Рост долговых обязательств в мировой экономике: от затяжной рецессии до кризиса после пандемии
Кумаритова Валерия Гиаевна
аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, kumaritovavg@spa.msu.ru
Глобальная рецессия после вируса СОУЮ-19, а также ответные меры экономической политики вызвали рост уровня долговых обязательств в странах с развивающейся экономикой и формирующимся рынком. Но необходимо отметить, что еще до начала пандемии, в связи с опасениями об устойчивости роста долга и четвертой волны долговых обязательств, отмечалась возможность возникновения нового финансового кризиса, вызванного быстрым наращивание экономик развивающихся стран. Таким образом, СОУЮ 19 сделала четвертую волну еще более опасной по причине обострения долговых рисков. Ввиду этого, мировому сообществу в сложившихся условиях мировой экономики необходимо действовать быстро и решительно для того, чтобы убедиться, что нынешняя волна долговых обязательств не закончится чередой кризисов задолженности в странах с развивающейся экономикой, как это происходило с предыдущими волнами долга.
Ключевые слова: Рост внешнего долга, Covid-19, пандемия, долговой кризис, государственный долг.
Введение
В начале 2020 года распространение пандемии СОУЮ-19 стало угрозой для глобальной экономики, уже имеющей ненадежные перспективы из-за увеличения долговых обязательств. Так, covid-19 вызвал массовый мировой прирост в уровне государственного долга, в том числе в странах с развивающейся экономикой и формирующимся рынком, который стал самым большим с конца 1980-го года, когда развивающиеся страны пережили серию долговых кризисов. Скачок роста государственного долга в условиях мировой глобализации и взаимодействия экономик современных государств стал широкомасштабным, со значительным увеличением во всех регионах и во всех странах с развивающейся экономикой. Также, по мере того, как фирмы пытались справиться с последствиями глобальной рецессии с помощью мер поддержки государством, резко вырос долг и частного сектора экономики. [6] Однако, в исследованиях М. Козе, в которых он подробно рассматривает проблемы урегулирования долговых кризисов в современных условиях, извлекая уроки из прошлого мирового опыта реструктуризации долга, отмечался рост долга в странах с развивающейся экономикой до рекордного уровня еще до наступления пандемии. [12] Так, с началом 2010 года подошла новая волна накопления глобального долга с самым быстрым, крупным и широкомасштабным увеличением глобального долга за пять десятилетий. В 2019 году глобальный долг вырос до рекордных 230 процентов ВВП, а государственный долг -до рекордных 83 процентов ВВП. Всего совокупный долг за 2019 год в странах с развивающейся экономикой достиг 176 процентов от ВВП за счет увеличение частного долга, который вырос до 123 процентов ВВП. [8] Подобный стремительный рост долговых обязательств и стал серьезной причиной для беспокойства, поскольку ретроспективный анализ мировой экономики с аналогичным увеличением глобального долга показывает, что все закончилось такими широко распространенными финансовыми кризисами, как долговой кризис в Латинской Америке в 1980-х годах и финансовый кризис в Восточной Азии в конце 1990-х годов. Первая глобальная волна долга охватила 1970-е и 1980-е годы, когда правительства получали займы в странах Латинской Америки и в странах с низкими доходами, особенно в странах Африки к югу от Сахары. Эта волна пережила серию финансовых кризисов в начале 1980-х годов. Вторая волна длилась с 1990 до начала 2000-х годов, когда банки и корпорации в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а также правительства в Европе и Центральной Азии занимали большие суммы, и закончилась серией кризисов в этих регионах в 1997-2001 годах. Третья волна произошла в следствии резкого роста заимствований частного сектора в Европе и Центральной Азии (а также в странах с развитой экономикой), который закончился, когда мировой финансовый кризис нарушил банковское финансирование в 2007-09 годах, что привело многие страны к резкой рецессии. Общие черты последней долговой
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0 см
1Л
01
О Ш
т
X
3
<
т О X X
волны с предыдущими тремя волнами представляют собой наличие среды с низкими процентными ставками и появление новых финансовых инструментов или участников финансового рынка. Кроме того, четвертая волна характеризовалась длительным периодом слабых инвестиций и замедления роста, несмотря на рост долга. В остальном четвертая волна отличалась от своих предшественников, так как в некоторых странах с развивающейся экономикой основы экономической политики были более сильными, а долг в странах с развитой экономикой в целом оставался неизменным. Однако, предыдущие мировые кризисы часто вызывались внешними потрясениями, которые приводили к резкому усилению неприятия риска инвесторами и внезапным остановкам потоков капитала. Замедление глобального роста часто становилось катализатором кризисов в мировой экономике.
