Theatrum mundi
Российско-японские отношения на фоне украинского конфликта
© Вода К. Р.
© Voda K.
Российско-японские отношения на фоне украинского конфликта Russian-Japanese relations against the backdrop of the Ukrainian conflict
Аннотация. Проанализировано влияние специальной военной операции России на Украине на российско-японские отношения в 2022 г. Особое внимание уделяется антироссийским санкциям, введенным правительством Японии, и их воздействию на российско-японское взаимодействие в различных областях экономики. Изучено состояние двусторонних переговоров по заключению мирного договора. Определены причины резкой реакции Японии, дан прогноз развития российско-японских отношений в среднесрочной перспективе.
Annotation. The article aims to analyze the impact of Russian military operation in Ukraine on Russian-Japanese relations in 2022. The main attention is devoted to economic and political sanctions imposed by Japanese government on Russia and their impact on Russian-Japanese economic relations. The article also analyses current state of bilateral negotiations on peace treaty. It evaluates reasons of the Tokyo's tough response on Russian military actions in Ukraine and the prospects of Russian-Japanese economic and political relations.
Ключевые слова. Россия, Япония, российско-японские отношения, санкции, мирный договор. Key words. Russia, Japan, Russian-Japanese relations, sanctions, peace treaty.
Япония ответила на специальную военную операцию России на Украине в 2022 г. широкомасштабными антироссийскими санкциями. Они затронули финансовую, торговую, энергетическую, политическую и гуманитарную сферы российско-японского взаимодействия. Токио занял жесткую позицию в отношении Москвы, полностью следуя в русле решений, разработанных странами Запада. С точки зрения японского правительства Москва «нарушила суверенитет и территориальную целостность Украины», ее действия «расшатывали международный порядок» [14]. В дальнейшем японское правительство охарактеризовало военную операцию РФ на Украине как «попытку изменить статус-кво силой», «что является нарушением международного права» [13]. Впоследствии данные формулировки неоднократно использовались в текстах правительственных документов и выступлениях японских официальных лиц.
ВОДА Кристина Рудольфовна — старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН (г. Москва), кандидат политических наук.
В области финансов японские ограничительные меры включали: заморозку активов Банка России в иенах, ограничения на операции с ним, запрет на покупку новых суверенных облигаций России и их обращение в Японии, заморозку активов 11 российских банков и их дочерних структур (Сбербанк, Альфа Банк, ВЭБ.РФ, Промсвязьбанк, ВТБ, Банк Россия, Совкомбанк, Новикомбанк, Банк «Открытие», Россельхозбанк, Московский кредитный банк). Кроме того, запрет на новые инвестиции в Россию, поддержку отключения попавших под санкции банков от системы SWIFT, поддержку отказа финансировать Россию международными финансовыми организациями, включая МВФ, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, меры по предотвращению уклонения России от санкций, в том числе с помощью цифровых активов. Правительство Японии с 1 августа 2022 г. также ввело запрет на импорт российского золота [3].
Одновременно Токио принял решение сократить зависимость от России в энергетической сфере. В 2021 г. из России поступало 4% японского импорта нефти и 11% импорта угля. Россия была пятым крупнейшим поставщиком Японии сжиженного природного газа — его доля составляла около 9% японского импорта [5]. В апреле 2022 г. японское правительство взяло курс на постепенное прекращение и запрет импорта российского угля.
Первыми шагами в рамках реализации данного курса стал отказ японских компаний от «спотовых» контрактов на закупку угля, а также отказ компании Mitsui O.S.K. Lines — одной из крупнейших в мире судоходных компаний — от перевозки российского угля, реализуемого по разовым «спотовым» сделкам. В мае 2022 г. японское правительство объявило о присоединении к мерам по постепенному отказу от импорта российской нефти, разработанным западными странами. Кроме того, Япония ввела ограничения на экспорт в Россию оборудования для нефтепереработки. В результате в июне 2022 г. японский импорт нефти из России фактически остановился. В следующем месяце он возобновился, сократившись более чем на 40% от объема 2021 г.
