Научная статья на тему 'Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету им. Н. И. Пирогова - 110 лет'

Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету им. Н. И. Пирогова - 110 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
599
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОСКОВСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ / 2-Й МОСКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / 2-Й МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА / MOSCOW HIGHER WOMEN’S COURSES / 2ND MOSCOW MEDICAL INSTITUTE / 2ND MOSCOW ORDER OF LENIN STATE MEDICAL INSTITUTE / RUSSIAN STATE MEDICAL UNIVERSITY / RUSSIAN NATIONAL RESEARCH MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N.I. PIROGOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковтюх Г. С.

В лекции представлены основные хронологические вехи становления Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова: организации Московских высших женских курсов, преобразования их во 2-й Московский государственный университет, создания на его базе самостоятельного медицинского высшего учебного заведения 2-го Московского медицинского института. Приводятся сведения об организации работы вуза, создании важнейших факультетов, участии вуза в подготовке кадров в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Отдельный раздел посвящен современной истории Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова с 1991 г. по настоящее время. Перечислены все руководители вуза начиная с прошлого века и до сегодняшнего дня, а также приведены имена выдающихся ученых, удостоенных высокой чести прочесть и опубликовать актовую речь на Актовом дне традиционном знаменательном дне научных достижений вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main steps of establishment of the Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov: Moscow Higher Women’s Courses, 2nd Moscow State University, and 2nd Moscow Medical Institute. The aspects of foundation of the main departments and education during and after Great Patriotic War are discussed. The article also contains data on the modern history of the Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov from 1991 until now. The names of all university leaders from the past century until now and all outstanding scientists honored to deliver declamations at speech days are provided.

Текст научной работы на тему «Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету им. Н. И. Пирогова - 110 лет»

Лекции

Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету им. Н.И. Пирогова — 110 лет

^ Г.С. Ковтюх

Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук Лечебного факультета ФГБОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова " МЗ РФ, Москва

В лекции представлены основные хронологические вехи становления Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова: организации Московских высших женских курсов, преобразования их во 2-й Московский государственный университет, создания на его базе самостоятельного медицинского высшего учебного заведения — 2-го Московского медицинского института. Приводятся сведения об организации работы вуза, создании важнейших факультетов, участии вуза в подготовке кадров в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Отдельный раздел посвящен современной истории Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова — с 1991 г. по настоящее время. Перечислены все руководители вуза начиная с прошлого века и до сегодняшнего дня, а также приведены имена выдающихся ученых, удостоенных высокой чести прочесть и опубликовать актовую речь на Актовом дне — традиционном знаменательном дне научных достижений вуза.

Ключевые слова: Московские высшие женские курсы, 2-й Московский медицинский институт, 2-й Московский ордена Ленина государственный медицинский институт, Российский государственный медицинский университет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова.

Крупнейшему образовательному и научному медицинскому центру, известному не только в нашей стране, но и за ее пределами, исполнилось 110 лет. В течение всего этого периода университет готовил кадры для здравоохранения, используя самые талантливые и творческие силы. Профессорско-преподавательский состав университета всегда шел в ногу с прогрессом, сочетая педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, придавая университетскому образованию высокое значение, обеспечивая его широту, фундаментальность и компетентность.

В свое время один из великих хирургов, ученых и организаторов, имя которого носит наша alma mater, — Николай Иванович

Контактная информация: Ковтюх Галина Семеновна, [email protected]

Пирогов писал, что "отделить учебное от научного в университете нельзя". Основатель Берлинского университета Вильгельм фон Гумбольдт представлял университет как элитарное высшее учебное заведение, в котором обучение студентов и научные исследования находятся в неразрывном единстве при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства. И этим принципам следовали наши педагоги. На сегодняшний день Российский национальный исследовательский медицинский университет (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова признан крупнейшим не только образовательным, но и научным медицинским центром: подтверждением этого является его научно-исследовательский статус, у единственного среди медицинских университетов России.

Юбилей РНИМУ

Начало истории: Московские высшие женские курсы

На протяжении всей своей 110-летней истории университет осуществлял поступательное развитие, достойно выстоял в сложные времена, сохранил и приумножил традиции мировой и отечественной медицины и является лидером отечественного медицинского образования.

