ИСТОРИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ИНСТРУМЕНТЫ, ОПЫТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА
УДК 93/94
Д. В. Пономарева
Аспирант кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета E-mail: golovanova. daria.v@yandex.ru
Darya V. Ponomareva
Post-graduate student in the History and Philosophy Department, Cherepovetsk State University, Russia E-mail: golovanova. daria.v@yandex.ru
российское общество второй
половины xix - начала хх века в тексте арифметической задачи
Введение. Статья посвящена рассмотрению проблемы презентации образа российского общества второй половины XIX — начала ХХ в. в текстах задач по арифметике. Начиная с середины XIX в. сюжетная текстовая задача получает широкое распространение в русской учебной литературе. Этот нарратив авторы пособий старались сделать понятным и близким для учеников. Так появились тексты, в которых авторы-интеллигенты отображали свое видение жизни простого народа.
Основная часть. Принятое в науке деление общества на сословия и классы не нашло отражения в задачниках, имевших широкое хождение во второй половине XIX — начале ХХ в. Анализ текстов сюжетных задач выявил тенденцию к делению персонажей по типу труда. Проследить целенаправленное воспроизведение определенной структуры общества невозможно. Число персонажей, занятых производительным и непроизводительным трудом, является примерно равным. Они описаны однообразно: почти всегда за основу сюжета берется трудовая деятельность, реже социально-бытовые отношения.
Заключение. Авторы задачников по арифметике не ставили перед собой задачи формирования в умах учеников репрезентативной картины российского общества второй половины XIX — начала ХХ в. Однако, стремясь сделать текстовые задачи более понятными для учеников, они все же
Как цитировать статью: Пономарева Д. В. Российское общество второй половины XIX — начала ХХ века в тексте арифметической задачи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53). С. 148-158. Б01: 10.24411/2224-0772-2018-10024
сформировали модель этого самого общества, которая, если и не принималась учащимися за реальную, соответствовала представлениям самих авторов о жизни русского общества.
Ключевые слова: российское общество второй половины XIX — начала ХХ в., модель общества, математическое образование, задачники по арифметике, сюжетная текстовая задача.
Введение
В России XIX века число грамотных людей постепенно возрастало и к концу столетия составило 28% от общего количества россиян старше 9 лет [19, с. 112]. Для выходцев из крестьянской и мещанской среды зачастую было доступно только начальное образование, которое получали в церковно-приходских или народных школах, в начальных народных училищах. Независимо от типа школы учащиеся изучали примерно один и тот же набор предметов, включавший арифметику. Начиная с середины XIX столетия как обязательный прием преподавания в России стала использоваться текстовая задача [12, с. 65-66].
Жанр текстовой задачи предполагает особое изложение материала задания, когда для постановки абстрактного математического вопроса используется обыденный сюжет. К. А. Маслинский определил ее как такой тип учебного задания, в котором условие записано не в формальной нотации, а сформулировано в виде связного текста на естественном языке [16, с. 248]. Исходя из этого определения, можно рассматривать математическую текстовую задачу как источник информации о конкретной эпохе, но делать это нужно осторожно, поскольку, как и любой жанр, задача имеет свои особенности. А. Тоом, один из ведущих исследовате-лей текстовой задачи, отметил: «Since riders, pumps and other „realities" mentioned in word problems are cleaned of irrelevant details, they serve as semi-abstractions, still understandable for novices. <...> Their main function is to serve the initial development of abstract thinking, not to be applied to practice in the literal sense» («Поскольку водители, насосы и другие „реальности", упоминаемые в задачах, очищены от незначащих деталей, они служат полуабстракциями, все же понятными для новичков. <...> Их главная функция — послужить начальному развитию абстрактного мышления, а не прилагаться к практике в буквальном смысле». — пер. Е. А. Муравьевой) [25, p. 270]. Текстовая задача, хотя и отображает картину своего времени, не может считаться источником исключительно
достоверным, дающим полное описание действительности, но все ведущие педагоги-математики и методисты второй половины XIX — начала ХХ века в своих пособиях по методике преподавания арифметики отмечают, что при составлении задач должны быть использованы такие сюжеты, которые понятны ученикам [1; 7; 9; 14; 22; 24]. Те самые реалии, которые в представлении А. Тоома являются аллегориями, могут быть рассмотрены в рамках историко-педагогического исследования и дать интересные результаты.
