Научная статья на тему 'Российское Малое предпринимательство'

Российское Малое предпринимательство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
809
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское Малое предпринимательство»

Учебные программы

РОССИЙСКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

для специальности 040201.65 - «Социология» факультет социологии ГУ-ВШЭ

Чепуренко Александр Юльевич,

д. э. н., проф. кафедры экономический социологии ГУ-ВШЭ Email: chepurenko@voxnet.ru

Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем». Студенты должны также иметь представление об основных принципах и методах экономической статистики.

* * *

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по специальности 040201.65 -«Социология» подготовки специалиста по специализации «Экономическая социология» 5-го года обучения и 2-го года обучения в магистратуре. Курс рассчитан на 28 часов лекций и 16 часов семинаров.

Курс в объеме 44 академических часов дает представление об основных чертах малого предпринимательства как специфической формы экономической активности и особенностях его развития в экономике переходного типа (на примере России). Курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер - рассмотрение экономических характеристик малого предпринимательства дополняется раскрытием социокультурных, социо-психологи-ческих и институциональных предпосылок развития малого предпринимательства; кроме того, в рамках отведенных на его изучение часов студенты должны получить представление об особенностях статистического учета малого предпринимательства, социологических приемах и методах его изучения.

Материал курса может быть полезен в первую очередь будущим работникам госуправления, а также тем студентам, которые рассматривают для себя возможность предпринимательского старта или работы в малых и средних фирмах в качестве наемных управляющих и специалистов.

Данный курс имеет ярко выраженный авторский характер, поскольку - наряду с общедоступной монографической литературой и т.п. источниками - вводит в учебный оборот материалы ряда исследовательских проектов, выполненных под руководством и при участии автора курса в последние годы.

Учебная задача курса

Курс должен дать студентам представление об экономических, социальных, социокультурных особенностях малого предпринимательства как особой формы хозяйствования и института гражданского общества; показать специфические отличия малого предпринимательства в экономике и обществе переходного типа; раскрыть особенности современного этапа развития малого предпринимательства в российском обществе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные отличия малого предпринимательства, типологию его форм и особенности его развития, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа;

- уметь анализировать макропараметры развития сектора малого предпринимательства;

- понимать место малого предпринимательства в концепциях обществено-экономического развития, базирующихся на принципах либерализма;

- иметь представление об основных принципах, методах и инструментах политики государства в отношении малого предпринимательства в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах;

- обладать навыками применения методов микроанализа малого предпринимательства.

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - посещаемость семинарских занятий; 20% - активность на семинарских занятиях; 20 % - оценка за эссе;

50% - оценка за письменный дифференцированный зачет. Литература ко всему курсу

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2001.

2. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004.

3. Малые и средние предприятия: управление и организация / Под общ. ред. Й.Х. Пихлера. М.: Межд. отношения, 2002.

4. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004. Основная и дополнительная литература дана по каждой теме.

Тематический план учебной дисциплины

Аудиторные часы

№ Наименование разделов Итого Самостоятельная

п/п часов Лекции Семинары и практические занятия работа

1. Малое предпринимательство -определение, социально-экономическая характеристика, общие данные о развитии в России Тема 1. Малое предпринимательство как социально-экономическое явление. Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации (4 часа, лекция и семинар) Тема 2. Статистика развития малого предпринимательства в России (2 часа) Тема 3. Предпринимательский потенциал российского общества (2 часа) 20 6 2 12

2. Ресурсные особенности малого предпринимательства Тема 4. Социально-трудовые отношения в малом предпринимательстве (4 часа, лекция и семинар) Тема 5. Финансовые проблемы и инструменты их решения в малом предпринимательстве (4 часа, лекция и семинар) 16 4 4 8

3. Малый бизнес в рыночной среде Тема 6. Крупный бизнес и малое предпринимательство - механизмы взаимодействия в рыночной экономике (2 часа) Тема 7. Инновации в малом предпринимательстве (2 часа) 8 4 4

4. Малое предпринимательство как управляемая система Тема 8. Государственная политика в отношении малого предпринимательства и институты его поддержки в Российской Федерации (10 часов, 8 часов лекций и 2 часа семинар) Тема 9. Политика содействия развитию малого бизнеса в зарубежных странах (4 часа, лекция и семинар) 24 10 4 10

5. Российское малое предпринимательство и проблемы переходной экономики Тема 10. Имущественные проблемы малого бизнеса. Судопроизводство и коррупция (4 часа, лекция и семинар) Тема 11. Развитие рыночной экономики и эволюция малого предпринимательства (6 часов, 2 часа лекция и 4 часа семинары) 20 6 4 10

Эссе 10 10

Письменный дифференцированный зачет 10 10

Всего 108 30 14 64

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Малое предпринимательство - определение, социально-экономическая характеристика, общие данные о развитии в России

Тема 1. Малое предпринимательство как социально-экономическое явление. Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Малое предпринимательство - сущность, экономические и социальные функции. - Типы малых предприятий. - Мифы о малом предпринимательстве. - Этапы и основные проблемы развития малого предпринимательства в России.