Начиналась история нашего университета на Царицынской площади (Девичьем поле). Именно здесь в 1906 г. при Московских высших женских курсах (МВЖК) было открыто медицинское отделение и по решению Московской городской думы был выделен земельный участок в безвозмездное пользование, где и началось строительство учебных корпусов. Первыми были анатомический театр и физико-химические корпуса. Позднее к анатомическому корпусу было пристроено здание Института судебной медицины. Аудиторные корпуса проектировал известный московский архитектор С.И. Соловьев.

Московские высшие женские курсы были первым учебным заведением, позволившим женщинам получать высшее образование. По существующему на тот момент законодательству о высшей школе МВЖК приравнивались к университету. Следует отметить, что учебный план на этих курсах был намного прогрессивнее, чем в казенных образовательных заведениях. Здесь преподавали крупные ученые, которые отводили достойное место в образовательном процессе естественным, историческим и биологическим дисциплинам, закладывая фундамент высшего медицинского образования. Слушательницы осваивали такие предметы, как история медицины с древнейших времен, гистология, бактериология, фармакология, терапия, детские болезни и другие клинические дисциплины. Преподавание осуществляли ведущие ученые того времени, профессора: гистолог М.М. Гарднер, химик Н.Д. Зелинский, микробио-

лог П.В. Циклинская, анатом Г.В. Власов, биохимик В.С. Гулевич, акушер-гинеколог Н.И. Побединский, терапевт Э.В. Готье, терапевт Д.Д. Плетнев, лучший скульптор муляжей, анатом М.А. Курбатов, педиатр А.А. Кисель, офтальмолог М.И. Авербах, основатель клиники кожных болезней А.И. Лянц, невропатолог Л.С. Минор, хирург С.Ф. Чиж, оториноларинголог Л.И. Свержевский и др. Преподавание велось на русском языке, изучение медицинских дисциплин проходило в московских городских больницах. По решению Московской городской думы университету было отведено шесть лучших больниц в одном районе, где и были основаны госпитальные, терапевтические и хирургические клиники. Среди этих клиник была Первая градская больница, которая по сей день является одной из основных баз университета. Здесь сохранился исторический облик аудитории, названной в честь одного из первых преподавателей МВЖК — терапевта Эдуарда Владимировича Готье.

По окончании курсов слушательницы получали соответствующее свидетельство и именовались "лекарями". Они получали звание "учительницы гимназий", но в то время оно еще не имело силы официального диплома. И только после того как в 1912 г. выпускницы курсов получили право держать экзамен в государственных испытательных комиссиях, им стали выдавать диплом о высшем медицинском образовании. В 1913 г. министр народного просвещения утвердил "Положение об оставлении слушательниц при Московских высших женских курсах". Оставляли отличниц по рекомендации преподавателей МВЖК. В течение 2 лет они занимались научной деятельностью, и их готовили к преподавательской работе.

В период Первой мировой войны всё было подчинено фронту, и МВЖК вписались в новую ситуацию: был сокращен период обучения, организовано чтение специальных курсов по медицине в условиях военного времени, открыты курсы

Лекции

для сестер милосердия. Слушательницы курсов уходили добровольцами на фронт, участвовали в проведении вакцинации населения, работали в военных госпиталях, оказывали психологическую помощь населению.

После победы Февральской революции в России, падения монархии и образования Временного правительства, в котором профессор МВЖК Александр Аполлоно-вич Мануйлов получил пост министра просвещения, положение учебного заведения изменилось. В августе 1917 г. Временное правительство объявило МВЖК государственным учебным заведением с подчинением министру народного просвещения, после чего курсы должны были работать по общему уставу российских университетов. Московские высшие женские курсы включали три факультета: историко-филологический, физико-математический и медицинский. Решался вопрос о преобразовании этого учебного заведения в московский женский университет. После Октябрьской революции в России и прихода к власти большевиков, образования советского правительства многие высшие учебные заведения прежней государственной системы прекратили свое существование.

Благодаря самоотверженности преподавателей и студентов, которые проникали в здание курсов и продолжали заниматься и вести научную работу даже тогда, когда они были закрыты, советская власть посчитала МВЖК перспективным учебным заведением и преобразовала их во 2-й Московский государственный университет, что позволило продолжать им свою успешную деятельность.

