Научная статья на тему 'РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УЧАСТИЕ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ'

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УЧАСТИЕ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Р.Ф.

В статье представлена сущность Болонской системы образования и особенности ее реализации в России. Выявлены положительные результаты реформирования высшего образования в нашей стране, повышающие его конкурентоспособность и престиж. Раскрыты причины невыполнения некоторых положений Болонской декларации в условиях российской действительности. Убедительно обоснован вывод о позитивном разрешении проблем создания и реализации новой национальной образовательной системы в России, базирующейся на накопленном опыте и учитывающей как международные интересы, так и внутренние потребности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: THE BOLOGNA PROCESS

The article focuses on the specifics of The Bologna Process in Russia. It shows the positive results of the reforms of higher education in Russia increasing its competitiveness and prestige. The author mentions the causes of not fulfilling some of the Bologna Declaration points in Russia and provides evidence of creating the new national education system based on accumulated experience which takes into account both international interests and national needs.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УЧАСТИЕ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378.1

Рита Фанисовна Исхакова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия,

ritaiskhakova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8095-723X

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УЧАСТИЕ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье представлена сущность Болонской системы образования и особенности ее реализации в России. Выявлены положительные результаты реформирования высшего образования в нашей стране, повышающие его конкурентоспособность и престиж. Раскрыты причины невыполнения некоторых положений Болонской декларации в условиях российской действительности. Убедительно обоснован вывод о позитивном разрешении проблем создания и реализации новой национальной образовательной системы в России, базирующейся на накопленном опыте и учитывающей как международные интересы, так и внутренние потребности страны.

Ключевые слова. Болонский процесс, двухуровневая система, интернационализация, диверсификация, мобильность, студентоцентрированный подход, трехступенчатая структура образования

Rita F. Iskhakova

St Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, ritaiskhakova@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0001-8095- 723X

HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: THE BOLOGNA PROCESS

Abstract. The article focuses on the specifics of The Bologna Process in Russia. It shows the positive results of the reforms of higher education in Russia increasing its competitiveness and prestige. The author mentions the causes of not fulfilling some of the Bologna Declaration points in Russia and provides evidence of creating the new national education system based on accumulated experience which takes into account both international interests and national needs.

Key words: The Bologna process, two-level system, internalization, diversification, mobility, student-centered approach, three-level system of education

Современный период развития образовательной системы в высших учебных заведениях в нашей стране ознаменован решением Министерства науки и образования Российской Федерации об отказе от Болонской системы с целью создания собственной модели высшего образования. Поводом для этого стало решение членов BFUG, Наблюдательной группы Болонского процесса, приостановить представительство России в Болонской системе.

Болонская система в высшем образовании — это система обучения посредством единых стандартов во всех вузах европейских государств, являющихся ее участниками. Название системы, как и процесса, произошло от наименования провинции и города Болонья в Италии и Болонского университета, в котором в 1999 году 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, представляющую соглашение о выработке и реализации единых образовательных стандартов. Болонским процессом называются периодические встречи на уровне министерств и соглашения этих стран, целенаправленные на создание Европейского пространства высшего образования и ее оптимизацию. Годом ранее в Сорбонском университете министры образования Франции, Великобритании, Германии и Италии

подписали Сорбонскую декларацию «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», определившую стратегическую цель и единые стандарты образования для европейских стран. Болонский процесс стал открытым для присоединения других государств Европы. В настоящее время он включает 46 стран.

Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года на Берлинской встрече с целью создания системы образования, аналогичной европейской системе, способствующей интернационализации образования, обеспечению возможностей для международной мобильности студентов и преподавателей, признанию их квалификации в других странах. Болонский процесс воспринимался «как один из важнейших инструментов реформирования российской системы высшего образования» [4, с. 37]. «Сотрудничество с европейскими вузами в образовательной сфере дает возможность изучать и использовать все лучшие стороны европейских образовательных систем ... участие России в Болонском процессе следует рассматривать как способ модернизации российского образования» [4, с. 37]. Несомненно, определенные нововведения были вполне адекватными и не вызывали сомнений. К примеру: двухуровневая система подготовки студентов бакалавриат-магистратура, которая во многих вузах утвердилась и реализуется на высоком уровне, мобильность образования, позволяющая учиться студентам «за пределами своей страны», как сказано в Сорбонской декларации, признание и реализация инклюзивного образования.