Под вопросом оказалась и судьба крупнейших энергетических проектов с японским участием — «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в особенности после заявлений об уходе из России компаний Exxon Mobil, BP и Shell, владеющих акциями в них. Японский консорциум Sodeco владеет 30% акций в проекте «Сахалин-1», а компаниям Mitsubishi и Mitsui принадлежит соответственно 10% и 12,5% акций в проекте «Сахалин-2». Япония участвует еще в двух энергетических проектах в России: компания Arctic LNG, принадлежащая Mitsui&Co и Jogmec, владеет 10% в проекте «Арктик СПГ—2»; компании Japan South Sakha Oil Co ltd. — совместному предприятию корпораций Itochu и Inpex — принадлежит 49% акций компании «ИНК—Запад», занимающейся добычей нефти в Иркутской области. В августе 2022 г. правительство Японии решило сохранить участие Японии в энергетических проектах в России, которые, по словам премьер-министра Ф. Кисиды, «вносят вклад в обеспечение энергетической безопасности страны» [11].
В торговой сфере правительство Японии в 2022 г. лишило РФ статуса наибольшего благоприятствования, в результате чего были повышены пошлины на импорт древесины, лосося, икры и краба, а также ввело запрет на импорт из России машинного оборудования, некоторых видов древесины, алкоголя и др. Оно запретило экспорт предметов роскоши, ограничило экспорт в адрес российских структур, связанных с военной деятельностью, и экспорт контролируемых товаров, включенных в согласованный на международном уровне список, и других товаров двойного назначения. Это более 300 наименований продукции, среди которых полупроводники, средства связи, телекоммуникационное оборудование, квантовые компьютеры, программное обеспечение, оборудование для обеспечения морской и авиационной безопасности и др.
Также правительство Японии утвердило список российских компаний и организаций, в отношении которых вводятся экспортные санкции. В него вошли: Министерство обороны РФ, ФСБ, СВР, ГРУ, «Рособоронэкспорт», «Адмиралтейские верфи», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Казанский вертолетный завод», «Объединенная судостроительная корпорация», «Иркут», МФТИ и другие — всего более 300 организаций [12]. Затем японский «санкционный список» был дополнен продукцией, «способствующей укреплению промышленной инфраструктуры» РФ, куда вошли грузовая техника, самосвалы, бульдозеры, железнодорожные локомотивы, обрабатывающие станки и другое электрическое оборудование, используемое в промышленности. Кроме того, был введен запрет на предоставление японскими компаниями услуг по бухгалтерскому учету, аудиту, консалтингу и трастовых услуг на территории России [12].
Япония ввела персональные санкции, включающие приостановку выдачи виз и заморозку активов, в отношении свыше 560 российских граждан. В их числе президент РФ, министр иностранных дел, члены правительства, обеих палат парламента, а также военные, чиновники, бизнесмены и некоторые члены их семей [12]. Японское правительство выслало восемь сотрудников посольства и торгового представительства России в Токио. В ответ на японские меры Россия 4 мая 2022 г. ввела запрет на въезд в страну 63 гражданам Японии, включая премьер-министра Ф. Кисида, министра иностранных дел Е. Хаяси, министра обороны Н. Киси, генерального секретаря кабинета министров Х. Мацуно, ряда депутатов парламента, журналистов, профессоров университетов. С 14 июля российское правительство ввело аналогичные меры против 384 депутатов нижней палаты японского парламента, которые, по заявлению МИД РФ, «заняли недружественную антироссийскую позицию».
С началом военных действий на Украине ряд японских компаний заявили о приостановке или завершении своей работы в России. В качестве причин одни компании называли политическую ситуацию и репу-тационные риски, другие — нарушения цепочек поставок и негативные экономические последствия нынешних событий. Среди них компании, владеющие предприятиями на территории РФ, — Toyota (закрыла завод
в Санкт-Петербурге), Nissan (прекратила экспорт, остановила и продала завод в Санкт-Петербурге), Komatsu (прекратила экспорт, остановила завод в Ярославле), Hitachi Construction (остановила завод в Московской области), Mazda (продала завод во Владивостоке), Bridgestone (закрыла завод в Ульяновске), Japan Tobacco (заявила об уходе из России), Uniqlo (закрыла магазины одежды в России). В банковской сфере японская платежная система JCB объявила о прекращении работы в РФ. О приостановке деятельности в России объявили Honda, Yamaha Motor, Nintendo, Sony, Epson, Shiseido, Hitachi, Mitsubishi Electric и др.
