РОССИЙСКО-ПАКИСТАНСКИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.И. Хашханов
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье авторы анализируют развитие российско-пакистанских межгосударственных связей с 1991 г. по настоящее время. Отношения России и Пакистана развиваются непросто, так как на их развитие влияет целый ряд факторов. Одним из них стал фактор США, которые в период холодной войны вовлекли Пакистан в ряд враждебных СССР военно-политических блоков, что сформировало определенные негативные стереотипы в восприятии друг друга. Следующим стал индийский фактор, который Россия всегда должна была учитывать при выстраивании отношений с Пакистаном. Также на двусторонние связи влияет афганский фактор. В статье проанализированы направления межгосударственных отношений России и Пакистана, отмечено ведущее направление торгово-экономического сотрудничества, рассмотрены причины, тормозящие их дальнейшее развитие. Авторы отмечают перспективные направления сотрудничества, что отвечает интересам двух стран в новых международных условиях.
Ключевые слова: Центральная и Южная Азия, Пакистан, советско-пакистанское сотрудничество, торгово-экономические отношения, Асиф Али Зардари, Наваз Шариф, визит Шойгу в Пакистан, военно-техническое сотрудничество, афганский наркотрафик, региональная безопасность.
Введение
Обоснование темы. В настоящее время международные санкции, примененные к России в силу событий на юго-востоке Украины, в значительной степени ограничили возможности западноевропейского направления ее внешней политики. В этой ситуации вполне очевидно, что Россия должна действовать более активно на восточном и южном направлениях. Что касается южного направления, то имеются в виду, помимо Южного Кавказа, регионы Южной и Юго-Западной Азии. России издавна имела здесь взаимовыгодные разносторонние контакты и связи, с государствами этих регионов на сегодняшний день у России нет острых политических и территориальных проблем.
В странах Южной и Юго-Западной Азии непростая социально-экономическая и политическая ситуация, в силу различных обстоятельств конфлик-тогенность здесь является довольно высокой. Тем не менее, от социально-
99
экономической и политической ситуации в этих регионах зависит безопасность южных границ России. В интересах России развивать сотрудничество со всеми странами этих регионов как в двусторонних, так и многосторонних форматах.
Одним из таких государств является Исламская Республика Пакистан. Пакистан находится на стыке важных геополитических регионов - Юго-Западной и Центральной Азии, имеет растущую экономику, довольно мощную армию, является вторым по численности мусульманского населения государством в мире, обладает быстро растущими арсеналами ядерного оружия. После ожидающегося вывода основного контингента Международных сил содействия безопасности в Афганистане роль Пакистана в обеспечении безопасности Южной и Центральной Азии неизмеримо вырастет. Россия должна быть заинтересована в выстраивании добрососедских отношений с Пакистаном, играющим, несомненно, важную роль в обеспечении безопасности на ее южных рубежах.
Обзор литературы. В настоящее время проблемами социальной, экономической, политической истории Пакистана занимается целый ряд отечественных исследователей. Тема взаимоотношений России и Исламской Республики Пакистан также является предметом постоянного внимания востоковедов, среди которых нужно особо выделить работы В Я. Белокреницкого, И.В. Жмуйды, С.Н. Каменева, И.М. Компанцева, А.Ю. Рудницкого, И.Н. Се-ренко и других и др. [1]. Среди многочисленных тем, связанных с данной проблематикой, определенный интерес вызывает и проблема причин недостаточного развития двусторонних отношений в самых различных сферах, а также перспектив сотрудничества.
Цель и задачи. В статье предполагается выявить процесс развития связей и контактов на высоком и высшем уровне с 1991 г. по настоящее время, выяснить основные направления двустороннего сотрудничества, установить причины замедления отношений в настоящее время, определить перспективные направления сотрудничества.
Исследование проблемы
Дипломатические отношения между Пакистаном и СССР были установлены 1 мая 1948 г. [2]. Несмотря на то, что обе страны исторически не имели спорных проблем, отношения между двумя государствами в дальнейшем стали развиваться непросто. Дело в том, что на развитие отношений двух стран стал влиять целый ряд факторов. Одним из таких факторов стала политика США в Южной Азии. Вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. США в условиях холодной войны вовлекли Пакистан в военно-политические блоки СЕНТО и СЕАТО, и Пакистан фактически стал форпостом НАТО на южных границах СССР.
