Научная статья на тему 'Российско-монгольский политический диалог в постсоветский период'

Российско-монгольский политический диалог в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / РОССИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базаров Виктор Борисович

Статья посвящена истории монголо-российских отношений в постсоветский период. Монголия и Россия вступили в демократический период, который разрушительным образом подействовал на экономики этих стран, характеризовался разрывом экономических связей, ослаблением политического диалога. На пути реформ Россия и Монголия, сохраняя братские и дружественные связи, наращивали интенсивность социально-экономических и внешнеполитических связей в новом демократическом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-монгольский политический диалог в постсоветский период»

Базаров Виктор Борисович

канд. ист. наук, старший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ) Электронная почта: bazarov_science@mail.ru

УДК 94(517)

Российско-монгольский политический диалог в постсоветский период

Ключевые слова: Монголия, Россия, геополитика, Восточная Азия, внешняя политика Монголии

Статья посвящена истории монголо-российских отношений в постсоветский период. Монголия и Россия вступили в демократический период, который разрушительным образом подействовал на экономики этих стран, характеризовался разрывом экономических связей, ослаблением политического диалога. На пути реформ Россия и Монголия, сохраняя братские и дружественные связи, наращивали интенсивность социально-экономических и внешнеполитических связей в новом демократическом формате.

На протяжении 70 лет СССР и МНР проводили согласованную внешнюю политику. Находясь в фарватере СССР, Монголия копировала советскую внешнеполитическую стратегию, опираясь на интернациональную помощь СССР и других стран социализма. Как следствие этой стратегии, у Монголии была сужена возможность проведения самостоятельной, независимой внешней политики, так как Советский Союз добивался от Монголии выполнения своих рекомендаций.

После провозглашения суверенитета Монголия начала проводить собственную независимую от Москвы внешнюю политику, и в феврале 1991 года премьер-министрами России и Монголии И. Силаевым и Д. Бямбасурэном была подписана Декларация о дружбе и добрососедском сотрудничестве между странами и заключено межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве [2, с. 376]. Новая Россия существенно ослабила внимание к Монголии, что явилось результатом концентрации усилий обеих стран на собственных внутренних проблемах, кризисного состояния их экономик. Кроме того, односторонняя ориентация России на страны Запада привела к разрыву наработанных, испытанных и проверенных временем связей с Монголией в политических, культурных, идеологических сферах. Резко сократились связи с соседями - бывшими советскими республиками (Казахстан, Киргизия) и российскими автономиями (Республики Бурятия, Алтай, Тыва и др.). За короткий срок была разрушена вся система международных кооперативных связей Монголии в сфере экономики, науки и техники, культуры и т.д. В результате было выведено из строя энергетическое хозяйство, закрылись десятки промышленных предприятий, начались перебои с транспортом. Страна испытывала острый дефицит продовольствия,

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ -МинОКН Монголии №15-21-03006 «Монгольский мир в условиях взаимодействия России и

Восточной Азии в ХХ-ХХ1 вв.»

товаров повседневного спроса, на потребление которых государство было вынуждено ввести нормированное ограничение. Образовавшийся вакуум, связанный с дефицитом дружественных отношений стал восполняться за счёт реализации экономических интересов стран Запада и азиатских держав, особенно Китая, Японии и Южной Кореи.

Ко второй половине 1990-х годов руководство России пришло к осознанию новой, более продуманной, политики по отношению к странам Восточной и Центральной Азии, в том числе и по отношению к Монголии. Началом поворота внешнеполитического курса России в сторону Монголии стало подписание в феврале 1993 года президентами Монголии и России П. Очирбатом и Б. Ельциным «Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве» сроком на 20 лет. Согласно Договору партнёры рассматривают друг друга как дружественные государства, которые строят отношения на принципах уважения суверенитета и независимости, равенства, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, добрососедства, партнёрства и сотрудничества [1, с. 3-4].

Этот Договор ознаменовал новый этап сотрудничества двух стран, построенный на новых отношениях. Новые отношения опираются на общепринятые формы межгосударственных отношений и исходят из принципов уважения и соблюдения интересов друг друга, взаимовыгодности и равноправия каждой из сторон. При этом в условиях многопартийности построение отношений между двумя государствами диктовались не отношениями между правящими партиями, а условиями международной практики.