Таким образом, антироссийские санкции правительства Японии нанесли значительный ущерб экономическим отношениям Москвы и Токио.
Кризис российско-японских переговоров по проблеме мирного договора
Санкции правительства Японии ударили по всем российско-японским отношениям, включая переговорный процесс по проблеме мирного договора и делимитации границы, который Москва и Токио вели многие десятилетия.
5 марта 2022 г. распоряжением российского правительства Япония была включена в перечень недружественных стран наряду с еще 47 государствами, включая США, членов ЕС, Великобританию, Канаду, Республику Корея и др.
21 марта 2022 г. российский МИД объявил о прекращении переговоров с Японией по мирному договору. Кроме того, российская сторона прекратила безвизовые поездки японских граждан на Южные Курилы, а также остановила диалог о налаживании совместной хозяйственной деятельности на островах. 5 сентября того же года Россия вышла из российско-японских соглашений 1991-го и 1999 г. об облегчении посещения южных Курильских островов японскими гражданами — бывшими жителями этих островов.
Причиной стала невозможность диалога с недружественным государством, которое «сознательно сделало выбор в пользу антироссийского курса вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства». Ответственность за ущерб двустороннему взаимодействию российская сторона возложила на Токио.
В Японии решение РФ прекратить переговоры по мирному договору вызвало протест. Глава МИД Е. Хаяси заявил о несправедливости и недопустимости «перекладывания ответственности» на японскую сторону. В свою очередь, японское правительство ужесточило риторику по территориальной проблеме с Россией. В период нахождения у власти С. Абэ японские официальные лица часто отказывались комментировать вопросы, связанные с проблемами мирного договора с Россией или территориального размежевания, объясняя это возможным негативным влиянием на ход переговоров. Однако после начала военной операции РФ на Украине в опубликованной в 2022 г. «Синей книге по дипломатии» Япония впервые
с 2003 г. обозначила острова как «незаконно оккупированные» Россией [7]. Кроме того, острова были названы «неотъемлемой частью» Японии. Ранее, в 2012—2021 гг., «Синие книги по дипломатии» Японии обозначали «северные территории», как острова, «на которые распространяется суверенитет Японии».
Официальный представитель МИД РФ М. Захарова «рекомендовала навсегда забыть о территориальных претензиях Токио к Москве». Зампред Совета безопасности РФ Д. Медведев в личном комментарии назвал «исторически оправданным» отказ от переговоров по мирному договору, которые, по его мнению, «всегда носили ритуальный характер» [1].
Причины реакции Токио на специальную военную операцию России на Украине
Реакцию японского правительства на военные действия на Украине в 2022 г. определило сочетание ряда внешних и внутренних факторов. Важнейшим внешним фактором стала резкая негативная реакция ключевых международных партнеров Японии — США, стран ЕС и ряда стран АТР, осудивших действия России. Премьер-министр Японии Ф. Кисида, министр иностранных дел Е. Хаяси и другие официальные лица неоднократно подчеркивали, что санкции в отношении России принимались странами—членами «большой семерки» и ЕС при согласовании с США. Токио не выступал инициатором новых санкций, но и не отступал от решений, принятых США и другими партнерами. Это отличается от ситуации 2014 г., когда, вопреки позиции США и ряда стран G7, премьер-министр С. Абэ пошел на развитие диалога с российским президентом В. Путиным [8].
Другим значимым внешним фактором стал более значительный масштаб военных действий в 2022 г. по сравнению с 2014-м, сопровождавшийся более существенными разрушениями и гибелью людей.