РегсеШ 200 ■ Свпзанные с кризисом
180 ■ Отсутсвие кризиса
160
140 ■
120 ■ 1 1
100 - ■ ■ ■
Производство Инвестиции Рис. 1. Последствия затяжных решений и бездействия экономической политики в условиях продолжительной рецессии.
Предыдущие волны долга закончились повсеместными финансовыми кризисами. Когда урегулирование долга было длительным, а восстановление роста часто замедлялось или даже приводило к потере экономического роста на целые десятилетия. Так, с 1970 года около половины всех стран, которые испытали быстрое накопление долга, также испытали финансовый кризис. В странах, где эпизоды накопления долга сопровождались кризисами, объем производства и инвестиции даже через несколько лет после окончания кризисного эпизода были значительно ниже, чем в странах без кризисов (рис: Результаты, связанные с быстрым накоплением государственного долга [10]).
На сегодняшний день существует риск того, что четвертая волна долговых обязательств, как и ее предшественники, также закончится крупным финансовым кризисом, когда некоторые страны уже испытывают долговую беду. Особое беспокойство вызывает то, что текущее накопление распространяется на задолженность как частного, так и государственного секторов, а также среди стран с развитой экономикой, стран с развивающейся экономикой и стран с низким уровнем дохода. Некоторые страны, имеющие право на получение ссуды Международной ассоциации развития, так как уже находятся в состоянии долгового кризиса или близки к нему. Так, история экономической политики показывает, что в период первой долговой волны в начале 80-х годов, широко распространенные дефолты по суверенному долгу в Латинской Америке и странах с низким уровнем дохода требовали многих лет, чтобы решить эту проблему, при этом после первоначального дефолта долг продолжал расти. Списание долга произошло только в Латинской Америке с принятием плана министра США Т.
Брэди в 1989 году, в то время как в странах с низким уровнем дохода значимого списания долга не произошло до принятия предложенной Всемирным Банком и МВФ инициативы для бедных стран, имеющих крупную задолженность и Многосторонней инициативы по облегчению бремени задолженности в 1996 и 2005 годах, соответственно. [2] Напротив, во время второй и третьей волн долга, которые в основном касались частного сектора, урегулирование долга происходило быстрее, но со значительными издержками для правительств, которые часто оказывали помощь посредством рекапитализации банков и других схем поддержки. Реструктуризация была связана с потерянным десятилетием роста в Латинской Америке, а в странах с низким уровнем дохода - с отрицательным ростом дохода на душу населения в течение нескольких лет. Пандемия СОУЮ-19, вероятно, усугубит и продлит замедление роста производства, производительности и роста инвестиций, которое продолжается уже десять лет. Слабый рост приведет к дальнейшему увеличению долгового бремени и подорвет способность заемщиков обслуживать долг. Для некоторых стран, находящихся в бедственном положении, экономические перспективы могут улучшиться только после того, как государственная задолженность спишется за счет списания долга, а не реструктуризации. Превентивная реструктуризация долга обычно ассоциируется с лучшими макроэкономическими результатами, чем реструктуризация, которая осуществляется уже после дефолта. [11]
Таким образом, в современных условиях, некоторые страны, особенно страны с низкими доходами, уже сейчас находятся в долговом кризисе или под его угрозой и несут большие расходы по обслуживанию долга. Кроме того, характеристики накопления долга четвертой волны также порождают новые проблемы и вновь подчеркивают основные трудности в достижении долгосрочного облегчения долгового бремени. Прекращение обслуживания долга может обеспечить краткосрочное решение, предоставляя передышку для продолжения критических расходов, оставляя время для всесторонней оценки устойчивости долга, которая может привести к более долгосрочным изменениям. Избегая краткосрочной нехватки денежных средств, они могут предотвратить превращение кризиса ликвидности в кризис платежеспособности. Инициатива приостановки обслуживания внешнего долга является одним из примеров. По состоянию на ноябрь 44 беднейшие страны мира подали заявки по инициативе приостановки обслуживания внешнего долга и получили от официальных двусторонних кредиторов облегчение обслуживания долговой задолженности на сумму около 5,3 млрд. долл. в дополнение к чрезвычайному финансированию, предоставленному Всемирным банком и Международным валютным фондом. [4] Однако крайне важно, чтобы эти политики были лишь временными мерами экономической политики государств до тех пор, пока не будут найдены постоянные решения. Отсрочка погашения долга приостанавливает выплаты процентов и основной суммы, но не снижает уровень долга. Во время долгового кризиса в Латинской Америке неоднократные реструктуризации долга продлевали долговые кризисы, но не разрешали их, и приводили к дополнительному накоплению долга и долгосрочным долговым обязательствам. Кроме того, могут возникнуть препятствия на пути к приостановке долговых обязательств. Например, только 44 из 73 стран,
