Научная статья на тему 'РОСТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ'

РОСТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ / тренд / стратегия / электронная коммерция / модель / международный экономика / государство / рынок / развитие / отношение. / ИТ / тенденция / стратегия / электрон тижорат / модель / халқаро иқтисодиёт / давлат / бозор / тараққиёт / муносабат.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Nasirova Zulfiya Xudayberganovna

На современном этапе развития человечества интернет-технологии как важный фактор экономического роста широко внедряются во все стороны нашей жизни. Поэтому электронная коммерция развивается и становится основой мировой экономики. В развитые времена быстрый рост электронной коммерции привел к дальнейшему развитию ее моделей и стимулирует развитие экономики всех стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIVOJLANGAN DAVLATLARDA ELEKTRON TIJORATNING O'SISHI VA ELEKTRON TIJORAT MODELLARIDAN FOYDALANISHNING AHAMIYATI.

Инсоният тараққиётининг ҳозирги босқичида иқтисодий юксалишнинг муҳим омили сифатида интернет технологиялари ҳаётимизнинг барча жабҳаларига кенг жорий этилмоқда. Шунинг учун электрон тижорат ривожланиб, жаҳон иқтисодиётини асосига айланмоқда. Ривожланган давларларда электрон тижорат тез суратларда ўсиб бориши унинг моделларини янада ривож топишига сабаб бўлиб барча давлатлар иқтисодиётини ривожига асос бўляпти.

Текст научной работы на тему «РОСТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ»

РОСТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ

ТОРГОВЛИ

Nasirova Zulfiya Xudayberganovna

Muhammad al-Xorazmiy nomidagi TATU, "Menejment va marketing " kafedrasi assistenti

nosirovazulfiya93 @gmail. com

Аннотация: На современном этапе развития человечества интернет-технологии как важный фактор экономического роста широко внедряются во все стороны нашей жизни. Поэтому электронная коммерция развивается и становится основой мировой экономики. В развитые времена быстрый рост электронной коммерции привел к дальнейшему развитию ее моделей и стимулирует развитие экономики всех стран.

Ключевые слова: ИТ, тренд, стратегия, электронная коммерция, модель, международный экономика, государство, рынок, развитие, отношение.

RIVOJLANGAN DAVLATLARDA ELEKTRON TIJORATNING O'SISHI VA

ELEKTRON TIJORAT MODELLARIDAN FOYDALANISHNING

AHAMIYATI

Носирова Зулфия Худайбергановна

ТУИТ имени Мухаммада ал-Хоразмий, ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг»

nosirovazulfiya93 @gmail. com

Аннотация: Инсоният тараккиётининг хрзирги боскичида иктисодий юксалишнинг мухдм омили сифатида интернет технологиялари хдётимизнинг барча жаб^аларига кенг жорий этилмокда. Шунинг учун электрон тижорат ривожланиб, жахрн иктисодиётини асосига айланмокда. Ривожланган давларларда электрон тижорат тез суратларда усиб бориши унинг моделларини янада ривож топишига сабаб булиб барча давлатлар иктисодиётини ривожига асос буляпти.

Калит сузлар: ИТ, тенденция, стратегия, электрон тижорат, модель, халцаро ицтисодиёт, давлат, бозор, тарацциёт, муносабат.

THE GROWTH OF E-COMMERCE IN DEVELOPED COUNTRIES AND THE IMPORTANCE OF USING E-COMMERCE MODELS

Nasirova Zulfiya Khudayberganovna

TUIT named after Muhammad al-Khwarizmi, assistant teacher at "Management and marketing "

nosirovazulfiya93 @gmail. com

Abstract: At the present stage of human development, Internet technologies, as an important factor in economic growth, are widely introduced into all aspects of our lives. Therefore, e-commerce is developing and becoming the backbone of the global economy. In advanced times, the rapid growth of e-commerce has led to the further development of its models and stimulates the development of the economy of all countries.

Keywords: IT, trend, strategy, e-commerce, model, international economy, state, market, development, attitude.