Следующим фактором, оказывавшим и до сих пор оказывающим влияние на развитие отношений СССР и Пакистана, стали советско-индийские отношения, которые, как известно, были довольно тесными и разносторонними. В интересах сохранения и укрепления отношений с Индией СССР в течение длительного времени сдерживал развитие отношений с Пакистаном.
Еще одним важнейшим фактором, влиявшим на развитие отношений СССР и Пакистана, стала гражданская война в Афганистане в 1980-е гг., из-за чего СССР и Пакистан оказались по разные стороны. В общем, как отмечает российская исследовательница И.Н. Серенко, «.исторически отношения Пакистана с Советским Союзом, а затем и с Россией как его основной правопреемницей носили турбулентный характер, отмеченный спадами и подъемами. Взаимное недоверие и напряженность, имевшие место в отношениях двух государств в прошлом, были обусловлены существовавшей тогда би-полярностью мира и общей расстановкой сил на международной арене, связанной с военно-политическим противостоянием двух социально-экономических блоков» [3].
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. и распада СССР в 1991 г. сложились более благоприятные предпосылки для улучшения отношений новой России и Пакистана. Россия была признана пакистанским правительством как государство-продолжатель СССР уже 20 декабря 1991 г. Стоит отметить, что Исламская Республика Пакистан была фактически первым государством, заявившим о признании России в качестве правопреемницы СССР. Уже в 1991 г. состоялся визит в Пакистан вице-президента Российской Федерации А.В. Руцкого, в ходе которого появились признаки отхода России от традиционной поддержки Индии в некоторых вопросах международной жизни [4]. В 1992 г. между Правительствами РФ и ИРП было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в котором стороны договаривались предоставлять друг другу «режим наиболее благо-приятствуемой нации во всех вопросах, относящихся к торгово-экономическим отношениям» [5]. В 1993 г. состоялся визит министра иностранных дел РФ А.В. Козырева, в 1994 г. состоялся ответный визит в Москву министра иностранных дел Пакистана Сардара Асеф Ахмед Али, во время которого был парафирован проект российско-пакистанского Договора о сотрудничестве и принципах взаимоотношений. Также был подписан целый ряд документов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству двух стран.
Подписание этих и других подобных соглашений в последующие годы, казалось, должно было оживить двусторонние контакты, но сложившиеся в годы холодной войны стереотипные подходы недоверия и подозрительности в отношении друг друга не позволили странам начать осуществлять активное сотрудничество. Официальный визит премьер-министра Пакистана На-ваза Шарифа в Москву в апреле 1999 г. и подписание соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве [6] также не способствовал выводу двусто-
ронних отношений на качественно новый уровень, но уже в те годы наметилась слабая тенденция к росту товарооборота. Так, объем товарооборота между двумя странами в 2001 г. возрос до 98,4 млн. долл. США по сравнению с 70 млн. долл. США в 2000 г. [7].
После терактов в США 11 сентября 2001 г. Пакистан, на территории которого скрывалось немало террористических групп, оказался в эпицентре глобальной борьбы с международным терроризмом. Под давлением США и других стран Пакистан присоединился к антитеррористической операции в Афганистане. С этого времени российско-пакистанские отношения вступили в период динамичного развития. В частности, был подписан Договор о сотрудничестве и принципах взаимоотношений между РФ и ИРП, значительно возросла интенсивность двусторонних контактов на высшем и высоком уровне. В феврале 2003 г. состоялся официальный визит в Москву Президента Пакистана П. Мушарафа, в ходе которого было подписано несколько документов, в том числе Соглашение о сотрудничестве между дипломатическими академиями МИД Пакистана и России, Программа обменов в области культуры, науки и образования на 2003-2006 гг. и др. Эти договоренности позволили заложить основу для наращивания российско-пакистанского взаимодействия в двустороннем и многостороннем форматах, что позволило вывести отношения двух стран из состояния застоя, подняв их на новый уровень «реалистических взаимоотношений» [8].