имеющих право на использование Инициативы по приостановке обслуживания внешнего долга, обратились за помощью, сдерживаясь опасениями, что подача такой заявки повлияет на их суверенный кредитный рейтинг и ограничит их доступ к новым заимствованиям. В случае нового долгового кризиса его разрешение, вероятно, будет более сложным, чем предыдущие кризисы, поскольку существует множество кредиторов с разными мотивами (международные финансовые учреждения, двусторонние кредиторы Парижского клуба, двусторонние кредиторы, не входящие в Парижский клуб, включая государственные политические учреждения, такие как Китайский Банк развития и кредиторы частного сектора). [8]. Значимость двусторонних кредиторов, не входящих в Парижский клуб, значительно возросла, и в настоящее время Китай является крупнейшим официальным кредитором развивающихся стран. [5]
Кроме того, растущее разнообразие кредиторов и сложность долговых инструментов в современных реалиях глобализации экономики связаны с большей неопределенностью в отношении уровня и состава долга, поскольку не все кредиторы связаны единым набором стандартов отчетности, а условия ссуды часто носят конфиденциальный характер. Так, 2019 году из 17 стран с низким уровнем дохода, по которым имеются данные, минимальные требования к учету долга были выполнены только восемью, а требования по мониторингу гарантий выполнялись только четырьмя. Из-за недостатков точности, своевременности, охвата и полноты учета долга только четыре из этих 17 стран выполнили минимальные требования к отчетности и оценке долга. Из 59 стран, имеющих право на получение займов от МАР, только одна треть представила статистику внешнего долга частного сектора. [10] Это повышает риск того, что долг государственного сектора в некоторых странах с развивающейся экономикой будет выше, чем сообщалось. Кроме того, отсутствие ясности в отношении обязательств затрудняет переговоры о реструктуризации долга, а также тщательную проверку решений о займах и усилия по обеспечению рационального использования заемных средств. Приемлемость долга может быть подорвана политикой, которая предусматривает строгие положения о неразглашении информации для государственных заемщиков, требующих крупных залогов и залогового обеспечения, а также предусматривающих гарантированное погашение долга государственным предприятиям. В Мировая практике урегулирования долгов в настоящее время по нескольким направлениям игровое поле смещено в пользу кредиторов и препятствует быстрому и всестороннему урегулированию долга. Например, финансовые центры, которые рассматривают споры, связанные с реструктуризацией долга, особенно Нью-Йорк, где под контролем находятся две трети государственных облигаций в обращении, имеют положения, благоприятствующие держателям удерживаемых облигаций.
Заключение
Таким образом, Пандемия СОУЮ-19 вызвала резкий рост долга и усугубила существующие связанные с задолженностью риски и уязвимости, что привело к долговому кризису в некоторых странах. Долг, вероятно, будет расти и дальше, поскольку правительства и финансовые системы финансируют восстановление, способствуя перемещению капитала, рабочей силы, навыков и инноваций в постпандемическую экономическую среду.
Так, лица, определяющие экономическую политику должны принимать реактивные меры воздействия для предотвращения ситуаций, когда краткосрочная нехватка денежных средств способна подорвать восстановление деловой активности, и предоставить пространство для оценки устойчивости долга, а также рассмотреть наилучшие подходы к урегулированию задолженности, если она становится неприемлемой.
В краткосрочной перспективе необходимы усилия по увеличению объема долговых обязательств с приостановленным обслуживанием долга, в частности за счет включения частного сектора. Подобные меры предоставят дополнительную передышку странам, подверженным риску долгового кризиса. Однако такие мероприятия будут лишь временными перебоями до тех пор, пока не будет найдено долгосрочное решение. В прошлом чрезмерная задолженность решалась одним или несколькими из шести способов: тремя традиционными вариантами политики, включая рост, жесткую бюджетную экономию и приватизацию, и тремя неортодоксальными подходами, включая неожиданную инфляцию, часто в сочетании с финансовыми репрессиями, облегчением долгового бремени и налогами на богатство [11]. Каждый из этих подходов связан со сложными компромиссами, поэтому выбор необходимо тщательно адаптировать к финансово-экономическим условиям каждой страны.