Основная часть
Сюжеты, которые легли в основу задач, рисуют взгляды представителей интеллигенции на тот образ российского общества, который, по мнению авторов пособий, существовал в головах аудитории, приступавшей к решению предлагаемых задач. Помимо всего прочего этот образ служил моделью социальной стратификации российского общества, которую с разной степенью осознанности, но полагали важным имплантировать в сознание учащихся. Знакомство с содержанием текстовых задач позволяет увидеть и понять эту модель. Такую модель на отечественном материале как дидакт одним из первых исследовал С. В. Филичев [23]. В качестве материала по истории эпохи ее рассмотрели Г. А. Кулагина и А. М. Сафронова, изучившие тексты задач в «Арифметике» Л. Ф. Магницкого [13; 20]. Среди историков математического образования эволюцию жанра школьного задачника прослеживает Г. В. Кондратьева [10; 11; 12; 15]. Однако вопрос о том, как взгляд на общество презен-тировался в обучении представителей той или иной эпохи, какие слои общества оказывались при этом на виду учеников, а какие оставались незамеченными, как настраивалась своего рода «педагогика взгляда», позволявшая необходимым педагогу и социуму образом «читать» и «прочитывать» общество через задачу по математике, все равно остается до сих пор слабо разработанным.
Для анализа нами выбраны задачники, которые предназначались для обучения детей в народных школах и пользовались особой популярностью во второй половине XIX — начале ХХ века. К их числу можно отнести «Сборник арифметических задач...» В. А. Евтушевского (76 изданий) [8], такой же сборник под редакцией Ф. Борисова и В. Сатарова (14 изданий) [21], «Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике.» А. И. Гольденберга (36 изданий) [6], серию задачников,
составленных К. П. Аржениковым (задачники для первого и второго года обучения переиздавались более 90 раз) [2; 3; 4; 5], «Новый арифметический задачник...» под редакцией И. П. Сахарова и Н. И. Соколова (12 изданий) [17; 18]. В. А. Евтушевский, А. И. Гольденберг и К. П. Аржеников представляют высшие слои российской интеллигенции того периода. Задачник под редакцией И. П. Сахарова и Н. И. Соколова составлен «группой учащих народных школ», то есть средними слоями учительства.
В текстах арифметических задач упоминаются как представители сословий (купцы, помещики, крестьяне), так и отдельные классы (рабочие, фабриканты), но ни в первом, ни во втором случае нельзя говорить о полном перечне социальных слоев. Исходя из всего спектра персонажей задач, более логичными представляются два других варианта деления общества: на группы в соответствии с типом труда и по гендерному признаку. В семи изученных задачниках более двух тысяч задач рассказывают о каких-либо персонажах. В большинстве случаев эти персонажи заняты повседневным трудом, производительным и непроизводительным. С небольшим преимуществом (54%) среди персонажей задач преобладают представители производительного труда. Их, в свою очередь, можно подразделить на три подгруппы: крестьяне на своей земле (14%); люди, имеющие специальность (27%), люди, трудящиеся в качестве наемных рабочих, но не имеющие специальности (13%). Доля крестьян, упомянутых в задачах, значительно ниже реальной доли представителей этого сословия. По данным 1905 года [19, с. 98], крестьянство оставалось самым многочисленным сословием и составляло 77% от всего населения Российской империи. Сокращение доли крестьян среди персонажей арифметических задач, возможно, связано с тем фактом, что среди обучающихся преобладало городское население, а авторы, как уже говорилось, стремились воссоздать в тексте задания наиболее привычные для детей ситуации.
Жизнь крестьянского сословия представлена в задачниках весьма разнообразно. Основным занятием крестьянина показаны земледелие, скотоводство и огородничество. В основу сюжетов задач легло описание самих сельскохозяйственных работ и дополнительных хлопот, связанных либо с подготовкой к основному труду на поле, либо с переработкой полученного продукта. Неоднократно упоминается сам факт выращивания зерновых культур (рожь, овес, реже пшеница или гречиха), обмолот зерна или помол муки, заготовка сена, изготовление
масла или накопление яиц, починка, покупка или изготовление рабочего инвентаря. Помимо земледельческих и скотоводческих занятий к числу обязательных в крестьянской жизни относятся заботы по содержанию своего дома, поэтому часть задач описывает, как крестьянин заготавливает дрова, ремонтирует избу или подсобные помещения, рассчитывает потребление хлеба.