На протяжении второй половины 1990-х годов на фоне общего ослабления позиций российского государства проводились важные встречи на высшем уровне. К концу 90-х годов монголо-российские отношения более эффективно развивались в области политики и дипломатии. Что касается экономического, торгового и научно-технического сотрудничества, имеющего огромные резервы, то оно не отличалось высокими темпами. Кроме того, оставались нерешёнными вопросы о внешней задолженности Монголии перед Россией, высокие тарифы на железнодорожные перевозки товаров по российской территории, высокие российские пошлины, отсутствие договорённостей о взаимных безвизовых поездках и др. Тем не менее, сотрудничество приобрело новое качество - их участники являются равноправными политическими партнёрами, а торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество осуществляется на здоровых принципах взаимной выгоды. Тем самым в течение 90-х годов была наработана солидная база для нового, более высокого уровня отношений.

28 июня 2000 года Президент России В. В. Путин утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, правовую базу которой составляют Конституция РФ, федеральные законы и другие правовые акты. Так, в Концепции говорится: «Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений» [6]. Концептуальные основы внешней политики Монголии и России в своих главных чертах совпадали, что создало

новые благоприятные возможности для развития политического, экономического и других форм сотрудничества. Этот курс подтвердило пришедшее к власти в июне 2000 года правительство Н. Энхбаяра, представлявшее победившую на парламентских выборах МНРП, сохраняющую преемственность внешней политики государства.

13-14 ноября 2000 года Президент Российской Федерации В. В. Путин совершил официальный визит в Монголию по приглашению Президента Н. Багабанди. Руководители двух государств провели обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и по представляющим взаимный интерес международным проблемам. Состоявшиеся в Улан-Баторе встречи и переговоры руководителей Российской Федерации и Монголии стали важным этапом в развитии традиционно дружественных отношений между двумя странами. По результатам встречи была принята Улан-баторская декларация, которая подтвердила приверженность основным положениям Договора от 20 января 1993 года.

После перехода России и Монголии на новую модель взаимоотношений вопрос об урегулировании задолженности Монголии по ранее предоставленным ей бывшим СССР государственным кредитам обострился. Монгольский долг России составил около 10 млрд. переводных рублей. К 2002 г. проценты по монгольскому долгу составили ещё 1 млрд. долл. Переговоры по данной проблеме между полномочными представительствами двух стран официально начались ещё в 1988 г. В 2005 году по результатам переговоров российская сторона списала Монголии 98% её задолженности, а монгольская сторона выплатила 250 млн. долл. В своём послании президенту Монголии Н. Ба-габанди президент России В. В. Путин отметил, что решение этой проблемы «открывает широкие горизонты для дальнейшего развития всего комплекса отношений между нашими странами, включая инвестиционную сферу» [2, с. 385].

Важным этапом укрепления сотрудничества между Монголией и Россией стал визит в марте 2004 года секретаря Совета безопасности Российской Федерации В. Б. Рушайло, итогом чего стало подписание в Улан-Баторе межправительственного соглашения об оказании монгольскому государству военно-технической помощи на безвозмездной основе.

По приглашению Президента Российской Федерации В. В. Путина Президент Монголии Н. Энхбаяр 4-9 декабря 2006 года посетил с официальным визитом Российскую Федерацию [5]. 8 декабря 2006 года в рамках встречи была принята Московская декларация Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Монголии Нам-барыном Энхбаяром.

Заметно активизировался российско-монгольский политический диалог, причём взаимные встречи стали особенно интенсивными с 2007 г. [4]. В рамках министерской встречи Диалога по сотрудничеству в Азии 4 июня 2007 г. состоялась беседа Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с Министром иностранных дел Монголии Н. Энхболдом. 16 августа 2007 г. в рамках саммита ШОС в Бишкеке состоялась встреча Президента Российской Федерации

B. В. Путина с Президентом Монголии Н. Энхбаяром. В июне 2007 г. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

C. С. Собянин посетил Улан-Батор с рабочим визитом, в ходе которо-

го был подписан Протокол о сотрудничестве между президентскими администрациями двух стран. 2-5 октября 2007 г. с официальным визитом в России побывал министр иностранных дел Монголии Н. Энх-болд. 7-10 октября 2007 г. состоялся визит в Российскую Федерацию Секретаря Совета Национальной Безопасности Монголии П. Сундэ-ва, по итогам которого подписан План сотрудничества между Советом Безопасности Российской Федерации и Советом Национальной Безопасности Монголии на 2008-2009 годы. В октябре 2007 г., а также в январе 2008 г. состоялись визиты в Российскую Федерацию начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Монголии Ц. Того.

В конце января 2008 г. по приглашению партии «Единая Россия» Москву посетил генеральный секретарь Монгольской народно-революционной партии Ё. Отгонбаяр. 17-21 февраля состоялся визит в Монголию исполняющего обязанности Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации В.А. Соболева. 25 февраля в Сеуле состоялась встреча Президента Монголии Н. Энхбаяра с Председателем Правительства России В. А. Зубковым.

