Научная статья на тему 'Российское образование изнутри и снаружи: взгляды российских научных кругов и обывателей западного зарубежья'

Российское образование изнутри и снаружи: взгляды российских научных кругов и обывателей западного зарубежья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / УЧЕБНИК / CONTENT ANALYSIS / EDUCATION / EDUCATION QUALITY / INFORMATIZATION / INNOVATION / INTERNET / INTERNET FORUM / MEDIA EDUCATION / METHOD OF TEACHING / RESEARCH / SAFETY / TEACHER EMPLOYMENT / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Градов Илья Андреевич, Рюмин Алексей Михайлович

В статье рассматриваются вопросы отношения представителей российских научных кругов и западных обывателей к системе российского образования. Для идентификации доминирующих в информационном пространстве проблемы микросюжетов, оценочных позиций методом многомерного контент-анализа с помощью компьютерного пакета ЛЕКТА были изучены текстовые массивы англоязычных интернет форумов и русскоязычных научных публикаций, тематически относящихся к изучаемой проблеме. В статье описаны качественные составляющие элементов полученных моделей сегмента информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN EDUCATION FROM INSIDE AND OUTSIDE: THE VIEWS OF RUSSIAN SCIENTIFIC COMMUNITY AND THE INHABITANTS OF WESTERN COUNTRIES

In this paper the attitude of the Russian scientific community and the western people to the Russian education system is considered. To identify the dominant micro plots and evaluations of the information space a multidimensional content-analysis was chosen and used by the computer package LEKTA. The texts studied within the investigation were English language Internet forums and Russian language scientific publications, thematically related to the studied problem. This article describes the qualitative interpretation of the elements of the obtained model of the informational space.

Текст научной работы на тему «Российское образование изнутри и снаружи: взгляды российских научных кругов и обывателей западного зарубежья»

УДК 316.334:37

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ: ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ КРУГОВ И ОБЫВАТЕЛЕЙ ЗАПАДНОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Г радов Илья Андреевич,

соискатель степени кандидата социологических наук, социолог II категории

Рюмин Алексей Михайлович,

соискатель степени кандидата социологических наук, социолог II категории

Нижегородский Государственный Университет им. Н.И.Лобачевского,

Нижний Новгород, Россия igradov@mail.ты, aryumin1986@mail.ты

В статье рассматриваются вопросы отношения представителей российских научных кругов и западных обывателей к системе российского образования. Для идентификации доминирующих в информационном пространстве проблемы микросюжетов, оценочных позиций методом многомерного контент-анализа с помощью компьютерного пакета ЛЕКТА были изучены текстовые массивы англоязычных интернет форумов и русскоязычных научных публикаций, тематически относящихся к изучаемой проблеме. В статье описаны качественные составляющие элементов полученных моделей сегмента информационного пространства.

Ключевые слова: безопасность; инновации; интернет; интернет-форум; информатизация; качество образования; контент-анализ; медиаобразование; метод обучения; наука; образование; преподаватель; трудоустройство; учебник.

THE RUSSIAN EDUCATION FROM INSIDE AND OUTSIDE: THE VIEWS OF RUSSIAN SCIENTIFIC COMMUNITY AND THE INHABITANTS OF WESTERN COUNTRIES

Ilya Gradov, applicant of degree candidate in sociology, sociologist at Category II Alexey Rumin, applicant of degree in sociology, sociologist at Category II

Nizhny Novgorod State University Lobachevsky, Nizhni Novgorod, Russia igradov@mail.ru, aryumin1986@mail.ru

In this paper the attitude of the Russian scientific community and the western people to the Russian education system is considered. To identify the dominant micro plots and evaluations of the information space a multidimensional content-analysis was chosen and used by the computer package LEKTA. The texts studied within the investigation were English language Internet forums and Russian language scientific publications, thematically related to the studied problem. This article describes the qualitative interpretation of the elements of the obtained model of the informational space.

Keywords: content analysis; education; education quality; informatization; innovation; internet; internet forum; media education; method of teaching; research; safety; teacher employment; textbook.