В задачниках земледелец становится активным участником денежных отношений. Большое количество задач посвящено вопросам участия крестьянина в деле купли-продажи. Продается почти всегда сельскохозяйственная продукция (молоко, сметана, зерно, овощи), реже ремесленные изделия (сани, холст) или домашний скот (корова, лошадь). Крестьянин готов арендовать необходимые ему земли (покосы, пастбища, лес, пахотная земля). В задачах неоднократно используется сюжет с наймом крестьянина в качестве рабочего в городе или сезонного работника у помещика. Не была проигнорирована авторами задачников и семейная жизнь крестьян. В нескольких задачах предлагается вычислить количество детей в крестьянской семье, а одна задача посвящена вопросу рекрутского набора в солдаты.
Если крестьянское сообщество было представлено в задачах по арифметике как группа людей, участвующих в разных типах многосторонней экономической деятельности, то представителям ремесленного сословия (тем, кто имел конкретную специальность, занимался одним видом несельскохозяйственной деятельности) дана односторонняя характеристика. Они упоминаются лишь в связи с выполнением своих профессиональных функций или приобретением необходимых для работы материалов. Разнообразие в описание этой группы вносит длинный перечень упомянутых специальностей. Всего в изученных задачниках удалось найти упоминание представителей 56 рабочих специальностей, среди которых преобладают мастера ювелирного дела (162 раза), портные и швеи (91 раз), столяры и плотники (67 раз).
Разнообразием отличается и перечень работ, которые выполняли наемные рабочие без специальности. В числе таких работ преобладает сельскохозяйственный труд. Работники и работницы, согласно сюжетам задач, нанимались ухаживать за посевами, убирать урожай, косить. Вторым по популярности был труд, связанный с землеройными работами. Требовались рабочие для рытья канав, фундаментов, обустройства дорог. Мужчины в силу своего физического превосходства нанимались
еще на погрузку и разгрузку торговых судов, строительство домов. Эта группа общества, описанная в задачниках, представлена более живо, чем специалисты-ремесленники. Авторы в некоторых задачах рассмотрели соотношение жалованья и издержек рабочих, величину летнего и зимнего заработка, а в одной задаче говорится даже о цели накопления: работница копит деньги для ремонта шубы [2, с. 52]. Арифметические задачи позволяют не только представить вид трудовой занятости, но и понять заявленную/реальную степень экономического благополучия тех, кто ею занимался.
Итак, три группы представителей категории людей, занятых производительным трудом, описаны в задачах по очень схожим принципам — сообщается род их занятий, указывается вовлеченность в общероссийские экономические отношения. О крестьянах и наемных рабочих без специальности авторы сообщают некоторую информацию о степени их материального благополучия.
По тем же принципам строится и описание другой категории — людей, занятых непроизводительным трудом. Их доля в числе персонажей задач (46%) явно превышает долю этой группы в составе населения Российской империи на рубеже XIX — ХХ веков. По данным на 1905 г. [19, с. 98], доля дворян, купцов и так называемых прочих (куда могли войти представители интеллигенции, порвавшие связь со своими сословиями) не превышала 4% от общей численности населения страны. Авторы задачников не ставили перед собой цель воспроизвести через учебную книгу образ реально существующего общества. Такое частое упоминание представителей более высоких сословий и классов могло быть обусловлено как более подходящими для включения в текст задачи ситуациями, которые встречались в жизни этих категорий населения, так и большей значимостью этих ситуаций в глазах заказчиков и составителей, нежели примеров из жизни простого народа.
Примерно равное число упоминаний персонажей, занятых производительным и непроизводительным трудом, делало эти виды труда равнозначными в глазах учащихся, а получаемые знания по арифметике одинаково полезными для любого вида деятельности. Можно сказать, что через такое уравнивание авторы задачников могли добиться определенной толерантности во взаимоотношениях разных социальных групп. Если не сословное равенство, то внесенный в задачи плюрализм занятий привносил оттенок эгалитаризма в школьные классы, воспи-
тывал признание в отношении каждой из профессий.
