Научная статья на тему 'Российско- японские экономические связи в свете восьми пунктов Синдзо Абэ'

Российско- японские экономические связи в свете восьми пунктов Синдзо Абэ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско- японские экономические связи в свете восьми пунктов Синдзо Абэ»

РОССИЙСКО - ЯПОНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В СВЕТЕ ВОСЬМИ ПУНКТОВ СИНДЗО АБЭ

Афонин Борис Михайлович,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток.

В общем комплексе межгосударственных российско-японских отношений важное место занимают торгово-экономические связи, современное состояние которых берёт своё начало со второй половины 50-х гг. XX в. 19 октября 1956 г. в Москве была подписана Совместная советско-японская декларация, которая восстановила дипломатические отношения двух стран, прерванные Второй мировой войной. В соответствии с условиями этого документа, 6 декабря 1957 г. в Токио был подписан первый в истории советско-японских отношений Торговый договор, который определил основные принципы торговых операций, включая предоставления каждой из сторон наиболее благо-приятствуемой нации. Положения договора были развиты в ряде соглашений о товарообороте и платежах, которые сначала заключались на один и три года, а с середины 60-х годов — на пять лет, что позволило поставить торгово-экономические связи на стабильную основу.

Большое значение имело подписание отдельного Соглашения об установлении регулярной судоходной линии между портами российского Дальнего Востока и Японией (3 июня 1958 г.). Благодаря этому соглашению торговые суда Дальневосточного и Сахалинского морских пароходств активно работали на японской линии, перевозили грузы, внося вклад в развитие двусторонней торговли. В 1961 г. была открыта пассажирская линия между портами Находка и Иокогама, что способствовало развитию туризма между двумя странами.

В 1963 г. появилась новая форма торговых связей — так называемая «прибрежная торговля», в которой участвовали мелкие и средние компании ряда префектур, расположенных на Хоккайдо и западном побережье Хонсю, и предприятия российского Дальнего Востока и Сибири.

С 1968 г. Советский Союз и Япония начали осуществлять экономическое сотрудничество в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Между двумя странами были заключены крупномасштабные (генеральные) соглашения: о сотрудничестве в разработке лесных ресурсов Дальнего Востока, о строительстве порта Восточного, о разведке месторождений по добыче нефти и газа на шельфе о-ва Сахалин и др. Всего было осуществлено девять генеральных соглашений.

Важнейшими документами, регулирующими двусторонние деловые связи, явились межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве (1973 г.) и об избежании двойного налогообложения (1986 г.).

Следует отметить, что 60—70-е гг. XX в. характерны для СССР и Японии в области торгово-экономических связей как годы поступательного развития. Наблюдался рост товарооборота. Например, в 1957 г. он составлял 15,4 млн руб., а в 1972 г. уже достиг 816 млн руб. [9, с. 331]. Тогда в этой сфере Япония занимала второе место (после ФРГ) среди торговых партнёров СССР из числа развитых капиталистических стран. Рекордный уровень советско-японского товарооборота был достигнут в 1982 г. — 3 млрд 682 млн руб. [8, с. 171].

Структура советско-японской торговли по своему характеру сводилась в основном к обмену советских энергоресурсов на японские промышленные товары. Хотя следует подчеркнуть, что Советский Союз поставлял в Японию не только сырьё. Например, мы продали Японии технологию непрерывной разливки стали, экспортировали металлообрабатывающие станки, которые успешно работали на многих заводах Японии, включая знаменитый автозавод «Тоёта» и др.

Однако в первой половине 80-х гг. в связи с присоединением Японии к экономическим санкциям США и некоторых европейских стран в отношении Советского Союза, советско-японские торгово-экономические связи столкнулись с рядом проблем: началось сокращение объёма торговли, японская сторона аннулировала некоторые ранее заключённые контракты. Япония более активно, чем прежде, стала выдвигать принцип «сэйкэй фукабун», что означало «неразрывность экономики и политик», т.е. дальнейшее развитие экономических связей с Советским Союзом ставилось в зависимость от решения в пользу Японии так называемой проблемы «северных территорий».

Однако, в целом, советско-японские торгово-экономические связи в 1957—1990 гг. можно оценить положительно, хотя они не соответствовали экономическому потенциалу двух стран.