Образование в России - процесс давний и сложный, исконно неоднозначный и чрезвычайно важный, ведь система образования того или иного государства всегда лежит в основе формирования потенциала его развития, торговой, политической и военной значимости, а его восприятие накладывает отпечаток и на продуктивность работы этой системы. Таким

образом, определение актуального статуса и роли образования в жизни государства в период его развития - а Россия, безусловно, находится именно на этом этапе - представляют немалый интерес. Здесь система образования развивалась на протяжении веков, порой под влиянием западных веяний, порой приводимая в движение внутригосударственными процессами. И всегда находились поводы для ее ожесточенной критики и убежденной апологетики как изнутри страны, так и извне в адрес различных ее составляющих.

Российская система образования глазами отечественных ученых.

Для выявления основных предикатов комплекса воззрений российского ученого сообщества на отечественную систему образования с помощью компьютерного пакета ЛЕКТА был проведён многомерный контент-анализ массива статей, опубликованных в 27 научных изданиях в 2000-2011 годах. Для анализа были отобраны публикации, в которых прямо или косвенно затронута тематика образовательной деятельности в России. Общий текстовый массив составил около 720 страниц машинописного текста.

Сегодня отношение к системе образования в России можно охарактеризовать как сложное и неоднозначное. Это хорошо видно в суждениях особенно близких к предмету дискурса, глубоко погруженных в его жизнь людей - представителей отечественных научных кругов.

Комплексный анализ обсуждаемых ими тем дает представление о наиболее актуальных с их точки зрения проблемных полях исследуемой сферы, ее негативных и позитивных чертах.

В качестве одного из наиболее ярко выраженных тематических кластеров стоит упомянуть вопросы обеспечения безопасности детей и подростков в частности и общества в целом средствами образования. Без сомнения, эта проблема актуальна, если учитывать угрозы более сложные, чем вероятность простудиться - речь идет о высокой степени влияния на детей и подростков социальных болезней общества, таких как наркомания, алкоголизм, а также связанное с общим процессом акселерации, уменьшение среднего возраста

начала половой жизни. Так в школьную программу включаются и развиваются с течением времени курсы валеологии, полового воспитания и ОБЖ, что помогает уменьшить риск заболеваемости и травматизма детей и в некоторой мере снижает их подверженность пагубным социальным явлениям. Однако в современном мире существует еще один фактор, влияющий на перспективы сохранения здоровья населения, - масс-медиа. Ни для кого не секрет, что на просторах интернета помимо косвенно деструктивной рекламы табачной и алкогольной продукции можно увидеть ложную, дезинформирующую пропаганду, да и просто опасный для психики контент. В нашей стране пока еще нет педагогических средств защиты детей и подростков от потенциально вредного воздействия СМИ, нет и действенных механизмов обеспечения безопасности детей в онлайн-пространстве.

Еще одной важной стороной проблематики образования, в первую очередь общего, является подбор учебно-методического материала. На сегодняшний день одним из краеугольных камней школьного образования является набор учебников, прошедших аккредитацию и изданных на бумаге. В контексте модернизации образования можно рассматривать только один путь их развития - переход на электронные носители. Уже существуют проекты работы с сетевыми школьными учебниками в компьютерных классах. Звучат предложения издавать цифровые учебники для работы с ними на электронных книгах. Все это создает зримую перспективу изменения принципов наполнения учебника, его адаптации к условиям современного мира. Эта мысль, безусловно, интересна, поскольку реализация подобной идеи приведет к увеличению продуктивности учебного процесса.

Другим важным фактором, отражающим характер взглядов на общее образование в России, стала проблема учебной интернет-среды. В первую очередь, исследователи рассматривают опыт Европы. Там в ногу со временем протекает виртуализация общего образования, созданы и успешно используются учебные электронные ресурсы самых разных типов и форм -

начиная со школьных медиатек и заканчивая общеевропейской образовательной сетью. При этом во взглядах на схожие процессы в России не наблюдается никакого оптимизма. Многие констатируют необходимость и будущую пользу от создания и использования Интернет-ресурсов для учеников и учителей, была даже разработана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.», однако о заметных успехах упоминаний крайне мало и они носят характер скорее исключения, чем правила.

Подчеркивается также, что одной из основных проблем сегодняшнего образования считается отставание хозяйственных и педагогических сфер работы каждого учебного заведения от возможных и необходимых сегодня показателей эффективности. Бытует мнение, что дороговизна и оторванность образования от реалий наших дней являются, в первую очередь, следствиями его недостаточной информатизации.

