УДК 327
Российско-японское межвузовское взаимодействие как эффективная форма международного сотрудничества гражданского общества в сфере науки и образования
СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,
директор НИИПБ СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (e-mail: info.spicis@mail.ru)
АННОТАЦИЯ
Статья содержит текст выступления в ходе международного круглого стола, посвященного российско-японским отношениям, который прошел 25 апреля 2024 года в г. Владивостоке. Автор приводит в качестве основного примера деятельность Ассоциации вузов России и Японии, а также акцентирует внимание на эффективности ряда совместных программ и проектов российских и японских образовательных учреждений. Выводы статьи говорят о необходимости продолжения сотрудничества в рассматриваемой области, несмотря на политические и иные проблемы в межгосударственных отношениях, как основе развития научной и народной дипломатии. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданское общество, межвузовские обмены, научная дипломатия, образование, российско-японское сотрудничество.
RUSSIAN-JAPANESE INTERUNIVERSITY COOPERATION AS AN EFFECTIVE FORM OF INTERNATIONAL CIVIL SOCIETY COOPERATION IN THE FIELD OF SCIENCE AND EDUCATION
STUPAKOV NIKOLAY VALERYEVICH,
Director of Scientific Research Institute of Security Problems of the CIS, Editor-in-Chief of the journal «International Cooperation of the Eurasian States: Politics, Economics, Law», member of the Scientific Security Council of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor (e-mail: info.spicis@mail.ru)
ANNOTATION
The article contains the text of a speech given during the international round table on Russian-Japanese relations, which was held on April 25, 2024 in Vladivostok. The author cites the activities of the Association of Universities of Russia and Japan as the main example, and also focuses on the effectiveness of a number of joint programs and projects of Russian and Japanese educational institutions. The conclusions of the article indicate the need to continue cooperation in the field under consideration, despite political and other problems in interstate relations, as the basis for the development of scientific and public diplomacy. KEYWORDS: civil society, interuniversity exchanges, scientific diplomacy, education, Russian- Japanese cooperation.
Сегодня на различных площадках много говорится о большом интересе к сотрудничеству в области науки и образования. Образование - это будущее любого народа, путь к пониманию и сближению культур и народов, путь к прогрессу всего человечества.
Одно из направлений такого сотрудничества, которое, на наш взгляд, имеет особое значение и наибольшие перспективы - взаимодействие высших учебных заведений различных стран мира. Поэтому хотелось бы отдельно остановиться на межвузовском взаимодействии России и Японии, чьи отношения сегодня находятся не на самом высоком уровне. В то же время мы понимаем, что именно студенты и их наставники закладывают основы дальнейшего развития всего комплекса международных отношений, взаимопонимания между народами и странами.
В 2009 году для стимулирования межвузовских обменов было начато проведение форумов ректоров российских и японских университетов [1]. В октябре 2016 года в ходе очередного форума участники заявили в официальном коммюнике о создании Ассоциации вузов России и Японии. Позднее, в декабре того же года в ходе встречи глав наших государств в их присутствии был подписан Меморандум, на основе которого была впоследствии учреждена Ассоциация [2].
На момент подписания Соглашения о создании Ассоциации в ее состав с каждой стороны входило 42 вуза (по 21 с каждой стороны). Через несколько лет, к началу пандемии COVID-19, которая во многом ограничила контакты и реализацию проектов, эта цифра возросла уже до 54. По состоянию на сентябрь 2021 года количество членов Ассоциации составляло уже 30 вузов с японской стороны и 33 вуза с российской (всего 63 вуза).
В 2018 году в г. Саппоро по инициативе студентов по итогам первого заседания Генеральной Ассамблеи Ассоциации вузов
России и Японии был создан Российско-Японский студенческий союз - организация, объединяющая студентов, аспирантов, ординаторов, выпускников и других молодых специалистов вузов - членов Ассоциации. Основной целью Союза стало развитие сотрудничества между молодежью России и Японии в области науки, образования, творчества, культурного и гуманитарного обмена [3].
Результаты деятельности двух вышеназванных структур к 2021 году показали не только нарастающий интерес в обеих странах к взаимовыгодному сотрудничеству, но и большие перспективы взаимодействия.
Так, в ходе IX Форума ректоров российских и японских университетов и III заседания Генеральной Ассамблеи Ассоциации вузов России и Японии 16 сентября 2021 года первым заместителем министра образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии Маруяма Едзи было озвучено, что планы сотрудничества вузов вошли в межправительственные программы народной дипломатии, а японские вузы, сотрудничающие с вузами России, получили поддержку министерства по линии программ укрепления международной конкурентоспособности японской высшей школы. За время работы Ассоциации в 2 раза выросло число японских студентов, обучающихся в России, а российских в Японии - в 7 раз [4].
В свою очередь, заместитель министра науки и высшего образования России Н. А. Бочарова привела цифру - к концу 2021 года было заключено более 600 соглашений, меморандумов и программ сотрудничества между российскими и японскими вузами.