Однако следует отметить неоднозначное отношение к Болонской системе с самого начала как в правительстве нашей страны, так и в высших учебных заведениях. Высказывались сомнения по поводу статуса равноправного участника России, при практическом подчинении условиям, стандартам и положениям европейской системы образования [3, с.80]. Признавались сложность и преждевременность присоединения нашей страны к Болонскому процессу по объективным экономическим, правовым и образовательным причинам, вплоть до констатации неготовности работодателей трудоустраивать выпускников бакалавриата, вероятностного снижения качества знаний из-за сокращения количества учебных часов и многое другое. Действительно, положения Болонской декларации несмотря на то, что они были добровольными мерами, предполагали кардинальное реформирование не только системы высшего образования, а и существенные изменения формы и содержания всей национальной образовательной системы в стране. В связи с этим следует отметить введение Единого государственного экзамена в нашей стране, (весьма спорного эксперимента, на наш взгляд), непосредственно связанного с Болонским процессом, и фактически являющегося условием присоединения к нему нашей страны, по поводу которого до сих пор ведутся бурные дискуссии.

Несомненно, перед нашей страной встали чрезвычайно сложные задачи, связанные с трансформацией российского национального образования. Профессор Байденко В.И. в книге «Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход» констатирует и подтверждает вывод международных экспертов, определяющий участие России в Болонском процессе «серьезным культурным сдвигом, меняющим устоявшиеся представления о высшем образовании, и что для устойчивого осуществления реформ требуется время и поддержка» [1, с.11].

Болонская декларация в формулировке первостепенных целей выделяет следующие основные положения:

Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Принятие системы, основанной на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как

квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются заинтересованными университетами.

Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

• для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

• для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [10, с. 222].

Остановимся на некоторых результативных сторонах реформирования высшего образования за прошедшие 19 лет реализации Болонской системы в нашей стране. Прежде всего, следует отметить переход на двухуровневую систему образования бакалавриат -магистратура, который безусловно способствовал оптимизации обучения в высшей школе.

В 2007 году был принят закон о переходе высшего образования в России на двухуровневую систему, а также об ограничении приема на специалитет и начата постепенная реализация этого закона. Первоначально в нашей стране 10 процентов студентов обучались на бакалавриате на добровольной основе, остальные 90 процентов на специалитете. Бакалавриат и магистратура как обязательные уровни обучения стали вводиться с 2009 года. Немного позже новый закон об образовании, действующий с 2013 года с последующими его дополнениями, ратифицировал добровольную основу перехода на двухуровневую систему образования. Не все высшие учебные заведения страны перешли на эту систему, в медицинских вузах, к примеру, сохранился специалитет и до сих реализуется эта система обучения. В Московском Государственном университете осуществляется разнообразный подход к выбору систем образования, там одновременно реализуется как специалитет, так и бакалавриат и магистратура как уровни обучения в вузе.

Несомненно, двухуровневая система образования и переход на европейские стандарты имеют ряд важных следующих преимуществ:

• повышают конкурентоспособность, престиж и востребованность российского образования, способствуют привлекательности российских вузов для иностранных студентов (к примеру, уже в 2015 году 40 процентов студентов в нашей стране составляли иностранцы), реализуют цели интернационализации образования, делают его мобильным для преподавателей, аспирантов, студентов и конвертируемым, студенты получают возможность учиться и переходить с сохранением накопленных баллов в высшие учебные заведения других стран, членов Болонского процесса;

• обеспечивают диверсификацию образования, возможности его структурирования, вариативности услуг, типов, форм, программ и содержания обучения, использования различных технологий, способствуют складыванию многоуровневой системы образования, появлению многофункциональных учебных заведений, а также муниципальных и частных образовательных учреждений. В связи с диверсификацией высшего образования «актуализируется ориентация образовательных технологий не на ретрансляцию знаний, а на развитие творческих, индивидуальных способностей и

возможностей каждого индивида, стимулирование его самостоятельной познавательной деятельности, самообразования» [9, c. 94];

• актуализируют и реализуют компетентностный подход к обучению, означающий формирование совокупности научных знаний, практических умений и навыков, важнейших способностей и личностных качеств, как ценностно-смысловых ориентиров во всех сферах жизнедеятельности [2, с.13]. Этот подход становится современной стратегией модернизации российского высшего образования. Важнейшим назначением профессионального обучения становится подготовка компетентного, квалифицированного и конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному обучению и повышению своего образовательного уровня, способного ориентироваться в смежных областях деятельности, а также, принимать ответственные и правильные решения, предпринимать своевременные действия и решать проблемы в практической действительности;

