Научная статья на тему 'Российско-польские отношения на современном этапе'

Российско-польские отношения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6887
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПОЛЬША / РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / RUSSIA / POLAND / RUSSIAN-POLISH RELATIONS / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грецкий Игорь Владимирович

В последние 20 лет отношения России и Польши развивались довольно противоречиво. В начале 1990-х годов, казалось, наметилось взаимопонимание между руководством двух стран по вопросам экономического и политического сотрудничества, общей истории, был подписан ряд основополагающих документов. В августе 1993 г. Б.Н.Ельцин совершил официальный визит в Варшаву и привез первые архивные документы о катынском преступлении. К сожалению, данная тенденция не получила развития в последующие годы, сменившись периодом напряженности и противоречий, который многие специалисты называют временем «летаргии» в российско-польских отношениях. Оно характеризовалось прежде всего взаимным отчуждением, сопровождавшимся агрессивной полемикой в СМИ, обвинениями и спорами вокруг общей истории. В 2010-2012 гг. в отношениях между Россией и Польшей произошел ряд важных событий, который позволяет говорить об окончании периода «летаргии». В данной статье анализируются события и факторы, которые позволили двум странам начать новый этап двусторонних отношений. В исследовании выделяются и анализируются ключевые проблемы и тенденции современного российско-польского диалога. Библиогр. 22 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Russian-Polish relations

In the past 20 years relations between Russia and Poland have been developed in a quite contradictory way. In the early 1990s two countries seemed to have achieved a certain level of cooperation and mutual understanding on economic and political issues and common history, with a number of fundamental documents being signed and adopted. In August 1993 Yeltsin made an official visit to Warsaw and brought the first part of archive documents about the Katyn massacre. Unfortunately, this trend did not develop in the next years, and was followed by the period of tensions and conflicts, which many experts called a time of “lethargy” in Russian-Polish relations. It was characterized by mutual condemnation, accompanied by hard accusations and disputes over history. In 2010–2012 the relations between Russia and Poland underwent significant changes, putting an end to the period of “lethargy”. This article examines the key factors that enabled the two countries to start a new round of bilateral relations. The study highlighted and analyzed the most important issues and trends in RussiaPoland dialogue. Refs 22.

Текст научной работы на тему «Российско-польские отношения на современном этапе»

УДК 327.8

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3

И. В. Грецкий

РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С момента роспуска Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи и распада СССР отношения между Россией и Польшей складывались весьма непросто. В начале 1990-х годов, казалось, между руководством двух стран наметилось взаимопонимание по вопросам экономического и политического сотрудничества, общей истории, был подписан ряд основополагающих документов. В августе 1993 г. Б. Н. Ельцин совершил официальный визит в Варшаву и привез первые архивные документы о катынском преступлении. К сожалению, данная тенденция не получила развития в последующие годы, сменившись периодом напряженности и противоречий, который многие специалисты называют временем «летаргии» в российско-польских отношениях. Оно характеризовалось прежде всего взаимным отчуждением, сопровождавшимся агрессивной полемикой в СМИ, обвинениями и спорами вокруг общей истории. В 2010-2012 гг. в отношениях между двумя странами произошел ряд важных событий, который позволяет говорить об окончании периода «летаргии». В данной статье рассматривается современное состояние отношений России и Польши, выделяются и анализируются ключевые проблемы и тенденции российско-польского диалога, а также факторы, позволившие странам начать новый этап двусторонних отношений.

На пути к нормализации отношений

В Польше после победы партии «Гражданская Платформа» на парламентских выборах 2007 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Д. Туском. Оно несколько изменило подход к взаимодействию с Россией. Во-первых, правительство Д. Туска стало строить отношения с Россией не напрямую, а через Брюссель. Во-вторых, оно пошло на компромисс с Россией по многим важным вопросам политического и экономического характера. Так, Польша сняла вето на переговоры по новому соглашению между Россией и ЕС, смягчила свою позицию по вопросу о вступлении России в ОЭСР и ВТО, и даже выразила готовность обсуждать с Россией вопросы размещения элементов ПРО США. Польша стала последовательно выступать за отмену визового режима между ЕС и Россией. Стоит также упомянуть, что первый свой официальный визит в Москву Д. Туск совершил в феврале 2008 г. несмотря на то, что по очередности визит должен был совершить его российский коллега.

