для стимулирования роста производства в сельскохозяйственном секторе и пищевой промышленности, создавая тем самым запрос на подготовку современных кадров, развитие научных разработок, запрос на человека труда.

В России необходимо сделать то, что делали все развитые страны, а они прежде всего жестко ограничили спекулятивные финансовые рынки, с тем чтобы если предприниматель брал кредит для модернизации или нового строительства предприятия, он не мог эти кредитные деньги отправить на спекулятивные операции на валютном рынке. Иначе вся государственная политика сводится к стимулированию спекуляции и разрушению реального сектора экономики, поэтому проводимая политика по повышению эффективности использования средств господдержки АПК должна иметь конкретные измерения на основе проводимого мониторинга, и в случае нецелевого использования бюджетных средств применять соответствующие меры кадрового и уголовного характера.

Как же обстоят дела с решением данной проблемы? Анализ инвестиционных процессов показывает, что ухудшение общей макроэкономической ситуации приводит к снижению объема инвестиционного кредитования АПК. На конец 2015 г. его уровень снизился на 10,9% к соответствующему периоду 2014 г., сумма выданных инвестиционных кредитов составила 235,08 млрд руб. («Газпромбанк», Банк ВТБ, «Внешэкономбанк»). Объем выданных инвестиционных кредитов «Россельхозбанком» снизился на 11,7% к соответствующему периоду 2014 г. (до 160,84 млрд руб.),

Сбербанк - увеличил сумму кредитования на 12,8% (до 62,69 млрд руб.).

По инвестиционным кредитам на развитие растениеводства и животноводства, выданным в октябре 2015 г., средневзвешенная процентная ставка составила в «Россельхозбанке» 13,6 и 15,5%, в Сбербанке - 14,7 и 11,2% соответственно.

В рамках Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044) отобрано 42 проекта, из них 12 проектов в сфере АПК на общую сумму кредитов 45,52 млрд руб. (19,7% от общей суммы кредитов по отобранным проектам).

В рамках антикризисного плана по государственной поддержке сельского хозяйства в 2015 г. Минсельхозу России предусмотрены дополнительно бюджетные ассигнования на сумму 53,35 млрд руб., на конец года доведено 49,59 млрд руб.

Правительство России Распоряжением от 3 декабря 2015 г. № 2477-р выделило бюджетные ассигнования в объёме 1,35 млрд руб. Минсельхозу России для предоставления субсидий для возмещения части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Из них 947 млн руб. выделено на господдержку создания и модернизации объектов тепличных комплексов в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищённого грунта и семенного картофелеводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. и 403,9 млн руб. - на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 2594-р бюджетные ассигнования в объёме 1млрд 498 млн 910 тыс. руб., направлены на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг.

Понятные и стабильные правила игры для агробизнеса на обозримую перспективу закладываются в базовых документах правительства и федеральных программах, в рамках которых предусматривается бюджетная поддержка приоритетных направлений развития. Господдержка агропромышленного комплекса на предстоящий период не уменьшится и для создания дополни-

тельных стимулов для инвесторов будут внесены определенные коррективы с целью упрощения процедуры получения средств для реализации намечаемых проектов. Планируется увеличить сроки кредитования инвестиционных проектов до 8-10 лет, а также вводится новый инструмент государственной поддержки - субсидирование компенсации части понесенных капитальных затрат. Для производителей молочной продукции рассматривается вопрос о снижении процентной ставки по кредиту до 5-7% и упрощению его выдачи с тем, чтобы срок окупаемости проекта не превышал 8 лет. Как показывает зарубежный опыт, для устойчивого экономического роста на инвестиционной основе с использованием современных технологий необходимо, чтобы норма инвестиций составляла 25-26% от ВВП (кстати, в Китае эта цифра составляет около 45% ВВП). В России в 2010-х годах она находилась на уровне 22-24% ВВП, сегодня она ниже уровня 19-20%.

Минсельхоз России в связи с дефицитом бюджета предлагает отменить минимальный порог регионального финансирования в 5% на получение федеральных субсидий регионами. Многие не могут обеспечить даже минимальное финансирование мер поддержки, что по установленным правилам не позволяет им использовать средства федерального бюджета. Поэтому регионам достаточно иметь статью расходов на данное направление в бюджете. В этом случае те регионы, которые не имеют собственных средств, смогут претендовать на получение федеральной поддержки.

Дальнейшему росту производства будут способствовать льготные поставки сельхозтехники; так, в 2015 г. увеличились скидки на сельхозтехнику до 25% для сельхозпроизводителей, а для Крыма, Сибири и Дальнего Востока - до 30%.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в целом сохраняют положительную динамику роста производства продукции, индекс производства пищевых продуктов, напитков и табака по полному кругу организаций-производителей в 2015 г. по предварительным данным составил 102-103% к предыдущему году.