После распада СССР и провозглашением России курса на переход к рыночной экономике деловые круги обеих стран возлагали большие надежды на значительное улучшение торгово-экономических связей. Однако этого не произошло в связи с наступившим хаосом и неразберихой в российской экономике. В результате объём двусторонней торговли в 90-х годах стал снижаться. Япония среди внешнеторговых партнёров России стала занимать седьмое место.

Только в начале нового столетия в сфере торговли двух стран началось оживление. По итогам 2004 г. российско-японский товарооборот составил 8 млрд дол, а за 2005 г. — 10 млрд дол. Наибольший объём двустороннего товарооборота был достигнут в 2014 г. — 34,2 млрд дол. [11].

Однако в последующие годы в российско-японской торговле началась новая волна спада. В 2015 г. двусторонний товарооборот по сравнению с 2014 г. сократился на 30,7% — до 21,3 млрд долл.,

а в 2016 г. до 16 млрд долл [10]. Это также было связано с присоединением Японии к экономическим санкциям США и Европейских стран в 2014 г. в отношении России.

Для сравнения: внешнеторговый оборот в 2017 г. между Японией и Китаем составлял 374 млрд 939 млн долл., Японией и США — 198 млрд 535 млн долл, Китаем и США — 597 млрд 493 млн долл. [12, с. 128, 129].

Что касается структуры российско-японской торговли, она, как и прежде, по своему характеру состоит в основном из обмена российских биологических и минеральных ресурсов, а также энергоносителей на японскую промышленную продукцию.

Основу российского экспорта в Японию составляют цветные и драгоценные металлы, рыба и морепродукты, круглый лес и пиломатериалы. В последнее время возросли поставки минерального сырья и топлива в виде каменного угля, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ).

В импорте из Японии преобладают транспортные средства: легковые автомобили, мотоциклы, катера, продукция общего машиностроения, электробытовые товары.

Удельный вес Японии и России в общем товарообороте каждой из стран по-прежнему невелик. Среди основных торговых партнёров России Япония занимает 14 место, а Россия для Японии — также малозаметный партнёр — 19 место. Её доля в товарообороте Японии составляет 0,5%, в том числе в импорте — 1,9%, в экспорте — 0,8%.

Новым событием в российско-японских отношениях стал приход японских автопроизводителей на российский рынок. Во второй половине 2000-х гг. под Санкт-Петербургом были построены автозаводы японских корпораций «Тоёта» и «Ниссан», а немного позднее в Калуге автозавод компании «Мицубиси моторс», в Набережных Челнах «Ми-цубиси фусо». Эти заводы уже более 10 лет производят автомобили.

В 2010 г. в Ярославле начал действовать завод про производству строительно-дорожной техники. Он был построен при участии японской корпорации «Комацу».

В 2016 г. появились возможности активизировать экономическое сотрудничество двух стран. 6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ на встрече с президентом РФ В.В. Путиным в Сочи заявил о «новой российской политике» через экономическое сотрудничество с Россией. Для решения этой задачи японский премьер-министр предложил план из восьми пунктов, который содержит проекты в области практического взаимодействия: энергетика, сельское хозяйство, промышленность, городская среда, малый и средний бизнес, здравоохранение, высокие технологии, гуманитарные обмены.

Для продвижения этого плана в жизнь созданы межправительственная комиссия, специальная рабочая группа. В целях практического применения нового плана экономического сотрудничества состоялся ряд встреч и переговоров с участием министров, представителей деловых кругов. Важным событием стало участие премьер-министра

Синдзо Абэ в трёх Восточно-экономических форумах во Владивостоке (в 2016, 2017 и 2018 гг.), а также в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в мае 2018 г.

Ряд известных японских корпораций выразили заинтересованность в сотрудничестве с российскими предприятиями. Например, «Панасоник» готова разработать программное обеспечение в области информационных технологий, «Мицуи» хотела бы сотрудничать с энергетическим холдингом «Русгидро», корпорации «Марубэни» и «Мицубиси Хэви Индастриз» заключили соглашение с «Роснефтью» по проекту строительства газо-химического комплекса на Дальнем Востоке.

По словам посла Японии в России Тоёхиса Кодзуки, в рамках реализации плана восьми пунктов уже сформировано больше 150 проектов, и по более чем половине уже начата конкретная работа. Около 40% из них — это проекты, связанные с Дальневосточным регионом [7].