Даже после начала пандемии общение российских и японских студентов и преподавателей продолжилось в режиме онлайн и активизировалось через платформу обменов, созданных университетами Ниигата
и Хоккайдо, Московским государственным университетом, который, кстати, уже почти 50 лет реализует программы обмена с университетами Сока и Токай. Сотрудничество вузов было основано еще до установления дипломатических отношений между СССР и Японией. Важнейшую роль в них сыграли широко известные не только в Японии, но и в России Сигэеси Мацумаэ [5] и Дайсаку Икэда [6].
Дайсаку Икэда в одном из своих произведений писал: «Пока мы люди, нам суждено совершать ошибки. Мы все становимся жертвами ошибочных убеждений и взглядов. Однако то, что отличает дальновидного человека от непримиримого, добродетельного от злого - можно искренне признать свои ошибки и предпринять смелые шаги, чтобы исправить их».
Наверное, поэтому мы сегодня возобновляем диалог о сотрудничестве наших стран в области образования и культуры, сохранении и развитии межвузовского взаимодействия на уровне научной и народной дипломатии.
Одно из ключевых и перспективных направлений сотрудничества вузов наших стран - это медицина. Так, хорошей практикой стала реализация совместных программ обучения и научных конференций. В том числе, с началом пандемии, в онлайн формате. Пик их активности пришелся на конец 2020-2021 годы.
Например, с 9 по 11 декабря 2020 года японские и российские вузы совместно организовали онлайн-курс лекций для студентов медицинских специальностей, в ходе которого был затронут широкий круг тем от фундаментальной медицины до новейших технологий клинических исследований. Для японских студентов это стало прекрасной и редкой возможностью прослушать курс лекций по медицине от ведущих российских специалистов. Основными участни-
ками и организаторами курса выступили Университет Ниигата, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Универ-ситет Нагасаки, Университет Цукуба.
Несколько ранее, 20 ноября 2020 года была проведена онлайн-конференция «Организация обучения по совместным японо-российским образовательным программам в условиях пандемии СОУЮ-19». Конференция была организована Университетом Хоккайдо, Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Ассоциацией вузов России и Японии.
Что касается студентов российских медицинских вузов, то они наиболее высоко оценивают результаты стипендиальной программы «ТАКЕДА - золотые кадры медицины» [7], а также проект «Обучение в Японии. Глобальная сеть» (Россия и страны СНГ), реализуемого по заказу Министерства образования, культуры,спорта,науки и технологий Японии. Последний касается не только медиков, но и других направлений.
С 2017 по 2021 год названным министерством реализовывался Проект повышения потенциала и международной интеграции японских вузов. В 21 японском вузе проходили совместные программы с российскими образовательными организациями. Проект показал высокую эффективность не только процесса обучения, но и подготовки российских и японских специалистов в вузах с учетом потребностей общества, обмена информацией и практическими наработками, которые могут быть использованы для дальнейшего развития японо-российского академического сотрудничества.
Когда в конце 2021 года подводили итоги этого проекта, то планировали достаточно большое количество мероприятий по дальнейшему укреплению взаимодействия в сфере образования - создание программ двойного диплома, развитие краткосрочных
программ мобильности в полноценные стажировки по стандартным программам обучения в вузе-партнере, организацию взаимовыгодных программ производственной практики совместно с частными предприятиями, укрепление связей с российской стороной за счет создания консорциумов, ассоциаций выпускников и т. д.
Возможно, когда-нибудь все это будет реализовано и послужит делу укрепления взаимопонимания между нашими странами. Как отмечал бывший с 2015 по 2023 год Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в России Кодзуки Тоехиса: «Так воспитывается молодое поколение, в руках которых будущее двусторонних отношений. В юности я тоже проходил годовую стажировку в МГУ. Для меня это был уникальный опыт» [8].
Еще одним направлением развития научных и образовательных контактов между нашими вузами в начале 2020-х годов стала Арктика. И не только в рамках столиц. Так, например, большой потенциал сотрудничества был продемонстрирован Северо-Восточным федеральным университетом им. М. К. Аммосова и Университетом Хоккайдо.
Начинания того времени в японо-российском сотрудничестве по вопросам, связанным с Севером и Арктикой, в том числе перспективы запуска в Японии проекта ArCS (Arctic Challenge forSustainability-II), ведущую роль в котором должен был играть Университет Хоккайдо, показали заинтересованность не только государственных структур.
Самостоятельным направлением сотрудничества для частных компаний и НКО стало такое арктическое направление, как круиз-ный туризм в материковых и морских районах, включая Хоккайдо, российский Дальний Восток и Арктику, Охотское море, северную часть Тихого океана, Берингово море и Чукотское море. При этом особая роль в научном
обеспечении этого направления была отведена межвузовскому взаимодействию.
