Научная статья на тему 'Российское общество: патриотизм XXI века в зеркале экспертного опроса'

Российское общество: патриотизм XXI века в зеркале экспертного опроса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ / HISTORICAL FALSIFICATIONS / ИСТОРИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / HISTORICAL MYTHOLOGY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ручкин Борис Александрович

Доклад на круглом столе «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи». Настоящая публикация посвящается памяти нашего коллеги, члена Редакционного совета «Исторического обозрения», директора Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктора исторических наук, профессора Бориса Александровича Ручкина (9.01.1936-2.06.2015). Доклад на круглом столе 13 мая 2015 года стал его последним публичным выступлением. Текст доклада и ответов на вопросы участников круглого стола приводится по стенограмме заседания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ручкин Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian society: patriotism of the XXI century in the mirror of the expert survey

Report on the round table “Impact of historical falsifications and myths on consciousness and social behavior of modern Russian youth”.

Текст научной работы на тему «Российское общество: патриотизм XXI века в зеркале экспертного опроса»

ГЁ.А. Ручкин I

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПАТРИОТИЗМ XXI ВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА (доклад на круглом столе «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи»1)

Настоящая публикация посвящается памяти нашего коллеги, члена Редакционного совета «Исторического обозрения», директора Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктора исторических наук, профессора Бориса Александровича Ручкина (9.01.1936-2.06.2015). Доклад на круглом столе 13 мая 2015 года стал его последним публичным выступлением. Текст доклада и ответов на вопросы участников круглого стола приводится по стенограмме заседания.

Ручкин Б.А.: У меня особенность выступления следующая. Я назвал его так: «Российское общество: патриотизм XXI в.», но «в зеркале экспертного опроса». Но так как тут человек восемь сидят из числа экспертов, то я цитировать их не буду, а просто перейду к выводам, которые получились из их опроса. Но несколько слов скажу о патриотизме как идее, как общенациональной идее.

Более 20 лет, прошедших с момента распада Советского Союза, идет этот спор, - дискуссия о национальной идее. Трудно она идет, настолько трудно, что «на самом верху» в лице Президента, тогда Медведева, сказано следующее: «Я не считаю продуктивной дискуссию о национальной идее. Она отвлекает. Это достаточно схоластическая штука, хотя у нас любителей поговорить на эту тему много. Это свойство нашего национального характера». Но он сказал, а проблема не исчезла. Стабильность общества у нас в 2000-х годах как бы определилась, но стабильность имеет все-таки двоякое направление. Она может улучшаться, но состояние может и ухудшаться. Так вот - она ухудшается. Ухудшилось настолько, что не в этой аудитории мне говорить. Но на этом фоне утверждение национальной идеи в России становится важным ресурсом консолидации общества на пути создания сильной России. Наш общий дорогой товарищ, мыслитель нашего времени Зиновьев заметил, что «идеология может быть не только партийной или классовой; идеология должна быть отечественной. Она должна выражать интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которых осознается отношение людей друг к другу и обществу». Именно такая идеология, идеология патриотизма, была сформулирована Путиным на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 года. Он тогда говорил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент - это патриотизм. Как бы долго ни об-

1 Круглый стол «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи», прошедший 13 мая 2015 года в Московском гуманитарном университете, проведен в рамках реализации проекта одноименного исследования. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. Проект реализуется АНО ВПО «Московский гуманитарный университет». В рамках исследования проведены опрос экспертов и опрос студенческой молодежи города Москвы.

суждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумать. Это движение к своей истории, к традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуры». И далее: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики». Итак, идея патриотизма приобретает как бы новое идеологическое звучание и призвана стать приоритетным направлением государственной политики.

