Научная статья на тему 'Рост рентабельности как результат формирования системы финансового менеджмента в рамках достижения стратегических целей деятельности коммерческих предприятий'

Рост рентабельности как результат формирования системы финансового менеджмента в рамках достижения стратегических целей деятельности коммерческих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2599
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ФОРМУЛА ДЮПОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Н. И.

В России финансовый менеджмент все больше внимания уделяет повышению эффективности деятельности предприятий. Для оценки финансового состояния предприятия используется система показателей рентабельности. Проведенный анализ методик расчетов рентабельности дает возможность определить слабые места в работе предприятия и, при необходимости разработать комплекс мер по стабилизации его состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост рентабельности как результат формирования системы финансового менеджмента в рамках достижения стратегических целей деятельности коммерческих предприятий»

Коды классификатора JEL: G18

РОСТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РАМКАХ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КРАВЦОВА Н.И.

Кравцова Н.И. Ростовский Государственный Экономический университет, кафедра налогов и налогообложения, кандидат экономических наук, профессор,

[email protected]

В России финансовый менеджмент все больше внимания уделяет повышению эффективности деятельности предприятий. Для оценки финансового состояния предприятия используется система показателей рентабельности. Проведенный анализ методик расчетов рентабельности дает возможность определить слабые места в работе предприятия и, при необходимости разработать комплекс мер по стабилизации его состояния.

Ключевые слова: финансовый менеджмент; система показателей рентабельности; формула Дюпона

В настоящее время в России финансовые менеджеры все больше внимания уделяют повышению эффективности деятельности предприятий. Для полноценного функционирования последним необходимо установить финансовые отношения с контрагентами (поставщиками и покупателями), органами государственной власти, финансово-кредитной системой, а также собственниками и работниками. Финансовые отношения являются первой группой объектов финансового менеджмента. Критериями, определяющими эффективность работы организаций, являются финансовые показатели, которые составляют вторую группу объектов финансового менеджмента.

Первая группа объектов обусловливает финансовые отношения, которые возникают между: а) предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов; б) предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплаты неустойки, передачи залога) в) предприятием-инвестором и другими предприятиями и организациями по поводу его кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов; г) предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов и займов, страховых платежей и возмещений, обеспечения финансирования под уступку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т.п.); д) предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств, а также предприятиями и учредителями доверительного управления имуществом; е) предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы, уплаты налогов, при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений. Во-первых, отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий. Во-вторых, отношения, возникающие при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).

Общий денежный оборот предприятия складывается в процессе движения средств, обслуживающих самые разнообразные хозяйственные операции. Все они могут быть сгруппированы по основным направлениям экономической деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Это означает, что организованное движение денежных средств в каждом конкретном случае призвано решать определенные задачи и общая результативность хозяйствования будет зависеть от успехов на каждом направлении деятельности. Конечно, результаты текущей деятельности во многом определяют возможности предприятия, но другие виды деятельности также могут содействовать преодолению возникающих финансовых затруднений. Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности и осуществления инвестиций [7, с. 25].

Вторая группа объектов включает в себя финансовые показатели. Выделяют четыре основных показателя, используемых не только в западной, но и в отечественной практике: добавленная стоимость (ДС), брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ), нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), и экономическая рентабельность ЭР активов [6, с. 138].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Важное значение имеют также показатели рентабельности, а именно коэффициент рентабельности всех активов, коэффициент рентабельности реализации, коэффициент рентабельности чистых активов, коэффициент рентабельности собственного капитала.

Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта [5, с. 117]. Поэтому для определения эффективности производственных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель. В общем смысле - это показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве. В экономической литературе применяется несколько определений категорий рентабельности: прибыльность; отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме; интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности [1, с. 299]. Показатели рентабельности - это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляют с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон

- ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности [8, с. 355]. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности.