Еще одним тематическим кластером, важным и широко обсуждаемым в научных кругах, является роль ВУЗов в жизни государства и общества, а также пути их развития. Бесспорно их высокое значение и стратегическая важность как главного источника квалифицированных кадров а значит гаранта стабильности и перспектив государства. При этом наибольшую ценность имеют крупные ВУЗы с развитой технической базой, ведущие активную научно-исследовательскую деятельность. Стоит отметить, что в данном контексте представление о перспективах дальнейшего развития образования в России весьма оптимистично. Показательна точка зрения, в соответствии с которой эффективное и качественное образование, конечно, еще не доступно россиянам, но уже виднеется на горизонте. Констатируется важность мер, принимаемых для актуализации образовательных стандартов и учебных планов, особенно если принять во внимание корректировку их курсов в соответствии с государственной инновационной политикой последних лет.

С вопросом о роли ВУЗов в обществе тесно связано место исследовательской работы в их деятельности. По сути своей научные

изыскания являются синтезом научных знаний, основным процессом инноватизации и показателем научно-технического прогресса. Поэтому исследования, их количество и качество, особенно важны для человечества в целом и для каждого государства в частности.

На сегодняшний день обсуждается идея активного задействования в исследовательском процессе учащихся российских ВУЗов. Подобная возможность является для них серьезным мотивирующим фактором -привлеченный к научной работе студент чувствует собственную значимость, получает возможность применить на практике знания и вырабатывает навыки, которые успешно сможет применять в будущей профессиональной деятельности. Очевидна и польза для исследования - большее количество участников исследования сокращает сроки его проведения и дает значительные возможности для сбора научных данных, их обработке и верификации результатов. Это увеличивает спрос на работу в сфере науки и образования, а значит, в перспективе - повышает его качество. Таким образом, практика вовлечения студентов в исследовательскую деятельность становится важным направлением развития и модернизации образования.

Кроме того, как отмечается отечественными учеными, сам процесс научноисследовательской деятельности претерпевает сегодня существенные изменения. В наши дни появляется такой феномен, как виртуальное научноисследовательское пространство. Это значит, что в работе самих деятелей науки Web-ресурсы стали играть значительную роль, выступая в разных случаях как источник исходных данных, предмет исследования, канал информационного обмена или дискуссионную площадку. Причем, высказывания по данному вопросу обнажают некоторое удивление специалистов такому развитию событий, а также говорит об их вторичности, догоняющем по отношению к западу характере.

Характерно, что в качестве отдельной тематики проявляется вопрос компетентности практикующих сегодня учителей и преподавателей вузов, их

переподготовки, особенностям педагогического образования. Высказывания по данному вопросу сдержанны и толерантны, однако обозначают проблему недостаточной профессиональной пригодности многих представителей этих профессий, зависящей от грамотности представителей «старой школы» в области новых технологий и преподавательских навыков молодёжи.

И еще одним, последним в этом ряду, важным сегментом исследуемого информационного пространства является тема трудоустройства выпускников учебных заведений различного уровня. В этом отношении отечественное научное сообщество настроено весьма оптимистично. Распространено мнение, что выпускникам предоставляется помощь в трудоустройстве в достаточном объеме, а профориентационная работа, проводимая на местах, практически гарантирует нацеленность студентов на развитие в рамках избранных специальностей.

Российская система образования глазами западного обывателя.

Для идентификации ключевых составляющих отношения западного обывателя к российской системе образования с помощью компьютерного пакета ЛЕКТА был проведён многомерный контент-анализ англоязычного интернет форума о России topix.com за 2005-2011 года и изначально были выбраны лишь те сообщения пользователей, в которых речь шла о российском образовании. Общий текстовый массив составил около 60000 страниц машинописного текста.

Характеристика российского образования оказалась достаточно негативной, хотя в ней и фигурируют некоторые позитивные составляющие. Стоит подчеркнуть, что данная скептическая и агрессивная оценка высказана главным образом жителями США, Канады и европейцами. Вместе с тем, важно понимать агрессивность самого типа ресурса - интернет форума. В значительной мере такая вербальная вседозволенность, возможность критиковать и оскорблять диктуется стереотипом о невозможности или трудности идентификации личности участника ресурса. Отсюда и вытекает

некорректность и иногда нелегитимность высказываний участников того или иного интернет-форума. В частности, если речь заходит об оценке того или иного государства - диспуты форумчан обостряются в сильнейшей мере. Вместе с тем, как раз благодаря такой эмоциональности ресурса, становится более лёгким и процесс идентификации доминирующих коммуникативных оценочных посылов, интересующих исследователя.