• способствуют появлению у студентов реальных возможностей корректировать и выбирать индивидуальную образовательную траекторию, определяясь своими способностями, возможностями и потребностями [5], а также экономическим рыночным спросом, и создают оптимальные условия для перепрофилирования. Двухуровневая система образования позволяет студенту после завершения обучения в бакалавриате по тому или иному направлению продолжать обучение в магистратуре совершенно по другому направлению и предоставляет возможность делать перерыв в образовании, что также является ее сильной стороной [7, с. 8]. Образовательные услуги вузов стали соизмеряться с запросами рынка и, соответственно, это способствовало оптимизации отношений высших учебных заведений с работодателями рынков услуг и рынков труда [7, c. 8].

Все вышеперечисленное свидетельствует о достижении немалых успехов в модернизации высшего образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации, к которым относятся. интернационализация, демократизация и индивидуализация образования, осуществление студентоцентрированного подхода в обучении, унификация образовательных стандартов, повышение квалификации преподавателей и многое другое.

Реализация ключевых требований Болонского процесса, «к которым относятся. введение трехступенчатой структуры (бакалавриат-магистратура-аспирантура) высшего образования, вопросы академического и профессионального признания квалификаций, внутреннего и внешнего обеспечения качества» была весьма трудоемкой, связанной с решением сложнейших проблем цифровизации высшего образования, применения информационно-коммуникационных технологий, разработки и материализации новой педагогической парадигмы, также разрешением множества психолого-педагогических задач, изменением роли и функций преподавателя, которые детально проанализированы Байденко В.И. в работе «Болонский процесс. в преддверии третьего десятилетия» [1, c. 136].

Следует отметить и подчеркнуть, что не все положения декларации были реализованы в нашей стране по указанным объективным причинам. Например, система зачетных единиц, созданная в Европе как средство обеспечения студенческой мобильности (European Credit Transfer System - ECTSj и обязательной трансформации из переводной в накопительную, не утвердилась в нашей стране. В традициях российских вузов, в приложении диплома, также фиксировалась академическая успеваемость и продолжительность изучения всех дисциплин. Однако «чтобы привести российское приложение к диплому в соответствие с требованиями к Diploma Supplement, в котором используется ECTS, надо определить параметры академической квалификации и обеспечить точность перевода с русского языка всех наименований дисциплин, других видов учебной работы» [8, c. 136]. То же самое относится и к единой системе кредитов - учета оценок и зачетных единиц, отражающих количество часов лекций и семинаров, посещаемых студентом по обязательным и выборочным

предметам, а также выполненных проектов, практических и других разнообразных общественно-культурных работ.

Подытоживая вышесказанное, необходимо признать значительные достижения реформирования и модернизации высшего образования в период пребывания России в Болонской системе. Что касается дальнейшего развития российского образования, то оно, определенно, будет детерминировано современными мировыми политическими обстоятельствами.

11 апреля 2022 года Болонская группа прекратила представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса и исключила из него все университеты, таким образом, приостановила участие России и Белоруссии в общеевропейском образовательном пространстве, как было отмечено ранее. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Фальков В.Н. в мае этого же года объявил фактический выход из Болонского процесса и выступил с заявлением, что в ближайшие годы наша страна будет создавать и переходить на национальную систему высшего образования. Выход нашей страны из Европейской Болонской системы, несомненно, будет представлять длительный и сложный процесс, связанный с решением множества вопросов создания новой системы высшего образования, воплощающий в себе весь накопленный российский и мировой опыт, учитывающий как национальные, так и международные интересы. По всей вероятности, большее распространение получит видоизмененный специалитет, продолжится также обучение в бакалавриате и магистратуре (поскольку накоплен большой позитивный опыт двухуровневого образования в высших учебных заведениях), базирующиеся и учитывающие современные реалии и потребности страны.

Безусловно, оптимизирование образовательного процесса и создание качественного образовательного пространства в стране - это извечная и постоянная педагогическая проблема и, как абсолютно точно, определил ректор Санкт-Петербургского государственного университета Кропачев Н.М. на заседании расширенного Совета Российского союза ректоров, совершенствование национальной системы образования должно быть продиктовано не только международной обстановкой, но и особенностями внутренних потребностей страны которые определяют задачи построения [6]. Потребности и задачи российского образования сформулировал на этом же заседании ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Садовничий В.А. «Наша система образования должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований преподавания, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций и баланса фундаментальности и прикладного результата» [6].

