УДК 327.8
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3
И. В. Грецкий
РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
С момента роспуска Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи и распада СССР отношения между Россией и Польшей складывались весьма непросто. В начале 1990-х годов, казалось, между руководством двух стран наметилось взаимопонимание по вопросам экономического и политического сотрудничества, общей истории, был подписан ряд основополагающих документов. В августе 1993 г. Б. Н. Ельцин совершил официальный визит в Варшаву и привез первые архивные документы о катынском преступлении. К сожалению, данная тенденция не получила развития в последующие годы, сменившись периодом напряженности и противоречий, который многие специалисты называют временем «летаргии» в российско-польских отношениях. Оно характеризовалось прежде всего взаимным отчуждением, сопровождавшимся агрессивной полемикой в СМИ, обвинениями и спорами вокруг общей истории. В 2010-2012 гг. в отношениях между двумя странами произошел ряд важных событий, который позволяет говорить об окончании периода «летаргии». В данной статье рассматривается современное состояние отношений России и Польши, выделяются и анализируются ключевые проблемы и тенденции российско-польского диалога, а также факторы, позволившие странам начать новый этап двусторонних отношений.
На пути к нормализации отношений
В Польше после победы партии «Гражданская Платформа» на парламентских выборах 2007 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Д. Туском. Оно несколько изменило подход к взаимодействию с Россией. Во-первых, правительство Д. Туска стало строить отношения с Россией не напрямую, а через Брюссель. Во-вторых, оно пошло на компромисс с Россией по многим важным вопросам политического и экономического характера. Так, Польша сняла вето на переговоры по новому соглашению между Россией и ЕС, смягчила свою позицию по вопросу о вступлении России в ОЭСР и ВТО, и даже выразила готовность обсуждать с Россией вопросы размещения элементов ПРО США. Польша стала последовательно выступать за отмену визового режима между ЕС и Россией. Стоит также упомянуть, что первый свой официальный визит в Москву Д. Туск совершил в феврале 2008 г. несмотря на то, что по очередности визит должен был совершить его российский коллега.
В это же время предпринимается ряд шагов по институционализации российско-польского диалога на самых различных уровнях. В 2008 г. была воссоздана Рабочая группа по сложным вопросам российско-польских отношений. Впервые она появилась в 2002 г., но в связи с общим ухудшением состояния двусторонних отношений ее работа была прервана. К настоящему моменту группа провела большую работу по
Грецкий Игорь Владимирович — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © И. В. Грецкий, 2013
121
определению наиболее проблемных периодов истории, организовала ряд научных мероприятий и опубликовала ряд трудов по истории отношений России/СССР и Польши в XX в. Еще одним положительным моментом этого периода является возобновление после долгого перерыва деятельности Российско-Польского форума общественности, который прилагает усилия для активизации диалога среди представителей культуры.
Однако, на наш взгляд, знаковым рубежом в российско-польских отношениях стал 2010 г. В это время динамично развивалось российско-польское сотрудничество на самом высоком уровне. В апреле 2010 г. — накануне трагической гибели президента Польши — премьер-министр Польши Д. Туск и премьер-министр России В. Путин подписали долгосрочный контракт на поставки и транзит природного газа. Президент Д. Медведев совершил свой визит в Польшу в декабре 2010 г. — первый официальный визит российского главы государства с 1993 г. В его ходе был подписан ряд важных документов, среди которых Протокол о намерениях относительно создания Центра российско-польского диалога и согласия в РФ и Центра польско-российского диалога и согласия в Польше и Декларация об интенсификации сотрудничества и молодежных обменах между РФ и Польшей. В период 2010-2011 гг. польской стороне были переданы копии более 140 томов дел, касающихся Катынского преступления. В это же время в Москве и Вроцлаве были учреждены Центры диалога и согласия, деятельность которых направлена на расширение двустороннего гуманитарного сотрудничества в сфере науки, культуры и образования.
Трагическая гибель президента Польши Л. Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 г. вызвала сочувствие и сопереживание подавляющего большинства россиян [1]. Однако сегодня в Польше вызывает недоумение тот факт, что Россия до сих пор не может вернуть обломки потерпевшего крушение президентского самолета. В ходе своего визита в Польшу в мае 2012 г. председатель Совета Федерации В. Матвиенко высказала мнение, что обломки самолета Россия вернет Польше сразу после завершения следствия и это произойдет в течение «ближайших месяцев» [2]. В декабре 2012 г. министр иностранных дел Польши Р. Сикорский был вынужден обратиться к главе европейской дипломатии К. Эштон, констатируя, что двусторонние контакты не работают. Тем не менее этот вопрос к началу 2013 г. не был урегулирован, провоцируя негодование и многочисленные спекуляции вокруг данного сюжета.