В это же время предпринимается ряд шагов по институционализации российско-польского диалога на самых различных уровнях. В 2008 г. была воссоздана Рабочая группа по сложным вопросам российско-польских отношений. Впервые она появилась в 2002 г., но в связи с общим ухудшением состояния двусторонних отношений ее работа была прервана. К настоящему моменту группа провела большую работу по

Грецкий Игорь Владимирович — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © И. В. Грецкий, 2013

121

определению наиболее проблемных периодов истории, организовала ряд научных мероприятий и опубликовала ряд трудов по истории отношений России/СССР и Польши в XX в. Еще одним положительным моментом этого периода является возобновление после долгого перерыва деятельности Российско-Польского форума общественности, который прилагает усилия для активизации диалога среди представителей культуры.

Однако, на наш взгляд, знаковым рубежом в российско-польских отношениях стал 2010 г. В это время динамично развивалось российско-польское сотрудничество на самом высоком уровне. В апреле 2010 г. — накануне трагической гибели президента Польши — премьер-министр Польши Д. Туск и премьер-министр России В. Путин подписали долгосрочный контракт на поставки и транзит природного газа. Президент Д. Медведев совершил свой визит в Польшу в декабре 2010 г. — первый официальный визит российского главы государства с 1993 г. В его ходе был подписан ряд важных документов, среди которых Протокол о намерениях относительно создания Центра российско-польского диалога и согласия в РФ и Центра польско-российского диалога и согласия в Польше и Декларация об интенсификации сотрудничества и молодежных обменах между РФ и Польшей. В период 2010-2011 гг. польской стороне были переданы копии более 140 томов дел, касающихся Катынского преступления. В это же время в Москве и Вроцлаве были учреждены Центры диалога и согласия, деятельность которых направлена на расширение двустороннего гуманитарного сотрудничества в сфере науки, культуры и образования.

Трагическая гибель президента Польши Л. Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 г. вызвала сочувствие и сопереживание подавляющего большинства россиян [1]. Однако сегодня в Польше вызывает недоумение тот факт, что Россия до сих пор не может вернуть обломки потерпевшего крушение президентского самолета. В ходе своего визита в Польшу в мае 2012 г. председатель Совета Федерации В. Матвиенко высказала мнение, что обломки самолета Россия вернет Польше сразу после завершения следствия и это произойдет в течение «ближайших месяцев» [2]. В декабре 2012 г. министр иностранных дел Польши Р. Сикорский был вынужден обратиться к главе европейской дипломатии К. Эштон, констатируя, что двусторонние контакты не работают. Тем не менее этот вопрос к началу 2013 г. не был урегулирован, провоцируя негодование и многочисленные спекуляции вокруг данного сюжета.

Россия и Польша проявляют стабильный интерес к сотрудничеству в экономической сфере. Польская экономика благополучно миновала первую волну кризиса, став единственной среди стран ЕС, которая избежала рецессии, не снизив показатели промышленного производства. На пике долгового кризиса, охватившего всю Европу, в 2009 г. Польша продемонстрировала рост в 1,7%. Во многом это объясняется относительно консервативной кредитной политикой государства и банковской системы, невысокой зависимостью ВВП страны от экспорта, финансированием проектов из фондов ЕС. Однако развитие мировой экономики в дальнейшем спрогнозировать довольно сложно. Аналитические и рейтинговые агентства в течение последних двух лет несколько раз корректировали прогнозы мирового экономического развития в сторону понижения. По мнению специалистов, угроза рецессии вполне может быть реальна и для Польши, товары которой поставляются преимущественно в страны ЕС. В такой ситуации польские производители стараются искать новые рынки, диверсифицируя направления сбыта, и обращают свое внимание на страны Таможенного Союза, прежде всего на Россию [3].