Введение

Процесс либерализации всех сфер и отраслей экономики последовательно реализуется правительством Узбекистана. Приоритетным направлением определено дальнейшее углубление экономических реформ, развитие предприятий посредством стратегического планирования. Термин «электронная коммерция» — это очень широкое понятие, имеющее множество определений. Большинство из приведенных выше определений относятся к любой продаже или транзакции, осуществляемой через Интернет, как электронная коммерция. Но это определение не полностью охватывает концепцию электронной коммерции.

Здесь, как заявил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев: «Мы считаем, что основная цель проводимых в нашей стране реформ - обеспечение успеха важнейших приоритетных задач, которые заключаются в обеспечении людей, их потребности и интересы»1.

Переход к рыночным отношениям в настоящее время является основным содержанием программы социально-экономического развития большинства стран. В современных условиях, когда конкуренция на мировых рынках становится все более напряженной, крайне важно кардинально повысить конкурентоспособность экономики, усилить поддержку предприятий, производящих продукцию, стимулировать их участие в ее деятельности. в каждом пути. Развитие электронной коммерции создает ряд нерешенных вопросов в правовом управлении этой деятельностью

1 Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг "Хал; сузи", 2017 йил 15 майдаги маърузасидан

«Стратегически обоснованное сокращение участия государства в экономике, дальнейшее развитие стратегического управления и решение комплексных вопросов, связанных с его защитой, определены важнейшими приоритетными задачами правительства, органов государственного управления и хокимов всех уровней. Сегодня сама жизнь требует правильной организации труда, обеспечения его эффективности, поднятия качества всей системы управления до уровня современных требований».2

Термин «электронная коммерция» это очень широкое понятие, имеющее множество определений. В большинстве приведенных выше определений любая продажа или сделка, осуществляемая через интернет, называется электронной коммерцией. Но это определение не может полностью объяснить концепцию электронной коммерции [1].

Анализ литературы по теме

Электронная коммерция и ее сущность изучались многими экономистами, среди них А.В.Юрасов, Дж.С.Вестланд, Т.К.Кларкс об электронной коммерции и ее сущности, М.Рамзаев, П.Чужанов, В.Тарасов о месте развитой и развивающейся электронной коммерции в экономике. государств, В.В.Сенкевин, Н.И.Геращенко и другие провели научные исследования о роли государства в управлении электронной коммерцией.

Также Арипов А.Н., Мухитдинов К.А., Махмудов М.М., Иминов Т.К., Юсупова Н., Эргашев Б., Авганбаев С., Авганбаев Р.И. Исаев, А.Р. Валиев и другие рассматривали в своих научно-исследовательских работах3.

Изучение последних тенденций в мире не останется без пользы. Потому что в эпоху быстрого замещения материальных и нематериальных активов в мировом бухгалтерском балансе нам было бы уместно не сосредотачиваться только на экспорте продукции, а изучать ноу-хау, деятельность по технологии блокчейна синхронно с раз и в то же время вывести использование цифровой экономики на новый уровень

Методология исследования

В условиях глобализации внешняя миграция, международная торговля и движение капитала, туризм, иностранные инвестиции, развитие информационных технологий влияют на экономический рост стран. В результате реализованных в новом Узбекистане реформ, открытости, развития международных экономических и политических связей созданы возможности для модернизации, технического и

2 Шавкат Мирзиёевнинг Узбекистон Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали маросимига багишланган Олий Мажлис палаталарининг кушма мажлисидаги нутки. Эркин ва фаровон, демократик Узбекистон давлатини мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз. 14.12.2016

3 Носирова, З. Х. (2021). Проблемы и решения на этапном развитии электронной торговли в Узбекистане. Academic research in educational sciences, 2(1), 594-599

технологического перевооружения отраслей промышленности нашей страны. В современных условиях усиления конкуренции на мировых рынках чрезвычайно важно кардинально повысить конкурентоспособность экономики, усилить поддержку предприятий, производящих продукцию, стимулировать их участие в их деятельности. всесторонне. Правильная организация труда, обеспечение его эффективности, доведение его до уровня современных требований к качеству требует сама жизнь[2].

Таким образом, электронная коммерция влияет на экономические изменения в зарубежных странах. Это принесет серьезные изменения в области торговых прав, увеличения внешней торговли, упрощения экспорта и импорта, инвестиций и платежей, модернизации логистики и транспортного сектора, прозрачности цен, кредитных и финансовых услуг, маркетинга и рекламы4.