Вот лишь некоторые конкретные примеры. В ноябре 2018 г. в посёлке Тикси в Якутии введена в эксплуатацию ветряная электростанция мощностью 900 КВТ. Проект реализован правительством Якутии, компанией «Русгидро», японской компанией по разработке новых энергетических и промышленных технологий NEDO.

В Хабаровском крае с 2016 г. действует тепличный комплекс, в котором выращивают овощи. В строительстве этого комплекса принимала участие японская компания «Джэй Джи Си Эвергрин», вложившая в проект 556 млн рублей. В планах компании — расширить производственную территорию с 2,5 гектара до десяти.

Важное место в рамках торгово-экономического сотрудничества двух стран отводится Приморскому краю, который по своим природно-климатическим условиям выгодно отличается от других субъектов Дальнего Востока России. В крае действует порядка 30 компаний с японскими инвестициями, работают представительства японских компаний «Тройка», «Ниссин боэки», «Марубэни» и др. Во Владивостоке открыто представительство «Хоккайдо Банк».

В июле 2017 г. во Владивостоке начало работать сервисное подразделение концерна «Кавасаки», которое занимается техническим обслуживанием газотурбинных установок (ГТУ) мини-ТЭЦ Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК) на острове Русском. ГТУ «Кавасаки» используются в качестве основного генерирующего оборудования на мини-ТЭЦ острова Русский.

Мини-ТЭЦ с 2012 г. обеспечивает надёжное энергоснабжение кампуса ДВФУ, «Приморского океанариума», социальных и коммунальных объектов острова Русский, а также отвечает за энергообеспечение мероприятий Восточного экономического форума и других международных встреч, которые проходят на острове Русский.

В сентябре 2018 г. в рамках четвёртого Восточного-экономического форума В.В. Путин и Синдзо Абэ во время посещения совместного российско-японского предприятия «Мазда-Соллерс» запустили конвейер по производству автодвигателей для автозавода «Мазда».

Рис. 1. Посещение В. Путиным и Синдзо Абэ завода «Мазда-Соллерс» во Владивостоке. Источник: Российская газета, 11 сентября 2018, № 201. с. 2

Все 100% двигателей будут отправляться в Японию на автозавод «Мазда» в городе Хиросима. Планируется выпускать 50 тыс. двигателей в год.

В 2013 г. во Владивостоке было открыто первое совместное российско-японское медицинское предприятие «Хокуто», которое осуществляет диагностику и профилактику заболеваний. В 2018 г. во Владивостоке начал работать амбулаторный центр «Хокуто», который занимается реабилитацией пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, полученными в результате трамв, восстановлением после инсульта.

Японская компания «Никкэн Сэккэй» разработала план развития Владивостока, включающей модернизацию транспортной системы, сохранения исторического центра города, создание музейного квартала, благоустройство общественного пространства в районе железнодорожного вокзала и др. Эта разработка японцев была учтена при утверждении Генерального плана развития Владивостока в феврале 2018 г.

Японская компания «Киёмура корпорейшн», котрая является резидентом Свободного порта Владивосток, выразила готовность вместе с российскими партнёрами построить в столице Приморья рыбный рынок, который будет похож на новый рыбный рынок Тоёсу в Токио (он возведён вместо известного рыбного рынка Цукидзи). Одна из особенностей этого объекта заключается в том, что он, помимо аукционной продажи морепродуктов, представляет собой развлекательный комплекс для посетителей и туристов. Кроме того, компания «Киёмура» рассчитывает открыть во Владивостоке ресторан японской кухни.

Согласно плана развития экономического сотрудничества, состоящего из восьми пунктов, японское правительство предложило российской стороне начать совместную деятельность на южной части Курильских островов.

В 2017 и 2018 гг. три японские делегации в составе правительственных чиновников, представителей деловых кругов и органов местного самоуправления побывали на островах Итуруп, Куна-шир и Шикотан с целью изучения на месте условий экономического сотрудничества.