Основная литература

Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2001. Гл. 1, 4, 5.

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 1.

Малые и средние предприятия: управление и организация / Под общ. ред. Й.Х. Пихлера. М.: Межд. отношения, 2002. Гл. 1.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. Гл. 16.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Гл. 1.1, 5.

Дополнительная литература

Маркс К. Капитал. Т. 3. Гл. 23, 24 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 406-439. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. Гл. 1, 2, 7.

Тема 2. Статистика развития малого предпринимательства в России

Методология статистического наблюдения и учета малого предпринимательства в Российской Федерации. - Статистика малого предпринимательства в посткризисный период: основные показатели и их динамика.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 1.

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. С. 29-84.

Дополнительная литература

Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад. М.: ИСАРП, 1997.

Белоконная Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопросы статистики. 1995. № 9. С. 3-13.

Тема 3. Предпринимательский потенциал российского общества

Предпринимательский потенциал общества: основные понятия. - Социально-демографические и психологические характеристики потенциальных предпринимателей в России. - Типология потенциальных предпринимателей. - Латентные предприниматели. -Трудности стартового периода и причины неудач.

Основная литература

Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004. Разд. 1.

Дополнительная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл.2.

Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Семинар 1. Типологии предпринимательства

Вынужденое предпринимательство и оппортунистическое предпринимательство: ресурсная база, мотивационные особенности, стратегии ведения бизнеса. - Инновационное и имитационное предпринимательство: предприниматели и бизнесмены. - Самозанятость -предпринимательство или нет? - Внутрифирменнное предпринимательство, или интрапренерство: концепции «выдавливания» и «притягивания» предпринимателей

Основная литература

Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2001. Гл. 1, 4, 5.

Малые и средние предприятия: Управление и организация / Под общ. ред. Й. Х. Пихлера. М.: Межд. отношения, 2002. Гл. 1.

Дополнительная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 1.

РАЗДЕЛ 2. Ресурсные особенности малого предпринимательства

Тема 4. Социально-трудовые отношения в малом предпринимательстве

Виды стратегий управления человеческими ресурсами фирмы. - Практики найма и увольнения на российских предприятиях. - Трудовые договоры: формальные и реальные стороны трудовых контрактов в российских условиях. - Заработная плата и неденежные формы мотивации и принуждения к труду.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. М.: Новое изд-во, 2004. С.105-112.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 9.

Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 270-283.

Дополнительная литература

Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Отв. ред. А.Ю. Чепуренко. М.: РНИСиНП, 2000. С. 106-134.

Радаев В.В. Контроль над трудовым процессом: стратегии управляющих // Российский экономический журнал. 1995. № 7. С. 62-69.

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. С. 106-165, 320-344. http://www.rcsme/library

Чепуренко А.Ю., Обыдённова Т.Б. Трудовые отношения на российских малых предприятиях (по материалам социологических обследований) // Вопросы экономики. 2001. № 4. С.110-122.

Семинар 2. Социально-трудовые отношения и «человеческий фактор» в малом предпринимательстве

Структура и динамика занятости на малых предприятиях. - Наем и увольнение. - Трудовые договоры. - Заработная плата на малых и средних предприятиях. - Условия труда. - Уровень образования и обучение. - Социальная ответственность сторон трудовых отношений.

Основная литература

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 9.

Чепуренко А.Ю., Обыдённова Т.Б. Трудовые отношения на российских малых предприятиях (по материалам социологических обследований) // Вопросы экономики. 2001. № 4. С.110-122.

Дополнительная литература

Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Отв. ред. А.Ю. Чепуренко. М.: РНИСиНП, 2000. С. 106-134.

Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2002.

Тема 5. Финансовые проблемы и инструменты их решения в малом предпринимательстве

Финансовые рынки и основные источники финансирования малых предприятий. Коммерческий кредит. «Любовный» капитал. - Микрофинансирование. - Лизинг. -Неформальный рынок кредитных ресурсов и его роль в институционализации теневых практик хозяйствования.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. М.: Новое изд-во, 2004. С.105-112.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 9.

Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 270-283.

Дополнительная литература

Авилова А.В., Бухвальд Е.М., Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Горшков М., Чепуренко А., Шереги Ф. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998. С. 101-183.

Неформальный сектор в российской экономике / ИСАРП. М.: ИСАРП, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Радаев В.В. Контроль над трудовым процессом: стратегии управляющих // Российский экономический журнал. 1995. № 7. С. 62-69.

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. С. 106-165, 320-344. http://www.rcsme.ru/library

Тамбовцев В.Л. Теоретические вопросы изучения неформального сектора // Предпринимательство в России. 1998. № 4. С. 5-14.

Семинар 3. Финансовые технологии в малом предпринимательстве

Финансовые ресурсы и основные источники финансирования малых предприятий. -Особенности кредитного финансирования малых предприятий. - Лизинг оборудования как форма внешнего финансирования малых предприятий. - Микрофинансирование - формы организации и инструменты. - Франчайзинг как форма тиражирования успешного бизнеса.

Основная литература

Малые и средние предприятия: управление и организация / Под общ. ред. Й.Х. Пихлера. М.: Межд. отношения, 2002. Гл. 7.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 18.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Гл. 16.2, 18, 19.

Дополнительная литература

Блинов А. О. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998. Гл. 3.

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. С. 135-165, 320-344.

РАЗДЕЛ 3. Малый бизнес в рыночной среде

Тема 6. Крупный бизнес и малое предпринимательство - механизмы взаимодействия в рыночной экономике (2 часа)

Предпосылки кооперирования крупных и малых предприятий. - Реструктуризация крупных корпораций и аутсорсинг как пути создания кооперационных сетей малых и крупных фирм. - Субподрядная система как форма интеграции крупного и малого бизнеса. -Контрактация как форма кооперации крупных и малых предприятий.

Основная литература

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. Гл. 3. Дополнительная литература

Виленский А.В., Чепуренко А.Ю. Проблемы кооперации крупных российских предприятий и малого бизнеса (по результатам прикладных исследований) // Предпринимательство в России. 1998. № 3. С. 27-40.

Пономаренко А. О контрактных взаимоотношениях крупного и малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1997. № 7.

Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002. Гл. 4.

Тема 7. Инновации в малом предпринимательстве

Понятие инновационного предпринимательства. - Сегодняшнее состояние инновационного малого бизнеса в России. - Политика и инфраструктура развития инновационного малого бизнеса.

Основная литература

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 14.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Гл. 12.

Дополнительная литература

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. С. 87-206.

Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002. Гл. 3.7.

РАЗДЕЛ 4. Малое предпринимательство как управляемая система

Тема 8. Государственная политика в отношении малого предпринимательства и институты его поддержки в Российской Федерации

Лекция 8.1. Базовые принципы политики в отношении малого предпринимательства и российская практика

Цели, задачи и принципы ответственной политики в отношении малого бизнеса. -Системные трудности выработки и реализации политики в отношении малого предпринимательства в переходном обществе. - Институциональная структура поддержки малого предпринимательства в РФ.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 4.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 16.4, 22.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Гл. 5.4.

Дополнительная литература

Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998. С. 61-101.

Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 1998. С. 12-84.

Лекция 8.2. Налогообложение малого предпринимательства в Российской Федерации

Проблемы бюджетного федерализма и увеличение доли налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах. - Влияние налогообложения на положение малого предпринимательства.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 3, 4.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. Гл. 16.3.

Дополнительная литература

Налогообложение малого предпринимательства (законодательная и правоприменительная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса). М. : Бизнес-Тезаурус, 2002.

Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 1998. С. 147-166.

Лекция 8.3. Система поддержки малого предпринимательства в регионах: пример Москвы

Статистика развития малых предприятий в Москве. - Институциональная база поддержки малого предпринимательства в Москве. - Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.: сильные стороны и недостатки.

Основная литература

Малый бизнес Москвы на рубеже столетий / Егоров Е.В. и др. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

Дополнительная литература

http://www.mbm.ru http://www.nisse.ru http://www.rcsme.ru

Лекция 8.4. Мероприятия российского правительства по поддержке малого предпринимательства в начале 2000-х гг. и их результаты

Дебюрократизация (дерегулирование) экономики и малое предпринимательство. -Ведомственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ на 2005-2008 гг. Министерства экономического развития и торговли РФ.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 4.