Анализ и результаты

Несмотря на положительные тенденции на мировом рынке электронной коммерции, этот рынок не лишен проблем. Одна из серьезных проблем связана с вопросами информационной безопасности. Потому что информационная безопасность — это основа доверия между людьми и бизнесом. На развитие электронной коммерции влияет множество факторов. Действительно, на развитие электронной коммерции влияют технологические факторы, но технологический фактор не может быть полностью влияющим фактором. Например, тенденция роста электронной коммерции в развивающихся странах намного выше. В этих странах нет такой электронной инфраструктуры, как в развитых странах. Отсюда следует, что на развитие этого месторождения существенное влияние оказывают и другие факторы, помимо технологического фактора. Поэтому на развитие электронной коммерции влияют следующие факторы5.

Технологические факторы. В настоящее время почти 90% мира обеспечено электронной инфраструктурой.

К технологическим факторам относятся:

• увеличение размера интернет-аудитории и увеличение темпов роста интернет-аудитории;

• развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

• интеллигент в разработке компьютерных технологий

4 Узбекистан Республикасининг «Электрон тижорат тугрисида»ги ^онуни. 29.04.2004 йил // Узбекистан Республикаси конун хужжатлари туплами, 2004 й., 20-сон, 232-модда.

5 ЕЧИМЛАРИ, Р. М. В. У. УЗБЕКИСТОНДА ЭЛЕКТРОН ТИЖОРОТНИ РИВОЖЛАНТИРИШДАГИ МУАММОЛАР ВА УЛАРНИНГ ЕЧИМЛАРИ Зулфия Худайберган кизи Носирова.

• повышенный потенциал;

Экономические факторы Основным преимуществом электронной коммерции является то, что она повышает экономическую эффективность. Это помогает повысить экономическую эффективность благодаря следующим аспектам электронной коммерции:

• значительно снижает затраты компаний на связь;

• недорогая инфраструктура;

• возможность заключения быстрых и выгодных хозяйственных сделок с поставщиками сырья;

• это недорогой метод глобального обмена информацией;

• это очень дешевая реклама;

• потребители могут обслуживаться по низкой цене.

Чтобы достичь самого высокого уровня в век информации и в новых экономических условиях, сегодня важным вопросом является определение стратегического позиционирования, определение возможностей, доступных организациям, а также разработка практических выводов и решений, основанных на простой, эффективной и жизнеспособной электронной системе коммерческая стратегия [3].

Рисунок 1. Электронной торговли между странами мира в 2022 году уровень разработки и использования 6

6 https://www.statista.com/statistics/1105597/coronavirus-e-commerce-usage-frequency-change-by-country-worldwide

В 2022 году более 2,2 миллиарда человек будут совершать покупки онлайн. США, Китай и Великобритания являются лидерами по продажам электронной коммерции потребителям.

Согласно последним доступным оценкам, опубликованным ЮНКТАД в начале Недели ЮНКТАД, глобальные продажи электронной коммерции достигнут 38,6 триллиона долларов США в 2021 году, что на 12 процентов больше, чем в 2019 году 7.

Doing Business Online исследует цифровые решения и политику, которые помогут миру оправиться от кризиса, вызванного корона вирусом. Согласно анализу ЮНКТАД, предполагаемая стоимость продаж электронной коммерции в 2021 году, включая продажи «бизнес-бизнес» (B2B) и «бизнес-потребитель» (B2C), составит 30% мирового валового внутреннего продукта (ВВП).

Согласно пересмотренной методологии, в 2020 году стоимость глобальной электронной коммерции оценивалась в 29,8 трлн долл. Страны-лидеры по продажам электронной коммерции В 2021 г. объем глобальной B2B электронной коммерции составил 21 трлн долл., что представляет собой продажи и электронную информацию на онлайн-платформах рынка счетов. для 83 процентов всей электронной коммерции, включая биржевые операции. Электронная коммерция B2C оценивается в 4,4 триллиона долларов, что на 16% больше, чем в 2019 году. В 2021 году трансграничные продажи электронной коммерции B2C достигли $404 млрд, увеличившись на 7% по сравнению с 2019 годом. Соединенные Штаты продолжали доминировать на общем рынке электронной коммерции [4].