В ходе визита Президента П. Мушарафа в Москву обозначилось сближение России и Пакистана по отдельным региональным и глобальным проблемам, включая предупреждение гонки вооружений в космосе, борьбу с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом ядерных материалов и наркотиков, транснациональной организованной преступностью. Кроме того, были намечены ведущие направления перспективного взаимовыгодного сотрудничества: энергетика, нефтегазодобыча, металлургия, использование космических технологий, телекоммуникации и др.
В апреле 2007 г. состоялся официальный визит в ИРП председателя Правительства России М.Е. Фрадкова. Следует отметить, что М.Е. Фрадкову был оказан самый радушный прием, так как последний подобный визит состоялся 38 лет назад, когда председатель правительства СССР А.Н. Косыгин посетил Исламабад в 1968 г. Глава российского правительства отметил: «Пакистан занимает важное место среди внешнеполитических партнеров России. Конструктивное взаимодействие с этим государством в региональных и общемировых делах имеет для Российской Федерации большое значение» [9].
В сентябре 2008 г. главы внешнеполитических ведомств РФ и ИРП встретились в Нью-Йорке в рамках 63-й сессии ГА ООН. Также поддерживались и другие контакты на высоком уровне. В июле 2008 г. в Москве с рабочим визитом находилась делегация таможенной службы Пакистана, а в сентябре 2008 г. в Исламабаде побывали эксперты ФСКН России. Поддерживались связи между парламентами двух стран. В мае 2006 г. Пакистан посетила де-
легация Комитета по международным делам Государственной Думы во главе с К.И. Косачевым. В мае 2007 г. в Москве и Санкт-Петербурге побывала делегация Национальной ассамблеи Пакистана во главе с А. Инайулла. Сотрудничество осуществлялось и по линии Счетной палаты РФ, Верховного Суда России, ряда министерств и ведомств двух стран. В 2008 г. был проведен целый ряд мероприятий в связи с 60-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. Состоялся обмен поздравительными посланиями на уровне глав дипломатических ведомств, проведены приемы в посольствах, фотовыставки. В российских и пакистанских СМИ опубликованы материалы, посвященные юбилею. В 2009 г. Президент Пакистана П. Мушараф вторично посетил Россию.
18 августа 2010 г. в Сочи в рамках четырехстороннего саммита с участием глав России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана состоялась встреча Президента России Д.А. Медведева и Президентом Пакистана Али Асифом Зардари, в ходе которой «были обсуждены возможности сотрудничества в финансовой сфере (открытие отделений банков в каждой стране), прием пакистанских студентов на обучение в России и многое другое» [10].
Этот период отмечен активизацией внешнеполитических контактов двух стран в таких организациях, как Организация Исламская конференция (ныне Организация исламского сотрудничества) и Шанхайская организация сотрудничества, куда при взаимном содействии Россия (2003) и Пакистан (2005) были приняты в качестве наблюдателей. Все это позитивно сказалось на двустороннем сотрудничестве. Так, наметилась тенденция роста товарооборота между двумя странами. В 2012 г. товарооборот вырос на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [11].
За 2010-2012 гг. Президент Д. А. Медведев встречался с Президентом Пакистана Зардари шесть раз - в рамках проведения встреч глав государств различного уровня (ШОС, 4-хсторонний - Афганистан, Пакистан, Россия, Таджикистан).
В 2011 г. председатель Правительства РФ В.В. Путин публично заявил, что Пакистан является очень важным партнером России в Южной Азии и мусульманском мире [12]. В ходе визита пакистанского Президента Зардари в Россию в мае 2011 г. был подписан ряд меморандумов о взаимопонимании, которые включали вопросы налаживания прямого воздушного сообщения, участия России в модернизации Карачинского металлургического завода, построенного с помощью СССР в 1970-е гг. и переживавшего на тот период тяжелые времена, и др. В 2012 г. министр иностранных дел РФ С.В. Лавров в Москве принял министра иностранных дел ИРП Хину Рабба-ни Кхар. На встрече обсуждались перспективы взаимодействия в области энергетики, металлургии, вопросы афганского урегулирования, совместной борьбы с терроризмом, ситуация в арабском мире и перспективы ядерной программы Ирана. В начале октября 2012 г. С.В. Лавров побывал с ответным визитом в Исламабаде, в ходе которого были подписаны три Меморандума о
взаимопонимании - в области металлургии, энергетики и железнодорожного транспорта.