2-й Московский медицинский институт - 2-й Московский ордена Ленина государственный медицинский институт

им. Н.И. Пирогова: перспективы развития

18 апреля 1930 г. по приказу Нарком -проса 2-й Московский государственный

университет был реорганизован, и на его базе было создано три самостоятельных института, среди них 2-й Московский медицинский институт (2-й ММИ), который был передан в подчинение Наркомздрава. Ему были отданы Погодинский корпус и биологическая станция, а также оставлены больницы, в которых размещались клинические кафедры. Первым исполняющим обязанности директора был назначен выдающийся педагог, известный ученый, терапевт Е.И. Цукерштейн, он же исполнял обязанности декана лечебного факультета. Так, с 1930 г. началась самостоятельная история нашего университета, появился знаменитый 2-й ММИ. В последующие годы институтом руководили И.И. Рыбак, А.Б. Топчан, С.И. Миловидов, О.В. Кер-биков, М.Г. Сироткина, Ю.М. Лопухин.

В том же 1930 г. во 2-м ММИ впервые не только в России, но и в мировой практике был открыт факультет охраны материнства, младенчества и детства — ныне существующий педиатрический факультет. 2-й ММИ состоял из двух факультетов: лечебно-профилактического с хирургическим, терапевтическим и стоматологи -ческим отделениями и факультета охраны материнства, младенчества и детства. В тяжелые 1930-е годы институт активно развивался, осуществлял фундаментальную подготовку медицинских кадров, проводил научные исследования, участвовал в жизни страны, преодолевая все трудности того времени.

Потребность в педиатрах была настолько высокой, что на новый факультет охраны материнства, младенчества и детства принимали не только первокурсников, но и студентов-лечебников, огромную роль в этом сыграл декан факультета профессор Г.Б. Гецов. Базой факультета стала детская городская клиническая больница (ДГКБ), впоследствии ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова. Здесь была открыта первая в мировой практике кафедра детской хирургии, первым заведующим кафедрой был профессор К.Д. Есипов. На базе ДГКБ

Юбилей РНИМУ

№ 13 им. Н.Ф. Филатова по инициативе кафедры детской хирургии впоследствии была организована анестезиологическая и реанимационная служба. В 1973 г. здесь была создана служба антибиотикотера-пии. Кафедра находилась у истоков создания отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, не имеющего аналогов в мировой практике. В 2003 г. на этой клинической базе была проведена уникальная операция по разъединению сиамских близнецов Зиты и Гиты Резаха-новых, родившихся с общими непарными органами тазовой области, обеим была сохранена жизнь.

На этой же клинической базе была создана кафедра раннего детского возраста, возглавляемая известным педиатром С.О. Дулицким. В 1937 г. кафедра была переименована в кафедру госпитальной педиатрии в связи с расширением программы. По инициативе кафедры впоследствии впервые в СССР были созданы отделение патологии недоношенного ребенка и отделение патологии новорожденных. Основные исследования, проводимые на этой кафедре, касались методов лечения и выхаживания недоношенных детей с экстремально низкой массой тела и внутриутробными вирусными заболеваниями, методов адаптации новорожден -ных в раннем неонатальном периоде и на первом году жизни в зависимости от состояния при рождении.

В 1932 г. 2-й ММИ был переименован во 2-й Московский государственный медицинский институт (2-й МГМИ), директором которого стал И. И. Рыбак. В том же году прошел первый в стране выпуск 121 врача-педиатра. Наркомздрав положительно оценил этот выпуск. И в этом же году в стенах нашего института был организован врачеб-но-физкультурный факультет, первым деканом которого был доцент М.М. Авербах. На этот факультет также стали переводить студентов с других факультетов, но просуществовал он менее 2 лет. В 1934 г. вышло постановление Центрального исполни -

тельного комитета СССР о реорганизации медицинских вузов, которое коснулось и нашего института. На базе факультета охраны материнства, младенчества и детства был сформирован педиатрический факультет, лечебно-профилактический факультет был переименован в лечебный, был создан новый теоретический факультет, который возглавил М.М. Авербах. Факультет был расформирован в 1938 г., М.М. Авербах с

1939 по 1947 г. был деканом лечебного факультета.