Рассматриваются проекты по вопросам совместной хозяйственной деятельности на этих островах по пяти направлениям: тепличные хозяйства, аквакультура, ветроэнергетика, переработка отходов и туризм. Налаживание сотрудничества в этих сферах стороны рассматривают как важный шаг на пути заключения мирного договора между Россией и Японией. Эту цель японский премьер поставил сразу, когда объявил о «новом подходе» к решению территориальной проблемы и мирного договора.

Однако Москва и Токио пока расходятся в том, как осуществлять совместное сотрудничество на Южных Курилах. Россия считает, что это необходимо делать в рамках российского законодательства, а Япония полагает создать некую «специальную юридическую систему» в русле японского законодательства. Переговоры по этому вопросу продолжаются.

По сообщению агентства Киодо, Япония и Россия планируют начать осуществление совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах уже в 2019 г. по двум из пяти направлений: тепличные хозяйства и туризм.

Кстати, между жителями южнокурильских островов и Хоккайдо с 1992 г. на основании межправительственной договорённости для улучшения взаимопонимания народов двух стран осуществляются безвизовые обмены, своего рода туризм. За этот период на Хоккайдо побывали более 8 тыс. жителей островов Итуруп, Кунашир и Шикотан, а южную часть Курил посетили свыше 18 тыс. японцев.

В рамках дальневосточных проектов Япония придаёт важное значение энергетическому сотрудничеству. Японские торгово-инвести-ционные компании «Мицубиси сёдзи» и «Мицуи буссан» с 70-х гг. XX в. активно участвовали в крупномасштабных проектах «Саха-лин-1» и «Сахалин-2» по разработке и добычи нефти и газа на шельфе острова Сахалин. В настоящее время они участвуют в проекте «Сахалин-3». Ряд газовых компаний Японии, среди которых крупнейшие «Токио гасу» и «Тюбу электрик пауэр», совместно с компанией «Сахалинская энергия» участвовали в строительстве завода по сжижению газа (СПГ), который вступил в строй в 2009 году и продукция этого завода идёт в Японию (10%), Южную Корею и другие страны АТР.

На втором Восточно-экономическом форуме во Владивостоке (2016 г.) было подписано соглашение между японской корпорацией

«Мицубиси» и правительством Сахалинской области о строительстве завода по производству метанола, что позволит перерабатывать природный газ на территории Сахалина.

В Дальневосточном регионе по итогам внешнеэкономической деятельности за 2017 год Япония занимает третье место после Китая и Республики Корея. Китай — 7771, 5 млн долл., или 27,2% стоимости товарооборота Дальневосточного региона; Республика Корея — 7105,4 млн долл, или 25,9%; Япония — 5404,7 млн долл., или 18,9% стоимости товарооборота Дальнего Востока [6, с. 111, 114].

Что касается товарной структуры российско-японской торговли в Дальневосточном регионе, то она практически не отличается от общей структуры, о которой сказано выше.

Важное значение для развития российского Дальнего Востока имеют инвестиции зарубежных стран. К сожалению, их объём не велик, особенно из Японии. Более того, за последние годы ежегодный объём прямых инвестиций из Японии в Россию сократился с 757 млн долл. в 2012 г. до 18 млн долл. в 2017 г. [2]. По словам курирующего Дальневосточный регион вице-премьера Юрия Трутнева, «ничего в практической плоскости не происходит вообще» [2].

Такое положение дел можно объяснить следующим. В деловых кругах Японии существует разное мнение относительно перспектив развития экономических отношений с Россией. С одной стороны, их привлекает перспективность российского рынка. В частности, проявляется особый интерес к разработке месторождений природных ресурсов на Дальнем Востоке и в Сибири, а с другой стороны — многие японские компании осторожно относятся к идее сотрудничества с российскими компаниями, считая, что в России существует много высоких рисков, к которым они относят несовершенство многих законов в сфере внешнеэкономических связей, бюрократические препоны, сложные таможенные процедуры, высокая инфляция и др. Кроме этого, уровень российской экономики пока ещё сильно отстаёт от экономик западных стран. Экономика современной Японии по общему объёму ВВП и промышленного производства занимает третье место в мире после США и КНР. На Россию приходится всего лишь 2% мирового ВВП на фоне 20% американского и 12% китайского [4].