Таблица 1

ТОП-10 стран мира, широко использующих электронную

коммерцию8

Rank Economy Total ecommerce sales ($ billion) Share of total e- commerce sales in GDP (%) B2B ecommerce sales ($ billion) Share of B2B ecommerce sales in total ecommerce (%) B2C ecommerce ($ billion)

1 United States 8,640 42 7,542 87 1,098

2 Japan 3,280 66 3,117 95 163

3 China 2,304 17 943 41 1,361

7 Information economy report 2007-2008, science and technology for development:the new paradigm of ict , prepared by the UNCTAD secretariat,UN,NEW YORK

8 The United nations conference on trade and development. Global e-commerce hits $25.6 trillion - latest UNCTAD estimates.

4 Korea (Rep.) 1,364 84 1,263 93 102

5 United Kingdom 918 32 652 71 266

6 France 807 29 687 85 121

7 Germany 722 18 620 86 101

8 Italy 394 19 362 92 32

9 Australia 348 24 326 94 21

10 Spain 333 23 261 78 72

10 above 19,110 35 15,772 83 3,338

World 25,648 30 21,258 4,390

Ведущие компании электронной коммерции В2С в основном расположены в Китае и США. Согласно отчету, валовая стоимость товаров (ОМУ) 10 крупнейших в мире компаний В2С в 2021 году составит почти 2 триллиона долларов. Интерес к закупкам у иностранных поставщиков продолжал расширяться. Доля трансграничных интернет-магазинов по отношению ко всем онлайн-покупателям увеличилась с 23 процентов в 2018 году до 38 процентов в 2021 году.

Измерение ценности электронной коммерции по-прежнему затруднено, поскольку большинство стран до сих пор не публикуют официальную статистику, хотя все больше правительств собирают данные.

Кроме того, страны, публикующие данные о стоимости электронной коммерции, иногда не следуют международным рекомендациям и часто пересматривают свою статистику. Чтобы учесть последние события, ЮНКТАД адаптировала свою методологию глобальной оценки электронной торговли. В настоящее время развитие новых технологий в мировой экономике и усиление конкуренции на рынках товаров, услуг и рабочей силы ориентируют на активизацию электронной системы управления процессами на предприятиях и более эффективную ее организацию. Это требует широкого применения современных методов для полного удовлетворения быстрорастущих и изменяющихся потребностей населения, применения в производстве новейших открытий и технологий, выпуска конкурентоспособной продукции и обеспечения стабильного увеличения жизненного цикла товаров.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной Основной Основной Основной

Рисунок 2. Число онлайн-покупателей во всем мире в 2018-2022 гг. (в

миллиардах)9

Электронная коммерция с каждым годом охватывает весь мир с появлением новых технологий и увеличением скорости интернета. Международная торговля в сфере электронной коммерции выросла в 2020 году. Это показано на рисунке 3 ниже, где показана динамика роста оборота международной торговли с 2020 по 2021 год, при этом оборот международной торговли увеличился на 2%. Чтобы точно определить, как обстоит дело в региональной ситуации, давайте посмотрим на структуру торговли через международный Интернет: она представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика роста внешнеторгового оборота в 2021 году10

Если мы посмотрим на региональную структуру международной интернет-торговли, то на Северную Америку приходится 34 % интернет-

9 The United nations conference on trade and development. Global e-commerce hits $25.6 trillion - latest UNCTAD estimates. 10 E-commerce в Европе: инфографика и цифры -2013- Новомлинский Л. Электронная Коммерция. Тенденции развития в мире и в России. -

продаж, на Азию и Тихоокеанский регион — 31 %, на Западную Европу — 25 %, на Центрально-Восточную Европу и Латинскую Америку — 4 %, на Африку и Ближний Восток на 2%.Восточные страны составляют. В таблице 2 ниже показана региональная структура международной интернет-торговли в 2020 году. Объем рынка мобильной коммерции в Европе в 2021 году составит 17 миллиардов долларов. выросли до евро и составили примерно 5,5% от общего объема электронных продаж. Результаты исследования, проведенного Forrester Research, позволяют прогнозировать некоторые тенденции электронной коммерции в странах Европы [5].