10-13 апреля 2008 г. состоялся официальный визит в Москву Премьер-министра Монголии с. Баяра. Подписаны 8 межправительственных и межведомственных документов, 3 соглашения между юридическими лицами, опубликовано совместное коммюнике.

15-16 мая 2008 г. осуществлён рабочий визит в Москву Президента Монголии Н. Энхбаяра. Он был принят Президентом Российской Федерации. Д. А. Медведев вручил Н. Энхбаяру медаль Пушкина, которой он был награждён Указом Президента Российской Федерации № 1440 от 31 октября 2007 г. «За большой вклад в распространение, изучение русского языка, сохранение культурного наследия, сближение и взаимообогащение культур наций и народностей» . Глава монгольского государства встретился с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Мироновым, а также посетил Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1980 г. Н. Энхбаяру был вручён диплом почётного доктора Литинститута и предоставлена возможность выступить с продолжительной лекцией перед преподавателями и студентами этого вуза.

С 25 по 26 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев находился с двухдневным государственным визитом в Монголии по приглашению главы монгольского государства Цахи-агийн Элбэгдоржа [7].

Монголо-российский саммит в Улан-Баторе был приурочен к 70-летнему юбилею победы советских и монгольских воинов на Хал-хин-Голе.

Одним из важных вопросов, затронутых на переговорах, был вопрос о масштабной модернизации АО «УБЖД», КОО «Предприятие Эрдэнэт» и российско-монгольского объединения «Монголросцвет-мет» . Монгольская сторона обратилась с предложением к российской стороне уделить особое внимание вопросу дальнейшего увеличения объёмов продукции, перевозимой транзитом через территорию Монголии.

По итогам российско-монгольских переговоров главы государств подписали Декларацию о развитии стратегического партнёрства между Россией и Монголией. В присутствии лидеров двух стран подписан ряд двусторонних документов. Среди них:

1) меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между Управлением железнодорожного транспорта Монголии и ОАО «РЖД»;

2) меморандум о взаимодействии между АО «УБЖД» и ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг»;

3) протокол о сотрудничестве и обмене правовой информацией между Центризбиркомами двух стран;

4) соглашение между правительствами Монголии и России о создании совместной компании с ограниченной ответственностью «Дор-нод уран».

Президенты России и Монголии дали поручения правительствам двух стран в кратчайшие сроки окончательно урегулировать вопрос о задолженности Монголии перед Россией.

В сентябре 2015 года в Монголию с официальным визитом прибыл Президент РФ Владимир Путин [3, с. 1]. Визит состоялся в период празднования 75-летнего юбилея победы в боях на реке Халхин-Гол.

В поездке главу российского государства сопровождали министр иностранных дел Сергей Лавров, вице-премьер Юрий Трутнев, министр энергетики Александр Новак, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, глава РЖД Владимир Якунин. От представителей бизнеса в состав делегации вошли гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, глава «Роснефти» Игорь Сечин, глава «Русала» Олег Дерипаска, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Одним из пунктов в совместном заявлении Ц. Элбегдоржа и В. В. Путина стала тема развития монголо-российских торгово-экономических отношений, намерение увеличить внешнеторговый оборот двух стран до 10 млрд. долларов США к 2020 г.

По окончании переговоров главы двух государств приняли участие в торжественной церемонии подписания 15 документов, имеющих большое значение для развития двусторонних отношений и сотрудничества. В основном это были межправительственные и межведомственные соглашения по линии Министерств юстиции, строительства, транспорта и железных дорог, экономического развития, казначейства, миграционной службы.

Особо следует выделить соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии. Наконец, был решён вопрос безвизового режима между Россией и Монголией, граждане получили возможность посещать соседнюю страну без визы в течение 30 дней. Визит В. В. Путина в Монголию в 2014 году завершил длительный процесс ввода безвизового режима между странами, который продолжался более чем 20 лет, являлся болезненным вопросом в современных монголо-российских отношениях. Соглашение вступило в силу с 1 января 2015 года.

Также важным событием стало подписание соглашения о модернизации и стратегическом партнёрстве по развитию Улан-баторской железной дороги. Были согласованы основные принципы сотрудничества по модернизации железных дорог. Стороны договорились безотлагательно приступить к работе по электрификации железнодорожных путей, строительству параллельной линии. Финальный этап работ намечен на конец 2020 года.