Кого же следует отнести к числу представителей непроизводительного труда среди персонажей задач по арифметике? В первую очередь это помещики (5% от общего числа персонажей). В задачах помещик сам выполняет те или иные работы. Помещики в жизни чаще все же через других лиц переставали быть простыми владельцами сельскохозяйственных имений, существующих по типу натурального хозяйства. Конечно, иногда они и сами активно участвовали в экономической жизни страны: продавали продукцию, созданную в их имениях, приобретали акции, сдавали земли в аренду. Однако такое встречалось гораздо реже, чем на страницах учебника. Авторы задачников не преминули сослаться на неоднозначное положение помещичьего хозяйства, в ряде задач описывается процедура одалживания денег помещиком, факт нахождения имения в залоге.
Самой большой в категории занятых непроизводительным трудом является группа торговых людей (торговцы, купцы, лавочники, разносчики и пр.) — 30% от всего числа персонажей в задачах. Как и люди, обладающие созидательной профессией, они описываются исключительно в рамках своих трудовых занятий. Исключением может быть только сюжет одалживания денег или участия в банковских операциях.
Также исключительно в пределах своей рабочей компетенции в задачах показаны представители интеллектуального труда (аптекарь, учитель, инженер), предприниматели (фабрикант, домовладелец, скотопромышленник), канцелярские служащие и домашние слуги. Служащие представлены как люди, состоящие на государственном обеспечении. Речь не идет об их конкретных действиях. В задачах обычно дается информация о снабжении их провиантом или необходимыми вещами, а также о жалованье.
Интересно, что наряду с индивидуальными членами общества, в тексте задач в рамках экономических вопросов встречается и упоминание коллективных членов. Таковых немного — деревенская община, семья или бедные семейства, экипаж корабля. Последний пример рассматривается как потребительская единица, впрочем, как и семья. Бедные семейства выступают субъектами наследования. А деревни в нескольких задачах становятся субъектами договора аренды земли.
Вариант деления персонажей арифметических задач на социальные категории по принципу их занятости производительным и непроизводи-
тельным трудом можно считать основным, который принят в школьных задачниках. Во-первых, при таком делении отпадает проблема соотношения сословных и классовых групп. Во-вторых, текстовые задачи по арифметике в большинстве своем построены на описании именно трудовой деятельности героев и почти не затрагивают их социально-правовое положение в обществе.
Заключение
Нельзя утверждать, что математики, авторы задачников по арифметике, ставили перед собой задачу формирования в умах учеников определенного представления об обществе Российской империи второй половины XIX — начала ХХ века. Но тот факт, что все они стремились сделать сюжет задачи понятным и знакомым для учеников, позволяет говорить о созданной ими модели общества как об образе, который воспринимался интеллигенцией рассматриваемого периода либо соответствующим представлениям массового читателя, либо необходимым для него. Эта модель показывала российское общество не в полном составе (за рамками математических сюжетов оказались духовенство, инородцы, казачество) и почти исключительно с позиции трудовой занятости. Отношение человека к той или иной социальной группе, согласно тексту задач, было связано с родом его занятий. Ни о материальных, ни об образовательных различиях внутри социальных групп авторы задачников не посчитали нужным упомянуть. Подчеркивались гендерные различия, что было естественно при условии низкой степени вовлеченности женщин в трудовую деятельность. В основном через сюжеты задач было продемонстрировано взаимодействие большинства социальных групп между собой. Наиболее тесное сотрудничество показано между крестьянами, помещиками и торговыми людьми. Эти категории населения чаще всего упоминаются вместе в тексте одной задачи.
Таким образом, стремясь достичь образовательные и воспитатель -ные цели в процессе обучения арифметике, авторы арифметических задачников второй половины XIX — начала ХХ века создали модель российского общества, которая, по их мнению, должна была соответствовать и соответствовала представлениям массового учительства об этом обществе, представлениям, с разными степенями успеха воспроизводимым в головах учащейся молодежи.
Литература
1. Аржеников К. П. Методика начальной арифметики. М.: В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1916. 402 с.
2. Аржеников К. П. Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. Год первый. 94-е изд. М.: В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1918. 83 с.
3. Аржеников К. П. Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. Год второй. 97-е изд. М.: В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1918. 76 с.