122

Межцерковный диалог

В течение последних двадцати лет отношения между Русской православной церковью (РПЦ) и Римско-католической церковью (РКЦ) были достаточно напряженными. Предметом споров была церковная собственность на постсоветском пространстве, особенно на западных его окраинах, в Украине. Главным образом на этой почве интересы Московского патриархата сталкивались с Украинской Греко-католической церковью, которая признает верховенство папы, но пользуется значительной долей автономии. Однако непосредственной претензией со стороны РПЦ было обвинение РКЦ в прозелитизме. Католицизм вот уже длительное время считается православными иерархами едва ли не единственным потенциальным конкурентом в борьбе за паству. Любые миссионерские инициативы РКЦ на постсоветском пространстве всегда воспринимались не иначе как «католическая экспансия среди традиционно православного населения России и стран СНГ», которая считалась недопустимой [4]. Острая фаза противостояния между церквями началась в 2001 г., когда папа Иоанн Павел II посетил Украину — территорию, которую в РПЦ считают своей — «канонической», а в течение следующих лет на территории Украины и России было основано несколько новых католических епархий [5, с. 426-427].

Но очень скоро РПЦ столкнулась с новыми угрозами, которые постепенно заняли доминирующее место в повестке дня. Главным образом речь идет о секуляризме и нарастающей популярности либеральных ценностей в российском обществе. Так, еще в 2000 г. действия УГКЦ и прозелитизм считались московскими церковными иерархами главным препятствием для продолжения диалога между РКЦ и РПЦ [6]. Особое внимание проблеме секуляризма было уделено в ходе Архиерейского Собора 2004 г. Указывалось, что секуляризм стал «всемирной силой», которая пытается вытеснить Церковь из политической и общественной жизни. Было принято решение противодействовать таким процессам, наращивая присутствие Церкви во всех социальных сферах [7]. В конце 2000-х — начале 2010-х годов проблема прозелитизма и связанные с ней претензии в адрес РКЦ исчезли из официальных документов РПЦ. Главным врагом для РПЦ отныне является секуляризм и либерально-демократические ценности. Такая расстановка приоритетов позволила РПЦ уйти от конфликтной части повестки дня с РКЦ и перевести отношения с последней в русло диалога. Очевидно, что сближение с Польским Костелом началось еще во второй половине 2000-х годов. Уже в 2008 г. РПЦ констатировала совпадение точек зрения с РКЦ в деле сохранения традиционных христианских ценностей, несмотря на существующие между церквями разногласия [8].

Основой для сближения и продолжения межцерковного диалога послужили в первую очередь схожие социальные процессы в России и Польше. Несмотря на то что по статистике в России насчитывается 75-80% православных, религия в жизни большинства из них играет маргинальную роль. По данным главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Б. Дубина, 90% из тех, кто считает себя православным, никак не участвуют в жизни церкви, а около 30% населения отрицают существование Бога [9]. По мере того, как усиливаются попытки РПЦ расширить свое присутствие в сфере образования, в России постепенно увеличивается число противников введения в школах основ религии. Сегодня только 4% россиян считают, что церковь должна быть источником морально-нравственных ценностей в процессе воспитания детей [10]. Кроме того, серьезный урон имиджу и репутации РПЦ наносят многочисленные скандалы

123

с участием как простых священников, так и высших церковных иерархов, которые стали часто попадать в фокус общественного внимания.

В Польше декларативная религиозность в течение последних 20 лет остается стабильной — около 95%. Однако все больше поляков подвергают сомнению церковные догматы, реже молятся и реже посещают службы. Постепенно увеличивается и без того большое число людей, которые не хотят, чтобы Костел влиял на их политические предпочтения [11]. Опросы свидетельствуют о том, что религиозность поляков становится все менее институциализированной, но все более индивидуалистичной. Особенно ярко эта тенденция выражена среди молодого поколения [12]. Это стало одним из факторов роста популярности «Движения Паликота», которое в ходе парламентских выборов 2012 г. выступало с антиклерикальных позиций.

Таким образом, обе Церкви в последнее время испытывают существенные затруднения в диалоге с обществом. Это стало основой сближения Церквей и нашло отражение в Совместном послании народам России и Польши, которое было подписано в августе 2012 г. в ходе исторического визита Патриарха Кирилла в Польшу. По своему характеру послание является антилиберальным документом, так как в нем осуждению подвергается многое из того, что в условиях либеральной демократии принято считать нормой. Послание в качестве главных источников опасности определяет такие явления, как «светский фундаментализм», секуляризацию европейских обществ, религиозную индифферентность, изменение традиционной морали и вытеснение религии на периферию общественной жизни. Очевидно, что эта позиция сегодня разделяется в полной мере обеими Церквями, и именно она будет служить основой для их диалога в будущем.