Семинар 4. Дискуссионные вопросы политики подержки малого предпринимательства

Кого поддерживать: сильных, слабых, всех? - Как измерить и оценить эффект поддержки? -Возможна ли (и какая) поддержка малых предприятий на федеральном уровне? - Каковы могут быть последствия содействия развитию малых предприятий в регионах с различным уровнем социально-экономического развития?

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 4.

Дополнительная литература Малый бизнес в России. М.: КОНСЕКО, 1998.

Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М.: ИСАРП, 1997.

Тема 9. Политика содействия развитию малого бизнеса в зарубежных странах

Значение сектора малых и средних предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. - Опыт США, Великобритании и Японии в поддержке малых и средних предприятий. - Опыт постсоциалистических стран в поддержке малых и средних предприятий (на примере Венгрии и Польши).

Основная литература

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Гл. 5.6.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. Гл. 2.4, 6. Дополнительная литература

Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина - вторая половина 1990-х гг.) / Под ред. А.Ю. Чепуренко, А.В. Авиловой. М.: РНИСиНП, 1998. С. 77-166.

Данишевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МЭМО. 1992. № 3.

Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как организовать свое дело? (Малый бизнес в США). М.: Новости, 1990.

Сорокина В. Малый бизнес по-британски // МЭМО. 1996. № 9.

Семинар 5. Опыт зарубежных программ поддержки малого предпринимательства и Россия

Основные факторы, влияющие на возможность и необходимость поддержки малого предпринимательства. - Чем может быть полезен опыт развитых стран Запада, и чем - опыт стран с успешной переходной экономикой? - Существуют ли и каковы варианты (базовые неизменные принципы) политики в отношении малого предпринимательства? - Что препятствует восприятию позитивного зарубежного опыта поддержки малых предприятий в России? - Возможно ли и целесообразно ли избирательное применение отдельных схем и теххнологий поддержки малого предпринимательства («импорт институтов»)?

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 5.

Дополнительная литература

Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина - вторая половина 1990-х гг.) / Под ред. А.Ю. Чепуренко, А.В. Авиловой. М.: РНИСиНП, 1998. С. 77-166.

Данишевская Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МЭМО. 1992. № 3.

Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как организовать свое дело? (Малый бизнес в США). М.: Новости, 1990.

Сорокина В. Малый бизнес по-британски // МЭМО. 1996. № 9.

РАЗДЕЛ 5. Российское малое предпринимательство и проблемы переходной экономики

Тема 10. Имущественные проблемы малого бизнеса. Судопроизводство и коррупция Лекция 10.1

Имущественные проблемы и имущественая поддержка малого предпринимательства. -Барьеры на пути инвестиционной деятельности в малом предпринимательстве. - Развитие практики рассмотрения хозяйственных споров и проблемы арбитражного судопроизводства. - Малое предпринимательство и коррупция.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 3, 4.

Дополнительная литература

http://www.recsme.ru/library

http://www.nisse.ru

http://www.mbm.ru

Семинар 6. Основные проблемы развития малого предпринимательства в переходной экономике России на современном этапе: безопасность, имущественная база

Проблемы безопасности малого бизнеса. - Имущественные проблемы и имущественная поддержка малого бизнеса. - Проблема наследования бизнеса в малом предпринимательстве.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 3, 4.

Дополнительная литература

Белов В.А. Защита прав предпринимателей в арбитражных судах // Судебная власть в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 117-126.

Иванов А.В. Практика арбитражных судов как форма отечественного права // Судебная власть в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 127-136.

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. С. 147-166.

Лекция 10.2. Эволюция субъектов малого предпринимательства в процессе становления экономики рыночного типа

Эволюция хозяйственных практик в российском бизнесе: основные тенденции. - «Челноки»: от самозанятости к малому предпринимательству. - Рынок посреднических услуг для малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная литература

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. М.: Новое изд-во, 2004. Гл. 1.

Дополнительная литература

Барсукова С. Предприниматели разных «призывов», или Динамика составляющих предпринимательского успеха // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 254-264. http://ecsocman.edu.ru/kir

Черемисина Т. П. От советского предприиятия к легальной рыночной фирме // Мир России. 2001. № 3. С. 105-120. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Лекция 10.3. Изменения в российском малом предпринимательстве: деловая среда, практики,

стратегии1

Семинар 7. Развитие малого предпринимательства: перспективы на микроуровне

1. Опишите - по опыту ближайшего окружения - в категориях издержек и выгод практику реальной предпринимательской деятельности в малом бизнесе.