Если подвести итоги, прошедших с момента предложенного премьер-министром Японии Синдзо Абэ плана из восьми пунктов, то они пока особо не впечатляют. Проделана работа в сфере тепличного хозяйства, ветровой энергии, здравоохранения. Но всё это наверное можно было бы сделать и без помощи японцев. А где промышленность (запуск производства двигателей на заводе «Мазда-Соллерс» во Владивостоке — скромный показатель), где высокие технологии, где совместные предприятия с полным циклом производства? Увы, этого нет.

Что касается открытого во Владивостоке реабилитационного центра «Хокуто», где применяются японские методы и технологии лечения, и в силу того, что там все медицинские услуги далеко не всем по карману, то вряд ли это может радовать и восхищать пациентов.

В рамках «плана сотрудничества» существует более 150 проектов, но среди них нет ни одного крупного проекта, который был бы значимым для российской экономики и для развития нашего Дальнего Востока.

В тоже время, несмотря на существующие проблемы, возможности для серьёзного сотрудничества во многих важных отраслях экономики имеются. Например, в ноябре 2018 г. госкорпорация Росатом открыла своё представительство в Токио — «Rosatom Japan». Росатом давно сотрудничает с японскими энергетическими компаниями и занимает лидирующие позиции в предоставлении урановой продукции в Японию. По словам руководства Росатома, открытие представительства в Токио будет способствовать развитию сотрудничества в таких отраслях, как ядерная медицина, научное взаимодействие в сфере реакторов на быстрых нейтронах, исследования в плане уменьшения количества радиоактивных отходов и преодоления последствий аварии на АЭС «Фукусима-1».

Следует отметить, что Росатом давно сотрудничает с японскими коллегами. С 1993 г. Япония оказывает содействие в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота России. В 2001 г. на заводе «Звезда» в Большом Камне введён в строй плавучий комплекс «Ландыш» по переработке жидких радиоактивных отходов (ЖРО), построенные при финансовой поддержке Японии. В бухте Разбойник при помощи японского плавучего дока «Сакура» разделывают и ставят на долговременное хранение трёхот-сечные блоки атомных подводных лодок ТОФ России.

С 2013 г. в районе города Фокино проектируется и строится Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов «ДальРАО». Объект планируется сдать в эксплуатацию в 2020 году. Здесь будут заниматься дальнейшей утилизацией выведенных из состава Тихоокеанского флота России кораблей, имеющих ядерные силовые установки, подготовкой к вывозу радиоактивных отходов за пределы края. Проект получил положительное заключение государственной экспертизы. «ДальРАО» сотрудничает с коллегами из Японии в рамках международных соглашений. Для реализации проекта Японией будет выделено более 1 млрд рублей [5].

Россия и Япония сотрудничают и в освоении космоса. Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина делится с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) технологиями и опытом в рамках программы Международной космической станции (МКС). На базе Центра подготовки космонавтов с 1989 года прошли подготовку восемь японских астронавтов. В настоящее время в центре проходит подготовку японский астронавт Соити Ногути, его полёт на МКС планируется на 2019 год. За вклад в развитие сотрудничества между двумя странами в освоении космоса ЦПК им. Ю.А. Гагарина в ноябре 2018 года был награждён Почётной грамотой Министерства иностранных дел Японии.

Из восьми пунктов плана Синдзо Абэ наиболее популярным оказался проект гуманитарного сотрудничества, который включает широкий аспект связей, прежде всего культурных и общественных, имеющих богатую историю и традиции. На протяжении многих лет в России и Японии с большим успехом проходят выступления артистов театров, музыкальных коллективов и отдельных исполнителей, кинофестивали, различные выставки и многое другое.

В 2003 г. появилась новая форма культурного обмена: в Японии стартовал фестиваль российской культуры, а в России в 2004 г. прошёл фестиваль японской культуры. С тех пор проведение подобных мероприятий в обеих странах стало доброй традицией.

2018 год был объявлен перекрёстным годом России и Японии. В Москве и других городах России прошли выступления артистов театра «Кабуки», группы барабанщиков «Драм Тао», выставки картин, кинофестивали, спортивные состязания и др.

В свою очередь, в Токио, Осака, Саппоро, Хиросиме и др. городах Японии своё мастерство и искусство продемонстрировали артиста балета Большого театра, Приморской сцены Мариинского театра, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье» и др.