Пользуясь алгоритмами расчета показателей рентабельности, предложенными Э.А.Маркарьян, Г.П. Герасименко, и С.Э Маркарьян [3, с. 277], проведем расчет коэффициентов рентабельности на примере одного из крупнейших предприятий Ростовской области ОАО «Донской табак» за 2002 -2006 гг. [10], (табл. 1)

Таблица 1

Значения коэффициентов рентабельности ОАО «Донской табак» за 2003-2006г. (%), [3]

Показатель рентабельности 2003 2004 2005 2006

Всех активов (кА) -2,87 1,19 -1,03 5,71

Чистых активов () -5,32 3,40 -1,61 10,74

Реализации (К^) -1,36 1,04 -1,03 5,44

„(Ж Собственного капитала (^Р ) -5,97 3,70 -1,74 11,53

Коэффициент рентабельности функционирующих средств ( К^с ) р 3,85 2,76 -1,51 7,59

Коэффициент рентабельности финансовых вложений (К^*) 0,04 0,05 0,48 -0,004

Проведенные расчеты показали, что в 2003 и 2005 гг. рентабельность имела отрицательное значение по причине отсутствия у ОАО «Донской табак» чистой прибыли. В 2004 г. коэффициенты рентабельности имели максимальные значения.

Расчет показателей рентабельности активов показал, что с 2006 г. наметилась положительная динамика. Причем, рентабельность чистых активов увеличивается быстрее показателя рентабельности всех активов. В 2006 г. чистый объем продаж компании вырос по сравнению с 2005 г. на 32,4% и составил 2,62 млрд руб. По итогам 2006 г. ОАО «Донской табак» была получена чистая прибыль в размере 142,6 млн руб., тогда как в 2005 г. ее убыток составил 20,4 млн руб. Рост показателей прибыльности компании, прежде всего, обусловлен увеличением на 6% объема продаж. Интересен опыт расчета показателей рентабельности за рубежом. Так, например, рентабельность продаж (ROS), рассчитывается по формуле [9, С.315]:

ROS = ^ х 100 , (1)

В

где ROS - рентабельность продаж (Return on Sales); ПП - прибыль от продаж; В - выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличения спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Его уменьшение - отражает обратные тенденции. Кроме того, он показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Также показатель служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции [4, с. 414]. Именно с его помощью предприятие может принять решение по выбору пути увеличения прибыли: снижать себестоимость или увеличивать объем производства. Рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE) занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного

вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств и рассчитывается по следующей формуле [2, с. 133]:

roe = Чистая прибыль (2)

Собственный капитал ’ где ROE - рентабельность собственного капитала;

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE. На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.

Рентабельность инвестиций (ROI) может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственников, инвесторов, предприятия. Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию.

ROI=NI + IE, (3)

TL-CL

где ROI - рентабельность инвестиций (Return on Investment); NI - чистая прибыль (доступная к распределению среди собственников); E - проценты к уплате; TL - совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву); CL - краткосрочные обязательства.

Таблица 2

Показатели рентабельности ОАО «Донской табак», исчисленные в соответствии с зарубежной методикой (1,2,3),%

Показатель рентабельности 2002 2003 2004 2005 2006

Рентабельность продаж (ROS) -0,3 - 2,1 1,7 -1,0 5,4

Рентабельность собственного капитала (ROE) -1,4 -6,3 3,7 -1,8 10,9

Рентабельность инвестиций (ROI) -1,2 - 5,6 3,4 -1,6 10,2

По нашему мнению, которое совпадает с точкой зрения многих отечественных и зарубежных ученых и практиков финансового менеджмента, из всех показателей рентабельности ключевым является показатель рентабельности реализации.

Анализ рентабельности зачастую показывает, что существует зависимость между показателями рентабельности и успешностью деятельности предприятия. Однако, иногда предприятия занимают лидирующие позиции, имея довольно низкую рентабельность. В свою очередь, при достаточно высоких ее показателях, предприятия не занимают лидирующих позиций на рынке, что обусловлено недостаточно высоким уровнем продаж (табл. 2).

В литературе широко известна формула Дюпона - разложение рентабельности собственного капитала на произведение трех факторов: оборачиваемость активов, рентабельность продаж и финансовый рычаг. Из формулы видно, что предприятие может увеличить отдачу на собственный капитал путем увеличения нормы прибыли от продаж, улучшения использования своих активов и увеличения финансового рычага.

«Формула Дюпона» имеет следующий вид [6, с. 73]:

Чистая Чистая Объем Чистые

прибыль прибыль продаж активы

Собственный Объем Чистые Собственный

капитал продаж активы капитал

(4)

Если показатель финансового рычага способствует максимизации рентабельности собственного капитала, действие его будет эффективно.

Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рентабельности полезно сопоставить эти показатели между собой. Например, сравнить рентабельность всех активов с рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Положительной оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуация, при которой компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал.