2. Предложите свою типологизацию малых предприниимателей, пользуясь как традиционными теоретическими подходами, так и собственными наблюдениями.

3. Охарактеризуйте основные процессы в развитии экономики и общества, которые способствуют росту и укреплению малого предпринимательства в России.

4. Раскройте основные ограничения и трудности, которые могут негативно воздействовать на развитие малого предпринимательства в России.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ КУРСА

Учебно-методическая литература

Малые предприятия: организация, учет, налоги / Горфинкель В.Я., Швандар В.А. и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Пелиха. -М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В. А. Швандара. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Российское обозрение малых и средних предприятий - 2001. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002. http://www.rcsme.ru/library

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.

Экономика предпринимательства: Курс лекций. Учеб. пособие для вузов / Кушлин В.И. и др. М.: Владос, 2001.

1 Читается в виде лекции-беседы приглашенным малым предпринимателем-практиком.

Дополнительная научно-монографическая и специальная литература

Законодательные и другие нормативные акты органов государственной власти и

управления Российской Федерации

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

Постановление Совета Министров РФ от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в Российской Федерации».

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 268 «О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг».

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 гг.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг.

Научные монографии

Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. Российская Академия предпринимательства. М.: Анкил, 2000.

Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.

Блинов А. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.

Горшечников В.П. Анализ рынков малого предпринимательства. М.: Межд. отношения, 2001.

Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД, 1995.

Иванова Н.Ю. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике. М.: Высшая школа, 2003.

Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т МВД России, 1996.

Колесников А.Н., Колесникова Л.А. Учебные центры - для малого бизнеса: Справочник. М., 1996.

Криворучко О.Н., Зайцев А.А., Лобанов С.Н. Становление предпринимательской экономики в России. М.: Экономика, 2000.

Лазарев Г.И. Малый бизнес и государство. М.: Луч, 1996.

Лобанов С.Н., Орлов А.В. Малый бизнес России: динамика и проблемы развития. М.: Профиздат, 1996.

Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта / Под ред. А.Ю. Чепуренко, А.В. Авиловой. М.: РНИСиНП, 1995.

Малый бизнес Москвы на рубеже столетий / Егоров Е.В. и др. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина - вторая половина 1990-х гг.) / Под ред. А.Ю. Чепуренко, А.В. Авиловой. М.: РНИСиНП, 1998.

Малый бизнес в России. М.: КОНСЕКО, 1998.

Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М.: ИСАРП, 1997.

Микрокредитование в России // Материалы международной конференции. М.: ИСАРП, 1997.

НаумоваИ.Ю. Мелкие предприятия Японии: социально-политический аспект (80-е гг.). М., 1994.

Предпринимательство в конце ХХ века / Дынкин А. А. и др. М.: Наука, 1992.

Положительный опыт развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник / Каганов В.Ш. и др. М.: АМиР, 2001.

Попов И.В., Калюжная С.В. Малый бизнес в России и за рубежом. Проблемы становления и развития: Учеб. пособие. М.: Гос. комитет РФ по высшему образованию; Московская гос. академия печати; МГАП «Мир книги», 1994.

Радаев В.В. Становление нового российского предпринимательства. М., 1993.

Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2002.

Рубе В. А. Малый бизнес: История, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000.

Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад. М.: ИСАРП, 1997.

Слуцкий Л.Э. Развитие малого предпринимательства в российской экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.

Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002.

Частный и малый бизнес России на рынке труда / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М.: Бизнес-Тезаурус, 1998.

Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997.

Статьи в научных и публицистических периодических изданиях и главы в

монографиях

Авилова А.В., Бухвальд Е.М., Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Горшков М., Чепуренко А., Шереги Ф. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998. С. 101-183.

Авилова А. В. Формы организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (зарубежный опыт в контексте российских проблем) // Предпринимательство в России. 1998. № 3. С. 65-78.

Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Предпринимательство в России / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1997. № 3 (10). С. 15-23.

Автономов В., Гутник В. Немецкая экономическая мысль и феномен Ойкена // МЭМО. 1997. № 8.

Алимова Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т., Евсеева И. Малый бизнес в России. Адаптация к переходным условиям // Вопросы статистики. 1995. № 9. С. 19-68.

Андреев В., Василенко Е., Раскутина Т. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательстве // Вопросы статистики. 1997. № 6. С. 49-58.

Архипов А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 141-151.