Если реструктуризация долга окажется необходимой, то кредиторы и должники должны стремиться к амбициозной реструктуризации. Как уже отмечалось ранее, существуют исторические прецеденты централизованной реструктуризации долга, которые включают Лондонское соглашение о долге 1953 года; план Т. Брэди в 1989-1994 гг.; и инициатива для бедных стран с крупной задолженностью 1996 г. Общая концепция Группы двадцати, которая была достигнута в ноябре 2020 года, -это результат следующего шага после введения Инициативы по приостановке обслуживания задолженности Группой Мирового Банка. Целью данной системы является содействие своевременному и упорядоченному обращению с долгом для стран, имеющих право воспользоваться Инициативой по приостановке обслуживания задолженности, а также поощрение широкого участия кредиторов, включая частный сектор.
Международные финансовые учреждения также могут использовать условия предоставления кредитов, чтобы стимулировать суверенных должников и их кредиторов к более амбициозной реструктуризации. Программа МВФ «кредитование просроченной задолженности», которая берет свое начало в плане Брэди в 1989 году, является одним из таких рычагов. [9]
В более долгосрочной перспективе необходимы меры по повышению прозрачности процессов заимствования, сумм и условий заимствования, а также расходования заемных средств. Повышение прозрачности долга связано с более низкими затратами по займам и улучшением практики управления долгом. Некоторые страны добились прогресса в этом отношении, в том числе расширили доступ к данным об обеспеченных кредитах и долге государственных предприятий. Однако необходим дальнейший прогресс особенно в контексте прозрачности долговых договоров. Кредиторы могут помочь, отказываясь от положений о конфиденциальности, тем самым, позволяя заемщикам публиковать подробную информацию и самим распространять данные
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
es
0 es
in
01
О Ш
m
X
3
<
m О X X
о своем кредитовании. Помимо прозрачности долга, мероприятия, направленные на повышение эффективности управления долгом, могут быть дополнены другими мерами, которые развивают институциональный потенциал и надлежащее управление для выявления и мониторинга рисков, а также проведения стратегического планирования. Для частного сектора надежное корпоративное управление может помочь обеспечить рациональное использование частного долга для поддержки обусловленного производительностью экономического роста стран.
Литература
1. Бобылева А.З., Аньшин В.М. Птицын А.В. Новые вызовы: сравнительный анализ международных реактивных антикризисных мер в связи с пандемией COVID-19. // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 81. Август 2020 г. DOI: 10.24411/20701381-2019-10077
2. Братерский М.В. Финансовые инструменты внешней политики США // Высшая школа экономики / США и Канада: экономика, политика и культура № 11. С. 3-20. URL: https://www.hse.ru/data/125/925/1240/ФИНАНСО-ВЫЕ%20ИНСТРУМЕНТЫ%20ВНЕШНЕЙ%20П0ЛИ-ТИКИ%20США^ос
3. Владимир Мау. Долги: пример Латинской Америки / Forbes. Бюджет/ZURL: https://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/63893-do.. (Дата обращения: 17.04.2021).
4. Дайджест. Поддержка МСП в контексте COVID-19: Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ, 2020 г. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (Дата обращения 10.05.2021)
5. Китайские займы заставляют бедные страны обращаться к МВФ // Экономика, Ведомости 2018. URL: https://www.google.ru/amp/s/amp.vedomosti.ru/economics/ articles/2018/11/23/787227-kitaiskie-bednie-mvf(Дата обращения 13.04.2021)
6. Рынок подает сигналы тревоги». Чем может закончиться рост мирового долга: РБК 17.04.2021. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/604f82279a7947b5186392 c6 (Дата обращения: 20.04.2021)
7. Экономика в период коронавируса: мировой опыт господдержки: [Электронный ресурс]: Агентство по привлечению инвестиций/URL: https://invest-in-ural.ru/img/economic1.pdf#page16 (Дата обращения: 05.05.2021г.).