Гуманитарное сотрудничество России и Японии могло бы быть на более высоком уровне, если бы его дополняли туристические связи, которые слабо развиты как в масштабах страны, так и на региональном уровне. В 2016 году Японию посетило 54 тыс. россиян. Это очень мало на фоне 24 млн 30 тыс. иностранных туристов, побывавших в Японии в 2016 г. Доля российских туристов, посещающих Японию, составляет лишь 1/63 часть от китайских туристов и 1/36 — от американских [1]. Такая ситуация оставалась практически неизменной и в 2018 году.

Когда премьер-министр Японии Синдзо Абэ на встрече с президентом России В.В. Путиным в Сочи (6 мая 2016 г.) заявил о «новом подходе» к решению проблемы мирного договора с Россией путём экономического сотрудничества, предложив свой план из восьми пунктов, то это стало интригой. СМИ активно комментировали это заявление японского премьер-министра, выдвигались различные сценарии и прогнозы решения этой проблемы. Хотя многие учёные и специалисты по российско-японским отношениям тогда скептически отнеслись к этой новой инициативе японского премьера, считая, что никакого продвижения вперёд по этой проблеме не будет.

Как известно, главным препятствием в этом вопросе является территориальный спор между Россией и Японией, именуемый в Японии как «проблема северных территорий». Обе стороны ведут переговоры уже многие десятилетия, но всё безрезультатно, так как позиции сторон по этому вопросу диаметрально противоположны. Япония требует вернуть ей острова южнокурильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Позиция России состоит в том, что все Курильские острова перешли к СССР по итогам Второй мировой войны.

Российский суверенитет над ними, оформленный соответствующими международно-правовыми документами, сомнению не подлежит.

По итогам встречи президента РФ В. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Москве 22 января 2019 г. была достигнута договорённость продолжить переговоры по мирному договору.

В сложившейся ситуации реальные перспективы этого сложнейшего вопроса лежит не в ближайшие годы, а в перспективе десятилетий. И формат решения будет определяться не столько волей лидеров двух стран, сколько развитием геополитической ситуацией в мире и в Северо-Восточной Азии.

С учётом осложнившейся международной обстановки (выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, планы США разместить системы противоракетной обороны на территории Японии и др.) все дальнейшие переговоры по мирному договору в ближайшей перспективе вряд ли будут иметь положительный результат. Переговоры на эту тему надо прекратить. За это выступают многие российские граждане, прежде всего, жители Курильских островов и Сахалина. 97% жителей Сахалинской области категорически против какой-либо передачи Японии островов южнокурильской гряды.

Вместе с тем, необходимо и далее совершенствовать торгово-экономическое сотрудничество двух стран. Его развитие будет во многом зависеть от того какой будет российская экономика. Её нынешнее состояние пока оставляет желать лучшего.

ССЫЛКИ / REFERENCES

1. Волков К., Ленин А. Время соприкосновения // Российская газета. 2018. № 92. 28 апреля. С. 4.

2. Коростиков М. Россия и Япония встали на повороте // Утро России. 2018. № 21. 29 марта. С. 13.

3. Костиков В. У кого язык острее? // Аргументы и факты. 2018. № 51. 19-25 декабря. С. 5.

4. Кузьмичев Е. Деньги не фонят // Новая газета во Владивостоке. 2019. № 3. 24 января. С. 2.

5. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока за 2017 год // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1. С. 111, 114.

6. Посол Японии в России: проведение перекрёстных годов было моей давней мечтой // Парламентская газета. 2018. 19—25 ноября. С. 20.

7. Спандарьян В.Б. Деловая Япония. М.: Мысль. 1991. 252 с.

8. СССР и Япония. Ответ. ред. И.А. Латышев. М.: Наука. 1988. 427 с.

9. Хузиятов Т.Д. В авангарде российско-японского экономического сотрудничества // Окно в Азиатско-Тихоокеанский регион. 2017. № 20. С. 74—77.

10. Afanasiev E. Prospects for relationship development (Афанасьев Е. Перспективы развития взаимоотношений) // The Japan Times. 2015. June 12. P. 7.

11. SS^gfÊ.

2019. 480 p. (Дэтабукку обу дза варудо. Сэкай каккоку ёран то сайсинтокэй. (Справочник по странам мира. Самые новые данные). Токио: «Ниномия сё-тен». 2019. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.