В ходе визита Монголия и Россия договорились об укреплении взаимодействия в сфере воздушного транспорта. Этому будут способствовать протокол о сотрудничестве в сфере гражданской авиации, а также меморандум о расширении сети авиамаршрутов «Аэрофлота» и «Монгольских авиалиний».

Президент В. Путин в совместном заявлении подчеркнул, что Россия традиционно является надёжным поставщиком электроэнергии в Монголию, играет важную роль в обеспечении её энергетической безопасности, а также, что один из мировых лидеров в сфере добычи углеводородного сырья, российская компания «Роснефть», покрывает большую часть потребностей Монголии в нефтепродуктах, снабжает международный аэропорт «Чингисхан» в г. Улан-Батор и имеет большие планы развития своей деятельности на монгольском рынке.

В. В. Путин отметил, что отечественные (российские) производители автомобильной промышленности намерены увеличить поставки своей продукции на монгольский рынок, так как в Монголии они видят устойчивый рынок, обладающий гарантированным спросом на российские автомобили.

Также Президент РФ заявил, что Монголия имеет хорошие возможности существенно увеличить поставки животноводческой продукции на российский рынок при соблюдении соответствующих российских санитарных норм.

В ходе переговоров особое внимание было уделено и гуманитарным вопросам, гуманитарным связям: образованию, культуре, взаимному выезду граждан, обучению специалистов. Было подписано соглашение между ОАО «НК «Роснефть»» и Министерством образования и науки Монголии в области содействия организации обучения граждан Монголии в вузах-партнёрах ОАО «НК «Роснефть»».

Таким образом, изменения геополитической ситуации в мире существенным образом сказались на российско-монгольских отношениях. Новая Россия на первых порах ослабила внимание к Монголии, что стало результатом концентрации усилий обеих стран на собственных внутренних проблемах, кризисного состояния их экономик. Кроме того, однобокая ориентация России на страны Запада привела к разрыву наработанных, испытанных и проверенных временем связей с Монголией в политических, культурных, идеологических сферах. Российско-монгольские отношения в исследуемый период от резкого охлаждения и кризиса двигались в направлениях усиления взаимного сотрудничества и взаимной выгоды. Однако спад экономического и научно-технического сотрудничества принял затяжной характер. Кроме того, большое число вопросов, без решения которых не могли развиваться двусторонние отношения, оставались без ответа. К середине 90-х годов руководство России пришло к выводу, что без продуманной политики по отношению к странам Азии, в том числе и по отношению к Монголии, Российская Федерация не в состоянии развиваться как великая держава.

В период 1990-х - 2000-х гг. состоялась серия важнейших дипломатических актов, которые усилили потенциал взаимодействия двух стран, более чётко определили формат взаимоотношений, создали механизмы реализации соглашений.

В ходе многолетней работы была достигнута договорённость о завершении работы по инвентаризации договорно-правовой базы рос-

сийско-монгольских отношений. Достижением сторон стал Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы. Определилась программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на среднесрочную перспективу. Было активизировано сотрудничество в области железнодорожного транспорта. В ходе переговоров были сделаны попытки добиться более тесного взаимопонимания в вопросах миграционных взаимоотношений. Неоспоримый прогресс был достигнут в культурном и научном сотрудничестве. Разрешение самого болезненного в российско-монгольских отношениях вопроса о «большом долге», ввод безвизового режима между Монголией и Россией открыли новые возможности для наращивания всестороннего взаимодействия между двумя странами.

Литература

1. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/13045 [Дата обращения: 30.07.2015]

2. История Монголии. ХХ век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - 448 с.

3. Хэрлэн Д. 2014. Президент России Владимир Путин: «Я знаю, что монгольский народ питает особые чувства к России» . - Монголия Сегодня №37 (638). с. 1-5.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.archive.mid.ru//bdomp/dip_vest.nsf /99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/4d2aa505cca7e187c325695f0021fd cc!OpenDocument [Дата обращения: 30.07.2015].

5. Президент Монголии Н. Энхбаяр 4-9 декабря 2006 года посетил с официальным визитом Российскую Федерацию. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/interdocs/2006/12/08/1726_type72067_115119.shtml?type=72067 [Дата обращения: 10.08.2014].

6. Новая Концепция внешней политики Российской Федерации. Сайт Министерства иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e70041 99c2/66090e17a71e46a6c3256e2a00434449?0penDocument [Дата обращения: 10.10.2008].

7. С 25 по 26 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев находился с двухдневным государственным визитом в Монголии Сайт посольства Российской Федерации в Монголии [Электронный ресурс]. URL: http://www.mongolia.mid.ru/press_66. html [Дата обращения: 10.08.2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.