Россия и Польша проявляют стабильный интерес к сотрудничеству в экономической сфере. Польская экономика благополучно миновала первую волну кризиса, став единственной среди стран ЕС, которая избежала рецессии, не снизив показатели промышленного производства. На пике долгового кризиса, охватившего всю Европу, в 2009 г. Польша продемонстрировала рост в 1,7%. Во многом это объясняется относительно консервативной кредитной политикой государства и банковской системы, невысокой зависимостью ВВП страны от экспорта, финансированием проектов из фондов ЕС. Однако развитие мировой экономики в дальнейшем спрогнозировать довольно сложно. Аналитические и рейтинговые агентства в течение последних двух лет несколько раз корректировали прогнозы мирового экономического развития в сторону понижения. По мнению специалистов, угроза рецессии вполне может быть реальна и для Польши, товары которой поставляются преимущественно в страны ЕС. В такой ситуации польские производители стараются искать новые рынки, диверсифицируя направления сбыта, и обращают свое внимание на страны Таможенного Союза, прежде всего на Россию [3].
122
Межцерковный диалог
В течение последних двадцати лет отношения между Русской православной церковью (РПЦ) и Римско-католической церковью (РКЦ) были достаточно напряженными. Предметом споров была церковная собственность на постсоветском пространстве, особенно на западных его окраинах, в Украине. Главным образом на этой почве интересы Московского патриархата сталкивались с Украинской Греко-католической церковью, которая признает верховенство папы, но пользуется значительной долей автономии. Однако непосредственной претензией со стороны РПЦ было обвинение РКЦ в прозелитизме. Католицизм вот уже длительное время считается православными иерархами едва ли не единственным потенциальным конкурентом в борьбе за паству. Любые миссионерские инициативы РКЦ на постсоветском пространстве всегда воспринимались не иначе как «католическая экспансия среди традиционно православного населения России и стран СНГ», которая считалась недопустимой [4]. Острая фаза противостояния между церквями началась в 2001 г., когда папа Иоанн Павел II посетил Украину — территорию, которую в РПЦ считают своей — «канонической», а в течение следующих лет на территории Украины и России было основано несколько новых католических епархий [5, с. 426-427].
Но очень скоро РПЦ столкнулась с новыми угрозами, которые постепенно заняли доминирующее место в повестке дня. Главным образом речь идет о секуляризме и нарастающей популярности либеральных ценностей в российском обществе. Так, еще в 2000 г. действия УГКЦ и прозелитизм считались московскими церковными иерархами главным препятствием для продолжения диалога между РКЦ и РПЦ [6]. Особое внимание проблеме секуляризма было уделено в ходе Архиерейского Собора 2004 г. Указывалось, что секуляризм стал «всемирной силой», которая пытается вытеснить Церковь из политической и общественной жизни. Было принято решение противодействовать таким процессам, наращивая присутствие Церкви во всех социальных сферах [7]. В конце 2000-х — начале 2010-х годов проблема прозелитизма и связанные с ней претензии в адрес РКЦ исчезли из официальных документов РПЦ. Главным врагом для РПЦ отныне является секуляризм и либерально-демократические ценности. Такая расстановка приоритетов позволила РПЦ уйти от конфликтной части повестки дня с РКЦ и перевести отношения с последней в русло диалога. Очевидно, что сближение с Польским Костелом началось еще во второй половине 2000-х годов. Уже в 2008 г. РПЦ констатировала совпадение точек зрения с РКЦ в деле сохранения традиционных христианских ценностей, несмотря на существующие между церквями разногласия [8].
Основой для сближения и продолжения межцерковного диалога послужили в первую очередь схожие социальные процессы в России и Польше. Несмотря на то что по статистике в России насчитывается 75-80% православных, религия в жизни большинства из них играет маргинальную роль. По данным главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Б. Дубина, 90% из тех, кто считает себя православным, никак не участвуют в жизни церкви, а около 30% населения отрицают существование Бога [9]. По мере того, как усиливаются попытки РПЦ расширить свое присутствие в сфере образования, в России постепенно увеличивается число противников введения в школах основ религии. Сегодня только 4% россиян считают, что церковь должна быть источником морально-нравственных ценностей в процессе воспитания детей [10]. Кроме того, серьезный урон имиджу и репутации РПЦ наносят многочисленные скандалы
123
с участием как простых священников, так и высших церковных иерархов, которые стали часто попадать в фокус общественного внимания.