Барсукова С. Предприниматели разных «призывов» или динамика составляющих предпринимательского успеха // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 254-264. http://ecsocman.edu.ru/kir

Белоконная Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопросы статистики. 1995. № 9. С. 3-13.

Белов В. А. Защита прав предпринимателей в арбитражных судах // Судебная власть в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 117-126.

Блинов А. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России // Проблемы прогнозирования. 1996. № 1. С. 66-75.

Блинов А. Государственная политика поддержки малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 2. С. 96-101.

Блинов А. Механизм лизинговой поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. 1999. № 5. С. 17-25.

Браславский Д. Большая поддержка малого бизнеса: опыт Дании // Бизнес. 1995. №1.

Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования. 1993. № 3.

Бухвальд Е.М. Малый бизнес Москвы // Экономист. 2001. № 8. С. 47-51.

Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого предпринимательства // Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Ин-т экономики РАН, 2002. С. 30-50.

Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 92-99.

Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 109-118.

Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. № 12. С. 66-78.

Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: перспективы развития // Проблемы прогнозирования.

1996. № 4. Р. 65-74.

Васильев А., Каганов В. Поддержка малого бизнеса: стратегии развития // Предпринимательство в России. 1996. № 3. С. 4-9.

Ватрин Х. Социальная рыночная экономика - основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии // Социальное рыночное хозяйство: теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб.: Экономическая школа, 1999.

Виленский А.В. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям // ЭКО. 1994. С. 136-143.

Виленский А.В. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 30-38.

Ворохалина Л. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 83-87.

Грачев И.Д., Белова И.В. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 1997. № 1. С. 45-47.

Грудзевский В., Гейдук И. Развитие малого предпринимательства в Польше // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 2.

Иванов А.В. Практика арбитражных судов как форма отечественного права // Судебная власть в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 127-136.

Ксенофонтова Н.А., Устинов Г.А., Шуткин А.С. Эффективность использования государственных средств в малом предпринимательстве // Финансы. 1996. № 6. С. 15-20.

Куприянова З. Малые частные предприятия на рынке труда // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С. 41-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лапуста М. Механизм развития и поддержки малого предпринимательства // Экономика и коммерция. 1996. № 1. С. 109-119.

Никольский Ю. Крупный и малый бизнес в одной упряжке // Экономика и жизнь. 1996. № 43. Октябрь.

Обыдённова Т.Б. Малый бизнес и проблемы занятости // Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина - вторая половина 1990-х гг.). М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998. С. 37-62.

Орлов А. В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики.

1997. № 4. С. 130-140.

Пономаренко А. О контрактных взаимоотношениях крупного и малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1997. № 7.

Рёпке В. Малое и среднее предприятие в народном хозяйстве // Концепция хозяйственного порядка. Учение ордолиберализма / Общ. ред. К. Херман-Пиллата. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. С. 224-239.

Рунов А.В. О некоторых особенностях взаимного влияния финансовых и информационных технологий в малом предпринимательстве // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000. № 4. С. 29-32.

Савченко П., Жигулина Ю. Социальные аспекты малого бизнеса // Человек и труд. 1994. № 9. С.123-126.

Сорокина В. Малый бизнес по-британски // МЭМО. 1996. № 9.

Хепшнер Г., Миленбуш Х. Малые и средние предприятия в экономике Германии // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 5. С. 98-106.

Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 97-103.

Чепуренко А. Проблемы малого предпринимательства // Власть. 1995. № 11. С. 47-54.

Чепуренко А. Государственная политика в отношении малого предпринимательства // Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит? / Под ред. В.П. Гутника. М.: ВлаДар, 1995. С. 97-109.

Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе // Вопросы экономики.

1996. № 10. С. 101-110.

Чепуренко А., Обыдённова Т. Отношения в малом предпринимательстве и проблемы работающих женщин // Общественные науки и современность. 2000. № 4. http://ecsocman.edu.ru/ons

Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э. Условия развития малого бизнеса в российских регионах: данные экспертных оценок // Политэконом. 1998. № 1. C. 30-41.

Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. 2001. № 4. C. 130-161. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Чепуренко А. Каков тип рациональности поведения российских малых предпринимателей? // Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России / Под ред. Е.Г. Ясина. Кн. 2. М.: ГУ-ВШЭ, 2001. С. 121-130.

Чепуренко А., Обыдённова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 110-122.

Чепуренко А. и др. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес. http://www.nisse.ru/analitics.html?id=potential

Черемисина Т.П. От советского предприятия к легальной рыночной фирме // Мир России. 2001. № 3. С. 105-120.

Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1996. № 5-6. С. 65-76.

ЮсуповаА.Т. Особенности развития лизинга в странах Западной Европы // ЭКО. 1998. № 10. С.156-165.

Работы на иностранных языках

Bateman M. Business Cultures in Central and Eastern Europe. Oxford: Butterworth-Heinemann,

1997.

Chepurenko A., Vilensky A. Small business in Russia // The Economic impact of new firms in post-Socialist countries: Bottom-up transformation in Eastern Europe / Ed. by H. Brezinski, M. Fritsch. Cheltenham: Edward Elgar Publ., 1995.

Curran J., Blackburn R. Paths of Enterprise: The Future of the Small Business. L.: Routledge, 1991.

Entrepreneurship and Small Business Research in Europe / Ed. by H. Landstrom, H. Frank, J.M. Vеciana. Ashagate, 1997.

Entrepreneurship and Small Business in the Russian Federation / Ed. by Centre for Co-operation with the Economies in Transition. Paris: OECD, 1998.

Ernst M., Alexeev M., Marer P. Transforming the Core: Restructuring Industrial Enterprises in Russia and Central Europe. Boulder, CO: Westview Press, 1996.

Gimpelson V. New Russian Entrepreneurship: Sources of Formation and Strategy of Social Action // Problems of Economic Transition. 1994. No. 4. P. 24-41.

Hulse D.S., Pope T.R. The Effect of Income Taxes on the Preference of Organisational Form for Small Business in the United States // Journal of Small Business Management. 1996. Vol. 34. No. 1.

Ifo-Institut für Wirtschaftsforschung. Handbuch der ifo-Umfragen: 40 Jahre Unternehmensbefragungen des ifo-Institut für Wirtschaftsforschung, München / Herausgegeben von K.H. Oppenländer, G. Poser. Berlin: Duncker & Humblot, 1989.

Industrial Structures and the Development of Small and Medium Enterprise Linkages: Examples from East Asia / Ed. by S. Meyanathan. Washington: EDI, World Bank, 1994.

LeCornu M.R., McMahon R.G.P. The Small Enterprise Financial Objective Function: An Exploratory Study // Journal of Small Business Management. 1996. Vol. 34. No. 3.

Small business in Europe / Ed. by P. Burns, I. Deuhurst. Basingstoke; L.: Macmillan, 1986.

Small business in Japan. Tokyo: Small and medium enterprise agency, 1991.

Small business handbook: laws, regulations and technical assistance services / US Dep. оf Labour office of the assistant secretary for policy. Washington: Gov. Print. Off., 1993.

Small enterprise development: policies and programming / Ed. by Ph.A. Neck, R.E. Nelson. Geneva: Intern. Labour Office, 1987.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Малое предпринимательство и малый бизнес - критерии отнесения, сущность и формы.

2. Личность предпринимателя и ее значение для успеха деятельности малой фирмы. Типологии предпринимательских личностей.

3. Этапы жизненного цикла малой фирмы. Факторы, определяющие продолжительность жизненного цикла.

4. Самозанятость и малое предпринимательство - общие черты и особенности.

5. Малый и средний бизнес - общие черты и особенности.

6. Экономические и социальные функции малого предпринимательства в рыночной экономике и в экономике переходного типа.

7. Малое предпринимательство и инновации. Формы стимулирования инновационной активности малого предпринимательства.

8. Типология малых предприятий (по различным критериям).

9. Статистика российского малого предпринимательства - методы сбора информации, основные показатели статистического учета.

10. Структурные особенности российского малого предпринимательства на современном этапе (в отраслевом и территориальном разрезе).

11. Основные этапы развития малого предпринимательства в постсоветской России.

12. Предпринимательский потенциал российского общества: основные страты и их типологические различия.

13. Стартовое предпринимательство: основные проблемы и ресурсные ограничения.

14. Административные барьеры для развития предпринимательства: определение, типология, трактовка в литературе и практической политике.

15. Административные барьеры на входе на рынок: регистрация, лицензирование, сертификация. Характеристика влияния на бизнес.

16. Специфика финансовых проблем и существующие формы их решения в российском малом предпринимательстве.

17. Банковское кредитование малого бизнеса и «неформальный» финансовый рынок: сравнительные конкурентные преимущества.

18. Лизинг и малое предпринимательство.

19. Инновационное малое предпринимательство и технопарки как формы его инфраструктурной поддержки.

20. Инструменты микрофинансирования и поддержка развития малого предпринимательства через стимулирование самозанятости.