Огромную роль в становлении новых принципов преподавания в целом и патологической анатомии в частности сыграл И.В. Давыдовский, автор руководства "Патологическая анатомия и патогенез важнейших заболеваний человека". И.В. Давыдовский уделял большое внимание клинико-анатомическому сопоставлению, он выступил инициатором проведения клинико-анатомических конференций.

В 1939 г. по приказу наркома обороны в стенах нашего института был организован военный факультет, который готовил врачей для Военно-воздушных сил Красной армии. Начальником факультета был назначен военврач 1-го ранга Я.И. Акодус. Факультет был сформирован из лучших студентов медицинских вузов страны. Базой факультета являлась психофизиологическая лаборатория Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии, работавшая на базе 1-го Коммунистического госпиталя (в настоящее время это Главный военный клинический госпиталь им. акад. Н.Н. Бурденко Министерства обороны РФ). Первый выпуск состоялся в

1940 г., военные врачи были направлены в войска Военно-воздушных сил. Факультет просуществовал 6 лет, подготовил 10 выпусков военных врачей и был расформирован в 1944 г. Это была основа медицинской службы нашей авиации в период Великой Отечественной войны.

Директор 2-го МГМИ и одновременно главный врач 1-й Городской клинической

Лекции

больницы профессор А.Б. Топчан занимался организацией обеспечения больниц врачами и эвакуацией института. Институт был эвакуирован в Омск, где его сотрудники совместно с сотрудниками Омского медицинского института участвовали в создании эвакогоспиталей. Продолжалось обучение студентов, в марте 1942 г. состоялся первый выпуск наших студентов в эвакуации. Высшая школа продолжала работать и чувствовала в этом поддержку руководства страны. В 1943 г. 2-й МГМИ был возвращен в Москву и продолжал подготовку медицинских кадров в военных условиях. Преподаватели и студенты отправлялись на фронт и внесли огромный вклад в возвращение солдат и офицеров в строй.

В 1944 г. при Наркомздраве СССР была создана Академия медицинских наук, среди действительных ее членов были утверждены профессора нашего института: А.И. Абрикосов, А.А. Богомолец, В.Н. Виноградов, В.А. Гиляровский, И.В. Давыдовский, Б.И. Збарский, В.Ф. Зеленин, И. Г. Руфанов, Л. С. Штерн, М.О. Гуревич, Е.К. Сепп.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 г., по указу Президиума Верховного Совета СССР институту было присвоено имя И.В. Сталина, что являлось подтверждением его заслуг. Это было сложное время в истории нашего государства. Наш институт всегда был на передовой, участвовал в освоении целинных и залежных земель, за что в 1956 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден медалью "За освоение целинных земель", вручена она была только в 1964 г.

Институт продолжал активно развивать науку. В 1953 г. была основана Центральная научно-исследовательская лаборатория, известная как ЦНИЛ, где проводились биомедицинские, гистологические, биохимические, радиологические исследования, из этой лаборатории вышло немало крупных ученых. В дальнейшем она превратилась

в крупнейший научно-исследовательскии центр, а на ее базе были организованы отдел трансплантации органов, лаборатория ангиологии, лаборатория микрохирургии глаза и др.

30 мая 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 2-му МГМИ в связи с 50-летием со дня его основания было присвоено имя великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. Это было значимое событие для нашего института, так как именно Н.И. Пирогов в высшей степени почитаем учеными-медиками. Он был не только блестящим врачом, естествоиспытателем, ученым, но и прекрасным педагогом, разработал принципы отечественного медицинского образования и воспитания, заложил основы гуманизации и гуманитаризации высшего и среднего медицинского образования. Всё это обязывало наш институт быть достойным носить имя Н.И. Пирогова.