Сближение между Церквями стало возможно еще и потому, что в каждой из них возобладали сторонники диалога, а не фундаменталисты. В Польше фундаменталистское крыло церковного истеблишмента вращается вокруг о. Т. Рыдзыка и «Радио Мария» [13]. Они выступают за совмещение национальных и религиозных ценностей, а также за большее вовлечение Костела во внутреннюю и внешнюю политику страны, зачастую призывая прихожан голосовать на выборах за того или иного кандидата. Особенно ярко это проявилось в ходе президентских (2005) и парламентских (2005, 2007) выборов в Польше [14]. РПЦ также испытывает значительное влияние консервативно-фундаменталистских кругов, что отражается на позиции Патриархата во внешнецерковных вопросах. По этой причине в 2006 г. известный российский историк и социолог Н. Митрохин утверждал, что из-за их влияния католицизм закрепился в представлении православных иерархов и прихожан как враг, поэтому в краткосрочной перспективе о диалоге Церквей не могло быть речи [5, с. 443]. Однако несмотря на это, точки соприкосновения были все-таки найдены.

Точки напряженности

Несмотря на положительную динамику развития российско-польских отношений последних лет, в них сохраняются противоречия. Прежде всего они касаются сюжетов, затрагивающих историю двусторонних отношений. Несмотря на то что Россией и Польшей предпринимаются активные шаги по разрешению давних споров, «белых пятен» остается довольно много. Процесс восстановления общей истории будет в обязательном порядке сопровождаться оживленными дебатами и дискуссиями. Тем не менее важность процесса осмысления и анализа общей истории сложно переоценить, так

124

как заполнение «пятен» заставляет по-новому взглянуть не только на историю отношений между странами, но прежде всего на историю своей страны.

Кроме этого, в современных российско-польских отношениях имеется ряд других проблемных вопросов, анализ которых приводится ниже.

Поставки энергоресурсов Торговле минеральным сырьем уделяется особое внимание в российско-польских отношениях. За счет переработки природного газа Польша удовлетворяет только 12% своих потребностей в энергии, а в сумме лишь около 20% потребностей Польши в энергии удовлетворяются за счет импорта энергоресурсов, в котором Россия занимает место главного поставщика. Поставки природного газа сегодня осуществляются «Газпромом» в ежегодном объеме около 10 млрд м3 польской PGNiG по долгосрочному соглашению по принципу take-or-pay. Данный принцип применяется для того, чтобы застраховать риски поставщиков, но в случае существенных изменений конъюнктуры рынка — которые имели место во время мирового финансового кризиса — часто про-воцировует затяжные споры вокруг изменения цены поставок.

Бурную реакцию в Польше вызвал запуск проекта трубопровода «Северный Поток», так как он внес существенные изменения в систему энергетической безопасности страны. Действительно, значение Польши как страны-транзитера российского природного газа в Западную Европу несколько уменьшилось. Кроме того, в определенной части польского истеблишмента укрепилось мнение, что Северный Поток в будущем может быть использован Россией для политического и экономического шантажа [15], а само российско-германское соглашение получило в польской прессе название «пакт Путина—Шредера» [16].

Польское правительство и сегодня выступает против строительства «Северного Потока», но параллельно развивает инфраструктурные объекты, реализация которых направлена на диверсификацию поставок энергоресурсов. К ним принадлежит строительство LNG-терминала в г. Свиноустье, а также исследование возможностей добычи сланцевого газа. Как подчеркивают эксперты, эксперимент с прямым заимствованием американского опыта «сланцевой революции» является политическим проектом [17], но он позволит Польше иметь больше гибкости и пространства для маневра в ходе потенциально непростых переговоров с Россией о цене на поставки энергоресурсов.