В Польше декларативная религиозность в течение последних 20 лет остается стабильной — около 95%. Однако все больше поляков подвергают сомнению церковные догматы, реже молятся и реже посещают службы. Постепенно увеличивается и без того большое число людей, которые не хотят, чтобы Костел влиял на их политические предпочтения [11]. Опросы свидетельствуют о том, что религиозность поляков становится все менее институциализированной, но все более индивидуалистичной. Особенно ярко эта тенденция выражена среди молодого поколения [12]. Это стало одним из факторов роста популярности «Движения Паликота», которое в ходе парламентских выборов 2012 г. выступало с антиклерикальных позиций.
Таким образом, обе Церкви в последнее время испытывают существенные затруднения в диалоге с обществом. Это стало основой сближения Церквей и нашло отражение в Совместном послании народам России и Польши, которое было подписано в августе 2012 г. в ходе исторического визита Патриарха Кирилла в Польшу. По своему характеру послание является антилиберальным документом, так как в нем осуждению подвергается многое из того, что в условиях либеральной демократии принято считать нормой. Послание в качестве главных источников опасности определяет такие явления, как «светский фундаментализм», секуляризацию европейских обществ, религиозную индифферентность, изменение традиционной морали и вытеснение религии на периферию общественной жизни. Очевидно, что эта позиция сегодня разделяется в полной мере обеими Церквями, и именно она будет служить основой для их диалога в будущем.
Сближение между Церквями стало возможно еще и потому, что в каждой из них возобладали сторонники диалога, а не фундаменталисты. В Польше фундаменталистское крыло церковного истеблишмента вращается вокруг о. Т. Рыдзыка и «Радио Мария» [13]. Они выступают за совмещение национальных и религиозных ценностей, а также за большее вовлечение Костела во внутреннюю и внешнюю политику страны, зачастую призывая прихожан голосовать на выборах за того или иного кандидата. Особенно ярко это проявилось в ходе президентских (2005) и парламентских (2005, 2007) выборов в Польше [14]. РПЦ также испытывает значительное влияние консервативно-фундаменталистских кругов, что отражается на позиции Патриархата во внешнецерковных вопросах. По этой причине в 2006 г. известный российский историк и социолог Н. Митрохин утверждал, что из-за их влияния католицизм закрепился в представлении православных иерархов и прихожан как враг, поэтому в краткосрочной перспективе о диалоге Церквей не могло быть речи [5, с. 443]. Однако несмотря на это, точки соприкосновения были все-таки найдены.
Точки напряженности
Несмотря на положительную динамику развития российско-польских отношений последних лет, в них сохраняются противоречия. Прежде всего они касаются сюжетов, затрагивающих историю двусторонних отношений. Несмотря на то что Россией и Польшей предпринимаются активные шаги по разрешению давних споров, «белых пятен» остается довольно много. Процесс восстановления общей истории будет в обязательном порядке сопровождаться оживленными дебатами и дискуссиями. Тем не менее важность процесса осмысления и анализа общей истории сложно переоценить, так
124
как заполнение «пятен» заставляет по-новому взглянуть не только на историю отношений между странами, но прежде всего на историю своей страны.
Кроме этого, в современных российско-польских отношениях имеется ряд других проблемных вопросов, анализ которых приводится ниже.
Поставки энергоресурсов Торговле минеральным сырьем уделяется особое внимание в российско-польских отношениях. За счет переработки природного газа Польша удовлетворяет только 12% своих потребностей в энергии, а в сумме лишь около 20% потребностей Польши в энергии удовлетворяются за счет импорта энергоресурсов, в котором Россия занимает место главного поставщика. Поставки природного газа сегодня осуществляются «Газпромом» в ежегодном объеме около 10 млрд м3 польской PGNiG по долгосрочному соглашению по принципу take-or-pay. Данный принцип применяется для того, чтобы застраховать риски поставщиков, но в случае существенных изменений конъюнктуры рынка — которые имели место во время мирового финансового кризиса — часто про-воцировует затяжные споры вокруг изменения цены поставок.
Бурную реакцию в Польше вызвал запуск проекта трубопровода «Северный Поток», так как он внес существенные изменения в систему энергетической безопасности страны. Действительно, значение Польши как страны-транзитера российского природного газа в Западную Европу несколько уменьшилось. Кроме того, в определенной части польского истеблишмента укрепилось мнение, что Северный Поток в будущем может быть использован Россией для политического и экономического шантажа [15], а само российско-германское соглашение получило в польской прессе название «пакт Путина—Шредера» [16].