Профессорско-преподавательский состав оправдывал надежды руководителей государства. В 1963 г. наш институт вновь лидировал и выступил первооткрывателем в создании новых медицинских специальностей: был открыт первый в России и в мире медико-биологический факультет для подготовки врачей-биохимиков и врачей-биофизиков, позднее была создана специализация по медицинской кибернетике. Упор делался на подготовку специалистов, владеющих новыми медицинскими технологиями, студенты получали фундаментальные знания в области биохимии, биофизики, гистологии, иммунологии и т.д. Факультет разместился в здании на Большой Пироговской улице, построенном в 1912 г. по проекту архитектора А.А. Остроградского. Деканом факультета стал выпускник лечебного факультета, заведующий кафедрой фармакологии профессор М.Ф. Меркулов. Факультет подготовил сотни высококвалифицированных специалистов, получивших признание не только в нашей стране. Он остается веду-

Юбилей РНИМУ

щим факультетом по подготовке научных медицинских кадров.

Достойно институт подошел и к своему 60-летию. Решением Совета министров РСФСР был учрежден и выпущен специальный нагрудный знак тиражом 8000 экз. Указом Президиума Верховного Совета СССР институт был награжден орденом Ленина, и 2-й МГМИ стал называться 2-й Московский ордена Ленина государственный медицинский институт (2-й МОЛГМИ) им. Н.И. Пирогова.

2-й МОЛГМИ не только расширял подготовку медицинских кадров разных специальностей, но и продвигал научные исследования, работал над такими важными проблемами медицины, как профилактика и ранняя диагностика атеросклеротиче-ских заболеваний сосудов и сердца, общая и медицинская генетика, аллергические заболевания, новые методы диагностики и терапии злокачественных новообразований, использование полимеров в медицине, были выполнены первые работы по пересадке органов и др.

Российский государственный медицинский университет -РНИМУ им. Н.И. Пирогова

В последние годы университетом руководили в качестве ректора и исполняющего обязанности ректора В.Н. Ярыгин, Г.И. Сторожаков, Н.Н. Володин, Н.В. Полунина, А.Г. Камкин. В 2015 г. ректором РНИМУ им. Н.И. Пирогова был избран академик РАН Сергей Анатольевич Лукьянов, крупный ученый с мировым именем, человек, прекрасно владеющий новыми технологиями управления, способный оптимизировать учебный, научный и воспитательный процесс.

В 1991 г. наш институт получил высокий статус университета и стал Российским государственным медицинским университетом (РГМУ). В стране наступила новая фаза исторического развития, произошел массовый переход от демократического управления к демократическому содержанию

образования и воспитания. Нужно было отстаивать свои позиции в конкурентном соперничестве с другими медицинскими вузами, переходить к новым методам обучения, используя новые информационные технологии, не только выстраивать новые взаимоотношения внутри университета, но и решать задачи, поставленные руководящими органами власти.

Так, например, возникла необходимость подготовки врачей для поликлинической службы в Москве. Для решения этой задачи в стенах нашего университета по инициативе Правительства Москвы был создан Московский факультет, просуществовавший более 10 лет и подготовивший сотни успешных специалистов для Москвы. На базе факультета были созданы новые кафедры, учитывающие специфику подготовки будущих специалистов для московской поликлинической службы.

Университет — это единство образования и воспитания, это формирование профессиональных и общекультурных компетенций, это умение правильно организовать учебу и умело применять знания на практике. Огромную роль в университете играет гуманизация и гуманитаризация медицинского образования, которая способствует формированию клинического мышления, логики постановки диагноза, воспитанию гражданина, патриота, умеющего защищать и отстаивать свои позиции. В связи с развитием этого направления значительно повысился статус гуманитарных и социально-экономических кафедр. В университете есть все возможности расширять этот потенциал.

Статус университета и необходимость подготовки кадров потребовали открытия новых факультетов. В 2001 г. в структуре университета появился факультет клинической психологии, расширивший затем свою специализацию направлением социальной работы. На сегодняшний день это один из достойных факультетов университета, который готовит клинических психологов и социальных работников.

Лекции

У истоков его создания стоял профессор М.Н. Гордеев.

В 2007—2008 годах было открыто еще два факультета — стоматологический и фармацевтический. В 2008 г. состоялся первый набор студентов-стоматологов. Необходимость подготовки фармацевтических кадров обусловила открытие в 2008 г. фармацевтического факультета, который продемонстрировал высокий уровень преподавания и проведения научных исследований.

Реорганизован факультет дополнительного профессионального образования, создаются новые кафедры, привлекаются ведущие ученые и организаторы здравоохранения, постдипломного образования.