На многочисленных семинарах и конференциях обсуждались такие темы, как охрана окружающей среды, комплексное управление территориями, правовое и экономическое регулирование, взаимоотношения между туристической отраслью и местными сообществами (в т. ч. коренными жителями), портовая и туристическая инфраструктура и государственные меры по их развитию, экономическая целесообразность новых туристических проектов, межрегиональное сотрудничество и подготовка кадров.
Указанные межвузовские мероприятия были организованы в рамках более широкой инициативы по изучению перспектив устойчивого круизного туризма в Тихоокеанской Арктике. Этот проект опирался на международное, межрегиональное и межотраслевое сотрудничество и придавал особое значение изучению местных экологических, социальных и инфраструктурных возможностей и ограничивающих факторов. Основное внимание было уделено ключевым элементам, начиная с портов и других объектов инфраструктуры, связанных с туризмом, и заканчивая природоохранным законодательством и общественным согласием на осуществление деятельности (в т. ч. среди коренных жителей).
Мы коснулись только нескольких направлений межвузовского взаимодействия России и Японии. Их спектр, безусловно, несравнимо шире. Так, необъятный перечень связан с взаимным изучением культуры и искусства наших народов. Причем при рассмотрении этого перечня могут появиться и «неожиданные» направления. Например, рассказывая об опыте преподавания разных дисциплин искусства в университете Хоккайдо, профессор Хисаши Яко отметил: «Департамент искусств появился не так давно, поэтому профессоров по этому
направлению мало. Состоит департамент из трех лабораторий: Эстетика и история искусства, Культурная антропология и Музееведение». Сам профессор Хисаши Яко специализируется на изучении итальянского искусства. В японском университете также занимаются изучением современного искусства. Причем, по словам Хисаши Яко, «в Японии не так много мест, предлагающих изучение современного искусств». В то же время в российских художественных вузах подобные направления, включая японское современное искусство, довольно популярны.
По словам ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова академика В. А. Садовничего: «Российско-японское научно-образовательное сотрудничество - это уже
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Форум ректоров России и Японии // Официальный сайт МГИМО (У) МИД России // URL: https://mgimo.ru/about/news/main/forum-rektorov-rossii-i-yaponii/?utm_source=yandex. ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 12.03.2024).
2. Об Ассоциации вузов России и Японии // Официальный сайт Ассоциации вузов России и Японии // URL: https://rus-japan.rsr-online.ru/#rec345011648 (дата обращения: 19.03.2024).
3. Российско-японский студенческий союз // URL: https://russia-platform.oia.hokudai.ac.jp/ ru/student-union-ru/about-union-ru (дата обращения: 19.03.2024).
4. IX Форум ректоров российских и японских университетов и III заседание Гене -ральной Ассамблеи Ассоциации вузов России и Японии // Официальный сайт МГУ им. М. В. Ломоносова // URL: https://msu.ru/ news/novosti-mgu/ix-forum- rektorov-rossiyskikh-
сложившийся комплекс форматов и инициатив, связывающих университетские сообщества двух стран. Опираясь на близкое соседство в Азиатско-Тихоокеанском регионе и исторически сложившиеся связи, сегодня мы ставим взаимный интерес людей образования и науки на службу задачам обеспечения устойчивого развития регионов российского Дальнего Востока, продвижения российско-японских отношений в целом» [9].
Про сегодняшнее же мероприятие, о необходимости проведения которого мы долго думали, и о продолжении нашего сотрудничества, наверное, можно сказать словами японской мудрости: «Подумав, решайся, а решившись - не думай!». Поэтому будем надеяться и на расширение нашего сотрудничества в области научной дипломатии, образования и культур наших народов.
i-yaponskikh-universitetov.html (дата обращения: 19.03.2024).
5. Мамору Сакамото. Шишифунджин (С львиной силой) - История Сигэеси Мацу-маэ. Нишиниппон Симнун ша, 1983. - 267 с.
6. Тропин В. И. Встреча длиною в тридцать лет. Президент «Сока Гаккай Интернэшнл» Дайсаку Икеда и Россия. М.: Издательство МГУ, 2009. - 408 с.
7. ТАКЕДА - золотые кадры медицины // URL: https://www.takeda.com/ru-ru/social-projects/past-csr-projects/golden (дата обращения: 19.03.2024).
8. Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Японии в России Кодзуки Тоехиса на IX Форуме ректоров российских и японских университетов и III заседании Ге-неральной ассамблеи Ассоциации университетов России и Японии // URL: https://rus-japan. rsr-online.ru/tpost/frsi10eno1-ix-forum-rektorov-rossiiskih-i-yaponskih (дата обращения: 12.04.2024).
9. Выступление ректора МГУ им. М. В. Ломоносова В. Садовничего на IX Форуме ректоров российских и японских университетов и III заседании Генеральной ассамблеи
Ассоциации университетов России и Японии // URL: https://rus-japan.rsr-online.ru/tpost/ frsi10eno1-ix-forum-rektorov-rossiiskih-i-yaponskih (дата обращения: 12.04.2024).