Хорошие результаты развития сырьевой базы создали необходимые предпосылки для роста производства мясной продукции. Так, в среднем объем вырос более чем на 10% по всей товарной группе, сахара белого из сахарной свеклы уже выработано более 5,15 млн т, рост объемов производства масла растительного и масложировой продукции составит 5-7%. Хорошие темпы роста на уровне 10-13% сохраняются в крахмалопаточной промышленности, насыщение рынка кондитерских изделий и рост цен на какао бобы снизил потребительский спрос на рынке, поэтому объемы производства останутся на уровне прошлого года. Аналогичная ситуация сохраняется и на рынке молочной продукции, рост производства сохраняется на уровне 2014 г.

С учетом спроса на замороженную продукцию и картофель переработанный и консервированный в этом сегменте рост составит 8-10%.

В настоящее время продовольственная безопасность России обеспечена полностью по зерну, растительному маслу, сахару и картофелю; более чем на 90% по мясу птицы и свинине, самообеспеченность по молоку 81%; по говядине - 75%. Тепличными овощами и фруктами страна обеспечена на треть. Нерешенные проблемы связаны с ростом производства, требуют ежегодных дополнительных бюджетных средств в объеме не менее 80 млрд руб. Только при таком уровне государственной поддержки к 2020 г. молочное животноводство может вырасти на 1 млн коров, увеличится и производство говядины, будет построено 1,5 тыс. га теплиц и заложено 65 тыс. га яблоневых садов. В конечном итоге это даст дополнительно 850 тыс. т помидоров и огурцов, а также 1,3 млн т яблок, что позволит полностью заместить импорт по этим видам продукции. Заложив еще 50 тыс. га новых виноградников, страна получит дополнительно еще 220 тыс. т винограда, а это рост на 50% к текущему валовому сбору и сокращение импорта вдвое.

Хорошие темпы роста в отраслях АПК позволяют проводить политику по экспорту сельхозпродукции. На конец года экспортировано 18,618 млн т зерна, в том числе 14,050 млн т пшеницы, что ниже уровня прошлого года примерно на 5,0%. Гречиха становится нормальным экспортным продуктом. В 2015 г. будет произведено около 550 тыс. т гречневой крупы, при общей внутренней потребности 500 тыс. т крупы. С начала года Россия продала за рубеж 25,4 тыс. т гречихи. Основные покупатели - Литва (26%), Польша (25,4%), Япония (23,8%), Украина (14,1%), Китай (6,8%). В 2015 г. российская гречиха вышла на новые экспортные рынки - более 500 т было продано в Австрию, Бельгию и Германию, также она поставляется в Сербию и Израиль.

К числу неблагоприятных тенденций текущего года, которые будут сдерживать экономический рост АПК и влиять на ценовую конъюнктуру агропродо-вольственного рынка, следует отнести удорожание материально-технических ресурсов, необходимых для своевременного проведения весенне-полевых и уборочных работ, Так к концу прошлого года по сравнению с началом года цена дизельного топлива увеличилась на 5,2%, аналогичная ситуация наблюдается и с поставками минеральных удобрений; на аммиачную селитру цена установлена 14829 руб./т (+4%), карбамид 19981руб. / т (+31 %), калий хлористый 15030руб./т (+23 %), азофоску 22652руб. /т (+29 %), аммофос 30799руб. /т (+43%).

Однако при этом следует отметить, что ежегодный рост цен на продовольственном рынке ограничивается уровнем бедности в нашей стране, и поэтому вполне закономерна политика государства по развитию внутренней

продовольственной помощи, основной целью которой является помощь малообеспеченным категориям граждан за счет поставки в эту систему продукции российских производителей. Таким образом, государство намерено стимулировать развитие агропромышленного комплекса и решать проблему импорто-замещения.

В целях обеспечения необходимых кредитных ресурсов для АПК в текущем году также предоставляются государственные гарантии, гарантом по которым выступает АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП). Для предоставления гарантийной поддержки по кредитам АПК Корпорации МСП предусмотрено не менее 15 млрд руб.

Банком России принято решение об отнесении гарантий Корпорации МСП к I категории качества залогового обеспечения. Вознаграждение банка за гарантию установлено в размере 1,25% годовых от суммы гарантии.

В настоящее время решен вопрос предоставления Банком России для банков-участников программы заемных средств в целях рефинансирования кредитов, предоставленных указанными банками для финансирования проектов конечных заемщиков, попадающих под критерии предлагаемой программы с процентной ставкой 6,5% годовых. В итоге окончательная ставка для заемщиков не должна превышать 10,75% годовых. Штабом решения вопросов и проблем должна стать Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (МСП).

Новые возможности есть и у регионов по развитию этого направления, приняты законы, дающие им право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и двухгодичная нулевая налоговая ставка. Есть у них и право снижать с 6 до 1% ставки для работающих по упрощенной системе налогообложения. Такой возможностью воспользовались уже 39 регионов,

в целом налоговые каникулы введены в 81 регионе.

Но далеко не везде развитие малого и среднего бизнеса считают приоритетом. Взаимодействие власти и предпринимателей помогут наладить проектные офисы по распространению лучших практик ведения бизнеса, которые предполагается разместить по стране. И реализация предложений предпринимателей может стать первым экзаменом для оценки работы этих офисов, как считает Президент России.