Восточное Партнерство Восточное Партнерство после своего появления в 2008 г. быстро стало важным элементом сложного комплекса международных отношений в регионе Центральной и Восточной Европы [18]. Эта польско-шведская инициатива вызвала оживленные дискуссии в российской политической элите и экспертном сообществе, поскольку отсутствовала уверенность в том, что она не несет угрозы интересам России на постсоветском пространстве. Европейские политики делали все возможное, чтобы убедить российских коллег, что «никаких помыслов, которые могли бы трактоваться, как направленные против России, у Евросоюза нет» [19]. Но эти усилия не дали желаемых результатов. Еще одна попытка найти понимание у Москвы была предпринята министром иностранных дел Польши Р. Сикорским, посетившим Россию 6 мая 2009 г., накануне саммита Восточного партнерства, однако и она не увенчалась успехом. Официальная Москва по-прежнему скептически и настороженно относилась к Восточному Партнерству.

125

Позиция России стала меняться только в силу невысокого интереса крупнейших стран ЕС к учредительному саммиту Восточного Партнерства, который состоялся в Праге в 2009 г.

Тем не менее, общее негативное восприятие России в отношении самой инициативы сохранилось и нашло отражение на саммите Россия—ЕС в Хабаровске в конце мая 2009 г. Это был один из немногих саммитов Россия—ЕС, во время которого не было подписано официальных документов и деклараций. В его ходе президент Д. Медведев выразил обеспокоенность инициативой создания Восточного Партнерства и усомнился в том, что данный проект не направлен против России [20]. Между тем долговой кризис Европейского Союза привел к снижению интереса его крупнейших государств-членов к внешнеполитическим проектам. В связи с этим российское руководство стало более сдержано относиться к внешнеполитической активности ЕС на постсоветском пространстве.

Это было хорошо видно на примере того, как практически незамеченным российскими наблюдателями остался второй саммит Восточного партнерства, прошедший в 2011 г. в Варшаве. Эксперты изначально скептически относились к тому, что Польше в ходе ее председательства в Совете ЕС удастся поддержать интерес к Восточному партнерству. По их мнению, оно заняло видное место в программе польского председательства в Совете ЕС, но не смогло привлечь всеобщего внимания со стороны стран Западной Европы. Хотя в ходе варшавского саммита и были достигнуты практические договоренности о финансировании Восточного Партнерства, он не стал кульминацией польского председательства [21].

Позиция официальной Москвы в данном вопросе сформулирована членом Совета Федерации РФ К. Косачевым, который предостерег Запад от конкуренции с Россией на постсоветском пространстве [22]. Однако восточный вектор является одним из приоритетных направлений современной внешней политики Польши. Поэтому в дальнейшем конкуренции на постсоветском пространстве сторонам избежать не удастся.

Вопросы безопасности в Европе

Вопросы безопасности играют ключевую роль в политическом диалоге между Россией и Польшей. Это касается прежде всего перспектив размещения элементов противоракетной обороны США на территории Польши. Польское правительство — после долгих переговоров — весной 2008 г. дало официальное согласие на размещение на своей территории элементов американской ПРО. Уже в августе 2008 г. между США и Польшей был подписан соответствующий договор. Планировалось, что строительство и оснащение баз на территории Польши пройдет в 2009-2014 гг. Однако в сентябре 2009 г. президент США Б. Обама объявил о внесении изменений в концепцию ПРО и о временной приостановке реализации проекта.

Россия крайне негативно отреагировала на попытки размещения элементов ПРО в регионе ЦВЕ и потребовала гарантий того, что ракеты не будут использованы против ее антиракетного потенциала. В качестве ответной меры генерал Ю. Балуевский в 2007 г. не исключил нацеливания российских ракет средней и малой дальности на элементы ПРО США в Европе, так как их размещение несет угрозу национальной безопасности страны. А в ноябре 2011 г. президент Д. Медведев пригрозил разместить в Ка-линиградской области ракетные комплексы «Искандер», если США продолжат в одностороннем порядке возведение объектов ПРО в Европе. Несмотря на то что создание

126

элементов ПРО в Польше приостановлено, вопрос о том, какой будет конфигурация системы противоракетной обороны в Европе, остается открытым. Дальнейшие переговоры обещают быть сложными и, вероятно, будут негативно сказываться на атмосфере российско-польских отношений в целом.