В 2014 г. организован первый набор на международный факультет, работающий в рамках двойного диплома. Факультет готовит кадры в сотрудничестве с Миланским и Туринским университетами.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова сегодня — это более 10 тыс. студентов, аспирантов, интернов, ординаторов, более 2 тыс. преподавателей, ученых, научных сотрудников; это университетские клиники, институты, центры. Создаются учебные инновационные центры, новые кафедры, проводится оптимизация учебного процесса, реорганизация научных подразделений, РНИМУ им. Н.И. Пирогова одновременно участвует в двух кластерах: Московском кластере медицинских технологий "Южный" и Научно-образовательном медицинском клас тере "Восточно-Европейский".

В 2010 г. университет получил статус национального исследовательского медицинского университета и был реорганизован в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Этого высокого звания вуз был удостоен в связи с тем, что на протяжении многих лет своего существования всегда находился на передовой линии отечественной науки, являлся и является головным медицинским вузом по планированию и выполнению научных ис-

следований, организации помощи в проведении учебно-методической работы, создании образовательных стандартов и учебных планов.

Научные школы — хирургические, педиатрические, терапевтические, ревматологические, кардиологические, неврологические, офтальмологические, отори-ноларингологические, школы фармакологов, морфологов, гистологов, судебных медиков, организаторов здравоохранения, неонатологов, детских гематологов, инфекционистов, физиологов, — впервые возникшие в нашем вузе, сегодня известны и в России, и за рубежом. По многим из этих научных направлений созданы научно-исследовательские центры, выросли самостоятельные научно-исследовательские институты: НИИ ревматологии, НИИ урологии, НИИ физико-химической медицины, НИИ пульмонологии, Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, НИИ инсульта и др.

Имена основателей научных школ нашего университета навсегда останутся в его истории, а прочитанные ими начиная с 1948 г. и изданные актовые речи составляют своеобразную антологию научных достижений ученых 2-го ММИ — 2-го МОЛГМИ - РГМУ - РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Вот имена ученых, которые были удостоены чести выступить с актовой речью: Гамалея Н.Ф. (1948), Давыдовский И.В. (1949, 1960), Бакулев А.Н. (1951), Тимаков В.Д. (1952), Нестеров А.И. (1953, 1967), Багдасаров А.А. (1958), Тер-новский С.Д. (1959), Билибин А.Ф. (1963), Адо А.Д. (1968), Смольянинов В.М. (1969), Маят В.С. (1970), Лукомский П.Е. (1971), Гуляев А.В. (1972), Нисевич Н.И. (1973), Куприянов В.В. (1974), Лопаткин Н.А. (1975), Савельев В.С. (1976), Трофимов В.В. (1977), Исаков Ю.Ф. (1978), Кисляк Н.С. (1979), Косицкий Г.И. (1980), Бадалян Л.О. (1981), Волкова О.В. (1982), Нестеров А.П. (1983), Лопухин Ю.М. (1984), Владими-

Юбилей РНИМУ

ров Ю.А. (1985), Таболин В .А. (1986), Лисицын Ю.П. (1987), Татаринов Ю.С. (1988), Панцырев Ю.М. (1989), Пыц-кий В.И. (1990), Гусев Е.И. (1992), Сергеев П.В. (1993), Иванов В.И. (1994), Ми-хельсон В.А. (1995), Григорьев П.Я. (1996), Величковский Б.Т. (1997), Крюков В.Н. (1998), Люсов В.А. (1999), Чучалин А.Г. (2000), Романов Ю.А. (2001), Савельева Г.М. (2002), Гаспарян С.А. (2003), Пивоваров Ю.П. (2004), Шабалин В.Н. (2005),

Володин Н.Н. (2006), Румянцев А.Г. (2007), Порядин Г.В. (2008), Арчаков А.И. (2009), Чехонин В.П. (2010), Атьков О.Ю. (2011), Стародубов В.И. (2012), Учайкин В.Ф. (2013), Камкин А.Г. (2014), Лукьянов С.А. (2015), Богомильский М.Р. (2016).