Таблица 2

Тенденции электронной коммерции в странах в процентах

Название стран 2020 2021

Европа 15% 17%

Великобритания 13% 15%

Италия 12% 13%

Испания 12% 14%

США 15% 18%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай 15% 19%

Германия 14% 15%

В настоящее время в нашей республике в целях дальнейшего расширения производства, имеющего стабильный спрос на внутреннем и внешнем рынках, организации выпуска качественной и конкурентоспособной готовой продукции ведутся работы, направленные на внедрение на предприятиях международных стандартов. осуществляется в больших масштабах. Стоит отметить, что на сегодняшний день незаинтересованность во внедрении международных стандартов, отсутствие зрелых специалистов в этом направлении создает ряд проблем при внедрении международных стандартов на многих предприятиях.

При поддержке зарубежных партнеров и партнеров в республике проводится большая работа по техническому перевооружению сферы телекоммуникаций, и сегодня возрастает значение оных в развитии экономики страны и в оказании услуг населению. видно население. Растет производственная мощность предприятий, внедряются современная техника и технологии, осуществляются крупные работы и мероприятия по развитию и модернизации производств. Он показан на рисунке 4.

1200

1000

800

400

200

Северная Америка

Латинская Африканские и Америка восточные

страны

Рисунок 4. Региональная структура международной интернет-торговли 2020

Заключение и рекщмендации

Сегодня быстрый процесс цифровизации «создал новую экономику». Этот малоизученный и растущий с каждым днем сегмент рынка предоставляет производителям оптимальные методы организации эффективных маркетинговых кампаний в бизнесе, получения максимальной прибыли при минимальных затратах и успешной реализации товаров и услуг.

С проникновением современных технологий в деятельность различных государственных учреждений и промышленных организаций расширяется ряд коммерческих отношений, основанных на активном использовании сети интернет.

Сегодня электронная коммерция становится частью повседневной жизни, и в ближайшем будущем эта форма организации станет нормой деловых отношений. Электронная коммерция представляет собой уникальную форму организации рынка. Путем организации бизнеса на новой технологической основе были обеспечены процессы использования информации как фактора общественного производства. В результате не только обогатится содержание структурных изменений в экономике, но и будет создана почва для широкого и всестороннего развития социально-экономически эффективных видов, отраслей и отраслей экономической деятельности. Будут отменены различные монополии в производстве и потреблении, повысится эффективное распределение и мобильность средств предприятий и других ресурсов.

Список использованных литератур

1. Узбекистон Республикасининг «Электрон тижорат тугрисида»ги ^онуни. 29.04.2004 йил // Узбекистон Республикаси конун хужжатлари туплами, 2004 й., 20-сон, 232-модда.

2. Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг «Халк сузи», 2017 йил 15 майдаги маърузасидан

3. Шавкат Мирзиёевнинг Узбекистон Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали маросимига багишланган Олий Мажлис палаталарининг кушма мажлисидаги нутки. Эркин ва фаровон, демократик Узбекистон давлатини мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз. 14.12.2016

4. Носирова, З. Х. (2021). Проблемы и решения на этапном развитии электронной торговли в Узбекистане. Academic research in educational sciences, 2(1), 594-599.

5. УЗБЕКИСТОНДА ЭЛЕКТРОН ТИЖОРОТНИ РИВОЖЛАНТИРИШДАГИ МУАММОЛАР ВА УЛАРНИНГ ЕЧИМЛАРИ Зулфия Худайберган кизи Носирова.

6. Information economy report 2007-2008, science and technology for development: the new paradigm of ict, prepared by the UNCTAD secretariat, UN,NEW YORK

7. E-commerce в Европе: инфографика и цифры -2013- Новомлинский Л. Электронная Коммерция. Тенденции развития в мире и в России.

8. http://www.internetsales.ru/e-commerce-v-evrope-infografika-i-tsifry

9. http:// www.tops.ru/publishing/pub 007.html

10. http: //www. un. org

11. https://www.statista.com/statistics/1105597/coronavirus-e-commerce-usage-frequency-change-by-country-worldwide

12. The United nations conference on trade and development. Global ecommerce hits $25.6 trillion - latest UNCTAD estimates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.