* * *

За последние несколько лет в российско-польских отношениях наметилась положительная динамика. Несмотря на то что довольно существенный перечень противоречий сохраняется, нельзя не отметить, что они в последнее время приобрели новое качество. Значительно пополнилась нормативно-правовая база отношений, сотрудничество между странами постепенно институционализируется и охватывает многие сферы общественной деятельности, а российско-польский диалог имеет все более многоуровневую природу. С уверенностью можно сказать, что этап «летаргии» в отношениях России и Польши закончен. При этом следует отметить, что потепление связано с целым рядом факторов. Главными катализаторами нынешнего сближения двух стран стали спрос на него со стороны активной части общества, политическая воля руководства двух стран, а также отказ от бескомпромиссной риторики по нескольким наиболее острым проблемам двусторонних отношений.

Литература

1. О трагедии в Катыни и отношениях с Польшей // Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады. http://www.levada.ru/21-04-2011/o-tragedii-v-katyni-i-otnosheniyakh-s-polshei (дата обращения: 27.02.2013).

2. В. Матвиенко: РФ ждет активизации контактов с Польшей после вступления в силу Соглашения о приграничном передвижении. 25.05.2012 // РБК. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120522205507.shtml (дата обращения: 27.02.2013).

3. Бухарин Н. Феномен Польши // Власть. 2011. № 12. С. 148-151.

4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421863.html (дата обращения: 27.02.2013)

5. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 656 с.

6. Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419789.html (дата обращения: 27.02.2013).

7. Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. URL: http://xxc.ru/sobor/itog_docs/poslanie_sobora_kliru.htm (дата обращения: 27.02.2013).

8. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». URL: http:// sobor-2008.ru/428914/index.html (дата обращения: 27.02.2013).

9. Образ православного верующего в России. 08.06.2012. URL: http://www.carnegie.ru/events/?fa=3725 (дата обращения: 27.02.2013).

10. ВЦИОМ. Опрос «Религия в нашей жизни». 11.10.2007. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=8954 (дата обращения: 27.02.2013).

11. CBOS. Miedzy Kosciolem a lokalem wyborczym — o politycznym zaangazowaniu ksiedzy. BS/152/2011. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2011/K_152_11.PDF (дата обращения: 27.02.2013).

12. CBOS. Dwie dekady przemian religijnosci w Polsce, BS/120/2009. URL: http://www.cbos.pl/SPISKOM. P0L/2009/K_120_09.PDF (дата обращения: 27.02.2013).

13. Jasiewicz K. The New Populism in Poland. The Usual Suspects? // Problems of Post-Communism. 2008. Vol. 55, N 3. P. 7-25.

14. Burdziej S. Voice of the Disinherited? Religious Media after the 2005 Presidential and Parliamentary Elections in Poland // East European Quarterly. 2008. Vol. 42, N 2. P. 207-221.

127

15. Sikorski w BBC: Rosja stosuje szantaz. 19.05.2006. URL: http://wiadomosci.gazeta.pl/wiadomosci/ 1,114873,3356650.html (дата обращения: 27.02.2013).

16. Pinski J. Pakt Putin — Schroeder // Wprost. 2005. N 37.

17. Шадурский А. В. Энергетическая безопасность Польши в условиях «сланцевой революции» // ПОЛИТЭКС = Политическая экспертиза. 2011. Т. 7, № 3. С. 103-112.

18. Трещенков Е. Ю. Восточное измерение политики соседства Европейского Союза: возникновение и эволюция // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. № 4. С. 118-129.

19. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с и. о. министра иностранных дел Чехии К. Шварценбергом, заместителем Гендиректора КЕС по внешним связям У. Мингарелли по итогам пленарного заседания Постоянного совета партнерства Россия—ЕС, Люксембург, 28 апреля 2009 года / Министерство иностранных дел России. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/DE59B152946D1FF0C32575A6006875C5 (дата обращения: 27.02.2013).

20. Пресс-конференция по итогам саммита Россия—Евросоюз. 22 мая 2009 года // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4172 (дата обращения: 27.02.2013).

21. Председательство Венгрии и Польши в Совете ЕС: «Больше Европы в Европе» // Современная Европа. 2012. № 4. С. 136-145.

22. Косачев К. Яблоко раздора? // Российская газета. 2009. 9 июля.

Статья поступила в редакцию 12 марта 2013 г.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.