Польское правительство и сегодня выступает против строительства «Северного Потока», но параллельно развивает инфраструктурные объекты, реализация которых направлена на диверсификацию поставок энергоресурсов. К ним принадлежит строительство LNG-терминала в г. Свиноустье, а также исследование возможностей добычи сланцевого газа. Как подчеркивают эксперты, эксперимент с прямым заимствованием американского опыта «сланцевой революции» является политическим проектом [17], но он позволит Польше иметь больше гибкости и пространства для маневра в ходе потенциально непростых переговоров с Россией о цене на поставки энергоресурсов.
Восточное Партнерство Восточное Партнерство после своего появления в 2008 г. быстро стало важным элементом сложного комплекса международных отношений в регионе Центральной и Восточной Европы [18]. Эта польско-шведская инициатива вызвала оживленные дискуссии в российской политической элите и экспертном сообществе, поскольку отсутствовала уверенность в том, что она не несет угрозы интересам России на постсоветском пространстве. Европейские политики делали все возможное, чтобы убедить российских коллег, что «никаких помыслов, которые могли бы трактоваться, как направленные против России, у Евросоюза нет» [19]. Но эти усилия не дали желаемых результатов. Еще одна попытка найти понимание у Москвы была предпринята министром иностранных дел Польши Р. Сикорским, посетившим Россию 6 мая 2009 г., накануне саммита Восточного партнерства, однако и она не увенчалась успехом. Официальная Москва по-прежнему скептически и настороженно относилась к Восточному Партнерству.
125
Позиция России стала меняться только в силу невысокого интереса крупнейших стран ЕС к учредительному саммиту Восточного Партнерства, который состоялся в Праге в 2009 г.
Тем не менее, общее негативное восприятие России в отношении самой инициативы сохранилось и нашло отражение на саммите Россия—ЕС в Хабаровске в конце мая 2009 г. Это был один из немногих саммитов Россия—ЕС, во время которого не было подписано официальных документов и деклараций. В его ходе президент Д. Медведев выразил обеспокоенность инициативой создания Восточного Партнерства и усомнился в том, что данный проект не направлен против России [20]. Между тем долговой кризис Европейского Союза привел к снижению интереса его крупнейших государств-членов к внешнеполитическим проектам. В связи с этим российское руководство стало более сдержано относиться к внешнеполитической активности ЕС на постсоветском пространстве.
Это было хорошо видно на примере того, как практически незамеченным российскими наблюдателями остался второй саммит Восточного партнерства, прошедший в 2011 г. в Варшаве. Эксперты изначально скептически относились к тому, что Польше в ходе ее председательства в Совете ЕС удастся поддержать интерес к Восточному партнерству. По их мнению, оно заняло видное место в программе польского председательства в Совете ЕС, но не смогло привлечь всеобщего внимания со стороны стран Западной Европы. Хотя в ходе варшавского саммита и были достигнуты практические договоренности о финансировании Восточного Партнерства, он не стал кульминацией польского председательства [21].
Позиция официальной Москвы в данном вопросе сформулирована членом Совета Федерации РФ К. Косачевым, который предостерег Запад от конкуренции с Россией на постсоветском пространстве [22]. Однако восточный вектор является одним из приоритетных направлений современной внешней политики Польши. Поэтому в дальнейшем конкуренции на постсоветском пространстве сторонам избежать не удастся.
Вопросы безопасности в Европе
Вопросы безопасности играют ключевую роль в политическом диалоге между Россией и Польшей. Это касается прежде всего перспектив размещения элементов противоракетной обороны США на территории Польши. Польское правительство — после долгих переговоров — весной 2008 г. дало официальное согласие на размещение на своей территории элементов американской ПРО. Уже в августе 2008 г. между США и Польшей был подписан соответствующий договор. Планировалось, что строительство и оснащение баз на территории Польши пройдет в 2009-2014 гг. Однако в сентябре 2009 г. президент США Б. Обама объявил о внесении изменений в концепцию ПРО и о временной приостановке реализации проекта.
Россия крайне негативно отреагировала на попытки размещения элементов ПРО в регионе ЦВЕ и потребовала гарантий того, что ракеты не будут использованы против ее антиракетного потенциала. В качестве ответной меры генерал Ю. Балуевский в 2007 г. не исключил нацеливания российских ракет средней и малой дальности на элементы ПРО США в Европе, так как их размещение несет угрозу национальной безопасности страны. А в ноябре 2011 г. президент Д. Медведев пригрозил разместить в Ка-линиградской области ракетные комплексы «Искандер», если США продолжат в одностороннем порядке возведение объектов ПРО в Европе. Несмотря на то что создание
126
элементов ПРО в Польше приостановлено, вопрос о том, какой будет конфигурация системы противоракетной обороны в Европе, остается открытым. Дальнейшие переговоры обещают быть сложными и, вероятно, будут негативно сказываться на атмосфере российско-польских отношений в целом.