Но, несмотря на кажущуюся интенсивность контактов и связей между Россией и Пакистаном на высшем и высоком уровне, тем не менее в политических, торгово-экономических, научно-технических и культурных отношениях с 2010 г. наступил спад.
Недоумение в правящих кругах Пакистана вызвал отказ Президента РФ В.В. Путина прибыть на четырехсторонний саммит президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана, который должен был состояться в столице Пакистана Исламабаде в октябре 2012 г. Буквально за неделю до его начала Президент России В.В. Путин направил официальное письмо Президенту Пакистана Асифу Али Зардари, информируя его о невозможности прибыть в Исламабад на указанную встречу. Поскольку Россия являлась одним из основных переговорщиков на данной встрече, то мероприятие было отменено. По словам официальных пакистанских лиц, такое решение Москвы было для них полной неожиданностью и воспринято с большой досадой, поскольку могли бы, наконец, увенчаться успехом многократные приглашения на самом высоком уровне с пакистанской стороны российскому Президенту посетить Пакистан, пусть и в рамках 4-стороннего саммита [13].
Существуют различные мнения по поводу того, почему Президент России В.В. Путин отказался ехать на эту встречу. Одну из основных причин специалисты связывают с предыдущими переговорами с представителями Газпрома об участии последнего в сооружении газопровода из Ирана в Пакистан и далее - в Индию. Россия надеялась получить больше прав на участие в этом проекте, нежели готов был предоставить Пакистан. Однако это стремление не было удовлетворено пакистанской стороной.
Вместе с тем перспективы двусторонних отношений существуют. Одним из таких направлений является военно-техническое сотрудничество. Пакистанское руководство неоднократно выражало намерение приобретать хорошо зарекомендовавшее себя на мировом рынке российское вооружение. Свидетельством заинтересованности Пакистана в наращивании военного и военно-технического сотрудничества может служить визит министра обороны РФ С.К. Шойгу в конце 2014 г. в Пакистан. Стороны заключили соглашение о сотрудничестве военных ведомств России и Пакистана, в том числе содействовать боеспособности армий, бороться с терроризмом и наркотрафиком, проводить совместные учения и подготовить базу для заключения еще одного соглашения о сотрудничестве, на этот раз в военно-морской сфере [14].
Также для России крайне важно сотрудничество с Пакистаном в борьбе с афганским наркотрафиком. С 2006 г. Россия страна активно участвует в программе Совета Россия - НАТО по подготовке кадров для профильных подразделений Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии. За этот период десятки пакистанцев прошли обучение в России. Развивается антинаркотическое сотрудничество и в двустороннем формате - на основе за-
ключенного в 2010 г. соглашения между ФСКН России и Министерством по контролю за наркотиками ИРП [15].
Большие перспективы может иметь сотрудничество в научно-технической сфере и в области высоких технологий, торговых флотов двух стран, продолжается содействие российской стороны в обеспечении работы построенных при содействии нашей страны ГЭС Мультан и металлургического завода в Карачи. Актуальными являются вопросы об участии российских фирм в строительстве в Пакистане высоковольтных линий электропередачи, в создании гидроэнергетического комплекса в Гази-Баротха, в строительстве плотины Миранн и др.
Выводы
Анализ развития взаимоотношений России и Исламской Республики Пакистан с 1991 по 2014 г. показал, что после распада СССР руководство Пакистана одним из первых иностранных государств признало Россию правопреемницей СССР. В рассматриваемый период оба государства предпринимали усилия на высоком уровне для поддержания и развития отношений в самых различных областях. Тем не менее, зачастую заключенные межгосударственные соглашения и планы в силу различных факторов на практике не реализовывались. Один из таких факторов - перевод российской экономики на рыночные отношения. Российская сторона во взаимодействии с иностранными партнерами, в том числе и с пакистанскими, зачастую во главу угла ставит экономический интерес в ущерб политическим отношениям.
Вместе с тем совершенно очевидно, что Россия не должна «игнорировать» государство с 200 миллионным мусульманским населением, расположенное в крайне важном для нее регионе, где три государства обладают ядерным потенциалом, и откуда исходит самая главная угроза для России угроза - афганские наркотики.