8. A Decade After the Global Recession: Lessons and Challenges for Emerging and Developing Economics / edited by M. Kose and F. Ohnsorge. Washington: World Bank, 2020. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/b9e2c532907731fc33 861df9d018b2eb-0350012021/original/Decade-after-global-recession.pdf#page7 (Дата обращения: 15.03.2021)
9. Analysis to identify debt vulnerabilities and Debt crisis prevention // Sovereign Debt - Focus Areas Of International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/Topics/sovereign-debt/focus-areas (Дата обращения: 20.05.2021)
10. Global Economic Prospects, June 2020. International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank,Washington, DC: World Bank Group. URL: https://static.poder360.com.br/2020/06/Banco-Mundial-. (Дата обращения: 20.05.2021)
11. Global Waves of Debt: Causes and Consequences / M. Ayhan Kose, Peter Nagle, Franziska Ohnsorge, Naotaka Sugawara. Washington: World Bank , 2019. URL: https://www.worldbank.org/en/research/publication/waves-of-debt (Дата обращения: 03.01.2021)
12. M. Ayhan Kose & Naotaka Sugawara & Marco E. Terrones, 2020. "Global recessions," CAMA Working Papers2020-10, Centre for Applied Macroeconomic Analysis, Crawford School of Public Policy, The Australian National University.
The growth of debt obligations in the world economy: from a protracted
recession to a crisis after a pandemic. Kumaritova V.G.
Lomonosov Moscow State University
JEL classification: B41, E22, E44, N01, N10, O33, O38_
The global recession following the COVID-19 virus, as well as economic policy responses, have triggered a rise in debt levels in emerging and developing economies. It should be mentioned that even before the start of the pandemic, in connection with the dangers of debt sustainability and the fourth wave of debt obligations, there was noted the possibility of a financial crisis that caused by the rapid growth of the economies of developing countries. Thus, COVID 19 made the fourth wave even more dangerous due to the aggravation of debt risks. In a global economy, action must be taken quickly and decisively to ensure that the current long-term debt does not end in a series of debt crises in emerging economies, as has happened with previous waves of debt. Keywords: External debt growth, Covid-19, pandemic, debt crisis, public
debt. References
1. Bobyleva A.Z., Anshin V.M. Ptitsyn A.V. Emerging Challenges: A
Comparative Analysis of International Reactive Crisis Responses in the COVID-19 Pandemic. // Public administration. Electronic bulletin. Issue No. 81. August 2020 DOI: 10.24411 / 2070-1381-2019-10077
2. Bratersky M.V. Financial instruments of foreign policy of the USA // Higher
School of Economics / USA AND CANADA: Economics, Politics and Culture No. 11. P. 3-20. URL:
https://www.hse.ru/data/125/925/1240/FINANCE
3. Vladimir Mau. Debt: The Case of Latin America / Forbes. Budget // URL:
https://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/63893-do .. (Date of access: 17.04.2021).
4. Digest. Support for SMEs in the context of COVID-19: Department of
International and Regional Cooperation of the Joint Venture of the Russian Federation, 2020 URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (Accessed: 05/10/2021)
5. Chinese loans force poor countries to turn to the IMF // Economics,
Vedomosti 2018. URL:
https://www.google.ru/amp/s/amp.vedomosti.ru/economics/articles/201 8/11/23/787227 -kitaiskie-bednie-mvf (Accessed: 04/13/2021)
6. The market is signaling alarms. " How the growth of global debt can end:
RBC 04/17/2021. URL:
https://quote.rbc.ru/news/article/604f82279a7947b5186392c6 (Accessed: 20.04.2021)
7. Economy during the coronavirus period: world experience of state support:
[Electronic resource]: Investment Promotion Agency / URL: https://invest-in-ural.ru/img/economic1.pdf#page16 (Accessed:
05.05.2021).
8. A Decade After the Global Recession: Lessons and Challenges for
Emerging and Developing Economics / edited by M. Kose and F. Ohnsorge. Washington: World Bank, 2020. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/b9e2c532907731fc33861df9d018 b2eb-0350012021/original/Decade-after-global-recession.pdf#page7 (Accessed: 03/15/2021)
9. Analysis to identify debt vulnerabilities and Debt crisis prevention //
Sovereign Debt - Focus Areas of International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/Topics/sovereign-debt/focus-areas (Accessed: 05/20/2021)
10. Global Economic Prospects, June 2020. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Washington, DC: World Bank Group. URL: https://static.poder360.com.br/2020/06/Banco-Mundial- .. (Accessed: 20.05.2021)
11. Global Waves of Debt: Causes and Consequences / M. Ayhan Kose, Peter Nagle, Franziska Ohnsorge, Naotaka Sugawara. Washington: World Bank, 2019. URL: https://www.worldbank.org/en/research/publication/waves-of-debt (Date accessed: 03/01/2021)
12. M. Ayhan Kose & Naotaka Sugawara & Marco E. Terrones, 2020. "Global
recessions," CAMA Working Papers2020-10, Center for Applied Macroeconomic Analysis, Crawford School of Public Policy, The Australian National University.