4. Аржеников К. П. Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. Год третий. 66-е изд. М.: В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1918. 110 с.
5. Аржеников К. П. Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. Год четвертый. 9-е изд. М.: В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1916. 144 с.
6. Гольденберг А. И. Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике. Выпуск I. Задачи и примеры на числа первой сотни и на простейшие дроби. 36-е изд. С-Пб.: Издание Д. Д. Полубояринова, 1903. 64 с.
7. Евтушевский В. А. Методика арифметики: пособие для родителей, учителей и учительских семинарий. 4-е изд. С-Пб: Н. Фену и К°, 1874. 340 с.
8. Евтушевский В. А. Сборник арифметических задач и численных примеров для приготовительного и систематического курса. Ч. 2 Дроби. 28-е изд. С-Пб.: Паровая скоропечатня М. М. Гутзац, 1905. 140 с.
9. Егоров Ф. И. Методика арифметики. М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1893. 285 с.
10. Кондратьева Г. В. К вопросу о становлении задачника в практике обучения математике отечественной школы: историко-ретроспективный обзор // Вестник Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина. Вып. 36. Сер. «Педагогика». Елец, 2015. С. 39-42.
11. Кондратьева Г. В. Становление и развитие задачника как особого жанра учебной литературы по математике в России второй половины XIX века // Вестник Оренбургского гос. педагог. университета. 2017. № 3(23). С. 301-311.
12. Кондратьева Г. В. Школьное математическое образование в России (вторая половина XIX века). М.: Издательство МГОУ, 2005. 128 с.
13. Кулагина Г. А., Сафронова А. М. «Арифметика» Л. Ф. Магницкого как исторический источник // Уральский археографический ежегодник за 1971 год. Свердловск, 1974. С. 23-33.
14. Лексин Н. Г. Методика начальной арифметики в духе воспитывающего обучения: пособие для начинающих учителей и учительниц. Казань: Издание книжного магазина В. Ф. Маркелова и В. П. Шаронова, 1914. 303 с.
15. Марченко Т. А., Кондратьева Г. В. К вопросу феномена задачников-долгожителей в отечественной школе // Современные проблемы обучения математике: теория и практика: сб. ст. / отв. ред. Р. В. Солдатенков. М.: МГОУ, 2018. С. 27-31.
16. Маслинский К. А. Текстовые задачи позднесоветского учебника: математический сюжет и культурный контекст // Учебный текст в советской школе. СПб.; М.: Институт логики, когнито-логии и развития личности, 2008. 471 с.
17. Новый арифметический задачник с краткими арифметическими указаниями для городских и сельских начальных народных училищ. Часть I / под ред. И. П. Сахарова, Н. И. Соколова. М.: Издание книжного магазина В. С. Спиридонова и А. М. Михайлова, 1906. 111 с.
18. Новый арифметический задачник с краткими арифметическими указаниями для городских и сельских начальных народных училищ и для подготовительных школ в гимназии. Часть II / под ред. И. П. Сахарова, Н. И. Соколова. 3-е изд. М.: Издательство Т-ва И. Д. Сытина, 1910. 128 с.
19. Пространство и население России в 1905 году / Центр. стат. ком. МВД. С-Пб: Тип. Н. Л. Ныркина, 1906. 141 с.
20. Сафронова А. М. Л. Ф. Магницкий и русская метрология // Вспомогательные исторические дисциплины. Сб.1. Свердловск, 1974. С. 17-23.
21. Сборник арифметических задач. Выпуск 2. Задачи и примеры на целые и именованные числа до тысячи / сост. Борисов Ф., Сатаров В. М: Книгоиздательство К. Тихомирова, 1911. 116 с.
22. Шохор-Троцкий С. И. Учебник методики арифметики для учебных заведений, в которых преподается этот предмет. СПб.: Паровая скоропечатня Я. И. Либермана, 1896. 88 с.
23. Филичев С. В. Арифметический задачник в русской средней школе прошлого и в совре-
менной советской школе (Развитие содержания, метода и системы в арифметическом задачнике русской средней школы): автореф. дис. ... канд. пед. наук (методика математики). М.: Науч.-исслед. ин-т методов обучения, 1952. 21 с.
24. Эрн Ф. А. Очерки методики арифметики. 2-е изд. Рига: Книгоиздательство Ф. И. Трески-ной, 1915. 188 с.