Для дальнейшего развития промышленности, улучшения качественных показателей экономического роста необходимо усилить вектор проведения аграрной политики в сфере регулирования производства, с учетом создания ЕАЭС и расширением торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, а также повышением требований к сетевой торговле и ужесточением борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией.

Рост сельскохозяйственного производства как фактор устойчивого развития пищевой промышленности и продовольственного рынка России

Ключевые слова

валовой сбор; выработка продукции; гранты; инвестирование; санкции; субсидии; темп роста

Реферат

В статье подведены итоги развития основных направлений АПК -растениеводства, животноводства, а также отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Достигнутые результаты являются следствием государственной поддержки основных звеньев агропромышленного производства. Благодаря мероприятиям Госпрограммы развития АПК до 2020 г. субъектам РФ перечислены субсидии на общую сумму 172,289 млрд руб. По многим показателям в растениеводстве отмечен рост производства. По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 104, 3 млн т, в том числе 61,8 млн т пшеницы. Повысилось производство кукурузы (на 53,8%), риса (на 4,2%) и гречихи (на 25,4%). Отмечен значительный рост производства технических культур; так, валовой сбор сои составил 2,6 млн т, что на 54,1% выше среднего уровня за последние 5 лет. Получен хороший урожай сахарной свеклы и подсолнечника. Возросло производство картофеля и овощей (в среднем за 5 лет больше на 15,9 и 12, 3% соответственно). В животноводстве развитие отдельных отраслей идет неравномерно. Однако в свиноводстве и птицеводстве есть достижения. Рост производства мяса свинины и птицы составил 5%. В этих отраслях наблюдается перепроизводство. В молочном скотоводстве ситуация за 10 лет осталась без изменений, прироста производства молока не наблюдается. Государство выстраивает определенную политику по поддержке молочного скотоводства: выделяет субсидии для привлечения инвестиций, гранты фермерам, регулирует рынки, поддерживает сбыт. Минсельхоз считает, для нормального баланса по молоку необходимо увеличить поголовье коров на 1 млн голов, что позволит к 2020 г. поднять его производство на 6 млн т. Такие меры потребуют вложить в сектор молочного животноводства соответствующие инвестиции. Господдержку молочной отрасли планируется увеличить вдвое. В статье также отмечены проблемы, решение которых позволяет преодолеть негативные тенденции развития макроэкономических параметров работы в формате ЕАЭС. Затронуты вопросы изменения денежно-кредитной политики в сторону снижения процентных ставок по кредитам, что позволит стимулировать рост производства в сельскохозяйственном секторе и пищевой промышленности. Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования. В текущем году предоставляются государственные гарантии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в области АПК.

Авторы

Иванова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор, Серёгин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Новосельцева Ангелина Владимировна, канд. экон. наук,

Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, rectorat@mgytm.ru

Growth in Agricultural Production as a Factor of Sustainable Development of the Food Industry and Food Market of Russia

Key words

gross yield; product development; grants; financing; sanctions; subsidies; growth rate

Abstracts

The article summarized the main directions of development of agrarian and industrial complex - crop, livestock, food industry and processing industry. The achieved results are a consequence of state support for basic agricultural production units. Thanks to the activities of the state program of development of agrarian and industrial complex up to 2020 listed the subjects of the Russian Federation grants totaling 172.289 billion rubles. In many respects it marked increase in crop production. According to preliminary data from Rosstat, the gross yield of grain and leguminous crops totaled 104, 3 million tons, including 61.8 million tons of wheat. Increase the production of corn (53.8%), rice (4.2%) and buckwheat (25.4%). It showed a significant increase in the production of industrial crops; so gross harvest of soybeans reached 2.6 million tonnes, 54.1% higher than the average over the past 5 years. Get a good crop of sugar beet and sunflower. The production of potatoes and vegetables (on average 5 years longer at 15.9 and 12, 3%, respectively). In animal husbandry, development of individual sectors has been uneven. However, pork and poultry have achievements. The increase in production of pork and poultry by 5%. In these industries, there is overproduction. The situation in dairy farming for 10 years remained unchanged, growth in milk production is not observed. The state builds a specific policy to support dairy farming: provides grants for investments, grants to farmers, regulate markets, sales support. The Ministry of Agriculture considers the normal balance of the milk is necessary to increase the number of cows per 1 million head, which will allow by 2020 to raise its production by 6 million tonnes. These measures need to invest in the dairy farming sector related investments. State support dairy sector will be doubled. The article also noted problems whose solution allows to overcome the negative trends in the development of macroeconomic parameters of the EAEC format. The issues of changes in monetary policy towards the reduction of interest rates, which will stimulate the growth of production in the agricultural sector and food industry. There are additional budgetary allocations. In the current year provided state guarantees JSC «Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises»in the field of agriculture.

Authors

Ivanova Valentina Ivanovna, Doctor of Economical Science, Professor, Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor, Novoseltseva Angelina Vladimirovna, Candidate of Economical Science, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109004, rectorat@mgytm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.