С рекомендуемой литературой вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

110th Anniversary of the Russian National Research Medical University Named after N.I. Pirogov G.S. Kovtyukh

The article deals with the main steps of establishment of the Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov: Moscow Higher Women's Courses, 2nd Moscow State University, and 2nd Moscow Medical Institute. The aspects of foundation of the main departments and education during and after Great Patriotic War are discussed. The article also contains data on the modern history of the Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov from 1991 until now. The names of all university leaders from the past century until now and all outstanding scientists honored to deliver declamations at speech days are provided. Key words: Moscow Higher Women's Courses, 2nd Moscow Medical Institute, 2nd Moscow Order of Lenin State Medical Institute, Russian State Medical University, Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov.

XII Российская научно-практическая конференция с международным участием «Реабилитация и вторичная профилактика

в кардиологии»

Российское общество кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики (РосОКР)

Российское кардиологическое общество (РКО)

Российское научное медицинское общество терапевтов (РНМОТ)

Союз реабилитологов России (СРР)

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» МЗ РФ

20-21 апреля 2017 г., Москва Информационное письмо

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в объединенной XII Российской научно-практической конференции Российского общества кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики с международным участием «Реабилитация и вторичная профилактика в кардиологии», которая состоится 20-21 апреля 2017 г. в Москве.

Основная тематика Конференции:

• Достижения, нерешенные вопросы кардиореабилитации в России.

• Лечение и реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями с сопутствующей патологией других органов.

• Вторичная профилактика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

• Сочетанная реабилитация при кардиальной и сопутствующей соматической патологии.

• Медикаментозная терапия в кардиологической реабилитации и вторичной профилактике.

• Реабилитация больных после хирургических вмешательств в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

• Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на курортах и в санаториях.

• Патофизиологические аспекты физических нагрузок, физических тренировок у кардиальных и кардиосоматических больных.

• Методы диагностики и контроля в реабилитации.

Правила оформления тезисов

1. Тезисы принимаются оргкомитетом до 1 марта 2017 г

2. Объем тезисов - 1 страница (А4), поля сверху, снизу, справа и слева - 3 см. Пожалуйста, используйте шрифт Times New Roman 12 пт., через один интервал. Не допускается размещение в тексте таблиц и рисунков. Тезисы будут печататься факсимильно, без повторного набора и не будут подвергнуты редакторской правке.

3. В заглавии должны быть указаны: название (заглавными буквами), с новой строки - фамилия и инициалы авторов, без указания научных степеней и титулов; с новой строки - учреждение, город. Далее содержание тезиса: цель, методы исследования, полученные результаты, заключение. Не следует приводить ссылки на литературу. В названии тезисов не допускаются сокращения.

4. Тезисы принимаются только в электронном виде в формате Word по e-mail: [email protected] (Родзинская Елена Михайловна; обязательно следует указать адрес для переписки, телефон, факс, электронный адрес). Внимание!

Тезисы должны быть получены оргкомитетом до 1 марта 2017 г

Заявку на бронирование мест в гостинице направлять по адресу оргкомитета вед. науч. сотр. Красницкому Владимиру Борисовичу (тел.: 8 (499) 553-66-38; e-mail: [email protected]).

Заявки на выступления направлять до 1 февраля 2017 г по адресу оргкомитета зам. председателя Конференции докт. мед. наук, профессору Бубновой Марине Геннадьевне (факс: (495) 624-01-15; e-mail: [email protected]) или докт. мед. наук, профессоруАроновуДавидуМееровичу (e-mail: [email protected]). Участникам Конференции выдается сертификат НМО (непрерывное медицинское образование) с образовательными кредитами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес оргкомитета: 101000 Москва, Петроверигский пер., 10, стр. 3, ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» МЗ РФ, оргкомитет научно-практической конференции. Тел./факс: (495) 624-01-15, (499) 553-67-52 E-mail: [email protected] (проф. Бубнова М.Г.) [email protected] (проф. Аронов Д.М.) [email protected] (науч. сотр. Родзинская Е.М.). Адрес проведения Конференции: Центральный дом ученых РАН, Москва, ул. Пречистенка, д. 16. Проезд: ст. метро «Кропоткинская», далее пешком (700 м) или троллейбус № 15 до остановки «Дом ученых». Информация о Конференции размещена на сайте РосОКР http://www.rosokr.ru

Оргкомитет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.