Особую роль в становлении позиции Японии по украинским событиям играет китайский фактор. По распространенному в Токио мнению, специальная военная операция России на Украине может подтолкнуть Китай к более решительным действиям по обретению контроля над Тайванем. Кроме того, сохраняется напряженная ситуация в Восточно-Китайском море вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао, находящихся под управлением Японии, но оспариваемых Китаем. Поэтому жесткая реакция Токио на украинские события должна была стать для Пекина предупреждением о высокой цене, которую придется заплатить за попытки силой изменить статус-кво в Восточной Азии [10]. По словам бывшего премьер-министра С. Абэ, «то, что произошло с Украиной, может произойти с Тайванем. Чтобы не допустить возникновения такой ситуации, международное сообщество должно объединиться и выступить против России, а также наложить на нее жесткие санкции» [6]. Премьер-министр Ф. Кисида также завил: «то, что происходит на Украине сегодня, завтра может произойти в Восточной Азии», имея в виду возможные военные действия КНР [15].
Ключевым внутренним фактором, определившим поведение Токио после украинских событий в 2022 г., стала решимость нынешнего японского правительства играть более активную роль на международной политической арене. Чтобы занять достойное место в формирующемся международном порядке (он характеризуется ослаблением доминирования США, ростом влияния Китая, усиливающимся противостоянием между ними), Японии надо активнее взаимодействовать со странами, разделяющими с ней общие взгляды на международный порядок. Помимо США, это Великобритания, Австралия, члены ЕС, прежде всего Германия и Франция, а также ряд стран АТР. Участие в антироссийском фронте воспринимается как шаг по укреплению солидарности со странами-партнерами, что важно для позиционирования страны в качестве одного из западных лидеров.
По мнению, распространенному в японских политических кругах, сближение между Россией и Японией в 2013—2020 гг., инициатором которого выступал С. Абэ, не принесло желаемых результатов.
Во-первых, несмотря на усилия Японии по развитию экономического сотрудничества, Москва не пошла на уступки по территориальному вопросу, а российские власти продолжили развитие южных Курильских островов, включая строительство на них промышленных и инфраструктурных объектов.
Во-вторых, одним из побудительных мотивов по сближению с Москвой для С. Абэ стала попытка не допустить объединения России и Китая на антияпонской основе, но российско-китайские отношения, в особенности в военно-политической сфере, укрепились за последние восемь лет. Так, обеспокоенность в Японии вызвали российско-китайские учения 2021 г. «Морское взаимодействие», в ходе которых пять российских и пять китайских кораблей прошли через Сангарский пролив между главным японским островом Хонсю и северным островом Хоккайдо. В марте 2022 г. во время украинского конфликта десять российских кораблей вновь совершили проход через Сангарский пролив. Данные шаги были напряженно восприняты в Токио и оценены как вызов своей безопасности.
Негативное отношение японской общественности к военной операции РФ на Украине определяется сохранившимися в Японии, по крайней мере в качестве социально одобряемой поведенческой нормы, пацифизмом и неприятием военных действий, основанными на собственном негативном опыте ведения войны, сопровождавшейся многочисленными жертвами и разрушениями. Хотя в последние годы в японском обществе актуализируется запрос на пересмотр итогов Второй мировой войны и статуса Японии как пораженной в правах проигравшей нации, пацифизм остается важнейшим элементом идентификационной матрицы и политической культуры японцев [2].
Значимым стало регулярное освещение украинских событий японскими и ведущими зарубежными СМИ, а также постоянное присутствие данной темы в популярных соцсетях. В марте 2022 г. 86% респондентов в Японии поддерживали санкции в отношении России из-за украинских событий [4].
* * *
Специальная военная операция России на Украине в 2022 г. и жесткая реакция на нее Японии привели к тяжелому кризису в российско-японских отношениях. Антироссийские санкции Японии и российские ответные меры оказали значительное негативное влияние на весь спектр российско-японских связей и отбросили их далеко назад в большинстве сфер.
При определении вариантов развития отношений с Россией после окончания активной фазы украинского конфликта Япония будет ориентироваться на решения Запада, в том числе в рамках G7. Поскольку Япония официально поставила задачу «изолировать Россию от международной финансовой системы и мировой экономики» [3], на длительное время сохранятся японские санкции в финансовой, торговой, военной и научно-технической сферах. Ожидается значительное снижение торговой и инвестиционной активности японских компаний в России.