* * *
За последние несколько лет в российско-польских отношениях наметилась положительная динамика. Несмотря на то что довольно существенный перечень противоречий сохраняется, нельзя не отметить, что они в последнее время приобрели новое качество. Значительно пополнилась нормативно-правовая база отношений, сотрудничество между странами постепенно институционализируется и охватывает многие сферы общественной деятельности, а российско-польский диалог имеет все более многоуровневую природу. С уверенностью можно сказать, что этап «летаргии» в отношениях России и Польши закончен. При этом следует отметить, что потепление связано с целым рядом факторов. Главными катализаторами нынешнего сближения двух стран стали спрос на него со стороны активной части общества, политическая воля руководства двух стран, а также отказ от бескомпромиссной риторики по нескольким наиболее острым проблемам двусторонних отношений.
Литература
1. О трагедии в Катыни и отношениях с Польшей // Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады. http://www.levada.ru/21-04-2011/o-tragedii-v-katyni-i-otnosheniyakh-s-polshei (дата обращения: 27.02.2013).
2. В. Матвиенко: РФ ждет активизации контактов с Польшей после вступления в силу Соглашения о приграничном передвижении. 25.05.2012 // РБК. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120522205507.shtml (дата обращения: 27.02.2013).
3. Бухарин Н. Феномен Польши // Власть. 2011. № 12. С. 148-151.
4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421863.html (дата обращения: 27.02.2013)
5. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 656 с.
6. Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419789.html (дата обращения: 27.02.2013).
7. Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. URL: http://xxc.ru/sobor/itog_docs/poslanie_sobora_kliru.htm (дата обращения: 27.02.2013).
8. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». URL: http:// sobor-2008.ru/428914/index.html (дата обращения: 27.02.2013).
9. Образ православного верующего в России. 08.06.2012. URL: http://www.carnegie.ru/events/?fa=3725 (дата обращения: 27.02.2013).
10. ВЦИОМ. Опрос «Религия в нашей жизни». 11.10.2007. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=8954 (дата обращения: 27.02.2013).
11. CBOS. Miedzy Kosciolem a lokalem wyborczym — o politycznym zaangazowaniu ksiedzy. BS/152/2011. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2011/K_152_11.PDF (дата обращения: 27.02.2013).
12. CBOS. Dwie dekady przemian religijnosci w Polsce, BS/120/2009. URL: http://www.cbos.pl/SPISKOM. P0L/2009/K_120_09.PDF (дата обращения: 27.02.2013).
13. Jasiewicz K. The New Populism in Poland. The Usual Suspects? // Problems of Post-Communism. 2008. Vol. 55, N 3. P. 7-25.
14. Burdziej S. Voice of the Disinherited? Religious Media after the 2005 Presidential and Parliamentary Elections in Poland // East European Quarterly. 2008. Vol. 42, N 2. P. 207-221.
127
15. Sikorski w BBC: Rosja stosuje szantaz. 19.05.2006. URL: http://wiadomosci.gazeta.pl/wiadomosci/ 1,114873,3356650.html (дата обращения: 27.02.2013).
16. Pinski J. Pakt Putin — Schroeder // Wprost. 2005. N 37.
17. Шадурский А. В. Энергетическая безопасность Польши в условиях «сланцевой революции» // ПОЛИТЭКС = Политическая экспертиза. 2011. Т. 7, № 3. С. 103-112.
18. Трещенков Е. Ю. Восточное измерение политики соседства Европейского Союза: возникновение и эволюция // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2010. № 4. С. 118-129.
19. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с и. о. министра иностранных дел Чехии К. Шварценбергом, заместителем Гендиректора КЕС по внешним связям У. Мингарелли по итогам пленарного заседания Постоянного совета партнерства Россия—ЕС, Люксембург, 28 апреля 2009 года / Министерство иностранных дел России. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/DE59B152946D1FF0C32575A6006875C5 (дата обращения: 27.02.2013).
20. Пресс-конференция по итогам саммита Россия—Евросоюз. 22 мая 2009 года // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4172 (дата обращения: 27.02.2013).
21. Председательство Венгрии и Польши в Совете ЕС: «Больше Европы в Европе» // Современная Европа. 2012. № 4. С. 136-145.
22. Косачев К. Яблоко раздора? // Российская газета. 2009. 9 июля.
Статья поступила в редакцию 12 марта 2013 г.
128