25. Toom A. How I Teach Word Problems // Primus. 1997. Vol VII, No. 3. P. 264-270.
RUSSIAN SOCIETY OF THE SECOND HALF OF THE 19TH—EARLY 20th CENTURY IN THE TEXTS OF PROBLEMS IN ARITHMETIC IN EDUCATIONAL LITERATURE
The article is devoted to the problem of presentation of the image of the Russian society of the second half of the 19th - beginning of the 20th century in the texts of arithmetic problems. The words problems are widely used in Russian educational literature since the mid-19th century. The authors of the manuals tried to make the plot of the problem understandable and close to the students. So there were texts in which representatives of the layer of the intelligentsia reflected their vision of the life of the common people.
The division of society into estates and classes accepted in historical science has not found reflection in texts of arithmetic books of problems which were widespread in the second half of the 19th - early 20th century. The analysis of the texts of word problems revealed a tendency towards the division of characters according to the type of work. It is impossible to track purposeful reproduction by authors of books of problems of a certain structure of society. The number of characters representing productive and non-productive work is approximately equal. Characters are described quite monotonously. Almost always their work is taken as a basis of a plot, the social relations are less often described.
Authors of books of problems on arithmetic did not set the task of formation in minds of pupils of a certain conception of the society of the Russian Empire of the second half of the 19th - the beginnings of the 20th century. To be the understood pupils, they have created model of this society. This model could not be perceived by pupils as real, but it met expectations of authors of books of problems of life of the Russian society.
Keywords: Russian society of the second half of 19th - the beginnings of the 20th century, model of society, mathematical education, books of problems on arithmetic, word task.
References
• Arzhenikov K P. Metodika nachal'noj arifmetiki. M.: V. V. Dumnov, nasl. br. Salaevyh, 1916. 402 s. [In Rus.]
• Arzhenikov K P. Sbornik arifmeticheskih zadach i primerov dlya nachal'nyh narodnyh uchilishch. God pervyj. 94-e izd. M.: V. V. Dumnov, nasl. br. Salaevyh, 1918. 83 s.[In Rus.]
• Arzhenikov K P. Sbornik arifmeticheskih zadach i primerov dlya nachal'nyh narodnyh uchilishch. God vtoroj. 97-e izd. M.: V. V. Dumnov, nasl. br. Salaevyh, 1918. 76 s. [In Rus.]
• Arzhenikov K P. Sbornik arifmeticheskih zadach i primerov dlya nachal'nyh narodnyh uchilishch. God tretij. 66-e izd. M.: V. V. Dumnov, nasl. br. Salaevyh, 1918. 110 s.[In Rus.]
• Arzhenikov K P. Sbornik arifmeticheskih zadach i primerov dlya nachal'nyh narodnyh uchilishch. God chetvertyj. 9-e izd. M.: V. V. Dumnov, nasl. br. Salaevyh, 1916. 144 s. [In Rus.]
• Egorov F. I. Metodika arifmetiki. M.: Tipografiya M. G. Volchaninova, 1893. 285 s. [In Rus.]
• EHrn F. A. Ocherki metodiki arifmetiki. 2-e izd. Riga: Knigoizdatel'stvo F. I. Treskinoj, 1915. 188s. [In Rus.]
• Evtushevskij V. A. Metodika arifmetiki: posobie dlya roditelej, uchitelej i uchitel'skih seminarij. 4-e izd. S-Pb: N. Fenu i K°, 1874. 340, II s. [In Rus.]
• Evtushevskij V. A. Sbornik arifmeticheskih zadach i chislennyh primerov dlya prigotovitel'nogo i siste-
maticheskogo kursa. CH.2 Drobi. 28-e izd. S-Pb.: Parovaya skoropechatnya M. M. Gutzac, 1905. 140 s. [In Rus.]
• Filichev S. V. Arifmeticheskij zadachnik v russkoj srednej shkole proshlogo i v sovremennoj sovets-koj shkole (Razvitie soderzhaniya, metoda i sistemy v arifmeticheskom zadachnike russkoj srednej shkoly): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (metodika matematiki). M.: Nauch.-issled. in-t metodov obu-cheniya, 1952. 21 s. [In Rus.]