Ситуация в мире, в регионах Южной, Юго-Западной и Центральной Азии меняется стремительно. Теряет свою актуальность в российско-пакистанских отношениях и индийский фактор. Стремительно развивающаяся Индия в своей внешней политике уже не ориентируются только на Россию, она реализует многостороннюю дипломатию и наращивает закупки военной техники у США, Израиля и Франции. Россия, учитывая реалии сегодняшнего дня, также должна вносить коррективы в свою внешнеполитическую стратегию.
Что касается афганского фактора, то вполне очевидно, что российско-пакистанское сотрудничество в области терроризма, борьбы с наркотрафиком будет способствовать нормализации ситуации как в самом Афганистане, так и Пакистане. Для развития всестороннего диалога между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан существуют благоприятные возможности, тем более что Пакистан постоянно высказывает заинтере-
сованность во взаимовыгодном сотрудничестве в области экономики, науки,
военной техники, культуры, образования, туризма и спорта.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Белокреницкий В.Я. История Пакистана. XX век (в соавторстве с В.Н. Москаленко). М., 2008; Белокреницкий В.Я. Россия и «исламский треугольник» (Афганистан, Иран, Пакистан) // Афганистан: проблемы войны и мира. Вып. 3. М., 2000; Жмуйда И.В., Замараева Н.А., Москаленко В.Н., Серенко И.Н., Сотников В.И. Современное внутриполитическое и экономическое положение Пакистана. Сайт Института Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru; Каменев С.Н., Серенко И.Н. Укрепление российско-пакистанских отношений как фактор региональной консолидации. Сайт «Свет русской цивилизации». URL: http://analitiya.ru/zc_2_081.htm.
[2] Советско-пакистанские отношения (1948-1963 гг.) Сборник документов. Отдел Южной Азии МИД СССР. М., 1964. С. 1-2.
[3] Серенко И.Н. Установлению российско-пакистанских дипломатических отношений - 60 лет. Сайт Института Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru.
[4] Лунев С.И. Пакистан или Индия: выбор для России // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. Том 12. № 3 (38). Июль-сентябрь 2014. URL: http://www.intertrends.ru.
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 416 «О подписании Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан». Сайт «Поиск закона». URL: http://poisk-zakona.ru/259717.html.
[6] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан «О торгово-экономическом сотрудничестве». Сайт МИД РФ. Исламская Республика Пакистан. URL: http://new.mid.ru/maps/pk/-/asset.
[7] Торгово-экономические отношения России и Пакистана. Справочная информация. Сайт «МИД РФ. ИРП». URL: http://new.mid.ru.
[8] The Moscow Times. Moscow. 2003. 2 fev.
[9] Каменев С. Н. Проблемы и перспективы развития российско-пакистанских отношений в начале XXI века. Сайт «Свободная мысль». URL: http://svom.info/entry/352-neuverennyj-podem.
[10] Там же.
[11] Аналитическая справка по статистике внешней торговли Пакистана с Российской Федерацией в 2012 году. Сайт «Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ». URL: http://www.ved.gov.ru/exportcount-ries/pk/pk_ru_relations.
[12] Russia endorses full SCO membership for Pakistan. Сайт «Dawn.COM». URL: www.dawn.com.
[13] Каменев С.Н. Почему президент РФ В.В. Путин не поехал на 4-сторонний саммит в Пакистан. Сайт «ЦентрАзия». URL: http://www.centrasia.ru.
[14] Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу провел переговоры с пакистанским коллегой Х. Асифом. Сайт Посольства РФ в Пакистане. URL: http:// pakistan.mid.ru.
[15] Моргулов И. Россия и Пакистан: перспективы взаимодействия. Сайт Посольства РФ в Пакистане. Генеральное консульство в Карачи. URL: http://pakistan.mid.ru/morgulov.