Стоит сразу оговориться - западный обыватель, оценивая систему образования в России, оставляя комментарии на форуме в контексте данного сегмента информационного пространства, в первую очередь озабочен не самим качеством образования в России, не особенностями функционирования этой системы, а наиболее часто подчёркивает лингвистическую составляющую этого процесса. Он интересуется тем, каким статусом обладает и какую роль выполняет русский язык в системе образования соседних государств либо независимых республик, входящих в состав Российской Федерации. Примечательно, что в рамках данного тематического блока разговор уходит в сторону - обсуждается несколько периферийный вопрос. Это однозначно подтверждает ключевую важность проблемы русификации образования за пределами России. Для таких территорий, как например, Удмуртия, русский язык - это ключ к спасению. Русификация образования должна происходить. В противном случае регион рискует оказаться не у дел, ассимилировать, стать сырьевым придатком. Если политика русификации в Удмуртии или, например, в Татарстане, расценивается позитивно, то в отношении, например, Украины, западные обыватели придерживаются иного мнения: на настоящий момент Россия поступает некорректно, провоцируя русификацию на Украине, избегает украинизации учебных заведений России. Так, если на Украине существует около 3000 русскоязычных школ, то в России нет ни единой украиноязычной. Образовательная транснациональная политика государства должна базироваться на равенстве ценностей культур, а не на ассимилятивных интенциях.

Вместе с тем, всё же ключевой интерес представляет именно оценка функционирования российского образования. Стоит подчеркнуть, что хотя она весьма негативна, это не выделяет её из совокупности оценок иных систем российской действительности - западному обывателю свойственно подвергать оглушительной критике Россию, русский народ и культуру - это обыкновенные проявления транснациональной информационной войны. На настоящий момент Россия однозначно проигрывает это противоборство. Итак, в представлении западного обывателя система образования России одна из многочисленных контрастно с Западом деградирующих или окончательно деградировавших систем, наряду, например, с постоянно подчёркиваемыми участниками форума необыкновенно низким достатком россиян, некачественным медицинским обслуживанием, плохим жильём, нищетой, наркоугрозой и наркоманией. Некачественное образование в России - один из признаков нецивилизованности государства, а заявления россиян о высоком международном статусе России, ключевой роли в международной политике - лишь мечты. Примечательно, что сами россияне, участники обсуждений, постоянно подчёркивают высокое качество российского образования, иногда даже противопоставляя его низкому западному, проистекающему, в частности, из-за излишней формализованности системы. В данном отношении западные и российские обыватели не могут прийти к единому мнению - напротив, диспуты участников форума приходят в деструктивное, не толерантное и агрессивное русло. Как представители западных стран, так и россияне считают систему образования своей родины самой лучшей и заметно опережающей стран-конкурентов.

Западные обыватели полагают - сегодня мы наблюдаем не расцвет российского образования, а закат всей России, соответственно и её образования. Они подчёркивают - учёные степени, полученные в Российских университетах, не признаются другими государствами. Их качество не соответствует стандартам, принятым во всём мире. Образование в России ориентируется не на создание чего-то нового, инновационного. Оно не создаёт

не только научных изобретений - российское образование не продуктивно в принципе. Это не образование, а, как классифицирует его западные обыватели, просто тренинг учащихся, а также процесс «промывания мозгов». («You are not educated, YOU ARE TRAINED.(Brainwashed)»). То есть его репродуктивность, а не продуктивность, не креативность - ключевые проблемы несостоятельности и неэффективности. Конгруэнтно потребностям времени, российское образование должно быть иным, ориентированным на созидание. Сегодня же оно просто копирует западные стандарты и транслирует их в рамках системы обучающимся.

Образцовой системой образования признаётся американская, существующая в США и во всём свободном демократическом мире («free world»). Не желая следовать этим канонам эффективности, Россия сегодня остаётся бедной и неуспешной страной, а низкое качество образования в значительной степени этому способствует. Жители же западных стран богаты и эффективны («And we Americans and Westerners are rich and productive. We have the education»), в том числе благодаря качественной системе образования -антипода российской. Сам же российский президент прекрасно понимает неэффективность российского образования, в силу чего вынужден инвестировать значительные средства на заимствование западного опыта, на приобретение западных специалистов самых различных профессий - только они способны спасти Россию, полагают западные обыватели. Именно они эффективны, а в России таких профессионалов просто нет. В этом, в частности, виновато российское некачественное образование.