Возникает вопрос: а что нового? Путин сказал, и это хорошо. А что нового? К патриотизму обращались всегда, и в царской России, и в Советской России, особенно в критические моменты нашей истории. Верно. В военное время патриотизм осязаем, понятен каждому: встать на защиту Родины. А вот что такое патриотизм в мирное время? И что самое главное - его, патриотизма, должно быть больше, чем в военное? Да еще в кризисное для России время? Тут требуется «перераспределение» самого понятия «патриотизм». Я не буду этого пересказывать, но именно это Путин и сделал в своих выступлениях - прежде всего, конечно, в Посланиях 2012 и 2014 года, где развил именно эту тему, и наполнил ее смыслом. Обращался к различным аспектам, но особое значение, как мне кажется, в том, что я только на одном примере покажу. Особо значимо в современных условиях, на что, собственно, и обратил внимание Путин, - «сделать патриотизм основой для деятельности всех политических сил независимо от того, к какому идеологическому направлению они могут быть отнесены». И сформулировал общий подход: «Безусловное признание суверенитета и территориальной целостности России, признание ее федеративного характера, равноправия и ценности каждого из живущих в нашей стране этносов. Действовать всем политическим силам в рамках закона». Это не значит, что нельзя ни с чем спорить, - но в рамках закона. Вот такие совершенно конкретные посылы он сделал по разным поводам - и креативному классу, и бизнес-классу, и т.д. Не буду пересказывать, потому что это много займет времени. Важно другое - взял он на себя функцию этого «перераспределения», сформулировал и наполнил содержанием. Это дает возможность, на наш взгляд, нам развивать и понимать значение понятия патриотизма в новых смыслах. Но, естественно, возникает вопрос - а может ли патриотическая идея обеспечить быстрое экономическое развитие страны, преодолеть кризисные явления в обществе, привести к созданию сильной России? Что сказать? - может, но если идея овладеет массами. Ибо, как учил нас классик, политика только тогда называется политикой, если ее разделяют миллионы. Естественно, если идея будет подкреплена достаточно сильным механизмом, то есть организацией ее жизнедеятельности. Ведь, конечно, сама идея не может себя реализовать.

Итак, это как бы понимание того, что необходимо нам делать. А теперь к теме -что думают наши эксперты? Еще раз хочу сказать - если бы их не было, я бы их процитировал. Но в данном случае, я думаю, надо просто перейти к выводам и тем самым сократить по возможности выступление. Вообще, я должен сделать еще одну оговорку, -конкретно эту тему в рамках проекта я завершив, я одновременно увлекся другим. Есть миф: «Победа вопреки Сталину». Но я не сам тему развиваю, домысливаю, а через мемуары полководцев. Полководцев много, я взял 14 - Маршалов Победы и тех, кто вообще получил Маршала во время войны. И я думал - как мне поставить точку? И вот задумался. Кто победил - народ? Так ведь, наверное, и рождаются мифы, причем в массовом масштабе! Когда говорим о победе народа, - всегда ли он побеждает, и почему? Но не об этом речь. Затронул это, потому что, на мой взгляд, имеет некоторое отношение к нашему вопросу. Но вернусь к основной теме доклада.

Общее мнение исследователей, если суммировать: наметилась тенденция роста уровня патриотического сознания граждан, подрастающего поколения. Один пример. Так как мы исследования по этому поводу проводим с незапамятных времен, мне пред-