REFERENCES
[1] Belokrenitskiy V.J. Historiya Pakistana. XX vek. (v soavtorstve s V.N. Moskalenko). [The History of Pakistan, twentieth century (co-authored with V.N. Moskalenko)]. Moscow, 2008; Belokrenitskiy V.J. Rossiya i «islamskiy treugolnik» (Afganistan, Iran, Pakistan) [Russia and the Islamic triangle" (Afghanistan, Iran, Pakistan)]. Afghanistan: problems of war and peace [Afghanistan: the problem of war and peace]. Moscow, 2000, vol. 3; Gmuyda I.V., Zamaraeva N.A., Moskalenko V.N., Serenko I. N., Sotni-kov V.I. Sovremennoye vnutripolititheskoye i economitheskoye poligeniye Pakistana. [Modern political and economic situation in Pakistan]. URL: http://www.iimes.ru; Kamenev S.N., Serenko I. N. Ukrepleniye rossiysko-pakistanskih otnocheniy kak factor regionalnoy konsolidatsii [The strengthening of Russian-Pakistani relations as a factor of regional consolidation]. URL: http://analitiya.ru/zc_2_081.htm.
[2] Sovetsko-pakistanskiye otnocheniya (1948-1963 gg.). Sbornik dorumentov. Otdel Ugnoy Asii MID SSSR. [Soviet-Pakistan relations (1948-1963). The Collection of documents. The South Asia Department of the foreign Ministry of the USSR]. Moscow, 1964, pp. 1-2.
[3] Serenko I.N. Ustanovleniyu rossiysko-pakistanskih diplomaticheskih otnocheniy - 60 let. [The establishment of the Russian-Pakistani diplomatic relations - 60 years]. URL: http://www.iimes.ru.
[4] Lunev S.I. Pakistan ili Indiya: vibor dlya Rossii [Pakistan or India: the choice for Russia]. International processes. Journal of international relations theory and world politics - [International processes. Journal of the theory of international relations and world politics]. Vol. 12, no. 3 (38). July-September 2014. URL: http://www.intertrends.ru.
[5] The decree of the Government of the Russian Federation from 20.06.1992 No. 416 «On signing the Agreement on trade and economic cooperation between the Russian Federation and the Islamic Republic of Pakistan». URL: http://poisk-zakona.ru.
[6] Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Islamic Republic of Pakistan «on trade and economic cooperation». URL: http://new.mid.ru.
[7] Trade and economic relations between Russia and Pakistan. The background information. URL: http://new.mid.ru.
[8] The Moscow Times. Moscow, 2 February, 2003.
[9] Kamenev S.N. Problemi i perspektivi rasvitiya rossiysko-pakistanskih otnocheniy v natchale XXI veka [Problems and prospects of development of Russian-Pakistani relations in the early twenty-first century]. URL: http://svom.info.
[10] Ibid.
[11] Analytical report on foreign trade statistics of Pakistan and the Russian Federation in 2012. URL: http://www.ved.gov.ru
[12] Russia endorses full SCO membership for Pakistan. URL: www.dawn.com.
[13] Kamenev S. N. Potchemu president RF V.V. Putin ne poehal na 4-h storonniy sammit v Pakistan? [Why the Russian President Vladimir Putin did not go on 4-sided summit in Pakistan?]. URL: http://www.centrasia.ru.
[14] The Russian defense Minister, General of the army Sergei Shoigu held talks with Pakistani counterpart H. Asif. URL: http://pakistan.mid.ru.
[15] Morgulov I. Rossiya i Pakistan: perspektivi vsaimodeystviya [Russia and Pakistan: prospects for cooperation]. URL: http://pakistan.mid.ru/morgulov.
RUSSIAN-PAKISTANI INTERGOVERNMENTAL RELATIONS: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
A.I. Khashkhanov
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The article analyzes the development of the Russian-Pakistani intergovernmental relations from 1991 to the present. The relations between Russia and Pakistan are not developing easily, as their development is influenced by a number of factors. One of the factors is the USA, which involved Pakistan in a number of military-political blocs hostile to the USSR in the period of the Cold war. This factor formed certain negative stereotypes in their mutual perception. Another factor is the Indian one which Russia has always had to consider in building relations with Pakistan. Besides, the Afghan factor influenced the bilateral relationships. The article considers the direction of the interstate relations between Russia and Pakistan, marks the leading spheres of trade and economic cooperation. The author analyzes the reasons which hinder their further development and notes attractive areas of cooperation that is in the interests of the two countries in the new international terms.
Key words: Central and South Asia, Pakistan, Soviet-Pakistani cooperation, trade and economic relations, Asif Ali Zardari, Nawaz Sharif, Shoigu's visit to Pakistan, militarytechnical cooperation, Afghan drug trafficking, regional security.