На форуме весьма часто звучат мысли о том, что в рамках российской системы образования нередко происходит фальсификация учебных материалов. В значительной мере это касается истории государства. Например, криминальная, по мнению форумчан, роль Советского Союза в мировой истории, трансформируется и приобретает позитивные черты в контексте сравнения с другими государствами в аналогичный период времени - период

существования СССР. Важно скрыть преступления Советского Союза от подрастающего поколения, дабы укрепить его гордость за Родину, уважение и любовь к ней. С этой целью в учебниках истории СССР позиционируется иначе, чем ранее, и его оценка становится всё более необъективной. В своих публичных выступлениях самые видные политики государства высказываются в поддержку политики переосмысления роли СССР в мировой истории. Этот процесс именуется западными обывателями пропагандой, словом, однозначно имеющим негативную семантику. Россия в данном случае - манипулятор.

Именно здесь находит неосторожное выражение ненависть западных обывателей к России и страх укрепления государства: они боятся становления чувства патриотизма в самых разных социальных группах России, для чего и высказывают агрессивную критику таких начинаний. Сам же патриотизм они именуют национализмом. Россия, по мнению западных обывателей, должна понести наказание за свои действия, за свою политику геноцида и нацизма -именно такими оказываются ключевые описательные характеристики бренда России западного зарубежного информационного пространства, но в данном случае речь идёт только об оценке российского образования, поэтому не будем уходить в сторону от его характеристики.

Примечательно, что одновременно с описанной политикой государства по ребрендингу СССР, происходит и либеральная борьба самих россиян, представителей интеллигенции - преподавателей учебных заведений, за объективизацию материалов учебных пособий по истории. Они прикладывают значительные усилия для того, чтобы объяснить своим ученикам и студентам правду о роли СССР в мировой истории, осудить его. Такие действия позитивно оцениваются иностранцами, вероятно, по уже упомянутой причине -жажде окончательной победы в информационной войне.

Отдельной периферийной темой выступает статистическая составляющая, лишний раз обосновывающая негативные тенденции изменения качества российского образования. Западные обыватели подчёркивают - в течение

значительного времени, нескольких десятилетий российские ВУЗы будут вынуждены бороться за любых студентов, а не за самых лучших. Это связано с перспективой демографической зимы в России, а также с плохим демографическим фоном в России сегодня. Это повлияет и на качество образования, и на общий потенциал государства в социально-экономическом отношении.

В рамках информационного пространства западных англоязычных интернет-ресурсов Российская система образования - неэффективна. Она не ориентирована на созидание, лишь на репродуктивность наработок других государств. На настоящий момент образование в России некачественно, а российские учебные заведения рискуют выпускать ещё более некомпетентных дипломированных «специалистов». Учёные степени, полученные в российских ВУЗах, не принимаются за рубежом. При этом важно понимать - оценка качества российского образования отражает общее представление о России на Западе. Вместе с тем, такое отношение к России - плод транснациональной информационной войны, в которой Россия терпит однозначное поражение, объективность же позиции западного обывателя вызывает серьёзные сомнения.

Однако, отчасти эти представления находят подтверждение в оценках отечественного ученого сообщества. Безусловно, в этом информационном поле устойчивы взгляды куда менее негативного характера, чем свойственные западной общественности, но вместе с тем и не расходящиеся с таковыми кардинально. В научном сообществе России распространены мнения о недостаточной эффективности, актуальности и качестве образования в России, причем как общего, так и высшего. Таким образом, в стране в этой сфере дефакто набирает обороты системный кризис, уже очевидный даже на Западе. Вместе с тем, важно понимать, что данная ситуация не является безусловно негативной, ведь кризис зачастую действует как толчок к интенсивному, взрывному развитию, предпосылки которого также выделяются в высказываниях ученых. Так, наравне с упоминаниями о проблемах

современного российского образования, встречаются оценки его как перспективной, развивающейся отрасли, интенсифицирующей инновационное развитие во многих его формах.

Рецензент:

Иудин Александр Анатольевич, д.э.н., проф., заведующий кафедрой прикладной социологии Нижегородского Государственного Университета им. Н.И.Лобачевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.