ставилась возможность сравнить 1991 год и 2014-й. Задан вопрос: «Есть ли что-то такое, чем они, как граждане России, могли бы гордиться?» Это в 1991 году. Ответили «да» 27% 25 ответили «нет»; 48 - «я хотел бы родиться где угодно, но только не в России». А вот 2014 год. Вы видели результаты опроса студентов. А если в целом брать, и по стране, то цифры все равно будут колебаться от 61,5 до 75 на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» Даже эти цифры, как бы к ним не относиться, все-таки показывают ту тенденцию, которую и выделили наши эксперты. Что же, собственно говоря, по их мнению, содействовало росту патриотических настроений? Многие факторы. Прежде всего, - укрепление государственности. Общество, развиваясь и усложняясь, дало молодежи более многообразные возможности для самореализации, воспитания тех качеств, которые способствовали выживанию в нынешней ситуации и тем самым помогли им идентифицировать себя с Россией. Олимпиада, Крым, национальный лидер возродили у российского народа чувство собственного достоинства, ощущение себя частью большой, независимой и справедливой силы. В целом, как свидетельствует опрос экспертов, проявления патриотизма стало существенно заметнее по сравнению с показателями эпохи социальной неопределенности. Пик подъема патриотизма падает пока, - так наше исследование показывает, - на 2014 год. Вместе с тем исследователи (политологи, социологи) в большинстве своем сходятся на том, что патриотическая консолидация 2014 года не носит долговременный характер. Обостряют проблемы патриотического воспитания кризисные явления в экономике, санкции, война без войны и многое другое, что создает качественно иной фон общественной жизни. Главная, повторимся, фундаментальная слабость одержанных успехов, - зыбкость их экономического фундамента. И еще есть такое примечательное замечание - коррупция есть механизм препятствия национальной консолидации, катализатор протестных настроений в обществе. Власть адекватно оценивает существенные риски и принимает конкретные антикризисные меры. Об этом тоже наши эксперты делали свои замечания - и по поводу Программ патриотического воспитания, иных документов. Об этом я говорить не буду.

Вот Вы, Ольга Анатольевна, кого в конце выступления приводили в пример?

Плотникова О.А.: Чехова.

Ручкин Б.А.: А я приведу Герцена. Он много разного говорил, но, в частности, сказал следующее: «Мы как-то очень заботимся о выравнивании, об оправдании, об украшивании прошлого, и никак не заботимся о настоящем». Мы много, в том числе на самом высоком уровне, говорим об истории, и это хорошо, действительно прекрасно. Но, мне кажется, что самый важный вопрос: какую страны мы строим? В каких границах, с каким социально-экономическим и политическим устройством? С какой идеологией? Кто при этом может стать нашим союзником, а кто врагом? И вот когда мы все это узнаем, то сможем вновь вернуться к исследованию и вновь подумать - растет патриотизм или не растет. Как наш эксперт и товарищ Луков сказал: «Это грань очень тонкая, она противоречива, как и сама действительность». Спасибо за внимание! (Аплодисменты).

Луков В.А.: Спасибо.

Алексеев С.В.: Борис Александрович, спасибо, к Вам есть вопросы.

Ручкин Б.А.: С удовольствием отвечу. Но Вы понимаете, я могу задержать.

Алексеев С.В.: Не страшно. Юрий Альбертович, пожалуйста.

Васильев Ю.А.: Два вопроса возникло. Надо ли добиваться поправки в Конституцию по поводу идеологии?

Ручкин Б.А.: А это не получится. Добиваться можно, но не получится. Понимаете, идея-то противоречивая. Идеология должна быть отечественная. А какая отечественная? Патриотизм, о котором говорит Владимир Владимирович, как будто подходит. Но он все-таки идеологией быть не может - идеей может.

Васильев Ю.А.: И второй вопрос. Вы могли бы пофамильно назвать экспертов?

Ручкин Б.А.: С удовольствием!

Васильев Ю.А.: Эксперты экспертами, но мы же должны лица представлять.

Ручкин Б.А.: Да, да, да! Знаете, список у меня здесь, вот он, и я хотел это сделать. Потом увидел лица - подумал, что они сами о себе скажут. Я все-таки кое-кого назову, хорошо? Они разбиты у нас на три группы.

Алексеев С.В.: Оговоримся, что условно.