Возобновление диалога по мирному договору возможно в случае снижения конфронтации между сторонами на политическом и дипломатическом уровне, перехода к трезвой оценке позиций сторон, целей и достижимых результатов будущих переговоров. Это в текущих условиях, к сожалению, представляется маловероятным.
Литература
1. Медведев признал «ритуальный характер» переговоров с Японией о Курилах // Interfax. 2022. 22.03. — https://www.interfax.ru/world/830542 (дата обращения: 29.11.2022).
2. Чугров С. В. Переосмысление итогов Второй мировой войны в современной Японии // Полис. Политические исследования. 2020. № 5.
3. Япония — с Украиной // Kantei. 2023. 27.01. — https://japan.kantei.go.jp/ongoingtopics/pdf/jp_stands_ with_ukraine_rus.pdf (дата обращения: 29.11.2022).
4. 86% Back Japan's Sanctions on Russia Over Invasion in Ukraine: Poll // Kyodo News. 2022. 20.03. — https:// english.kyodonews.net/news/2022/03/65dff5d6bb6c-breaking-news-support-rate-for-japan-cabinet-rises-to-601-kyodo-poll.html (дата обращения: 29.11.2022).
5. Imahashi R. Walking a Tightrope: Ukraine War Puts Japan's Energy Security on Thin Ice // Nikkei Asia. 2022. 04.05. — https://asia.nikkei.com/Spotlight /The-Big-Story/W alking-a-tightrope-Ukraine-war-puts-Japan-s-energy-security-on-thin-ice (дата обращения: 12.11.2022).
6. Interview with Former Prime Minister of Japan Shinzo Abe and Post-Interview Analysis // Woodraw Wilson Center : Official YouTube Channel. 2022. 31.03. — https://www.youtube.com/watch?v=xN1TR-zpXPo&list=WL&index=18&t=1084s (дата обращения: 29.11.2022).
7. Japan Diplomatic Bluebook. — https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/index.html (дата обращения: 19.11.2022).
8. Japan PM Abe Says Wants Dialogue with Putin Despite G7 Threats // Reuters. 2014. 05.06. — https://www. reuters.com/article/uk-g7-japan-russia-idUKKBN0EG1QY20140605 (дата обращения: 29.11.2022).
9. Japan resumes oil purchases from Russia // The Economic Times. 2022. 18.08. — https://economictimes. indiatimes.com/news/international/world-news/japan-resumes-oil-purchases-from-russia/articleshow/93626836. cms (дата обращения: 29.11.2022).
10. Kawashima S. China and the War in Ukraine: Anatomy of a Tightrope Act // Nippon.com. 2022. 26.04. — https://www.nippon.com/en/in-depth/a08101/ (дата обращения: 29.11.2022).
11. Korneyev K. Russian Oil and NPPs Re-Commissioned: Japan's Revised Energy Strategy // Russian Council on Foreign Relations. 2022. 01.09. — https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/russian-oil-and-npps-re-commissioned-japan-s-revised-energy-strategy/ (дата обращения: 28.11.2022).
12. Measures Based on the Foreign Exchange and Foreign Trade Law Concerning the Situation in Ukraine // METI (Ministry of Economy, Trade and Industry). — https://www.meti.go.jp/policy/external_economy/trade_ control/01_seido/04_seisai/downloadCrimea/20220412press_russia.pdf (дата обращения: 26.11.2022).
13. Prime Minister of Japan Fumio Kishida. Press conference // Kantei. 2022. 25.02. — https://www.kantei. go.jp/jp/101_kishida/statement/2022/0225kaiken2.html (дата обращения: 10.11.2022).
14. Regular Press Conference Minister for Foreign Affairs of Japan, Hayashi Yoshimasa // The Ministry of Foreign Affairs of Japan (MOFA) : YouTube Official Channel. 2022. 22.02. — https://www.youtube.com/watch?v=k1-LPHeYK1M&t=71s (дата обращения: 24.11.2022).
15. Ukraine plight could be replicated in East Asia, Japan's Kishida warns // Reuters. 2022. 06.05. ♦