Вне всякого сомнения, назревшие сложные задачи реформирования российского высшего образования найдут адекватное решение, которое станет фундаментальной базой и источником, как для формирования высококомпетентного и востребованного профессионального специалиста и личности, так и реальной основой для цивилизованного сосуществования и интеграции людей всего мирового сообщества. И как отметил Садовничий В.А. «Главное, чтобы наша система образования отвечала современным требованиям развития науки и технологий, могла реагировать на новые вызовы» [6].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136-148.

2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.

3. Глазырин ВА. Болонская декларация. интеграция или поглощение российского высшего образования? / ВА. Глазырин // Университетское управление. практика и анализ. 2006. № 1. С. 77-В0.

4. Горылев A.^ Нормативно-правовое регулирование участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6 (1). С. 37-44.

5. Жукова Н.Ю. Двухуровневая система высшего образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 200В. - № 4.; URL. https.//science-education.ru/ru/article/view?id=1003 (дата обращения. 27.10.2022).

6. Заседание расширенного Совета Российского Союза ректоров (стенограмма) [Электронный ресурс ] // Министерство науки и высшего образования России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/52225/ (дата обращения. 27.10.2022).

7. Сидорова A.A. Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России // Государственное управление. 2011. № 26. С. 1-10.

В. Степанов В.И. Проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник ТГПУ. 2016. № 4 (169). С.131-139.

9. Уткина AÄ Социальные аспекты диверсификации высшего образования // Известия Томского политехнического университета. Социально-гуманитарные технологии. 2014. Т. 325. № 6. С. 94-99.

10. Хрестоматия по истории образования и педагогической мысли / M.A. Кувырталова, СА. Воронина, К.Ю. Брешковская, ЮА. Тарасова. Тула. Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им Л.Н. Толстого, 2008. 224 с.

REFERENCES

1. Baidenko V.I. Bolonskiy protsess: v preddverii tretyego desyatiletia // Vyssheye obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 11. S. 136-14В.

2. Bolonskiy protsess: Resultaty obucheniya i kompetentnostnyi podhod (kniga-prilozhenie 1) / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, professora V.I.Baidenko. M.: Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2009. 53б c.

3. Glazyrin V.A. Bolonskaya deklaratsiya: integratsiya ili pogloschenie rossiyskogo vysshego obrazovaniya? / V.A. Glazyrin // Universitetskoye upravlenie: praktika i analiz. 200б. №1. С.77-В0.

4. Gorylev A.I. Normativno-pravovoe regulirovanie uchastiya rossiyskikh vuzov v Bolonskom protsesse // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo. 2009. №6 (1). S.37-44.

5. Zhukova N.U. Dvuhurovnevaya sistema vysshego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 200В. - №4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1003 (date: 27.10.2022).

6. Savitskaya N. Rektory nazvali Bolonskiy protsess "zhargonizmom" [Elektronnyi resurs] // Nezavisimaya gazeta. URL: https://www.ng.ru/education/2022-06-08/8_8456_education.html (date: 27.10.2022)

7. Sidorova A.A. Dvuhurovnevaya sistema vyschego obrazovaniya kak instrument upravleniya rynkom obrazovatelnyh uslug Rossii // Gosudarstvennoe upravlenie. 2011. № 26. S. 110.

В. Stepanov V.I. Problemy formirovaniya evropeyskogo prostranstva vyschego obrazovaniya v ramkah Bolonskogo protsessa // Vestnik TGPU. 2016. № 4 (169). S. 131-139.

9. Utkina A.I. Sotsialnye aspekty diversifikatsii vysshego obrazovaniya // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-gumanitarnye tekhnologii. 2014. T. 325. № б. S. 94-99.

10. Khrestomatiya po istorii obrazovaiya I pedagogicheskoy mysli / M.A. Kuvyrtalova, S.A. Voronina, K.U. Breshkovskaya, U.A. Tarasova. Tula: Izd-vo Tulskogo gos. ped. universiteta im. L.N.Tolstogo, 2008. 224 s.

Информация об авторе Р.Ф. Исхакова - кандидат филологических наук, доцент.

Information about the author R.F. Iskhakova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.