Ручкин Б.А.: Первая: специалисты по проблемам молодежи. Зубок Юлия Альбертовна, знакомая Вам доктор социологических наук. Мацуев Алексей Никитович, -он здесь присутствует. Меркулов Павел Александрович, защитивший докторскую по историческим наукам. Селиверстова Нина Анатольевна, Яковлев Игорь Геннадьевич, главный редактор «Управления мегаполисом», - он тоже здесь. Ярская Валентина Николаевна из Саратова. Вторая: специалисты, работающие с молодежью. Алешкин Петр Федорович, главный редактор «Нашей молодежи». Бабаян Инна Вячеславовна, тоже из Саратова, руководитель Социологического центра университета, сотрудники которого помогли нам и дополнительно по ряду вопросов. Бородай Александр Дмитриевич, тоже присутствующий здесь. Захаров Владимир Николаевич, крупнейший филолог и организатор образования, из Петрозаводска. Куприянова Галина Валентиновна, Плаксий Сергей Иванович, Плотников Александр Дмитриевич, Филонов Владимир Иванович, секретарь Орловского отделения РСМ. Шатилов Александр Борисович, декан факультета социологии Финуниверситета. Макаров Владимир Сергеевич - прекрасные дал ответы. Третья группа, историки-преподаватели и молодые историки. Бодрова Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор. Борщевский Георгий Александрович, тут тоже присутствующий, - кстати, он ужасно много пишет, и так хорошо, но он сам себя представит. Володихин Дмитрий Михайлович, доктор исторических наук, тоже присутствующий здесь - вот он поднял руку, и скоро будет выступать. Елисеев Глеб Анатольевич, кандидат исторических наук. Надточий Юрий Иванович, Панков Никита Петрович, тоже присутствует, как и Пеньковский Дмитрий Дмитриевич. Плотникова Татьяна Сергеевна, Шилов Андрей Иванович. Жукова Ольга Германовна, конечно, - она тоже здесь, будет выступать. По вопросам о патриотизме дополнительно опросили еще нескольких специалистов - в частности, Хутина Анатолия Федоровича, Ливцова Виктора Анатольевича. В общей сложности до 40 человек.

Плотникова О.А.: Можно вопрос?

Алексеев С.В.: Пожалуйста, Ольга Анатольевна.

Плотникова О.А.: Все-таки, Борис Александрович, хотелось бы услышать Ваше мнение вот о чем - единый учебник истории нужен?

Ручкин Б.А.: Я семь раз об этом деле писал, а теперь взвесил то, что они отвечали на этот вопрос, наши 30 основных экспертов.

Плотникова О.А.: Нам интересно Ваше мнение.

Ручкин Б.А.: Мнение такое: единый нужен, но не единственный. Их и сейчас-то уже пять штук сделали, да? А вообще их не пять, значительно больше. Мне думается, что никогда он не будет единым, если туда не добавить специальный раздел «Трудные вопросы истории». Если «Трудные вопросы истории» потом отдельной брошюрой каким-то образам дать - не кому-нибудь, а прежде всего преподавателям, тогда, возможно, мы в итоге к чему-то такому придем. Потому что политкорректность нас иначе замучает. Можно сказать, еще раз повторюсь, что народ победил. А можно, - что Верховный главнокомандующий, командующие фронтами, и далее, и далее - знаете, сколько у нас было генералов, нет? Более 5000 сражалось! Они все командовали начиная от полков и т.д. Ну вот как это можно обойти? Народ победил, и только?

Плотникова О.А.: Зачем же? Не надо ничего обходить. Надо говорить и объяснять.

Ручкин Б.А.: Так вот эти трудные вопросы, их и надо вынести и говорить об этом - насколько все это тонко, и т.д.

Плотникова О.А.: Вы же учились по единому учебнику?

Ручкин Б.А.: Я - действительно, учился. И более того, знал один учебник. Ну, может, два.

Плотникова О.А.: И до каких высот, Борис Александрович? Какой вывод можно сделать?

Ручкин Б.А.: И какой вывод?

Плотникова О.А.: Вывод такой, что надо учить нашу молодежь по единому учебнику, который будет патриотичным.

Ручкин Б.А.: Нет, я думаю так. Концепция, должна быть, безусловно, единой. Единый учебник - никогда вы его не добьетесь, единого. Их будет много, учебников. Вот пока пять, а потом, может, и больше. Не будет единого учебника. Это, кстати, и эксперты тоже отмечают, а не только я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.