21. Источники найма и кадровая политика российских малых предприятий.

22. Неформальная и «теневая» занятость в малом бизнесе: функции и различия.

23. Социальная защищенность работников малых предприятий.

24. Основные формы оплаты труда в российском малом предпринимательстве и факторы, обусловливающие их выбор.

25. Условия труда на российских малых предприятиях и практика их регулирования.

26. Госзаказ и госзакупки как форма государственной поддержки взаимодействия между крупным и малым предпринимательством.

27. «Теневая» активность малого предпринимательства: причины, основные формы и методы «теневой» деятельности.

28. Специфика налогообложения малого предпринимательства в России. Налоговый федерализм и малый бизнес.

29. Российская Федерация и ее субъекты: роль и функции в системе поддержки малого предпринимательства.

30. Венчурный капитал и малый бизнес: особенности взаимодействия.

31. Критерии оценки эффективности государственной политики в отношении малого предпринимательства.

32. Имущественные проблемы малого предпринимательства и возможные механизмы их решения.

33. Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства в России -основные институты и их функции.

34. Формы и механизм взаимодействия крупного и малого предпринимательства (франчайзинг, субподрядная система и т.д.).

35. Государственный заказ и государственный подряд: возможности их применения для содействия развитию малого предпринимательства.

36. Законодательство о малом предпринимательстве в РФ. ФЗ № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и его особенности.

37. Интернет-технологии и их применение в малом предпринимательстве. Ресурсы Интернета для малого бизнеса в России.

38. Опыт развития малого предпринимательства и государственной политики в отношении малого бизнеса за рубежом (на примере одной из стран по выбору).

39. Основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в российской экономике.

40. Принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства в рыночной экономике.

41. Дерегулирование и дебюрократизация экономики: единство, различия, ожидаемое и реальное влияние на положение малого предпринимательства. Основные меры государства по смягчению административных барьеров в малом предпринимательстве в 2001-2003 гг. и их предварительные результаты.

42. Перспективы развития малого предпринимательства в России: факторы и возможные сценарии.

43. Антимонопольное законодательство, его роль в стимулировании малого предпринимательства.

44. Малое предпринимательство и проблемы формирования среднего класса.

45. Предпринимательский доход и статусная рента как экономическая основа противоречий между предпринимательским классом и бюрократией.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ

1. Капиталист, предприниматель, бизнесмен - общее и особенное в трактовке понятий в научной литературе.

2. Малое и крупное предпринимательство - социально-экономические различия двух различных типов бизнеса.

3. Структурные особенности российского малого предпринимательства.

4. Основные институциональные проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.

5. Стартовое предпринимательство и административные барьеры на входе на рынок.

6. Механизмы финансирования в российском малом предпринимательстве и роль социального капитала.

7. Особенности социально-трудовых отношений в малом предпринимательстве России.

8. «Теневая» активность малого предпринимательства: причины, основные формы и методы.

9. Социальный портрет протопредпринимателей (по базе данных проекта МОНФ 2002 г.).

10. Феномен и роль доверия в формировании предпринимательских стратегий (по базе данных одноименного международного проекта Фонда «Фольксваген», 2002-2003 гг.).

11. Семейный бизнес и домохозяйство: взаимовлияние стратегий потребительского и делового поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Силовое предпринимательство как институт в российском малом предпринимательстве.

13. Правовая культура российских малых предпринимателей: факторы, влияющие на ее формирование и развитие.

14. Социальная ответственность бизнеса: концепция и российская практика (по материалам прикладного исследования НИС/ИКСИ РАН 2004 г.).

15. Образ предпринимателя в центральной российской печати (контент-анализ одного из общественно-политических изданий).

16. Олигархи как социальная группа и как феномен массового сознания (по материалам исследований ИКСИ РАН).

17. Российский малый бизнес в Интернете: контент-анализ содержания и архитектуры основных сайтов о малом предпринимательстве.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.opora.ru - сайт общественной организации объединений предпринимателей «ОПОРА РОССИИ»

http://www.siora.ru - сайт Российского агентства поддержки малого предпринимательства

http://www.rcsme.ru - сайт Ресурсного центра по малому предпринимательству

http://www.nisse.ru - сайт Независимого института системных исследований проблем предпринимательства

http://www.binec.ru - сайт Московского центра деловой информации о малом предпринимательстве Москвы и инфраструктуре его поддержки

http://www.allmedia.ru - Российский деловой портал «Альянс Медиа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.