Данная формула позволяет исследовать динамику ключевых показателей деятельности предприятия. Основным достоинством данной модели является расщепление комплексных показателей на факторы их составляющие. Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов. Расходы могут быть снижены, например, за счет:

- использования более дешевых сырья и материалов;

- автоматизации производства в целях увеличения производительности труда (что, правда, может привести к увеличению активов и, следовательно, при прочих равных условиях снизить скорость их оборота);

- сокращения условно-постоянных расходов, таких, как расходы на рекламу, расходы на научно-исследовательские разработки, расходы на совершенствование системы управления.

Формула указывает на пути повышения рентабельности средств:

1. при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;

2. и наоборот - низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности.

Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, компания может:

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

- снизить материально-производственные запасы (при условии четкого контроля за уровнем этих запасов);

- ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;

- выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства:

- использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более доходные виды деятельности.

Повышение цен на реализуемую продукцию также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Только компании, имеющие ценовую власть, могут повышать цены на свою продукцию и таким образом сохранять уровень рентабельности активов даже в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры. Под ценовой властью понимается также способность компании увеличивать издержки производства, оплачиваемые потребителем, которая не приводит при этом к усилению внутренней или внешней конкуренции, политической оппозиции, не вызывает новые законодательные акты и не провоцирует угрозу вытеснения данного продукта новым видом продукции. Обычно к таким относятся компании, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.

Проведем расчет рентабельности собственного капитала, используя формулу Дюпона для ОАО «Донской Табак» за 2003-2006гг. (табл. 3)

Таблица 3

Исходные данные для построения уравнения Дюпона для ОАО «Донской Табак»

за 2003-2006гг., [10]: тыс. руб.

2003г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

1. Чистая прибыль, тыс. руб. -71695 43577 -20434 142613

2. Выручка, тыс. руб. 5286684 4186271 1978275 2619645

3. Стоимость активов, тыс. руб. 2443319 2117307 1859281 3136426

4. Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 1155845 844299 605798 1736411

5. Чистые активы (строка 3 - строка 4) , тыс. руб. 1287474 1273008 1253483 1400015

6. Собственный капитал, тыс. руб. 1144036 1187613 1165302 1307915

После предварительных расчетов уравнение Дюпона за анализируемый период выглядит следующим образом:

2003 г.-0,50= 0,01х 4,11х8,94; 2004 г. 0,04= 0,01х1,98х1,78;

2005 г.-0,02 = - 0,01х1,58х1,08; 2006г. 0,11= - 0,05х2,09х1,07.

Из расчетов видно, что в 2003 и 2005гг. рентабельность собственного капитала была отрицательной. Как отмечалось ранее, на рентабельность собственного капитала влияет произведение трех факторов, а именно оборачиваемости активов, рентабельности продаж и финансовый рычаг. Весовое значение рентабельности активов самое незначительное, но именно оно оказало решающее влияние на отрицательное значение рентабельности собственного капитала. И, несмотря на то, что в 2005г. первый фактор имел положительное значение, по причине его низкого значения, рентабельность собственного капитала осталась на незначительном, пусть и положительном уровне. Для стабилизации ситуации необходимо увеличение рентабельности реализации путем увеличения суммы чистой прибыли предприятия.

В отечественной практике, в настоящий момент все чаще использую зарубежные методики расчета рентабельности. Данное обстоятельство представляется логичным, поскольку предприятия хотят получать сравнимые данные анализа. Неоднозначность подходов к понятию прибыли свидетельствует о том, что нет единой формулировки данной группы коэффициентов, и, следовательно, результаты расчетов по разным методикам не совпадают.

На основании вышеизложенного можно сказать, что анализ отмеченных групп объектов финансового менеджмента дает возможность оценить уровень финансово-экономического потенциала предприятия, определить слабые места в работе предприятия и, при необходимости, разработать комплекс мер по стабилизации его состояния. Результатами такого анализа могут воспользоваться не только внутренние службы предприятия, но и банки, потенциальные инвесторы и клиенты для оценки его надежности и перспектив его развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Бригхем Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. /Пер. с англ. под ред. Е.А. Дорофеева. СПб., 2007.

3. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. Ростов на-Дону, 2005.

4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. М., 2007.

5. Финансы предприятий: учебное пособие / Н.Е. Заяц. Мн., 2005.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика. /под ред. Е.С. Стояновой. М., 2007.

7. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Шохина Е.И. М., 2004.

8. Управление финансами (финансы предприятий) / Под ред.А. Володина. М., 2004.

9. www.dontabak.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.