• Gol'denberg A. I. Sbornik zadach i primerov dlya obucheniya nachal'noj arifmetike. Vypusk I. Zadachi i primery na chisla pervoj sotni i na prostejshie drobi. 36-e izd. S-Pb.: Izdanie D. D. Poluboyarinova, 1903. 64 s. [In Rus.]
• Kondrat'eva G.V. K voprosu o stanovlenii zadachnika v praktike obucheniya matematike otechestven-noj shkoly: istoriko-retrospektivnyj obzor // Vestnik Eleckogo gos. un-ta im. I. A. Bunina. Vyp. 36. Ser. «Pedagogika». Elec, 2015. S. 39-42. [In Rus.]
• Kondrat'eva G.V Shkol'noe matematicheskoe obrazovanie v Rossii (vtoraya polovina XIX veka). M.: Izdatel'stvo MGOU, 2005. 128 s. [In Rus.]
• Kondrat'eva G. V. Stanovlenie i razvitie zadachnika kak osobogo zhanra uchebnoj literatury po matematike v Rossii vtoroj poloviny XIX veka // Vestnik Orenburgskogo gos. pedagog. universiteta. 2017. № 3(23). S. 301-311. [In Rus.]
• Kulagina G. A., Safronova A.M. «Arifmetika» L. F. Magnickogo kak istoricheskij istochnik // Ural'skij arheograficheskij ezhegodnik za 1971 god. Sverdlovsk, 1974. S. 23-33. [In Rus.]
• Leksin N. G. Metodika nachal'noj arifmetiki v duhe vospityvayushchego obucheniya: posobie dlya nachinayushchih uchitelej i uchitel'nic. Kazan': Izdanie knizhnogo magazina V. F. Markelova i V. P. Sharonova, 1914. 303 s. [In Rus.]
• Marchenko T. A., Kondrat'eva G.V. K voprosu fenomena zadachnikov-dolgozhitelej v otechestven-noj shkole // Sovremennye problemy obucheniya matematike: teoriya i praktika: sb. st. / otv. red. R. V. Soldatenkov. M.: MGOU, 2018. S. 27-31. [In Rus.]
• Maslinskij K. A. Tekstovye zadachi pozdnesovetskogo uchebnika: matematicheskij syuzhet i kul'turnyj kontekst // Uchebnyj tekst v sovetskoj shkole. SPb.; M.: Institut logiki, kognitologii i razvitiya lichnosti, 2008. 471 s. [In Rus.]
• Novyj arifmeticheskij zadachnik s kratkimi arifmeticheskimi ukazaniyami dlya gorodskih i sel'skih nachal'nyh narodnyh uchilishch. Chast' I / pod red. I. P. Saharova, N. I. Sokolova. M.: Izdanie knizhnogo magazina V. S. Spiridonova i A. M. Mihajlova, 1906. 111 s. [In Rus.]
• Novyj arifmeticheskij zadachnik s kratkimi arifmeticheskimi ukazaniyami dlya gorodskih i sel'skih nachal'nyh narodnyh uchilishch i dlya podgotovitel'nyh shkol v gimnazii. Chast' II / pod red. I. P. Saharova, N. I. Sokolova. 3-e izd. M.: Izdatel'stvo T-va I. D. Sytina, 1910. 128 s. [In Rus.]
• Prostranstvo i naselenie Rossii v 1905 godu / Centr. stat. kom. MVD. S-Pb: Tip. N. L. Nyrkina, 1906. 141 s. [In Rus.]
• Safronova A. M. L. F. Magnickij i russkaya metrologiya // Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny. Sb.1. Sverdlovsk, 1974. S. 17-23. [In Rus.]
• Sbornik arifmeticheskih zadach. Vypusk 2. Zadachi i primery na celye i imenovannye chisla do tysya-chi / sost. Borisov F., Satarov V. M: Knigoizdatel'stvo K. Tihomirova, 1911. 116 s. [In Rus.]
• Shohor-Trockij S. I. Uchebnik metodiki arifmetiki dlya uchebnyh zavedenij, v kotoryh prepodaetsya ehtot predmet. SPb.: Parovaya skoropechatnya Ya. I. Libermana, 1896. 88 s. [In Rus.]
• Toom A. How I Teach Word Problems // Primus. 1997. Vol. VII, No. 3. P. 264-270.